2. Баклагова Ю.В. Предельность / непредельность как аспектуальный признак глагольного предиката // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2010. № 12. С. 240-244.
3. Балин Б.М. Сравнительная аспектология русского и немецкого языков: учебное пособие / Б.М. Балин, Л.А. Бурмистрова, Л.П. Колосова и др. Калинин: Изд-во Калининского государственного ун-та, 1979. 86 с.
4. Das Grundgesetz für die Bundesrepublik Deutschland (GG): Основной Закон ФРГ // Grundgesetz: Sonderausgabe unter redaktioneller Verantwortung des Verlages C.H. Beck. - 35., neubearbeitete Auflage. München, 1998. S. 1-65.
References
1. Bondarko А.У. Principles of the functional grammar and questions of aspectology. Leningrad: Nauka, 1983. 208 p.
2. Baklagova Y.V. Limitation / Unlimitation as an aspectual characteristic of verbal predicate // Artual problems of philology and of pedagogical linguistics. 2010. № 12. P. 240-244.
3. Balin B.M. Comparative aspectology of Russian and German languages: Manual / B.M. Balin, L.A. Burmistrova, L.P. ^losova etc. КаИтш KSU, 1979. 86 p.
4. The Main Law of FRG // Grundgesetz: Special edition edited by C.H. Beck. - 35. processed edition. München, 1998. P. 1-65.
УДК 347.73
Е.В. Каминская, Т.Л. Рудченко
ГРАНТЫ: ПОНЯТИЕ, НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ И КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ
Введение: проблема научного анализа гранта как относительно новой формы финансирования деятельности организаций и физических лиц вызывает исследовательский интерес в связи с необходимостью использовать и развивать данный инструмент в решении социально значимых вопросов современного российского социума. Цель: теоретическое уточнение понятия в рамках междисциплинарного подхода, анализ законодательных принципов развития, выявление основных видов, а также особенностей реализации грантов в России. Методологическая основа: в качестве методологической основы исследования данной проблематики был выбран теоретический анализ социогуманитарных источников, а также нормативно-правовых документов, что обеспечивает, на наш взгляд, научную целостность и элементы исследовательской новизны в процессе системного осмысления обозначенного объек-
© Каминская Екатерина Валерьевна, 2018 2
Кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков (Саратовская государ- £3
ственная юридическая академия); e-mail: [email protected] м
© Рудченко Татьяна Львовна, 2018
Кандидат социологических наук, доцент кафедры иностранных языков (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]
© Kaminskaya Ekaterina Valer'evna, 2018
Candidate of sociological Sciences, assistant Professor (Saratov state law Academy) © Rudchenko Tatiana Lvovna, 2018
Candidate of sociological Sciences, assistant Professor (Saratov state law Academy) 255
та. Результаты: проанализировано становление института грантов в российском законодательстве. Подчеркнута необходимость дальнейшего исследования основных видов грантов, опираясь на критерий прозрачности и эффективности. Выводы: необходимо дальнейшее исследование данной проблемы с учетом критериев прозрачности и эффективности.
Ключевые слова: гранты, правовая система, файндрайзинг, законодательство, нормативно-правовая система, безвозмездность, отчетность.
E.V. Kaminskaya, T.L. Rudchenko
GRANTS: CONCEPT, REGULATORY SUPPORT, IMPLEMENTATION FEATURES AND CLASSIFICATION OF TYPES
Background: the Problem of scientific analysis of the grant, as a relatively new form of financing the activities of organizations and individuals raises research interest in connection with the need to use and develop this tool in solution of socially significant problems of modern Russian society. Objective: the theoretical clarification of the notion of interdisciplinary approach, the analysis of legislative frameworks development, identifying the main types and specifics of implementation of grants in Russia. Methodological framework: the methodological foundations of the study of this issue was chosen as the theoretical analysis of social and humanistic sources, and regulatory legal documents, which provides scientific integrity and research elements of novelty in the process of scientific understanding of the designated object. Results: the formation of the Institute of grants in the Russian legislation is analyzed. The necessity of further research of the main types of grants, based on the criterion of transparency and efficiency, is emphasized. Conclusions: the necessity of further research of this problem, based on the criteria of transparency and efficiency, is emphasized.
