Научная статья на тему 'Гражданская война в Испании: взгляд через изобразительные источники (на примере картин С. Дали и П. Пикассо)'

Гражданская война в Испании: взгляд через изобразительные источники (на примере картин С. Дали и П. Пикассо) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
835
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В ИСПАНИИ / КАРТИНЫ / САЛЬВАДОР ДАЛИ / ПАБЛО ПИКАССО / SPANISH CIVIL WAR / PAINTINGS / SALVADOR DALI / PABLO PICASSO

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Горшков Олег Владимирович

В статье автор рассматривает картины Сальвадора Дали и Пабло Пикассо, посвященные гражданской войне в Испании. Выделяются особенности картин, символы, указанные в них. Проводится сравнительный анализ смыслов, вложенных в произведения художниками. Решается вопрос: возможно ли использование изобразительного документа в качестве исторического источника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Spanish civil war: a look through pictorial (the pictures by S. Dali and P. Picasso)

In the article the author examines the paintings of Salvador Dali and Pablo Picasso, dedicated to the civil war in Spain. The article highlights the features of the paintings, the symbols indicated in them. The author also makes a comparative analysis between the facts of the civil war in Spain with the meaning that the authors wanted to invest in the paintings, answering the question: is it possible to use a pictorial document as a historical source.

Текст научной работы на тему «Гражданская война в Испании: взгляд через изобразительные источники (на примере картин С. Дали и П. Пикассо)»

ББК 63.2 УДК 930.2:75

О.В. Горшков

Гражданская война в Испании: взгляд через изобразительные источники (на примере картин С. Дали и П. Пикассо)

В статье автор рассматривает картины Сальвадора Дали и Пабло Пикассо, посвященные гражданской войне в Испании. Выделяются особенности картин, символы, указанные в них. Проводится сравнительный анализ смыслов, вложенных в произведения художниками. Решается вопрос: возможно ли использование изобразительного документа в качестве исторического источника.

Ключевые слова: гражданская война в Испании, картины, Сальвадор Дали, Пабло Пикассо.

Документ является наиболее точным и достоверным источником информации о событиях, которые были зафиксированы в нем, однако на данный момент можно выделить несколько взглядов на вопрос, что именно является документом. Необходимость данного разъяснения вытекает из большого объема нормативно-правовых документов, каждый из которых дает свое определение документу в соответствии со своей спецификой. Так, ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 «Управление документами. Общие требования» характеризует документ как «зафиксированную на материальном носителе идентифицируемую информацию, созданную, полученную и сохраняемую организацией или физическим лицом в качестве доказательства при подтверждении правовых обязательств или деловой деятельности»1. ГОСТ Р 7.0.8-2013 СИБИД «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» трактует документ как «зафиксированную на носителе информацию с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать»2. Однако согласно самому широкому пониманию документа, которое укрепилось в документалистике, документом является «любой материальный носитель с закрепленной информацией на любом язы-ке»3. Это определение во многом расширяет понятие документа,

© Горшков О.В., 2019

Управление документами. Общие требования / ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 СИБИД. - Введ. 2007-07-01. М.: Изд-во стандартов, 2013. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения / ГОСТ Р 7.0.8-2013 СИБИД. Введ. 2014-03-01. М.: Изд-во стандартов, 2014. Кушнаренко Н.Н. Доку-ментоведение: учебник для студентов вузов культуры. Киев: Знання, 2004. 459 с.

2

3

тем самым позволяя понимать под ним не только обычные формы сохранения информации (текст, звук, видео и т. д.), но и совершенно не стандартные формы, такие как живопись, скульптуру и даже минералы. Однако среди разнообразия последних нас будет интересовать именно живопись.

Живопись - это источник личного происхождения, который показывает реальность через призму автора и в соответствии с этим рассказывает нам не объективную историю, а историю с позиции автора. Однако это не мешает ей быть документом личного характера. Но при пристальном анализе данный документ можно рассматривать также и как исторический источник, единственным минусом которого будет неполное избавление от некой авторской субъективной оценки происходящего4.

Для такого анализа может подойти художественное произведение, относящееся к любому периоду истории, но для большей узнаваемости как авторов, так и их произведений были выбраны наиболее известные художники - Сальвадор Дали и Пабло Пикассо. Их объединяет то, что они были очевидцами трагического события в истории Европы XX в. - гражданской войны в Испании. Преломляя через себя это трагическое событие, каждый из них написал свое собственное произведение, показал личностное восприятие истории.

Для того чтобы провести сравнительный анализ между художественными произведениями, следует охарактеризовать историческое событие, которое они отразили. Гражданская война в Испании является самой масштабной и кровавой битвой фашистского режима и демократического строя в одном государстве. В конфликте принимали участие «левые» (Вторая Испанская Республика) и «правые», состоящие преимущественно из фашистов, - испанские националисты.

