Научная статья на тему 'Границы сопряженных рынков в рамках межрыночного пространства авиатранспортного сектора России'

Границы сопряженных рынков в рамках межрыночного пространства авиатранспортного сектора России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ / ИННОВАЦИИ / МЕЖРЫНОЧНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МЕЖРЫНОЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ГРАНИЦЫ / AIR TRANSPORT / INNOVATION / INTERMARKET INTERACTIONS / INTERMARKET SPACE / MARKET BORDERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михальчевский Ю.Ю., Бородулина С.А.

Вектор современного этапа развития воздушного транспорта характеризуется модернизацией и активным внедрением инноваций в материально-техническую базу и инфраструктурные элементы отрасли, развитием авиационных технологий, совершенствованием организационных и экономических методов управления. В статье приводится авторское видение траектории развития межрыночного пространства авиатранспортного сектора на основе взаимосвязанного функционирования сопряженных рынков, к которым относятся рынок труда и рынок образования, рынок инноваций и непосредственно рынок воздушного транспорта. На основе функционального моделирования описаны границы сопряженных рынков и границы межрыночного пространства в авиационной сфере экономики страны. Методом экспертных оценок отобраны и идентифицированы показатели, которые способны отразить характеристики границ пространства взаимодействия и при помощи которых можно управлять развитием каждого рынка и принимать решения по вопросам взаимодействия в рамках общего пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Михальчевский Ю.Ю., Бородулина С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BORDERS CONJUGATE INTERMARKET MARKETS WITHIN THE SPACE OF THE AIR TRANSPORT SECTOR IN RUSSIA

Air transport development vector is characterized by modernization and innovations for aviation technologies, improving organizational and economic management. The article presents the author’s vision of the intermarket space trajectory in the air transport on the basis of the functioning of the interconnected markets, which include the labor market and the educational market, market of innovations for civil aviation and air transportion market. On the basis of functional modeling we described the border of adjoint markets and the border of intermarket space in aviation. Also we selected and identified performances by the expert assessments method, which are able to reflect the characteristics of the interaction space boundaries. It will help to develop the future direction of each market and to make decisions for interaction problems within the framework of the common space.

Текст научной работы на тему «Границы сопряженных рынков в рамках межрыночного пространства авиатранспортного сектора России»

не только для собственного применения, но и для их применения любыми заинтересованными лицами, предусматривая перечень требований и порядок подтверждения соответствия им, в том числе с использованием третьей стороны. Соответственно, в случае стандартов организаций или саморегулируемых организаций (СРО) санкции, во-первых, могут накладывать эти предприятия, СРО или уполномоченные ими организации, если такая возможность была предварительно оговорена в гражданско-правовом порядке. Во-вторых, санкции могут накладываться внешней инстанцией -судом или же третейским судом, в порядке договорной подсудности. Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что современное законодательство России позволяет использовать стандарты, создаваемые организованными сообществами участников социально-сетевых форм (с помощью их оформления как стандарт организации, предоставившей инфраструктуру, либо специально созданной организации); стандарты, создаваемые информацион-

ными и инфраструктурными посредниками (оформленными как стандарты организации), стандарты, разработанные на основе консенсуса основных акторов в той или иной области социально-сетевых экономических отношений (оформленными как стандарты саморегулируемых организаций).

Литература:

1. Ostrom.E, with Crawford, Sue E. S., «A Grammar of Institutions» // American Political Science Review, 1989, No. 3 (September 1995).

2. Щеблыкин В.Н. Повышение качества продукции предприятия на основе совершенствования аксиологически детерминированных стратегий собственников: Дисс. докт. эконом. наук. - М., 2012.

3. Федеральный закон от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»: Постатейный комментарий / Под общ. ред. Г.С. Никитина; отв. ред. А.В. Абрамов, Н.И. Карпова, К.В. Леонидов. - М., 2016.

