Научная статья на тему 'Гражданские войны, государственные перевороты, изменения политических режимов: зарубежные проекты количественных исследований'

Гражданские войны, государственные перевороты, изменения политических режимов: зарубежные проекты количественных исследований Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
440
388
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / МЕТОДОЛОГИЯ / ВНУТРЕННИЕ КОНФЛИКТЫ / ИЗМЕНЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА / БАЗЫ ДАННЫХ / КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ / INTERNATIONAL RELATIONS / COMPARATIVE ANALYSIS / METHODOLOGY / INTERNAL CONFLICTS / REGIME CHANGE / DATA BASE / QUANTITATIVE ANALYSIS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кузнецова Анна Юрьевна

В статье проведен сравнительный анализ существующих зарубежных баз данных и инструментов анализа внутренних конфликтов, изменений политического режима, революционных преобразований. В качестве баз данных были проанализированы следующие проекты: Полития IV (Polity IV), Энциклопедия конфликтов (UCDP Conflict Encyclopedia), Индекс трансформации Бертельсманна (Transformation Index BTI 2014), Барометр конфликтов Гейдельбергского института (Conflict Barometer). Базы данных сравниваются по таким критериям, как цель проекта, объекты исследования, единицы измерения, хронологические рамки ведения проекта, методология сбора данных и их презентации. В статье проведен анализ результатов, а также достоинства, недостатки каждой из баз данных. Анализ показал, что, несмотря на репутацию исследуемых проектов, основной проблемой данных проектов является недостаточная операционализация некоторых понятий, которая ведет к неоднозначному представлению стран в индексах. В проектах изобилуют оценочные переменные, которые, как правило, зависят от субъективной оценки исследовательского коллектива. Это означает, что оценки и места в рейтингах могут варьироваться в зависимости от подхода конкретного исследователя. В связи с этим интересным фактом является распределение в рейтингах некоторых стран, которое не всегда соответствует реальному положению вещей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Civil Wars, Coup d''Etat, Regime Changes: Foreign Projects of Quantitative Analysis

In the given article, the author provides an overview of foreign databases and research tools on internal conflicts, regime changes and revolutionarily transformations. The following projects were reviewed: Polity IV, UCDP Conflict Encyclopedia, Transformation Index BTI 2014, and Conflict Barometer. Among the criteria used to compare these databases: project aims, subject of inquiry, and units of measurement, project chronology, methodology, data collection and processing. The analysis of results has also been compared as well as the advantages and disadvantages of databases under study. Such an analysis demonstrated that despite the projects reputation the operational definitions of these projects are their main problem. Sometimes poor operational definitions affect the country ranking in indexes. Moreover, qualitative variables exceed quantitative variables. In most cases variables depend on subjective estimation of an authoring team. Such a situation means that estimations and country ranking in indexes may be different from each other just because of different approaches of scientists. What is more, it is worth paying attention to some country positions in rankings. Subjective estimations of foreign scientists can not always reflect the real scoring.

Текст научной работы на тему «Гражданские войны, государственные перевороты, изменения политических режимов: зарубежные проекты количественных исследований»

ГРАЖДАНСКИЕ ВОЙНЫ, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ, ИЗМЕНЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ: ЗАРУБЕЖНЫЕ ПРОЕКТЫ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

А.Ю. Кузнецова

Российский совет по международным делам (РСМД) ул. Большая Якиманка, 1, Москва, Россия, 119180

В статье проведен сравнительный анализ существующих зарубежных баз данных и инструментов анализа внутренних конфликтов, изменений политического режима, революционных преобразований. В качестве баз данных были проанализированы следующие проекты: Полития IV (Polity IV), Энциклопедия конфликтов (UCDP Conflict Encyclopedia), Индекс трансформации Бертельсманна (Transformation Index BTI 2014), Барометр конфликтов Гейдельберг-ского института (Conflict Barometer). Базы данных сравниваются по таким критериям, как цель проекта, объекты исследования, единицы измерения, хронологические рамки ведения проекта, методология сбора данных и их презентации. В статье проведен анализ результатов, а также достоинства, недостатки каждой из баз данных. Анализ показал, что, несмотря на репутацию исследуемых проектов, основной проблемой данных проектов является недостаточная опе-рационализация некоторых понятий, которая ведет к неоднозначному представлению стран в индексах. В проектах изобилуют оценочные переменные, которые, как правило, зависят от субъективной оценки исследовательского коллектива. Это означает, что оценки и места в рейтингах могут варьироваться в зависимости от подхода конкретного исследователя. В связи с этим интересным фактом является распределение в рейтингах некоторых стран, которое не всегда соответствует реальному положению вещей.

