Научная статья на тему 'ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА И АНТИБОЛЬШЕВИСТСКИЕ ЗЕМСКИЕ ФИНАНСЫ: ОПЫТ ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ'

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА И АНТИБОЛЬШЕВИСТСКИЕ ЗЕМСКИЕ ФИНАНСЫ: ОПЫТ ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
9
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
местное самоуправление / Пермское земство / финансы / налоги / А. В. Колчак / Пермская губерния / Гражданская война в России / local self-government / Perm Zemstvo / finance / taxes / A. V. Kolchak / Perm province / Civil War in Russia

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тетерин Вадим Игоревич

В исследовании проанализирована работа Пермского земства по решению традиционных для местного самоуправления финансово-экономических и хозяйственных вопросов в период нахождения Пермской губернии под властью «омского правительства». В статье показано, как в прифронтовой полосе Гражданской войны хозяйственные вопросы приобретали особую значимость. Анализируются мероприятия земства в сфере сбора налогов, формирования бюджета и других экономических вопросов. На основе неопубликованных источников сделаны выводы о месте финансовой деятельности Пермского земства при установлении в губернии антибольшевистской власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL WAR AND ANTI-BOLSHEVIK ZEMSTVO FINANCES: THE EXPERIENCE OF THE PERM PROVINCE

The article discusses the work of the Perm Zemstvo on solving financial, economic and economic issues traditional for local self-government during the period when the Perm province was under the rule of the government of A. V. Kolchak. The article shows how economic issues acquired special significance in the front line of the Civil War. The activities of the zemstvo in the field of tax collection, budget formation and other economic issues are analyzed. Based on unpublished sources, conclusions are drawn about the place of the financial activities of the Perm zemstvo during the establishment of anti-Bolshevik power in the province.

Текст научной работы на тему «ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА И АНТИБОЛЬШЕВИСТСКИЕ ЗЕМСКИЕ ФИНАНСЫ: ОПЫТ ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ»

УДК 94(47).084.3

РО!: 10.25206/2542-0488-2024-9-1-34-41 ЕРМ ТОСУ!Х

В. И. ТЕТЕРИН

Пермский государственный аграрно-технологический университет им. академика Д. Н. Прянишникова,

г. Пермь

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА И АНТИБОЛЬШЕВИСТСКИЕ ЗЕМСКИЕ ФИНАНСЫ: ОПЫТ ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ

В исследовании проанализирована работа Пермского земства по решению традиционных для местного самоуправления финансово-экономических и хозяйственных вопросов в период нахождения Пермской губернии под властью «омского правительства». В статье показано, как в прифронтовой полосе Гражданской войны хозяйственные вопросы приобретали особую значимость. Анализируются мероприятия земства в сфере сбора налогов, формирования бюджета и других экономических вопросов. На основе неопубликованных источников сделаны выводы о месте финансовой деятельности Пермского земства при установлении в губернии антибольшевистской власти.

Ключевые слова: местное самоуправление, Пермское земство, финансы, налоги, А. В. Колчак, Пермская губерния, Гражданская война в России.

Постановка проблемы. Система местного самоуправления стала одним из ключевых элементов российской модернизации начала ХХ века. Эта же роль земства и городского самоуправления проявилась, в том числе, и в условиях Гражданской войны. Этот переломный момент в истории страны не мог не отразиться и на органах самоуправления, которые заняли позицию поддержки новой власти, пришедшей на смену монархии. Временное правительство в условиях революции 1917 г. делало на них свою ставку на местах, но пришедшие к власти большевики стали упразднять систему земского самоуправления. Антибольшевистские силы, в свою очередь, поддержали земства и городские думы, в том числе как альтернативу Советам. «Омское правительство», устанавливая свою власть на новых территориях в период 1918—1919 гг., одним из первых своих решений восстанавливало функционирование системы местного самоуправления. При этом свой отпечаток не мог не наложить прифронтовой статус Пермской губернии, в результате чего политическая власть на местах осуществлялась военной администрацией. Земство, которое получило новые для себя политические функции в ходе революции 1917 г., после восстановления в конце 1918 — начале 1919 г. должно было сосредоточиться только на традиционных для дореволюционного местного самоуправления финансовых, хозяйственных и социальных проблемах губернии. Это в том числе развитие системы образования, здравоохранения, агрономия и ветеринария и т.д. Однако, чтобы приступить к решению этих проблем, земское и городское самоуправление должны были преодолеть финансовые трудности.

В современной российской историографии все больше внимания уделяется внутренней политике большевистских и антибольшевистских сил в условиях Гражданской войны в России. Такое вни-

мание не обошло стороной и территории, подконтрольные белогвардейской администрации в Омске. Об этом свидетельствует повышенный интерес общественности, который отмечается в рамках продолжающихся академических дискуссий. На этих площадках публичной истории внимание уделяется не только собственно личности адмирала Колчака, но и ряду аспектов антибольшевистской государственно-политической деятельности, реализации аспектов региональной политики и т.п. [1—4].

