Научная статья на тему '«Граждановедение» и «Религиозное образование» в системе среднего образования Великобритании'

«Граждановедение» и «Религиозное образование» в системе среднего образования Великобритании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
926
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ / ГРАЖДАНОВЕДЕНИЕ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ / РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / COMPARATIVE PEDAGOGY / SOCIAL STUDIES SUBJECT / CITIZENSHIP EDUCATION / BRITISH EDUCATIONAL SYSTEM / RELIGIOUS EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мураенко Екатерина Дмитриевна

В статье по педагогической компаративистике представлен краткий анализ основных предметов социально-гуманитарного цикла, преподаваемых в средних школах Великобритании, граждановедения и религиозного образования. Автор характеризует структуру данных предметов, сравнивает их с преподаваемым в отечественных школах обществознанием. Приводится обзор их содержательных особенностей. Показано, что граждановедение и религиозное образование выполняют, в первую очередь, воспитательную функцию, и именно по их содержанию можно судить о главных мировоззренческих установках, формируемых у учащихся британских школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“CITIZENSHIP” AND “RELIGIOUS EDUCATION” IN THE SYSTEM OF SECONDARY EDUCATION OF GREAT BRITAIN

In the article on the comparative pedagogical studies there is a short analysis of the core subjects of the social and humanitarian module taught in secondary schools of Great Britain citizenship and religious education. The author characterizes the content of these subjects and compares them with the social studies subject taught in Russian schools. The peculiarities of their syllabus are reviewed. The article reveals that these subjects perform, first of all, the upbringing function, and one can judge about the worldview system the British students develop due to the content of citizenship and religious education.

Текст научной работы на тему ««Граждановедение» и «Религиозное образование» в системе среднего образования Великобритании»

► НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

«ГРАЖДАНОВЕДЕНИЕ» И «РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

"CITIZENSHIP" AND "RELIGIOUS EDUCATION" IN THE SYSTEM OF SECONDARY EDUCATION OF GREAT BRITAIN

Мураенко Екатерина Дмитриевна

Преподаватель цикловой комиссии № 2 «Иностранные языки» Санкт-Петербургского государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Автотранспортный и электромеханический колледж» E-mail: muraenko [email protected]

Muraenko Ekaterina D.

Lecturer at Department No. 2 "Foreign languages", Saint-Petersburg State Autotransport and Electromechanical College E-mail: muraenko [email protected]

Аннотация. В статье по педагогической компаративистике представлен краткий анализ основных предметов социально-гуманитарного цикла, преподаваемых в средних школах Великобритании, - граждановедения и религиозного образования. Автор характеризует структуру данных предметов, сравнивает их с преподаваемым в отечественных школах обществознанием. Приводится обзор их содержательных особенностей. Показано, что граждановедение и религиозное образование выполняют, в первую очередь, воспитательную функцию, и именно по их содержанию можно судить о главных мировоззренческих установках, формируемых у учащихся британских школ.

Ключевые слова: сравнительная педагогика, обществознание, граждановедение, система образования Великобритании, религиозное образование.

Abstract. In the article on the comparative pedagogical studies there is a short analysis of the core subjects of the social and humanitarian module taught in secondary schools of Great Britain - citizenship and religious education. The author characterizes the content of these subjects and compares them with the social studies subject taught in Russian schools. The peculiarities of their syllabus are reviewed. The article reveals that these subjects perform, first of all, the upbringing function, and one can judge about the worldview system the British students develop due to the content of citizenship and religious education.

Keywords: comparative pedagogy, social studies subject, citizenship education, British educational system, religious education.

В отечественной системе образования обществознанием называют учебную дисциплину, представляющую собой систему знаний о человеке, обществе и законах его развития. Являясь интегрированным учебным предметом, основанное на современных знаниях социально-гуманитарных наук обществознание занимает ключевую позицию в процессе формирования мировоззрения учащихся. Этот аспект больше всего сближает его с комплексом дисциплин, преподаваемых в государственных школах Великобритании, - гра-ждановедением (citizenship education) и религиозным образованием (religious education).

Обязательное образование в Англии, Уэльсе, Шотландии и Северной Ирландии предусмотрено для детей в возрасте от 5 до 16 лет и делится на начальное и среднее, что соответствует четырем ключевым ступеням (Key Stages или KS). С системой среднего образования соотносятся третья и четвертая ключевые ступени (KS3 и KS4), на которых, согласно п. "с" и "d" ст. 3 ч. 1 закона «О реформе образования» (Education Reform Act, 1988), обучаются дети в возрасте от 11 до 16 лет. После завершения обучения на четвертой ступени учащиеся сдают экзамены и получают аттестат о среднем образовании (General Certifícate of Secondary Education или GCSE).