УДК 338

ГРАНИЦЫ СОПРЯЖЕННЫХ РЫНКОВ В РАМКАХ МЕЖРЫНОЧНОГО ПРОСТРАНСТВА АВИАТРАНСПОРТНОГО СЕКТОРА РОССИИ

Михальчевский Ю.Ю., к.т.н., доцент, проректор по международной деятельности и АУЦ СПбГУГА

Бородулина С.А., д.э.н., доцент, профессор кафедры УТС ФГАОУВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики» (Университет ИТМО)», e-mail: piter00000@mail.ru

Вектор современного этапа развития воздушного транспорта характеризуется модернизацией и активным внедрением инноваций в материально-техническую базу и инфраструктурные элементы отрасли, развитием авиационных технологий, совершенствованием организационных и экономических методов управления. В статье приводится авторское видение траектории развития межрыночного пространства авиатранспортного сектора на основе взаимосвязанного функционирования сопряженных рынков, к которым относятся рынок труда и рынок образования, рынок инноваций и непосредственно рынок воздушного транспорта. На основе функционального моделирования описаны границы сопряженных рынков и границы межрыночного пространства в авиационной сфере экономики страны. Методом экспертных оценок отобраны и идентифицированы показатели, которые способны отразить характеристики границ пространства взаимодействия и при помощи которых можно управлять развитием каждого рынка и принимать решения по вопросам взаимодействия в рамках общего пространства.

Ключевые слова: воздушный транспорт, инновации, межрыночное взаимодействие, межрыночное пространство, границы.

BORDERS CONJUGATE INTERMARKET MARKETS WITHIN THE SPACE OF THE

AIR TRANSPORT SECTOR IN RUSSIA

Mikhalchevsky Y., Ph.D., assistant professor, vice-rector for International Relations, SPbGUGA Borodulina S., Doctor of Economics, assistant professor, professor of the UTS, FSAEIHE « St. Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics» (University ITMO), e-mail: piter00000@mail.ru

Air transport development vector is characterized by modernization and innovations for aviation technologies, improving organizational and economic management. The article presents the author's vision of the intermarket space trajectory in the air transport on the basis of the functioning of the interconnected markets, which include the labor market and the educational market, market of innovations for civil aviation and air transportion market. On the basis offunctional modeling we described the border of adjoint markets and the border of intermarket space in aviation. Also we selected and identified performances by the expert assessments method, which are able to reflect the characteristics of the interaction space boundaries. It will help to develop the future direction of each market and to make decisions for interaction problems within the framework of the common space.

Keywords: air transport, innovation, intermarket interactions, intermarket space, market borders.

Для описания межрыночного пространства (МРП) «РТ-РО-РИ-РАТС» в авиатранспортном секторе (АТС) и входящих в него рынка труда (РТ) и рынка образования (РО) как упорядоченной системы взаимосвязанных структур, обеспечивающих эффективное их функционирование и взаимодействие на основе единого информационного пространства в условиях инновационного развития отрасли и рынка инноваций (РИ) необходимо описать границы и параметры инфраструктуры общего пространства взаимодействия.

Рынок услуг авиатранспортной сферы, является частью рынка транспортных услуг и обладает всеми его атрибутами, однако, обладая существенной спецификой, следует уточнить границы, а также особенности формирования продукта, ресурсов, в частности, трудовых в данном секторе, особенности финансирования и государственного регулирования в отрасли и во взаимосвязанных сегментах рынка труда и образования. Границы рынка, на наш взгляд, могут представлять собой как количественные так и качественные оценки. Для этой цели нами были изучены подходы к определению границ рынков.

Так, исследования Тетерина [1] доказывают необходимость

четкого выделения границ исследуемых взаимосвязанных рынков в системе межрыночного взаимодействия, а границы рынков, по мнению автора, могут определяться в зависимости от разных критериев: границ регионов, состава потребителей услуг (демографический и культурный состав населения региона, уровень покупательной способности), соотношения заработной платы и среднего авиационного тарифа на перевозку, поведения потребителей и пр.

