Научная статья на тему '«Гражданско-патриотическое воспитание в рамках ФГОС на уроках истории и обществознания»'

«Гражданско-патриотическое воспитание в рамках ФГОС на уроках истории и обществознания» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2830
445
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / CIVIC CONSCIOUSNESS / PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ситникова Ирина Валерьевна

В СТАТЬЕ ОСВЕЩАЮТСЯ ВОПРОСЫ ГРАЖДАНСКОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЁЖИ В РАМКАХ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION IN THE FRAMEWORK OF THE GEF ON THE LESSONS OF HISTORY AND SOCIAL SCIENCE"

The article highlights the issues of civil and Patriotic education of youth in the framework of new educational standards.

Текст научной работы на тему ««Гражданско-патриотическое воспитание в рамках ФГОС на уроках истории и обществознания»»

«ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В РАМКАХ ФГОС НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»

Ситникова Ирина Валерьевна

преподаватель истории и обществознания Ачинского колледжа отраслевых технологий и бизнеса Россия, г. Ачинск

Аннотация: в статье освещаются вопросы гражданского и патриотического воспитания молодёжи в рамках новых образовательных стандартов.

Ключевые слова: гражданственность, патриотизм.

"CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION IN THE FRAMEWORK OF THE GEF ON THE LESSONS OF HISTORY AND SOCIAL SCIENCE"

Irina Sitnikova

teacher of history and social science Achinsk College industry technology and business Russia, Achinsk

Abstract: the article highlights the issues of civil and Patriotic education of youth in the framework of new educational standards.

Keywords: civic consciousness, patriotism.

Воспитание гражданина всегда было важной задачей государства и учебного заведения , но сегодня это одна из самых острых и актуальных проблем. Среди целей исторического и обществоведческого образования в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения выделяются основные: «воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества». Современная молодежь растет под влиянием средств массовой информации и Интернета, которые часто не способствуют формированию гражданских и нравственных качеств личности. Многие современные исследователи проблем общественной жизни говорят о том, что образовался духовный, идейный, ценностный вакуум, в котором оказалось подавляющее большинство современной молодежи. Как остановить распространение равнодушия, эгоизма, немотивированной агрессивности, неуважительного отношения к истории нашей страны? Как найти путь к разуму и сердцам наших подростков, чтобы осознание чувства любви к Родине стало полнее и значительнее? Эти вопросы сегодня волнуют педагогов. Уроки истории и обществознания всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма студентов, благодатный материал для чего дает изучение истории России. Научить патриотизму невозможно, но преподаватель должен и обязан создать все предпосылки для его формирования. На уроках истории и обществознании есть все возможности для реализации данного требования. Студентам можно предложить написать эссе, сочинения, диспуты на следующие темы: «Выдающиеся личности в истории моей страны», «Герои России», «Герои локальных конфликтов», «Наши земляки в Великой Отечественной войне» и многие другие. Просмотр кинофильмов о войне: «Брестская крепость», «Сталинград», «Мы из будущего», «Снайпер» и другие, также

