Научная статья на тему 'Гражданология: проблемы повышения эффективности участия гражданского общества в социально-экономическом развитии России'

Гражданология: проблемы повышения эффективности участия гражданского общества в социально-экономическом развитии России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
110
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / SOCIETY / ИНТЕРЕС / INTEREST / ФУНКЦИЯ / FUNCTION / РОЛЬ / ROLE / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / РИСК / RISK / НЕПОВИНОВЕНИЕ / DISOBEDIENCE / КРИЗИС / CRISIS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Глущенко Валерий Владимирович

Гражданское общество рассматривается как субъект социально-экономического и инновационно-технологического развития, формирования и реализации национальных интересов, не определены функции и роль общественных организаций в модернизации страны, определены функции и роль организаций выпускников вузов, общественных организаций науки и образования в модернизации, исследована проблема стереотипов, как источник низкой эффективности организаций гражданского общества в модернизации страны, показана необходимость саморазвития гражданского общества и необходимость перехода в модернизации к сопричастному управлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GRAZHDANOLOGIYA: PROBLEMS OF INCREASE OF EFFICIENCY OF PARTICIPATION OF CIVIL SOCIETY IN SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF RUSSIA

Civil society is considered as the subject of social and economic and innovative and technological development, formation and realization of national interests, functions and a role of public organizations in modernization of the country aren't defined, functions and a role of the organizations of university graduates, public organizations of science and education in modernization are defined, the problem of stereotypes as a source of low efficiency of the organizations of civil society in modernization of the country is investigated, need of self-development of civil society and need of transition to modernizations to copresent management is shown.

Текст научной работы на тему «Гражданология: проблемы повышения эффективности участия гражданского общества в социально-экономическом развитии России»

http://www. bulletennauki. com

УДК 316.34

ГРАЖДАНОЛОГИЯ: ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧАСТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РОССИИ

GRAZHDANOLOGIYA: PROBLEMS OF INCREASE OF EFFICIENCY OF PARTICIPATION OF CIVIL SOCIETY IN SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF RUSSIA

©Глущенко В. В.

д-р техн. наук

Московский государственный университет путей сообщения Институт транспортной техники и систем управления

glu-valery@yandex.ru ©Glushchenko V.

Dr. habil.

Moscow State University of means of communication Institute of transport equipment and control systems

glu-valery@yandex. ru

Аннотация. Гражданское общество рассматривается как субъект социально-экономического и инновационно-технологического развития, формирования и реализации национальных интересов, не определены функции и роль общественных организаций в модернизации страны, определены функции и роль организаций выпускников вузов, общественных организаций науки и образования в модернизации, исследована проблема стереотипов, как источник низкой эффективности организаций гражданского общества в модернизации страны, показана необходимость саморазвития гражданского общества и необходимость перехода в модернизации к сопричастному управлению

Abstract. Civil society is considered as the subject of social and economic and innovative and technological development, formation and realization of national interests, functions and a role of public organizations in modernization of the country aren't defined, functions and a role of the organizations of university graduates, public organizations of science and education in modernization are defined, the problem of stereotypes as a source of low efficiency of the organizations of civil society in modernization of the country is investigated, need of self-development of civil society and need of transition to modernizations to copresent management is shown

Ключевые слова: общество, интерес, функция, роль, эффективность, модернизация, инновации, развитие, риск, неповиновение, кризис

Keywords: society, interest, function, role, efficiency, modernization, innovations, development, risk, disobedience, crisis

http://www. bulletennauki. com

Актуальность статьи связана с необходимостью повышения эффективности участия гражданского общества в процессах модернизации России в условиях выхода из глобального кризиса.

Цель статьи — исследование проблем повышения эффективности участия гражданского общества в социально-экономическом и инновационно-технологическом развитии России.

Для достижения поставленной цели решаются такие задачи:

-исследовано гражданское общество как субъекта формирования и реализации национальных интересов;

-структурирование проблем участия гражданского общества в модернизации России;

-исследование содержания проблем участия гражданского общества в социально-экономическом и инновационно-технологическом развитии России;

-раскрытие сущности демократиологии как научной основы сопричастного социального и экономического управления..

Объект статьи — модернизация и устойчивое инновационно-ориентированное развитие страны.

Предмет статьи — проблемы и эффективность участия гражданского общества в социально-экономическом и инновационно-технологическом развитии России.

Россия, согласно Конституции Российской Федерации является социальным государством (ст. 7), основным назначением государства в нашей стране является зашита прав граждан (ст. 2), создание условий для развития населения (ст. 7) [1].

В этом предназначении государство и право (как социальные институты) рассматриваются как наиболее мощные и эффективные инструменты для утверждения определенных ценностей в обществе, достижения определенных экономических и социальных целей [2, с. 25]. Государство представляет собой форму организации публичной власти, не совпадающая с обществом, населением, осуществляемую особым аппаратом, представляющим собой систему государственных органов [3, с. 18].