Интересным, на наш взгляд, является авторское представление [2] формирования и оценки психологических границ рынка, которые автор очерчивает соотношением доходов и расходов, либо покупательной способностью для данного рынка, и определяют готовность приобретать услуги на данном рынке. Определение границ рынков, по мнению автора [2], основывается на идентификации их транспортного пространства, что имеет ряд ограничений: территориальные, психологические, потребительские, ресурсные и экономические. Ограничение имеет условный характер, целью которого является рамочная установка использования количественных оценок.

В рамках нашего исследования целесообразно подчеркнуть, что в условиях ресурсной ограниченности транспортных рынков

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA j №5 2016 j 19

России их границы оформляются в виде таких факторов как уровень инноваций, определяющий характер и вид используемых ресурсов: материальных (технических, технологических), информационных, а также адекватных их состоянию трудовых (кадровый потенциал, готовый функционировать в условиях инновационной среды авиатранспортного сектора). Географические либо территориальные границы рынков связаны с географией региона, включающей круг реальных и потенциальных потребителей рыночного продукта.

В Постановлении Правительства РФ № 191 «О Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках РФ» дается такое определение товарных границ рынка - «это набор (перечень) взаимозаменяемых для удовлетворения конкретной потребности товаров». По мнению ряда авторов границы рынка включают в себя описание следующих параметров: географические границы (район / страна / город), целевая аудитория (компании / потребители, идентифицируется размер бизнеса либо физические характеристики потенциальных потребителей рыночного продукта), характеристика особенностей продукта (товарная категория, группа товаров) [3 и др].

Имея в виду, что графическая визуализация любых процессов в экономике возможна с помощью методов функционального моделирования, описание границ бизнес-процессов нами рекомендуется выполнять в пределах секторов: входы, выходы, инструменты, управление. На наш взгляд, выделение границ МРП можно описать, используя такую идеологию, дополнив ее систематизацией показателей, описывающих результат взаимодействия рынков в рамках

общего пространства.

Тогда, описание границ рынков в пределах АТС в рамках общего пространства взаимодействия РАТС-РИ-РО-РТ может быть представлено на рис.1.

Исследуемые нами рынки являются динамичными и подвижными системами, движение траектории которых определяются большим числом факторов. Исследование и описание границ и условий их функционирование, а также удачная визуализация этой задачи возможны при использований технологий функционального моделирования, как это подробно описано у авторов [4,5 и пр.].

Построение функциональной модели каждого из смежных рынков, формирующих общее МРП взаимодействия в АТС, выполнено нами на основе тщательного анализа сущности, структуры, динамики и особенностей функционирования рынков в условиях экономики России. Для описания границ изучаемых рынков выполнена визуализация верхнего уровня системного представления, которая также дает возможность для проведения качественного анализа их функционирования.

Анализ входных, выходных и управленческих параметров рынков, а также их инструментов (ресурсов) в ряде случаев показывает, что выходные параметры одного из связанных рынков выступает инструментом либо входным параметром другого. Рынки как большие социально-экономические системы функционируют в тесной связи и взаимодействии с внешней средой. Представленные в виде процессно-ориентированной системы рынки охватывают множество взаимосвязей между организациями, которые в процессе функциони-

Законодательство РФ Международные правовые акты в сфере ГА Транспортная стратегия РФ Внутренняя, уставная, полетная и пр. специальная документация Информация п прогноз состояния рынка перевозок грузов и пассажиров Информация о конкурентах и смежных видах транспорта

Ресурсы для

функционирования

РАТС

Заявки от

потребителей

Аэропорты II авпакомпашш Парк воздушных судов, ВПП, навигационное ц пр. оборудование субъектов рынка Авиационный и неавпаццонный персонал Административные работники

Законодательство РФ Патенты, лицензии, согласования Стандарты, ТУ, ГОСТы, технические регламенты

Состояние рынка инноваций для АТС Внутренние II уставные документы предприятий

Ресурсы от поставщиков Заявки потребителей Информация о внешней среде Информация о внешних рынках и конкурентах в сфере авиапрома и пр.

