Научная статья на тему 'Границы как показатель суверенности психологического пространства личности'

Границы как показатель суверенности психологического пространства личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
295
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личные границы / типы / суверенное пространство / психологическое пространство / прочность границ / personal boundaries / types / sovereign space / psychological space / strength of boundaries

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Юлия Владимировна

В данной статье рассматривается важность создания личных границ у студентов педагогических вузов. В работе исследуются виды личных границ и смежные с ними явления: психологическая (личностная) суверенность, психологическое пространство, суверенность психологического пространства личности, состояние личностных границ. Данная цель достигается посредством решения следующих задач: изучение основных теоретических подходов к описанию личных границ; выявление типологий, видов и функции суверенного личного пространства и личных границ; анализ основных факторов влияния на нарушение личного пространства у студентов. Особо отмечается, что с учетом разных групп факторов можно выделить главный фактор – межличностные отношения, отражающие взаимосвязь между людьми в группах, а также внутриличностные отношения, которые в первую очередь влияют на самопонимание и отношение к себе. Подчеркивается, что у молодых людей студенческого возраста должна быть заложена система человеко-ориентированных установок, ориентаций и ожиданий, которые развиваются и изменяются. Основным назначением анализа границ суверенного пространства личности выступает проектирования психолого-педагогических условий социализации человека, становление его субъектности и социальной компетентности. В настоящее время данное исследование направлено на изучение «зон ближайшего развития» основных понятий, и в частности суверенности психологического пространства, его методологического обоснования и подбора диагностик для эмпирического подтверждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Borders as an indicator of the sovereignty of the psychological space of the individual

This article discusses the importance of creating personal boundaries for students of pedagogical universities. The paper examines the types of personal boundaries and related phenomena: psychological (personal) sovereignty, psychological space, sovereignty of the psychological space of the individual, the state of personal boundaries. This goal is achieved by solving the following tasks: studying the main theoretical approaches to describing personal boundaries; identification of typologies, types and functions of sovereign personal space and personal boundaries; analysis of the main factors of influence on the violation of personal space among students. It is especially noted that, taking into account different groups of factors, the main factor can be distinguished interpersonal relationships, reflecting the relationship between people in groups, as well as intrapersonal relationships, which primarily affect self-understanding and attitude towards oneself. It is emphasized that young people of student age should have a system of human-oriented attitudes, orientations and expectations that develop and change. The main purpose of the analysis of the boundaries of the sovereign space of the individual is the design of psychological and pedagogical conditions for the socialization of a person, the formation of his subjectivity and social competence. Currently, this study is aimed at studying the "zones of proximal development" of the basic concepts, and in particular, the sovereignty of the psychological space, its methodological justification and the selection of diagnostics for empirical confirmation.

Текст научной работы на тему «Границы как показатель суверенности психологического пространства личности»

УДК 159.922

https://doi.org/10.54158/27132838_2023_4_3_109 EDN: CABWUH

Научная статья Ю.В. Иванова ,

Алтайский государственный педагогический университет г. Барнаул, Россия И ulllll@mail.ru

Границы как показатель суверенности психологического пространства личности

Аннотация. В данной статье рассматривается важность создания личных границ у студентов педагогических вузов. В работе исследуются виды личных границ и смежные с ними явления: психологическая (личностная) суверенность, психологическое пространство, суверенность психологического пространства личности, состояние личностных границ. Данная цель достигается посредством решения следующих задач: изучение основных теоретических подходов к описанию личных границ; выявление типологий, видов и функции суверенного личного пространства и личных границ; анализ основных факторов влияния на нарушение личного пространства у студентов. Особо отмечается, что с учетом разных групп факторов можно выделить главный фактор - межличностные отношения, отражающие взаимосвязь между людьми в группах, а также внутриличностные отношения, которые в первую очередь влияют на самопонимание и отношение к себе. Подчеркивается, что у молодых людей студенческого возраста должна быть заложена система человеко-ориентированных установок, ориентаций и ожиданий, которые развиваются и изменяются. Основным назначением анализа границ суверенного пространства личности выступает проектирования психолого-педагогических условий социализации человека, становление его субъектности и социальной компетентности. В настоящее время данное исследование направлено на изучение «зон ближайшего развития» основных понятий, и в частности - суверенности психологического пространства, его методологического обоснования и подбора диагностик для эмпирического подтверждения.

