Теория и практика общественного развития. 2022. № 6. С. 76-79. Theory and Practice of Social Development. 2022. No. 6. P. 76-79.
Научная статья УДК 316.344
https://doi.org/10.24158/tipor.2022.6.11
Границы религиозной идентичности в социологии
Сара Солеймани
Российский университет дружбы народов, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В данной статье делается попытка рассмотреть понятие религиозной идентичности при противопоставлении культурной, этнической и национальной идентичности в социологии. Представлена точка зрения Х. Абрамсона о связи религии и этнической идентичности. Утверждается, что в некоторых случаях религия играет стабильную и фундаментальную роль в формировании этнической идентичности, но на нее влияют и другие важные факторы, такие как территория и язык. В статье исследуется роль религии в формировании культурной идентичности и рассматривается различие между религией как верованием и религией как маркером идентичности (согласно концепции Линды Л. Вудхед). Упоминается также положение Н. Балича о религиозной идентичности, согласно которому религиозная идентичность в обществе зависит от характера религии и культуры этого общества, а также от социальных факторов. Далее автор рассматривает взаимосвязь религиозной и национальной идентичности, а также точку зрения А. Смита.
Ключевые слова: культура, религия, идентичность, религиозная идентичность, культурная идентичность, этническая идентичность, национальная идентичность, социальный фактор
Для цитирования: Солеймани С. Границы религиозной идентичности в социологии // Теория и практика общественного развития. 2022. № 6. С. 76-79. https://doi.org/10.24158/tipor.2022.6.11.
Original article
Borders of religious identity in sociology
Sara Soleimani
RUDN University, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The author attempts to consider the concept of religious identity in opposition to cultural, ethnic and national identity in sociology. H. Abramson's point of view on the connection between religion and ethnic identity is presented. It is argued that in some cases religion plays a stable and fundamental role in shaping ethnic identity, but it is also influenced by other important factors such as territory and language. The author examines the role of religion in cultural identity formation and views the difference between religion as a belief and religion as a marker of identity (according to the concept of Linda L. Woodhead). N. Balich's position on religious identity is also mentioned. According to Balich, religious identity in a society depends on the nature of the religion and culture of this society, as well as on social factors. Further, the author examines the relationship between religious and national identity, as well as the point of view of A. Smith.
Keywords: culture, religion, identity, religious identity, cultural identity, ethnic identity, national identity, social factor
For citation: Soleimani, S. (2022) Borders of religious identity in sociology. Theory and Practice of Social Development. (6), 76-79. Available from: doi:10.24158/tipor.2022.6.11 (In Russian).
Признано и не оспаривается наличие связи между национальной принадлежностью и религией. Следовательно, религия объективно или субъективно зачастую воспринимается как этническая принадлежность, охватывает этничность при аккультурации или ассимиляции индивида в сообществе. Например, членство или принадлежность к характерной для своей этнической группы религии в принципе коррелирует со степенью этнической идентичности. В данной теории внимание уделяется тому, как различные национальные группы воспринимают и практикуют общую для них религию по-разному. Безусловно, взаимосвязь между этнической принадлежностью и религией существует, однако интерпретация положительной корреляции не однозначна.
Х. Абрамсон подчеркивает, что иногда религия приравнивается к этнической идентичности, приводя в пример амишей, мормонов, гуттеритов и евреев. В некоторых случаях религия играет мощную, основополагающую роль в формировании этничности; но такое определяющее влияние разбавлено другими важными и значимыми факторами, такими как уникальное территориальное
© Солеймани С., 2022
происхождение и, возможно, особый язык (например, греческое православие). Религия и этническая принадлежность могут различаться с точки зрения силы взаимосвязи, а также с точки зрения значения, что потенциально может привести к разной степени связи между двумя компонентами1.
Исследование идентичности среди бывших амишей показывает, что люди отказываются от прежней религиозной идентичности, в том числе этнорелигиозной, когда они присоединяются к новой религиозной конфессии. В то же время исследования Филлипса и Кельнера о евреях идут вразрез с этим предположением. Анализ подробных интервью с 59 бывшими взрослыми ами-шами показывает, что, хотя те, кто оставил общину амишей, больше не считают себя амишами в религиозном отношении, они не отказываются полностью от своей амишской идентичности. Вместо этого они по-разному реконструируют значение своей принадлежности к амишам в своем неамишском контексте. Сравнение этих паттернов с бывшими ультраортодоксальными евреями проливает свет на контекстуальные факторы, в том числе на практику амишей крещения взрослых и различные нормативные концепции амишей и еврейской идентичности, которые способствуют различиям в пережитках идентичности в этих случаях. В целом эти результаты свидетельствуют о том, что этнорелигиозные идентичности не исключают друг друга из других конфессиональных идентичностей и поддерживают концептуализацию религиозных идентичностей как сложных, многослойных и конструируемых в определенных контекстах во взаимодействии с существующими представлениями о религиозных группах (Фомичев, 1995).