Теория государства и права связана с другими науками об обществе, общественных явлениях, явлениях культуры, имеет место взаимосвязь теории государства и права с философией, экономической теорией, политологией, социологией и другими науками [2, с. 14-15].

Специалисты считают, что этапы в развитии теории государства и права одновременно были и этапами развития теории управления [3, с. 8]. В связи с процессами глобализации и глобальным кризисом ведутся активные разработки вопросов оптимизации функций государства на основе национальных интересов [4-6].

В настоящее время отечественные и зарубежные эксперты говорят об необходимости изменения в процессе выхода из кризиса и парадигмы государственного и общественного управления.

Парадигмой управления предложено называть системное объединение философии, идеологии и политики управления [7, с. 26].

Парадигма управления основана на философии и культуре. При этом носителем широкой управленческой и экономической культуры в стане выступает гражданское общество. Общество — это самоорганизованная, саморегулируемая общность людей, взаимодействия и отношения между которыми основываются на сложившейся организационной (гражданской) культуре как системе осознанных и воспринятых стереотипов поведения в типовых ситуациях жизнедеятельности [3, с. 17], а так же обычаях делового и социального оборота.

http://www. bulletennauki. com

В настоящее время в связи с кризисом все больше специалистов уделяют внимание проблеме развития сопричастного управления с участие гражданского общества. Следует отметить, что сопричастное (партисипативное) управление имеет длительную историю и естественную природу. Как известно, первобытная демократия строилась на началах самоуправления, не было особого разряда лиц, которые не занимались бы трудом, а только бы осуществляли власть, управление, высшим органом управления было родовое собрание взрослых членов рода [2, с. 52].

Гражданским участием в процессах модернизации и социально-экономического развития государства и общества условимся называть находящее в правовом поле, осознанное ими и соответствующее целям инновационного развития движение граждан для решения своих социокультурных проблем и запросов на основе гражданской активности ненасильственными методами.

Гражданским участие в процессах модернизации и социально-экономического развития государства и общества направлено на преобразование, изменение, реформирование институтов, объектов, процессов в экономике и обществе, на устранение социального неравенства и социальной несправедливости в интересах установления нового и лучшего порядка, установлению социального равенства, создания и распространения условий социального благополучия граждан, поступательной и устойчивой модернизации, реиндустриализации общества.

Одним из наиболее эффективных каналов влияния гражданского общества на культуру управления в государстве и экономике является социальная и деловая культура, обычаи социального и делового оборота.

В настоящее время в условиях выхода из глобального кризиса ведется активная исследовательская работа и научная дискуссия о влиянии культуры управления на экономическую эффективность принципов успешной управленческой культуры [8, с. 10].

Зарубежные и отечественные исследователи отмечают плодотворность таких принципов управленческой культуры.

1. Фактор ориентация во времени: в прогрессивной культуре упор делается на будущее страны, а в статичных культурах делается упор на поиск аналогов проблем и светлых дней в прошлом при одновременном решении проблемы выживания в настоящем.

2. Фактор отношение к работе: в культурах успешных наций эффективный и честный труд является основой жизненных достижений, материального благополучия, самоуважения, а в культурах отстающих наций труд рассматривается как условие выживания, досадная необходимость.

3. Для успешных наций бережливость представляет собой путь к сбережению, в то время как для отстающих наций более характерны расточительство или равенство в бедности.

4. Хорошее образование выступает как условие личного прогресса в успешных нациях, необязательность хорошего образования характерна для успеха в отстающих странах.

5. В успешных нациях личные заслуги рассматривают как основу роста служебного и социального статуса индивида, а в отстающих странах основой служебного роста и благосостояния могут быть связи по принципу «рука руку моет», коррупция, семейственность.

6. Фактор социализации: в успешных нациях люди идентифицируют себя с большими общностями (страной, обществом и т. п.) имеет место распространение альтруизма и благотворительности, а в отстающих странах социализация осуществляется в более локальных масштабах, в рамках семье, диаспоры, что может способствовать развитию непотизма и коррупции.

http://www. bulletennauki. com

7. Фактор этических нормы: в успешных нациях этические нормы более строги и обязательны к выполнению, чем в менее успешных странах.

8. Закон и правосудие как факторы социальной и экономической жизни: в успешных нациях они выступают как незыблемые нормы для всех членов общества, а для менее развитых стран может быть характерна избирательность правосудия.

9. Фактор распределение власти: в успешных нациях наблюдается децентрализация и распределение власти, существуют и эффективны горизонтальные связи во власти, а для отстающих страны более характерны централизация и вертикальный характер связей во власти.

10. Фактор светскости в управлении: религия отделена от государства в более успешных государствах.

