ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2020. № 4
Антонина Владимировна Селезнева,
доктор политических наук, доцент кафедры социологии и психологии политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова (Ленинские горы, д. 1, 119991, Москва, Россия), e-mail: [email protected]
Анна Алексеевна Азарнова,
аспирант кафедры социологии и психологии политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова (Ленинские горы, д. 1, 119991, Москва, Россия), e-mail: [email protected]
ГРАЖДАНИН КАК ПОЛИТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ1
В статье представлен концептуальный анализ феномена гражданина в предметном поле политической науки. Авторы выделяют три ракурса анализа: историко-политический, социально-политический и политико-психологический. Отмечается, что существующее сегодня в России противоречие между понятием «гражданин» и явлением «гражданин» обусловлено историческим контекстом их развития. Гражданин представлен как социально-политическая роль человека в государстве и обществе, которая определяет его формальный политико-правовой и социальный статус, предписывается ему культурными традициями и политической системой. Политико-правовой статус гражданина описывается через категорию гражданства. На образ идеального гражданина оказывают влияние политический режим и моральные принципы. Гражданское общество рассматривается как среда для становления и самореализации гражданина. Политико-психологические особенности гражданина как субъекта социально-политических отношений определяются развитым гражданским самосознанием, сформированной гражданской идентичностью и широким репертуаром форм гражданской активности.
Ключевые слова: гражданин, государство, гражданское общество, политическое сознание, гражданское самосознание, гражданская активность, гражданственность.
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Совета по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых и по государственной поддержке ведущих научных школ РФ в рамках научного проекта № МД-1966.2020.6 «Национальное и гражданское самосознание современной российской молодежи в условиях социокультурных угроз: политико-психологический анализ» (соглашение № 075-15-2020-220).
Antonina Vladimirovna Selezneva,
Kandidat of Political Science, Assistant Professor, Political Sociology and Psychology Program, Political Science Department, Lomonosov Moscow State University (Leninskie Gory 1, Moscow 119991, Russia); e-mail: ntonina@ mail.ru
Anna Alekseevna Azarnova,
Graduate student, Political Sociology and Psychology Program, Political Science Department, Lomonosov Moscow State University (Leninskie Gory 1, Moscow 119991, Russia), e-mail: [email protected]
THE CITIZEN AS A POLITICAL-PSYCHOLOGICAL PHENOMENON: A CONCEPTUAL ANALYSIS
This article presents a conceptual analysis of the phenomenon of the citizen in the subject field of political science. The authors distinguish three aspects of analysis: historical-political, socio-political and political-psychological. It is noted that the contradiction that exists today in Russia between the concept of "citizen" and the phenomenon of "citizen" is due to the historical context of their development. A citizen is presented as the socio-political role of a person in the state and society which determines his formal political, legal and social status and is prescribed to him by cultural traditions and the political system. The political and legal status of a citizen is described through the category of citizenship. The image of the ideal citizen is influenced by the political regime and moral principles. Civil society is considered an environment for the formation and self-realization of a citizen. The political and psychological characteristics of a citizen as a subject of socio-political relations are determined by a developed civic consciousness, a formed civic identity and a wide repertoire offorms of civic activity.
Key words: citizen, state, civil society, political consciousness, civic identity, civic activism, civic consciousness.
Введение
Актуальность проведения концептуального анализа феномена гражданина и определение его атрибутивных свойств и ключевых характеристик в предметном поле политической психологии обусловлены рядом обстоятельств.
Во-первых, несмотря на то что в социогуманитарной науке накоплен значительный опыт изучения феномена гражданина2,
2 См., например: Иванова Л.А. Социально-философский анализ концепта «гражданин» // Вестник Вятского государственного университета. 2011. № 2-4. С. 36-40; Джаббаров В.Х. Генезис научных представлений о понятии «гражданин» // Известия Самарского научного центра РАН. 2011. Т. 13. № 2-2. С. 272-277; Миронов О.О., Говорцов Д.Е. Гражданин России: историко-правовые очерки. М.: Б.и., 1997; Фан И.Б. Методология социокультурного исследования становления гражданина // Политэкс: Политическая экспертиза. 2006. Т. 2. № 3. С. 228-240.
существует потребность его концептуального осмысления на междисциплинарной основе. Кроме того, в большинстве исследований рассматриваются отдельные аспекты данного явления — преимущественно исторические, юридические, социологические, политологические, тогда как психологическая сущность гражданина как субъекта взаимоотношений с обществом и государством зачастую остается за скобками внимания ученых.
Во-вторых, гражданин — явление историческое. То есть и сам феномен, и обозначающий его концепт претерпели существенные изменения в историческом контексте и продолжают трансформироваться в современных социально-политических условиях. Поэтому возникает необходимость актуализации смысловой сущности концепта «гражданин» с учетом его историко-политической и социокультурной специфики, а также современных общемировых и национальных тенденций.