Key-words: grants, legal system, fundraising, law, legal system, gratuitousness, reporting.
Актуальность обозначенной проблематики обусловлена тем, что в законодательстве нашей страны такое понятие, как «грант», появилось относительно недавно, хотя данный инструмент файндрайзинга за рубежом изучен достаточно хорошо и имеет более четкое определение. В этой связи следует подчеркнуть, что появление данного феномена в России в большей степени связано с конкретизацией прозрачности налогообложения НКО в начале 90-х гг., что послужило драйвером в попытках научного обоснования понятий «грант» и «грантовая деятельность» [1].
Исследователями, внесшими существенный вклад в изучение финансового обеспечения социальной сферы, являются В.А. Луков [1], Г.А. Антонюк [2], Л.Н. Коган, С.Г. Панова [3], В.Я. Курбатов, О.В. Курбатова [4]. Изучением системы грантовой поддержки занимались О.В. Игумнова [8], Е.В. Ильина [10], О.И. Холодцова [5].
В то же время следует отметить, что теоретическая интерпретация гранта как финансового инструмента дифференцируется в зависимости от научных направлений и дисциплин. Представители экономических наук рассматривают грант как форму инвестиционной поддержки, социологических — как социальный феномен, оказывающий влияние на все сферы жизнедеятельности социума. С позиций социального менеджмента, грант анализируется как актуализатор со-
циального взаимодействия государства и его элементов, представленных общественными объединениями, деятельность которых в последнее время характеризуется высокими темпами роста. В рамках юридической науки, на наш взгляд, особый интерес представляет законодательная база, создающая необходимые правовые условия для порядка и поддержания социальной безопасности в процессе реализации грантовой деятельности. Кроме того, анализируемый объект детально изучается в рамках гражданского, налогового и бюджетного права.
Однако проблемы понятия и особенностей системы финансирования общественных инициатив посредством грантов в науке и практике исследованы недостаточно и требуют междисциплинарного похода на стыке различных гуманитарных и социальных дисциплин.
В научной практике под термином «грант» принято понимать специальные средства, которые безвозмездно предоставлялись международным контрагентам, чья деятельность связана с общественными процессами, а также отечественным предприятиям или физическим лицам в денежной либо натуральной форме на проведение научной или иной социальной деятельности с последующим предоставлением детального отчета1.
Следовательно, грантом можно считать имущественные, в т.ч. и денежные ресурсы, направленные физическим лицам или организациям для осуществления конкретных целевых программ или проектов, которые представляют собой научную или общественную значимость. В отличие от кредита грант не возвращается грантодателю [6, с. 8-19].
По мнению Ю.М. Ульянова, грант — это безвозвратное поступление денег предприятиям, организациям или физическим лицам. Финансирование предоставляется на проведение научных и других исследований, экспериментально-инженерных работ, где обязательным условием является отчет о целевом использовании предоставленных ресурсов. При оказании финансовой поддержки организации вправе использовать средства на компенсацию выплат за аренду офиса, приобретение или лизинг оборудования, расходные материалы, фонд оплаты труда, расходы на СМИ, транспортные затраты, проживание и питание в случае, если это необходимо для совершения командировочных поездок. Проект может быть рассчитан на поддержку как разовой программы (симпозиум, исследовательская школа, социологический опрос и т.д.), так и на стратегические действия, что создает возможность применять поэтапное финансирование или привлекать дополнительные грантовые источники [7, с. 12-16].
Российская нормативно-правовая система рассматривает понятие «грант» в нескольких интерпретациях, каждая из которых имеет свои особенности. Например, существует президентский, государственный, благотворительный или частные виды грантов. Одними из наиболее распространенных видов являются гранты в области науки, культуры, образования2.