Ключевые слова: личные границы, типы, суверенное пространство, психологическое пространство, прочность границ

Для цитирования: Иванова Ю.В. Границы как показатель суверенности психологического пространства личности // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2023. Т. 4. № 3. С. 109-113. ЬМрБ:// doi.org/10.54158/27132838_2023_4_3_109 ЕРЫ: CABWUH

Original article

lu.V. Ivanova ,

Altai State Pedagogical University Barnaul, Russia И ulllll@mail.ru

Determinants of the selection of project subjects schoolchildren

Abstract. This article discusses the importance of creating personal boundaries for students of pedagogical universities. The paper examines the types of personal boundaries and related phenomena: psychological (personal) sovereignty, psychological space, sovereignty of the psychological space of the individual, the state of personal boundaries. This goal is achieved by solving the following tasks: studying the main theoretical approaches to describing personal boundaries; identification of typologies, types and functions of sovereign personal space and personal boundaries; analysis of the main factors of influence on the violation of personal space among students. It is especially noted that, taking into account different groups of factors, the main factor

© Иванова Ю.В., 2023

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.

I

109

can be distinguished - interpersonal relationships, reflecting the relationship between people in groups, as well as intrapersonal relationships, which primarily affect self-understanding and attitude towards oneself. It is emphasized that young people of student age should have a system of human-oriented attitudes, orientations and expectations that develop and change. The main purpose of the analysis of the boundaries of the sovereign space of the individual is the design of psychological and pedagogical conditions for the socialization of a person, the formation of his subjectivity and social competence. Currently, this study is aimed at studying the «zones of proximal development» of the basic concepts, and in particular, the sovereignty of the psychological space, its methodological justification and the selection of diagnostics for empirical confirmation.

Keywords: personal boundaries, types, sovereign space, psychological space, strength of boundaries

For citation: Ivanova luV. Borders as an indicator of the sovereignty of the psychological space of the individual. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2023;4(3):109-113. (In Russ.). https://doi.org /10.54158/27132838 2023 4 3 109 EDN: CABWUH

Введение

В условиях современного динамичного ритма жизни, достаточно высокого уровня информатизации и коммуникации, масштабных социальных изменений, предъявляются особые требования к автономии и субъектности личности. Сохранение ее психологического пространства и возможностей принимать самостоятельные рациональные решения, детерминирующие эффективные результаты деятельности и взаимоотношений с другими людьми - все это определяет актуальность данного исследования.

Материалы и методы

Автором были использованы теоретические методы (изучение теоретической литературы по проблеме), эмпирические (изучение результатов деятельности, обобщение).

Результаты исследования и их обсуждение

Исследование суверенности личности начинается с попытки определить ее предмет, выяснить, что же именно защищает и оберегает в себе человек и чем он дорожит?

Психологическая (личностная) суверенность (от французского souverain - «носитель верховной власти») - это способность человека контролировать, защищать и развивать свое психологическое пространство.

Наиболее полную проработку и операциона-лизацию понятие «суверенность психологического пространства» получило в рамках субъек-тно-средового подхода С.К. Нартовой-Бочавер, согласно которому, психологическая (личностная) суверенность - это способность человека контролировать, защищать и развивать свое психологическое пространство на основе опыта успешного автономного поведения. Отметим, что в данном контексте, границы рассматриваются как показатель психологического пространства личности. В своем исследовании ученый выделяет шесть показателей суверенности психологического пространства личности:

- суверенность физического тела;

- суверенность территории;

- суверенность личных вещей;

- суверенность привычек;

- суверенность социальных связей;

- суверенность вкусов (ценностей) [1].

Согласно С.К. Нартовой-Бочавер, психологическое пространство развивается в онтогенезе при появлении новых измерений, переноса своих психологических границ в рамках существующих измерений (области суверенности), наполнения их содержанием, в том числе, формированием новых и изменением существующих установок, в соответствии с опытом и задачами взросления.

Возможность поддерживать личную автономию называется суверенным психологическим пространством; депривированным - называется пространство с нарушенными границами; сверхсуверенность проявляется как явление сверхкомпенсации в ответ на избыточно депривационные воздействия извне, и означает полное пренебрежение потребностями человека.

Суверенность психологического пространства личности также можно рассматривать как состояние личностных границ, которое обеспечивает возможность фильтрации внешних воздействий.

Несмотря на постоянное взаимодействие и энергообмен с внешней средой, человек не сливается с ней полностью, а с помощью сохранения своих границ, сохраняет собственную индивидуальность.

