Научная статья на тему 'ГРАЖДАНЕ О РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ДЕМОГРАФИЯ» В РОССИИ'

ГРАЖДАНЕ О РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ДЕМОГРАФИЯ» В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1442
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы управления
ВАК
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / ДЕМОГРАФИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВО / ВЛАСТЬ / ПРИОРИТЕТЫ ОБЩЕСТВА / ДОВЕРИЕ / ИНФОРМИРОВАННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Левашов Виктор Константинович, Великая Наталия Михайловна, Шушпанова Ирина Сергеевна

Устойчивое развитие страны непосредственным образом связано с обеспечением демографической безопасности, с сохранением народонаселения, что актуализирует исследования, реализуемые в рамках национального проекта «Демография» в контексте всей системы государственных программ с точки зрения россиян. Авторы ставят перед собой цель выявить основные риски и барьеры демографического развития в современной России на основе анализа мнений, взглядов и оценок российских граждан относительно ключевых аспектов и успешности реализации национальных проектов, в том числе проекта «Демография». В ходе исследования был проанализирован широкий спектр источников информации теоретического, практического и прикладного характера: статистические данные Росстата, информация о расходах бюджета на реализацию национальных проектов, законодательные акты и документы органов власти РФ. Эмпирическую базу составили результаты социологического мониторинга «Как живешь, Россия?», который проводится Центром социальных и социально-политических исследований ИСПИ ФНИСЦ РАН, и авторского исследования, анализирующего сущность политической культуры российского общества. Социологический опрос выполнен методом анкетирования. Всероссийская выборка является выверенной и репрезентативной. В статье проводится анализ мнений граждан России относительно национального проекта «Демография» по ряду ключевых критериев: степень важности, информированности и обеспечения реализации поставленных целей. Оценки граждан дополнены мнениями экспертов и рассчитанными авторами индексами, дающими представления о динамике, характере и перспективах хода реализации государственных программ. Исследование социально-политических аспектов иллюстрируется построенными и рассчитанными авторами индексами, описывающими характер и перспективы хода реализации государственных программ. Среди рисков выполнения национального проекта «Демография» авторы выделяют низкую степень его важности для россиян, недостаточный уровень информированности общества и отсутствие уверенности граждан в реальности достижения поставленных национальных целей. Государственные программы реализуются в условиях низкого уровня доверия граждан к институтам власти, низкой степени одобрения проводимой ими политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CITIZENS ON THE “DEMOGRAPHY” NATIONAL PROJECT IMPLEMENTATION IN RUSSIA

Sustainable development of the country links directly to the ensuring of demographic security and saving population. It actualizes exploring of the implementation of the national project "Demography" in the context of the entire system of state programs from the point of view of Russians. The authors set themselves the task of analyzing the opinions, views and assessments of Russian citizens of key aspects of the implementation and effectiveness of national projects, including the Demography program. The study analyzed a wide range of sources of information of a theoretical, practical and applied nature, legislative acts and documents of the authorities of the Russian Federation. The empirical basis was the results of the author's sociological monitoring "How do you live, Russia?" and the author's research analyzing the essence of the political culture of Russian society. The sociological survey was carried out by the questionnaire method. The All-Russian sample is verified and representative. The article analyzes the national project "Demography" according to a number of key criteria: the degree of importance, awareness and ensuring the implementation of the goals. Citizens' assessments are supplemented by expert opinions and indexes calculated by the authors, which give an idea of the dynamics, nature and prospects of the implementation of state programs. The study of socio-political aspects is supplemented by indexes constructed and calculated by the authors, describing the nature and prospects of the implementation of state programs. Among the risks of the implementation of the national project "Demography", the authors highlight the low degree of its importance for Russians, the low level of public awareness and the lack of confidence of citizens in the reality of achieving the set national goals. State programs are implemented in conditions of a low level of trust of citizens in the institutions of power, a low degree of approval of their policies.

Текст научной работы на тему «ГРАЖДАНЕ О РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ДЕМОГРАФИЯ» В РОССИИ»

DOI: 10.22394/2304-3369-2022-3-19-31 ВАК: 08.00.05, 22.00.08

ГРАЖДАНЕ О РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ДЕМОГРАФИЯ» В РОССИИ

В.К. Левашова, Н.М. Великаяй, И.С. Шушпанова0

а Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук

АННОТАЦИЯ:

Устойчивое развитие страны непосредственным образом связано с обеспечением демографической безопасности, с сохранением народонаселения, что актуализирует исследования, реализуемые в рамках национального проекта «Демография» в контексте всей системы государственных программ с точки зрения россиян. Авторы ставят перед собой цель выявить основные риски и барьеры демографического развития в современной России на основе анализа мнений, взглядов и оценок российских граждан относительно ключевых аспектов и успешности реализации национальных проектов, в том числе проекта «Демография».

В ходе исследования был проанализирован широкий спектр источников информации теоретического, практического и прикладного характера: статистические данные Росстата, информация о расходах бюджета на реализацию национальных проектов, законодательные акты и документы органов власти РФ.

Эмпирическую базу составили результаты социологического мониторинга «Как живешь, Россия?», который проводится Центром социальных и социально-политических исследований ИСПИ ФНИСЦ РАН, и авторского исследования, анализирующего сущность политической культуры российского общества. Социологический опрос выполнен методом анкетирования. Всероссийская выборка является выверенной и репрезентативной.

В статье проводится анализ мнений граждан России относительно национального проекта «Демография» по ряду ключевых критериев: степень важности, информированности и обеспечения реализации поставленных целей. Оценки граждан дополнены мнениями экспертов и рассчитанными авторами индексами, дающими представления о динамике, характере и перспективах хода реализации государственных программ. Исследование социально-политических аспектов иллюстрируется построенными и рассчитанными авторами индексами, описывающими характер и перспективы хода реализации государственных программ. Среди рисков выполнения национального проекта «Демография» авторы выделяют низкую степень его важности для россиян, недостаточный уровень информированности общества и отсутствие уверенности граждан в реальности достижения поставленных национальных целей. Государственные программы реализуются в условиях низкого уровня доверия граждан к институтам власти, низкой степени одобрения проводимой ими политики.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: национальные проекты, демография, гражданское общество, государство, власть, приоритеты общества, доверие, информированность населения, национальные цели.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Левашов В.К., Великая Н.М., Шушпанова И.С. Граждане о реализации национального проекта «Демография» в России // Вопросы управления. 2022. № 3. С. 19-31.