На наш взгляд, наиболее полным можно считать определение гранта, данное в ст. 2 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (в ред. от 23 мая 2016 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 января 2017 г.), согласно которому грант — это финансовые ресурсы для проведения научных исследований, безвозмездно передающиеся
1 См.: Письмо Государственной налоговой службы Российской Федерации от 11 июня 1993 г. № ЮУ-4-06/88н, Министерства финансов Российской Федерации от 11 июня 1993 г. № 04-06-01 (с изм. от 29 июня 1995 г. № 35). URL https://www.lawmix.ru/prof/50772 (дата обращения: 28.10.2017).
2 См.: Там же. 257
юридическим или физическим лицам (в т.ч. иностранным), получившим право использовать их на территории России в соответствии с установленным порядком. Следует подчеркнуть, что приведенное определение относится только к научным видам грантов3.
Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (в ред. от 5 мая 2014 г.) дает определение грантам, как добровольным пожертвованиям, которые носят целевой характер и предоставляются гражданам и юридическим лицам в денежной или натуральной форме. Данное понятие не применимо к коммерческим организациям, поскольку они не имеют благотворительный характер4.
В российском законодательстве существует следующее понятие государственных грантов на основании Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (в ред. от 2 июня 2016 г.) и Закона РФ «О вынужденных переселенцах»: «Грант» — это форма государственного патронажа общественных объединений, представленная в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ по соответствующим заявкам5. В некоторых нормативных актах понятие «грант» соотносится с понятием «стипендия». К примеру, гранты (стипендии) Президента России присуждаются молодым исследователям в целях обеспечения их научной деятельности над актуальными проектами6.
Важное направление функционирования некоммерческих организаций состоит в поиске и привлечении средств для поддержания неприбыльных проектов, имеющих социальную ценность. Для такой деятельности в современной науке и практике часто применяется понятие «файндрайзинг». Привлекаемые ресурсы направляются на различные затраты, такие как аренда офиса или земли, персональные научные изыскания, строительство и архитектура, услуги в области консалтинга, оплата труда, командировки, полевые исследования, проекты, семинары, тренинги и многое др.7
Грант можно рассматривать как одну из разновидностей пожертвования, предусмотренного Гражданским кодексом РФ. Согласно действующему законодательству с момента получения грант, как и любое другое пожертвование, становится собственностью грантополучателя. Организация, получившая финансирование, обязана использовать денежные средства по указанному назначению и представить типовой отчет об их использовании соответствующему источнику. В нормативной практике иные обязанности на грантополучателя не возлагаются. К примеру, возврат имущества, приобретенного в ходе реализации гранта, сообщения в СМИ о грантодателе, передача последнему полученных результатов не имеет обязательного условия. Следовательно, необходимая характеристика гранта — это безвозвратность переданного имущества в дополнение к добровольности [8, с. 25-29].
ä 3 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 35, ст. 4137; 2016. № 22, ст. 3096.
4 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 33, ст. 3340; 2014. № 52, ст. 6998.
5 См.: Библиотека «Российской газеты». 1996. № 24.
6 См.: Указ Президента РФ от 9 января 1997 г. № 5 «Об учреждении премии и грантов (стипендий) Президента Российской Федерации в области печатных средств массовой информации» (в ред. от 28 июня 2005 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 2, ст. 223; 2005. № 33, ст. 3400.
7 См.: Ларина Л.Р. Источники финансирования для некоммерческих организаций и управление ими. URL https://science-education.ru/ru/article/view?id=11667 (дата обращения:
258 23.09.2017).
Юридическая сторона предоставления гранта имеет конкурсную основу, сроки официального получения которого во многом зависят от соблюдения документально установленных порядков. Следует подчеркнуть, что предприятия-грантополучатели освобождаются от налоговых сборов при соблюдении следующих основных требований:
грантодатель — отечественная либо иностранная, международная некоммерческая организация, которая включена в Перечень, утвержденный Правительством России;
цели направления грантов — реализация программ в области искусства, культуры, науки и образования, окружающей среды и прочих социально значимых сфер жизни общества.