Зарубежные ученные активно работают над исследованием темы взаимоотношений государства и экономики. При этом выделены четыре уже общепринятые истины, которые включают такие положения [8, с. 14-15]:

Во-первых, имеет место признание существования влияния специфики государственных институтов на экономическое развитие;

Во-вторых, признается, что открытые государства и общества способствуют экономическому росту больше, чем закрытые государства, которые создают ограниченные возможности;

в-третьих, считают, что пока еще точно не ясно, какие именно институты и организации наиболее значимы и составляют демократические институты, обеспечивают обратную связь между государством и обществом, активно участвуют в противодействии коррупции.

в-четвертых, отмечают, что в настоящее время нет «достаточно четких теорий о том, как развиваются институты открытого общества» [8, с. 15].

Исследователи проблем повышения эффективности государственного управления отмечают, что в настоящее время якобы нет теорий обосновывающих эффективность влияния гражданского общества на государственное управление [8, с. 12-14] .

При этом упускается из виду то, что развитию достаточно полных и продуктивных теорий о том, почему и как развиваются институты открытого общества посвящены работы по формированию науки о гражданском обществе (гражданологии), науки о правах человека и правозащитном движении [9, 10, 11, 12]. Гражданология представляет собой науку о гражданском обществе, его философии, идеологии и политике, методах и инструментах взаимодействия с государством и бизнесом, а так же науку о методах исследования гражданского общества [9, с. 53].

Дополнительную актуальность развитию научных основ функционирования гражданского общества придает глобальный кризис.

Кризисом можно назвать ситуацию, состояние, при котором невозможно дальнейшее функционирование субъекта политической, социально-экономической и иной деятельности в рамках прежней модели функционирования или организационного поведения, даже если она целиком устраивала данный субъект [13, с. 14]. Известны законы возникновения и развития кризиса. Необходимым условием выхода из кризиса следует признать обновление философии, идеологии, политики, функционирования институтов общества в интересах повышения социально-экономической эффективности систем управления [14, с. 36].

В рамках правового поля обновление общественных институтов возможно путем функционирования демократического механизма.

Поэтому теории о развитии институтов общества было предложено дополнить общей теорией развития демократии и демократических институтов в экономике и социальной среде

http://www. bulletennauki. com

в интересах инновационного развития страны [15]. Предлагается развивать понятие и теоретические основы объективной (или научной) демократии. Научная демократия — это развернутая теория о том, почему необходимо создание социального механизма использования личных свобод, стимулов и ограничений на социальную и экономическую активность населения, которая (социальная активность) в интересах устойчивого социально-экономического развития. Такой демократический механизм должен обеспечивать эффективность государственного управления, высокие темпы и инновационный характер развития экономики, достаточный уровень свобод и прав человека. Существование такого механизма в стране одновременно обеспечивает геополитическую привлекательность и геополитическую конкурентоспособность государства в глобальном мире.

Сущность демократиологии (democracyology) как науки о сопричастном управлении на основе производственной и социальной демократии, ее институтах, механизме, инструментах и методах и их влиянии на мировой порядок, геополитическое (глобальное) управление, национальное управление и экономику определяет содержание функций и ролей этой науки [15, с. 47-52].

Научный метод демократиологии — совокупность методов с помощью которых производится исследование демократических процессов.

Функция философского и идеологического обеспечения (в демократиологии) заключается в обеспечении функционирования демократических (основанных на власти народа) систем глобального и национального управления, обеспечения жизнедеятельности населения состоит в разработке, системном объединении и своевременной адаптации в условиях глобализации философии, идеологии, политики построения демократического процесса в обществе и системах глобального и национального управления, системы права, гражданского общества.

Методологическая функция демократиологии состоит в формировании теоретических основ и методологии исследования внешней и внутренней среды гражданского общества, функционирования демократических механизмов в рамках государства, экономики (бизнеса), истемы права, гражданского общества, явлений и процессов, формулировании законов и категорий демократиологии как науки о демократическом механизме в составе системы национального государственно-общественного управления, в том числе механизма демократического влияния на процессы антикризисного управления.

В демократиологии познавательная ее функция объединяет процессы накопления, описания, изучения фактов действительности, связанных с внешней и внутренней средой гражданского общества и влияния демократического механизма в политической системе и обществе на национальное управление, позитивном праве как инструменте управления в обществе, анализе социально-экономических ситуаций в мире, государстве, экономике, гражданском обществе конкретных явлений и процессов в гражданском обществе, выявление важнейших проблем и противоречий устойчивого развития мира, государства и права.

Демократиология в своей инструментальной (регулятивная) функции носит практическую направленность, заключается в выработке практических рекомендаций для органов международного (глобального), корпоративного предпринимательского, государственного управления, его организационных структур, проведении прогнозов и предварительной оценки развития ситуаций и последствий влияния гражданского общества на глобальное, корпоративное, государственное антикризисное управление.

Демократиология в рамках своей прогностической функции может заключаться в развитии методов и оценок состояния глобального и национального гражданского общества, влиянии общества на мировой порядок, систему управления государств и/или его системы права, гражданского общества, элементов их внешней и внутренней среды в будущем, моделировании

http://www. bulletennauki. com

социально-экономических процессов и отношений с участием гражданского общества в рамках существующей системы права и системы общественных отношений.