Условия, критерии, экспертные оценки

Демографическая политика государства определяет перспективы устойчивого развития во многих сферах жизнедеятельности страны. Народонаселение России является ключевым стратегическим ресурсом для благополучной эко-

номической, политической, социальной и духовной жизни гражданского общества в настоящем и будущем. Актуальные стратегические основы в области демографии отражены в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических

задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В данном документе даны количественные и качественные критерии и характеристики выполнения национального проекта «Демография». Традиционно к национальным целям развития страны в области демографической политики относили индикаторы, связанные с численностью населения и ее ростом, продолжительностью жизни и другие. В частности, в России в 2024 году предполагалось обеспечить рост значений следующих показателей: ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет; суммарного коэффициента рождаемости до 1,7; доли граждан, ведущих здоровый образ жизни до 55 %'.

Между тем, наметившееся еще в 2016 году снижение коэффициента суммарной рождаемости ускорилось и снизилось с 1,76 до 1,49 в 2020 году, что на 28 % ниже необходимого воспроизводства населения2.

Сложная эпидемиологическая обстановка, сложившаяся в связи со стремительным распространением COVID-19 во всем мире, послужила катализатором снижения уровня жизни граждан и ухудшения демографической ситуации в России. Так, в 2020 году в рамках реализации нацпроекта «Демография» было потрачено 602 млрд рублей, а реализованные программы во многом замедлили темпы снижения количества рождений с 8 % в 2019 году до 3 % в 2020 году3. В кризисные моменты роль и поддержка государства очень важна для общества [1]. С целью поддержания качества жизни граждан и экономики органы власти оперативно внесли изменения в стратегические планы развития страны. В Указе Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» закреплена первоочередность достижения национальных целей в сфере демографической политики: сохранение населения, здоровья и благополучия граждан, создание комфортной и безопасной сре-

ды для их жизни и другие4. Что касается целевых показателей улучшения состояния демографической ситуации, то к 2030 годупредпо-лагалось обеспечить устойчивый рост численности населения России, ожидаемой продолжительности жизни и, в то же время, двукратное снижение уровня бедности и другие. В настоящее время в состав национального проекта «Демография» входят 5 ключевых федеральных программ. Меры, предложенные для ихре-ализации, неоднозначно оцениваются экспертами. В частности, Т. К. Ростовская и А. А. Ша-бунова на основе проведенных социологических опросов делают вывод о том, что «реализуемые меры, преимущественно, носят социальный характер, ориентированы на нуждающиеся категории населения, их эффект отсрочен во времени» [2, с. 13]. Анализируя условия реализации программ национального проекта, А. А. Ткаченко приходит к заключению, что цели национального проекта «могут оказаться неэффективными ввиду отсутствия анализа воздействия предыдущих нововведений, оценки которых пока не прозвучало» [3, с. 32]. Разнообразные варианты сценарного развития исследуются в работах демографов, акцентирующих внимание на негативных трендах демографического развитии страны в будущем, несмотря на весь спектр предпринимаемых действий со стороны государственных органов [4; 5].

Исследователи поднимают проблему слабой информированности граждан о действующих программах в рамках национальных проектов, в том числе «Демография», и деятельности государственных институтов в данном направлении [6; 7; 8]. Региональные аспекты демографической политики анализируются в работах М. Х. Абидова, Л. А. Борисовой, Ф. Н. Исмаило-вой [9], Н. М. Габдуллина, И. А. Киршина, А. В. Шу-лаева [10], В. Г. Романова, И. В. Романовой [11], Л. В. Иваненко, В. Б. Тасеева [12], Э. И. Позубен-ковой [13], Е. А. Захарова [14], П. А. Минакир, О. М. Прокапало [15] и др.

'О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201805070038 (дата обращения: 15.03.2022).

2 Предварительные демографические итоги 2020 г. (часть II). URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2021/0893/barom04.php (дата обращения: 01.03.2022).

зВступительное слово Татьяны Голиковой на заседании проектного комитета по нацпроектам «Здравоохранение» и «Демография»: Официальный сайт правительства РФ. 2 апреля 2021 года. URL:http://government.ru/news/41878/ (дата обращения: 01.03.2022).

4 О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012 (дата обращения: 15.03.2022).

Таблица 1 - Оперативная информация о расходовании федерального бюджета Российской Федерации в части бюджетных средств, предусмотренных и потраченных на реализацию национального проекта «Демография» в 2021 году6

Table 1 - Operational information on the expenditure of the federal budget of the Russian Federation in terms of budget funds provided and spent on the implementation of the national project «Demography» in 2021

Эмпирическая база исследования

Центр социальных и социально-политиче-скихисследований ИСПИ ФНИСЦ РАН в рамках мониторинга «Как живешь, Россия?» ежегодно проводит исследования, фиксирующие динамику социально-политической ситуации в России (рук. В. К.Левашов). В основе мониторинговых исследований лежит всероссийская квотно-пропорциональная выборочная совокупность, предполагающая соблюдение параметра экономико-географического районирования страны с учетом половозрастных характеристик генеральной совокупности. Выборка является репрезентативной. Эмпирический объект исследования - взрослое население Российской Федерации. Социологический мониторинг предполагал проведение опроса методом анкетирования. В разные годы объем выборки составлял 1312-1866 респондентов. В статье используются результаты социологического исследования «Политическая культура российского общества в условиях перехода к новому технологическому укладу», проведенного в июне 2019 г. и исследующего особенности политической культуры российского общества (рук. В. К.Левашов). Объем выборки - 1800 респондентов. Помимо этого, авторами проведен анализ документов российских органов власти,

в т. ч. ряда законов и программ, расходование средств федерального бюджета.

Исполнение бюджетов проектов и оценки граждан

Опубликованные Министерством финансов РФ предварительные результаты анализа расходования федерального бюджета за 2021 год позволяют констатировать, что всего было израсходовано 2 549 млрд рублей, что составило 97,8 % от плановых бюджетных назначений5. В рейтинге исполнения расходов, выделенных государством на реализацию национальных программ, лидировали: «Жилье и городская среда» (99,8 %), «Безопасные и качественные дороги» (99,8 %), «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» (98,8 %) и другие. Немного в меньшем объеме потрачено на проекты «Культура» (98,8 %), «Демография» (98,7 %), «Производительность труда и поддержка занятости» (97,9 %), «Экология» (97,7 %), «Цифровая экономика Российской Федерации» (95,8 %), «Здравоохранение» (95,2 %), «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (95,2 %), «Туризм и индустрия гостеприимства» (93,4 %). Хуже всего были исполнены расходы на «Образование» (89,8 %).

