Научная статья на тему 'Grattez le russe et vous trouverez le tartare, или о судьбе одной мифологической страны'

Grattez le russe et vous trouverez le tartare, или о судьбе одной мифологической страны Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
310
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ ГЕОГРАФИЯ / CULTURAL GEOGRAPHY / ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА / GEOGRAPHICAL PICTURE OF THE WORLD / TERRA INCOGNITA / МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ / MENTAL MAPS / КУЛЬТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ КОДЫ / CULTURAL AND SPATIAL CODES / ТАРТАРИЯ / TARTARY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Калуцков Владимир Николаевич

Любая географическая картина мира предполагает наличие двух основных пространственных зон центральной зоны «земли знаемой» и пограничной зоны «земли неведомой», или terra incognita. Расположенная в центре географической картины мира «земля знаемая» выстраивается преимущественно на основе географического знания. В основании второй зоны, зоны «земли неведомой», находящейся на границе картины мира, лежит географическое воображение. Именно здесь формируются благоприятные условия для «жизни» пространственных мифов. В XIII в. в зоне terra incognita европейской картины мира возник один из таких мифов страна Тартария. В качестве азиатской сверхдержавы Тартария существовала в сознании европейцев на протяжении пяти столетий. В статье на данном примере рассматриваются механизмы порождения, развития и угасания пространственных мифов. Наряду с текстами в качества материала для исследования широко используются европейские и российские исторические карты. В качестве теоретической основы исследования используется теория геоконцепта, а также представление о культурно-пространственных кодах географических карт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Grattez le Russe et vous trouverez le Tartare or the fate of one myphological country

Any geographical picture of the world assumes the presence of two main spatial zones the central zone of the “known land” and the boundary zone of the “unknown land”, or terra incognita. “The known earth”, located in the center of the geographical picture of the world, is built primarily on the basis of geographical knowledge. The geographical imagination lies at the base of the second zone, the zone of the “unknown land”, located on the boundary of the picture of the world. It is here that favorable conditions for the “life” of spatial myths are formed. One of these myths the country of Tartary arose in the XIII century in the zone of terra incognita of the European picture of the world. As an Asian the superstate Tartarius existed in the minds of Europeans for five centuries. On this example, the author examines the mechanisms for the generation, development and extinction of spatial myths. Along with the texts, European and Russian historical maps are widely used in the quality of the material for research. As the theoretical basis of the research, the theory of the geoconcept is used, as well as the idea of the cultural and spatial codes of geographical maps.

Текст научной работы на тему «Grattez le russe et vous trouverez le tartare, или о судьбе одной мифологической страны»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. № 1

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

В.Н. Калуцков

GRATTEZ LE RUSSE ET VOUS TROUVEREZ LE TARTARE, ИЛИ О СУДЬБЕ ОДНОЙ МИФОЛОГИЧЕСКОЙ СТРАНЫ1

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» 119991, Москва, Ленинские горы, 1

Любая географическая картина мира предполагает наличие двух основных пространственных зон — центральной зоны «земли знаемой» и пограничной зоны «земли неведомой», или terra incognita.

Расположенная в центре географической картины мира «земля знаемая» выстраивается преимущественно на основе географического знания.

В основании второй зоны, зоны «земли неведомой», находящейся на границе картины мира, лежит географическое воображение. Именно здесь формируются благоприятные условия для «жизни» пространственных мифов.

В XIII в. в зоне terra incognita европейской картины мира возник один из таких мифов — страна Тартария. В качестве азиатской сверхдержавы Тарта-рия существовала в сознании европейцев на протяжении пяти столетий.

В статье на данном примере рассматриваются механизмы порождения, развития и угасания пространственных мифов.

Наряду с текстами в качества материала для исследования широко используются европейские и российские исторические карты.

В качестве теоретической основы исследования используется теория геоконцепта, а также представление о культурно-пространственных кодах географических карт.

Ключевые слова: культурная география; географическая картина мира; terra incognita; ментальные карты; культурно-пространственные коды; Тартария.

Постановка проблемы

Terra incognita, или земля неведомая, земля незнаемая... Представление о terra incognita сыграло огромную роль в развитии географии. Подобно пустым клеточкам в периодической системе Менделеева, зона terra incognita будоражила воображение авантюристов, предпри-

Калуцков Владимир Николаевич — доктор географических наук, профессор кафедры региональных исследований факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова (e-mail: v.kalutskov@yandex.ru).