Нормативная (законотворческая) функция демократиологии направлена на совершенствование систем международного и национального права, закрепляет в форме законов и других нормативных актов обязательную для исполнения волю гражданского общества указывает (органам управления, бизнесу и обществу), что с точки зрекния общества разрешено и следует делать для достижения глобальных и национальных целей гражданским обществом и каким образом это делать.

Идейно-воспитательная, мировоззренческая функция демократиологии находит выражение в выработке, обосновании определенных гражданских идеалов и ценностей, обеспечивающих эффективность глобального и национального политического режима (официальная идеология плюс режим формирования элит), участие общества в глобальном и государственном антикризисном управлении, с учетом необходимости сохранения и развития глобальных гражданских прав и свобод, развитие культуры корректных международных отношений в государстве, гражданском обществе, на глобальном уровне управления.

Предупредительная функция демократиологии состоит в исследовании влияния демократических механизмов в обществе на снижение рисков устойчивого развития мировой и национальных социально-экномических систем управления, бизнеса, гражданского общества, разработке методов и форм участия государства, бизнеса, гражданского общества в антикризисном управлении, минимизации ущерба для государства, бизнеса, гражданского общества от кризисов и других источников риска.

Функция социализации в демократиологии состоит в подготовке и распространении знаний о влиянии демократических механизмов на мировой порядок, влиянии демократической обратной связи на функционирование органов глобального управления, государства и права, повышении эффективности усвоения и практического использования знаний о демократии депутатами различных уровней, представителями бизнеса, бизнес-сообществом и гражданским обществом в целом. Роли демократиологии отражают повышение эффективности социального и экономического управления вследствие гармонизации усилий государства и общества.

Парадигма развития сопричастного (демократического) механизма управления — это системное (гармоничное) объединение философии, идеологии, политики, методологии развития демократических механизмов управления в сложной системе [7, с. 26].

Сравнительный анализ бюрократической и сопричастной парадигм управления, структурных и организационных особенностей кластеров и технологических, научных платформ позволяет сделать предположение о том, что появление за рубежом кластеров и технологических платформ как новых организационных форм развития инновационной деятельности связано с тем, что влияние через участие является более гибким и эффективным инструментом управления, чем власть должности. Кроме того, использование сопричастного управления объясняется и необходимостью расширения общественной интеллектуальной базы инновационной деятельности, децентрализации принятия решений и более полного учета интересов всех участников инновационного процесса, включая индивидов и малые инновационные фирмы.

Исторически национальной особенностью возникновения и развития гражданского общества и сопричастного управления в России можно считать тесную связь развития гражданского общества стран в связи с коллективными формами принятия решений (соборность) и труда (русская артель, сельскохозяйственная община) в сложных природно-климатических и геополитических условиях бытия. Исторический анализ политической и социальной традиции в России показывает, что политическая соборность как способ принятия

http://www. bulletennauki. com

решений и как способ контроля народом власти в процессе политического управления, а так же как инструмент отстаивания гражданских прав в своих истоках имеют артельный характер крестьянского труда в нашей стране [9, с. 8-9].

Принципы гражданского общества влияют на общую и управленческую культуру общества, имеют определенное социально-экономическое значение. Были сформулированы такие принципы гражданского общества. Гражданское общество как объединение людей имеет своим назначением создать благоприятные условия для воспроизводства человека, в том числе, как одного из элементов воспроизводственного процесса. Принципы гражданологии — это основополагающие положения процесса формирования и функционирования гражданского общества. Принципами гражданского общества можно признать такие положения.

1. Принцип правового режима функционирования гражданского общества, в рамках которого утверждается, что гражданское общество, права и свободы человека должны признаваться и обеспечиваться системой права государства.

2. Принцип минимизации разрыва между позитивным и естественным правом должен рассматриваться как необходимость учета при формировании позитивного права естественных прав и свобод человека.

3. Принцип признания равноправия всех людей и юридических лиц всех форм собственности (в том числе частной и коллективной) перед правом и обществом. Этот принцип закреплен в декларации прав человека. В этой декларации утверждается, что все люди равны от рождения.

4. Принцип публичности деятельности гражданского общества.

5. Принцип сопричастности может означать взаимную причастность людей друг к другу, а так же функционированию гражданского общества.

6. Принцип солидарности членов гражданского общества, которая находит выражение в том, чтобы разделить тяготы бытия и оказать поддержку члену общества, нуждающемуся в этом.

7. Принцип доверия друг к другу членов гражданского общества — это уверенность человека в искренности и благорасположении других членов общества, это отношение между членами общества обеспечивающее эффективность социальных коммуникаций и расширяющее социальные возможности членов общества.

8. Принцип гуманности членов гражданского общества предполагает направленность, обращенность деятельности к человеческой личности, к правам и интересам человека.

9. Принцип честности и правдивости членов гражданского общества.