На реализацию национального проекта «Демография» государство выделило 639 713,3 млн руб. Согласно данным Министерства финансов РФ, за 2021 год исполнение расходов составило 631 162,2 млн руб. Уровень выполнения данной государственной программы в рамках расходов федерального бюджета зафиксирован на уровне 98,7 %. В таблице 1 указаны основные параметры оценки потраченных государством денежных средств за 2021 год на реализацию проекта «Демография», который включает в себя пять федеральных проектов, цели которых, в свою очередь, направлены на борьбу с депопуляцией, повышение рождаемости и снижении смертности, формирование здоровье сберегающих практик, обеспечение занятости женщин, имеющих детей.

Наименование феде- Выде- Израсхо- Доля,

рального проекта лено довано %

«Финансовая поддержка семей при рождении 554 636,2 553 476,7 99,8

детей»

«Укрепление обще- 316,3 313,4 99,1

ственного здоровья»

«Старшее поколение» 6 423,9 6 284,3 97,8

«Содействие занятости» 50 209,3 45 714,8 91,0

«Спорт - норма жизни» 28 127,7 25 372,9 90,2

Итого: 639 713,3 631 162,2 98,7

5 Исполнение расходов федерального бюджета на реализацию национальных проектов: Сайт Министерства финансов Российской Федерации. URL: https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=37752-ispolnenie_raskhodov_federalnogo_byudzheta_ na_ryealizatsiyu_natsionalnykh_proektov (дата обращения: 15.03.2022).

6 Источник: Министерство финансов Российской Федерации.

У.К. Levashov, N.M. Velikaya, I.S. Shushpanova

MANAGEMENT ISSUES ■ 2022 ■ N0. 3 (76)

Значение показателя программы «Финансовая поддержка семей при рождении детей» является наиболее высоким (99,8%). Хуже всего была исполнена государственная программа «Спорт - норма жизни» (90,2%). Таким образом, национальный проект «Демография» не был реализован в полном объеме выделенных на него государством денежных средств. Анализируя сложившуюся ситуацию, Министерство финансов РФ отметило высокие риски невыполнения плановых показателей по строительству социальных учреждений ( детских садов, спортивных объектов), а также сложную ситуацию на рынке труда, которая создает угрозы невостребованности мест в дошкольных учреждениях и приостановки программ обучения и переобучения матерей и лиц пожилого возраста. Добавим, что рост указанных рисков во многом был связан с мерами, обеспечивающими эпидемиологическую безопасность страны, связанных с распространением COVID-19 и временным снижением доходов и качества жизни населения.

Национальные проекты, реализуемые в стране, имели неоднозначную оценку гражданского общества. По данным авторского социологического мониторинга, в июне 2021 года по критерию «для Вас лично» большинство респондентов считали наиболее важными следующие национальные проекты: «Здравоохранение» (76%), «Образование» (62%), «Экология» (55%), «Жилье и городская среда» (55%) (табл. 2). Наименее значимыми для российского гражданского общества оказались государственные программы, связанные с цифровой экономикой, планом модернизации магистральной инфраструктуры, кооперацией и экспортом в международной сфере.

По критерию «лично для Вас» в рейтинге важности национальный проект «Демография» занял 10 место. В динамике степень важности данной программы для граждан возросла с 14 % в 2020 году до 21 % в 2021 году. Наибольший прирост значимости, согласно оценкам россиян, наблюдался у таких национальных проектов, как «Культура» (рост на 20 п.п.), «Образование» (на 17 п.п.), «Наука» (на 15 п.п.), «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (на 10 п.п.). Одновременно с этим за-

фиксировано снижение степени важности ряда государственных программ: «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (на 12 п.п.), «Цифровая экономика Российской Федерации» (на 9 п.п.), «Здравоохранение» (на 4 п.п.).

В 2021 году, исследуя национальные проекты через призму их важности для российского общества, большинство граждан считали наиболее приоритетными такие программы, как «Здравоохранение» (78%), «Образование» (70%), «Экология» (64%), «Жилье и городская среда» (54%). Третья часть гражданского общества отметили значимость национального проекта «Демография» (34%). По сравнению с 2020 годом в 2021 году все государственные программы снизили свои значения важности по критерию «для российского общества в целом». Наибольшие количественные показатели снижения зафиксированы у проектов «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (33 п.п.), «Демография» (29 п.п.), «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (31 п.п.).

Учитывая сокращение доходов граждан и ухудшающееся на этом фоне социально-психологическое самочувствие населения, которое во многом определяется социально-экономическими условиями, доходом и уверенностью в завтрашнем дне, видится закономерным существенный и значимый перевес в сторону национальных проектов, которые обеспечивают уровень и качество жизни российского общества [16]. Сравнивая значения по двум критериям, наибольшее число россиян считали, что национальный проект «Демография» важен, прежде всего, для российского общества в целом (21% против 34%). Отметим, что в 2020 году данная программа была значимой для большинства граждан (63%). Однако за год степень важности национального проекта «Демография» возросла в контексте оценки личной потребности. Иная ситуация складывается, анализируя критерий важности для всего российского общества. Согласно мнению респондентов, степень значимости данной программы для российского социума за год снизилась почти в два раза, уступив большей части других проектов. В российском обществе сформировался запрос, прежде всего, на создание эффективных систем в областях здра-

Таблица 2 - Распределение ответов респондентов на вопрос «Какие национальные проекты являются наиболее важными?» (РФ, % от числа опрошенных). Ответы ранжированы по столбцу «Для Вас лично» (2021 г.)7

Table 2 - Distribution of respondents' answers to the question "Which national projects are the most important?" (RF, % of the number of respondents). The answers are ranked according to the column "For you personally" (2021)

Национальные проекты Для Вас лично Для российского общества в целом

2020, IX 2021, VI 2020, IX 2021, VI

Здравоохранение 80 76 87 78

Образование 45 62 78 70

Экология 49 55 74 64

Жильё и городская среда 47 55 62 54

Безопасные и качественные автомобильные дороги 58 46 76 43

Культура 21 41 54 47

Наука 18 33 62 44

Производительность труда и поддержка занятости 31 31 56 44

Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы 18 28 54 33

Демография 14 21 63 34

Цифровая экономика Российской Федерации 20 11 50 21

Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры 4 9 27 18

Международная кооперация и экспорт 5 6 30 13

воохранения, образования, экологии и жилищной сфере, отвечающие интересам каждого гражданина [17; 18].