Среднее образование в Великобритании развивается параллельно в двух направлениях - государственном и частном. Образовательная деятельность государственных школ регламентируется Государственным образовательным стандартом (The National Curriculum), разработка которого началась в 1988 г., после принятия закона «О реформе образования». Данный стандарт с многочисленными дополнениями был апробирован в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии (в Шотландии в 2004 г. был разработан собственный образовательный стандарт - "A Curriculum for Excellence"). В нем содержится перечень рекомендованных для освоения дисциплин, среди которых граждановедение и религиозное образование выделяются особо.

С сентября 2002 г. граждановедение преподается в английских школах на всех ступенях обучения. В начальной школе - в рамках дисциплины «Личное и общественное воспитание и здоровье» (Personal, Social and Health Education), а в средней школе - как самостоятельный предмет. В Уэльсе, Шотландии и Северной Ирландии граждановедение может не входить в обязательный список предметов или преподаваться в рамках иных дисциплин [1]. Целью «граждановедения», неизменной на всех этапах обучения, является воспитание образованного, активного и ответственного гражданина. Среди его основных качеств называется уважительное отношение к представителям других национальностей, культур и религий: «Учащиеся должны иметь представление о происхождении и смысле национальных, этнических и религиозных особенностей Соединенного Королевства и уважительно относится к ним» [2, р. 196].

Согласно государственному стандарту, преподавание граждановедения в средней школе способствует духовному, нравственному и культурному развитию учащихся; прививает им чувство социальной ответственности не только в масштабах семьи и школы, но также страны и мира в целом. Официальной позиции созвучно и мнение большинства британских учителей, которые, подчеркивая значимость граждановедения, цитируют Бернарда Крика (Bernard Crick), утверждавшего, что «это не просто школьный предмет, это способ передачи демократических ценностей следующим поколениям» [3, р. 342-343].

Летом 2015 г. в список задач «граждановедения» была включена профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде. Специально для этого Департаментом образования было разработано руководство для школьной администрации и преподавателей ("The Prevent Duty"), призванное помочь педагогическому составу школы вовремя проанализировать ситуацию, оценить риски и принять необходимые профилактические меры [4].

Об особенностях граждановедения можно судить по содержанию предназначенных для ее освоения учебных пособий, представленных, например, серией "This is Citizenship". Объем основного текста одного из учебников данной серии - "This is Citizenship 3: Pupil Book" - составляет всего 57,7%, что, по сравнению с российскими изданиями, очень небольшой показатель. В учебнике отсутствует единая схема расположения основного текста на странице, общим является только то, что текст имеет вид короткого вводного слова по теме, освещаемой в конкретном параграфе [5, p. 8].

Принцип подачи материала можно охарактеризовать как концентрический: несколько тематических модулей строятся вокруг социально-политической жизни Соединенного Королевства. Данные тематические модули соответствуют трем разделам учебника, которые в совокупности содержат 21 параграф: права и обязанности, справедливость и честность; национальное правительство и государственная политика; Британия и мир.

В первом разделе речь идет о так называемых «свободных обществах», являющихся неотъемлемой частью демократического строя, в которых граждане имеют не только обязанности, но и гарантированные законом права. Интересно, что словосочетание «свободное общество» много раз повторяется в учебнике в разном контексте, но неизменно в пример приводятся Соединенные Штаты Америки [5, p. 2, 62-63, 71, 86].

Во втором разделе главным является постулат, приведенный во введении: «Великобритания - это демократическое государство». Вокруг этой идеи строится весь материал, дается определение демократии в виде цитаты из Геттисбергской речи А. Линкольна от 1863 г. [5, p. 32]. В учебнике приводится некая идеальная модель того, как выглядит и функционирует демократическое государство: в тексте много общих понятий, а острые политико-социальные вопросы или не затрагиваются в принципе, или затрагиваются только самые обсуждаемые из них. Зачастую обсуждаются вопросы, выходящие за рамки геополитики, например проблема экспериментов над животными.

