И.П. Чернобровкин
доктор философских наук, профессор Института социологии и
регионоведения, Южный федеральный университет*
Н.К. Бинеева
кандидат социологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник
Института социологии и регионоведения Южного федерального университета, ученый секретарь Южнороссийского филиала ФНИСЦ РАН**
С.А. Дюжиков
доктор философских наук, профессор Института социологии и регионоведения Южного федерального университета***
В.В. Узунов
доктор политических наук, директор Крымского филиала ФНИСЦ ран****
Гражданский патриотизм в западноевропейском научном дискурсе
Дискурсы патриотизма и солидаристских практик, с одной стороны, были порождены глобализацией, бросающей серьезный вызов национальным различиям1 и национально-патриотическим практикам. Патриотизм как «чувство древнее, выражающееся через любовь к Родине, к ближнему, своему месту рождения и жительства», некоторыми российскими исследователями воспринимается как иррациональный феномен2. В зарубежных научно-исследовательских практиках патриотизму часто придается идеологическое измерние, отождествляющее его с национа-лизмом3. В результате формируется негативное отношение к патриотизму как «последнему прибежищу негодяев» (С. Джонсон) или «готовности убивать и быть убитым по самым тривиальным причинам» (Б Рас-
* Чернобровкин Игорь Павлович, e-mail: [email protected]
** Бинеева Наталья Камильевна, e-mail: [email protected]
*** Дюжиков Сергей Александрович, e-mail [email protected]
**** Узунов Владимир Владимирович, e-mail: [email protected]
1 Goldschmidt P. Europe's Identity Crisis // The New York Times, February 5, 2010.
2 Халий И.А. Патриотизм в России: опыт типологизации // Социологические исследования. 2017. № 2. С. 67.
3 Лубский А.В. Гражданский патриотизм: о совместимости патриотизма и гражданственности в российском обществе // Гуманитарий Юга России. 2017. № 1. С. 42.
сел)1. С другой стороны, дискурсы патриотизма и солидаристских практик обусловлены локализацией, в рамках которой национальные сообщества получают возможность реконструировать свою историю и идентичность2. Основой этой реконструкции часто выступает именно гражданский патриотизм, формируемый в контексте солидаристских практик, и ресурсный потенциал которого используется для их развития, поскольку «стремление к солидарной активности как позитивной форме социального участия связано с чувством патриотизма»3.
В современных толковых словарях французского, английского и немецкого языков слово «патриотизм» трактуется обычно как чувство социальной привязанности граждан, содержанием которого является «любовь к Отечеству, Родине, своей стране»4, а также «готовность подчинить их интересам свои частные интересы»5. В связи с этим особый интерес вызывают темпоральные и спатиальные ракурсы интерпретации гражданского патриотизма в контексте солидаристских практик в западных странах.
Одними из направлений зарубежных дискурсивных практик является рассмотрение вопроса о связи патриотизма с национализмом6 и интерпретация понятия патриотизма в историческом контексте7. В зарубежном дискурсе существуют как позитивные, так и негативные трактовки патриотизма, в рамках которых различают истинный и фальшивый, хороший и плохой патриотизмы8. В научно-исследовательских практиках выделяют также конституционный и гражданский патриотизмы9.
В дискурсе большое внимание уделяется также проблематике, связанной с интерпретациями понятия солидарности в истории социологии10, социальной психологии11, а также современных научно-
1 Афоризмы, цитаты, высказывания великих людей на тему «патриотизм». [Электронный ресурс]. URL: http://www.mobiw.ru/patriotizm.html.
2 Robertson R., Knondker H. Discourses of globalization: Preliminary considerations // International Sociao-logy. 1999. Vol.13. No 1. Р. 25-40.
3 Волков Ю.Г. Солидарная активность в российском обществе: креативные практики // Социологические исследования.2017. № 2. С. 45.