В-третьих, формирование гражданина — важная государственная задача, которая решается в рамках разных направлений внутренней политики (главным образом образовательной, информационной, культурной, молодежной). В современной российской практике политической социализации и гражданского воспитания подрастающего поколения налицо множество серьезных проблем: начиная от представленной в нормативных актах неопределенности целеполагания3 и заканчивая конкретными сложностями в деятельности институтов социализации (школы, СМИ, общественных организаций и пр.)4. Преодоление этих проблем должно начинаться с устранения концептуального противоречия между «имеющимся» и «должным», определения конкретных характеристик гражданина, который необходим российскому государству.
В рамках данной статьи мы предпринимаем попытку проведения концептуального анализа феномена гражданина на междисциплинарной основе в предметном поле политической науки. Для этого мы последовательно представим три ракурса концептуального анализа:
3 См., например: Указ Президента Российской Федерации от 16.05.1996 г. № 727 (ред. от 21.04.1997) «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи»; Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 27.12.2019) «Об образовании в Российской Федерации».
4 Селезнева А.В. Роль образовательных организаций в становлении национального и гражданского самосознания школьников // Ценности и смыслы. 2014. № 1. С. 33-46; Самсонова Т.Н. О гражданском воспитании нового поколения в современной России // Личность. Культура. Общество. 2012. Т. 14. № 1. С. 150-151.
историко-политический, социально-политический и собственно политико-психологический.
Историко-политический ракурс
Становление и развитие феномена и концепта «гражданин» в западноевропейском и российском историческом контексте происходило по-разному. Не ставя перед собой задачу подробного рассмотрения этого процесса5, обозначим некоторые моменты, определяющие специфику исторических трансформаций и обусловленного ими современного понимания сущности гражданина.
Понятие «гражданин» и в западноевропейской, и в отечественной культуре изначально обозначало принадлежность человека к городскому населению, но этот статус существенно различался в социально-экономическом и политико-правовом аспектах.
Все производные обозначения европейского городского населения были напрямую связаны с понятиями административно-территориальных единиц и их правовой системой. Модели гражданина античных полисов и средневековых европейских городов подразумевали определенное положение граждан в политической системе с соответствующими правами и обязанностями (в первом случае привилегированное, во втором — в зависимости от сословной и корпоративной принадлежности), возможностями их реализации и обязательным участием в управлении городом и государством.
В отечественной социокультурной традиции слово «гражданин» (горожанин) было связано с территориальной принадлежностью человека. Однако на политико-правовом уровне человек с данным статусом не мог претендовать на реализацию гражданских и политических прав и свобод. Данное понятие обозначало лишь социально-экономическое положение людей, находившихся в общегосударственном подданстве.
Трансформация сущности феномена гражданина в западноевропейской культуре — как бы нелинейно и неоднозначно она ни происходила — всегда была связана с обоснованием отношений между государством и человеком. И концептуально оппозиционные трактовки гражданства Т. Гоббса и Дж. Локка, и появившиеся впоследствии идеи о гражданине как о представителе определенной
5 Становление и развитие феномена гражданина довольно подробно рассмотрено в научной литературе. См., например: Лор Э. Российское гражданство: от империи к Советскому Союзу. М.: Новое литературное обозрение, 2017; Фан И.Б. От героя до статиста: метаморфозы западноевропейского гражданина. Екатеринбург: УрО РАН, 2006.
нации, и порожденные идеологическими размежеваниями XX в. интерпретации «национального» так или иначе определяют гражданина в общественно-политической плоскости через обозначенные правами и свободами модусы взаимодействия с государством и обществом.
Политический смысл феномена гражданина в России оформляется только в XIX в.6, но при этом весьма противоречиво. В общественно-политической мысли того времени происходит своеобразная подмена понятий: на традиционное социально-экономическое понимание гражданина накладывается комбинация западноевропейских идей, в результате определяются его гражданский облик и нравственная составляющая, но отчуждается политико-правовой аспект данного феномена7. Впоследствии, в советский период, разрыв между идеальной и реальной плоскостями существования и понятия, и обозначаемого им феномена оформился окончательно. Концепт «советский гражданин» включал в себя и идеологизированное парадное значение (мифологема активного строителя коммунизма), и реальное формально-юридическое значение (понятие уголовного права). В начале постсоветского периода в нашу страну была импортирована модель национального гражданства, реализация которой происходит искаженно под влиянием традиций политической культуры и установившихся социально-экономических и политико-правовых порядков8. Все это позволяет нам констатировать наличие противоречий между смысловым наполнением понятия «гражданин» и спецификой существования явления «гражданин» в социально-политической реальности в нашей стране, которые И.Б. Фан обозначает как разрыв между формой и содержанием9.
Социально-политический ракурс
Проведенный в предыдущей части статьи политико-исторический анализ позволил нам увидеть, что концептом «гражданин»
6 Фан И.Б. Концепт гражданина в российской истории и культуре // Дискурс-Пи. 2017. № 1. С. 160-163.
7 ШупаевА.В. Генезис гражданского воспитания в дореволюционной России // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2008. № 73-2. С. 231-234.
8 Фан И.Б. Западноевропейская модель национального гражданства в российских условиях // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2019. № 52. С. 248.
9 Фан И.Б. Политическая онтология российского гражданина: содержание против формы. Екатеринбург: Уральский институт управления — филиал РАНХиГС, 2018.