Непосредственно феномену местного самоуправления в условиях Гражданской войны уделено не самое значительное место в историографии [5 — 7]. Эти исследования фокусируются только на опыте Сибири, не рассматривая прифронтовую зону, куда попадает и Пермская губерния. В то же время в Сибири, в отличие от Урала, не сложилось к тому времени устойчивой традиции земского самоуправления. Земства здесь стали создавать уже после революции 1917 г., а значит, они не могли похвастать накопленным опытом работы. А вот Пермское земство свою деятельность начало еще в 1870 г., и здесь был накоплен значительный опыт. К рассматриваемому периоду пермское самоуправление имело устойчивые позиции в обществе. Такое положение отражалось и на отношениях с центральной властью, а значит, особенно интересно проанализировать опыт взаимоотношения в разных плоскостях гласных пермского земства и «омского правительства».

Среди прочих отдельного внимания в контексте данного исследования заслуживают исследования В. М. Рынкова, в основу которых легли вопросы, связанные с финансовой деятельностью всех антибольшевистских сил Сибири и Урала [8]. В своих работах он затрагивает, в том числе, и финансовые проблемы земства, однако органы местного самоуправления затронуты лишь косвенно, в контексте

общей ситуации. В этом же контексте финансовую работу земств затрагивают историки, обращающиеся к теме регулирования локального денежного обращения в военно-революционный период [9—10].

Отдельные проблемы, связанные с деятельностью земства в изучаемый период в тех или иных сферах, отражены в достаточно большом массиве статей [11 — 14]. Указанные работы и другие подобные исследования посвящены локальным нюансам земского самоуправления разных регионов России — от Юга до Сибири. Но даже при наличии такого широкого пула исследований достаточного внимания опыту Пермской губернии не было уделено. Указанные причины, дополняемые внушительным корпусом доступных сегодня источников, значительно повышают актуальность проведения исследований по данной теме.

Целью данного исследования стало изучение финансовой деятельности Пермского земства и городских дум в ходе восстановления их работы «омским правительством». Исходя из поставленной цели, можно определить основные задачи как необходимость изучить трудности, с которыми столкнулась система местного самоуправления в процессе восстановления работы; изучить финансовое состояние земства и городских дум в сложившихся на тот период обстоятельствах; оценить сложившийся опыт взаимодействия в финансовой сфере центральной власти и местной военной администрации, с одной стороны, и органов самоуправления — с другой.

Основным методологическим подходом в рамках общего изучения земства в период революции 1917 г. и Гражданской войны может служить теория модернизации. Именно она дает возможность разносторонне изучить деятельность земства и городских дум в точке бифуркации. Земства и городские думы предстают при этом как части общей системы, оказавшейся в кризисе. В рамках широкого применения модернизационного подхода к революции и Гражданской войне в целом непосредственно в статье были применены проблемно-хронологический и сравнительно-исторический методы. Эти методы позволили объективно проанализировать финансовую деятельность земства и городских дум в изучаемый период, определить их специфику на общероссийском уровне, а также проанализировать причины их последующей ликвидации большевиками. Для наглядного представления изучаемых проблем использовались статистические данные.

Комплексный анализ финансовой деятельности органов местного самоуправления в период восстановления их деятельности «омской властью» в 1918—1919 гг. выражает научную новизну данного исследования. На основе архивных источников, периодической печати и статистических данных сделаны общие выводы о финансовом положении пермского земства в изучаемый период. Наиболее информативным источником из числа неопубликованных стали стенограммы и журналы очередных и чрезвычайных заседаний земских и городских гласных в изучаемый период. Не менее важным источником стали делопроизводственные документы — переписка земских и городских управ с «омским правительством», губернским и уездными комиссарами, телеграммы и распоряжения МВД. Основной массив привлеченных источников находится в Государственном архиве Пермского края.

Основная часть. Одним из итогов установления власти большевиков осенью 1917 г. стало сворачи-

вание деятельности органов местного самоуправления в Пермской губернии. К весне 1918 г. были ликвидированы последние уездные земства в Осе и Красноуфимске. Однако уже летом 1918 г. ситуация начинается меняться, после того как зауральские уезды Пермской губернии подпадают под контроль Временного Сибирского правительства. Новая власть сразу стала восстанавливать старую систему самоуправления, но уже под контролем военной администрации. Одним из ключевых при этом становится вопрос финансирования и формирования бюджета на новых территориях. Министерство финансов Временного Сибирского правительства решило этот вопрос очень просто, разделив смету на 1918 г. на две части по полугодиям: первое считалось при большевиках, а второе — уже при новой власти [15, л. 1]. Циркуляр министерства сначала был подготовлен для расчета бюджетов казенных палат, однако такой же подход был реализован и органами местного самоуправления в освобождённых зауральских уездах Пермской губернии.

Такая чехарда власти, когда одни органы заменяли другие, а каждая новая администрация устанавливала свои порядки, не могла не отразиться самым негативным образом на городском и земском хозяйстве. Первой же проблемой для гласных вновь созданных земств стали финансовые проблемы. Так, в самом крупном зауральском городе Пермской губернии Екатеринбурге смета на второе полугодие 1918 г. (согласно Циркуляру Министерства финансов) отражала дефицит в размере 2 млн руб., а к началу 1919 г. эта сумма удвоилась [16, л. 73]. Даже столь социально важные в тех условиях статьи расходов, как борьба с тифом и заготовка дров, попали под секвестр, на них не нашлось средств в городском бюджете.

