Научная статья на тему 'Гражданско-патриотическое воспитание студенческой молодежи средствами театра масс'

Гражданско-патриотическое воспитание студенческой молодежи средствами театра масс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
492
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ / РЕАЛЬНЫЕ ГЕРОИ / ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ / ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ / CIVIL / PATRIOTIC EDUCATION / HISTORICAL MEMORY / DOCUMENTARY MATERIAL / REAL HEROES / A JOURNALISTIC PERFORMANCE / A THEATRICAL PERFORMANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даянова Д. П.

В статье рассматриваются вопросы гражданского и патриотического воспитания студенческой молодежи средствами театра масс, поскольку именно театрализованное представление, отвечает современным социальным запросам и позволяет художественно-зрелищными формами воздействовать на молодежь как наиболее восприимчивую социальную группу, эта та потенциальная сила, которая способная стабилизировать и внести корректировки в системе ценностных предпочтений современной молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Civil-Patriotic education of student youth by means of the theatre of the masses

To be considered questions of civil and Patriotic education of student youth by means of the theatre of the masses, because it is a theatrical performance, meet current social needs and allows artistic and spectacular forms of influence on young people as the most receptive social group, this is potential power which is able to stabilize and make adjustments in the system of value preferences of today's youth.

Текст научной работы на тему «Гражданско-патриотическое воспитание студенческой молодежи средствами театра масс»

развитию социокультурной компетентности человека.

Велика в этом деле роль профессорско-преподавательского состава вуза, выступающего не только носителем и проводником культуры, а вместе с тем как общей, так и профессиональной эрудированности, толерантности, учтивости тактичности и т.д.

Существенный потенциал развития социокультурной компетентности личности несет в себе и реализация педагогически организованных форм студенческого досуга, в ходе которого будущие специалисты приобщаются к межнациональным образцам искусства. Фестивали, конкурсы, клубная работа, ставшие непременным атрибутом культурно-досуговой деятельности учреждений высшего профессионального образования фактически являются полем межкультурного воспитания человека, основанного на познании многих искусств различных народов. Таким образом, вузовское образование обладает существенном потенциалом формирования социокультурной компетентности, позволяя в рамках процесса профессиональной подготовки подготовить будущих специалистов к дальнейшей работе в условиях поликультурного общества.

Однако завершение профессиональной подготовки не означает окончания процесса формирования социокультурной компетентности личности, поскольку различные его аспекты реализуются и в ходе послевузовского образования, а также различных видов повышения квалификации и т.д. Кроме того на этом этапе процесс формирования социокультурной компетентности личности уже не требует внешнего педагогического вмешательства и основывается на принципе самоорганизации.

Таким образом, процесс формирования социокультурной компетентности личности может рассматриваться лишь с позиции непрерывности, поскольку каждый уровень образовательной системы в нашей стране лишь в определенной мере решает эту сложную задачу.

Литература

1. Бывшева М.В. Проблема преемственности в контексте непрерывности системы образования / / Педагогическое образование в России. 2012. № 3. С. 28-32.

2. Гримовская Л.М. Формирование основ межкультурной компетентности у детей 6-8 лет // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2016. № 4 (43). С. 132-141.

3. Груздева И.В. Потенциал проектно-исследовательской деятельности в формировании социокультурной компетентности учащихся гимназии // Пермский педагогический журнал. 2014. № 5. С. 16-20.

4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Одобрена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751) // Учительская газета. 2000. № 43.

5. Пурскалова Ю.В. Педагогические условия социокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста / / Теория и практика общественного развития. 2014. № 21. С. 305-308.

Referenses

1. Byvsheva M.V. Problema preemstvennosti v kontekste nepreryvnosti sistemy obrazovaniya / / Pedagogicheskoe ob-razovanie v Rossii. 2012. № 3. S. 28-32.

2. Grimovskaya L.M. Formirovanie osnov mezhkul'turnoj kompetentnosti u detej 6-8 let / / Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tihonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriya 4: Pedagogika Psihologiya. 2016. № 4 (43). S. 132-141.

3. Gruzdeva I.V. Potential proektno-issledovatel'skoj deyatel'nosti v formirovanii sociokul'turnoj kompetent-nosti uchashchihsya gimnazii // Permskij pedagogicheskij zhurnal. 2014. № 5. S. 16-20.

4. Nacional'naya doktrina obrazovaniya v Rossijskoj Federacii. Odobrena postanovleniem Pravitel'stva RF ot 4 ok-tyabrya 2000 g. № 751) // Uchitel'skaya gazeta. 2000. № 43.