обозначаются две проекции жизнедеятельности человека в социально-политической реальности: политическая — определяемая юридическим статусом и вытекающими из него взаимоотношениями с государством; собственно гражданская (общественная, социальная) — представляющая его как члена гражданского общества. Рассмотрим обе эти ипостаси более подробно.
Политико-правовой статус гражданина определяется через категорию гражданства. В основе концепции национального гражданства лежат идеи Т. Маршалла о динамическом взаимодействии трех групп прав и свобод в структуре гражданства — собственно гражданских, социальных и политических10, которые из изначально обособленных были объединены в единый статус гражданина в ХХ в. В настоящее время формируются и обсуждаются модели транснационального и космополитического гражданства11, глобального гражданства12, цифрового гражданства13.
Согласно Федеральному закону «О гражданстве Российской Федерации», гражданство — это устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности взаимных прав и обязанностей14.
Правовые отношения между человеком и государством являются крайне важным аспектом человеческой жизнедеятельности. Только принадлежность к какому-либо государству способна раскрыть полноту всех тех прав и обязанностей, которыми обладает инди-вид15. Таким образом, естественная среда появления гражданина как такового — это государственно оформленная структура, где установленные законы определяют нормативный образ социальной справедливости. Это позволяет человеку вступать в гражданские отношения, которые, в отличие от личных, облечены в структуру правовых норм16.
10 Marshall T.H. Citizenship and Social Class and Other Essays. Cambridge: Cambridge University Press, 1950.
11 Межуев Б.В. Постколониальный переход и «транснационализация» гражданства // Полис. Политические исследования. 2004. № 5. С. 19-27.
12 Stromquist N.P. Theorizing Global Citizenship: Discourses, Challenges, and Implications for Education // Inter-American Journal of Education for Democracy. 2009. Vol. 2. No. 1. P. 5 -31.
13 MossbergerK., Tolbert C.J., McNealR.S. Digital Citizenship: The Internet, Society, and Participation. Cambridge: MIT Press, 2007.
14 Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О гражданстве Российской Федерации».
15 Непомнящая А.А. Проблемы института гражданства в Российской Федерации // Сибирское юридическое обозрение. 2013. № 1. С. 7-10.
16 Забарин А.В. Психология гражданина в отношениях с государством // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2013. № 2. С. 102-107.
Требования к гражданину определяются существующими формами политического режима. Если говорить о недемократических политических режимах, то здесь главной задачей гражданина является существование и реализация деятельности, направленной прежде всего на пользу общества. Чем больше человек жертвует своими интересами в пользу всеобщего блага, тем ближе он находится к образу идеального гражданина. Демократический политический режим не диктует человеку, как он должен распоряжаться своими возможностями, к чему ему необходимо стремиться и как должно выглядеть его светлое будущее. Главной задачей гражданина при демократическом политическом режиме является умение распорядиться своими политическими свободами, привнести свой вклад в развитие общества, образ будущего которого не определен17.
Реализация человеком роли гражданина определяется не только юридическими нормами, она регулируется определенными моральными принципами. С этой точки зрения человек проявляет себя как гражданин только тогда, когда начинает воспринимать и осознавать окружающую его действительность сквозь призму институтов государства и права, где реализация гражданских прав и свобод становится для него необходимостью18. Участие в избирательном процессе, как на уровне избирателя, так и избираемого, участие в решении местных проблем — все это становится не данностью, обеспеченной нормативно-правовыми актами, а долгом. Человек осознает, что государство не ставит его в рамки дозволенного, а предоставляет возможности для осуществления гражданских прав и свобод19. В этом и выражается принцип взаимной ответственности
гражданина и государства, несмотря на то что в данный момент его
20
реализация несовершенна20.
Роль человека как члена гражданского общества, обозначающая второй аспект статуса гражданина, определяется особенностями внутреннего устройства гражданского сектора, спецификой
17 Чухин С.Г. Социализация гражданина в гражданском обществе // Омский научный вестник. 2015. № 4. С. 142-145.
18 Забарин А.В., Зимичев А.М. К постановке психологической проблемы свободы совести // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2011. № 1. С. 283-290.
19 Декларация прав Гражданина Российской Федерации: (проект) // Вестник политической психологии. 2004. № 1. С. 56-62.
20 Овчинникова Л.А. Принцип взаимной ответственности государства и личности во взаимоотношениях прав и свобод человека и гражданина // Отечественная юриспруденция. 2018. № 2. С. 5-8.
функционирования его институтов и имеющимися возможностями реализации гражданских инициатив.
Гражданское общество представляет собой систему негосударственных общественных объединений, созданных с целью выражения различных интересов членов общества, взаимодействующую с официальной властью на договорной основе21. Главным основанием для формирования и функционирования гражданского общества является высокий уровень развития властных отношений, присущий правовому государству22. Таким образом, гражданское общество является закономерным этапом развития правового демократического государства, где гражданин, используя всю полноту своих гражданских прав и обязанностей, имеет возможность самостоятельно определять и осуществлять свою деятельность в рамках закона.
