Научная статья на тему 'Гражданская идентичность, патриотическое воспитание и новая Российская государственная идеология'

Гражданская идентичность, патриотическое воспитание и новая Российская государственная идеология Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
20
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / патриотизм / патриотическое воспитание / гражданская идентичность / государственная идеология / youth / patriotism / patriotic education / civic identity / state ideology

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гончаренко Лев Николаевич, Авакова Элина Борисовна, Кузнецов Артем Александрович

В статье рассматриваются вопросы, связанные с ролью государственной идеологии в патриотическом воспитании молодого поколения граждан России. Обосновывается необходимость развития патриотической идеи как стержня национальной духовности и сплочения. Идеология патриотизма должна быть сформирована на основе солидарности представителей самых разных социальных и профессиональных групп населения и институтов гражданского общества. В статье рассматриваются понятия гражданской идентичности, исторической памяти и исторической самоидентификации как основополагающие при проведении государственной политики, направленной на усиление патриотического воспитания молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Civic identity, patriotic education and the new Russian state ideology

The article discusses issues related to the role of state ideology in the patriotic education of young citizens. It’s substantiated the necessity of development of the patriotic idea as a core of national spirituality and cohesion. In modern Russia, the ideology of patriotism should be formed on the basis of solidarity of representatives of various social and professional groups of the population and institutions of civil society. The article examines the concepts of civic identity, historical memory and historical self-identification as fundamental in the implementation of state policy aimed at strengthening the patriotic education of youth.

Текст научной работы на тему «Гражданская идентичность, патриотическое воспитание и новая Российская государственная идеология»

СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

DOI: 10.24412/1994-3776-2024-3-124-132 УДК: 316.75; 37.035.6

Л.Н. Гончаренко, Э.Б. Авакова, А.А. Кузнецов

ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ, ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И НОВАЯ РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ИДЕОЛОГИЯ

L. Goncharenko, E. Avakova, A. Kuznetsov. Civic identity, patriotic education

and the new Russian state ideology

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с ролью государственной идеологии в патриотическом воспитании молодого поколения граждан России. Обосновывается необходимость развития патриотической идеи как стержня национальной духовности и сплочения. Идеология патриотизма должна быть сформирована на основе солидарности представителей самых разных социальных и профессиональных групп населения и институтов гражданского общества. В статье рассматриваются понятия гражданской

идентичности, исторической памяти и исторической самоидентификации как основополагающие при проведении государственной политики,

направленной на усиление патриотического воспитания молодежи.

Ключевые слова: молодежь, патриотизм, патриотическое воспитание, гражданская идентичность, государственная идеология. Контактная информация: 195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, д. 29, лит. Б.; e-mail: Elina_avakova@mail. ru

Abstract. The article discusses issues related to the role of state ideology in the patriotic education of young citizens. It's substantiated the necessity of development of the patriotic idea as a core of national spirituality and cohesion. In modern Russia, the ideology of patriotism should be formed on the basis of solidarity of representatives of various social and professional groups of the population and institutions of civil society. The article examines the concepts of civic identity, historical memory and historical self-identification as fundamental in the implementation of state policy aimed at strengthening the patriotic education of youth.

Keywords: youth, patriotism, patriotic education, civic identity, state ideology.

Contact information: 29 Polytechnicheskaya st., 29 B, 195251; e -mail: Elina_avakova@mail. ru

В настоящее время в нашей стране продолжается реализация Федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», цель которого - воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных

Гончаренко Лев Николаевич - доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Балтийского Гуманитарного Института

Авакова Элина Борисовна - кандидат социологических наук, доцент Высшей школы медиакоммуникаций и связей с общественностью Санкт-Петербургского Политехнического университета Петра Великого Кузнецов Артем Александрович - преподаватель кафедры рекламы и связей с общественностью Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна

L. Goncharenko - Doctor of Historical Sciences, Professor, Professor of the Department of Humanities and SocioEconomic Disciplines, Baltic Humanitarian Institute

E. Avakova - Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Higher School of Media Communications and Public Relations, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

A. Kuznetsov - Lecturer of the Department of Advertising and Public Relations, St. Petersburg State University of Industrial Technologies and Design © Гончаренко Л.Н., Авакова Э.Б., Кузнецов А.А., 2024

ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. В соответствии с поставленной целью проект решает задачи формирования и развития эффективной системы патриотического воспитания детей и молодежи, основанной на принципах нравственности и гражданской идентичности [16].