Одной из главных забот иммигрантов является создание в новой стране трансплантированной версии их старой религиозной организации. Религия и этническая принадлежность тесно связаны, и восстановление их прежней церкви, синагоги, храма или мечети помогает иммигрантам установить свою этническую идентичность, сообщество и обосноваться на новой земле. Несмотря на эту тесную связь, теоретическое понимание этничности и религии остается разрозненным. Существуют различные описательные тематические исследования этнических групп иммигрантов, но лишь немногие из них связывают теории религии с теориями этнической принадлежности и иммиграции, чтобы понять этническую принадлежность, религию и процесс вовлечения иммигрантов. Согласно О. Фултону, существует положительная связь между высокой приверженностью религиозности и высоким достижением идентичности, при этом внешняя религиозность имеет низкую ценность. Кроме того, есть свидетельства того, что религиозная идентичность обусловлена выбором обязательств. Идентичность связана с большим религиозным чувством, при этом причиной размывания идентичности является более низкая степень религиозности. Немного в ином разрезе Г. Кельман и другие находят доказательства слабой связи между достижением идентичности и религиозностью. В целом же религия, как правило, представляет собой ключевой фактор формирования личности в зависимости от обстоятельств, сообществ и охватываемого периода (Солеймани (1), 2017).
Элемент религии в культуре неоднозначен и сложен, можно говорить о его различных аспектах. Религия играет важную роль в формировании культурной идентичности. Принадлежность к определенной религии подразумевает принадлежность к определенной культуре. Понятно, что религию и культуру нельзя разделить. Недопустимо отрицать, что религия представляет собой выражение культуры2. Если религию рассматривать как сегмент культуры, исследование религии становится антропологическим и этнографическим.
Понять религиозную идентичность можно только тогда, когда осознаешь ее связь с этнической принадлежностью и культурой. Говорить о религиозной идентичности - значит говорить об особом подходе к «различию». Религиозная идентичность - это прежде всего дискурс границ, соотнесенности и инаковости, с одной стороны, и охвата и включения, с другой, а также могущественных сил, которые, как считается, бросают вызов, оспаривают и сохраняют эти различия и единства.
Линда Л. Вудхед проводит различие между религией как верованием и религией как маркером идентичности. Религия как вера относится к религиозному интересу, к догмам, доктринам и утверждениям. Религия как маркер идентичности относится к религии как к источнику идентичности, будь то социальный или личный выбор. Основываясь на дифференциации Л. Вудхед, А. Килп указывает на то, как религия в настоящее время преуспела в качестве маркера культурной идентичности, и все больше в Европе (КПр, 2011). Однако, поскольку на определение идентичности влияет множество различных факторов, культурную идентичность следует рассматривать как постоянно меняющуюся. В результате люди отходят от традиционных религиозных верований и обычаев и обращаются к культурно-религиозной идентичности, которая не обязательно включает религиозные убеждения. Также важно отметить, что культурная идентичность идеологически мотивирована. Люди исповедуют что-то о своей культуре, чтобы мотивировать
1 Abramson H.J. Ethnic diversity in catholic America. New York, 1973.
2 Boyer P. Religion explained: The Evolutionary Origins of Religious Thought. New York, 2001.
проявление определенной группы. Эта религиозная идентичность дает им чувство уверенности, порядка и смысла - общее чувство принадлежности.
По словам Н. Балича, религиозная идентичность в обществе зависит от характера культуры и религии в данном обществе, а еще - от общественных факторов. Общественные факторы подразделяются на две категории: изменчивые и базисные. Н. Балич рекомендует модель создания религиозной идентичности. Изменчивые факторы вызваны различными причинами и воздействуют на условия, образ существования и развитие того или иного сообщества. Изменчивые факторы можно разделить на три вида: исторические, ментальные и ценностные. Базисные факторы указывают на относительно большую степень устойчивости, которая остается на практике неизменной. К примеру, расположение государства, природно-географический фактор. Значение и уровень влияния любого из факторов, упомянутых в модели Н. Балича, непостоянны и зависят от совокупности обстоятельств в мире и в любой стране, от религиозного окружения индивидуума (Балич, 2015: 237).
Национальная идентичность, с другой стороны, также имеет сходство с религиозной идентичностью. По словам A. Смита, национальная идентичность состоит из пяти подмножеств:
• общие мифы;
• общая культура и исторические воспоминания;
• исторически сложившаяся территория проживания;
• общие юридические права и обязанности;
• общая экономика.