Естественной для личности является ее потребность в самореализации, что предполагает раскрытие и развитие способностей в процессе социализации. Гражданское общество, будучи одним из факторов, влияющих на процесс социализации, являет собой среду для развития индивида, создает условия для раскрытия разносторонних человеческих способностей. Это достигается путем одновременного осознания человеком своей индивидуальности и адаптации к окружающей действительности. При адекватном усвоении общественного опыта саморегуляция личности становится проявлением свободы воли человека, выраженной в его индивидуальности и самореализации в разных областях деятельности.
При рассмотрении личности как главной ценности гражданского общества необходимо отметить устойчивую связь индивидуального и коллективного, где, с одной стороны, человек воспринимает себя как полноценный самостоятельный субъект, а с другой — подвержен требованиям, нормам, морали и обычаям гражданского общества. В данном контексте человек занимается формированием собственного Я, не нарушая общепринятых установок. Личность в гражданском обществе способна к организации жизненного пространства
23
и своей деятельности23.
21 Чукаев Т.О. Историко-теоретические предпосылки формирования института гражданского общества // Закон и право. 2020. № 3. С. 36-38.
22 Богомолова Т.П., Шулус А.А. Гражданское общество в современной России: этапы становления и ключевые институты // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 1. С. 53-56.
23 Орлова О.В. Право и самореализация личности в гражданском обществе: Автореф. дисс. ... д-ра юрид. наук. М., 2009.
Политико-психологический ракурс
В рамках политико-психологической трактовки гражданин рассматривается в личностно-психологическом измерении как субъект социально-политических процессов с присущими ему психологическими особенностями. Психологическая структура личности гражданина включает в себя комплекс присущих ему ценностных ориентаций, политических представлений, эмоций и чувств, мотивов и форм социально-политической активности и гражданского участия, которые направлены на Россию как страну и государство. Эти компоненты в разных комбинациях и с разным содержанием составляют психологические конструкты, которые отражают разные аспекты личности гражданина: гражданское сознание, гражданское самосознание, гражданскую идентичность, гражданскую активность. В первом случае речь идет о наличии у человека представлений о государстве и обществе (ценностно-когнитивный аспект)24; во втором — об осознании человеком себя в качестве гражданина (рефлексивный аспект)25; в третьем — о соотнесении гражданином себя с государственно-политической общностью (идентификационный аспект)26; в четвертом — о направленности поступков и реализации «внутреннего» во «внешнем» (мировоззренческий и поведенческий аспекты)27. При этом все эти психологические конструкты взаимосвязаны, в значительной мере взаимообусловлены и в комплексе своем определяют психологическую сущность человека как гражданина — субъекта социально-политических процессов.
Гражданское сознание, а точнее, политическое сознание гражданина28 — самый «главный» ментальный конструкт из всех рассматриваемых, поскольку оно актуализирует все психические процессы,
24 Sandahl J. Civic Consciousness: A Viable Concept for Advancing Students' Ability to Orient Themselves to Possible Futures? // Historical Encounters: A Journal of Historical Consciousness, Historical Cultures, and History Education. 2015. Vol. 2. No. 1. P. 1-15.
25 Коряковцева О.А., Бугайчук Т.В. Развитие гражданского самосознания молодежи: от «активности духа» к «активности действий» // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 5. С. 27-32.
26 Семененко И.С. Идентичность в предметном поле политической науки // Идентичность как предмет политического анализа: Сборник статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции / Отв. ред. И.С. Семененко, Л.А. Фадеева. М.: ИМЭМО РАН, 2011. С. 8-12.
27 Березутский Ю.В., Щепочкин Н.С. Гражданская позиция молодежи региона: опыт социологического анализа // Власть и управление на Востоке России. 2011. № 1. С. 151-159.
28 В политической психологии для обозначения той части сознания личности, в которой отражается социально-политическая реальность как сфера жизнедеятельности гражданина, используется термин «политическое сознание». Понятие «гражданское сознание» является малоупотребляемым.
связанные с существованием человека в социально-политической реальности. Смысловыми доминантами политического сознания личности являются политические ценности29, а его содержательной основой — политическая картина мира как «обобщенный образ
30
политической реальности»30.
Гражданское самосознание в социогуманитарной науке определяется как «относительно устойчивое осознание личностью себя гражданином определенного государства»31. Его смысловую основу составляет комплекс представлений о себе как гражданине, т.е. содержательным компонентом гражданского самосознания является та часть Я-концепции личности, которая обозначает социально-политические проекции образа Я в сознании человека. Гражданское самосознание формирует основу политической субъектности личности32, обуславливает ее самодетерминацию,
33
самооценку, саморазвитие33.
Одним из элементов гражданского самосознания является гражданская идентичность, которая рассматривается как «отождествление себя с гражданами страны, ее государственно-территориальным пространством»34. С точки зрения психологии, гражданская идентичность является вариантом социальной идентичности личности и представляет собой ту часть Я-концепции, которая возникает из осознания человеком своей принадлежности к какой-то социальной группе35. Содержательную основу гражданской идентичности составляет образ Мы, т.е. совокупность представлений о «своей» общности, ее прошлом, настоящем и будущем. Гражданская иден-
29 Селезнева А.В. Концептуально-методологические основания политико-психологического анализа политических ценностей // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2019. № 49. С. 177-192.