Ключевые слова: международные отношения, сравнительный анализ, методология, внутренние конфликты, изменения политического режима, базы данных, количественный анализ.

Сегодня мы являемся свидетелями растущего числа государственных переворотов и гражданских войн. Как правило, данные кризисы предсказать крайне сложно, они случаются внезапно, нанося колоссальные политические и экономические убытки как самой стране, так и ее зарубежным партнерам.

«Арабская весна» и события на Украине — яркий пример. Внезапно вспыхнувшие перевороты и последовавшие за ними гражданские войны повлекли за собой тяжелые последствия. Так, ситуация на Украине, которая де-факто носила локальный характер, затронула интересы Российской Федерации и ряда европейских стран. Пострадала экономика России, осложнились ее отношения со многими странами ЕС и с США.

Нельзя исключать возможность повторения подобных кризисов и в других государствах, в том числе вблизи границ РФ. Поэтому возрастает необходимость в объективной оценке текущей ситуации и понимания ее причинно-следственных связей для адекватного прогнозирования подобных кризисов.

Это можно сделать разными методами. Один из подходов — количественный анализ, когда различные переменные, отражающие экономические, социальные

и политические явления, квантифицирутся и в дальнейшем обрабатываются методами многомерного статистического анализа. Возникает вопрос поиска адекватных количественных данных, которые могли бы быть достойным источником информации и объективно отражать реальность. И если с данными социальной и экономической статистики дело обстоит в той или иной степени понятно, то данных, отражающих политические явления (изменения политических режимов, гражданские войны, конфликты), заметно меньше.

Операционализация таких сложных политических явлений и сбор таких данных с нуля являются крайне трудоемкими задачами, однако эти задачи должны стоять на повестке российских исследовательских коллективов. Пока же в аналитических целях нам приходится пользоваться зарубежными базами данных.

Целью данной статьи является сравнительный анализ существующих зарубежных баз данных и инструментов анализа внутренних конфликтов, изменений политического режима, революционных преобразований. По сути, речь идет о том, чтобы подобрать адекватные измерения зависимой переменной — внутренних конфликтов и режимных изменений. Тогда как для операционализации независимых переменных можно использовать показатели социально-экономического развития. Такая статистика доступна в базах данных международных организаций, таких как ООН, Всемирный банк и др.

Для проведения такого анализа будет использована следующая матрица сравнения:

1) цель проекта, в рамках которого создавалась база данных;

2) объекты исследования, единицы измерения, операционализация;

3) хронологические рамки, временные отрезки;

4) методология сбора данных и их презентации;

5) результаты, достоинства, недостатки.

В статье будут проанализированы следующие проекты: Полития IV (Polity IV), Энциклопедия конфликтов (UCDP Conflict Encyclopedia), Индекс трансформации Бертельсманна (Transformation Index BTI 2014), Барометр конфликтов Гейдель-бергского института (Conflict Barometer).

ПОЛИТИЯ IV: ПОПЫТКА АНАЛИЗА РЕЖИМНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

Проект Polity был запущен в 1974 г. по инициативе Т. Гарра (Ted Robert Gurr) и первоначально содержал данные о характеристиках политического режима в странах мира с 1800 по 1971 г. В настоящее время проект Polity IV возглавляют М. Маршалл (Monty G. Marshall) из Университета Дж. Мейсона и К. Джеггерс (Keith Jaggers) из Университета штата Колорадо. Проект осуществляется на базе Центра по системному изучению проблем мира (Center for Systematic Peace).