Инновационный

Предприятия авиационной промышленности Предприятия-производители инноваций для АТС Сотрудники инновационных предприятий Инновационный потенциал Оборудование (материально-техническая база и оборудование) для производства инноваций

Законодательство РФ Критерии оценки учебных заведений со стороны потребителей и государства ФГОСы. профессиональные стандарты Состояние РО Сертификаты, аттестационные документы

п лицензии учебных заведений Концепция и стратегия развития системы

Требования работодателей АТС к качеству образования и компетенциям выпускников Финансирование образования

Ф Ф

Функционирование РО

Ф Ф

Образовательный продукт (компетенции персонала)

Учебные заведения Педагогические сообщества Персонал учебных заведении Организации управления образованием Федеральные, региональные и муниципальные органы власта

Законодательство РФ Международные правовые акты по вопросам условий труда в сфере ГА Стратегия обеспечения занятости в РФ

Соискатели (заявки) Работодатели (заявки) Профсоюзы Государство Информация о вакансиях в АТС Информация о конъюнктуре РАТС

111

Выполненные

заявки Невыполненные заявки Требования к образованию и компетенциям

Центры и службы занятости Биржи труда Система переподготовки Персонал РТ НЯ-агентства Информационные сайга и порталы Миграционные центры

Рис. 1. Границы взаимосвязанных рынков в рамках МРП АТС

20 ТЯАШРОЯТ ВиБШЕББ Ш ЯШБТЛ | 5 2016 |

Законодательство РФ (в сфере ГА, трудовой сфере, сфере образования, патентной и пр.) Стандарты, технические регламенты, профессиональные стандарты, ФГОСы п пр. Стратегические планы развитая РАТС, РО, РТ, РИ

Текущее состояние РАТС, РО, РТ, РИ Внутренние и уставные документы предприятий, входящих в РАТС, РО, РТ, РИ

Ресурсы

Потребности

Информация

С

Функционирование

межрыночного пространства в АТС

Перевезенные грузы

Перевезенные пассажиры

Предприятия РАТС, РО, РТ, РИ Сотрудники предприятий, организаций РАТС, РО, РТ, РИ Компетенции Инновационный потенциал Инновации для АТС, материально-техническая база и оборудование

Рис.2. Границы межрыночного пространства

рования производят информационный и деловой обмен. Постепенно входы превращаются в конечный продукт рынка.

Выходом (продуктом) рынков являются материальные либо информационные объекты, которые являются результатом функционирования данного рынка и потребляемые внешними клиентами либо другими рынками, входящими в общее пространство взаимодействия и являющиеся по отношению к нему внутренними клиентами (потребителями) продуктов сопряженных рынков. Как правило, входы представляют собой ресурсы, которые при функционировании субъектов преобразуется в выходы-продукты, имеющие ценность для клиентов (потребности в перевозках преобразуются в исполненную услугу на РАТС).

Таким образом, очевидно, что существует довольно сильная связь функционирующих в секторе АТС рынков, что сказывается в целом на результатах функционирования воздушного транспорта РФ и проявляется в многочисленных показателях. Также мы отразили на рис.2 границы функционирования изучаемого МРП, используя прежнюю идеологию деления границ на секторы.

Результаты исследования границ рынка, на наш взгляд, будут более обоснованными и практически значимыми при описании каждой из указанных границ в виде системы взаимосвязанных показателей. Для этой цели следует осуществить следующие шаги в такой последовательности:

- выделить показатели, всесторонне описывающие границы «входы -выходы - ресурсы - управление» в пределах каждого рынка;

- оценить степень значимости выделенных показателей в целом для межрыночного пространства взаимодействия рынков;

- выявить форму и модель взаимосвязи указанных показателей;

- обосновать модель взаимодействия рынков в АТС и возможность ее использования для прогнозов развития воздушного транспорта, связанных рынков, а также описания траектории развития МРП в целом.