Векторы освоения денежных средств от полученного гранта зафиксированы в условиях специального договора, где обозначены цели и задачи проекта, а также содержится подробное описание мероприятий, которые реализует грантополу-чатель. При этом контролирующие действия осуществляются не только со стороны грантодателя, но и со стороны налоговых и силовых служб, внимательно отслеживающих соблюдение условий использования грантовых средств [9].
В процессе проведения конкурса на получение гранта важной процедурой является разработка заявки, которая представлена в виде проекта с целью убедить комиссию направить инвестиции именно в данную конкретную социально значимую программу. Ключевым моментом, на наш взгляд, является выработка устойчивых преимуществ, выгодно отличающих представленный проект от конкурентных предложений. Кроме того, немаловажны формулировка и актуализация проблемы, где необходимо указать не просто факт наличия трудностей, но и предложить максимально эффективные пути их преодоления, а возможно, и профилактики. При конструировании выводов, полученных в ходе реализации исследования, следует сделать акцент на их логическое соответствие поставленным задачам. Особое внимание необходимо обратить на дальнейшие пункты конкурсной заявки, которые должны содержать перечень мероприятий, ориентированных на достижение целей, детализированную схему организации проекта, календарный план и бюджет, где последовательность действий обеспечивается установленным количеством инвестиционного капитала.
Данный логический конструкт должен найти соответствующее отражение в планах оценки и отчетности проекта, а также в механизмах осуществления прозрачности контролирующих действий за процессом реализации намеченных мероприятий. В последующих разделах грантополучатель указывает источники дополнительных ресурсов по сохранению и расширению программной деятельности на момент окончании срока финансирования при условии, что данный проект превышает срок действия гранта. В итоговой части заявки указывается присутствие приложений, включающих в себя дополнительные материалы, которые поясняют содержание проекта и передаются в фонд вместе с заявкой и сопроводительным письмом.
Следует подчеркнуть, что в некоторых случаях потенциальные грантополу-чатели по требованию грантодателя обязаны будут предоставить список документов внутренней финансовой отчетности: результаты финансовых инспекций, подтверждение статуса некоммерческой организации, организационный план и др. [10, с. 47-55].
Грантовая система имеет сложную, разветвленную структуру, специфика которой определяется не только теоретической или юридической трактовкой понятия, но и его типологией. Классификация грантовой поддержки в плоскости современной науки и практики представлена определенными формами. С точки зрения периодичности проведения, грантовые программы подразделяются на следующие виды:
разовые действия (программы грантов, проводимые организациями единожды);
повторяющиеся программы (программы грантов, повторяемые через определенные промежутки времени);
мероприятия, проводимые на постоянной основе (программы грантов, не имеющие определенных сроков окончания финансирования).
По целевой направленности можно выделить следующие типы грантов:
1) финансирование на общую поддержку. Как правило, формируется для общей поддержки деятельности организации;
2) финансирование-проект — кратковременное обеспечение отдельных программ или проектов, имеющих ограниченный или сезонный период функционирования;
3) гранты с долевыми инвестициями. Обязательным условием является наличие дополнительных источников финансирования, что прописывается в предварительной конкурсной заявке и закрепляется соответствующим договором;
4) гранты на капитальные расходы. Зачастую выделяются перспективной, но убыточной организации для компенсации капитальных затрат;
5) корпоративное финансирование. Финансовые средства грантодателя предо-| ставляются в кооперации с бизнес-корпорациями;
? 6) гранты «стратапа», как правило, востребованные для реализации «старта-
3. пов» и направлены на финансовую поддержку в период старта и роста; ! 7) гранты на перспективное развитие. Финансовые средства направляются
1 неприбыльным организациям с условием частичной доли выплат, равной устав-| ному фонду;
го
| 8) гранты с участием посредников. Данный вид грантов представлен в виде
| спонсорского сотрудничества;
| 9) гранты, ориентированные на стимулирование деятельности. Ресурсы пред-
2 назначены для проведения специализированных мероприятий по привлечению ° инвестиций для убыточных, но перспективных проектов.