30 Самаркина И.В. Политическая картина мира как компонент субъективного пространства политики: теоретико-методологические аспекты. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2013. С. 181.
31 Браун О.А., Аркузин М.Г. Подходы к определению и структурно-содержательные характеристики понятия «гражданское самосознание личности» // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 4. С. 177.
32 Зиненко В.Е. Особенности формирования политической субъектности современной российской молодежи // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2019. № 6. С. 98-108.
33 Ракитянский Н.М. Теоретические аспекты политико-психологического анализа современного политического лидерства // Современная социальная психология: теоретические и прикладные исследования. 2012. № 1. С. 54-63.
34 Дробижева Л.М. Динамика гражданской идентичности и ее ресурс в позитивных интеграционных процессах российского общества // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2017. № 4. С. 9.
35 АндрееваГ.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2007.
тичность является основанием для политического самоопределения индивида и структурирует политическую идентичность36.
Гражданская активность рассматривается как вид социальной активности, которая имеет общественную направленность и проявляется в «выполнении гражданских обязанностей, инициативности и ориентированности на общественные ценности, готовности к личному участию в общественно полезной деятельности»37. Гражданская активность детерминируется субъектной позицией личности38 и выражается в успешном выполнении роли гражданина39.
Подводя итоги наших рассуждений, еще раз подчеркнем, что изучение личностно-психологической проекции феномена гражданина может осуществляться на основе анализа представленных выше конструктов в соответствии с выбранным исследовательским ракурсом. Однако в рамках политико-психологического подхода представляется релевантным рассматривать гражданина как целостный феномен во всей совокупности его психологических особенностей и свойств. В этом случае чаще всего речь идет о гражданственности как «комплексном качестве гражданина как субъекта общества, политики и права»40. Под гражданственностью мы понимаем интегративную характеристику личности, которая определяется ее когнитивными, ценностно-мотивационными, эмоциональными и поведенческими компонентами и выражается в ее взаимоотношении с государством и обществом41. Таким образом, в структуре гражданственности выделяются следующие компоненты:
— ценностно-мотивационный компонент (политические ценности, мотивационно-потребностные основания социальной активности, гражданского участия и политического поведения);
36 Семененко И.С. Указ. соч. С. 10.
37 Мартынова Т.Н., ЯницкийМ.С., Зеленин А.А., Пфетцер С.А. Добровольческая деятельность как форма социальной и гражданской активности студенческой молодежи // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 1. С. 165.
38 Семенюк Л.М. Психология гражданской активности: особенности, условия развития. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. С. 57.
39 Коряковцева О.А., Климов О.А. Государственная молодежная политика в современной России: развитие гражданской активности молодежи // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. 2013. № 2. С. 171.
40 Фан И.Б. Дискурс патриотизма: от многообразия к монополии // Дискурс-Пи. 2013. № 1-2. С. 147.
41 Селезнева А.В. Гражданственность старшеклассников как политико-психологический феномен: концептуальный анализ // Гражданственность российских старшеклассников: взгляд молодых ученых / Под общ. ред. А.В. Селезневой. М.: Аквилон, 2020. С. 23.
— когнитивный компонент (система представлений о России как стране и государстве, о себе как гражданине);
— эмоциональный компонент (эмоциональное отношение к стране, государству, обществу и самому себе);
— поведенческий компонент (поведенческие установки и ориентации на социально-политическую активность и гражданское участие).
Заключение
Подводя итоги концептуального анализа феномена гражданина, необходимо отметить следующее.
Во-первых, сущность концепта и феномена гражданина определяется общим социально-экономическим и политико-культурным контекстом исторической эпохи. При этом основополагающими для их понимания являются положение человека в системе социальных связей и политических отношений, характер его взаимоотношений с государством (и политическими институтами) и гражданским обществом (и его институтами), рассматриваемых как в номинальной, так и реальной проекциях.
Во-вторых, понятие «гражданин» обозначает принадлежность человека к какой-то социально-политической общности: государству, гражданской нации, гражданскому обществу. По сути своей гражданин — это социально-политическая роль человека в государстве и обществе, которая определяет его формальный политико-правовой и социальный статус, предписывается ему культурными традициями и политической системой. Реализация данной роли регулируется как официальными юридическими нормами, так и сложившимися морально-этическими устоями. Осуществление данной роли каждым конкретным человеком детерминируется не только общим социально-политическим контекстом, но и психологическими особенностями личности.
В-третьих, с политико-психологических позиций гражданин есть субъект социально-политических отношений, личность, осознающая свой статус с соответствующими правами и обязанностями и активно реализующая их в рамках конвенциональных форм политического поведения и гражданского участия. Гражданин — это человек, обладающий развитым гражданским самосознанием, сформированной гражданской идентичностью и широким репертуаром форм гражданской активности. Это человек с высоким уровнем гражданственности.
ЛИТЕРАТУРА
Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2007.