4 Patriotisme // Encyclopedie Universale. [Электронный ресурс]. URL: fracacademic. com/59454/patriotism. Patriot, n. and adj. // New Websters Dictonary of the Engliscy Language. New Delhi, 1989. P. 1088.
5 Patriotismus // Duden. Das Herkunftswörterbuch: Etymologie der deutschen Sprache. Der Duden in zwölf. Bänden. 3. Auflage. Band 7. Dudenverlag, Mannheim/Leipzig/Wien/Zürich. 2001 S. 594.
6 Viroli M. For Love of Country: An Essay on Patriotism and Nationalism. Oxford: Oxford University Press, 1997.
7 Blatberg Ch. From Pluralist to Patriotic Politics: Putting Practice First. Oxford: Oxford University Press, 2000.
8 Ackermann В. Ein neuer Anfang fur Europa. Nach dem utopischen Zeitalte. Berlin: Siedler Verlag, 1993.
9 Kronenberg V. «Verfassungspatriotismus» im vereinten Deutschland // Aus Politik und Zeitgeschichte. Nr. 28. 06.07.2009. [Электронный ресурс] URL: http://www.bundestag.de/dasparlament/2009/28/ Beilage/007.html.
10 Урсуленко К. Социальная солидарность: Развитие понятия в истории социологии и современные интерпретации // Социология: Теория, методы, маркетинг. Киев: Национальная академия наук Украины, 2009. № 1. С. 151-155.
11 Якимова Е.В. Социальная солидарность в ракурсе западной социальной психологии. (Аналитический обзор) // Социологический ежегодник. 2011: Сб. научных трудов / Ред. Н.Е. Покровский, Д.В. Еф-ременко. М.: ИНИОН РАН; Кафедра общей социологии НИУ ВШЭ, 2011. С. 162-171.
исследовательских практиках1. При этом исследователи отмечают, что социология собственно начиналась с обсуждения идеи солидарности в обществе. Однако судьба этой идеи затем оказалась чрезвычайно сложной: периоды подъема и упадка интереса к ней постоянно сменяли друг друга, а само понятие солидарности то подвергалось маргинализации и исчезало, то вновь возвращалось в научный дискурс. В частности, в настоящее время наблюдается повышенный интерес к солидарности, которую иногда «интерпретируют как концентрированное выражение и (или) синоним социальной жизни» или как пограничное понятие, находящееся на грани науки, морали, права или политики»2. Это позволяет ученым говорить о многоликости солидарности3 - как социальной практики, морального предписания или эмоционального состояния4.
В последнее время в научном дискурсе стало использоваться понятие гражданской солидарности5 как основы социальной интеграции. При этом некоторые ученые отмечают, что в дискурсе часто смешиваются понятия гражданской солидарности и государственной лояльности. Кроме того, в обществе наблюдается тенденция к преобладанию различных форм партикулярных - политических, включая государственно-бюрократических, семейно-родственных, национально-этнических, религиозных, классовых, корпоративных, профессиональных и других солидарностей, нередко враждующих между собой. В связи с этим некоторые исследователи считают, что все партикулярные, или «эксклюзивные» (исключающие другие), солидарности могут «иметь позитивное значение только при их включенности в солидарность гражданскую. Без нее, какими бы мощными и всеохватывающими они ни казались, они несут с собой огромный потенциал дезинтеграции и разрушения»6.
Таким образом, различные аспекты гражданского патриотизма и солидаристских практик уже рассматривались в различных парадиг-мальных ракурсах, однако гражданский патриотизм в контексте солидаристских практик в западных странах еще не был предметом холистско-го научного интереса. Исследование гражданского патриотизма в контексте солидаристских практик позволяет по-новому взглянуть на его природу, не сводимую к эмоциональному параметру отношения граждан и государства.
1 Кармадонов О.А. Солидарность, интеграция, конъюнкция // Социологические исследования. 2015. № 2. С. 3-12.