10. Принцип добропорядочности членов гражданского общества.

11. Принцип справедливости. Справедливость — это важный элемент отношений между членами общества.

13. Принцип системного единства прав и свобод человека

14. Принцип системного единства прав и обязанностей человека.

15. Принцип неприкосновенности личной жизни.

16. Принцип неотъемлемости и защиты прав и свобод любого из членов гражданского общества всем обществом.

17. Принцип защиты слабых членов общества. Слабым признается любой член общества, который не способен создать условия для своего выживания и / или развития.

18. Принцип создания условий для реализации способностей членов гражданского общества. Реализация способностей членов гражданского общества в условиях демократического политического устройства и рынка рассматривается как основа увеличения общественного благосостояния и частной собственности [11, с. 58-68].

http://www. bulletennauki. com

Как показывает анализ принципы гражданского общества, определенные в работе [11, с. 58-68] несколько перекрывают выделенные зарубежными исследователями принципы прогрессивной управленческой культуры [8, с. 10-14]. Это подтверждает тезис о том, что гражданское общество выступает носителем прогрессивной управленческой культуры и, следовательно, участие гражданского общества в процессах управления в рамках методологии сопричастного (партисипативного) управления может благотворно влиять на эффективность государственного управления. Таким образом можно считать, что в настоящей статье показана необходимость саморазвития гражданского общества и необходимость перехода в модернизации к парадигме сопричастного управления [15, с. 49-52].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первым этапом формирования парадигмы сопричастного управления можно назвать общественный диалог. Диалогом (греч. dialogos — исходное значение — разговор между двумя лицами) принято называть словесный обмен между двумя, тремя и больше собеседниками.

Целями и функциями общественного диалога между государством, бизнесом и обществом могут быть:

-взаимное информирование сторон диалога по вопросам оценки ситуации и вариантах выхода из кризиса;

-согласование позиций, целей совместной деятельности в рамках стратегии антикризисного управления;

-координация действий в процессе достижения целей стратегии и тактики антикризисного управления;

-предупреждение об опасности конфликта и др.

Необходимо заметить, что дефицит постоянного и конструктивного диалога во взаимоотношениях государства, бизнеса, гражданского общества может приводить к росту социальных рисков развития, повышению риска протестных акций.

Участие гражданского общества в антикризисном управлении, решении такой глобальной и национальной проблемы как изменение философии и парадигмы жизнедеятельности (для нашей страны — это прежде всего диверсификация и инновационный характер экономики) должно быть постоянным и существенным. Можно предположить, что такое участие глобального и национальных гражданских обществ должно охватывать такие сферы и аспекты антикризисного управления:

-проведение правильной диагностики наблюдаемого глобального и странового кризиса с явными финансовыми проявлениями;

-разработка ограничений на меры с высокой «социальной ценой» при антикризисном управлении;

-реализация и мониторинг исполнения рекомендаций по применению всеми субъектам субъектами глобального управления (международные организации, национальные правительства, транснациональные корпорации, политические и социально-экономические публичные и непубличные корпорации и др.) методов социально-этического менеджмента;

-предварительная и в реальном масштабе времени антикризисного управления оценка и контроль уровня «социальной цены» и допустимости предлагаемых международными и национальными органами государственного управления мер антикризисного управления;

-формирование новых более адекватных парадигме посткризисного развития норм и обычаев социального и делового оборота, в большей мере соответствующих новым глобальным (геополитическим) и национальным (страновым) социально-экономическим реальностям и др.

Последнее связано с тем, что активизация прямого участия гражданского общества в глобальном и национальном управлении потребует выработки новых норм и форм

http://www. bulletennauki. com

взаимодействия всех субъектов глобального и национального (странового) управления: международных организаций, бизнеса, правительств, общества [9, с. 61].

Постоянный диалог между властью, бизнесом и гражданское общество в России крайне важен в ситуациях их постоянного взаимодействия и противостояния [16, с. 19-29] в условиях ограниченных ресурсов и путей выхода их глобального и странового кризиса.

При этом предупредительное устранение проблем во взаимоотношениях государства, бизнеса и общества снижает риски и повышает степень устойчивости социального развития и модернизации.

В 2016 году анализ позволил выделить такие проблемы для содержательного диалога между государством, бизнесом и обществом и развития участия гражданского общества в социально-экономическом и инновационно-технологическом развитии России:

-недостаток постоянного и конструктивного диалога во взаимоотношениях государства, бизнеса, гражданского общества;

-не определены функции и роль общественных организаций в процессе модернизации страны,

-не определены функции и роль общественных организаций бизнеса, работников, выпускников вузов, общественных организаций науки и образования в модернизации страны,

-не исследована проблема кадровой политики и стереотипов поведения функционеров гражданского общества, как источник низкой эффективности организаций гражданского общества в модернизации страны.