5. Purskalova YU.V. Pedagogicheskie usloviya sociokul'turnogo vospitaniya detej starshego doshkol'nogo vozrasta / / Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2014. № 21. S. 305-308.

УДК 7.091

Д.П.Даянова

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРА МАСС

В статье рассматриваются вопросы гражданского и патриотического воспитания студенческой молодежи средствами театра масс, поскольку именно театрализованное представление, отвечает современным социальным запросам и позволяет художественно-зрелищными формами воздействовать на молодежь как наиболее восприимчивую социальную группу, эта та потенциальная сила, которая способная стабилизировать и внести корректировки в системе ценностных предпочтений современной молодежи.

Ключевые слова: гражданское, патриотическое воспитание, историческая память, документальный материал, реальные герои, публицистическое представление, театрализованное представление.

Dinara P.Dayanova CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENT YOUTH BY MEANS OF THE THEATRE OF THE MASSES

To be considered questions of civil and Patriotic education of student youth by means of the theatre of the masses, because it is a theatrical performance, meet current social needs and allows artistic and spectacular forms of influence on young people as the most receptive social group, this is potential power which is able to stabilize and make adjustments in the system of value preferences of today's youth.

Keywords: civil, Patriotic education, historical memory, documentary material, real heroes, a journalistic performance, a theatrical performance.

На современном этапе развития Российского общества актуальным является вопрос гражданского и патриотического воспитания студенческой молодежи, как одного из ведущих направлений деятельности образовательных организаций. На сегодняшний день в Российской Федерации реализованы три государственные программы по данному направлению, которые показали положительные результаты в воспитании гражданственности и патриотизма юных граждан, с учетом эффективной реализации предыдущих программ разработана новая государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» В которой говорится: «Целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию» [5 от 10.11.17г. время обращения 9:56].

Становится очевидным, что без знания истории своей страны, сохранение исторической памяти и способности нести ответственность за судьбу государства, напрямую зависит от каждого гражданина Российской Федерации. Следовательно, формирование у современной молодежи осознанной гражданской позиции является первостепенной задачей в первую очередь образовательных учреждений любого типа. Особенно тогда, когда воспитание студенческой молодежи становится самой актуальной проблемой современности, на наш взгляд именно театрализованное представление, ориентировано не только на преобразование внутреннего мира отдельной личности, но и отвечает современным социальным запросам, позволяет художественно-зрелищными формами воздействовать на молодежь как наиболее восприимчивую социальную группу, театр масс эта та потенциальная сила, способная стабилизировать и внести корректировки в системе ценностных предпочтений. Работа режиссера театрализованных представлений и праздников всегда начинается с изучения исторического, документального материала. 2017 год богат событиями разного характера, это и 95 лет со дня создания Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина и 99 лет Всесоюзному ленинскому коммунистическому союзу молодежи (далее ВЛКСМ]. Безусловно, на сегодняшний день отношения к данным событиям неоднозначные, однако злободневность данных тем, возможность привлечения действительно существующих реальных героев, представителей той эпохи, еще раз доказывают актуальность изучения и внедрения в зрелищную форму вышеперечисленных событий. Одним из компонентов ценностей человека являются партикулярные ценности, это привязанность к малой родине, именно поэтому предметом нашего интереса является деятельность лидеров-комсомольцев Приволжского района города Казани.

Изучая материал по заявленной проблеме, мы выяснили, что интересно и увлекательно протекала комсомольская жизнь тогда еще молодых юношей и девушек в Приволжском районе, в частности на крупные промышленные предприятия которые действуют и по сей день, это:

• Завод «Теплоконтроль»;

• Казанский завод искусственных кож;

• Казанское трамвайно-троллейбусное управление;

• Завод по изготовлению комплектующих для авиационной промышленности, ныне Открытое акционерное общество «Радиоприбор»;

• Казанский химический комбинат, ныне Открытое акционерное общество «Нэфис-косметикс имени Мулланура Вахитова»;

• Казанский медико-инструментальный завод;

• Казанский завод металлоизделий.

Первомайская демонстрация (на фото представителей предприятий и заводов Приволжского района города Казани]

На этих ведущих предприятиях района проводились социальные соревнования, конкурсы профессио-

нального мастерства между комсомольскими организациями цехов и отделов заводов. И каждый из комсомольцев предприятия осознавал свою значимость, чувствовал свою причастность, осознавал свой посильный личный вклад и воспринимал общую награду как свою. Сегодняшним представителям молодого поколения трудно понять представителей той эпохи, поскольку в основном современные предприятия - это компьютеризованное производство.

