Научная статья на тему 'Гражданский мир провинции в эпоху Первой мировой войны: на материалах г. Царицына'

Гражданский мир провинции в эпоху Первой мировой войны: на материалах г. Царицына Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
129
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННО-ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПОМОЩЬ ФРОНТУ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПОЖЕРТВОВАНИЯ / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ РАНЕНЫМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Литвинова И.Н.

Статья посвящена вопросам консолидации гражданского общества в годы Первой мировой войны. Рассматривается мало изученная проблема адаптивные возможности гражданского общества в тяжелых условиях военного времени. Выявлены новые формы добровольной активности граждан провинциального социума по поддержке государства, армии и братского славянского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гражданский мир провинции в эпоху Первой мировой войны: на материалах г. Царицына»

ГРАЖДАНСКИЙ МИР ПРОВИНЦИИ В ЭПОХУ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ: НА МАТЕРИАЛАХ Г. ЦАРИЦЫНА

© Литвинова И.Н.*

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград

Статья посвящена вопросам консолидации гражданского общества в годы Первой мировой войны. Рассматривается мало изученная проблема - адаптивные возможности гражданского общества в тяжелых условиях военного времени. Выявлены новые формы добровольной активности граждан провинциального социума по поддержке государства, армии и братского славянского народа.

Ключевые слова: промышленно-торговый центр, гражданское общество, помощь фронту, общественные организации, пожертвования, медицинская помощь раненым.

История тыла 1914-1918 гг. в современных исследованиях рассматривается по двум основным направлениям - это исследования, посвященные условиям и способам выживания государства в экстремальной обстановке военных лет (т.н. материальная культура войны) и работы, содержащие анализ социальной культуры войны. Последнее понятие включает изучение широкого спектра социокультурных практик, направленных на адаптацию гражданского населения к тяжелым условиям военного времени.

В частности, в рамках этого направления исследуются вопросы поддержки гражданским обществом военных действий государства, патриотические настроения и особенности его поведения, создания общественных социальных структур в виде добровольческих и благотворительных союзов, организаций и других форм социальных практик.

К данному направлению исследований имеет отношение и наша статья. Формы помощи фронту общественных организаций и частных лиц, существовавшие в годы Первой мировой войны в провинциальных городах России на сегодняшний день мало изучены, в отличие от деятельности земских и сельских обществ.

Прежде всего, следует обусловить место самого уездного г. Царицына Саратовской губернии в развитии Нижневолжского региона накануне войны. Местная промышленность Царицына была представлена паровыми мельницами, маслобойнями, лесопильными, металлообрабатывающими, винокуренными, кожевенными, пивоваренными, водочными, кондитерскими, колбасными и другими предприятиями. В 1913 г. здесь работали более 450 предприятий, а количество рабочих приблизилось к 45 тысячам [1, с. 92].

* Доцент кафедры Социальной работы и педагогики, кандидат исторических наук, доцент.

Металлообрабатывающая отрасль включала чугунолитейные, проволоч-но-гвоздильные, механические и другие предприятия, которые производили станки, строительное литье, болты, заклепки, цепи, детали и части для различных машин, плуги, косы и прочую продукцию. В механических мастерских Нобеля строились металлические баржи и пароходы. Еще в 1898 г. был пущен крупный металлургический завод общества «Урал-Волга» [2, с. 99].

Помимо развитой металлообрабатывающей отрасли уже в конце XIX ст. Царицын стал крупным центром по лесопереработке всего Поволжского региона. Город занимал второе место в России по концентрации лесопильных предприятий после Архангельска, и первое - по их производственной мощности. Здесь производилась распиловка 80 % основной массы леса, сплавляемого с Верхней Волги и Камы. Если в 1890 г. в городе действовало 17 заводов, то в 1916 г. насчитывалось 45, связанных с распиловкой и продажей леса [3, с. 24]. Царицын также являлся одним из двух крупных центров кожевенного производства Саратовской губернии.

Стремительный экономический рост Царицына начался после превращения его в крупный железнодорожный узел - 1870-1897 гг., связавший районы Кавказа и Дона с Московской губернией и Балтикой. Таким образом, Царицын к началу Первой мировой войны представлял собой самый развитый промышленно-торговый центр не только Нижней Волги, но и Юго-востока России.