В первом же номере воссозданной вместе с земством газеты «Пермская земская неделя» публикуется статья «Финансовое положение земства» [17, с. 10]. Уже во вступлении указано, что за годы Первой мировой войны и борьбы с большевиками некогда богатое Пермское земство достигло такого состояния, что не просто не может выполнять свои задачи, но даже не обеспечивает неотложных потребностей населения. Объяснялось это в том числе «громадным недобором земских сборов с плательщиков». Такая ситуация в губернии была связана с тем, что большевики планомерно уничтожали отлаженный налоговый аппарат земства, а доходы для своих нужд извлекали просто — путем контрибуций или грабежей, а также печатным станком.

В результате для решения финансовых проблем требовалось обеспечить устойчивое повышение налоговых поступлений, прежде всего с основного источника дохода самоуправления — с недвижимости. Однако в условиях Гражданской войны, когда уральские города неоднократно брались штурмом противоборствующими сторонами, необходимо было фактически заново провести учет недвижимости, которая подпадала под налогообложение. В Екатеринбурге городским самоуправлением для этой цели были выделены средства в размере 15 000 руб. [18, л. 34]. Согласно смете, за два месяца эту работу должны были провести десять оценщиков, которым предстояло обследовать более 900 владений. Смета была утверждена городским самоуправлением.

Однако даже весной 1919 г. сохранялись финансовые сложности — Екатеринбургской городской думе был представлен доклад председателя

городского попечительства о бедных, в котором он говорил о бедственном финансовом положении вверенного ему учреждения [18, л. 51]. В связи со стремительным ростом цен были трудности с заготовкой продовольствия. Ситуацию осложняли большие долги попечительства, часть которых требовала немедленной оплаты. В результате взаимодействия с городским самоуправлением было достигнуто соглашение о помощи с выплатами долгов за счет средств думы и привлечения кредитов под залог имущества Попечительства. Этого было явно недостаточно, в первую очередь надо было взыскать недоимки по налоговым сборам, и Управляющий губернией даже привлек к этому милицию. Земские и городские управы должны были подавать сведения о недоимках в органы правопорядка, а те уже проводили мероприятия по сбору долгов, особое внимание уделяя недобору по прошлым годам [19, л. 21]. Это, конечно, позволило частично решить вопрос с недоимками, но сильно отразилось на отношении населения к органам самоуправления.

Финансовые проблемы наблюдались повсеместно и затрагивали не только крупные города губернии, но и уезды. Хорошим примером может служить очередное собрание земства в Верхотурском уезде, на котором вопросы по финансовым недоимкам и общему дефициту бюджета были вынесены как основные на текущий момент. Акцент делался на том, что все финансовые трудности были вызваны недолгим, но разрушительным для земского самоуправления периодом власти большевиков. Вся повестка этого собрания включала в себя доклады по тем или иным финансовым вопросам, в том чисел доклады ревизионной комиссии [20, л. 3]. Основной задачей стало формирование адекватной картины финансового стояния земства, чтобы на основе этого начать восстанавливать работу. В частности, в одном из докладов речь шла о нарушенной работе кассы мелкого земского кредита. На собрании гласные приняли решение о реорганизации кассы. Вместо нее создавались муниципальные банки для кредитов сельского хозяйства [20, л. 23].

Ко всем сложностям добавлялась необходимость погашения расходов земства, не погашенных еще до упразднения их большевиками в 1918 г. Речь шла о значительных для уездного земства суммах. Причем часто это были траты на важные для власти статьи, но не входившие ранее в прямую обязанность земства, например, на содержание милиции [21, л. 1]. Во время революции было принято решение о возможности ходатайства перед Правительством о возмещении затрат. Но в 1919 г. ходатайства в Омске оставались без положительного ответа, что дополнительно ложилось на итак истощенное земство.

Стоит отметить, что одной из главных проблем для региона в целом стало большое разнообразие ходивших в этот период денежных ассигнаций. С этим столкнулись и органы местного самоуправления. Как указывает В. М. Рынков, на Урале это явление приобрело особенно угрожающий характер. Отдельные предприятия, заводы, органы местной власти выступали в качестве эмитентов денежной массы [8, с. 190]. Все это вносило дополнительную сумятицу в и без того сложноустроенные финансовые дела пермского земства.

Решением этой проблемы становилось, в первую очередь, адаптация налоговой системы в соответствии с моментом. На заседании городской

думы Екатеринбурга 18 февраля 1919 г. был утвержден новый налоговый сбор за производство осмотров возводимых построек, перестроек и ремонта зданий [18, л. 37 — 37 об.]. Был установлен сбор с владельцев возводимых зданий в размере 5 руб. за каждую куб. сажень с каменных зданий, 4 руб. со смешанных, 3 руб. с деревянных. Для ремонтирующихся зданий сумма сбора была установлена исходя из затрат на ремонт: по 5 руб. с каждой 1000 руб., считая каждую неполную тысячу полной. В условиях состояния Екатеринбурга после революции, пьяных погромов, Гражданской войны недостатка в ремонтируемых и строящихся зданиях в городе быть не могло. На это и был расчет, с другой стороны, вместо восстановления это могло способствовать замедлению восстановления города. Тем не менее в условиях финансового кризиса и острой нехватки наличных средств. Такой налог мог стать выходом для городского самоуправления.