Важнейшей составляющей гражданской идентичности человека является его историческая самоидентификация, то есть осознанная связь со всеми предшествующими этапами истории своего государства и своей национальной общности, понимание перспектив их развития в обозримом будущем, а также умение отделять созидательные, конструктивные явления и процессы прошлого от деструктивных и вредных для государства и общества. Очевидно, что гражданская идентичность формируется на протяжении всей жизни человека, а ее основы закладываются на ранних этапах, что требует постоянного внимания и осознанной государственной политики по ее формированию и идейно-смысловому наполнению [1]. Важнейшая роль в этом процессе принадлежит исторической науке и образованию, которые выступают в качестве двух базовых основ исторического сознания населения страны. Только научный взгляд на историю страны позволяет дать объективную, правдивую картину произошедших событий и адекватную оценку тех или иных исторических личностей. Только образование позволяет внедрить в общественное сознание научный взгляд на историю и избавить граждан страны от разного рода исторических мифов, идеализации или, напротив, очернительства прошлого.

Современная действительность требует серьезного анализа и активной политики государства по утверждению государственной, национально ориентированной идеологии с максимальной опорой на весь спектр национальных гуманитарных наук [4]. Напомним, что «идеология» (от греч. idea - представление и logos - слово, учение, знание) - система идей, взглядов, представлений, содержащая концептуальное, теоретическое осмысление социального бытия с точки зрения интересов, потребностей, целей и идеалов определенных социальных групп и слоев, национальных образований. Идеология является продуктом социально-политической деятельности людей, составной частью духовного производства и культуры. Структурно она состоит из политических теорий и идей, общественно-политических взглядов, ценностей, концепций политического развития и политических программ, политических символов и т.п. [6, с. 364]. При этом ключевыми основами любой идеологии являются социальные ценности и интересы, которые она обосновывает, защищает и продвигает.

Государственная идеология представляет собой особый и, в каждом конкретном случае, уникальный тип идеологии [3]. Помимо того, что она неизбежно формулирует на общегосударственном уровне определенные идейные постулаты и свое отношение к другим идеологическим концепциям и системам, она имеет ряд типологических отличий, непосредственно касающихся ее сущностных основ и перспектив продвижения среди населения страны. Возникая, как правило, в качестве идеологии определенной политической группы лиц, партии или социального слоя, она не может продолжать свое существование в данном узком качестве и неизбежно ищет свою опору в ценностях большинства государственного социума. Именно ценности формируют идеалы, позволяют определить цели и предопределяют выбор средств их достижения. Ценности и интересы в государственном идеологическом контексте не только тесно взаимосвязаны, но и выступают в качестве побудительных мотивов и духовно-политической основой всей государственной политики, обосновывая и идейно ее защищая. Становясь государственной, идеология должна учитывать интересы большинства социума, идейно их обосновывать, а также обеспечивать передачу и закрепление в сознании молодого поколения граждан страны основных своих постулатов. В противном случае идеология не имеет шансов на существование в статусе государственной, тем более на продолжительный период времени. И еще одна важнейшая особенность. Обретая статус государственной, идеология неизбежно вынуждена обращаться

к прошлому государства и общества. Новая идеология либо отрицает и обосновывает необходимость разрушения старых государственных основ и архетипов, иногда до основания, либо заявляет о своем продолжательстве и даже преемственности исторического наследия, обосновывая необходимость сохранения определенных предшествующих форм, традиций и духовных основ. В обоих случаях прошлое приобретает почти сакральное значение, являясь важнейшим идеологическим аргументом, обоснованием, основой утверждения той или иной идеологии в качестве государственной. Обращение к истории всегда является способом самоутверждения. Это самоутверждение происходит, как отмечено, либо через отрицание прошлого, либо через преемственность. Но если в первом случае это самоутверждение носит деструктивный, разрушительный характер, то провозглашение преемственности позволяет опереться на достижения предшественников и установить связь прошлого с настоящим, а значит и с будущим, поскольку формируемое настоящее всегда является ни чем иным, как прошлым будущего. Так создается образ непрерывности исторического процесса и формируется цельное историческое сознание людей, связанных общностью исторической судьбы, что является одной из фундаментальных основ национального единства.