Цель исследования — выявление тенденций трансформации политических режимов 167 независимых государств с численностью населения не менее 500 тысяч человек. Исследование содержит данные об институциональных характеристиках состояния политических режимов отдельных стран, которые характеризуются соотношением автократических и демократических черт. Данные исследования

отражаются в ежегодном отчете [1]. Индекс Polity IV рассчитывается как разность двух показателей: демократии (показывает общий уровень открытости политических институтов) и автократии (показывает уровень закрытости политических институтов). В свою очередь, компонентами демократии являются:

1) состязательность процесса формирования органов исполнительной власти;

2) открытость каналов формирования органов исполнительной власти;

3) система ограничений, наложенных на органы исполнительной власти;

4) институционализированность конкурентного политического участия.

Компонентами автократии наряду со всеми вышеперечисленными параметрами являются также показатель «регулирование участия», отражающий факторы процесса артикуляции групповых интересов в обществе.

Для каждой изучаемой страны составляется отчет, где указывается общий уровень открытости и закрытости политических институтов, и предполагает шкалу от -10 до 10 (где -10 — самое низкое значение, а 10 — самое высокое), а также показатели по всем вышеперечисленным переменным. Помимо общей тенденции страновые графики фиксируют различные состояния режима, исторические события, которые связаны с открытыми конфликтами, конфронтацией, применением насилия, обозначаются даты смены режимов.

Изучаемые переменные стандартны для всех рассматриваемых стран, что позволяет создать однородную картину трансформации политических режимов. На объективность исследования также влияет временной ряд, который содержит информацию с 1800 г., и охват анализируемых стран. (Polity IV является наиболее широким по географическому охвату.)

Таким образом, все эти факторы определяют комплексность политической картины через специфику политического режима и его изменений. Проект открывает возможность анализа разнообразных политических режимов в большинстве независимых государствах мира в динамике.

Стоит отметить большую историю проекта: база данных уже неоднократно совершенствовалась, методика подвергалась критике, постоянно видоизменялась. Проект Политии стал источником для большого числа научных статей по проблематике политических режимов, международных отношений.

Примером такой статьи является работа «Мировая модель прогнозирования политических рисков» [2]. Цель работы — прогнозирование вероятности конфликта за два года до его начала, а также подтверждение гипотезы о том, что политические факторы, такие как стабильность политических институтов, в большей степени влияют на возникновение вооруженных конфликтов, чем социальные или экономические факторы.

Однако стоит принимать во внимание тот факт, что исследуемые переменные отражают лишь политические изменения. Социальные и экономические факторы, которые также могут влиять на изменения политических режимов и особенностей политических институтов и структур, в расчет не принимаются. Кроме того, в базе анализируется трансформация политических режимов, а не сами конфликты, не исследуются малые страны. Помимо этого оценочные факторы преобладают над

фактологическими, вследствие чего оценки, присваиваемые странам, могут не всегда воспроизводиться другими исследовательскими коллективами.

Для иллюстрации интересно посмотреть на индексы Полити Украины. Так, согласно страновым графикам, уровень открытости политических институтов Украины равен на сегодняшний день 6 баллам, тогда как уровень открытости России равен 4 баллам. В связи с этими показателями Украина является в большей степени демократизированной, нежели Россия. При этом Россия считается менее стабильным государством, чем Украина. (Индекс нестабильности государства у Украины равен 6, России — 7). Недавние события показали неточность данных оценок.

ПРОЕКТ УППСАЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА: ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОНФЛИКТОВ ИНСТИТУТА ПО ИЗУЧЕНИЮ МИРА И КОНФЛИКТОВ

Одним из основных проектов института по изучению мира и конфликтов Уппсальского университета является Энциклопедия конфликтов (UCDP Conflict Encyclopedia). Проект существует с 1970 г. и ведется совместно с институтом по изучению проблем мира в Осло. Его цель — сбор данных об организованных вооруженных конфликтах с участием негосударственных акторов и асимметричных конфликтах и миротворческих усилиях в мире с 1945 г. Вооруженным конфликтом, по определению института, является противоречие по поводу власти или территории, которые оспариваются путем применения вооруженной силы военными формированиями как минимум двух противоборствующих сторон, в результате чего погибло по меньшей мере 25 человек [3]. Если в противостоянии хотя бы с одной стороны участвуют правительственные вооруженные силы, оно считается конфликтом с участием государства. Если государство не является ни одной из противоборствующих сторон, то конфликт считается негосударственным.