26 марта 1919 г. Пермская городская дума издала постановление, подтверждённое приказом Пе-пеляева об учёте всего сдаваемого в городе жилья [22, л. 85]. Теперь все арендные отношения должны были фиксироваться в специально открытом Регистрационном бюро. Это, с одной стороны, позволяло упорядочить жилищные отношения, а значит, и повысить собираемость жилищных сборов, а с другой — давало возможность военной администрации отслеживать всех, кто снимал жилье в городе, тем самым проводя контрразведывательную работу. Однако Регистрационное бюро при городской думе не справлялось с поставленной задачей, в результате его функции приказом от 26 апреля были переданы Особому военно-распределительному бюро при управлении коменданта города Перми [22, л. 110]. Городское самоуправление было отодвинуто от решения столь важного вопроса. Бюро теперь решало жилищные вопросы и на территории Мотовилихи. Приоритетом для его деятельности было определение жилья для военных нужд.

Однако как бы гласные не надеялись на налоговые сборы, этого явно не хватало. Поэтому земство использовало все возможные инструменты, чтобы добиться поддержки от центральной власти. Наиболее благоприятным моментом для этого стал приезд А. В. Колчака в Пермь в феврале 1919 г. Во время запланированных встреч гласные напрямую обратились к Верховному правителю, обозначив необходимые нужды земства, исходя из утвержденного бюджета в 30 млн руб. для губернского земства и порядка 200 млн руб. для уездных земств. Часть бюджета можно было реализовать за счет налоговых поступлений, но для решения оперативных задач их не хватало. А. В. Колчак подтвердил решение правительства выделить 12 млн руб. пермскому земству на эти нужды [23, с. 4].

В изменившихся условиях необходимо было пересматривать многие решения, принятые еще до революции и не соответствовавшие военному времени. Для городского самоуправления это было насущной проблемой, так как от этого напрямую зависела атмосфера, царившая в городах, в том числе поддержка существующего строя и самих гласных. Так, например, екатеринбургская городская управа поставила вопрос перед думой о новом регламенте лёгкого извозчичьего промысла [18, л. 36]. Действовавшее на тот момент постановление было принято ещё в 1915 г. и не было актуальным. Легкий транс-

порт в большом промышленном городе имел большое значение, поэтому регламентация этой отрасли была одной из приоритетных для думы. Сами поправки не несли ничего принципиально нового, изменялись лишь таксы провоза. Однако важным изменением стало 6-е примечание к принятым таксам, согласно которому плата извозчикам при катании начислялась не по таксе, а по личному соглашению. Это предложение было внесено по инициативе профессионального союза извозчиков. Так дума пыталась идти навстречу потенциальным избирателям. При этом установленная такса могла устроить как извозчиков, так и их клиентов.

При установлении новой власти милиция перешла из ведения местного самоуправления к МВД. Однако ввиду сложности военного положения обеспечивать ее работу все равно вынуждено было земство. Так, в первый же месяц пермское уездное земство выделило милиции лошадей, обеспечило их сеном и овсом, отапливаемыми помещениями и т.д. Для уездного земства это оказалось непомерной нагрузкой — только за январь сумма составила 17 486 руб. 37 коп. Эту сумму земство вынуждено было просить у начальника пермской уездной милиции «вследствие полного истощения земской кассы» [24, л. 2 — 2 об.].

К весне 1919 г. многие трудности в деятельности пермских органов местного самоуправления уже были преодолены, возобновлена традиционная работа земства в области образования, медицины, агрономии и т.д. На страницах «Пермской земской недели» появляются оптимистичные заметки о реализации мероприятий по основным направлениям работы. Но в условиях военного времени полностью решить проблемы было невозможно. Поэтому в тех же публикациях отмечается, что финансовый кризис земства в целом сохраняется. Это же подтверждается журналами заседаний земства, в которых первоочередными вопросами остаются финансовые [25, с. 12]. На всех уровнях земства общим рефреном звучат просьбы о дополнительных средствах, о невозможности реализовать те или иные необходимые мероприятия без дополнительного финансирования и т.д. Но такие запросы земства вынуждены были просто принимать к сведению без возможности их удовлетворить [21, л. 27].

В апреле 1919 г. Главный начальник Уральского края С. С. Постников рассылает циркуляр в адрес Пермской губернской и уездных земских управ, в котором содержалось требование немедленно организовать сбор денежных средств по окладным листам на 1919 г. При этом сумма должна была составлять половину от сборов 1917 г. [26, л. 3]. Объяснялось это необходимостью в «смягчении крайней нужды земства в денежных средствах». При этом все вопросы по формированию земских окладных сборов, даже на уровне волостных земств, выводились в сферу контроля управляющими губернией или уездами соответственно [27, л. 13].

Исполняющий обязанности управляющего губернией М. В. Кукаретин по наряду Пермского губернского по земским и городским делам присутствия выразил протест на постановление городской думы от 30 апреля 1919 г. № 18 о взимании квартирного сбора и установлении добавочного к правительственному подоходному налогу городского сбора за 1918 г. и на будущее время [28, л. 2 — 3 об.]. Он указывал, что был нарушен порядок утверждения сметы — она должна была быть рассмотрена не позднее 1 декабря предшествующего сметному

года. Пермь же была освобождена от большевиков только 24 декабря. Но к моменту принятия дополнительного сбора городское самоуправление функционировало уже 4 месяца, а формальные процедуры так и не были соблюдены. Кроме того, принятое в 1919 г. решение нельзя было распространять на 1918 г. В итоге постановление не вступило в силу, а сама ситуация свидетельствует о гораздо более жестком контроле со стороны администрации, чем это было в 1917 г. На практике это означало существенное сокращение возможностей земства в решении финансовых вопросов, а это, в свою очередь, отражалось на всей деятельности органов местного самоуправления.