Важной проблемой, имеющей самое непосредственное отношение к формированию конструктивного общенационального исторического сознания населения Российской Федерации, является проблема выработки и поддержания общенационального консенсуса по важнейшим аспектам отечественной истории. Достижение общенационального согласия и исторического единства [5] были обозначены Президентом РФ В.В. Путиным как приоритетное направление политики государства. 4 ноября 2021 года на открытии памятника «Сыновьям России, воевавшим в Гражданскую войну» Президент сказал, что «мемориальный комплекс в Севастополе служит знаком того, что Россия помнит и любит всех преданных ей сынов и дочерей, с какой бы стороны баррикад они когда-то не находились, что наша страна вновь обрела историческое единство» [14]. Очевидно, что восстановление исторического согласия не есть одномоментный акт, оно возникает в результате целенаправленных и систематических усилий государства и всех общественных институтов. В этой связи слова Президента являются не только констатацией достигнутых результатов, но и важнейшим идеологическим целеполаганием. В июне 2003 г., посещая колыбель российской государственности - Старую Ладогу, Президент В.В. Путин вполне определенно отметил, что «...если говорить про объединяющую идеологию, то для такой страны, как Россия, - это, конечно, патриотизм. Нам недостаточно вспоминать, какими мы были великими, талантливыми и красивыми. Надо, чтобы мы сегодня были такими» [7, а 4].

Патриотизм, как идеология, как стержень национальной духовности и сплочения, не является идейной новеллой. История свидетельствует, что именно патриотическая идея являлась основой возникновения и дальнейшего существования национальных государств. Там, где эта идеология умалялась или, в силу самых разных причин, угасала, переставали существовать страны и народы. Многие известные идеологические построения нового и новейшего времени просто младенцы по сравнению с идеологией патриотизма. Более того, многие из идеологических систем этих периодов смогли продлевать свое существование, только обогатив свой идейный багаж идеями любви к отечеству, то есть перейдя на позиции этнического либо государственного патриотизма. Что касается России, то патриотическая идея всегда жила в сознании русского народа и других народов нашего отечества. Актуальна она и в настоящее время, на новом переломном этапе истории, особенно для молодого поколения граждан страны.

От уровня распространения патриотических настроений среди молодежи во многом зависит вектор развития государства. Несмотря на то, что патриотизм активно распространен среди граждан нашей страны, для определенных групп, в том числе молодежи, характерны сомнения, неосведомленность и скептическое отношение к патриотическому воспитанию.

Так, например, опрос ВЦИОМ, проведенный в марте 2023 года, показал следующие результаты. 42% опрошенной молодежи в возрасте от 18 до 24 лет однозначно считают себя патриотами своей страны, 43% отвечают - «скорее да». На вопрос о том, что значит быть патриотом, самыми распространенными ответами стали следующие: «стремиться улучшить положение дел в стране» и «говорить о своей стране правду, какой бы горькой она ни была» (50%), «работать/действовать во благо для процветания страны» (48%), «защищать свою страну от любых нападок и обвинений» (35%), «считать себя частью страны» (24%). Еще один вопрос, связанный с тем, что лично для респондентов означает «любить свою Родину», показал следующие результаты. Молодежь указанной выше возрастной группы считает, что в первую очередь необходимо знать и любить историю, культуру, традиции своей страны (18%), а также вкладываться в ее развитие и процветание, при этом отметим, что 15% респондентов затруднились ответить на данный вопрос [13]. Другой опрос, посвященный изучению мнения граждан в отношения введения в школах мер, направленных на патриотическое воспитание показал, что только 67% респондентов считают, что школа должна выполнять патриотические функции, при этом в возрастной группе от 18 до 24 лет самый низкий показатель - положительно ответили только 46% опрошенных [11]. К сожалению, действительно, в молодежной среде распространено восприятие патриотизма как устаревшего и неактуального феномена - это ошибочное представление. Патриотизм может и должен лежать в основе личностного развития и социальной активности, помогать молодому поколению преодолевать многочисленные вызовы и проблемы современной реальности.

