Научная статья на тему 'ГРАВЮРА ВЫСОКОЙ ПЕЧАТИ В ГРАФИКЕ'

ГРАВЮРА ВЫСОКОЙ ПЕЧАТИ В ГРАФИКЕ Текст научной статьи по специальности «Естественные и точные науки»

CC BY
156
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ксилография / линогравюра / инструменты для графики / резцовая гравюра.

Аннотация научной статьи по естественным и точным наукам, автор научной работы — Малика Наримон Кизи Юнусова

В данной статье рассматривается история происхождения Эстампа и гравюры высокой печати, ксилографии , линогравюры и их материаллов и инструментов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГРАВЮРА ВЫСОКОЙ ПЕЧАТИ В ГРАФИКЕ»

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 4 I ISSUE 1 I 2023 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

ГРАВЮРА ВЫСОКОЙ ПЕЧАТИ В ГРАФИКЕ

Малика Наримон кизи Юнусова

Национальный институт художеств и дизайна им. Камолиддина Бекзода

факультет "Книжная графика"

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается история происхождения Эстампа и гравюры высокой печати, ксилографии , линогравюры и их материаллов и инструментов

Ключевые слова: ксилография, линогравюра, инструменты для графики, резцовая гравюра.

Для начала стоит дать определение понятию ЭСТАМП, так как могут возникнуть вопросы что это такое? Какой вид искусства? Далее мы постараемся вкратце рассказать о том как появилась данная техника и почему так мы его так называем.

Эстамп - это печатное искусство, в переводе с французского слова «estamper» означает «оттискивать» или «печатать».

Оттиски можем получать из дерева, камня, металла, линолеума или из других материалов. Все полученные оттиски из материалов являются подлинными. Все виды эстампа подразделяется на три основные группы:

Гравюра высокой печати: с поверхности доски с помощью особых резцов удаляются те места, который на бумаге должны остаться белыми. Получается своеобразный выпуклый рисунок, на который наносится краска для печатания. К этой группе относится прежде всего гравюра на дереве (ксилография) и гравюра на линолеуме (линогравюра).

Гравюра глубокого печати: рисунок получают путем процарапывания или травления гладкой поверхности «доски». В получения углубления набивает краску, которая потом под большим давлением переходит на бумагу. Сюда относятся такие виды эстампа, как офорт, гравюра сухой иглой и другие способы гравирования на металле.

Гравюра плоского печати: поверхность печатной формы остается гладкой, но обрабатывается химическим путем только нанесенный на нее рисунок способен воспринимать жирную краску. Поэтому при печатании на бумаге

SCIENTIFIC PROGRESS

VOLUME 4 I ISSUE 1 I 2023 ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

оттискивается лишь рисунок. Этот вид эстампа получил название литографии. х[1-91]

Самой древней считается гравюра на дереве, также его называют ксилографией. Она зародилась в Древнем Китае во II - IV веках до нашей эры. Развитие ксилографии тесно связанно с распространением бумаги. В основном использовали для тиражирования свешенных буддийских изображений и текстов.

Таким образом ксилография постепенно начала распространятся по всей Азии.

Ярким

Рис.1 примером

является

(рис. (1) один из страниц буддийского текста «Алмазной сутры» из пещер Дунь Хуана напечатанная тушью на бумаге. Она датируется 868 г. и хранится в Британской библиотеке в Лондоне. Изображения для печати вырезали на камне, дереве, слоновой кости или яшме.2 Данная техника была распространена среди монахов это было огромным улучшением в развитии книгопечатания, по сравнению рукописными книгами.

Данная техника относится к высокой печати мы можем получать более ста тысячи оттисков, при каждой печати чистим доску и наносим специальную краску для ксилографии. Ксилография подразделяется на два вида первый вид подразумевает черно белую печать, а второй это вид цветная ксилография. Цветная ксилография появилось позже. В отличии от черно - белой ксилографии, цветная гравюра очень трудоёмкий процесс. Мы используем 3 или 4 доски чтобы получить цветную гравюру и на каждой доске мы отрезаем ту часть которая нам нужна потом надпечатать, при окончательном оттиске у нас получится цветная гравюра.

МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ГРАВИРОВАНИЯ НА ДЕРЕВЕ

1 Е.Ф.Ковтун «Что такое ЭСТАМП» изд. «Художник РСФСР». Ленинград.

2 https://ru.wikipedia.org/wiki/Ксилография

SCIENTIFIC PROGRESS

VOLUME 4 I ISSUE 1 I 2023 ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=222ff7

Гравирование на дереве очень интересный процесс, также у многих возникают вопросы сырьё из каких деревьев можно использовать в ксилографии и какими инструментами пользуются?

• Пальма (самшит кавказский) — самое плотное и крепкое дерево; дает при гравировании чистую и тонкую линию.

• Бук до применения пальмового дерева считался одним из самых лучших материалов для торцовой гравюры. Первым на буке начал гравировать основатель торцовой гравюры Т. Бьюик. Но бук значительно мягче пальмы и как более вязкий, и крупнослойный.

• Груша по плотности близка к пальме и дает бархатистую линию. Она может вполне заменить бук.

Некоторый граверы использовали такие дерева как: Клен, Липа, Береза. Они малопригодные в гравировании часто они применяются при отсутствии груши и самшита. Основной дефект этих пород деревьев их крупнослойность и большая пористость. Резцы должны быть очень острыми, и иметь разные формы.