При идентификации показателей, описывающих границы

взаимосвязанных рынков и процессов их функционирования целесообразно использовать данные официальной статистики (интернет-сайт и статистические сборники Федеральной службы государственной статистики (Росстат) [6], данные ФАВТ, данные Минобрнауки, Министерства труда и социальной защиты, данные единого информационно-аналитический портала государственной поддержки инновационного развития бизнеса, руководства по эксплуатации аэропортов ИКАО и пр.).

Для управления взаимодействиями структурными элементами МРП с помощью количественных параметров необходимо отобрать лишь те показатели, которые, согласно экспертным мнениям, могут с наибольшей степенью точности отразить особенности и динамику функционирования и траектории развития общего исследуемого пространства. Для этого выполнен анализ экспертных мнений о том, какие показатели могут составлять сектор «выходы» МРП, являющийся результатом функционирования МРП. При помощи диаграммы Парето, которая ранжирует экспертные оценки касательно границ сопряженных рынков в рамках МРП, нами выделены такие из них как производительность труда ПТ, количество гражданских воздушных судов Кгвс, уровень соответствия персонала требуемым компетенциям Ус, коэффициент доступности перевозок КДП, уровень соответствия образования стандартам Усс и пр.

Анализ результативных показателей, согласно логике нашего исследования, выполним в рамках попарного сравнения рынков: РАТС-РИ, РАТС-РТ, РАТС-РО, РИ-РО, РИ-РТ, РО-РТ. Для обоснования отбора результативных показателей сопряженных рынков воспользуемся балльной оценкой, общая схема которой представлена в табл.1.

Отбор наиболее значимых с позиции экспертов результативных показателей смежных рынков производится в следующей последовательности:

1. Составляется матрица, в которой по столбцам и строкам указываются границы МРП соответственно по паре взятых для анализа рынков. К примеру, по строкам в столбце 1 указываются показатели границ РАТС (рынок п) 0=1.. .т) - (авиационная подвиж-

Таблица 1 - Схема обоснования отбора показателей (¡=1.. лп) развития МРП Рп в рамках МРП

ТЯАШРОЯТ ВиЗШЕББ Ш ЯШВТА | №5 2016 | 21

Рис.3 Анализ результативных показателей развития в рамках межрыночного взаимодействия (РАТС-РИ, РАТС-РТ)

ность, пассажиропоток и пр.), а по столбцам - показатели границ РИ (рынок п+1) - (добавленная стоимость предприятий авиационной промышленности, Кгвс и пр.).

2. По столбцам (ст.9) и строкам выделяется итоговой столбец, который предусматривает расчет сумм баллов по строкам и столбцам.

3. В матрице указываются средние балльные оценки степени зна-

чимости взаимосвязи пар показателей, выставляемые экспертами.

4. К наиболее значимым результативным показателям относят те, которые имею максимальные значения по строкам/столбцам для анализируемой пары рынков и в целом МРП.

Отдельные результаты расчетов отражены на рис. 3.

Как видно из результатов экспертных опросов, к наиболее значимым показателям в пространстве взаимодействия РАТС-РИ отнесены

Таблица 2 - Результаты экспертного опроса о значимости показателей в описании границ и результатов функционирования МРП

Параметры МРП Усл. обоз, и оценка Примечания / вид сопряженного рынка / сектор МРП (вход, ресурсы/инструменты - К, управление/регулирование - У )

Результаты функционирования МРП ТДф=4,3 Транспортная доступность фактическая

ДА=4,3 Добавленная стоимость предприятий авиапромышленности

АПН=4,3 Авиационная подвижность населения России

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПТ=4,0 Производительность труда на воздушном транспорте

П=4,0 Пассажиропоток на воздушном транспорте

Границы МРП Кгвс=2,95 Количество поставленных гражданских ВС РИ Я

ПТ=2,95 Производительность труда (пассажиропоток на одного сотрудника) РТ Я

Ус=2,67 Уровень соответствия персонала требуемым компетенциям РО, РТ К,У

КДП=2,65 Коэффициент доступности перевозок (отношение средней заработной платы к среднему тарифу) РАТС, РТ У