В современной России идеология патриотизма должна быть сформирована на основе солидарности представителей самых разных социальных и профессиональных групп населения и институтов гражданского общества, их готовности признать самоценность своего отечества и существующего государства как уникального и универсального социально-политического механизма по управлению общественными делами, гармонизации социальных отношений, гаранта прав и свобод граждан и защите их от различного рода угроз. Вместе с тем, было бы неправильно считать, что идейный синтез осуществляется на основе только существующих в современной России идеологий. Он опирается на весь многовековой идейный опыт российской государственности и духовно-нравственные традиции народной жизни, уходящие своими корнями в далекое и не столь далекое прошлое. Очень важно не просто воспринять эти исторические наработки, а использовать те из них, которые прошли проверку временем, доказали свою эффективность и вновь оказываются необходимыми для общества. Что касается идеологических провалов и неудач, а они также были в прошлом, то их необходимо воспринимать как исторические уроки, которые требуют спокойного и серьезного научного анализа в целях недопущения новых ошибок и заблуждений.

Уже давно идет поиск названия для новой российской патриотической государственной идеологии. Среди предлагаемых вариантов: «консервативная», «неоконсервативная» «национал-либеральная», «либерально-солидаристская», «российская объединяющая патриотическая идеология XXI века», предлагаются и некоторые другие названия [10, а 49, 136, 186, 222], [12, а 2], [2], [17]. Безусловно, идеология патриотизма всегда имеет определенный идейно-политический окрас, однако ее главная историческая миссия, ее основное целеполагание вполне определены - это идейное обеспечение существования, сохранения и приумножения могущества государства и всемерное сбережение народа. В этом ядро, стержень и суть современной российской патриотической идеологии. Как показывает практика в определенном смысле совершенствование государственной идеологии в условиях демократии и идейного плюрализма является перманентным процессом, охватывающим широкий спектр сущностных идей экзистенциального свойства, неизбежных и органически присущих прошлому, настоящему и будущему страны. В этом

процессе объективно и неизбежно задействован административный, научный, образовательный, художественно-культурный потенциал государства и всего общества.

Государственная идеология современной России во всей совокупности смыслов и целей в ней заложенных, опирается на новую, вполне определенную и достаточно детально разработанную идейную и политико-правовую базу, зафиксированную на общегосударственном уровне. «Сбалансированность прав и обязанностей граждан, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность» обеспечиваются Конституцией Российской Федерации [8], которая формирует образ Российского государства и общества к началу XXI века, является результатом уроков, извлеченных из века двадцатого. Никого не должен смущать второй параграф статьи №13 Конституции РФ, который гласит, что «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Это положение, по сути, вступает в противоречие с самим содержанием Конституции. Кроме того, в демократическом государстве существование государственной идеологии совершенно не означает ее строгую обязательность и тем более насильственное насаждение. Статья 13 п. 1 Конституции гласит, что «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие». При этом очевидно, что Конституция вполне определенно формулирует основные ценности российского государства и стоит на страже его интересов. В обосновании, продвижении и защите этих ценностей и интересов, зафиксированных в Конституции, и заключается предназначение государственной идеологии. В определенном смысле Конституция РФ глубоко идеологична по самому своему содержанию, также как идеологичны конституции США, Франции, ФРГ, Китая и других стран мира. Каждая из стран, претендующих на особую роль в мире и внутреннюю стабильность, имеют развитую и широко пропагандируемую государственную идеологию, предназначенную как для собственного населения, так и для создания имиджа этой страны в мировом сообществе государств. Конституция, таким образом, выступает не только нормативно-правовой базой всего государственного законодательства, но и нормативно-идеологическим документом, лежащим в основе идейной жизни общества.

В преамбуле Конституции открыто и четко сформулированы глубинные исторические основы существования российской цивилизации. Совершенно определенно говорится об «общей судьбе» многомиллионного народа России, проживающего на «общей земле», о необходимости сохранения исторически сложившегося «государственного единства», о «памяти предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость» и о возрождении государственности России. Все эти положения, сформулированные в краткой преамбуле Основного закона государства, являются отражением глубинного исторического сознания российского народа, осознающего себя наследником и продолжателем всей истории существования российского государства.