Обратим внимание на гендерные аспекты восприятия актуальности тех или иных направлений государственной политики, реализуемых через нацпроекты. Исследуя значимость национального проекта «Демография» по гендер-ному аспекту, в 2021 году мужчины и женщины в равной степени озабочены решением демографических вопросов в рамках своих личных потребностей. В целом, по всей структуре рейтинга личной приоритетности для женщин по сравнению с мужчинами наиболее важными стали следующие государственные программы: «Здравоохранение» (57% женщин против 43% мужчин, отметивших значимость проекта), «Образование» (56% против 44%), «Жилье и городская среда» (56% против 44%), «Экология» (57% против 43%), «Культура» (57% против 43%), «Наука» (53% против 47%), «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (55% против 45%), «Производительность труда и поддержка занятости» (56% против 44%), «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» (56% против 44%). Для российских мужчин наибольшую важность имели национальные проек-

ты «Цифровая экономика» (54% мужчин против 46% женщин), «Международная кооперация и экспорт» (63% против 37%). Женщины чаще мужчин отмечали приоритетность национального проекта «Демография» в целом для российского общества (55% против 45%). Для удовлетворения потребностей социума реализация большинства проектов была важнее для женщин, чем для мужчин. Исключение составила лишь программа «Международная кооперация и экспорт» (56 % мужчин против 44 % женщин).

Что касается возрастных групп, то взрослые респонденты (старше 36 лет), чаще молодых граждан (младше 35 лет) указывали на значимость для них лично анализируемого проекта (62 % против 38 %). В целом все анализируемые государственные программы были приоритетнее в большей степени для взрослого поколения, чем для молодежи. Такая же картина наблюдалась в структуре рейтинга приоритетности по критерию приоритетности в целом для российского общества. Реализация национального проекта «Демография» для социума в большей степени значима для взрослых граждан, чем для молодых (62 % против 38 %).

В структуре классовой самоидентификации проект «Демография» по критерию важности «лично для Вас» не занял лидирующие пози-

7 Источник: Центр социальных и социально-политических исследований ИСПИ ФНИСЦ РАН.

Таблица 3 - Распределение ответов российских граждан на вопрос: «7 мая 2018 года Президент РФ подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года». В какой степени Вы информированы о национальных проектах» (РФ, % от числа опрошенных), июнь 2019 г., в %8

Table 3 - Distribution of responses of Russian citizens to the question: «On May 7, 2018, the President of the Russian Federation signed a decree "On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024'. To what extent are you informed about national projects» (RF, % of respondents), June 2019, %

Национальные проекты Информированы полностью Информированы в средней степени Только слышали о них Не инфо-мирова-ны Индекс информи-рованно-сти (Q

Здравоохранение 7,3 22,8 39,6 30,3 -0,3

Образование 5,3 20,3 37,7 36,7 -0,4

Жилье и городская среда 3,4 16,8 35,4 44,4 - 0,5

Демография 2,7 20,9 37,2 39,2 - 0,4

Экология 1,7 16,6 30,7 51 - 0,6

Культура 2,1 11,2 31,8 54,9 - 0,6

Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы 3,8 13 33,2 50 - 0,6

Наука 3,2 9,1 32,3 55,4 - 0,6

Безопасные и качественные автомобильные дороги 3,6 16,6 34 45,8 - 0,5

Цифровая экономика Российской Федерации 5,9 14,6 27,3 52,2 - 0,5

Производительность труда и поддержка занятости 2,6 12,3 29,7 55,4 - 0,6

Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры 1,9 6,6 21,7 69,8 - 0,8

Международная кооперация и экспорт 2,3 5,4 18,9 73,4 - 0,8

Среднее значение /и: -0,55

ции. Четверть граждан, из числа относивших себя к низшему классу, считали данную программу значимой для них (24 %). Пятая часть россиян, из когорты идентифицирующих себя со средним классом, отметили важность решения демографических проблем (20 %). Среди представителей высшего класса высказали точку зрения о приоритетности для них национального проекта «Демография» только 7 %. В контексте важности для российского общества национальный проект «Демография» занял более высокие позиции в рейтинге. Его значимость для социума отметили 35 % из числа граждан, относивших себя к низшему классу, 34 % - к среднему и 25 % - к высшему.

Граждане о проекте «Демография» в системе государственных программ

Все национальные проекты во многом взаимосвязаны между собой в получаемых эффектах от ихреализации [19]. Решение приоритетных, первоочередных вопросов в сферах здравоохранения, образования, экологии и жилья для каждого гражданина и социума в целом во многом будет способствовать и улучшению де-

8 Источник: Центр социальных и социально-политич' ванности рассчитан авторами.

мографической ситуации в России. Для более эффективного решения вопросов демографии в стране необходимо создать благоприятные условия для реализации проектов в комплексе.

Информированность граждан о сути национальных проектов и ходе их реализации может стать ключевым фактором повышения уровня доверия органам власти и к их проводимой политике. Во-первых, в данном процессе важную роль играет медийная сфера, транслирующая социально-политические позиции, взгляды и ценности [20]. Во-вторых, данный аспект может послужить во благо процесса консолидации российского общества и государства [21; 22]. Отношение к национальным проектам граждан во многом детерминировано уровнем доверия к власти [23], который в последние годы демонстрирует тенденцию к снижению.

Согласно социологическим измерениям, в июне 2019 года, наибольшее число респондентов полностью информированы о национальных проектах «Здравоохранение» (7,3 %), «Цифровая экономика Российской Федерации» (5,9 %), «Образование» (5,3 %) (табл. 3). По критерию абсолютной не информированности граждан

исследований ИСПИ ФНИСЦ РАН. Индекс информиро-

Таблица 3 - Распределение ответов российских граждан на вопрос: «Как Вы считаете, Правительство России обеспечит достижение следующих национальных целей развития на период до 2024 года?» (РФ, % от числа опрошенных), июнь 2019 г., в %9

Table 3 - Distribution of responses of Russian citizens to the question: "Do you think the Russian Government will ensure the achievement of the following national development goals for the period up to 2024?" (RF, % of respondents), June 2019, %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Национальные цели Обеспечит полностью Не обеспечит Затруднились ответить Индекс обеспечения реализации целей (1орц)

Естественный рост численности населения страны 18,9 54,4 26,7 -0,4

Продолжительность жизни населения до 78 лет 5,8 75,8 18,4 -0,7

Рост реальных доходов граждан 8,8 75,6 15,6 - 0,7

Снижение в два раза уровня бедности в стране 7,9 76,6 15,5 - 0,7

Улучшение жилищных условий для 25 миллионов семей 12,9 61,3 25,8 - 0,5

Ускорение технологического развития для 50% предприятий и организаций страны 22 45,2 32,8 - 0,2

Ускоренное внедрение цифровых технологий в экономике и социальной сфере 46,8 25,8 27,4 0,2

Темпы экономического роста выше мировых 8,6 65,8 25,6 - 0,6

Создание в базовых отраслях экономики высокопроизводительного экспортно-ориентированного сектора 16,7 42,2 41,1 - 0,3

лидировали государственные программы «Международная кооперация и экспорт» (73,4 %), «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» (69,8 %).