Березутский Ю.В., Щепочкин Н.С. Гражданская позиция молодежи региона: опыт социологического анализа // Власть и управление на Востоке России. 2011. № 1. С. 151-159.
Богомолова Т.П., Шулус А.А. Гражданское общество в современной России: этапы становления и ключевые институты // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 1. С. 53-56.
Браун О.А., Аркузин М.Г. Подходы к определению и структурно-содержательные характеристики понятия «гражданское самосознание личности» // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 4. С. 176-180.
Джаббаров В.Х. Генезис научных представлений о понятии «гражданин» // Известия Самарского научного центра РАН. 2011. Т. 13. № 2-2. С. 272-277.
Дробижева Л.М. Динамика гражданской идентичности и ее ресурс в позитивных интеграционных процессах российского общества // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2017. № 4. С. 7-22.
Забарин А.В. Психология гражданина в отношениях с государством // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2013. № 2. С. 102-107.
Забарин А.В., Зимичев А.М. К постановке психологической проблемы свободы совести // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2011. № 1. С. 283-290.
Зиненко В.Е. Особенности формирования политической субъектности современной российской молодежи // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2019. № 6. С. 98-108.
Иванова Л.А. Социально-философский анализ концепта «гражданин» // Вестник Вятского государственного университета. 2011. № 2-4. С. 36-40.
Коряковцева О.А., Бугайчук Т.В. Развитие гражданского самосознания молодежи: от «активности духа» к «активности действий» // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 5. С. 27-32.
Коряковцева О.А., Климов О.А. Государственная молодежная политика в современной России: развитие гражданской активности молодежи // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. 2013. № 2. С. 170-173.
Лор Э. Российское гражданство: от империи к Советскому Союзу. М.: Новое литературное обозрение, 2017.
Мартынова Т.Н., Яницкий М.С., Зеленин А.А., Пфетцер С.А. Добровольческая деятельность как форма социальной и гражданской активности студенческой молодежи // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 1. С. 160-167.
Межуев Б.В. Постколониальный переход и «транснационализация» гражданства // Полис. Политические исследования. 2004. № 5. С. 19-27.
Миронов О.О., Говорцов Д.Е. Гражданин России: историко-правовые очерки. М.: Б.и., 1997.
Непомнящая А.А. Проблемы института гражданства в Российской Федерации // Сибирское юридическое обозрение. 2013. № 1. С. 7-10.
Овчинникова Л.А. Принцип взаимной ответственности государства и личности во взаимоотношениях прав и свобод человека и гражданина // Отечественная юриспруденция. 2018. № 2. С. 5-8.
Орлова О.В. Право и самореализация личности в гражданском обществе: Автореф. дисс. ... д-ра юрид. наук. М., 2009.
Ракитянский Н.М. Теоретические аспекты политико-психологического анализа современного политического лидерства // Современная социальная психология: теоретические и прикладные исследования. 2012. № 1. С. 54-63.
Самаркина И.В. Политическая картина мира как компонент субъективного пространства политики: теоретико-методологические аспекты. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2013.
Самсонова Т.Н. О гражданском воспитании нового поколения в современной России // Личность. Культура. Общество. 2012. Т. 14. № 1. С. 150-151.
Селезнева А.В. Гражданственность старшеклассников как политико-психологический феномен: концептуальный анализ // Гражданственность российских старшеклассников: взгляд молодых ученых / Под общ. ред. А.В. Селезневой. М.: Аквилон, 2020. С. 13-27.
Селезнева А.В. Концептуально-методологические основания политико-психологического анализа политических ценностей // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2019. № 49. С. 177-192.
Селезнева А.В. Роль образовательных организаций в становлении национального и гражданского самосознания школьников // Ценности и смыслы. 2014. № 1. С. 33-46.
Семененко И.С. Идентичность в предметном поле политической науки // Идентичность как предмет политического анализа: Сборник статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции / Отв. ред. И.С. Семененко, Л.А. Фадеева. М.: ИМЭМО РАН, 2011. С. 8-12.
Семенюк Л.М. Психология гражданской активности: особенности, условия развития. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006.
Фан И.Б. Дискурс патриотизма: от многообразия к монополии // Дискурс-Пи. 2013. № 1-2. С. 147-154.
Фан И.Б. Западноевропейская модель национального гражданства в российских условиях // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2019. № 52. С. 246-254.
Фан И.Б. Концепт гражданина в российской истории и культуре // Дискурс-Пи. 2017. № 1. С. 160-163.
Фан И.Б. Методология социокультурного исследования становления гражданина // Политэкс: Политическая экспертиза. 2006. Т. 2. № 3. С. 228-240.
Фан И.Б. От героя до статиста: метаморфозы западноевропейского гражданина. Екатеринбург: УрО РАН, 2006.
Фан И.Б. Политическая онтология российского гражданина: содержание против формы. Екатеринбург: Уральский институт управления — филиал РАНХиГС, 2018.
Чукаев Т.О. Историко-теоретические предпосылки формирования института гражданского общества // Закон и право. 2020. № 3. С. 36-38.
Чухин С.Г. Социализация гражданина в гражданском обществе // Омский научный вестник. 2015. № 4. С. 142-145.