ЧП=2,63 Число патентов и лицензий на предприятиях РИ для сектора ГА РИ Вход

Чап=2,63 Численность авиационного персонала РТ Я

Усс=2,63 Уровень соответствия образования современным стандартам отрасли РО У

Динн=2,60 Число договоров по инновационным продуктам в ГА РИ У

ВПО=2,60 Число взлетно-посадочных операций на 1 п. выхода РАТС я

Рэр=2,60 Расход энергетических ресурсов РИ, РАТС Вход Я

22 ТЯЛШРОЯТ ВУБТЫЕЗБ Ш ЯШЗТЛ | 5 2016 |

Рис.4. Границы межрыночного взаимодействия, выраженные в количественных показателях

следующие показатели рынка РАТС: авиационная подвижность населения АПН, пассажиропоток П, средняя выручка организаций РАТС в расчете на 1 пассажира ВП; для рынка РИ: величина добавленной стоимости в авиастроении ДА, количество поставляемых ГА гражданских воздушных судов Кгвс, темп роста поставок ВС на рынок Твс. Аналогично оцениваются и прочие значимые результативные показатели для каждой пары сопряженных рынков.

К наиболее значимым результативным показателям МПР по результатам экспертного опроса отнесены следующие:

- РАТС (авиационная подвижность населения АПН (оценка 24), пассажиропоток П (оценка 23), авиационные доходы ДАУ (20), рейтинговые значения безопасности авиакомпаний РФ Рбак (20), степень удовлетворенности клиентов / уровень клиентоориентиро-ванности СУ (20);

- РИ: количество поставленных на рынок гражданских воздушных судов Кгвс (25), темп роста поставок ВС для гражданской авиации Твс (18), величина добавленной стоимости предприятий авиационной промышленности ДА (18);

- РТ: Производительность труда в гражданской авиации ПТ (21), уровень соответствия персонала требуемым компетенциям УС (35), коэффициент обеспеченности кадрами Кк (23);

- РО: уровень соответствия персонала требуемым компетенциям УС(35).

Причем следует отметить тот факт, что показатель Ус является результативным как для РТ, так и для РО, что также свидетельствует о сильной парной взаимосвязи данных рынков.

Для наглядности полученных результатов отразим в таюл.2 результаты проведенного анализа.

Таким образом, мы получили искомую значимость показателей, которые могут отражать траекторию движения МРП в текущем и

прогнозном периодах. Используя результаты анализа, полученные в табл. 2, границы межрыночного пространства в виде набора отражающих их количественных показателей, дающих возможность управления ими, представим на рис.4.

На наш взгляд, в дальнейшем необходимо провести количественный анализ и дать обоснованную оценку характера и величины влияния параметров сопряженных рынков на выходы МРП, что позволит нам прогнозировать движение МРП с учетом планируемых изменений границ на сопряженных рынках.

Литература:

1. Тетерин Ю.Н. Управление межрыночными взаимодействиями агропродовольственных рынков -// Экономика сельского хозяйства России, 2012 - №6 - с.54-59

2. Будрина Елена Викторовна. Методология и методы регулирования рынка на транспорте : Дис. ... д-ра экон. наук:08.00.05. СПб, 2002 - 331 с.

3. Будрин А.Г. Теория и методология рыночного взаимодействия предприятий на основе концепции маркетинга отношений. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / ГОУВПО "Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет". Санкт-Петербург, 2008

4. Бородулина С.А. Методология процессного управления автотранспортными предприятиями в условиях нестационарности развития. - Дисс... д-ра экон.наук.- , СПб, 2012 - 305с

5. Зайцев Е.И. Экономико-математические методы и модели в логистике. Учебное пособие - http://eiz.engec.ru/1/8.htm

6. Статистика рынка транспортных услуг. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat main/rosstat/ru/ statistics/enterprise/transport/

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №5 2016 | 23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.