Ff»

И«—

Грабштихель имеет ромбическую форму и может дать любую линию — самой тонкой до сравнительно широкой, в зависимости от нажима, сдеделаного граверем. Как правило, грабштихелем обрезаются все черные линии, распологающиеся на белых плоскостях.

Грабштихели могут быть различной формы. Лучше, когда они слегка развенуты снизу вверх. Хорошо иметь разные грабштихели. Разные не только по форме, но и по размеру, от мелкого до большого.4[33-97] Штихили бывают разными и именуются по разному: тонштихели, болтштихели, шпицштихель, флахштихель, репштихель и тд.

ЛИНОГРАВЮРА

3 И. ПАВЛОВ М. МАТОРИН ТЕХНИКА ГРАВЮРЫ НА ДЕРЕВЕ И ЛИНОЛЕУМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО

И С К У С С Т В О - МОСКВА 1952Г

4 И. ПАВЛОВ М. МАТОРИН ТЕХНИКА ГРАВЮРЫ НА ДЕРЕВЕ И ЛИНОЛЕУМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО И С К У С С Т В О - МОСКВА 1952Г

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 4 I ISSUE 1 I 2023 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

Еще одна техника относящаяся к высокой печати это - гравюра на линолеуме.

Это самая молодая техника из всех техник она появилось в 19 - 20 веках. Особенно широкое развитие получила в Европе и Азии. Линогравюрой пользовались в полиграфиях, делали объемные и крупноформатные работы. Впервые данной техникой пользовалась немецкая группа художников «Мост».

Линолеум представляет собой хороший материал для гравюр большого размера. Для гравирования применяют линолеум толщиной от 2,5 до 5 мм. Инструменты для линогравюры используют те же, что и для продольной гравюры: угловые и продольные стамески, а также нож для точной обрезки мелких деталей.

Линолеумы тоже бывает разными: твердыми, эластичными и мягкими. Чем мягче линолеум, тем легче режется самыми простыми инструментами - ножом, угловой стамеской, штихелями.

При печати линогравюры используют те же типографские краски, что и при печати ксилографии. Накатывать краску на линолеум лучше всего вальц массовым валиком, при этом важно отрегулировать количество краски, наносимой на линогравюру: её не должно быть много, чтобы не залить мелкий штрих, и не должно быть мало, чтобы не возникли непропечатки.5

ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ГРАВИРОВАНИЯ НА ЛИНОЛЕУМЕ

Основным инструментом для гравирования на линолеуме служит и инструмент (резец), имеющий жало формы треугольника; в сущности, это тот же грабштихель, но с выемкой внутри. В зависимости от усилия гравера он может дать тонкую или широкую линию (Рис. 2).

Рис.2

5https://ru.wikipedia.org/wiki/Линогравюра

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 4 I ISSUE 1 I 2023 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

Далее идут тонштихели; различная ширина их дает соответствующие линии резьбы. Хорошо один иметь шириной в 1 мм и второй — 1,5 мм. Для вынимания белых мест в линолеуме употребляются полукруглы стамески.

Овладев техникой гравирования на дереве, можно свободно резать и на линолеуме. Техника гравирования на линолеуме несложна. Резцы, гравирующие следует держать приемом резца дерева, а резцы вынимающие — в кулаке, прижимая в упор к ладони. При линиях волнистых и круглых необходимо поворачивать доску, а не резец. Линолеум, приколоченный в краях к чертежной доске, лежит при гравировании на подушке.

Способы перевода рисунка на линолеуме совершенно те же, что и на дереве. Начинать работу по гравюре на линолеуме следует с простых контурных рисунков. Надо учитывать, что линолеум — материал, по существу, лаконичного рисунка, поэтому мельчить рисунок нежелательно.

При гравировании нужно следить за линией, чтобы она была ровной и чистой без зарубин, чтобы при вынимании белого в мелких местах не порезать и не попортить самого изображения. Работать надо постепенно, переходя от легких к более сложным техническим задачам, от линейных построений к тоновым. Постепенный переход незаметно и успешно позволит начать работу над сложными композициями.

В гравюре на линолеуме с успехом можно применять черный и белый пунктиры, пользуясь приемами гравюры а дереве. При работе на линолеуме практикуется раскат краски, что трудно применить на дереве ввиду малого формата досок. Печатать гравюру на линолеуме можно как ручным, так и машинным способом.6[69-97]

В заключении можно сказать, что среди всех печатей высокая печать является самой легкой, но трудоемкой. хороший результат зависит во-первых, от правильного выбора материала и инструментов, во-вторых от шлифовки материала и резцов. На каждый лист должна быть своя подходящая композиция.

Литературы:

1. Е.Ф.Ковтун «Что такое ЭСТАМП» изд. «Художник РСФСР». Ленинград.

2. https: //ru.wikipedia. org/wiki/Ксилография

3. И. ПАВЛОВ М. МАТОРИН ТЕХНИКА ГРАВЮРЫ НА ДЕРЕВЕ И ЛИНОЛЕУМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО И С К У С С Т В О -МОСКВА 1952Г

4. https: //ru.wikipedia. org/wiki/Линогравюра

6 И. ПАВЛОВ М. МАТОРИН ТЕХНИКА ГРАВЮРЫ НА ДЕРЕВЕ И ЛИНОЛЕУМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО И С К У С С Т В О - МОСКВА 1952Г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.