Студенческий отряд КГИК - Молдавия, город Кагу 1985год.

На фотографии слева - Абдулхакова Айслу Радифовна, доктор педагогических наук, профессор. На фотографии справа налево - вторая Кормишина Гузела Мельсовна, доктор педагогических наук, доцент.

Среди образовательных учреждений Приволжского района одним из активных был и остается Казанский государственный институт культуры. Студенчество Приволжского района всегда принимало активное участие в движении строительных отрядов. Маршрутами студенческих объектов были Астраханская область, Молдавия, Узбекистан, ударные комсомольские стройки КАМАЗ и Нижнекамск. Казанский институт культуры направлял будущих режиссеров народных театров, хореографов, организаторов - методистов культурной просветительской работы в летние детские оздоровительные лагеря. Активное участие принимали студенты и учащиеся в смотрах художественной самодеятельности, агитбригадах, конкурсах профессионального мастерства, спортивных соревнованиях и деятельности по созданию музеев, клубов интернациональной дружбы и оказанию шефской помощи школам. Лидеры комсомольских движений и сегодня трудятся в нашем институте.

Особого внимания заслуживает личность Раиса Киямовича Беляева - крупного государственного и общественного деятеля Российской Федерации и Республики Татарстан.

Раис Киямович Беляев

В последние годы своей трудовой деятельности он возглавлял Казанскую государственную академию культуры и искусств. Начав свою общественную деятельность еще в студенческие годы в Казанском государственном университете, Раис Киямович прошел путь от секретаря райкома ВЛКСМ до секретаря Татарского обкома КПСС. Коллеги, которые долгие годы работали с ним, друзья вспоминают его как человека с уникальными природными качествами, приобретенными упорным трудом, профессиональными навыками и знаниями [1, с. 104].

Среди комсомольцев-активистов особую роль играли руководители пионерских организаций, это -старшие пионерские вожатые Приволжского района. День рождения пионерской организации Татарской АССР принято считать 5 июля 1923 года. Первый пионерский отряд был создан при обкоме и Верхнегородском райкоме комсомола на базе центрального коммунистического клуба, где проходили партийные и комсомольские конференции, пленумы, съезды и т.д. [2, с.5]. Нужно отметить, что пионерия Татарстана воспитывала юных ленинцев в духе дружбы народов и пролетарского интернационализма. Старшими товарищами и друзьями пионеров были пионерские вожатые из числа комсомольцев, которые личным примером

воспитывали у пионеров настойчивость в достижении цели и умение преодолевать трудности [4 от 08.11.2017 г. время обращения12:02].

Отряд пионерских вожатых "ВЕГА"Приволжского района города Казани на слете, посвященном 50-летию Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина

На протяжении десятка лет отряд старших пионерских вожатых Приволжского района был признан лучшим в городе. Не случайно именно старшие пионерские вожатые нашего района были трижды избраны делегатами от Татарстана на съезды ВЛКСМ:

1970 год (16 съезд ] - Каюрова Надежда, старшая пионерская вожатая средней школы № 2;

1982 год (19 съезд] - Ларионова Татьяна, секретарь учительской комсомольской организации, бывшая старшая пионерская вожатая средней школы № 82;

1987 год (20 съезд] - Лаврентьева Лариса, старшая пионерская вожатая средней школы № 127.

Андреева Людмила Николаевна (первый ряд, справа налево - вторая], секретарь райкома комсомола Приволжского района города Казани, на протяжении многих лет возглавляла Приволжский районный отдел образования.

Графская Ирина Григорьевна (второй ряд, справа налево - вторая], старшая пионерская вожатая средней школы №17 школа закончила обучение в педагогическом ВУЗЕ и впоследствие продолжала свою педагогическую деятельность в Приволжском Доме пионеров методистом. В 1991-е году Приволжский Дом пио-еров и школьников был переименован в Центр внешкольной работы, в котором Ирина Григорьевна с 19972007 гг. работала директором. Гатина Нейля Гайсовна (первый ряд, справа налево - шестая] в 1970-1977 гг. работала старшей пионерской вожатой средней школы № 127, а с 1977 года и по настоящее время работает методистом Центра внешкольной работы города Казани. Учреждения дополнительного образования всегда стремились к удовлетворению изменяющихся социокультурных и образовательных потребностей детей и подростков, создавая условия для их творческого развития и самореализации.