Здесь можно задаться вопросом: почему обсуждается именно эта война и какое отношение она может иметь к искусству и людям, которые задолго до ее начала покинули свою страну и жили во Франции и США? Ответ на этот вопрос можно найти во взглядах художников, которые были крайне озабочены интересами и благополучием Испании и своего народа. А благополучие своего народа они видели только во Второй Испанской Республике, так как понимали: фашистская идеология навредит всем народам, проживающим как в Испании, так и за ее пределами.

Итак, 16 июля 1936 г. начался путч в Марокко, который к 19 июля охватил почти всю страну. На ранних этапах войны выигрывали республиканские силы, которые даже успешно обороняли столицу Испании Мадрид до самого конца войны (с 15 октября 1936 по 28 марта 1939 г.). Но удача не была на стороне республики: в апреле 1937 г. силами люфтваффе был совершен налет на город Герника. В связи с этим печальным событием в мае 1937 г. по заказу правительства Испанской Республики Пикассо написал картину «Герни-ка», в которой попытался отразить произошедшие события.

Но вскоре после этого положение на фронте переломилось, республику разрывали внутренние противоречия, а ее армия не имела достойных лидеров, в то время как у националистов была

Ларин М.В. Документоведе-ние: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Документоведение и архивоведение». М.: Академия, 2016. 318 с.

4

не только идеология большинства, но и опытные генералы. К концу

1937 г. более 20 государств признали эту власть законной, а в январе

1938 г. было успешно отражено наступление республиканцев, что означало их скорое поражение. Так и случилось: уже 1 апреля следующего года война закончилась, однако это означало установление нового строя.

Сальвадор Дали, испанец, отличающийся искренней любовью к своей родине - Каталонии, испытывал огромную неприязнь к фашистской партии Испании - противнице каталонской автономии. Дали родился и вырос в городе Фигерас, Каталония, 11 мая 1904 г. В 1916 г. он познакомился с современным искусством, которое впоследствии станет для него судьбоносным. В 1921 г. он поступил в Академию Сан-Фернандо, где начал экспериментировать с методами кубизма и дадаизма. Но в 1926 г. его выгнали из академии за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям. Несмотря на это он остался верен искусству и продолжил творить. Сальвадор Дали нашел себя в молодом течении - сюрреализме - и вскоре добился успеха. В 1934 г. он официально вступил в брак с Галой (Еленой Ивановной Дьяконовой) и впервые посетил США, где остался жить на долгие годы.

Что касается Пабло Пикассо, то он намного старше Дали. Художник родился 25 октября 1881 г. в Малаге, на юге Испании. Рисовать он начал рано, так как его отец был учителем рисования. В 10 лет он переехал на север вместе со своей семьей, где обучался в местной школе искусств (1894-1895). Впоследствии семья перебралась в Барселону, и в 1895 г. Пикассо поступил в школу изящных искусств Ла-Лонха. После этого Пикассо еще несколько раз переезжал из города в город вплоть до 1900 г., пока не решился отправиться в Париж для посещения Всемирной выставки. Именно там Пабло Пикассо познакомился с творчеством импрессионистов. Чуть позже, в 1907 г., Пикассо становится родоначальником кубизма - художественного направления, отвергавшего традиции натурализма и изобразительно-познавательную функцию искусства. В данном стиле он пишет довольно продолжительный период, но в 1925 г. склоняется к сюрреализму, который на долгие годы стал главенствующим в его творчестве, вплоть до 1937 г. и «Герники».

Пабло Пикассо

Однако исследование следует начать с картины Сальвадора Дали, поскольку, во-первых, его произведения написаны раньше картины Пикассо, а во-вторых, они имеют смысловое содержание, предшествующее и раскрывающее суть картины Пикассо, что дает в итоге более полную информацию.

Итак, картина «Мягкая конструкция с вареными бобами -предчувствие гражданской войны» была написана Дали в 1936 г. и является первой из двух его работ о войне в Испании. На картине изображено непонятное существо, состоящее из руки, ноги и головы, которые соединены таким образом, что похожи на иберийский полуостров. Эта конструкция еле держится и вскоре рассыпется на части, что символизирует испанский народ, который истерзан обещаниями и готов рухнуть перед грядущими событиями. Однако это художественное произведение не может в полной мере рассказать о войне, так как освещает лишь ее часть - народ Испании. В другой картине - «Горящий жираф» (1937) - Дали указал на саму войну. Первая фигура, которую видно на картине, -это фигура женщины, тело которой испещрено открытыми выдвижными ящиками. Она является символом Испании. Ее лицо и шея в крови, а руки истерзаны. Этим образом художник хотел передать состояние испанского народа, его удрученность трагическими событиями. Тем не менее на ней «находятся» выдвижные ящики, что у художника является символом подсознательного и скрытого желания5.

Сальвадор Дали. «Мягкая конструкция с вареными бобами -предчувствие гражданской войны», 1936 г

Жиль Нере. Дали / Пер. с англ. А.С. Богдановского. М.: АРТ-РОДНИК, 2008. 96 с.