Психологические границы личности, их свойства и функциональность - предмет изучения в современных зарубежных и отечественных исследованиях, но многообразие подходов к пониманию психологических границ личности вызывает сложности в их объективном изучении, так как они сложны и трудноуловимы.

Большинство исследований, затрагивающих проблемы личностной суверенности и границ, рассматривают это явление узко и в различных аспектах:

- в аспекте развития и сохранения телесности как формы субъектности (А.Ш. Тхостов);

- с точки зрения неконформности и незави-

симости убеждений (В.Э. Чудновский);

- в связи с явлениями депривации (М.И. Лисина, К.А. Солоед, М.С. Радионова);

- в связи с явлениями детско-родительского симбиоза (А.Я. Варга);

- в аспекте психологических защит человека (Р.М. Грановская, И.М. Никольская).

Понятие субъектности конкретизуется и раскрывается в многочисленных субъектных проявлениях личности. Так, К.А. Абульханова-Славская отмечает, что понятие «суверенность» во многом пересекается с категорией «субъектность» [2].

Согласно С.К. Нартовой-Бочавер, психологическое пространство развивается в онтогенезе при появлении новых измерений, переноса своих психологических границ в рамках существующих измерений (области суверенности), наполнения их содержанием, в том числе, формированием новых и изменением существующих установок, в соответствии с опытом и задачами взросления.

К. Хорни рассматривает психологические границы личности как внутренние рамки, которые человек сам определяет для себя. Гибкость этих рамок позволяет выстраивать отношения с другими людьми и адаптироваться к внешним ограничениям [3].

В понимании Д. Винникотта, формирование границ Я происходит в раннем детстве и напрямую связано с качеством материнства. При «хорошем материнстве» формируются целостные психологические границы между Я и внешним миром [3].

С точки зрения С. Кливленда, психологические границы - совокупность представлений субъекта о своей телесной ограниченности и местонахождении в пространстве внешнего мира. Исследуя образ тела, автор полагает, что люди по-разному воспринимают свои границы, что неосознанно проявляется в дистанции с окружающей средой [3].

По Е.О. Шамшиковой границы Я - как функции личности, направлены на разграничения «своего собственного» (что принадлежит «Я» и может контролироваться), от «иного» (что не принадлежит «Я») [4].

Прочность границ психологического пространства личности - важное свойство, дающее человеку переживание суверенности собственного «Я», чувство уверенности, безопасности, доверия к миру, при попадании в которую, другие могут встретить защитную агрессивность. Границы представляют собой подвижные, динамические образования - их можно провести, стереть, разрушить, передвинуть, открыть. Психологическая граница формируется, благодаря осознанию собственного внутреннего психологического пространства, что дает право на самоопределение, самостоятельность и ответственность за себя.

С.К. Нартовой-Бочавер определяет прочность границ психологического пространства личности как наиболее важное свойство, дающее человеку переживания суверенности собственного «Я», чувство уверенности, безопасности, доверия к миру. Психологические границы в рамках концепции психологического пространства являются широким понятием. Каждый человек имеет определённую территорию, считаемую им «личной». Расстояние при общении зависит от многих факторов (происхождение, культура, личные предпочтения). Люди могут испытывать неловкость и дискомфорт при слишком малом или большом расстоянии. С.К. Нартова-Бочавер подчеркивает, что границы обеспечивают возможность отбора внешних влияний, защиту от разрушительных воздействий.

Границы личности - это границы, отделяющие человека, его внутренний мир от мира внешнего. Они могут быть физическими, психологическими, ролевыми (включающими поло-ролевые), социальными (горизонтальными и вертикальными) интимно-личностными границами. Вторжение в любые из них без согласия или разрешения воспринимается личностью как проникновение в ее внутренний мир, насилие.

Важна прочность границ, дающая человеку переживание уверенности, суверенности «Я», безопасности и доверия к миру.

Для личности с жесткими границами характерны жесткие правила, которые человек применяет, не принимая во внимание контекст, права и потребности других, отстраненность. Слишком мягкие границы характеризуют людей не умеющих отказывать, а также слишком вовлеченных в дела других, допускающих неуважение или оскорбления по отношению к себе. Многие люди имеют смешенный тип границ, например, на работе могут иметь жесткие границы, а в близких отношениях мягкие и наоборот.