Рассмотрим эти проблемы более подробно. Проблема участия гражданского общества в партисипативном управлении может состоять в том, что в нашей стране до настоящего времени все еще наиболее значимой является культура бюрократического управления, в рамках которой не определены функции и роль общественных организаций в модернизации страны. В частности не определена роль крупнейших общественных организаций в сфере науки — академий наук. Это затрудняет формирование стратегии инновационного развития.

Кадровой проблемой общественных организаций может быть то, что многие из них возглавляют бывшие чиновники, что влияет на культуру управления и в целом деятельность этих общественных организаций.

Предлагается повысить роль общественных организаций бизнеса (РСПП, Деловой России, Опоры России и др.) в формировании и реализации экономической и промышленной политики в нашей стране. В мировой практике экономического развития известны случаи, когда именно инициативы общественных организаций бизнеса приводили к результату, позднее названному экономическим чудом, например, в Японии после 1945 года именно деловые круги приняли решения по стратегии экономического развития, которая привела к созданию «японского чуда».

Проблемой является и то, что не определены функции и роль организаций выпускников вузов, общественных организаций науки и образования в инновационном развитии и модернизации страны, что не позволяет более эффективно использовать имеющийся потенциал инновационного развития.

Роль ассоциаций выпускников вузов может находить свое выражение в организации и проведении опросов практикующих выпускников вуза с целью выявления наиболее перспективных направлений инновационного развития, например, экспертном определении выпускниками вузов наиболее перспективных научных направлений развития экономической, транспортной, экологической сфер и другое.

Профессиональные союзы тоже могли бы формулировать свое видение повышения уровня экономической активности и занятости в стране.

http://www. bulletennauki. com

Повышению эффективности влияния общественных организаций на модернизацию страны, ее инновационное развитие могло бы оказать снижение остроты проблемы стереотипов в поведении представителей таких организаций. Эта проблема, вероятно, заключается в том, что органы власти и сами эти общественные организации воспринимают себя преимущественно в представительской и публичной функциях, а не рассматривают свои организации как механизм интеграции общественного мнения, экспертные сообщества, способные влиять своим мнением и участием на эффективность процессов модернизации и инновационного развития страны.

Для повышения влияния общественных организаций на формирование государственной политики в рамках методологии сопричастного управления может быть предложено законодательно закрепить участие академий наук, общественных организаций бизнеса, ассоциаций выпускников, профсоюзов работников науки и образования в сопричастном управлении инновационным развитием страны, например, ежегодно вносить свои предложения по повышению качества образования и улучшению условий труда научных сотрудников и преподавателей.

Следует отметить, что в настоящее время уровень поддержки руководства страны обществом довольно высок. На фоне усложнения международной обстановки и нарастания кризисных проявлений во внутренней социально-экономической сфере такая высокая поддержка власти населением ставит в тупик многих политологов и социологов. Высказываются различные гипотезы. Неэластичность такой поддержки в зависимости от складывающейся геополитической и социально-экономической ситуации может говорить о том, что мотивы такой поддержка не имеют меркантильной экономической основы.

Возможно, что феномен такой высокой поддержки связан с тем, что значительная часть населения страны уже осознает и понимает фундаментальный, принципиальный для дальнейшей судьбы страны и общества характер складывающейся геополитической и социально-экономической ситуации. И в силу этого понимания посредством такой поддержки стремится предотвратить или максимально отсрочить возможные, вполне вероятно, не совсем благоприятные для общества известные из обсуждений в СМИ возможные сценарии развития дальнейших событий.

В этой ситуации конструктивный, сущностный диалог между властью, бизнесом и обществом принципиально важен и может быть эффективен.

Важно и то, что в условиях кризиса отсутствие постоянного конструктивного диалога между властью, бизнесом и обществом, например по проблемам выхода из глобального и странового кризиса, источникам финансирования антикризисных мероприятий может вести к росту напряженности в обществе, стать причиной гражданского неповиновения.

Риском гражданского неповиновения предлагается называть возможность возникновения и расширения масштабов различного рода акций гражданского неповиновения. При научном анализе и прогнозировании этого риска необходимо учитывать, что основой гражданского неповиновения являются: социальные интересы; социальные запросы граждан и давление. При этом социальные интересы и запросы создают социальную основу действиям определенных сегментов населения. Давление рассматривают как инструмент проявления протеста части населения в том случае, когда общество ставит перед собой задачу не завоевания власти, а реформирования политических процессов, реинжиниринга функционирования социальных институтов в интересах граждан [17].

Снижению рисков неповиновения может способствовать и эффективное решение проблемы несоответствия социокультурной политики России и процессов глобальной модернизации [18].

http://www. bulletennauki. com

Сближение идеалов и реальности демократических процессов в современной российской культуре то же может быть фактором снижения роста противоречий между властью и обществом в процессе реформ и инновационной модернизации нашей станы в посткризисный период [19].

В целом повышение степени вовлеченности общества в процессы реформ и инновационного развития может способствовать повышению эффективности государственного управления, увеличению уровня общественной поддержки власти, облегчению до настоящего времени, как считают некоторые эксперты, «трудной судьбы российских реформ» [20].