О национальном проекте «Демография» полностью информированы 2,7 % россиян, в средней степени - 20,9 %, только слышали - 37,2 % и не имели никакой информации - 39,2 %. Рассчитанный авторами индекс информированности граждан равен -0,4. Это обстоятельство свидетельствует о низкой степени осведомленности респондентов о сущности и процессе реализации национального проекта «Демография». Наибольшее число граждан либо не информированы, либо только слышали об этой государственной программе. Отметим, что индекс информированности находится в диапазоне от -1 до 1.

Крайне низкая степень информированности граждан зафиксирована в отношении национальных проектов «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» (-0,8) и «Международная кооперация и экспорт» (-0,8). На этом фоне россияне лучше осведомлены о сути и процессе реализации программ «Здравоохранение» (-0,3), «Образование» (-0,4) и «Демография» (-0,4). В целом национальные проекты имели низкую и крайне низкую степень информированности в российском гражданском обществе.

9 Источник: Центр социальных и социально-политич ванности рассчитан авторами.

Такой уровень информированности граждан о национальных проектах имеет стихийный характер [24; 25]. В свою очередь, низкая степень осведомленности россиян о проекте «Демография» может иметь ряд причин, начиная от отсутствия потребности в таковой информации до использования неправильных каналов ее распространения и доведения до конечного потребителя, низкого уровня доверия органам власти и его политике, а также нереальности достижения поставленных национальных целей в области демографии. Отметим, что, по оценкам Центра социальных и социально-политических исследований ИСПИ ФНИСЦ РАН, в 2021 году почти половина опрошенных граждан считали, что в российской политической системе много недостатков, но все же их можно устранить путем реформ (47 %), а треть говорила о необходимости ее радикального преобразования (34 %) [26]. Уровень доверия большинству институтов власти находился в диапазоне от 23 % до 36 %. Наибольшее число граждан отрицательно относились к проводимым государством экономическим реформам. (34 %). При этом 28 % респондентов выразили свое безразличие по отношению к данной политике. Сложившаяся в России партийная система не удовлетворяла потребности наибольшего числа граждан: не поддерживали ни одну политическую партию или движение 45% россиян.

исследований ИСПИ ФНИСЦ РАН. Индекс информиро-

У.К. Levashov, N.M. Velikaya, I.S. Shushpanova

MANAGEMENT ISSUES ■ 2022 ■ N0. 3 (76)

По данным социологических измерений, в 2019 году большинство россиян считали, что Правительство страны не сможет обеспечить достижение национальных целей: «снижение в два раза уровня бедности в стране» (76,6 %), «продолжительность жизни населения до 78 лет » (75,8 %), «рост реальных доходов граждан» (75,6 %), «темпы экономического роста выше мировых» (65,8%), «улучшение жилищных условий для 25 миллионов семей» (61,3 %), «естественный рост численности населения страны» (54,4 %) (табл. 4).

Индекс обеспечения реализации национальных целей, построенный авторами, отражает мнение российского гражданского общества о реальности их обеспечения органами власти. Данный показатель находится в границах [-1; 1], где 1орц = -1 - все респонденты считали, что цели не будут реализованы (крайне низкий уровень обеспечения реализации), а 1орц = 1 - все респонденты высказали точку зрения о реальности их достижения в полном объеме (крайне высокий уровень обеспечения реализации). Национальные цели, поставленные перед органами власти Президентом РФ и связанные с реализацией демографической политики, по мнению большинства граждан, не будут достигнуты до 2024 года. Крайне низкие значения уровня реализации национальных целей зафиксирован у программ «продолжительность жизни населения до 78 лет» (-0,7), «рост реальных доходов граждан» (-0,7), «снижение в два раза уровня бедности в стране» (-0,7). В 2019 году чуть более реалистичным граждане считали обеспечение естественного роста численности населения страны (-0,4). Важно отметить, что исследование проводилось в доковидный период. Обеспечение государством высоких темпов внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, по мнению граждан, является наиболее достижимой национальной целью (0,2).

Риски и резервы

Пандемия и ухудшение эпидемиологической ситуации во всем мире резко снизили демографические показатели развития страны, обострив риски устойчивого развития страны. Многие демографы стали выражать скепсис в улучшении демографической ситуации в

краткосрочном периоде. Государственная демографическая политика нашла свое отражение в реализации национального проекта «Демография». В 2021 году данная программа была выполнена на 98,7 % в контексте исполнения расходов в федеральном бюджете.

Социологические измерения показали, что в сознании граждан решение проблем демографии приобрели второстепенное значение. Национальный проект «Демография» уступил в рейтинге важности таким государственным программам, как «Здравоохранение», «Образование», «Экология», «Жилье и городская среда». Анализируя ответы респондентов по критерию значимости проектов «лично для Вас», можно увидеть, что программа «Демография» является важной лишь для пятой части российского гражданского общества. За год, по оценкам граждан, ее значимость возросла в 1,5 раза. При этом позиция граждан относительно значимости программ «для российского общества в целом» показывает, что необходимость решения демографических проблем через национальный проект «Демография» имеет значение уже для третьей части российского гражданского общества. Россияне связывают возможности решения демографической проблемы как в сфере рождаемости, так и повышения продолжительности жизни, не с мерами прямой поддержки, например, семей с детьми, а с необходимостью повсеместного повышения качества жизни. В целом можно говорить о том, что в обществе воспроизводится паттерн, что рождение детей и забота о них должны в первую очередь ложиться на родителей и семьи. А вот формирование эффективных и доступных систем здравоохранения и образования -зона ответственности государства.

Закономерно, что интерес и, соответственно, поддержка национального проекта «Демография» особенно значима для людей, имеющих маленьких детей или планирующих рождение ребенка в ближайшее время. При этом женщины по сравнению с мужчинами в большей степени озабочены решением демографических проблем, являющихся важными для всего российского социума.