Наряду с Конституцией РФ нормативную базу идеологии современной России составляют документы стратегического планирования. Среди них: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 г., Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г., Основы государственной культурной политики, Стратегия развития информационного общества в Российской федерации на 2017-2030 годы, Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.», Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г.». Одновременно с формулировкой стратегических целей по важнейшим направлениям внутренней и внешней политики государства, они дают их научно-идеологическое обоснование, содержат исчерпывающую характеристику событий

новейшей мировой и отечественной истории. Ценности и интересы государства и общества лежат в основе глубокого анализа происходящих событий и процессов, оценки существующих угроз и стратегии их преодоления. В этом смысле эти документы вполне определенно предопределяют характер и тематику научных исследований гуманитариев, в том числе и отечественных историков, а также направленность преподавания истории в различного рода учебных заведениях страны.

Не менее важным является и целый ряд выступлений, статей, обращений и интервью Президента РФ В.В. Путина, в которых формулируется стратегический курс развития российского государства и общества, внутренней и внешней политики, а также даются оценки важнейших этапов и деятелей отечественной истории. К такого рода материалам можно отнести Послания Президента Федеральному Собранию РФ, его речь на конференции в Мюнхене в 2007 году, выступление на встрече с молодыми учеными и преподавателями истории 5 ноября 2014 года в Москве, его статью «Об историческом единстве русских и украинцев», обращения к гражданам от 21, 24 февраля 2022 года, 26 июня 2023 года и др. Во всех этих материалах формулируется выверенная и научно обоснованная позиция Президента РФ по важнейшим вопросам внутренней и внешней политики государства и его видение прошлого, настоящего и будущего России.

Важнейшее значение для формирования государственной идеологии имеет Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [15]. К таким ценностям отнесены: «жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России». Важно, что перечисленные ценности глубоко укоренились в народной жизни, и их признание на государственном уровне отвечает интересам абсолютного большинства населения страны.

Начало формирования этих ценностей уходит в далекое прошлое, они проходили проверку временем и обогащались на протяжении всей многовековой истории России и с полным основанием могут рассматриваться как выдающееся духовно-нравственное достижение многих поколений наших соотечественников и этносов, входящих в состав единой российской нации. В Указе подчеркивается, что особая роль в формировании и укреплении этих ценностей принадлежит православию, другим религиозным конфессиям, на протяжении веков, мирно сосуществующих на пространствах исторической России. И сегодня традиционные ценности государственной идеологии духовного синтеза и общественной консолидации российской нации выступают в качестве духовно-нравственной основы нахождения России в сообществе мировых цивилизаций. Поэтому идеи, сформулированные в Указе, носят не только национальное, но и международное значение. Миру предложена российская альтернатива идеологиям глобализма и американизма. Очень важно, что российская государственная идеология носит не конфронтационный характер, а предполагает широкий диалог между этносами, странами и цивилизациями по основополагающим основам человеческого бытия.

На повестке дня вопрос об институализации государственной идеологии посредством создания в стране опорных структур, разрабатывающих весь комплекс вопросов, связанных с ее продвижением и дальнейшим совершенствованием. Было бы целесообразно всячески способствовать созданию различных государственных, общественных и академических институтов, непосредственно занимающихся разработкой и продвижением российской государственной идеологии, в том числе среди молодежи. Велика в этом и роль Русской Православной церкви, армии, массового волонтерского движения, молодежных и

ветеранских организаций. Постоянного совершенствования и дальнейшего развития требует система индоктринации идей государственной идеологии в сознание населения и разработка механизмов передачи этих идей новым поколениям граждан страны. Для Российского государства, пережившего два распада в XX веке, идеология Великой, Единой и Неделимой России носит поистине экзистенциальное значение. Очевидно, что российская государственность выступает в качестве основной общественной ценности, а ее защита является основной жизненной целью граждан страны. Эта общенациональная цель должна консолидировать народы, партии и религиозные конфессии страны. Не случайно слова о «хранимой Богом», «священной державе» зафиксированы в Государственном Гимне РФ, а призыв к единству содержится в названии ведущей политической партии России.

Рост внимания к идеологии на общегосударственном уровне и осознание подавляющим большинством общества важности защиты национальных ценностей и интересов предопределяет новые подходы к интерпретации отечественной истории и ее преподаванию в школах и вузах страны. При этом принципиально важна опора на отечественную академическую науку, на достижения профессиональных российских ученых, преподавателей и педагогов, настроенных патриотично, правдиво и ответственно выполнять свою работу на благо государства и его народа.