Информация о вооруженных конфликтах включает в себя следующие параметры: количество конфликтов в стране, тип конфликта, объект спора сторон, начало конфликта, интенсивность конфликта (малый вооруженный конфликт или война (малым конфликтом является конфликт, в котором погибло от 25 до 999 человек за год. Войной — конфликт, в котором погибло не менее 1000 человек за год [4])), количество погибших, ведение переговорного процесса, вовлечение третьих сторон как в вооруженный конфликт, так и в переговорный процесс, наличие мирных соглашений, дата завершения конфликта, воюющие стороны, размер войск.

Что касается конфликтов с участием негосударственных акторов и асимметричных конфликтов, также во внимание принимается информация об акторах конфликта, потерях, местоположении конфликта.

В информацию о мирных соглашениях входят текст и синопсис соглашения, дата подписания, подписавшиеся стороны, наличие третьих сторон, комментарий о том, были ли соблюдены положения соглашения.

Данная база является источником информации для многих известных проектов, среди которых «Глобальный индекс миролюбия» [5] — индекс, разработанный социологами и экономистами из международной группы экспертов по миру Института мира вместе с Центром мира и изучения конфликтов Сиднейского университета, характеризующий относительное миролюбие стран и регионов. Индекс был рассчитан в 2007 г. Учитываются как внутренние факторы (уровень насилия в стране и преступность), так и внешние (международные отношения страны, расходы на военные нужды).

Преимущество данной базы Уппсальского университета заключается в том, что акцент сделан на изучении конфликтов, а не трансформации политических режимов, как в проекте Полити.

База данных проекта представляет собой огромный массив информации, так как сведения о конфликтах собираются с 1945 г. Особенностью проекта являются данные о миротворческих усилиях, в частности сведения о подписанных мирных соглашениях между конфликтующими сторонами и информация о соблюдении данных соглашений. Данная информация представляется довольно полезной, так как может показать степень готовности страны соблюдать мирные договоренности.

Тем не менее проект носит в основном описательный характер и отражает лишь самые общие тенденции и векторы развития.

Так, например, информация о ситуации на Украине включает в себя несколько отчетов о конфликтах с разными акторами (Донецкой народной республикой, Луганской народной республикой, Новороссией, события на Майдане) [6]. Отчеты носят в большей степени описательный характер, фиксируют начало конфликта, дату, когда впервые погибло 25 человек в результате вооруженных столкновений, максимальное количество жертв.

БАРОМЕТР КОНФЛИКТОВ ГЕЙДЕЛЬБЕРГСКОГО ИНСТИТУТА

Барометр конфликтов — ежегодный проект Гейдельбергского института по исследованию международных конфликтов. Проект существует с 1992 г. и направлен на изучение внутригосударственных политических конфликтов (ненасильственных и насильственных конфликтов, войн, государственных переворотов, мирных переговоров) [7]. Основным результатом проекта является ежегодный отчет, который описывает тенденции развития конфликтов в различных регионах мира. Проект послужил основой для большого количества исследований, среди которых известный российский проект «Политический атлас современности» [8]. Проект был начат весной 2005 г. МГИМО-Университетом МИД России совместно с Институтом общественного проектирования и журналом «Эксперт». Основная цель — осуществить комплексный сравнительный анализ 192 стран мира, разработать их многомерную классификацию и осуществить анализ динамики структур мировой политики.