Огромную роль в работе с пионерией и школьным комсомолом играл Приволжский Дом пионеров и школьников, на базе которого были созданы различные кружки и клубы для развития творческих и организаторских способностей школьников. Дом пионеров был центром воспитания комсомольцев активистов Приволжского района под руководством Ермолаевой Галиной Сергеевной воспитывались лидеры комсомольского движения, Галина Сергеевна начинала свою трудовую деятельность с должности старшей пионерской вожатой средней школы №44, которая находилась на Старых горках, впоследствии перешла работать в среднюю школу №82. Накапливая педагогический опыт и становясь отличным специалистом своего дела, была приглашена в городской Дворец пионеров и школьников города Казани заведующей методическим отделом. Огромное трудолюбие и умение понимать и слушать людей вот отличительная черта Галины Сергеевны, очень часто она любила ссылаться на афоризм К.Е. Циолковского: «С начала я открывал истины известные многим, затеи стал открывать истины известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще неизвестные» [4 от 08.11.2017 г. время обращения12:40].

Ермолаеву Г.С. как грамотного руководителя уже в 1980 году пригласили работать директором Дома пионеров и школьников Приволжского района города Казани, в котором она проработала до 1997 года. За этот период Галиной Сергеевной созданы все условия для социального творчества детей и подростков, через многообразие форм деятельности учреждения, которые позволяли ребенку осознавать себя как личность, самоутверждаться, развивать свои интересы и способности.

Сегодня гордятся своей комсомольской юностью многие представители старших поколений и людей среднего возраста, поскольку это - люди, рожденные в Советском Союзе, выросшие на принципах и идеалах того времени, созданные слаженной многоступенчатой воспитательной системой.

Изучив данный историко-документальный материал, отделение режиссуры театрализованных представлений разработало крупномасштабный проект «Не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым», которое состоялось в стенах нашего института 25 октября 2017 года. В рамках проекта состоялись: • агитационно-художественное представление - «Комсомол - это эпоха» (см. фото 6];

• публицистическое действо - «Диалог поколений» (см. фото 7);

• театрализованное представление, посвященное 99-ой годовщине ВЛКСМ «Это время выбирало их...!»

Состоявшееся в концертном зале института театрализованное представление, посвященное 99-ой годовщине ВЛКСМ «Это время выбирало их...!» сконцентрировало в себе объемный документальный материал о комсомольцах Приволжского района города Казани, со сцены звучали поздравления в адрес ветеранов комсомольского движения и современного молодого поколения: секретаря районного комитета комсомола Приволжского района города Казани - Валерии Шамилевны Масленниковой; руководителя районного штаба «Буревестник» Гузяль Камилевны Мифтаховой. Видеоматериалы о комсомольцах района, которые начинали свою педагогическую деятельность в должности старших пионерских вожатых произвели глубокое впечатление на представителей молодого поколения. Сегодня можно с уверенностью говорить всему тому молодому поколению, и тем, кто возглавлял комсомольскую организацию города, завода, стройки, воинских частей, городских организаций, слова благодарности, что сегодняшнюю Россию во всем ее богатстве и силе выстроили вчерашние комсомольцы, вложив в каждое свое дело огромную любовь к Родине и преданность ей. Из вышеизложенного следует, что театр масс всегда способен ощущать пульс жизни, учитывать интересы аудитории и правильно воздействовать на нее, а драматургия идейно-нравственного уровня, является индикатором важнейших проблем современного уровня.

Литература

1. Беляев Раис Киямовича в истории Республики Татарстан/ Р.И.Адгамов, Ф.И.Гайнуллина, АП.Кривоногов [и др.].- Казань: Центр инновационных технологий, 2014.-104 с.

2. История создания пионерской организации Татарстана. - Казань: РИЦ "Школа", 2003. с.5.

3. (Электронный ресурс) http://dedovkgu.narod.ru/bib/leader.htm Дата обращения 08.11.2017 г.

4. (Электронный ресурс) http://www.e-reading.by/ Дата обращения08.11.2017

5. (Электронный ресурс) http://base.garant.ru/71296398/#ixzz4y0e1sB2H. Дата обращения 10.11.17.

Referenses

1. Belyaev Rais Kiyamovicha v istorii Respubliki Tatarstan/ R.IAdgamov, F.I.Gajnullina, AP.Krivonogov [i dr.].- Kazan': Centr innovacionnyh tekhnologij, 2014.-104 s.