2 Гофман А.Б. Солидарность или правила, Дюркгейм или Хайек? О двух формах социальной интеграции // Социологический ежегодник. 2012: Сб. научных трудов / Ред. Н.Е. Покровский, Д.В. Ефременко. М.: ИНИОН РАН; Кафедра общей социологии НИУ ВШЭ, 2013. С. 107.
3 Ефременко Д.В. Многоликая солидарность // Социологический ежегодник. 2011. С. 48-52.
4 Симонова О.А. Современная социология эмоций и проблема социальной солидарности: Основные направления исследований // Социологический ежегодник. 2011. С. 95-142.
5 Alexander J.C. Morality as a cultural system: On solidarity civil and uncivil // Социологический ежегодник. 2011. С.180-185.
6 Гофман А.Б. Солидарность или правила, Дюркгейм или Хайек? О двух формах социальной интеграции. С. 165.
Разработка методологических оснований научного изучения гражданского патриотизма в контексте солидаристских практик в западных странах предполагает, прежде всего, операционализацию базовых понятий путем выделения их предметного значения1. В связи с этим следует отметить, что в дискурсивных практиках гражданский патриотизм представляет собой концепт, нагруженный различными ценностными коннотациями. Более того, представители либерально-радикальной позиции считают, что гражданский патриотизм - это оксюморон. Патриотизм и гражданственность, по их мнению, вообще не совместимы, поскольку гражданственность, предполагая осознанную ответственность за свои дела и поступки, носит рациональный характер, а патриотизм -это в первую очередь чувства, эмоции и страсть. Сторонники умерено-либеральной позиции, критикуя государственный патриотизм, поддерживающий политический режим, заменяющий свободу порядком, считают, что основой гражданского патриотизма является свобода, права человека и гражданина2.
В научно-исследовательских практиках внимание акцентируется в одних случаях на том, что гражданский патриотизм, характеризуемый любовью к Родине и ее истории, верностью отечественным ценностям и традициям, взаимосвязан с гражданской ответственностью, толерантностью, активной жизненной позицией, формированием гражданской политической культуры3. В других случаях подчеркивается, что гражданский патриотизм - это система ценностей, которыми человек располагает для общества, а государство для гражданина4. При этом отмечается, что гражданский патриотизм основывается, с одной стороны, на глубоком чувстве любви к родине, ее народу, культуре, языку, родной природе, историческим корням; готовности служить своей стране, укреплять, развивать и защищать ее, с другой стороны, на любви отечества к своим согражданам, на уважении патриотическим государством прав и свобод человека, всего гражданского общества, обеспечивающего его благополучие, силу и величие5.
Существует также представление о том, что гражданский патриотизм - это патриотизм толерантный, но не просто терпимо равнодушный к чужим различиям, а готовый усваивать лучшее в этих различиях и использовать его в социальных практиках. Гражданский патриотизм, основанный на чувстве органической принадлежности к родине и народу, предполагает также гордость за свою страну. Одной из важнейших ха-
1 Лубский А.В. Методология социального исследования. М.: ИНФРА-М, 2017. С. 125.
2 Лубский А.В. Гражданский патриотизм: о совместимости патриотизма и гражданственности в российском обществе. С. 45.
3 Колесников В.А. Гражданский патриотизм и гражданская политическая культура в современной России // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Ч. I. Тамбов: Грамота, 2013. № 3 (29). С. 84-91.
4 Гражданский патриотизм - основа Народного большинства. [Электронный ресурс]. URL: http://valyanko.livejournal.com/595.html.
5 Понятия и категории. Вспомогательный проект портала ХРОНОС. [Электронный ресурс]. URL: http://ponjatija.ru/taxonomy/term/18.
рактеристик гражданского патриотизма является готовность гражданина к активным действиям во имя блага отечества1.
С позиций деятельностного подхода понятие гражданского патриотизма тесно связано с солидаристскими практиками, воспроизводящими в рациональной или эмоциональной форме связи гражданина с национальным сообществом. В связи с этим, наряду с целерациональными и ценностно-рациональными солидаристскими практиками, можно выделить практики рутинные, обусловленный обычаями и традициями, и поэтому носящими неосознанный характер.