Российская молодежь по сравнению со взрослыми гражданами в меньшей степени отмечала важность национального проекта « Демогра-

фия» лично для них и для российского общества в целом. Решение демографических вопросов являлось лично значимым для 24 % представителей низшего, 20 % среднего и 7 % высшего классов. Важность национального проекта «Демография» в оценках граждан различных социальных классов возрастает при рассмотрении его через призму приоритетности для российского общества. По третьей части из числа граждан, идентифицирующих себя с низшим и средним классами, и четверть представителей высшего считали важной данную программу.

Оценка гражданским обществом процесса реализации национальных проектов тесно связана с уровнем осведомленности. Рассчитанные авторами индексы информированности граждан свидетельствовали об их низком уровне. Закономерно, что в наибольшей степени россияне осведомлены о проектах «Здравоохранение», «Образование» и «Демография», которые в большей степени связаны с повседнев-

ной жизнью людей и потребностью в достижении определенного качества жизни. Крайне низкая информированность российского социума зафиксирована о ходе реализации программ «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» и «Международная кооперация и экспорт».

Российский социум достаточно скептично настроен по отношению к реальности обеспечения поставленных Президентом РФ национальных целей. Индекс обеспечения реализации национальных целей, измеряющий мнение российского социума по отношению к реальной возможности их достижения, позволил выявить ряд рисков в области демографии. В частности, крайне нереалистичными респонденты считали обеспечение выполнения задач, связанных с увеличением продолжительности жизни населения до 78 лет, ростом реальных доходов граждан и снижением в два раза уровня бедности в стране, что демонстрирует низкую оценку эффективности органов власти.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Аникин В.А.,Лежнина Ю.П., Мареева С.В., Слободенюк Е.Д. Кто и почему ищет государственной поддержки в новой России? // Мир России. 2020. Т. 29. № 1. С. 31-52. DOI: 10.17323/ 1811-038Х-2020-29-1-31-52.

2. Демографическое самочувствие регионов России. Национальный демографический доклад- 2021 / Т. К. Ростовская, А. А. Шабунова [идр.]; отв. ред. Т. К. Ростовская, А. А. Шабунова ; ФНИСЦ РАН. М. : ФНИСЦ РАН, 2021. 138 с. DOI: 10.19181/monogr.978-5-89697-369-0.2021.

3. Ткаченко А.А. Государственная политика и национальный проект «демография // Народонаселение. 2018. Т. 21. № 4. С. 23-35. DOI 10.26653/1561-7785-2018-21-4-03.

4. Демографическое развитие России: тенденции, прогнозы, меры. Национальный демографический доклад - 2020 / С. В. Рязанцев, В. Н. Архангельский, О. Д. Воробьева [и др.] ; отв. ред. С. В. Рязанцев. М.: ООО «Объединенная редакция», 2020.156 с. DOI: 10.25629/НС.2020.13.01.

5. Золотарева О.А. К вопросу мониторинга Национального проекта «Демография» и оценки демографической безопасности Российской Федерации // Экономические стратегии. 2021.

№ 2 (176). С. 45-51. DOI: 10.33917/es-2.176.2021.45-51.

6. Почекутова Е.Н., Науменко Н.С. Направления повышения эффективности реализации национального проекта «демография» // Петербургский экономический журнал. 2020. № 2. С. 23-29. DOI: 10.24411/2307-5368-2020-10003.

7. Салин П.Б. Информационное сопровождение реализации нацпроектов как фактор стабилизации политсистемы // Власть. 2020. Т. 28. № 5. С. 53-58. DOI: 10.31171/vlast.v28i5.7570.

8. Социальное государство и гражданское общество в условиях реализации национальных проектов: Монография / В. К.Левашов, Н. М. Великая, И. С. Шушпанова [идр.]; отв. ред. В. К.Левашов ; ФНИСЦ РАН. М.: ФНИСЦ РАН, 2021. 128 с. URL: https://www.fnisc.ru/index.php? page_id=1198&id=9514. DOI: 10.19181/monogr. 978-5-896-973522.2021.

9. Абидов М.Х., Борисова Л.А., Исмаило-ва Ф.Н. О реализации национального проекта «Демография» в Республике Дагестан // Экономика и предпринимательство. 2020. № 12 (125). С. 115-118. DOI: 10.34925/EIP.2021.125.12.021.

10. Габдуллин Н.М., Киршин И.А., Шулаев А.В. Регулирование межрегиональных различий

субъектов Российской Федерации в контексте национальных проектов «Здравоохранение» и «Демография» // Уровень жизни населения регионов России. 2020. Т. 16. № 3. С. 59-69. DOI: 10.19181/lsprr.2020.16.3.5.

11. Романов В.Г., Романова И.В. Национальный проект «Демография»: стартовая позиция Забайкальского края // Вестник Забайкальского государственного университета. 2019. Т. 25. № 9. С. 79-96. DOI: 10.21209/2227-9245-2019-25-9-79-96.

12. Иваненко Л.В., Тасеев В.Б. Инновационные подходы к реализации национального проекта «демография» в городах Самарского региона // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2020. № 1 (60). С. 26-33.

13. Позубенкова Э.И. Население Пензенской области в контексте задач национального проекта «Демография» // Сурский вестник.

2020. № 1 (9). С. 66-70.

14. Захарова Е.А. Реализация региональных составляющих национальных проектов в Воронежской области // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. 2021. №3. С. 15-23.

15. Минакир П.А., Прокапало О.М. Национальные проекты на Дальнем Востоке: проблемы и перспективы развития // Регионалистика.

2021. Т. 8. № 1.С. 39-55. DOI: 10.14530/reg.2021.1.39.

16. Великая Н.М., Тартыгашева Г.В. Национальный проект «Демография» и перспективы демографического роста глазами экспертного сообщества // Социальная политика и социология. 2021. Т. 20. № 3 (140). С. 43-50. DOI: 10.17922/2071-3665-2021-20-3-43-50.

17. Российское гражданское общество и государство в условиях пандемии и парламентских выборов: Монография / В. К.Левашов, Н. М. Великая, И. С. Шушпанова [идр.]; отв. ред. В. К.Левашов ; ФНИСЦ РАН. М.: ФНИСЦ РАН, 2021. 110 с. URL: https://www.fmsc.ru/publ.html?id=10240. DOI: 10.19181/monogr.978-5-89697-385-0.2021.

18. Лежнина Ю.П. Представления россиян о необходимой социальной политике: между серединой 2000-х и коронакризисом 2020 года //

Социологические исследования. 2021. № 4. С. 50-60. DOI: 10.31857/S013216250014715-9.