2. Istoriya sozdaniya pionerskoj organizacii Tatarstana. - Kazan': RIC "SHkola", 2003. s.5.

3. (EHlektronnyj resurs) http://dedovkgu.narod.ru/bib/leader.htm Data obrashcheniya 08.11.2017 g.

4. (EHlektronnyj resurs) http://www.e-reading.by/ Data obrashcheniya08.11.2017

5. (EHlektronnyj resurs) http://base.garant.ru/71296398/#ixzz4y0e1sB2H. Data obrashcheniya 10.11.17.

УДК 379.8.09

А.А.Хайруллиш

ФОРМИРОВАНИЕ ДОСУГОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПРОБЛЕМА

В статье рассматриваются различные теоретико-прикладные направления формирования досуговых потребностей молодежи в ключе развития их мотивационных качеств на основе выявления современных положений культурной политики, определяющей направленность организации социально-культурной деятельности в методологическом ключе.

Ключевые слова: досуговые потребности, социально-культурная деятельность, молодежь, структура досуговых потребностей, свойства досуговых потребностей, досуг, социально-культурное развитие личности.

Anastasia А. Khairullina FORMATION OF THE LEISURE NEEDS OF YOUTH AS A SOCIO-CULTURAL PROBLEM

Annotation: the article describes the systems of formation of leisure needs of youth in the key to the development of their motivational qualities on the basis of the identification of modern provisions of cultural policy that determine the direction of organization of socio-cultural activities in a methodological manner.

Keywords: socio-cultural activities, leisure needs, youth, the structure of leisure needs,, socio-cultural development of the individual.

Современная социокультурная ситуация предъявляет высокие требования к развитию личности молодых людей в условиях глобальной трансформации общества, ее техногенных изменений, мультикуль-турной эволюции и гендерно-возрастных стереотипных культуротворческих инноваций. Современные научные взгляды на человека, организацию его досуга, социально-культурное развитие, в том числе, и формирование досуговых потребностей, связаны с использованием информационных технологий, повышения качества социокультурного образования и воспитания, использования современных форм мультимедиа и культурно-инновационных систем, привлекательных для молодежного возраста - флеш-мобы, квесты, конвенты, акции и другие формы.

Социальный опыт личности обеспечивается достаточно сложной многоуровневой системой личностных предпочтений и стремлений, связанных с потребностями человека на основе его идеалов и жизненных позиций. В этом ключе, исследования, посвященные досуговым потребностям молодежи, доказывают, что современная молодежь предстает как сосредоточие социокультурных процессов, влияющих на особенности современной цивилизации. Многие общественные процессы не только обеспечиваются социальными и до-суговыми ожиданиями молодежи, но и формируются под воздействием социальных, экономических и политических изменений.

Нельзя не отметить, что решение задач формирования досуговых потребностей молодежи связано с распадом многих культурных нормативов и ценностей, которые сегодня неактуальны в силу социокультурных изменений в системе традиционных социально-культурных институтов. Кроме этого, зачастую некоторые из этих институтов деформируют представления о действительности, так как опираются на устаревшие формы работы с молодыми людьми.

Первоочередными социально-культурными задачами в деле формирования досуговых потребностей молодежи являются:

- реализация механизма молодежной культурной политики на основе согласования государственных и региональных интересов;

- оптимизация местных досуговых программ для молодежи;

- развитие молодежных движений, направлений, объединений и организаций, сообществ и ассоциаций;

- популяризация современных духовных ценностей.

Досуговые потребности сегодня - это не просто категория, связанная с использованием национального или культурно-созидающего потенциала в системе мотивационных свойств личности, это важная категориальная позиция социально-культурной деятельности, содержащая в основе следующие аспекты:

1. Досуговые потребности современной молодежи определяются целым спектром социальных навыков и свойств, связанных с мобильным дискуссионным мышлением, присущим современным молодым людям.

2. Современные досуговые потребности отличаются от прошлых лет следующими показателями - новые социокультурные тенденции общественного развития сформировали новый пласт потребностей; современные технологии в области бизнеса, маркетинга, мультимедиа определили систему инновационных потребностей молодежи в области поиска информации и ее переработки; досуговые потребности определяются новыми формами досуга - персональный досуг, коммерческий досуг, корпоративный досуг и другие.

3. Социально-культурные инновации в области социально-культурной деятельности определили зависимость методологии социально-культурной деятельности, педагогики и системного организационно-направленного моделирования процесса формирования досуговых потребностей молодежи.

4. Досуговые потребности - это целое направление педагогики досуга в системе социокультурного образования и воспитания личности на основе применения альтернативных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.