« 10) гранты на определенные цели. Финансирование конкретной целевой про-
| граммы.
0 В зависимости от количества исполнителей существуют такие виды гран-
1 тов, как индивидуальные, коллективные, партнерские, грант на научно-
0
° исследовательскую деятельность. В зависимости от специфики финансируе-
го
мых действий выделяют следующие гранты: на командировки, на архивные
1 или библиотечные исследования, на общеорганизационные мероприятия, на ,2 лекторскую работу, осуществление практики или стажировки, на публикации
результатов в научных журналах, экспедиционный грант [5, с. 69-76].
Гранты также следует различать исходя из критерия направленности осуществления финансирования. К примеру, системная поддержка предназначена для обеспечения постоянной и стабильной деятельности общественной организации или объединения. Специальное финансирование предполагает поддержку 260 определенных проектов или решение конкретных задач. В том случае, когда
инвестиции направляют в специализированные источники, генерирующие дивиденды, предполагается назначение управляющего органа, которым, как правило, становится фонд. При этом менеджеры данного фонда осуществляют полный контроль за использованием предоставленных ресурсов. Гранты могут быть дифференцированы по долям участия в финансировании. В ситуации, если финансирование реализуется в полном объеме, учитываются все затраты на деятельность проекта, при частичном финансировании — только необходимый блок. При использовании «субсидии вызова» средства выделяются при условии, что уже существует хотя бы один источник пожертования.
Гранты можно дифференцировать в зависимости от формата финансирования. Так, грантовую поддержку можно получить не только в денежном эквиваленте, но и в виде поставки оборудования, программных продуктов или специальных услуг.
Подводя итоги, можно сформулировать следующие научные позиции относительно правового статуса грантов. Так, грантами принято считать финансовые или имущественные ресурсы, безвозмездно предоставленные юридическим или физическим лицам, российским и международным организациям на реализацию социально значимых проектов в области образовательных технологий, развития культуры и искусства, охраны окружающей среды, проведения научных изысканий.
Правила предоставления грантов формируются грантодателем с обязательным условием предоставления соответствующей отчетности. Классификация грантов представляет собой разветвленную систему, дифференцируемую в зависимости от определенных критериев реализации. При 100%-ном финансировании е проекта поддерживаются расходы в полном объеме, при частичном — только и определенная часть. В практике использования частичного субсидирования а средства выделяются только при условии, что кто-то уже сделал пожертвование. о Гранты могут подразделяться по видам финансирования, а именно иметь де- к нежную или иную форму (оборудование, комплектующие, технологии). По типу о
с
грантополучателя можно выделить индивидуальный проект, где получателем | средств является отдельно взятое физическое лицо, и групповой, где субъектом в
е
реализации выступает научный или иной коллектив. о
Выполнение грантовых обязательств может осуществляться в рамках дея- ю
Т5
тельности одной организации и реализовываться с участием ее официально |
оформленных сотрудников. Грант на совместную деятельность предполагает к
в качестве исполнителей заявленных задач участие двух и более субъектов а
организационно-хозяйственной или общественной деятельности. Грант может |
иметь вид стартового вклада, где получателем становится организация, на- и
ходящаяся на начальной стадии функционирования и особо нуждающаяся №
в компенсации первоначальных затрат. Кроме того, в представленной работе 1
выявлена и проанализирована классификация грантов в зависимости от по- )
ставленных целей, зафиксированных в соответствующем документе, имеющем 8 вид конкурсной заявки.