ШупаевА.В. Генезис гражданского воспитания в дореволюционной России // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2008. № 73-2. С. 231-234.
Marshall T.H. Citizenship and Social Class and Other Essays. Cambridge: Cambridge University Press, 1950.
Mossberger K., Tolbert C.J., McNealR.S. Digital Citizenship: The Internet, Society, and Participation. Cambridge: MIT Press, 2007.
Sandahl J. Civic Consciousness: A Viable Concept for Advancing Students' Ability to Orient Themselves to Possible Futures? // Historical Encounters: A Journal of Historical Consciousness, Historical Cultures, and History Education. 2015. Vol. 2. No. 1. P. 1-15.
Stromquist N.P. Theorizing Global Citizenship: Discourses, Challenges, and Implications for Education // Inter-American Journal of Education for Democracy. 2009. Vol. 2. No. 1. P. 5 -31.
REFERENCES
Andreeva, G. M. Sotsial'naiapsikhologiia. Moscow: Aspekt Press, 2007.
Berezutskii, Iu. V., and Shchepochkin, N. S. "Grazhdanskaia pozitsiia molodezhi regiona: opyt sotsiologicheskogo analiza," Vlast' i upravlenie na Vostoke Rossii, No. 1, 2011, pp. 151-159.
Bogomolova, T. P., and Shulus, A. A. "Grazhdanskoe obshchestvo v sovremennoi Rossii: etapy stanovleniia i kliuchevye instituty," Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomi-cheskie i obshchestvennye nauki, No. 1, 2020, pp. 53-56.
Braun, O. A., Arkuzin, M. G. "Podkhody k opredeleniiu i strukturno-soderzhatel'nye kharakteristiki poniatiia 'grazhdanskoe samosoznanie lichnosti'," Professional'noe ob-razovanie v Rossii i za rubezhom, No. 4, 2017, pp. 176-180.
Chukaev, T. O. "Istoriko-teoreticheskie predposylki formirovaniia instituta grazh-danskogo obshchestva," Zakon iparvo, No. 3, 2020, pp. 36-38.
Chukhin, S. G. "Sotsializatsiia grazhdanina v grazhdanskom obshchestve," Omskii nauchnyi vestnik, No. 4, 2015, pp. 142-145.
Drobizheva, L. M. "Dinamika grazhdanskoi identichnosti i ee resurs v pozitivnykh integratsionnykh protsessakh rossiiskogo obshchestva," Monitoring obshchestvennogo mneniia: Ekonomicheskie i sotsial'nyeperemeny, No. 4, 2017, pp. 7-22.
Dzhabbarov, V. Kh. "Genezis nauchnykh predstavlenii o poniatii 'grazhdanin'," Izvestiia Samarskogo nauchnogo tsentra RAN, Vol. 13, No. 2-2, 2011, pp. 272-277.
Fan I.B. "Zapadnoevropeiskaia model' natsional'nogo grazhdanstva v rossiiskikh usloviiakh," Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiia. Sotsiologiia. Politologiia, № 52, 2019, pp. 246-254.
Fan, I. B. "Diskurs patriotizma: ot mnogoobraziia k monopolii," Diskurs-Pi, No. 1-2, 2013, pp. 147-154.
Fan, I. B. "Kontsept grazhdanina v rossiiskoi istorii i kul'ture," Diskurs-Pi, No. 1, 2017, pp. 160-163.
Fan, I. B. "Metodologiia sotsiokul'turnogo issledovaniia stanovleniia grazhdanina," Politeks: Politicheskaia ekspertiza, Vol. 2, No. 3, 2006, pp. 228-240.
Fan, I. B. Ot geroia do statista: metamorfozy zapadnoevropeiskogo grazhdanina. Ekaterinburg: UrO RAN, 2006.
Fan, I. B. Politicheskaia ontologiia rossiiskogo grazhdanina: soderzhanie protiv formy. Ekaterinburg: Ural'skii institut upravleniia - filial RANKhiGS, 2018.
Ivanova, L. A. "Sotsial'no-filosofskii analiz kontsepta 'grazhdanin'," Vestnik Viatskogo gosudarstvennogo universiteta, № 2-4, 2011, pp. 36-40.
Koriakovtseva, O. A., and Bugaichuk, T. V. "Razvitie grazhdanskogo samosoznaniia molodezhi: ot 'aktivnosti dukha' k 'aktivnosti deistvii'," Iaroslavskii pedagogicheskii vestnik, No. 5, 2016, pp. 27-32.
Koriakovtseva, O. A., and Klimov, O. A. "Gosudarstvennaia molodezhnaia politika v sovremennoi Rossii: razvitie grazhdanskoi aktivnosti molodezhi," Vestnik Kostrom-skogo gosudarstvennogo universiteta imeni N.A. Nekrasova, No. 2, 2013, pp. 170-173.
Lohr, E. Rossiiskoe grazhdanstvo: ot imperii k Sovetskomu Soiuzu. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 2017.
Marshall, T. H. Citizenship and Social Class and Other Essays. Cambridge: Cambridge University Press, 1950.