способствует осознанию героизма и мужества наших дедов и отцов. Большую роль в деле патриотического воспитания молодежи играют уроки героического прошлого наших предков. Изучая тему «Россия на рубеже ХУТ-ХУП вв.» урок «Смута в Российском государстве» посвящен трагическим событиям Смутного времени в начале XVII века. Важным компонентом данного урока является его эмоциональная составляющая, которая побуждает сопереживать, сочувствовать, оценивать и анализировать, осознать истоки российского патриотизма. Студенты подводятся к пониманию того, что только единые, коллективные усилия народа, его самоотречение, готовность человека пожертвовать многим, в том числе своей жизнью, позволяют добиться в такие моменты спасения Отечества. Студенты готовят презентацию « История смутного времени в лицах», сообщения о понравившемся им историческом деятеле. Знакомятся с историческими личностями смутного времени, выступают с сообщениями об их подвиге и судьбе. Эту тему я продолжаю и во внеклассной работе, проводя игру-викторину «Едино государство, пока един народ!». Студенты познакомились с экспонатами выставки, предоставленными красноярским историческим музеем нашему городу, посмотрели отрывок из фильма «1612», самостоятельно изучили содержание планшетов, а некоторые смогли побыть в роле экскурсоводов и донести своим товарищам смысл и содержание представленной информации. Экскурсия получилась интересной и познавательной. Ребята еще раз осознали роль личностей этого периода нашей истории. Закрепили знания о причинах, значении и итогах Смуты. О народном движении - объединяющей силе в борьбе с польско-шведскими интервентами. Такие встречи с историей помогают воспитывать чувство патриотизма, уважительного отношения к прошлому нашей Родины, гордость за её народ и понимание сути праздника «День народного единства и согласия», который наша страна отмечает 4 ноября.

Большую воспитательную нагрузку несут на себе также уроки по темам «Отечественная война 1812 года», Великая Отечественная война и другие. Воспитанию любви к Родине способствуют образы Кутузова, Багратиона, Раевского, Жукова, Малиновского, Говорова, Конева, Рокоссовского и других. Формированию патриотизма способствуют внеклассные мероприятия на исторические и обществоведческие темы такие как: конкурс «Русский солдат умом и силой богат», викторина «Величайшая в истории Победа» о событиях и героях Великой Отечественной войны, беседа «Молодые герои победы. Аргунское ущелье» (о героях участниках Чеченской войны). Студенты принимают участие в международных и всероссийских олимпиадах по истории и обществознанию: «Битвы и военные операции в Великой Отечественной войне», «История предков», «Знатоки обществознания» и занимают призовые места. Формирование у подростков гражданско-патриотических ценностей на моих уроках осуществляется в следующих формах: исследовательские работы, внеклассные мероприятия, классные часы на темы: «Знатоки Конституции», «Символы государства», « Твое право голоса». Презентации и дискуссии по актуальным проблемам действительности: «Права ребенка в России», «Проблемы молодежи», «Молодёжные субкультуры». Деловые игры «Основной закон государства» « Выборы», беседы и эссе по темам: «Что я могу сделать для своей страны», «Моя родословная», «Если бы я был президентом...» и многое другое. Так строиться процесс воспитания гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. У учащихся появляется возможность соотнести общие представления, полученные в ходе урока, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их семьи, друзья, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах города, края и страны в целом. Только благодаря целенаправленной, сознательной деятельности преподавателя и активному участию студентов в изучении российской истории, истории родного края, в познавательной исследовательской и творческой деятельности, возможно, реализовать идеи гражданского и патриотического воспитания личности. Качественный уровень воспитанности студентов может быть заметен в их поведении, в отношении к

себе, к окружающим, к проблемам колледжа, города, страны, в их активной или пассивной гражданской позиции.

Список литературы:

1. «Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия». /Преподавание истории в школе. №7. 2007 г./

2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения. М. Просвещение. 2012.

3. В. В.Козлов, А. М.Кондаков. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Стандарты второго поколения. М. Просвещение. 2011.

4. Сафроновой Е. М., Поповой Е. Н. "Способы оценки качества патриотического воспитания подростков" /Воспитание школьников" №3. 2011/.

Bibliography:

1. "Civil-Patriotic education of children and youth: issues and strategies". /History teaching at school. No.7. 2007/

2. Danyluk A. Y., Kondakov A. M., Tishkov V. A. the Concept of spiritual-moral development and education of the person citizen of Russia. The second generation standards. M. Education. 2012.

3. V. V. Kozlov, A. M. Kondakov. Fundamental core content of General education. The second generation standards. M. Education. 2011.

4. Safronova E. M., Popova E. N. "Methods of assessing the quality of Patriotic education of teenagers" /Parenting students" No. 3. 2011/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.