1 Работа выполнена при поддержке Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» (грантовский проект «Создание атласа ментальных карт регионов России»).

нимателей, искателей новых земель, определяя направление географического поиска. Так, Terra Australis Incognita, или Неведомую Южную Землю, показанную еще на карте Птолемея, искали почти 15 столетий, пока не открыли... Австралию. В первой половине XX в., когда на Земле последние неизвестные земли были открыты, представление о terra incognita, казалось бы, навсегда потеряло свое гносеологическое значение.

Однако мировоззренческий смысл этого понятия по-прежнему актуален, прежде всего с позиций культурной географии, лингвистики, этносоциологии в контексте понимания и исследования национальных и региональных картин мира. На наш взгляд, пространственная зона terra incognita существует в любой современной картине мира, локализуя далекие «неведомые» и непонятные земли, страны, народы. Важно учитывать данный аспект, поскольку понимание картины мира соседа, другой культуры создает надежные основы для продуктивной межкультурной коммуникации.

Terra incognita в культурной географии

Мировоззренческие смыслы terra incognita. Мы утверждаем, что пространственная структура любой географической картины мира предполагает наличие двух основных пространственных зон — центральной зоны terra cognita и пограничной зоны terra incognita (рис. 1). Расположенная в центре географической картины мира «земля знаемая», или terra cognita, выстраивается преимущественно на основе географического знания. Так, на картах мира Античного, Средневекового и Нового времени центральная зона заполнялась изображениями реальных стран, народов, городов, морей, рек с точностью до уровня географического знания времени составления карты. При этом конфигурации географических объектов, как правило, соответствовали их реальным очертаниям.

При этом конфигурации географических объектов, как правило, соответствовали их реальным очертаниям. В основании второй зоны,

зоны «земли неведомой», или terra incognita, расположенной на границе картины мира, лежит... географическое воображение. Это удаленная от центра мировосприятия пространственная зона, всегда расположенная на краях карты, иначе на границах обитаемого мира, заполнялась другими сущностями — мифологическими людьми и животными, неведомыми землями, фантастическими морями и реками.

Среди наиболее известных мифологических стран — Атлантида, следы которой ищут до сих пор, Земля пресвитера Иоанна, Белово-дия, светлый град Китеж, Тартария... Эти страны существовали в картинах мира разных народов. Их объединяет то, что в реальность их существования верили не одно столетие, эти страны описывались в научных трудах и изображались на многочисленных географических картах, но — главное — эти мифологические страны всегда размещались на краях знаемого мира, в пространственной зоне terra incognita.

Хотя мы и не найдем на современных географических картах надписи «земля неведомая», тем не менее в современной географической картине мира любого народа зона terra incognita присутствует по-прежнему, охватывая наиболее удаленные страны и народы и наделяя их фантастическими далекими от реальности свойствами. Однако обнаружить эту пространственную зону можно только на ментальных картах.

О ментальных географических картах. Что такое ментальные географические карты и чем они отличаются от «реальных»? Ментальные карты называют также когнитивными картами, «мысленными» изображениями, картоидами [Родоман, 2007]. Картографы определяют их в качестве графических представлений образов пространственных объектов, формирующихся в мозгу человека [Геоинформатика, 2010: 310]. Примерами таких карт выступают схема, чертеж, рисунок местности. Большинство средневековых карт и карт Нового времени, на которых отсутствует сетка меридианов и параллелей, относятся к ментальным [Салищев, 1971; Harwood, 2006].

Хотя ментальные карты могут отражать некоторые объективные характеристики географических объектов, но — главное, что они изображают представление о мире определенного человеческого сообщества [Калуцков, 2016]. В этом смысле — это действительно «миро-воззрен-ческие» карты, т. е. карты окружающего данное сообщество мира.

Тем самым первое отличие заключается в том, что ментальные карты изображают географическое пространство, а «реальные» карты — территорию. Как следствие, требование физической точности изображения на «реальных» географических картах приводит к необходимости применения при их построении математических моделей. Это проявляется в наличии координатной сетки, т. е. системы меридианов и параллелей, что позволяет рассчитывать размеры географических объектов,

ориентироваться на местности, планировать оптимальные маршруты. Ментальные карты не предназначены для данных практических действий, они нацелены на выявление и исследование пространственных отношений. И потому сетка меридианов и параллелей на них отсутствует.