В интересах обороны страны в первой половине 1915 г. были созданы военно-промышленные комитеты. В состав царицынского Комитета вошли известные в Нижнем Поволжье промышленники и торговцы, потомственные почетные граждане Царицына. Это были братья Серебряковы, являвшиеся владельцами крупного завода металлических изделий, и тихоокеанского пароходства «Океан», В.П. Смирнов - владелец крупного в городе кожевенного завода, С.А. Грабилин - хозяин литейно-механического завода, М.А. Шлыков - хозяин лесопильного завода, А.А. Репников - владелец двух крупных и модных мануфактурных магазинов и гостиницы, а также известный в крае меценат и благотворитель. Председателем ВПК был избран известный в столичных деловых кругах предприниматель и совладелец лесообрабатывающего комбината И.В. Максимов.

С начала военных действий большинство предприятий города перешли на выпуск продукции для нужд фронта. Так, например, металлообрабатывающие производства выпускали колеса, ручные гранаты, колючую и телеграфную проволоку, токарные станки для обточки снарядов и прочих изделий. Лесообрабатывающая отрасль производила бревна, доски, ящики для патронов и снарядов; кожевенные заводы обеспечивали предприятия военного ведомства материалами для шитья сапог, конных сбруй, седел.

Что же представляло собой гражданское общество в провинциальном Царицыне до войны? В мирное время старая сословно-иерархическая сис-

тема, делившая общество на сословия, замедляла процессы общественных изменений, так как архаичная структура населения продолжала во многом определять социально-правовое положение личности.

Тем не менее, вполне можно говорить о том, что развитие буржуазных отношений и формирование крупных промышленных предприятий, банков, торговых рынков и бирж и прочих субъектов капиталистических отношений в Нижневолжской провинции на рубеже Х1Х-ХХ ст., способствовало созданию экономической основы гражданского общества. Под гражданским обществом мы понимаем разветвленную сеть добровольных организаций, ассоциаций, действующих независимо от государства и реализующих многообразные социальные практики по оказанию помощи нуждающимся слоям населения - сиротам, вдовам, немощным старикам, несостоятельным ученикам.

Накануне войны в Царицыне действовали образовательные, медицинские, попечительные, просветительские и другие общественные благотворительные организации, что активно стимулировало рост различных институтов общественной самоорганизации и помогало стабилизировать провинциальное общество. Помимо общественной формы деятельности существовала и общественно-государственная, представленная такими учреждениями как Царицынский Комитет попечительства о народной трезвости, Уездное отделение Комитета общества попечительного о тюрьмах, Городской родильный приют и Городской ночлежный приют [4, с. 70, 88]. Деятельность таких приютов и комитетов регулировалась государственными структурами, но финансировалась, в основном, за счет частной и общественной форм благотворительности и попечительства.

Наряду с общественными благотворительными структурами в крае широко был развит институт учреждения именных стипендионных фондов. В 1914-1917 гг. имелось 26 таких фондов, причем средства от них шли как на образовательные, так и на медицинские цели.

С началом военных действий общество также было «мобилизовано» на интересы военных нужд. Для общественных активистов, волонтеров Первая мировая война стала настоящим испытанием на прочность их общественных ассоциаций. Представители организаций принимали активное участие в перестройке экономики и социальной сферы города.

Прежде всего, консолидация провинциального общества выражалась в общем проявлении патриотических чувств по поддержке братского славянского народа и русской армии, а также союзников посредством местной прессы, общественных собраний; создания агитационных и социальных плакатов на военную тематику, сборов денежных средств. Жертвовали средства представители всех сословий и возрастов - учащиеся и учителя, состоятельные люди и обычные служащие магазинов, приказчики, различные общества и Церковь.

Следует отметить, что в период Первой мировой войны пожертвования шли, главным образом, на устройство лазаретов. Так, Царицынским отделением Общества Красный Крест в 1914 г. было открыто 13 лазаретов на 632 койки [5]. Благодаря деятельности Красного Креста в город пришло новейшее медицинское оборудование. В лазаретах были оборудованы рентген-кабинет, кабинет «микроскопии для проведения анализов».

Многие представители делового мира Царицына и его пригорода, посада Дубовка являлись членами местного отделения Общества Красный Крест, причем активно работали. В годы войны они перечисляли крупные пожертвования на нужды действующей армии и для лечения раненых. В частности, Г.Г. Серебряков, А.А. Репников, Ю.Д. Репникова, Т.А. Каменщиков и некоторые другие члены Общества за счет собственных средств приобретали медикаменты, содержали койки в военном городском лазарете, предназначенные для солдат [6].