Все вышесказанное предопределило появление «Концепции преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки, реализуемых в образовательных организациях высшего образования», утвержденной Экспертным советом по развитию исторического образования в феврале 2023 года [9]. Концепция отмечает особое место истории в формировании специалистов с высшим образованием, а историческое сознание определяет в качестве наиболее существенной составляющей гражданской идентичности. Отмечается, что именно принцип историзма позволяет гражданам страны формулировать и аргументированно отстаивать патриотическую позицию. Вместе с тем, высказана озабоченность, что сохраняется и углубляется разлад в подходах к отбору содержания, в трактовках и концепциях. Это касается как истории России в целом, так и многих актуальных проблем прошлого. В этой связи Концепция призвана обеспечить единство в осуществлении исторического образования молодого поколения, определить его содержание и методологические принципы в интересах российского государства и общества. К важнейшим принципам исторического образования отнесены: научность, связь истории России с событиями всемирной истории, анализ опыта национальной и конфессиональной политики Российского государства на всех этапах его существования. Глубокий смысл и большое значение имеет положение Концепции, согласно которому преподавателям «необходимо избегать негативного уклона и «очернительства», оставаясь на позициях объективности и историзма, отмечать по преимуществу созидательный характер деятельности Российского государства и населяющих его народов по хозяйственному освоению обширных территорий, достижений в сфере культуры и науки».

Богатейшая страна, самое большое государство мира, созданное всеми поколениями россиян, страна с уникальной культурой, имеющей планетарное значение, страна, первая проложившая человечеству дорогу в космос, держава, созданная гением русского и других этносов - таковы ориентиры, определяемые Концепцией преподавания истории и идейные основы формирования общероссийской идентичности, российского патриотизма и упрочения исторической памяти. Концепция исходит из понимания единства мирового исторического процесса и органического единства всех периодов российской истории. Очень важным представляется закрепление в историческом сознании всех поколений граждан страны представления о том, что российская государственность последовательно адаптировалась к особенностям переживаемых ею эпох. Именно такой исторический алгоритм позволяет сформировать целостное восприятие отечественной истории и раскрыть значение всех ее периодов.

Необходимо также учитывать, что историческая память всегда имеет определенную идейную направленность, она носит избирательный характер и побуждает человека к определенной деятельности, либо созидательной конструктивной, либо, напротив, деструктивной направленности. Происходит постоянная корреляция ценностных представлений носителей исторической памяти с ценностными установками тех ли иных исторических персонажей. В этой связи, идеологические коды, закладываемые в сознании граждан страны, играют важнейшее значение в оценке исторических деятелей и событий, в которых они участвовали. Выработка единых государственных подходов к трактовке истории не означает отказ от постоянного переосмысления прошлого и изменения некоторых устоявшихся оценок участников исторического процесса. Такого рода переосмысления неизбежны и основываются на введении в научный оборот новых исторических фактов, научных открытий в области истории и опыта, накопленного новыми поколениями граждан страны. Такое переосмысление не только неизбежно, но и необходимо. Важно только, чтобы оно служило укреплению российской государственности, сплочению, а не размежеванию разных возрастных, национальных и иных социальных групп населения.

На основе государственной идеологии происходит воспитание подрастающих поколений в духе патриотизма, формируется гражданская идентичность населения страны, общество консолидируется на основе определенных общенациональных ценностей и идеалов, у людей возникает чувство неразрывности общей исторической судьбы и общей Родины.

Литература

1. Авакова Э.Б., Гончаренко Л.Н. Историческое самосознание как важнейшая составляющая гражданской идентичности и условие формирования российского патриотизма // Политические институты и процессы в России в условиях современной международно-политической напряжённости: сборник материалов научно-практической конференции Донецкого регионального отделения РАПН ко Дню политолога в Донецком государственном университете, Донецк, 12 сентября 2023 года. - Донецк: Донецкий государственный университет, 2023. - С. 154-161.

2. Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы: По материала проекта «Томская инициатива»: монография / Л.М. Смирнов, И.Г. Дубов, Е.Ш. Курбангалеева и др. М.: Дом интеллектуал. книги, 2003. - 445 с.

3. Гончаренко Л.Н., Авакова Э.Б. Исторические концепции и аксиологические трансформации государственной идеологии в России // Актуальные проблемы современного общества. Социология. Управление. Политика : Межвузовский сборник научных трудов / Под редакцией Э.Б. Аваковой. СПб: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2019. - С. 5-37.