Из политических проблем можно выделить: проблему политических лобби и жизнеспособности британской монархии. Вопрос о последней, кстати, преподносится, с одной стороны, как риторический, но с другой - видна четкая позиция авторов учебника: монархия - неотъемлемая часть британской государственности. Здесь же приводится задание, в котором предлагается обсудить в классе данную проблему и предложить свои идеи, как следует поступить с монархией: оставить, изменить или избавиться от этого института. В целом данный раздел полностью отвечает воспитательным и учебным целям граждановедения.

Третий раздел посвящен проблемам международного сотрудничества Великобритании в контексте как межгосударственных отношений, так и отношений с международными организациями - ООН и ЕС. Важно, что Великобритания преподносится как часть мирового сообщества, как страна, разделяющая взгляды и ценности Европы и государств

Северной Америки. Подчеркивается значимость участия Великобритании в международной политике, но высказываются также некоторые опасения, что передача властных полномочий международной организации может угрожать независимости страны.

Вопросам отношения Великобритании и ЕС посвящен отдельный параграф, в котором учащимся предлагается поразмыслить над достоинствами и недостатками Европейского Союза [5, р. 76-77]. В целом Европейский Союз представлен достаточно объективно. Однако этого нельзя сказать обо всех организациях, упомянутых в учебнике. Например, в параграфе о Содружестве наций, столь значимой для английского менталитета организации, ее важность и вес на международной арене несколько преувеличены [5, р. 83].

Аргументация участия Британии в международных организациях, приведенная в учебнике, очевидна - это возможность влиять на решения мирового сообщества и принимать непосредственное участие в решении таких глобальных проблем, как климатические изменения, миграции, экономический кризис, угроза терроризма и ядерная безопасность. В этом аспекте авторы особый акцент делают на ООН, в параграфе о которой присутствует некое идеалистическое содержание: «ООН призвана предотвращать войны, решать проблемы между странами, улаживать конфликты, содействовать уважению прав и свобод человека во всем мире» [5, р. 32].

Однако взгляд на действия и политику ООН не лишен здравого смысла: «Это большая задача, и нет ничего удивительного в том, что ООН не часто достигает своих целей» [5, р. 83-84]. Ответственность за это возлагается на ее членов. Особо подчеркивается, что «крупные игроки международной арены, в особенности США, Китай и Россия, преследуют разные политические цели и часто не идут на сотрудничество друг с другом» [5, р. 86].

Примечательно выглядит и постоянное упоминание в учебнике Соединенных Штатов Америки. Есть, например, любопытное задание, где по центру помещена фотография Барака Обамы, сделанная на одном из заседаний Группы двадцати. Вокруг фотографии расположены двадцать разноцветных овалов, в которых написаны названия стран-участниц G20: в сиреневых овалах - США, Канада, Индонезия, Саудовская Аравия; в зеленых - Соединенное Королевство, Франция, Италия, Мексика; в оранжевых - представитель ЕС, Бразилия, Индия, Южная Африка; в красных - Аргентина, Турция; в зеленых - Австралия, Южная Корея; в синих - Китай, Россия; в желтых - Германия, Япония. Логика цветовых обозначений остается неясной. Подпись под фотографией гласит: «Лидеры этих стран встречаются каждый год, чтобы обсудить текущие проблемы» [5, р. 71].

Иллюстрация с американским лидером приводится и в разделе «Есть ли будущее у монархии в Великобритании?», где помещен снимок встречи президента США с супругой с Елизаветой II [5, р. 62]. Интересно, что подобную одностороннюю направленность имеют не только фотографии, но и использование в учебнике определений из американского политологического дискурса, например, упомянутое определение демократии [5, р. 32].

Материал в учебнике излагается проблемно, много риторических вопросов и прямых обращений к учащимся. Наблюдаются постоянные попытки вовлечь их в дискуссию, заинтересовать изучаемой информацией, например, в разделах, посвященных равным возможностям для всех людей и проблемам безбарьерной среды. Примечателен также ролевой компонент, позволяющий учащимся за время обучения «примерить» на себя множество ролей и

помогающий им в дальнейшем легче адаптироваться в обществе. Ролевые игры как вид учебной деятельности являются одним из основообразующих элементов курса граждановедения.

Что касается религиозного образования, то официальный статус этот предмет получил в 1988 г., когда его преподавание в государственных школах Великобритании стало обязательным. Тем не менее за местными властями осталось право определять его содержание и разрабатывать программы в зависимости от культурно-религиозных особенностей того или иного региона страны.