Martynova, T. N., Ianitskii, M. S., Zelenin, A. A., and Pfettser, S. A. "Dobrovol'cheskaia deiatel'nost' kak forma sotsial'noi i grazhdanskoi aktivnosti stu-dencheskoi molodezhi," Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom, No. 1, 2019, pp. 160-167.
Mezhuev, B. V. "Postkolonial'nyi perekhod i «transnatsionalizatsiia» grazhdanstva," Polis. Politicheskie issledovaniia, No. 5, 2004, pp. 19-27.
Mironov, O. O., and Govortsov, D. E. Grazhdanin Rossii: istoriko-pravovye ocherki. Moscow: (n.p.), 1997.
Mossberger, K., Tolbert, C. J., and McNeal, R. S. Digital Citizenship: The Internet, Society, and Participation. Cambridge: MIT Press, 2007.
Nepomniashchaia, A. A. "Problemy instituta grazhdanstva v Rossiiskoi Federatsii," Sibirskoe iuridicheskoe obozrenie, No. 1, 2013, pp. 7-10.
Orlova, O. V. Pravo i samorealizatsiia lichnosti v grazhdanskom obshchestve: Thesis. Moscow, 2009.
Ovchinnikova, L. A. "Printsip vzaimnoi otvetstvennosti gosudarstva i lichnosti vo vzaimootnosheniiakh prav i svobod cheloveka i grazhdanina," Otechestvennaia iurisprudentsiia, No. 2, 2018, pp. 5-8.
Rakitianskii, N. M. "Teoreticheskie aspekty politiko-psikhologicheskogo analiza sovremennogo politicheskogo liderstva," Sovremennaia sotsial'naiapsikhologiia: teo-reticheskie i prikladnye issledovaniia, No. 1, 2012, pp. 54-63.
Samarkina, I. V. Politicheskaia kartina mira kak komponent sub"ektivnogo prostranstva politiki: teoretiko-metodologicheskie aspekty. Krasnodar: Kubanskii gosudarstvennyi universitet, 2013.
Samsonova, T. N. "O grazhdanskom vospitanii novogo pokoleniia v sovremennoi Rossii," Lichnost'. Kul'tura. Obshchestvo, Vol. 14, No. 1, 2012, pp. 150-151.
Sandahl, J. "Civic Consciousness: A Viable Concept for Advancing Students' Ability to Orient Themselves to Possible Futures?" Historical Encounters: A Journal of Historical Consciousness, Historical Cultures, and History Education, Vol. 2, No. 1, 2015, pp. 1-15.
Selezneva, A. V. "Grazhdanstvennost' starsheklassnikov kak politiko-psikho-logicheskii fenomen: kontseptual'nyi analiz," Grazhdanstvennost' rossiiskikh starshek-lassnikov: vzgliad molodykh uchenykh, ed. A. V. Selezneva. Moscow: Akvilon, 2020, pp. 13-27.
Selezneva, A. V. "Kontseptual'no-metodologicheskie osnovaniia politiko-psikho-logicheskogo analiza politicheskikh tsennostei," Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiia. Sotsiologiia. Politologiia, No. 49, 2019, pp. 177-192.
Selezneva, A. V. "Rol' obrazovatel'nykh organizatsii v stanovlenii natsional'nogo i grazhdanskogo samosoznaniia shkol'nikov," Tsennosti i smysly, No. 1, 2014, . pp. 33-46.
Semenenko, I. S. "Identichnost' v predmetnom pole politicheskoi nauki," Iden-tichnost' kak predmet politicheskogo analiza: Sbornik statei po itogam Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, ed. I. S. Semenenko, and L. A. Fadeeva. Moscow: IMEMO RAN, 2011, pp. 8-12.
Semeniuk, L. M. Psikhologiia grazhdanskoi aktivnosti: osobennosti, usloviia raz-vitiia. Moscow; Voronezh: Izdatel'stvo Moskovskogo psikhologo-sotsial'nogo instituta; Izdatel'stvo NPO "MODEK", 2006.
Shupaev, A. V. "Genezis grazhdanskogo vospitaniia v dorevoliutsionnoi Rossii," Izvestiia Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A.I. Gertsena, № 73-2, 2008, pp. 231-234.
Stromquist, N. P. "Theorizing Global Citizenship: Discourses, Challenges, and Implications for Education," Inter-American Journal of Education for Democracy, Vol. 2, No. 1, 2009, pp. 5 -31.
Zabarin, A. V. "Psikhologiia grazhdanina v otnosheniiakh s gosudarstvom," Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia 12. Psikhologiia. Sotsiologiia. Pedagogika, No. 2, 2013, pp. 102-107.
Zabarin, A. V., and Zimichev, A. M. "K postanovke psikhologicheskoi problemy svobody sovesti," Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia 12. Psikhologiia. Sotsiologiia. Pedagogika, No. 1, 2011, pp. 283-290.
Zinenko, V. E. "Osobennosti formirovaniia politicheskoi sub"ektnosti sovremennoi rossiiskoi molodezhi," VestnikMoskovskogo universiteta. Seriia 12. Politicheskie nauki, No. 6, 2019, pp. 98-108.