В статье исследованы проблемы активизации участия гражданского общества в ускорении ее инновационного развития, показано, что в этих целях необходимо дальнейшее развитие методологической основы гражданского общества (гражданологии) и сопричастного управления, раскрыто содержание понятия, функции и роль научной основы демократических механизмов обновления институтов общества (демократиологии), определяются и исследуются понятие концепции (парадигмы) сопричастного социального и экономического управления, обсуждается переход от бюрократической к сопричастной парадигме управления инновационным развитием общества, обсуждается риск гражданского неповиновения в кризисной ситуации.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации. М.: ГУ издательство «Юридическая литература», Администрации Президента Российской Федерации, 2009.

2. Черданцев А. Ф. Теория государства и права. Учебник для вузов. М.: Юрайт, 1999. с. 25.

3. Глущенко В. В. Теория государства и права: системно-управленческий подход. г. Железнодорожный, М.О., ООО НПЦ «Крылья», 2000, с. 18

4. Глущенко В. В. Государствология и правология (наука о государстве и праве — общая теория государства и права): кризисология государства, государственное антикризисное управление. г. Москва: ИП Глущенко Валерий Владимирович, 2012. 116 с.

5. Глущенко В. В. Национальный интерес и задача оптимизации функций государства в условиях постиндустриального глобального мира // Национальные интересы: приоритеты и безопасность №6 (15), 2007, с. 17-24.

6. Глущенко В. В. Государство как геополитическая публичная корпорация в условиях постиндустриального глобального мира // Национальные интересы: приоритеты и безопасность №7 (16), 2007, с. 5-11.

7. Глущенко В. В., Глущенко И. И. Совершенствование философии и методологии науки, управления и прогностики: парадигма интеллектуального управления М.: ИП Глущенко Валерий Владимирович, 2009, с. 26.

8. Государственное управление в 21 веке: повестка дня российской власти: 10-я международная научная конференция факультета государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова, 29-31 мая 2012 г. Материалы в 3 ч.: Часть 1. М.: Издательство Московского университета, 2013. (материалы конференций), с. 10-15.

9. Глущенко В. В. Гражданология: введение в теорию гражданского общества. М.: ИП Глущенко Валерий Владимирович, 2009, с. 53-61.

10. Глущенко В. В. Основы гражданологии: теоретические основы, законы гражданологии, антикризисный анализ, законы кризисологии, парадигма интеллектуального антикризисного управления. М.: ИП Глущенко Валерий Владимирович, 2009. 152 с.

11. Глущенко В. В. Гражданология: общая теория гражданского общества и правозащитного движения. г. Москва: ИП Глущенко Валерий Владимирович, 2010. 84 с.

http://www. bulletennauki. com

12. Глущенко В. В. Научно-педагогическое сообщество России как элемент в системе реализации национальных интересов в условиях постиндустриальной глобализации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность №1 (10), 2007, с. 30-38.

13. Глущенко В. В. Введение в кризисологию. Финансовая кризисология. Антикризисное управление. г. Москва: ИП Глущенко В. В., 2008, с. 14.

14. Глущенко В. В. Кризисология: общая теория кризиса, образ посткризисного будущего, критериальный подход к исследованию и рисковая теория фирмы, парадигма интеллектуального управления рисками. г. Москва: ИП Глущенко Валерий Владимирович, 2011, с. 36.

15. Глущенко В. В. Парадигма сопричастного социально-экономического управления инновационным развитием // Международный научно-исследовательский журнал, декабрь, 2015, №11 (42) ч. 4, С. 47-52.

16. Грудцына Л. Ю., Петров С. М. Власть и гражданское общество в России: взаимодействие и противостояние // Административное и муниципальное право. 2012. 1. C. 19-29.

17. Деметрадзе М. Р. Защита суверенных прав народа и социокультурных запросов индивидов актами гражданского неповиновения. Задачи постсоветских обществ // Социодинамика», №1, 2016. http://e-notabene.ru/pr/article_17471.html

1B. Деметрадзе М. Р. Проблемы несоответствия социокультурной политики России процессов глобальной модернизации // Право и политика. 2014. 1. C. 23-30. DOI: 10.7256/18119018.2014.1.9546.

19. Хорина Г. П. Демократия в современной российской культуре: идеал и реальность // Человек и культура. 2013. 4. C. 1-15. DOI: 10.7256/2409-8744.2013.4.6973. URL: http://www.e-notabene.ru/ca/article_6973.html

20. Карякин В. В. Трудная судьба российских реформ // Конфликтология / nota bene. 2015. №2. C. 154-163. DOI: 10.7256/2409-8965.2015.2.14816.

References:

1. Konstitucija Rossijskoj Federacii. M.: GU izdatel'stvo «Juridicheskaja literatura», Administracii Prezidenta Rossijskoj Federacii, 2009.