Важное различие, носящее не только формальный, но значимый содержательный характер — масштабная характеристика карт. «Реальные» географические карты всегда имеют один масштаб, ментальные же карты, как правило, полимасштабны. Это означает, что самые значимые объекты на ментальных картах показываются с помощью крупного масштаба, а менее значимые — с помощью более мелкого масштаба. За счет этого приема границы значимого объекта на карте «раздвигаются», и он показывается крупнее. Кстати, эффектом полимасштабности нередко пользуются иконописцы, укрупняя образ самого значимого святого.

Таким образом, ментальные карты, составленные в разные исторические периоды и в разных странах, содержат наиболее интересный материал для исследования мифологических стран и народов. Именно на ментальных картах человеческих сообществ явно или неявно представлена зона terra incognita. Особый интерес представляют ментальные карты мира.

Тартария как мифологическая страна

Что значит быть представленным в географической картине мира? Это значит, во-первых, иметь имя, во-вторых, обладать определенным культурным смыслом и, в-третьих, быть показанным на географической карте.

Тартария в европейской географической картине мира. Тартария, как и Атлантида, продукты европейской картины мира, представляют собой мифологические страны зоны terra incognita. Атлантида располагалась на западном краю европейского мира, за Геркулесовыми столбами, или за Гибралтаром, Тартария — на восточной окраине Европы. Память об Атлантиде сохраняется в именах таких известных географических объектов, как Атлантический океан и горы Атласа.

Несмотря на то что Тартария охватывала всю Азию, на территории России остался только один топонимический «осколок» этого некогда гигантского мира — Татарский пролив (известный французский мореплаватель Лаперуз назвал его La manche de Tartar, но русский язык довольно быстро Тартарский пролив «превратил» в более привычный Татарский).

Возникновение мифа о Тартарии исследователи связывают с нашествием Чингисхана на Европу. Христианское средневековое созна-

ние европейской элиты интерпретировало данный факт как наказание европейцев за грехи. Один из первых европейцев, который локализовал Тартарию и ее столицу, был францизсканский монах Иоанн де Плано Карпини. В 1246 г. он пересек южную часть Русской равнины, Среднюю и Центральную Азию и оказался в столице «Тартарии» городе Каракорум, где встретился с монгольским ханом. Одно из его сочинений показательно называется «История монголов, которых мы называем татарами (в оригинале Tartaros. — В.К.)».

«Когда направлялись мы, по поручению апостольского Престола, к Татарам и к иным народам востока и знали волю [на то] Господина Папы и досточтимых кардиналов, мы прежде избрали путешествие к Татарам. Именно мы опасались, что от них вскоре будет грозить опасность Церкви Божией». И далее «...дабы Татары своим случайным и внезапным вторжением не застигли их врасплох, как это и случилось однажды по грехам людским (выделено мной. — В.К.), и не произвели большого кровопролития среди христианского народа»2.

В связи с этим исторгнувшую «дикие орды» страну, находящуюся в глубинах Азии, в Европе назвали Тартарией (букв. «страна Преисподней»; с топонимом соотносится русское тартарары). А жителей этой «непрестижной» мифологической страны стали именовать тар-тарами. Как справедливо отмечает татарский исследователь М.З. За-киев, для европейцев тартары означало «люди Ада» [Закиев, 2002].

Следует отметить, что в XIV—XV вв. (до падения Константинополя в 1453 г.) множество европейцев, используя Великий шелковый путь, посещали Среднюю Азию и Китай. Вместе с тем миф о Тартарии оказался настолько силен, что знания о реальных народах и странах не разрушали его, а, напротив, «вписывались» в его ткань.

В XVI—XVII вв. европейскими исследователями составляются десятки карт, изображающих Тартарию. К этому времени эсхатологический контекст, связанный с ордынским нашествием, уходит. Мифологическая страна постепенно начинает насыщаться этнографическими и природными реалиями. Рассмотрим наиболее примечательные карты, на которых изображалась мифологическая Тартария.

Так, на карте Паоло Джолио, составленной в 1525 г., Тартария начинается с устья Днепра, охватывает степи Русской равнины и уходит за Урал3. Интересно, что граница лесной и степной географических зон показана на карте в виде стены леса, которая протягивается от Польши до Сибири, больше напоминая известные русские засеки, представ-

2 Плано Карпини Джованни дель. История монголов, которых мы называем татарами. URL: http://kitap.net.ru/archive/12.php (дата обращения: 30.04.2017).