В Кунгуре в мае 1919 г. был установлен даже прожиточный минимум, установивший твердые цены на основные продукты [21, л. 54]. Например, мясо было оценено в 10 руб. за 15 фунтов (исходя из потребности 1/2 фунта в день), что составляло 150 руб. в месяц. Керосин — 35 руб. в месяц (1/4 фунта в день), комната — 100 руб. в месяц. Всего за месяц на двоих взрослых выходило 1458 руб., что значительно превышало зарплаты многих служащих.

Земские управы регулярно объявляли сборы в пользу армии. В ходе подготовки к весеннему наступлению, когда перевес еще был на стороне Сибирской армии, удавалось собрать достаточно крупные суммы. Для повышения сборов военная администрация публиковала соответствующие отчеты, приказы с благодарностями, объявления. Например, к началу февраля 1919 г. Екатеринбургская уездная земская управа смогла собрать через волостные органы сумму в размере девяноста двух тысяч пятисот сорока руб. 85 коп. Наибольший вклад поступил от Кыштымской волостной земской управы — 45 609 руб. 72 коп. [22, л. 40].

Наряду с прочими расходами, на органы местного самоуправления накладывались и дополнительные обязательства по социальным обязательствам. В частности, земства занимались содержанием богаделен, и для продолжения их работы также необходимо было собрать сведения о состоянии после большевиков [29, л. 3 — 6]. В Чердынском уезде уже к февралю 1919 г. удалось составить сметы на содержание богаделен, список нуждающихся в помощи граждан, наладить текущую работу по приему и рассмотрению заявок на помещение в богадельни уезда [29, л. 7 — 9 об.]. Попадали в богадельни по разным причинам, в основном бытового характера. Например, З. С. Митюков писал о несчастном случае во время охоты на медведя, нападавшего на домашний скот: во время «свалки с медведем ранен ружейным выстрелом в правую ногу» [30, л. 4]. Восстановиться после ранения было невозможно, а значит, самостоятельно обеспечить себя уже не получалось. В одной только Чердынской управе за 1919 г. были десятки подобных заявлений, и это с учётом того, что боевые действия в то время ещё не затронули уезд. Это вынуждало земство обращать особое внимание на работу с нуждающимися. Не все из них нуждались в размещении в богадельне либо такой возможности просто не было; в таких случаях земские управы назначали пособия [30, л. 38]. На дополнительные пособия рассчитывали и те, кто формально не находился в ведении земства. Например, 15 января к председателю Чер-дынской уездной земской управы обратилась настоятельница Чердынского Иоанно-Богословского женского монастыря с ходатайством о выдаче пособия на содержания 47 детей, находящихся на при-

зрении при монастыре [31, л. 4]. Все это накладывало дополнительные финансовые обязательства на органы местного самоуправления, создавая нагрузку на общий бюджет, и так сводимый с большим трудом в этих условиях.

Все это в совокупности вело к тому, что земские органы на всех уровнях пытались самостоятельно решить финансовые проблемы и изыскать дополнительные источники дохода. Не всегда такие решения находили поддержку центральных органов власти. Кроме того, они могли краткосрочно решать проблему, но в итоге все равно вели к убыткам, что особенно негативно отражалось на целевых благотворительных сборах, которые проводились в пользу армии. В результате земство могло восприниматься центральной властью как источник проблем, а не инструмент для их решения.

Ярким примером тут может служить Мотовили-хинская земская управа, которая самовольно установила 15 % сбор с продаж для местных электротеатров «Луч» и «Заря» [32, л. 14]. Это в итоге привело к падению посещаемости и сборов, а в перспективе и к общему росту недовольства.

Еще один пример — городское самоуправление Екатеринбурга выступило с обращением к «омскому правительству» [16, л. 72 об.]. Городской глава запросил средства за постой солдат в городе. Правительство сначала отказало в удовлетворении этого ходатайства. Но после долгих обсуждений 13 июня 1919 г. был предложен другой вариант пополнения бюджета — городскому самоуправлению утвердили ссуду в размере 1 000 000 руб. под 7 % годовых сроком по 1 января 1920 г. Уже 17 июня было отдано распоряжение о выдаче аванса через Пермскую казённую палату. Наконец, 1 июля было решено увеличить сумму до 1 500 000 руб. [16, л. 73 об.]. Однако это уже не могло спасти ситуацию, Белая армия А. В. Колчака стремительно отступала, а Пермская губерния перешла под контроль большевиков.

Результаты исследования. Трансформация политической и социальной структуры российского общества в результате Великой русской революции 1917 г. и последовавшей за ней Гражданской войной отразилась на всех уровнях существования Российского государства. Не обошли эти изменения и систему местного самоуправления. Комплексное изучение массива доступных на сегодняшний день источников выявляет общую тенденцию по сближению органов центральной власти и местного самоуправления в изучаемый период. С самого создания перед органами земского и городского самоуправления была поставлена задача формирования благоприятной среды для проживания. Сами гласные понимали это еще более широко, стремясь достигнуть всеобщего благополучия и справедливости, становясь, таким образом, проводником формирования гражданского общества. В новых условиях эти идеалы земства не теряли актуальности, но свой отпечаток накладывало нахождение Пермской губернии в прифронтовой зоне Гражданской войны. Это не могло не отразиться на взаимоотношениях центральной власти и местного самоуправления. Тем не менее гласные с большим воодушевлением встретили падение монархии и приход к власти Временного правительства, а вслед за этим и приход новой «омской власти» на смену большевикам. По мере освобождения уездов Пермской губернии местные земства и городские думы массово слали поздравительные телеграммы в Омск. В 1917 г. гласные на местах получили широкий круг полно-