5

Вторая фигура является изображением уже человечества в целом. В руках она держит кусок мяса: этим художник хотел показать слабость человечества и его стремление к самоуничтожению. Своеобразные подпорки, часто используемые в произведениях Дали и олицетворяющие порочность и слабость человека, изображены позади обеих фигур.

Последняя и наиболее выделяющаяся фигура - это сам жираф. Вся его спина - в огне, а взгляд направлен в сторону двух первых фигур. Горящий жираф - образ грядущей войны, который стал появляться на полотнах Дали накануне Второй мировой войны, а также во время гражданской. Близость первой статуи, олицетворяющей Испанию, является символом гражданской войны. А дополнив ее сюжетом картины «Мягкая конструкция с вареными бобами -предчувствие гражданской войны», можно получить достоверный источник информации, который показывает Испанию в состоянии гражданской войны со стороны человека, вынужденного покинуть свою родину на долгие годы.

Таким образом, Испания, изображенная на первой картине, готова рухнуть от любого дуновения ветра. Она безобразна, так как множество народностей в ней разрывают ее и фактически сделали из нее только видимость государства - полую фигуру с тонкими границами. Правительство Испании ненавистно Дали, так как, по его мнению, именно оно довело его страну до такого состояния. Именно поэтому видна страшная и ужасающая голова. Одна-

Сальвадор Дали. «Горящий жираф», 1937 г

ко в Испании все еще остались люди, верящие в светлое будущее страны, - это бобы, рассыпанные за пределами государства, - ее интеллигенция. Добрые же намерения мы видим в открытых ящиках, о которых говорилось ранее.

Испания на второй картине - страдающая дева, пытающаяся выжить. Ее поддерживает множество подпорок, поэтому она еще стоит. И надежда в ней все еще теплится, но война уже пришла на ее поле, и вся страна погрузилась в огонь. Любимый пейзаж Дали -каталонский берег лазурного цвета - омрачает огонь - символ уничтожения.

У Пикассо мы наблюдаем произведение иного смысла. Прежде всего следует понять, что «Герника» написана в мае 1937 г. по заказу правительства Испанской Республики. Она написана уже во время войны и поэтому отражает весь ее ужас. Сама картина своеобразно рассказывает историю войны в Испании, состоящую у Пикассо из трех основных событий: апрельской испанской революции (1931), бомбардировки Герники (1937) и гражданской войны в Испании (1936-1939). Самой же главной отличительной особенностью картины Пикассо в отличие от произведения Дали является отсутствие смысла у единичных объектов, изображенных на ней. В силу указанного обстоятельства крайне важно при рассмотрении картины обращать внимание на все детали в комплексе и уже из этого выводить общий смысл.

Но, как и во многих художественных произведениях, в этой картине есть основные детали, на которые следует обратить внимание. Прежде всего это бык в левом верхнем углу и солдат, лежащий на полу. Бык в картине не смотрит на то, что происходит в центре, взгляд направлен в сторону от событий. Это метафора правительства Испании, но не республиканского, а фашистского. К этому умозаключению подводит горящий хвост быка - символ горящей Герники, родины Франциско Франко - лидера националистов и будущего диктатора Испании. Он сам дал приказ об уничтожении города и тем самым отвернулся от народа, запечатленного в виде коня, нос которого и верхние зубы образуют череп - символ проклятия. Ниже лежит солдат с отрубленной головой - символ

Пабло Пикассо. «Герника», 1937 г

беспомощности республиканской армии в данной ситуации. Из меча, который он держит, вырастает цветок - призыв к миру в Испании, а руки его покрыты стигматами - в данном случае символом вынужденного страдания испанского народа6.

Соединив все эти детали воедино, мы получаем источник информации, посвященный моральному состоянию народа. Война идет всего год, но народ уже не в силах продолжать эту войну, вместо него на территории Испании воюют уже не испанцы, а войска союзников противоборствующих сторон - Германии, Италии и СССР, которые на картине показаны в виде человеческой головы и руки, влетевшей в окно. Сам народ измучен войной, он лежит на земле и ничего существенного не может сделать, только посылать проклятия в сторону виновников гибели населения страны. Этот народ - совершенно другой бык, созданный очертаниями других деталей, и находится в самом центре картины. Его взгляд направлен вниз, зритель чувствует его томный взгляд, означающий усталость. Бык оплакивает своей народ, погибший на войне. Ровно под ним находится цветок, вырастающий из меча, - символ мира, пацифизма, надежды.

Рассмотрев данные художественные произведения и сопоставив их с фактами гражданской войны в Испании, можно ответить на поставленный вопрос: даже изобразительный документ можно считать историческим источником. Их главной уникальной чертой является возможность визуально передать всю катастрофу времени, которому они посвящены. Исследователь, который пользуется данным источником информации, при соответствующем анализе способен ощутить весь спектр чувств, который закладывал в свое произведение автор, тем самым раскрывая всю палитру общественных переживаний.

6 Надеждин Н.Я. Пабло Пикассо: «Пламя Герники». М.: Майор, 2011. 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.