3 См.: Рыбаков Б.А. Новооткрытая карта Московии 1525 года // Отечественные архивы. 1994. № 4. С. 3-8.

лявшие собой барьер от набегов степняков. На карте встречаются интересные этнографические детали. Например, в междуречье Азовского и Каспийского морей написано «ногайские тартары».

Еще более локальный вариант Тартарии представлен на карте голландского картографа Г. Гесселя, составленной в 1613 г.4 Здесь «тар-тарский ареал» охватывает степную полосу от Днепра до Волги. При этом на карте он назван как Крым, или Тартария Перекопская.

Важное место занимают «глобалистские» картографические изображения Тартарии, на которых она показывается, как Азия в целом. Этот факт требует специального исследования, но, очевидно, что в таком контексте Тартария может рассматриваться как такой же концепт западного ориентализма, как Восток или, если также иметь в виду ее пространственную локализацию, то как геоконцепт [Саид, 2006; Калуцков, 2012].

Одна из карт такого типа находится в известном Атласе мира Авраама Ортелия 1570 г.5 Она называется Карта Тартарии или королевства Великого Чама (т.е. Хана). На карте страна показывается азиатской супердержавой, раскинувшейся от Волги до Тихого океана.

Тартария выступает синонимом Азии и в работах Н. Витсена, голландского исследователя, друга Петра Великого, много лет служившего в России и повидавшего и Европейскую Россию и Сибирь6. Тем не менее обстоятельный хорошо иллюстрированный труд, увидевший свет в 1692 г., он называет «Северная и Восточная Тартария, включающая области, расположенные в северных и восточных частях Европы и Азии». Значит, Н. Витсен посчитал «тартарское» название России в заглавии работы вполне уместным для своего времени. Интересно, что к тартарам он относит и ногайцев, и мордву, и остяков (хантов).

Тартария Витсена, как показано на его карте, раскинулась от Урала до Тихого океана, включая Сибирь, Великую Тартарию (районы континентального Китая и Монголии) и Пустынную Тартарию, которая соответствует Средней Азии7. Моря Северного Ледовитого океана, расположенные восточнее Новой земли, на карте обозначены как Тартарское море.

4 См.: Кусов В.С. Московское государство XVI — начала XVIII в. Сводный каталог русских географических чертежей. М., 2007. C. 58.

5 См.: Постников А.В. История географического изучения и картографирования Сибири и Дальнего Востока в XVIII — начале XX века в связи с формированием Русско-китайской границы. М., 2015. С. 25.

6 См.: Витсен Н. Северная и Восточная Тартария, включающая области, расположенные в северных и восточных частях Европы и Азии: В 3 т. Амстердам, 2010.

7 Витсен Н. Карта Тартарии. URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/ 5/5f/Witsen_-_Tartaria.jpg (дата обращения: 30.04.2017).

Самая большая Тартария, полностью совпадающая с границами Азии, показана на карте мира И. Данкерта. Она так и называется Великая Тартария8.

Начиная с XVI в. некоторыми западными исследователями, которые получили возможность ознакомиться с Россией, предпринимается попытка соотнести феномен России (Московии) и Тартарии. Как правило, у таких картографов Тартария «становится» региональной или даже локальной державой.

Так, на карте Московии известного дипломата С. Герберштейна, опубликованной в 1556 г., Тартария показана совсем небольшим ареалом между Азовским морем и низовьем Волги9. Интересно, что название Волги автор дает и по-русски (Wolga), и по-татарски — Эдель (Edel Tartarice).

Наиболее полно различие Московии и Тартарии показано на карте английского дипломата Антония Дженкинсона, относящейся к 1562 г. Примечательно ее название: «Карта Московии и Тартарии»10. Джен-кинсон проехал Московию от Архангельска до Москвы и от Москвы до Астрахани, а также побывал в Средней Азии. «Я совершил сорокадневное путешествие за Каспийское море по направлению к восточной Индии и Китаю через разные пустыни и дикие места, я проехал пять татарских королевств, всю землю туркменов и джагатаев до великого города Бухары в Бактрии»11.