мочий, в том числе и новые для себя политические функции. Того же они ждали и от новой власти. Но в условиях Гражданской войны ситуация принципиально отличалась от 1917 г. Пермская губерния находилась в зоне активных военных действий, и ведущее положение здесь сразу имела военная администрация. Земство и городские думы в результате сложившихся колоссальных финансовых проблем было поставлено в зависимое положение от центра. Кроме того, экономическая обстановка постоянно ухудшалась, и реализовывать даже традиционную для земства социальную и культурную деятельность было затруднительно.

Для решения первоочередных финансовых проблем земства городские думы пытались увеличить поступления от налоговых сборов, но это не могло полностью устранить проблему. К тому же в условиях общей неразберихи и постоянной смены власти многие жители уклонялись от выплат земских и городских сборов, а в бюджетах фиксировались большие недоимки. Земства и городские думы в результате в основном были заняты «латанием дыр» в бюджете. Стратегического планирования на долгий срок в этих условиях быть не могло. В свою очередь, зависимость от финансовых поступлений из центра и общая неразбериха вели к усилению давления и контроля со стороны местной военной администрации и правительства А. В. Колчака в Омске. Конечно, в речах гласных и многочисленных публикациях в местной прессе прослеживается определенный энтузиазм, который был связан с будущим мирным устройством России. Но в тех реалиях, в условиях отступления армии А. В. Колчака эти мечты уже не могли быть реализованы. Пришедшие к власти большевики упраздняют земства и городские думы, заменяя их Советами.

Библиографический список

1. Петин Д. И. 100-летие Гражданской войны в Сибири: научно-просветительская рефлексия в Омске (2019) // Северные архивы и экспедиции. 2020. Т. 4, № 2. С. 131-142. DOI: 10.31806/2542-1158-2020-4-2-131-142. EDN: UZZKZY.

2. Стельмак М. М. Круглый стол «Адмирал Колчак: ученый, флотоводец, Верховный правитель»: обзор работы // Сибирский архив. 2020. № 1 (3). С. 222-235. EDN: BESYCP.

3. Петин Д. И. Мифы в локальной истории: обзор работы круглого стола в Омске // Сибирский антропологический журнал. 2020. Т. 4, № 4. С. 38-49. DOI: 10.31804/2542-18162020-4-4-38-49. EDN: IMZVOF.

4. Петин Д. И., Тишкина К. А. Вспоминая трагичные дни России: конференция по истории Гражданской войны в Омске // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2022. Т. 9, № 1 (33). С. 239-247. DOI: 10.24147/2312-1300.2022.9(1).239-247. EDN: MYKQSZ.

5. Абрамов В. Ф. Российское земство: экономика, финансы и культура. Москва: Ника, 1996. 166 с.

6. Нарский И. В. Жизнь в катастрофе. Будни населения Урала в 1917-1922 гг. Москва: РОССПЭН, 2001. 613 с. ISBN 5-8243-0280-4.

7. Герасименко Г. А. Земское самоуправление в России. Москва: Наука, 1990. 262 с. ISBN 5-02-008496-4.

8. Рынков В. М. Финансовая политика антибольшевистских правительств востока России (вторая половина 1918-начало 1920 гг.). Новосибирск: Изд-во Институт истории СО РАН, 2006. 211 с. ISBN 5-94356-331-8.

9. Петин Д. И. Денежно-эмиссионная политика советской власти и антибольшевистских режимов в Сибири (октябрь 1917-ноябрь 1920 г.): дис. ... канд. ист. наук. Барнаул, 2011. 293 с.

10. Ходяков М. В. Деньги революции и Гражданской войны: 1917 — 1920 гг. Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУ, 2019. 312 с. ISBN 978-5-288-05869-1.

11. Сушко А. В. К вопросу о характере и значении колча-ковской пропаганды в Гражданской войне // Вестник Томского государственного университета. 2016. № 411. С. 148 — 157. DOI: 10.17223/15617793/411/20. EDN: WYOJNR.

12. Московкин В. В., Скипина И. В. Политическая ситуация на Урале после ухода армии Колчака в 1919 г. // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2017. Т. 3, № 2. С. 150-160. DOI: 10.21684/2411-197X-2017-3-2-150-160. EDN: ZAXZXN.

13. Гордеев А. Г. Восстановление деятельности Алтайской губернской земской управы (июнь-июль 1918 г.) // Вестник Томского государственного университета. 2016. № 410. С. 5862. DOI: 10.17223/15617793/410/9. EDN: WVPYXT.

14. Шувалова Ю. Б. Жизненные стратегии населения Среднего Урала на заключительном этапе Гражданской войны (вторая половина 1919-1921 гг.) // Ретроспектива. 2013. № 2. С. 8-10. EDN: VPYWRZ.

15. Государственный архив Пермского края (ГАПК). Ф. Р-746. Оп. 1. Д. 3.

16. ГАПК Ф. 43. Оп. 2. Д. 144.