19. Олейникова Е.Г. Национальные проекты 2019-2024 гг. и приоритеты социальной политики современной России // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 1 (50). С. 69-72. DOI: 10.25683/VOLBI.2020.50.167.

20. Сироткина Е.В., Семенов А.В. Экономический кризис и оценка эффективности власти: кто несет ответственность за ухудшение уровня жизни в России? // Журнал исследований социальной политики. 2019. Т. 17. № 2. С. 191-206.

21. Новоженина О.П. Национальные цели и задачи развития Российской Федерации в мнениях граждан // Наука. Культура. Общество. 2021. Т. 27. № 1. С. 45-57. DOI: 10.19181/ nko.2021.27.1.4.

22. Аносов С.С. Доверие при формировании социальной консолидации общества // Социология. 2021. № 4. С. 5-19.

23. Ежов Д.А. Особенности восприятия образа национальных проектов 2019-2024 в условиях динамики уровня доверия к власти // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 4 (33). С. 22-24. DOI: 10.26140/ anie-2020-0904-0003.

24. Левашов В.К. Политическая культура российского общества (Опыт социологического исследования) : Монография / В. К. Левашов. М. : ФНИСЦ РАН, 2020. 307 с. DOI: 10.19181/ monogr.978-5-89697-347-8.2021.

25. Митрофанова И.В., Юрченко К.Г. Национальные проекты России: дайджест изменений, ожидаемых с 2021 года // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. 2021. Т. 23. № 1. С. 6-26. DOI: 10.15688/ ek.jvolsu.2021.1.1.

26. Как живешь, Россия? Экспресс-информация. 51 этап социологического мониторинга, июнь 2021 года : Бюллетень / В. К. Левашов, Н. М. Великая, И. С. Шушпанова [и др.]; отв. ред. В. К.Левашов; ФНИСЦ РАН. М.: ФНИСЦ РАН, 2021. 68 с. URL: https://www.fnisc.ru/publ.html? id=9956. DOI: 10.19181/monogr.978-5-89697-368-32021.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ:

Левашов Виктор Константинович - доктор социологических наук; Институт социально-политических исследований, Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук (119333, Россия, Москва, ул. Фотиевой, 6, корп. 1); levachov@mail.ru. ЛиШогГО РИНЦ: 1395, 8сори8ГО: 35958452200, ResearcherID: R-5424-2016.

Великая Наталия Михайловна - доктор политических наук, профессор; Институт социально-политических исследований, Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук (119333, Россия, Москва, ул. Фотиевой, 6, корп. 1); natalivelikaya@gmail.com. АиШогГО РИНЦ: 286986, ORCID: 0000-0001-5532-844Х.

Шушпанова Ирина Сергеевна - кандидат социологических наук, доцент; Институт социально-политических исследований, Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук (119333, Россия, Москва, ул. Фотиевой, 6, корп. 1); i.s.shushpanova@mail.ru. АиШогГО РИНЦ: 152975, ORCГО: 0000-0002-2877-1814, ScopusID: 25936830000, ResearcherID: R-4713-2016.

CITIZENS ON THE "DEMOGRAPHY" NATIONAL PROJECT IMPLEMENTATION IN RUSSIA

V.K. Levashov", N.M. Velikaya", I.S. Shushpanova0

a Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences

ABSTRACT:

Sustainable development of the country links directly to the ensuring of demographic security and saving population. It actualizes exploring of the implementation of the national project "Demography" in the context of the entire system of state programs from the point of view of Russians. The authors set themselves the task of analyzing the opinions, views and assessments of Russian citizens of key aspects of the implementation and effectiveness of national projects, including the Demography program. The study analyzed a wide range of sources of information of a theoretical, practical and applied nature, legislative acts and documents of the authorities of the Russian Federation. The empirical basis was the results of the author's sociological monitoring "How do you live, Russia?" and the author's research analyzing the essence of the political culture of Russian society. The sociological survey was carried out by the questionnaire method. The All-Russian sample is verified and representative.

The article analyzes the national project "Demography" according to a number of key criteria: the degree of importance, awareness and ensuring the implementation of the goals. Citizens' assessments are supplemented by expert opinions and indexes calculated by the authors, which give an idea of the dynamics, nature and prospects of the implementation of state programs. The study of socio-political aspects is supplemented by indexes constructed and calculated by the authors, describing the nature and prospects of the implementation of state programs. Among the risks of the implementation of the national project "Demography", the authors highlight the low degree of its importance for Russians, the low level of public awareness and the lack of confidence of citizens in the reality of achieving the set national goals. State programs are implemented in conditions of a low level of trust of citizens in the institutions of power, a low degree of approval of their policies.

KEYWORDS: national projects, demography, civil society, state, government, social priorities, trust, public awareness, national goals.

FOR CITATION: Levashov V.K., Velikaya N.M., Shushpanova I.S. (2022). Citizens on the "Demography" national project implementation in Russia, Management Issues, no. 3, pp. 19-31.

REFERENCES

1. Anikin V.A., Lezhnina Yu.P., Mareeva S.V., Slobodenyuk E.D. (2020). Who and why are looking for state support in new Russia? World of Russia , vol. 29, no. 1, pp. 31-52. DOI: 10.17323/ 1811-038X-2020-29-1-31-52.

2. Rostovskaya T.K., ShabunovA.A. (eds.) (2021). Demographic well-being of the regions of Russia. National demographic report - 2021. FNICC RAS. Moscow: FNICC RAS. 138 p. DOI: 10.19181/ monogr.978-5-89697-369-0.2021.

3. Tkachenko A.A. (2018). State policy and national project "Demography', Population, vol. 21, no. 4, pp. 23-35. DOI: 10.26653/1561-7785-201821-4-03.

4. Ryazantsev S.V., Arkhangelsky V.N., Voro-byov O.D. (2020). Demographic development of Russia: trends, forecasts, measures. National demographic report - 2020. Moscow: Obedinennaya re-daktsiyaLLC. 156 p. DOI: 10.25629/HC.2020.13.01.

5. Zolotareva O.A. (2021). On the issue of monitoring the national project "Demography" and the assessment of demographic security of the Russian Federation, Economic Strategies, no. 2 (176), pp. 45-51. DOI: 10.33917/es-2.176.2021.45-51.

6. Pochekutova E.N., Naumenko N.S. (2020). Directions for increasing the efficiency of the implementation of the national project "Demography", Petersburg Economic Journal, no. 2, pp. 23-29. DOI: 10.24411/2307-5368-2020-10003.