4. Гончаренко Л.Н., Авакова Э.Б. К вопросу о государственной идеологии современной России // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. - 2020. - Т. 31. -С. 6-20. DOI 10.26516/2073-3380.2020.31.6

5. Гончаренко Л.Н., Авакова Э.Б., Кузнецов А.А. Гражданская война и современная Россия: социальные уроки и политика обретения исторического единства // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. - 2022. - № 1. - С. 174-178. - DOI 10.22394/2079-1690-2022-1-1-174-178.

6. Жовтун Д.Т. Идеология: актуальные аспекты социологического анализа // Социология. Учебник. М., 2004.

7. Колесников А. Сельский час Владимира Путина // Коммерсант, 2003. 18 июля.

8. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://kremlin.ru/acts/constitution (дата обращения: 20.04.2024).

9. Концепция преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки, реализуемых в образовательных организациях высшего образования [Электронный ресурс] URL: https://minobmauki.gov.ru/action/history_expert/files/Концепция_преподавания_истории_России_для_неисторич еских_специальностей.pdf (дата обращения: 20.04.2024).

10. Кузнецов В.Н. Социология идеологии: учебное пособие. М.: КДУ, 2009. - 379 с.

11. Новации школьного патриотизма: за и против [Электронный ресурс] URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/novacii-shkolnogo-patriotizma-za-i-protiv (дата обращения 18.04.2024).

12. Павловский Г. Что сказал Президент // Новые известия. 27 мая 2004.

13. Патриотизм: мониторинг [Электронный ресурс] URL: https://wciom.ru/analytical -reviews/analiticheskii-obzor/patriotizm-monitoring (дата обращения 18.04.2024).

14. Стенограмма Поздравления В.В. Путина с Днем народного единства 4 ноября 2021 г. [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/67065 (дата обращения: 20.04.2024).

15. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духов-но-нравственных ценностей» [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 20.04.2024).

16. Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» [Электронный ресурс] URL: https://rospatriotcentr.ru/rospatriot/patriotic/ (дата обращения 18.04.2024).

17. Яновский Р.Г. Патриотизм: о смысле созидающего служения Человеку, Народам России и Отечеству. М.: Кн. и бизнес, 2004. - 527 с.

_СОЦИАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ_

DOI: 10.24412/1994-3776-2024-3-132-138 УДК: 338.48

М. К. Измайлов

СОЦИАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: КОНГРЕССНО-ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

M. Izmaylov. Social marketing in higher education: congress and exhibition

activities

Аннотация. Исследование посвящено анализу состояния и перспектив развития конгрессно-выставочной деятельности в сфере высшего образования. Особое внимание в работе уделено изучению роли и места конгрессно-выставочной деятельности в системе высшего образования. Исследование выявило целый ряд проблем и факторов, существенно сдерживающих дальнейший прогресс развития конгрессно-выставочных мероприятий. В этой связи в рамках исследования разработан ряд практических рекомендаций, охватывающих ключевые аспекты данного направления.

Ключевые слова: конгрессно-выставочные мероприятия, конгрессно-выставочная деятельность, высшие учебные заведения, стратегическое развитие, перспективы, конкурентоспособность. Контактная информация: 195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, д. 29; e-mail: [email protected]

Abstract. The research is devoted to the analysis of the state and prospects of development of congress and exhibition activity in the sphere of higher education. Special attention is paid to the study of the role and place of congress and exhibition activity in the system of higher education. The study revealed a number of problems and factors that significantly hinder further progress in the development of congress and exhibition activities. In this regard, the study has developed a number of practical recommendations covering key aspects of this area.

Keywords: congress and exhibition events, congress and exhibition activities, higher education institutions, strategic development, prospects, competitiveness.

Contact information: 29 Polytechnicheskaya st., Saint-

Petersburg, 195251;

e-mail: [email protected]

Современные реалии диктуют необходимость поиска эффективных инструментов развития и продвижения сферы высшего образования. В этом контексте особое внимание следует

Измайлов Максим Кириллович - кандидат экономических наук, доцент Высшей школы производственного менеджмента Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого

M. Izmaylov - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Graduate School of Industrial Management of Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University © Измайлов M. К., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.