В результате Московия Дженкинсона охватывает северную лесную половину Русской равнины, а Тартария — ее южную степную половину, а также всю Среднюю Азию. Такое «азиатское» видение Тартарии уже в то время не соответствовало политическим реалиям: Астрахань ко времени составления карты была в составе Московского государства. Интересно приведенное на карте «восточное» изображение русского царя, который хоть и держит скипетр и державу, но показан в колпаке и на фоне степного шатра. Тартарский след проявляется и в надписях на карте, например, «Самаркандия была некогда столицей всей Тар-тарии» или «Малый Хорасан, завоеванный в 1558 году персидским шахом с помощью татар»12.

Подчеркивая неосведомленность западных ученых, петербургский академик Иоганн Гмелин, много путешествовавший по Сибири, пишет: «...северные страны [Азии] были для [западных. — В.К.] земле-

8 См.: Борисовская Н.А. Старинные гравированные карты и планы. М., 1992. C. 14.

9 Там же. C. 49.

10 Там же. С. 31-33.

11 Английские путешественники в Московском государстве. М., 1937. С. 67-68.

12 Борисовская Н.А. Старинные гравированные карты и планы. М., 1992. C. 31-33.

описателей не более, чем темным пятном. Вся земля была Татарией и все народы этих областей — татарами»13.

В таком контексте становится понятным, почему французский мореплаватель Жан-Франсуа Лаперуз в конце XVIII века (!) назвал пролив между Евразией и Сахалином Тартарским.

Тартария в русской географической картине мира. В XVIII—XIX вв. русская географическая картина мира испытывает сильное воздействие со стороны европейцев, особенно немцев. Носителями такой эклектичной русско-немецкой картины мира были, с одной стороны, немецкие ученые и картографы, работавшие в России, а с другой — русские исследователи, испытавшие влияние европейской науки. В связи с этим в картографических произведениях, составленных в этот период в России, Сибирь часто соотносится с Тартарией.

Миф о Тартарии никогда не был укорененным на Руси и в России. Это связано и с географическим положением страны «между Европой и Азией», и с длительными устойчивыми контактами русских со степными и зауральскими народами. Напомним, что новгородцы уже с XIV в. ходят за пушниной за Урал. Первым русским государем, получившим «сибирский» титул (великого князя Югорского, князя Кон-динского и Обдорского), стал Иван III. Тем самым на восточном краю русской картины мира постепенно оформляется не Тартария, а сначала мифологическая, а потом все более реальная Сибирь.

В связи с этим представление о Сибири у русских и европейцев, похоже, стало одним из важнейших механизмов разрушения тартар-ского мифа. Уже в конце XVII в. целостный образ Тартарии начинает «распадаться» на отдельные части. Это происходит как на российских, так и на западных картах (см., например, описание карты Н. Витсена, сделанное выше).

Сначала геоконцепт Сибирь используется для обозначения Северной Азии, как бы оттесняя Тартарию во внутриматериковые районы Азии. А затем географы начинают обозначать Сибирь как Русскую Тартарию; при этом Внутренняя Монголия «превращается» в Китайскую Тартарию, а Средняя Азия — в Вольную Тартарию.

Именно так «распавшаяся» на отдельные регионы Тартария показана на карте Азии российского академического атласа 1737 г.14 Кроме того, степная половина Европейской России в атласе названа... Малой Тартарией. Следовательно, некогда огромная «страна» оказалась представлена четырьмя «тартарскими» регионами: Малой Тартарией, Российской Тартарией, Китайской и Вольной Тартарией (рис. 2). Ин-

13 Сухова Н.Г. Физико-географические исследования Восточной Сибири в XIX веке. М.; Л., 1964. С. 7.

14 Postnikov A. Russia in maps: a history of the geographical study and cartography of the county. Moscow, 1996. P. 48.

тересно, что атлас носил просветительский характер; он назывался «Атлас сочиненный к пользе и употреблению юношества и всех читателей ведомостей и исторических книг». Ознакомившееся с атласом сибирское юношество России удивилось бы, узнав, что оно живет в Российской Тартарии, а казачье юношество Юга России согласно атласу относится к гражданам Малой Тартарии. Эта тартарская линии в атласе, очевидно, связана с тем, что его авторами были немецкие ученые, работавшие в то время в России.

Рис. 2. Карта Азии российского академического атласа 1737 г. (фрагмент)

В то же время на составленной русским картографом Генеральной карте Российской империи, вошедшей в первый российский атлас Ивана Кириллова 1734 г., Тартария представлена только одним небольшим регионом — Восточной Тартарией, раскинувшейся на месте Маньчжурии15.