В этой связи в государственном стандарте предлагается только примерная учебная программа по религиозному образованию (The non-statutory national framework for religious éducation), где, с одной стороны, особо подчеркивается приоритетность христианства, а с другой - декларируется значимость изучения других религиозных систем. Стоит особо отметить, что в создании этой программы принимали участие представители не только общественных и традиционных религиозных объединений, но и такие организации, как «Сеть организаций Сикхов» (Network of Sikh Organisations) и «Национальный совет индуистских храмов» (National Council of Hindu Temples).

Интересно, что религиозное образование носит исключительно просветительский характер. Родители имеют право полностью или частично освободить своих детей от посещения как самих занятий, так и ежедневно проводимого в школе богослужения, что прописано в законе «О реформе образования» (п. "a", "b", ст. 9, ч. 1).

Содержание «религиозного образования» в разных регионах страны имеет свои особенности, неизменным остается только особое положение христианства, которому посвящена большая часть учебного времени на третьей ключевой ступени обучения. Помимо христианства здесь предполагается изучение еще двух религиозных систем (мировых, национальных и др.), местных религиозных традиций и светского взгляда на окружающий мир (по необходимости). На этой же ступени изучается большой раздел, посвященный морали (ее светским и религиозным нормам; их соблюдению на уровне семьи, школы и общества; природе человека и проблеме добра и зла). Похожие разделы можно найти в учебниках по «религиозному образованию» на всех ключевых ступенях, что отличает его от других обязательных школьных предметов и подчеркивает его воспитательные функции.

Наибольшей вариативностью отличается раздел «Мировые религии», в котором в разных регионах могут отличаться как сами изучаемые религиозные традиции, так и их последовательность. Например, в Северной Ирландии на восьмом году обучения дети проходят иудаизм, на девятом - ислам, а на десятом - буддизм. Необходимость изучения буддизма объясняется ирландскими специалистами тем, что «дети часто слышат понятия, которые с ним ассоциируются (карма, медитация, Будда), но не знают или не понимают их религиозного значения» [6, p. 1-2].

Таким образом, обществоведческие вопросы в контексте среднего образования в Великобритании изучаются в рамках двух школьных дисциплин - «граждановедения» и «религиозное образование». Содержание граждановедения моделируется из социологических, политологических и правоведческих тем (понятие общества; права человека; формы государственного устройства; демократические ценности; основы законодательства Соединенного Королевства; СМИ в глобальном мире), которые считаются неотъемлемой

частью формирования личности образованного гражданина Великобритании. Вопросы морали, истины и веры изучаются на занятиях по религиозному образованию, которое не только дает детям представление о многообразии религиозных парадигм и явлений, но также способствует воспитанию учеников и их духовному развитию.

Для отечественной педагогической практики граждановедение может быть интересно как дисциплина, представляющая альтернативный взгляд на воспитание и обучение гражданина. На уроках по обществознанию, например, могут быть использованы приведенные в учебнике ролевые игры, а опыт моделирования содержания курса по религиозному образованию способен помочь российским преподавателям при подготовке к занятиям и расширении культурно-религиозного кругозора учащихся, что, несомненно, положительно скажется на качестве их подготовки.

Список литературы

1. Dent H. C. Secondary Education for All: Origins and Development in England [Text] / H. C. Dent. - L.: Routledge, 2013. - 240 p.

2. The National Curriculum. Handbook for secondary teachers in England [Text]. - L., 2004. - 247 p.

3. Crick B. The Presuppositions of Citizenship Education [Text] / B. Crick // Journal of Philosophy of Education. - Vol. 33(3). - L.: Blackwell Publishers Ltd, 1999. - P. 337-352.

4. The prevent duty: departmental advice for schools and childcare providers [Text]. -L., 2015. - 11 p.

5. Fiehn J. This is Citizenship 3: Pupil Book [Text] / J. Fiehn. - L.: Hodder education, 2014. - 104 p.

6. Religious Education Case Study [Text]. - L., 2009. - 12 p.

References

1. Dent H. C. Secondary Education for All: Origins and Development in England. L.: Rout-ledge, 2013. 240 p.

2. The National Curriculum. Handbook for secondary teachers in England. L., 2004. 247 p.

3. Crick B. The Presuppositions of Citizenship Education. Journal of Philosophy of Education. Vol. 33(3). L.: Blackwell Publishers Ltd, 1999. Pp. 337-352.

4. The prevent duty: departmental advice for schools and childcare providers. L., 2015. 11 p.

5. Fiehn J. This is Citizenship 3: Pupil Book. L.: Hodder education, 2014. 104 p.

6. Religious Education Case Study. L., 2009. 12 p.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2016, № 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.