Нормативно-правовая база изучаемого объекта, на наш взгляд, находится в процессе формирования. Появившись в 90-х гг. прошлого столетия, она корректируется в зависимости от внешних и внутренних обстоятельств. Процесс ее становления и развития в юридическом поле российского общества зависит
от экономических, технологических, политических и прочих факторов, влияю- 261
щих на конструирование рыночных отношений, что требует особого внимания в рамках междисциплинарного научного подхода. Перспектива дальнейшего изучения данной проблематики предполагает системный подход к анализу критериев эффективности реализации грантовых ресурсов и рассмотрению внешних угроз, инструментами которых, как показала мировая практика, периодически выступают иностранные общественные организации.
Библиографический список
1. Луков ВА.. Социальное проектирование: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 350500 -Социальная работа. М.: Московский гуманитарный ун-т: Флинта, 2010. 240 с.
2. Антонюк ГА.. Социальное проектирование: некоторые методологические аспекты. Минск: Наука и техника, 1998. 203 с.
3. Коган Л.Н., Панова С.Г. Социальное проектирование: его специфика, функции, проблемы // Проблемы социального прогнозирования. Вып. VI. Красноярск: Красноярский государственный педагогический ин-т, 1990. С. 45-53.
4. Курбатов В.Я., Курбатова О.В. Социальное проектирование: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2000. 416 с.
5. Холодцова О.И. Гранты, фонды, конкурсы: большие возможности для библиотек // Вестник Библ. Ассамблеи Евразии. 2012. № 4. С. 69-76.
6. Бердашкевич А.П. Об уточнении понятия «грант» в российском законодательстве // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2003. Т. 3. С. 8-19.
7. Ульянов Ю.М. «О порядке налогообложения грантов, получаемых от иностранных благотворительных организаций»; опубликовано как Порядок налогообложения
3 грантов // Журнал «Коммерсантъ Власть». 1993. № 25(25). С. 12-16. ~ 8. Игумнова О.В. Грант как источник формирования имущества некоммерческих
S организаций // Дом культуры. 2008. № 5. С. 25-29.
m
z 10. Тульчинский Г.Л. «Фандрайзинг: привлечение средств на некоммерческую дея-
1 тельность». СПб: Справочники Петербурга, 2006. 32 с.
^ 10. Ильина Е.В. Восемь шагов к успеху, или что нужно сделать, чтобы получить
го
» грант // Справочник руководителя учреждения культуры. 2012. № 2. С. 47-55.
о *
и
0
1 References
| 1. Lukov VA. Social engineering: a textbook for students of higher educational in-
>§ stitutions trained on a speciality 350500 Social work. Moscow: Moscow humanitarian I University: Flint, 2010. 240 р.
I 2. Antoniuk GA. Social engineering: some methodological aspects. Minsk: publishing
f house Science and Technology, 1998. 203 p.
0
.g 3. Kogan L.N., Panova S.G. Social design: its specificity, functions, problems // Problems
1 of social forecasting. Edition VI. Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Pedagfogical Institute, I 1990. P. 45-53.
^ 4. Kurbatov V.I., Kurbatova O.V. Social engineering. Text edition. Rostov-on-Don:
I Phoenix, 2000. 416 p.
^ 5. Holodtsova O.I. Grants, funds, competitions: a great opportunity for libraries //
Vestn. Bibl. Assembly of Eurasia. 2012. No. 4. P. 69-76.
6. Berdashkevich A.P. On the specification of the concept «grant» in the Russian legislation // Journal of Russian humanitarian scientific Fund, 2003. Vol. No. 3. P. 8-19.
7. Ulyanov Y.M. «On the procedure of taxation of grants from foreign charitable organizations»; published as the Order of taxation of grants // Journal «Kommersant Vlast».
262 1993. No. 25(25). P. 12-16.
8. Igumnova O.V. Grant as a source of formation of property of nonprofit organizations // House of culture. 2008. No. 5. P. 25-29.
9. Tulchinsky G.L. «Fundraising: attracting funds for non-profit activity». SPb: Directories of St. Petersburg, 2006. 32 p.
10. Ilyina E.V. Eight steps to success, or that you need to do to get a grant // Ref. head of cultural institutions. 2012. No. 2. P. 47-55.