7. Salin P.B. (2020). Information support for the implementation of national projects as a factor in the stabilization of the political system, Power, vol. 28, no. 5, pp. 53-58. DOI: 10.31171/vlast.v28i5.7570.

8. Levashov V.K., Velikaya N.M., Shushpano-va I.S. (2021). Social state and civil society in the context of the implementation of national projects. Monograph. FNICC RAS. Moscow: FNICC RAS. 128 p. URL: https://www.fnisc.ru/index.php ?page_id= 1198&id=9514. DOI: 10.19181/monogr.978-5-896-973522.2021.

9. Abidov M.Kh., Borisova L.A., Ismailova F.N. (2020). On the implementation of the national project "Demography" in the Republic of Dagestan, Economics and Entrepreneur ship, no. 12 (125), pp. 115-118. DOI: 10.34925/EIP.2021.125.12.021.

10. Gabdullin N.M., Kirshin I.A., Shulaev A.V. (2020). Regulation of interregional differences in the constituent entities of the Russian Federation

in the context of national projects "Healthcare" and "Demography", Life standard of the population of the regions of Russia, vol. 16, no. 3, pp. 59-69. DOI: 10.19181/lsprr.2020.16.3.5.

11. Romanov V.G., Romanova I.V. (2019). National project "Demography": the starting position of the Transbaikal Territory, Bulletin of the Transbaikal State University, vol. 25, no. 9, pp. 79-96. DOI: 10.21209/2227-9245-2019-25-9-79-96.

12. Ivanenko L.V., Taseev V.B. (2020). Innovative approaches to the implementation of the national project "Demography" in the cities of the Samara region, Bulletin of the Volga State University of Service. Series: Economics, no. 1 (60), pp. 26-33.

13. Pozubenkova E.I. (2020). The population of the Penza region in the context of the tasks of the national project "Demography", Sursky Bulletin, no. 1 (9), pp. 66-70.

14. Zakharova E.A. (2021). Implementation of regional components of national projects in the Voronezh region, Bulletin of the Voronezh Institute of Economics and Social Administration, no. 3, pp. 15-23.

15. Minakir P.A., Prokapalo O.M. (2021). National projects in the Far East: problems and development prospects, Regionalism, vol. 8, no. 1, pp. 39-55. DOI: 10.14530/reg.2021.1.39.

16. Velikaya N.M., Tartygasheva G.V. (2021). The national project "Demography" and the prospects of demographic growth through the eyes of the expert community, Social Policy and Sociology, vol. 20, no. 3 (140), pp. 43-50. DOI: 10.17922/ 2071-3665-2021-20-3-43-50.

17. Levashov V.K., Velikaya N.M., Shushpanova I.S. (2021). Russian civil society and the state in the context of the pandemic and parliamentary elections. Monograph. FNICC RAS. Moscow: FNICC RAS. 110 p. URL: https://www.fnisc.ru/publ.html? id=10240. DOI: 10.19181/monogr.978-5-89697-385-0.2021.

18. Lezhnina Yu.P. (2021). The ideas of Russians about the necessary social policy: between the mid-2000s and the coronacrisis of 2020, Sociological studies, no. 4, pp. 50-60. DOI: 10.31857/ S013216250014715-9.

19. Oleynikova E.G. (2020). National Projects 2019-2024 and the priorities of the social policy of modern Russia, Business. Education. Right, no. 1 (50), pp. 69-72. DOI: 10.25683/VOLBI.2020.50.167.

BOnPOCM ynPABAEHH^ ■ 2022 ■ № 3 (76)

B.K. AeBamoB, H.M. BeAHKan, H.C. fflymnaHOBa

20. Sirotkina E.V., Semenov A.V. (2019). Economic crisis and assessment of the effectiveness of the authorities: who is responsible for the deterioration of the standard of living in Russia? Journal of Social Policy Research, vol. 17, no. 2, pp. 191-206.

21. Novozhenina O.P. (2021). National goals and objectives of the development of the Russian Federation in the opinions of citizens, Science. Culture. Society, vol. 27, no. 1, pp. 45-57. DOI: 10.19181/nko.2021.27.1.4.

22. Anosov S.S. (2021). Trust in the formation of social consolidation of society, Sociology, no. 4, pp. 5-19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Yezhov D.A. (2020). Features of the perception of the image of national projects 2019-2024 in the conditions of dynamics of the level of trust in the authorities, Azimuth of Scientific Research: Economics and Management, vol. 9, no. 4 (33),

pp. 22-24. DOI: 10.26140/anie-2020-0904-0003.

24. Levashov V.K. (2020). Political culture of Russian society (experience of sociological research). Monograph. Moscow: FNICC RAS. 307 p. DOI: 10.19181/monogr.978-5-89697-347-8.2021.

25. Mitrofanova I.V., Yurchenko K.G. (2021). National projects of Russia: a digest of changes expected since 2021, Bulletin ofVolgograd State University. Economy, vol. 23, no. 1, pp. 6-26. DOI: 10.15688/ek.jvolsu.2021.1.1.

26. Levashov V.K., Velikaya N.M., Shushpan-ova I.S. (2021). How do you live, Russia? Express information. Stage 51 of sociological monitoring, June 2021. Bulletin. FNICC RAS. Moscow: FNICC RAS. 68 p. URL: https://www.fnisc.ru/publ.html? id=9956. DOI: 10.19181/monogr.978-5-89697-368-3.2021.

AUTHORS' INFORMATION:

Viktor K. Levashov - Advanced Doctor in Sociological Sciences; Institute of Socio-Political Research, Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences (6/1, Fotieva St., Moscow, 119333, Russia); levachov@mail.ru. RSCI AuthorlD: 1395, ScopusID: 35958452200, ResearcherlD: R-5424-2016.

Nataliya M. Velikaya - Advanced Doctor in Political Sciences, Full Professor; Institute of Socio-Political Research, Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences (6/1, Fotieva St., Moscow, 119333, Russia); natalivelikaya@gmail.com. RSCI AuthorlD: 286986, ORCID: 0000-0001-5532-844X.

Irina S. Shushpanova - Ph.D. of Sociological Sciences, Associate Professor; Institute of Socio-Political Research, Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences (6/1, Fotieva St., Moscow, 119333, Russia); i.s.shushpanova@mail.ru. RSCI AuthorID: 152975, ORCID: 0000-0002-2877-1814, ScopusID: 25936830000, ResearcherID: R-4713-2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.