В расчете индекса «барометра конфликтов» учитываются такие элементы, как акторы конфликта (индивидуальный актор, правительственные и неправитель-

ственные акторы, международные организации), предмет спора, способы и средства ведения конфликтов. Расчет интенсивности конфликтов проводится по следующим переменным:

— тип вооружения, используемого сторонами, и способ его применения;

— численность вовлеченных в вооруженный конфликт;

— количество жертв в месяц;

— степень разрушения инфраструктуры и жилых помещений. Влияние конфликта на экономическую и культурную составляющие страны (1 балл (самая легкая степень разрушения) — разрушены жилые помещения; 2 балла — пострадала инфраструктура; 3 балла — конфликт затронул экономическую систему страны; 4 балла — пострадала культурная жизнь страны);

— количество пленных в месяц.

В отчете за 2014 г. [9] детально описывается развитие событий на Украине, указывается количество погибших, раненных, количество войск, ежедневное описание переговорного процесса. Создается комплексная и актуальная картина конфликта.

Особенностью проекта Гейдельбергского института по изучению конфликтов в мире является преобладание фактологических показателей над оценочными, данные собираются более чем 150 экспертами, которые, в свою очередь, делятся на рабочие группы. Каждая группа собирает данные по отдельному региону. Можно утверждать, что степень объективности исследования довольна высокая.

Более того, в отличие от двух предыдущих проектов в данном индексе учитывают не только политические факторы, но и отчасти социальные и экономические. Например, влияние конфликтов на социальную и экономическую сферы страны, что также немаловажно.

Однако неоднозначен набор переменных. С одной стороны, небольшое количество переменных облегчает сбор данных и позволяет обеспечить непротиворечивость, проверяемость и однозначность выводов. С другой стороны, данные критерии, которые носят описательный характер, позволяют лишь поверхностно исследовать конфликты и не выявляют причинно-следственных связей возникновения и развития конфликтов.

ИНДЕКС ТРАНСФОРМАЦИИ БЕРТЕЛЬСМАННА

Фонд Бертельсманна был основан в 1977 г. Райнхардом Моном. Фонд разрабатывает и курирует проекты, направленные на поиск решений актуальных проблем современности в области образования, здравоохранения, экономики, социальных отношений, международных отношений, корпоративной культуры, благотворительности, демографии. Одним из главных проектов Фонда в области исследования политико-экономических систем мира — индекс трансформации Бертельсманна [10] (ИТБ).

Цель исследования — сравнительный анализ уровня развития демократии и рыночной экономики, а также качества политического управления в 129 странах мира.

Основным результатом проекта являются два рейтинга, которые выпускаются раз в два года: статусный индекс и индекс управления, которые сочетают в себе качественные и количественные показатели развития государств, находящихся в стадии развития и трансформации. Индекс измеряет уровень развития демократии и рыночной экономики, а также качество государственного управления в каждой из рассматриваемых стран и его динамику за последние пять лет. Результаты научных исследований служат основой для практических рекомендаций, позволяющих улучшить методы и способы управления, модели внешней поддержки трансформационных процессов. Данные представлены в форме рейтингов, страновых отчетов и интерактивного «Атласа трансформации».

Первый компонент общего индекса трансформации — статусный индекс — состоит, в свою очередь, из двух переменных. Первая отражает степень продвижения стран к демократии, другая — к рыночной экономике. Степень продвижения к демократии (Democracy Status) определяется на основе пяти критериев: суверенность, политическое участие, верховенство закона, стабильность демократических институтов, политическая и социальная интеграция. Данные критерии, в свою очередь, базируются на 18 индикаторах.

Критериями анализа экономической трансформации являются уровень социально-экономического развития страны, структура рыночных и конкурентных процессов, валютная и ценовая стабильность, уважение прав частной собственности, уровень всеобщего благосостояния, устойчивость экономической системы. Экономические критерии базируются на 14 индикаторах.

Так, Украина в этом индексе занимает 57 место с оценкой 5.89, тогда как Россия — 77 с оценкой 5.24. Если разобрать эти оценки по переменным, то переменная политической трансформации, так же как и экономической трансформации, выше у Украины, чем у России, причем значительно. По уровню политического развития Украина на 58 месте (оценка 6.10), Россия на 86 (оценка 4.40), по уровню экономического развития: Украина на 62, тогда как Россия на 48.