17. Финансовое положение земства // Пермская земская неделя. 1919. №1.

18. ГАПК Ф. 43. Оп. 2. Д. 114.

19. ГАПК Ф. Р-618. Оп. 1. Д. 6.

20. ГАПК Ф. 43. Оп. 1. Д. 1703.

21. ГАПК Ф. Р-746. Оп. 2. Д. 22.

22. ГАПК Ф. Р-618. Оп. 1. Д. 5.

23. Взгляд земства и правительства на вопросы момента // Пермская земская неделя. 1919. № 2.

24. ГАПК Ф. Р-618. Оп. 1. Д. 9.

25. Власть и самоуправление // Пермская земская неделя. 1919. № 14.

26. ГАПК Ф Р-746. Оп. 1. Д. 1.

27. ГАПК Ф. Р-746. Оп. 1. Д. 20.

28. ГАПК Ф. 43. Оп. 2. Д. 115.

29. ГАПК Ф. 470. Оп. 2. Д. 36.

30. ГАПК Ф. 470. Оп. 2. Д. 29.

31. ГАПК Ф. 470. Оп. 2. Д. 15.

32. ГАПК Ф. Р-618. Оп. 1. Д. 13.

ТЕТЕРИН Вадим Игоревич, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии Пермского государственного аграрно-технологического университета им. академика Д. Н. Прянишникова, г. Пермь.

БРНЧ-код: 3547-0880

ЛиШогГО (РИНЦ): 677585

ОЯСГО: 0000-0001-6873-3946

Адрес для переписки: teterinvi@gmail.com

Для цитирования

Тетерин В. И. Гражданская война и антибольшевистские земские финансы: опыт Пермской губернии // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2024. Т. 9, № 1. С. 34-41. БОН 10.25206/2542-0488-2024-9-1-34-41.

Статья поступила в редакцию 05.12.2023 г. © В. И. Тетерин

Т О

■D 5

UDC 94(47).084.3

DOI: 10.25206/2542-0488-2024-9-1-34-41 EDN: TOCVIX

V. I. TETERIN

Perm State Agro-Technological University, Perm, Russia

CIVIL WAR AND ANTI-BOLSHEVIK ZEMSTVO FINANCES: THE EXPERIENCE OF THE PERM PROVINCE

The article discusses the work of the Perm Zemstvo on solving financial, economic and economic issues traditional for local self-government during the period when the Perm province was under the rule of the government of A. V. Kolchak. The article shows how economic issues acquired special significance in the front line of the Civil War. The activities of the zemstvo in the field of tax collection, budget formation and other economic issues are analyzed. Based on unpublished sources, conclusions are drawn about the place of the financial activities of the Perm zemstvo during the establishment of anti-Bolshevik power in the province. Keywords: local self-government, Perm Zemstvo, finance, taxes, A. V. Kolchak, Perm province, Civil War in Russia.

References

1. Petin D. I. 100-letiye Grazhdanskoy voyny v Sibiri: nauchno-prosvetitel'skaya refleksiya v Omske (2019) [100th anniversary of the Civil War in Siberia: scientific and educational reflection in Omsk (2019)] // Severnyye arkhivy i ekspeditsii. Northern Archives and Expeditions. 2020. Vol. 4, no. 2. P. 131 — 142. DOI: 10.31806/2542-1158-2020-4-2-131-142. EDN: UZZKZY. (In Russ.).

2. Stelmak M. M. Kruglyy stol «Admiral Kolchak: uchenyy, flotovodets, Verkhovnyy pravitel'»: obzor raboty [Round table «Admiral Kolchak: scientist, naval commander, Supreme ruler»: review of work] // Sibirskiy arkhiv. Sibirskiy Arkhiv. 2020. No. 1 (3). P. 222-235. EDN: BESYCP. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Petin D. I. Mify v lokal'noy istorii: obzor raboty kruglogostola v Omske [Myths in the local history: an overview of the round table in Omsk] // Sibirskiy antropologicheskiy zhurnal. Siberian Journal of Anthropology. 2020. Vol. 4, no. 4. P. 38-49. DOI: 10.31804/2542-1816-2020-4-4-38-49. EDN: IMZVOF. (In Russ.).

4. Petin D. I., Tishkina K. A. Vspominaya tragichnyye dni Rossii: konferentsiya po istorii Grazhdanskoy voyny v Omske [Remembering the tragic days of Russia: conference about the history of the Civil war in Omsk] // Vestnik Omskogo universiteta. Seriya «Istoricheskie nauki». Herald of Omsk University. Series «Historical Studies». 2022. Vol. 9, no. 1 (33). P. 239-247. DOI: 10.24147/2312-1300.2022.9(1).239-247. EDN: MYKQSZ. (In Russ.).

5. Abramov V. F. Rossiyskoye zemstvo: ekonomika, finansy i kul'tura [Russian zemstvo: economics, finance and culture]. Moscow, 1996. 166 p. (In Russ.).

6. Narskiy I. V. Zhizn' v katastrofe. Budni naseleniya Urala v 1917-1922 gg. [Life is a disaster. Everyday life of the population of the Urals in 1917-1922]. Moscow, 2001. 613 p. ISBN 5-82430280-4. (In Russ.).

7. Gerasimenko G. A. Zemskoye samoupravleniye v Rossii [Zemstvo self-government in Russia]. Moscow, 1990. 262 p. ISBN 5-02-008496-4. (In Russ.).