Особенности социальных практик солидарности заключаются в том, что, с одной стороны, они согласуются с ожиданиями людей, а с другой - обусловлены моральными оценками рациональных действий. Поэтому некоторые исследователи считают, что солидарность - это «особый тип социального взаимодействия, при котором моральное долженствование переводит ресурс идентичности в плоскость реальной деятельности, выдвигая на первый план надличностные предпочтения»2. В связи с этим одной из методологических проблем, связанных с изучением солидарности, является вопрос о соотношении солидарности как «факта» и солидарности как «долга».
В научном дискурсе существуют различные ответы на этот вопрос: одни ученые, выводя этику солидарности из фактической солидарности, постулируют моральные предписания, исходя из дискурсивных суждений. При этом приверженцы либеральной деонтологии отстаивают принцип коммуникативного генезиса солидарности как укорененной в дискурсивной практике и сфокусированной на индивиде, Однако их оппоненты - коммунитаристы - выступают за восстановление морального авторитета сообщества в эпоху индивидуализации социальной жизни. Однако другие ученые считают, что из солидарности как реального явления, вовсе не следует, что она представляет собой нравственный долг и существует моральная обязанность быть солидарным. В результате некоторые исследователи подчеркивают, что «социальная наука, отделяя фактуальное представление о солидарности от нормативного, не может и не должна полностью освобождаться от представления о должном. Речь идет лишь о том, что в научном исследовании, во-первых, сущее необходимо отделять от должного, во-вторых, последнее основывать на первом, а не наоборот»3.
В исторической ретроспективе можно выделить аффективную, конвенциональную и рефлексивную формы солидарности. Аффективная солидарность, возникшая в традиционных обществах в контексте тесных социальных отношений (соседских, родственных, семейных), носит
1 Лубский А.В. Гражданский патриотизм: о совместимости патриотизма и гражданственности в российском обществе. С. 54.
2 Барсукова С.Ю. Солидарность участников неформальной экономики (на примере стратегий мигрантов и предпринимателей) // Социологические исследования. 2002. № 4. С. 6.
3 Гофман А.Б. Солидарность или правила, Дюркгейм или Хайек? С. 112.
непосредственно-личностный характер. Конвенциональная солидарность, вырастающая в эпоху модерна на основе общих социальных интересов и ценностей, сплачивающих социальные группы или сообщества, носит социально-опосредованный, партикулярно-эксклюзивный характер. Рефлексивная солидарность, возникающая в эпоху позднего модерна в условиях глобализации и нарастания культурного плюрализма и направленная на преодоление аффективной и конвенциональной солидарностей, носит универсальный характер, являясь основой целостности идеального коммуникативного сообщества1.
Следует отметить, что социальная солидарность основывается, прежде всего, на всеобщей не только дискурсивной, но и деятельност-ной социальной субъектности, которая делает возможным обсуждение и согласование социальных интересов и ценностей, а также реализацию институциональных практик солидарности, базирующихся на этих интересах и ценностях. Когнитивно-нормативным основанием солидарных действий выступают, прежде всего, принципы социальной справедливости и социального доверия.
В связи с этим в формате позднего модерна была разработана кумулятивная концепцию социальной солидарности, в основе которой лежат представления о том, что, во-первых, «описание солидарности в терминах межчеловеческих (интерсубъективных) отношений означает признание индивида, о котором идет речь, в качестве равного и достойного партнера интеракции», во-вторых, «общество, которое может быть описано в терминах солидарности, базируется на справедливом распределении шансов своих субъектов на признание», в-третьих, «справедливый порядок признания является предпосылкой социального сплочения и солидарности»2.