Второй компонент общего индекса трансформации — индекс управления — оценивает качество управления, осуществляемого политическими акторами. Он представляет собой пять критериев, которые основаны на 20 индикаторах. Качество управления считается высоким, если политические акторы успешны в достижении поставленных целей. Уровень управления определяется следующими факторами: способность к маневрированию, достижению консенсуса, ресурсная эффективность, взаимодействие с внешней средой. Уровень сложности определяется при расчете шести индикаторов: структурные условия, традиции гражданского общества, интенсивность конфликтов, уровень образования населения, экономические показатели страны, роль институтов. И в этом индексе Украина значительно опережает Россию. Россия на 104 месте, Украина на 87.

Серьезным достоинством подхода разработчиков индекса трансформации заключается в том, что большое внимание уделяется оценке экономических факторов, влияние которых нельзя не учитывать на стабильность политической системы государства.

Несмотря на большое количество критериев, которые учитываются в индексе, переменные носят в основном субъективный характер. Так, чтобы оценить один из критериев экономической трансформации — валютную и ценовую стабильность — необходимо ответить на два вопроса:

— в какой мере правительство и центральный банк осуществляют стабильную антиинфляционную и денежную и валютную политику государства;

— в какой степени фискальная политика и управление долгом влияют на макроэкономическую стабильность страны.

Ответы на эти вопросы являются довольно субъективными и не дают единственно правильного варианта при оценке разными экспертами.

Кроме того, в индексе Бертельсманна анализируется не все страны, а исключительно развивающиеся страны и страны с переходной экономикой, в связи с чем сложно создать исчерпывающую картину политических и экономических трансформаций во всем мире.

* * *

В данной статье был проведен анализ таких зарубежных баз данных и инструментов анализа внутренних конфликтов и изменения политического режима, как Полития IV, Энциклопедия конфликтов института по изучению мира и конфликтов уппсальского университета, Барометр конфликтов гейдельбергского института, Индекс трансформации Бертельсманна. Анализ показал, что, несмотря на репутацию исследуемых проектов, основной проблемой данных проектов является недостаточная операционализация некоторых понятий, которая ведет к неоднозначному представлению стран в индексах. В проектах изобилуют оценочные переменные, которые зависят от субъективной оценки исследовательского коллектива. Это означает, что оценки и места в рейтингах могут варьироваться в зависимости от подхода конкретного исследователя. Кроме того интересным представляется распределение в рейтингах таких стран, как Россия и Украина, которое не всегда соответствует реальному положению вещей.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Marshall M., Cole B. Global Report 2014: Conflict, Governance and State Fragility. Center for Systemic Peace, 2014. URL: http://www.systemicpeace.org/globalreport.htm.

[2] Goldstone J., Bates R., Epstein D., Gurr T., Lustik M., Marshall M., Ulfelder J., Woodward M. A Global Model for Forecasting Political Instability. American Journal of Political Science 54.1 (January 2010).

[3] Definitions of Department of peace and Conflict Research. URL: http://www.pcr.uu.se/research/ ucdp/definitions.

[4] Themner L., Wallensteen P., Heldt B., Sollenberg M., Eriksson M., Strand S., Nygard H., Buhaug H., Carlsen J., Gleditsch N., Hegre H., Ormhaug C., Wilhelmsen L. UCDP/PRIO Armed Conflict Dataset Codebook. 2013.

[5] The Economic Cost of Violence Containment: A Comprehensive Assessment of the Global Cost of Violence. Institute for Economics and Peace, 2014. URL: http://www.visionofhumanity.org/ sites/default/files/The%20Economic%20Cost%20of%20Violence%20Containment.pdf.

[6] Melander E. The Uppsala Conflict Data Program (UCDP). URL: http://www.ucdp.uu.se/ gpdatabase/gpcountry.php?id= 161&regionSelect=9-Eastern_Europe.