Таким образом, одним из подмножеств является культура. Как отмечалось, любая культурная идентичность базируется на интерактивности в межличностных отношениях и тоже связана с местом и предметами. Определение понятия «национальная идентичность» может относиться к субъективному чувству, которое человек разделяет с группой людей по отношению к нации, независимо от его юридического гражданства. Национальная идентичность также включает в себя население в целом и диаспоры в полиэтнических государствах и обществах, которые имеют чувство общей идентичности, идентичное нации, хотя и состоят из нескольких составных этнических групп. В качестве коллективного явления национальная идентичность может возникнуть как прямой результат наличия элементов, складывающихся из «общих точек» в повседневной жизни людей: национальных символов, языка, религии, национальной истории, национального самосознания, культурных артефактов (Солеймани (2), 2017).
Г. Девос предполагает, что в сложном обществе ориентация человека на прошлое, настоящее или будущее в значительной степени влияет на направление его идентичности. Те, кто ориентирован на будущее, часто бесправные, разочаровавшиеся как в прошлом, так и в настоящем, будут идентифицировать себя с универсалистским религиозным движением или общественным делом. Этническая идентичность, напротив, влечет за собой ориентацию на прошлое и лояльность, основанную на происхождении, религии, языке и других аспектах культуры, реальных или выдуманных. Г. Девос предполагает, что три типа идентификации - этническая, универсалистская или национальная - могут сочетаться друг с другом или конфликтовать между собой. Например, апелляция к реальному или мифическому общему этническому прошлому может способствовать формированию национального государства, такого как Турция, или привести к распаду государств, как в случае бывшей Чехословакии. Религия может объединять людей (Израиль) или способствовать их разъединению (Ливан) (Alexander, 2015).
Этническая идентичность играет важную роль в формировании религиозной идентичности. Таким образом, религиозная идентичность любого общества может восприниматься как культурная идентичность, в которой элементы религиозной идентичности рассматриваются в контексте этничности. Чтобы изучить структуру культурно-религиозной идентичности общества, необходимо оценить маркеры религиозной идентичности и этнической принадлежности в контексте этого общества. Можно сказать, что религия является частью культуры, или, другими словами, центральной частью культуры является религия. Религиозная идентичность также является частью культурной идентичности. Этническая идентичность имеет множественные отношения с религиозной идентичностью, иногда граничащие или переплетающиеся. Это зависит от различных факторов, включая культуру этого общества, религию и этническую принадлежность этой нации.
Список источников:
Балич Н.Л. Религиозная идентичность в культуре современного общества // Социологический альманах. 2015. № 6. С. 234-243.
Солеймани С. (1) Концепция религиозной идентичности // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 4. С. 30-32. https://doi.org/10.24158/spp.2017.4.6.
Солеймани С. (2) О Концепции национальной идентичности в социологии // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 11. С. 68-70. https://doi.org/10.24158/spp.2017.11.13.
Фомичев П.Н. 95.02.001. Келлнер Д. критическая теория сегодня: пересматривая классиков // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. 1995. № 2. C. 3-8.
Alexander M.L. Taking a Culturally Pluralistic Approach to Measuring Ethnic Identity // Choudhury, P. (ed.) Proceedings of the 1996 Multicultural Marketing Conference. Developments in Marketing Science: Proceedings of the Academy of Marketing Science. New York, 2015. P. 228-233. https://doi.org/10.1007/978-3-319-17395-5_43.
Kilp A. Religion in the construction of the cultural "self" and "other"'// ENDC Proceedings. 2011. № 14. P. 197-222.
References:
Alexander, M.L. (2015) Taking a Culturally Pluralistic Approach to Measuring Ethnic Identity. In: Choudhury, P. (ed.) Proceedings of the 1996 Multicultural Marketing Conference. Developments in Marketing Science: Proceedings of the Academy of Marketing Science. New York: Springer Cham. P. 228-233. Available from: doi:10.1007/978-3-319-17395-5_43.
Balich, N.L. (2015) Religious identity in the culture of modern society. Sotsiologicheskiy al'manakh [Sociological almanac]. (6). 234-243. (In Russian)
Fomichev, P.N. (1995) Kellner D. Kriticheskaya teoriya segodnya: peresmatrivaya klassikov [Kellner D. Critical theory today: revisiting the classics]. Social sciences and humanities. Domestic and foreign literature. Series 11: Sociology. (2). 3-8. (In Russian) Kilp, A. (2011) Religion in the construction of the cultural "self" and "other". ENDC Proceedings. (14). 197-222. Soleimani, S. (1) (2017) The concept of religious identity. Society: sociology, psychology, pedagogics. (4). 30-32. Available from: doi:10.24158/spp.2017.4.6. (In Russian)
Soleimani, S. (2) (2017) Concerning the concept of national identity in sociology. Society: sociology, psychology, pedagogics. (11). 68-70. Available from: doi:10.24158/spp.2017.11.13. (In Russian)
Информация об авторе С. Солеймани - аспирант кафедры социологии Российского университета дружбы народов, Москва, Россия.
Information about the author S. Soleimani - PhD student, Social Science Department, RUDN University, Moscow, Russia.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 05.05.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 27.05.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 31.05.2022.