Спорадически (только в одном случае) Тартария показана и в первом атласе Сибири выдающегося сибирского историка и картографа С.У. Ремезова (1701). Надпись «Великая Тартария» охватывает небольшой регион вокруг столицы Сибири г. Тобольска. Учитывая, что Ре-

15 Там же. Р. 44-45.

мезов был родом из Тобольска и хорошо знал край, эта надпись отражает реальный этнический ареал расселения сибирских татар, что и отмечено на карте: «Великая Тартария... всей внутренней Сибири... с великими и меньшими татарскими городками и волостями»16.

Словом, тартарский миф, привнесенный в Россию европейцами уже в новое время, быстро сошел на нет. Однако в европейском сознании отголоски этого мифа встречаются еще в середине XIX в. В качестве примера приведем название карты одного американского путешественника, изданной в 1860 (!) г.: "M. Atkinson's travel in Siberia, Mongolia, Chinese Tartary (выделено мной. — В.К.) and part of Cenral Asia"17.

Заключение

На материале мифологической страны Тартарии мы показали, механизм формирования пространственного мифа. Миф, возникший в XIII в., локализуется на краю европейской географической картины мира, в зоне terra incognita, контакты с которой минимальны, что создает идеальные условия для географического воображения. Перефразируя известное выражение Э.В. Саида о Востоке18, данный географический миф может быть выражен следующей формулой: «Тартария — это такая страна, в которой живут тартары, ведущие тартарский (кочевнический) образ жизни и говорящие на тартарском языке».

По мере проникновения в Азию-Тартарию и знакомства с реальными народами и языками европейцы начинают «отсекать» от Тартарии внешние ее части — Московию, Персию, Китай. Тем самым шагреневая кожа мифологической страны начинает сжиматься. Представление о Сибири стало одним из важнейших механизмов разрушения тартар-ского мифа. На излете его жизни оставшийся внутриазиатский «тартарский» массив начинает дробиться на регионы — Малая Тартария, Российская Тартария (Сибирь), Китайская Тартария, Свободная Тартария. И к середине XIX в. миф окончательно «лопается».

Однако на его место приходит другой пространственный миф. Во второй половине XIX в. место Тартарии в прямом и переносном смысле этого слова, т.е. место на краю европейского мира, занимает концепт Востока, сказочно богатого, необычного, но дикого и отсталого [Саид,

16 Там же. Р. 32.

17 Постников А.В. История географического изучения и картографирования Сибири и Дальнего Востока в XVIII — начале XX века в связи с формированием Русско-китайской границы. М., 2015. Рис. 22.

18 «Восток — это дом восточного человека, где «он проводит жизнь в восточном комфорте, в состоянии восточного деспотизма и восточной чувствительности, напоенный чувством восточного фатализма» [Саид, 2006].

2006]. Геокультурное пространство не терпит пустоты: зона terra incognita должна быть заполнена.

Широко известно выражение: "Grattez le Russe et vous trouverez le Tartare" (Поскоблите русского, и вы найдете татарина). Оно имеет множество трактовок. Мы предложим еще одну — геокультурную. Да, действительно, Россия — это Великая Тартария, а русские — это тар-тары (les Tartares), т.е. жители неведомой дальней земли на краю европейского мира.

Список литературы

1. Геоинформатика: В 2 кн.: Кн. 1: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.С. Тикунова. М., 2010.

2. Загрязкина Т.Ю. Антропология пространства (на франкоязычном материале) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012. № 4. С. 9—29.

3. Закиев М.З. Происхождение тюрков и татар. Казань, 2002.

4. Калуцков В.Н. Геоконцепты в географии // Культурная и гуманитарная география. 2012. Т. 1. № 1. С. 27-36.

5. Калуцков В.Н. Культурная география России. Ч. 1: Теоретический и специальный разделы: Учебное пособие. М., 2016.

6. Калуцков В.Н. Литературная география как научный предмет и как учебная дисциплина // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. № 4. C. 67-79.

7. Павловский И.В. Время и пространство в европейской и русской картине мира // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. № 2. C. 119-133.

8. Родоман Б.Б. География, районирование, картоиды: Сборник трудов. Смоленск, 2007.

9. Саид Э.В. Ориентализм. Западные концепции Востока. СПб., 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. СалищевК.А. Картография. 2-е изд.: Учебник для вузов. М., 1971.