2. Cherdancev A. F. Teorija gosudarstva i prava. Uchebnik dlja vuzov. M.: Jurajt, 1999. s. 25.

3. Glushhenko V. V. Teorija gosudarstva i prava: sistemno-upravlencheskij podhod. g. Zheleznodorozhnyj, M.O., OOO NPC «Kryl'ja», 2000, p. 18

4. Glushhenko V. V. Gosudarstvologija i pravologija (nauka o gosudarstve i prave — obshhaja teorija gosudarstva i prava): krizisologija gosudarstva, gosudarstvennoe antikrizisnoe upravlenie. g. Moskva: IP Glushhenko Valerij Vladimirovich, 2012. 116 p.

5. Glushhenko V. V. Nacional'nyj interes i zadacha optimizacii funkcij gosudarstva v uslovijah postindustrial'nogo global'nogo mira // Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' №6 (15), 2007, p. 17-24.

6. Glushhenko V. V. Gosudarstvo kak geopoliticheskaja publichnaja korporacija v uslovijah postindustrial'nogo global'nogo mira // Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' №7 (16), 2007, p. 5-11.

7. Glushhenko V. V., Glushhenko I. I. Sovershenstvovanie filosofa i metodologii nauki, upravlenija i prognostiki: paradigma intellektual'nogo upravlenija M.: IP Glushhenko Valerij Vladimirovich, 2009, p. 26.

8. Gosudarstvennoe upravlenie v 21 veke: povestka dnja rossijskoj vlasti: 10-ja mezhdunarodnaja nauchnaja konferencija fakul'teta gosudarstvennogo upravlenija MGU im. M. V. Lomonosova, 29-31 maja 2012 g. Materialy v 3 ch.: Chast' 1. M.: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 2013. (materialy konferencij), p. 10-15.

http://www. bulletennauki. com

9. Glushhenko V. V. Grazhdanologija: vvedenie v teoriju grazhdanskogo obshhestva. M.: IP Glushhenko Valerij Vladimirovich, 2009, p. 53-61.

10. Glushhenko V. V. Osnovy grazhdanologii: teoreticheskie osnovy, zakony grazhdanologii, antikrizisnyj analiz, zakony krizisologii, paradigma intellektual'nogo antikrizisnogo upravlenija. M.: IP Glushhenko Valerij Vladimirovich, 2009. 152 p.

11. Glushhenko V. V. Grazhdanologija: obshhaja teorija grazhdanskogo obshhestva i pravozashhitnogo dvizhenija. g. Moskva: IP Glushhenko Valerij Vladimirovich, 2010. 84 p.

12. Glushhenko V. V. Nauchno-pedagogicheskoe soobshhestvo Rossii kak jelement v sisteme realizacii nacional'nyh interesov v uslovijah postindustrial'noj globalizacii // Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' №1 (10), 2007, p. 30-38.

13. Glushhenko V. V. Vvedenie v krizisologiju. Finansovaja krizisologija. Antikrizisnoe upravlenie. g. Moskva: IP Glushhenko V. V., 2008, p. 14.

14. Glushhenko V. V. Krizisologija: obshhaja teorija krizisa, obraz postkrizisnogo budushhego, kriterial'nyj podhod k issledovaniju i riskovaja teorija firmy, paradigma intellektual'nogo upravlenija riskami. g. Moskva: IP Glushhenko Valerij Vladimirovich, 2011, p. 36.

15. Glushhenko V. V. Paradigma soprichastnogo social'no-jekonomicheskogo upravlenija innovacionnym razvitiem // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal, dekabr', 2015, №11 (42) ch. 4, P. 47-52.

16. Grudcyna L. Ju., Petrov S. M. Vlast' i grazhdanskoe obshhestvo v Rossii: vzaimodejstvie i protivostojanie // Administrativnoe i municipal'noe pravo. 2012. 1. P. 19-29.

17. Demetradze M. R. Zashhita suverennyh prav naroda i sociokul'turnyh zaprosov individov aktami grazhdanskogo nepovinovenija. Zadachi postsovetskih obshhestv // Sociodinamika», №1, 2016. http://e-notabene.ru/pr/arti cle_17471.html

18. Demetradze M. R. Problemy nesootvetstvija sociokul'turnoj politiki Rossii processov global'noj modernizacii // Pravo i politika. 2014. 1. C. 23-30. DOI: 10.7256/1811-9018.2014.1.9546.

19. Horina G. P. Demokratija v sovremennoj rossijskoj kul'ture: ideal i real'nost' // Chelovek i kul'tura. 2013. 4. P. 1-15. DOI: 10.7256/2409-8744.2013.4.6973. URL: http://www.e-notabene.ru/ca/article_6973.html

20. Karjakin V. V. Trudnaja sud'ba rossijskih reform // Konfliktologija / nota bene. 2015. №2. P. 154-163. DOI: 10.7256/2409-8965.2015.2.14816.

Работа поступила в редакцию Принята к публикации

03.03.2016 г. 11.03.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.