В контексте солидаристских практик гражданский патриотизм предполагает эмоциональное сопереживание, поддерживаемое воображаемым единством национального сообщества. Поэтому гражданский патриотизм является продуктом формируемого идеологически национального самосознания, в рамках которого в условиях упадка традиционной солидарности мобилизуются патриотические чувства нации. В эпоху раннего модерна «ростки» гражданского патриотизм в контексте солидаристских практик в западноевропейских странах появляются внутри революционного либерализма третьего сословия, целью которого становится борьба с абсолютизмом и создание демократического национального государства. Наиболее значимым проявлением гражданского патриотизма стала массовая солидарная поддержка Американской революции 1776 г. и Французской революцию 1789 г. В период наполеоновских войн идея революционного гражданского патриотизма охватила буржуазные слои многих западноевропейских стран, соединившись с
1 Juul S. Solidarity and social cohesion in late modernity: A question of recognition, justice and judgment in situation // European journal of social theory. L., 2010. Vol. 13. N 2. P. 253-269.
2 Juul S. Solidarity and social cohesion in late modernity. P. 253-269.
либеральными и демократическими идеалами французской революции «свободы, равенства, братства». Однако большинство национальных государств в Центральной и Восточной Европе создавалось на основе не гражданского патриотизма, а государственного шовинизма и национал-патриотизма, используемых правительствами для реализации геополитических амбиций.
Гражданский патриотизм становится возможным в условиях трансформации революционных классов в заинтересованные группы граждан, способных к сотрудничеству между собой и государством и идентифицирующих себя с гражданским сообществом. Средством такой трансформации стало правовое закрепление основных гражданских свобод1. В результате борьба буржуазии и пролетариата со старым режимом и друг с другом становилась менее разрушительной по мере правового закрепления экономических (XVIII в.), демократических (XIX в.) и социальных (XX в.) свобод. Под давлением сил политического сопротивления правящие режимы в западных странах избирают либеральную стратегию институционализации классовых конфликтов.
Либеральная стратегия институционализации классовых конфликтов, ставшая преобладающей в странах Западной Европы во второй половине XX в., создала необходимые нормативные условия формирования гражданского патриотизма либерального толка. Кроме того, и нелиберальным режимам, используемым различные сочетания частичных гражданских прав, удалось конвертировать классовую борьбу в упорядоченный процесс, прибегая к практикам культивирования лояльность граждан по отношению к государству. В результате гражданский патриотизм либерального толка пришел на смену революционному патриотизму граждан эпохи раннего модерна. В нем соединились практики благоденствия с ненасильственной протестной активностью гражданских объединений, выступающих за изменение условий жизни обездоленных социальных слоев. К аналогичному результату привела стратегия согласительного корпоратизма в скандинавских странах, а также Нидерландах и Австрии, где ключевые экономические, политические и социальные решения принимаются в трехсторонних переговорах профсоюзов, ассоциаций работодателей и гражданского представительства.
Однако в эпоху позднего модерна было бы преждевременным утверждать об окончательной победе либерального гражданского патриотизма в конституционных демократиях Запада в условиях их политической неустойчивости. В связи с этим в современном дискурсе конструируются новые модели патриотизма граждан, среди которых наиболее обсуждаемая сегодня это модель конституционного патриотизма. Понятие конституционного патриотизма, предложенное Д. Стернбергером,2 было позднее концептуально
1 Vann M. Ruling class strategies and citizenship // Sociology. 1987. Vol. 21. № 3. P. 3-21.
2 Fleiner R. Die drei Dimensionen des Vefassungspatriotismus - Sternberger Revisited // Österreichische Zeitschrift für Politikwissenschaft (ÖZP). 42. Jg. (2013). H. 4. S .407-424.