8. Rynkov V. M. Finansovaya politika antibol'shevistskikh pravitel'stv vostoka Rossii (vtoraya polovina 1918-nachalo 1920 gg.) [Financial policy of anti-Bolshevik governments in

eastern Russia (second half of 1918-early 1920)]. Novosibirsk, 2006. 211 p. ISBN 5-94356-331-8. (In Russ.).

9. Petin D. I. Denezhno-emissionnaya politika sovetskoy vlasti i antibol'shevistskikh rezhimov v Sibiri (oktyabr' 1917-noyabr' 1920 g.) [Monetary emission policy of the Soviet government and anti-Bolshevik regimes in Siberia (October 1917-November 1920)]. Barnaul, 2011. 293 p. (In Russ.).

10. Khodyakov M. V. Den'gi revolyutsii i Grazhdanskoy voyny: 1917-1920 gody [Monetary emission policy of the Soviet government and anti-Bolshevik regimes in Siberia (October 1917-November 1920)]. Saint Petersburg, 2019. 312 p. ISBN 9785-288-05869-1. (In Russ.).

11. Sushko A. V. K voprosu o kharaktere i znachenii kolchakovskoy propagandy v Grazhdanskoy voyne [On the nature and value of the kolchak propaganda in the Civil war] // Vestnik Tomskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Tomsk State University Journal. 2016. No. 411. P. 148-157. DOI: 10.17223/15617793/411/20. EDN: WYOJNR. (In Russ.).

12. Moskovkin V. V., Skipina I. V. Politicheskaya situatsiya na Urale posle ukhoda armii Kolchaka v 1919 godu [The political situation in the Urals after the departure of Kolchak's army in 1919] // Vestnik Tyumenskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Gumanitarnyye Issledovaniya. Humanitates. Tyumen State University Herald. Humanities Research. Humanitates. 2017. Vol. 3, no. 2. P. 150-160. DOI: 10.21684/2411-197X-2017-3-2-150-160. EDN: ZAXZXN. (In Russ.).

13. Gordeyev A. G. Vosstanovleniye deyatel'nosti Altayskoy gubernskoy zemskoy upravy (iyun'- iyul' 1918 g.) [Restoration of the Altai provincial zemstvo council activities in June-July 1918] // Vestnik Tomskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Tomsk State University Journal. 2016. No. 410. P. 58-62. DOI: 10.17223/15617793/410/9. EDN: WVPYXT. (In Russ.).

14. Shuvalova Yu. B. Zhiznennyye strategii naseleniya Srednego Urala na zaklyuchitel'nom etape Grazhdanskoy voyny (vtoraya polovina 1919-1921 gody) [Life strategies of the population of the middle Urals at the final stage of the Civil War (second half of 1919-1921)] // Retrospektiva. Retrospektiva. 2013. No. 2. P. 8-10. EDN: VPYWRZ. (In Russ.).

15. Gosudarstvennyy arkhiv Permskogo kraya (GAPK) [State Archives of Perm Region (SAPR)]. File: P-746/1/3. (In Russ.).

16. GAPK [SAPR]. File: 43/2/144. (In Russ.).

17. Finansovoe polozhenie zemstva [The Financial situation of the Zemstvo] // Permskaya zemskaya nedelya. Perm Zemstvo Week. 1919. No. 1. (In Russ.).

18. GAPK [SAPR]. File: 43/2/114. (In Russ.).

19. GAPK [SAPR]. File: p618/1/6. (In Russ.).

20. GAPK [SAPR]. File: 43/1/1703. (In Russ.).

21. GAPK [SAPR]. File: P-746/2/22. (In Russ).

22. GAPK [SAPR]. File: P-618/1/5. (In Russ).

23. Vzglyad zemstva i pravitel'stva na voprosy momenta [The view of the zemstvo and the government on the issues of the moment] // Permskaya Zemskaya Nedelya. Perm Zemstvo Week. 1919. No. 2. (In Russ).

24. GAPK [SAPR]. File: P-618/1/9. (In Russ).

25. Vlast' i samoupravleniye [Power and self-government] // Permskaya Zemskaya Nedelya. Perm Zemstvo Week. 1919. No. 14. (In Russ).

26. GAPK [SAPR]. File: P-746/1/1. (In Russ).

27. GAPK [SAPR]. File: P-746/1/20. (In Russ).

28. GAPK [SAPR]. File: 43/2/115. (In Russ.).

29. GAPK [SAPR]. File: 470/2/36. (In Russ.).

30. GAPK [SAPR]. File: 470/2/29. (In Russ.).

31. GAPK [SAPR]. File: 470/2/15. (In Russ.).

32. GAPK [SAPR]. File: P-618/1/13. (In Russ).

TETERIN Vadim Igorevich, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of History and Philosophy Department, Perm State Agro-Technological University, Perm.

SPIN-code: 3547-0880 AuthorlD (RSCI): 677585 ORCID: 0000-0001-6873-3946 Correspondence address: teterinvi@gmail.com

For citations

Teterin V. I. Civil War and anti-Bolshevik zemstvo finances: the experience of the Perm province // Omsk Scientific Bulletin. Series Society. History. Modernity. 2024. Vol. 9, no. 1. P. 34-41. DOI: 10.25206/2542-0488-2024-9-1-34-41.

Received December 05, 2023. © V. I. Teterin

n o

■D 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.