11. Harwood J. To the ends of the Earth. 100 maps that changed the world. L., 2006.

12. Postnikov Alexei. Russia in maps: a history of the geographical study and cartography of the county. Moscow, 1996.

Vladimir N. Kalutskov

GRATTEZ LE RUSSE ET VOUS TROUVEREZ LE TARTARE OR THE FATE OF ONE MYPHOLOGICAL COUNTRY

Lomonosov Moscow State University 1 Leninskie Gory, Moscow, 119991

Any geographical picture of the world assumes the presence of two main spatial zones — the central zone of the "known land" and the boundary zone of the "unknown land", or terra incognita.

"The known earth", located in the center of the geographical picture of the world, is built primarily on the basis of geographical knowledge.

The geographical imagination lies at the base of the second zone, the zone of the "unknown land", located on the boundary of the picture of the world. It is here that favorable conditions for the "life" of spatial myths are formed.

One of these myths — the country of Tartary — arose in the XIII century in the zone of terra incognita of the European picture of the world. As an Asian the superstate Tartarius existed in the minds of Europeans for five centuries.

On this example, the author examines the mechanisms for the generation, development and extinction of spatial myths.

Along with the texts, European and Russian historical maps are widely used in the quality of the material for research.

As the theoretical basis of the research, the theory of the geoconcept is used, as well as the idea of the cultural and spatial codes of geographical maps.

Key words: cultural geography; geographical picture of the world; terra incognita; mental maps; cultural and spatial codes; Tartary.

About the author: Vladimir N. Kalutskov — Doctor of Geographical Sciences, Professor of the Department of Regional Studies, Faculty of Foreign Languages and Areal Studies, Lomonosov Moscow State University (e-mail: v.kalutskov@yandex.ru).

References

1. Geoinformatica. 2010. V dvuch knigach. Kniga 1 : uchebnik dlia studentov vuzov / pod redaksiey VS. Tikunova [Geoinformatics: in 2 books. Book 1: a textbook for students of higher educational institutions / Ed. V.S. Tikunov. 3rd edition] M. (In Russ.)

2. Zagryazkina T.Yu. 2012. Antropologiya prostranstva (na frankoyazychnom materiale) [The Anthropology of Space (Based on French-Language Material]. Moscow State University Bulletin. Series 19: Linguistics and Intercultural Communication, no. 4, pp. 9—29. (In Russ.)

3. Zakiev M.Z. 2002. Proiskhogdenie tiurkov i tatar [The origin of the Turks and Tatars]. Kazan. (In Russ.)

4. Kalutskov VN. 2012. Geokonzepty v geografii [Geoconcepts in geography]. Cultural and Humanitarian Georaphy, v. 1, no. 3, pp. 103—113. (In Russ.)

5. Kalutskov VN. 2016. Kulturnaya geografía Rossii. Chast 1. Teoreticheskyi i spesialnyi razdely. Uchebnoye posobie [Cultural Geography of Russia. Part 1. Theoretical and special sections. Tutorial]. Moscow, Faculty of Foreign Languages and Regional Studies, Moscow State University. (In Russ.)

6. Kalutskov VN. 2015. Literaturnaya geografiya kak nauchnyi predmet i kak uchebnaya distsiplina [Literary geography as a science and as an academic discipline]. Moscow State University Bulletin. Series 19: Linguistics and Intercultural Communication, no. 4, pp. 67—79. (In Russ.)

7. Pavlovskii I.V. 2013. Vremya i prostranstvo v evropeiskoi i russkoi kartine mira [Time and Space in the European and Russian Worldviews]. Moscow State University Bulletin. Series 19: Linguistics and Intercultural Communication, no. 2, pp. 119—133. (In Russ.)

8. Rodoman B.B. 2007. Geografía, rayonirovanie, kartoidy: Sbornik trudov [Geography, zoning, cartoids: Collection of works]. Smolensk. (In Russ.)

9. Said E.W 2006. Orietalism. Zapadnye koncepcyi Vostoka [Orientalism. Western concepts of the East]. St. Petersburg. (In Russ.)

10. Salischeff K.A. 1971. Kartografia. 2 izdanie. Uchebnik dlia vuzov [Cartography. 2 nd edition. Textbook for high schools]. Moscow. (In Russ.)

11. Harwood J. 2006. To the ends of the Earth. 100 maps that changed the world. London.

12. Postnikov Alexei. 1996. Russia in maps: a history of the geographical study and cartography of the county. Moscow.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.