разработано Ю. Хабермасом1 и другими исследователями2. Конституционный патриотизм как особый тип либерального патриотизма, является альтернативой гражданского патриотизма, основанного на историко-культурной общности граждан. При конституционном патриотизме гражданское сообщество объединяет прежде всего приверженность политическим ценностям свободы и демократии, нежели языку и культуре. Модель конституционного патриотизма основана на республиканском понимании нации, истоки которого восходят к идеям Ж.-Ж. Руссо3 и Э. Ренана.4 В рамках такого понимания нацию образует гражданское сообщество, формирующееся в результате выражения общей воли при учреждении государства в контексте общей истории. В конституционной модели патриотизма «народ» понимается в значении «демоса» как совокупности граждан, которые обладая избирательными правами, воспринимают себя политически свободными и равными в правовом отношении.
Модель конституционного патриотизма предусматривает рациональную идентификацию граждан с базовыми ценностями, положенными в основу конституции, которую может дополнять аффективная идентификация. Модель конституционного патриотизма предлагает также такой набор со-лидаристских практик, как участие граждан в выборах, деятельности политических партий и гражданских объединений, а также проявление гражданских инициатив. При этом внимание акцентируется на рациональности дискурсивных практик, включающих равноправный аргументированный диалог власти и гражданского общества при определении интересов сторон и проблем, требующих решения. Поэтому модель конституционного патриотизма исключает безоговорочное признание конституции и подчеркивает сознательное принятие базовых ценностей нации, институционализированных в конституционной демократии. В республиканском понимании формирование патриотической общности граждан не является самоцелью, но необходимым условием свободы и равенства членов общества.
Модель конституционного патриотизма критикуется за преувеличение инструментально-рационального отношения граждан к политическому процессу и недооценку эмоциональное связи с нацией, необходимой для формирования активного гражданского общества. Кроме того модель конституционного патриотизма исключает часть граждан, выступающих за ревизию конституции. Критики указывают также на ограниченную трактовку моделью национальной истории и культуры, их сведение к истории конституционной демократии и политической культуре5. Недопустимым считается жесткое
1 Habermas J. Faktizität und Geltung. Beiträge zur Diskurstheorie des Rechts und des demokratischen Rechtsstaats. Frankfurt a. M.: Suhrkamp,1992. S. 636-660.
2 Kronenberg V . «Verfassungspatriotismus» im vereinten Deutschland // Aus Politik und Zeitgeschichte. Nr. 28 vom 06.07.2009. S. 41-46.
3 Montenbruck A. Schriftenreihe: Zivilreligion. Eine Rechtsphilosophie als Kulturphilosophie. Band I. Berlin: Freien Universität Berlin, 2015. S. 458-459.
4 Brubaker R. In the Name of the Nation: Reflections on Nationalism and Patriotism // Citizenship Studies. 2004. Vol. 8. N. 2. P. 115-127.
5 Vorländer H. Die Deutschen und ihre Verfassung // Aus Politik und Zeitgeschichte. 2009. Vol. 6 (18). S. 1-8.
противопоставление гражданской и этнической идентичностей в патриотизме граждан, имеющих позитивный исторический опыт добрососедства между этническими общностями.
Остается дискуссионным вопрос о видах институциональных практик солидарности, формирующих конституционный патриотизм граждан. В частности, В. Аккерман, предложивший особый вариант теории конституционного патриотизма, утверждает, что наиболее демократическая форма принятия конституции с широким обсуждением базовых ценностей формирует и гражданскую приверженность конституции, и чувство гордости принадлежности к гражданскому сообществу в стране1. В основу этого варианта тории конституционного патриотизма положен принцип жесткой причинной связи между типом конституционной процедуры и гражданской консолидацией общества. Однако не только примеры «третьей волны» демократизации, но и конституционное развитие стран Западной Европы после
1945 г. ставят под сомнение теорию В. Аккермана. Два примера делают особенно проблематичными аргументы этой теории. Во-первых, процесс принятия и ратификации конституции Четвертой Французской республики в
1946 г. был наиболее демократичным по процедуре в европейской истории. Однако в связи с процессами деколонизации, конституция не была популярной у гражданского населения и просуществовала всего одиннадцать лет. Во-вторых, принятие основного закона ФРГ в 1949 г. было наименее демократическим процессом и рассматривалось лишь выходом из ситуации двух Германий. Тем не менее, за время существования конституции ФРГ возник «конституционный патриотизм», который способствовал консолидации послевоенной Западной Германии в дополнение к ее «экономическому чуду». Следовательно, нет жесткой связи между процедурой принятия основного закона страны и длительностью существования конституции, как и нет прямой связи между публичными дискуссиями о ценностях и конституционным патриотизмом граждан. Скорее эта связь опосредуется диалогом власти и общества при принятии и совместном осуществлении программ социально-экономического развития и гармонизации национальных отношений, а также солидаристскими институциональными практиками, участие в которых мотивировано моральной ответственностью за защиту своих сограждан от условий, создающих жизненные риски и препятствующих гражданской активности.