Содержание коек для раненых, оплата их лечения - это новая форма помощи, которая появилась в Царицыне в военные годы. Так называемые «именные койки», то есть оплаченные конкретным лицом, в день стоили 30 коп. Оплата «жертвователями» койки осуществлялась на срок от 1 до 12 месяцев или «на время войны». Среди содержателей коек были не только купцы и почетные граждане города, но и обычные горожане. К примеру, служащие магазинов Лапшина, Никонова, Никонова и другие взяли содержание койки на 1 год. Содержание одного больного в месяц обходилось в 20 руб. [7].

Война остро поставила вопросы общественного призрения. Главным образом благотворительная деятельность общественных организаций состояла в поддержке семей призванных на фронт, сирот, вдов, а также демобилизованных по ранению солдат. В 1914-1915 гг. в Царицыне образуются новые благотворительные организации - «Общество в помощь воинам, семьям погибших, беженцам», «Общество по призрению и попечению детей воинов, пострадавших от войны» и другие [8, с. 65].

В это время многие владельцы торгово-промышленных фирм участвовали в благотворительных акциях по сбору средств для раненых, находившихся на излечении, а также выплачивали жалованье семьям мобилизованных на фронт бывших рабочих предприятий. Среди гласных думы постоянно собирались средства для отправки подарков на фронт. Царицынские газеты того времени писали о том, сколько и кто из гласных думы перевел денег для солдатских нужд, а также чая, табака и прочих необходимых вещей. Особенно активно шли сборы денег перед рождественскими и пасхальными праздниками. Известно, что купец Я.И. Пирогов в 1916 г. пожертвовал 500 руб. на пасхальные подарки солдатам [9].

Под руководством Общественного собрания в Царицыне в праздничные дни для раненых, находившихся на излечении в лазаретах, устраивались благотворительные концерты и спектакли с раздачей всевозможных подар-

ков. Владельцы предприятий в таких случаях предоставляли продукцию собственных фирм: пряники, конфеты, фруктовые воды, мыло, табак.

Таким образом, гражданское общество было вынуждено приспосабливаться к потребностям нового военного времени, которое диктовало свои условия. Общество не было однородным по сословно-иерархической системе и состояло из многих слоев, но соотечественники, принадлежавшие к деловому сообществу и миру простых обывателей, эффективно реализовы-вали свою социальную активность в филантропических структурах. Консолидация общественности происходила вокруг интересов военных нужд государства и изначально была нацелена на поддержку его институтов, однако, по стечению многих трагических обстоятельств, в конечном итоге, общество обернулась против своего государства. Тем не менее, опыт данного феномена - общественной филантропии в годы Первой мировой войны имеет существенное значение для социально-культурного развития и консолидации гражданского общества России на современно этапе, так как проблема войны и мира как никогда актуальна в наше время.

Список литературы:

1. Водолагин М.А. Очерки истории Волгограда. 1589-1967. - М.: Наука, 1968. - С. 92.

2. Водолагин М.А. Очерки... - С. 99.

3. Токарев В.А. Лесопромышленник. - 1910. - № 7. - С. 24.

4. Весь Царицын. Справочник по гор. Царицыну и Царицынскому уезду. -Царицын, 1911. - С. 70, 88.

5. Лепкова Е. Всегда вне политики [Электронный ресурс] // Крестьянская жизнь. - 22-28 августа 2008. - Режим доступа: http://www.staИngrad-baШe.ш/mdex.php?optюn=com_content&view=artide&id=488:-q-q-22-28-2008-&catid=5:2009-05-14-19-24-09 (дата обращения: 10.08.2013).

6. Царицынский вестник. - 19.03.1916.

7. Царицынский вестник. - 19.03.1916.

8. Литвинова И.Н. Общественные и благотворительные организации г. Царицына // Феномен благотворительности в провинциальном социуме на рубеже XIX-XX и XX-XXI столетий [Текст]: [монография] / Е.Г. Васильева, И.Н. Литвинова, О.А. Карагодина. - Волгоград: Изд-во ВолГУ 2013. - С. 65.

9. Царицынский вестник. - 28.02.1916.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.