[7] Pfetsch F. Conflict Barometer Report 2014. URL: http://hiik.de/en/konfliktbarometer.

[8] Торкунов А.В., Мельвиль А.Ю., Ильин М.В., Мелешкина Е.Ю., Миронюк М.Г., Полунин Ю.А., Тимофеев И.Н. (при участии Я.И. Ваславского). Политический атлас современности: Опыт многомерного статистического анализа политических систем современных государств. М.: МГИМО-Университет, 2007.

[9] Pfetsch F. Conflict barometer. 2014. URL: http://hiik.de/en/konfliktbarometer.

[10] Singer D. Transformation Index BTI 2014. Political Management in International Comparison. URL: http ://www.bti-proj ect.org/index.

CIVIL WARS, COUP D'ETAT, REGIME CHANGES: FOREIGN PROJECTS OF QUANTITIVE ANALYSIS

A.Yu. Kuznetsova

Russian international affairs council (RIAC)

Bolshaya Yakimanka str., 1, Moscow, Russia, 119180

In the given article, the author provides an overview of foreign databases and research tools on internal conflicts, regime changes and revolutionarily transformations. The following projects were reviewed: Polity IV, UCDP Conflict Encyclopedia, Transformation Index BTI 2014, and Conflict Barometer. Among the criteria used to compare these databases: project aims, subject of inquiry, and units of measurement, project chronology, methodology, data collection and processing. The analysis of results has also been compared as well as the advantages and disadvantages of databases under study. Such an analysis demonstrated that despite the projects reputation the operational definitions of these projects are their main problem. Sometimes poor operational definitions affect the country ranking in indexes. Moreover, qualitative variables exceed quantitative variables. In most cases variables depend on subjective estimation of an authoring team. Such a situation means that estimations and country ranking in indexes may be different from each other just because of different approaches of scientists. What is more, it is worth paying attention to some country positions in rankings. Subjective estimations of foreign scientists can not always reflect the real scoring.

Key words: international relations, comparative analysis, methodology, internal conflicts, regime change, data base, quantitative analysis.

REFERENCES

[1] Marshall M., Cole B. Global Report 2014: Conflict, Governance and State Fragility. Center for Systemic Peace, 2014. URL: http://www.systemicpeace.org/globalreport.htm.

[2] Goldstone J., Bates R., Epstein D., Gurr T., Lustik M., Marshall M., Ulfelder J., Woodward M. A Global Model for Forecasting Political Instability. American Journal of Political Science 54.1 (January 2010).

[3] Definitions of Department of peace and Conflict Research. http://www.pcr.uu.se/research/ ucdp/definitions.

[4] Themnér L., Wallensteen P., Heidt B., Sollenberg M., Eriksson M., Strand S., Nygard H., Buhaug H., Carlsen J., Gleditsch N., Hegre H., Ormhaug C., Wilhelmsen L. UCDP/PRIO Armed Conflict Dataset Codebook. 2013.

[5] The Economic Cost of Violence Containment: A Comprehensive Assessment of the Global Cost of Violence. Institute for Economics and Peace, 2014. URL: http://www.visionofhumanity.org/ sites/default/files/The%20Economic%20Cost%20of/o20Violence%20Containment.pdf.

[6] Melander E. The Uppsala Conflict Data Program (UCDP). http://www.ucdp.uu.se/gpdatabase/ gpcountry.php?id= 161 &regionSelect=9-Eastern_Europe.

[7] Pfetsch F. Conflict Barometer Report 2014. URL: http://hiik.de/en/konfliktbarometer.

[8] Melville A., Ilyin M., Meleshkina E., Mironyuk M., Polunin Yu., Timofeev I., Vaslavskiy Y. Political Atlas of the Modern World: An Experiment of Multidimensional Statistical Analysis of the Political Systems of Modern States. MGIMO — University Press, Moscow, 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[9] Pfetsch F. Conflict barometer. 2014. URL: http://hiik.de/en/konfliktbarometer.

[10] Singer D. Transformation Index BTI 2014. Political Management in International Comparison. URL: http ://www.bti-proj ect.org/index.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.