Научное изучение гражданского патриотизма в контексте солидарист-ских практик позволяет по-новому взглянуть на его природу, не сводимую к эмоциональным параметрам отношения граждан и государства. С позиций деятельностного подхода гражданский патриотизма в контексте солида-ристских практик связан, с одной стороны, с гражданской активностью направленной на защиту граждан от жизненных рисков и преодоление социальных барьеров, препятствующих гражданскому участию в делах государства, с другой - с моральной ответственность граждан перед нацией как
1 Ackermann В. Ein neuer Anfang fur Europa. Nach dem utopischen Zeitalter. Berlin: Siedler Verlag, 1993. S. 3.
гражданским сообществом. При этом солидаристские практики граждан воспроизводят их рациональные и эмоциональные связи с гражданским сообществом, основой которых выступает национальное самосознание и чувство национальной гордости. Кроме того, солидаристские практики символизируют также не доступные внешнему наблюдению, но значимые для граждан местные, этнокультурные, политические или исторические смыслы связи с нацией.
В исторической ретроспективе в эпоху раннего модерна в западноевропейских странах можно выделить два типа гражданского патриотизма: либерально-революционный патриотизм периода Американской и Французской революций третьей четверти XVIII в. и национал-патриотизм периода Реставрации. В эпоху позднего модерна в странах западной демократии доминирует гражданский патриотизм либерального типа, в рамках которого можно выделить модель гражданского патриотизма историко-культурного характера и модель конституционного патриотизма, имеющего политическое измерение.
Чернобровкин И. П., Бинеева Н. К., Дюжиков С.А., Узунов В.В. Гражданский патриотизм в западноевропейском научном дискурсе. В
статье гражданский патриотизм рассматривается в контексте солидарист-ких практик и увязывается с гражданской активностью и моральной ответственностью граждан перед гражданским сообществом. В эпоху раннего модерна в западноевропейских странах существовали такие типы гражданского патриотизма, как либерально-революционный и национал-патриотизм. В эпоху позднего модерна в странах западной демократии доминирует гражданский патриотизм либерального типа, в рамках которого можно выделить модель гражданского патриотизма историко-культурного характера и модель конституционного патриотизма, имеющего политическое измерение.
Ключевые слова: патриотизм, гражданский патриотизм, либерально-революционный патриотизма, национал-патриотизм, конституционный патриотизм, западноевропейкие страны.
Chernobrovkin IP, Bineeva N. K., Dyuzhikov SA, Uzunov V.V. Civil patriotism in Western European scientific discourse. In the article, civil patriotism is considered in the context of solidarist practices and is linked to civic activity and moral responsibility of citizens to the civil community. In the era of early modernity in Western European countries, there were such types of civil patriotism as liberal-revolutionary and national-patriotism. In the era of late modernism in Western democracy, civil libertarian patriotism dominates, within which one can distinguish a model of civil patriotism of a historical and cultural nature and a model of constitutional patriotism that has a political dimension.
Key words: patriotism, civic patriotism, liberal-revolutionary patriotism, national patriotism, constitutional patriotism, Western European countries.