Здоровые границы позволяют человеку знать и уважать свои желания и потребности, не бояться критики и отказов, чувствовать себя уверенно. По мнению Е.А. Мартыненко [5] целостность границ определяют и отражают состояние психологического здоровья индивида.

Все границы формируются последовательно, от рождения и до совершеннолетия.

Одними из внутренних ресурсов, обеспечивающих безопасность ребенка в небезопасном мире являются осознание своих личных границы и умение их защищать.

На формирование границ личности могут оказывать влияние множество факторов, в том числе, установки и убеждения, полученные человеком от значимых для него взрослых (родителей, педагогов и т.п.); межличностные отношения; новые пространства жизнедеятельности субъекта; наличие

суверенной территории [6].

Первичный анализ личностных особенностей студентов педагогического вуза показал, что будущих педагогов можно охарактеризовать как людей, обладающих суверенными личностными границами. В наибольшей степени им свойственна аргументированная точка зрения, самостоятельность мышления, обширные дружеские связи. Но вместе с этим будущие педагоги нередко испытывают навязывание социальным сообществом не одобряемых им установок и правил поведения.

Для оценки влияния суверенности личностных границ на формирование ценностно-смысловой сферы студентов, а также для оценки взаимосвязи иррациональных установок и суверенности психологического пространства личности планируется провести исследование, в котором примут участие студенты Алтайского государственного педагогического университета.

В качестве методов сбора данных будут использованы:

- опросник С.К. Нартовой-Бочавер «Суверенность психологического пространства личности»;

- тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева;

- индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик;

- тест Альберта Эллиса «Методика диагностики иррациональных установок».

В перспективе, по итогам диагностики планируется разработка тренинга для студентов, направленного на коррекцию психологических границ личности и иррациональных установок.

Заключение

Студенты, избравшие педагогическую профессию также как и другие молодые люди переживают период формирования собственного внутреннего психологического пространства, его суверенности. Границы личности защищают психику от разрушающих внешних воздействий, способствуют энергообмену с внешним миром, самовыражению. Суверенность границ студентов педагогического вуза позволяет им в полной мере реализовать возможности и потенциалы. Таким образом, результаты будущих исследований в данном направлении могут быть положены в основу серии профессионально-ориентированных мероприятий для студентов педагогических вузов, поддерживающих их личностное и профессиональное становление.

Список литературы

1. Нартова-Бочавер С.К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии. СПб.: Питер, 2008. 400 с.

2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль. 2011. 301 с.

3. Винникотт Д. Игра и реальность. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2017. 208 с.

4. Марцинковская Т.Д. Психологические границы: история и современное состояние // Мир психологии. 2008. № 3. С. 55-61. EDN: JUZYWT

5. Мартыненко Е.А. Психологическая суверенность личности как состояние границ субъекта // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 349-352. https://doi. org/10.26140/anip-2019-0803-0090 EDN: EBDOOG

6. Бисингалиева Ж.А. Исследование взаимосвязи психологических границ и суверенности психологического пространства // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. №. 3. С. 1-6. URL: https:// mir-nauki.com/PDF/57PSMN319.pdf EDN: FSAIKQ (дата обращения: 11.04.2022).

References

1. Nartova-Bochaver SK. Chelovek suverennyi: psikhologicheskoe issledovanie sub»ekta v ego bytii = Sovereign Man: A Psychological Study of the Subject in His Being. Saint Petersburg: Piter Publ.; 2008. 40 p. (In Russ.).

2. Abulkhanova-Slavskaya KA. Strategiya zhizni = Life strategy. Moscow: Mysl Publ.; 2011. 301 p. (In Russ.).

3. Vinnikott D. Igra i real'nost = Game and reality. Moscow: Institut obshchegumanitarnykh issledovanii Publ.; 2017. 208 p. (In Russ.).

4. Martsinkovskaya TD. Psikhologicheskie granitsy: istoriya i sovremennoe sostoyanie = Psychological boundaries: history and current state. Mir psihologii. 2008;(3):55-61. (In Russ.). EDN: JUZYWT

5. Martynenko EA. Psychological sovereignty of the individual as a condition of the person's boundaries. Azimut nauchnykh issledovanii: pedagogika i psikhologiya. 2019;8(3):349-352. (In Russ.). https://doi. org/10.26140/anip-2019-0803-0090 EDN: EBDOOG

6. Bisingalieva ZhA. Research of interrelation of psychological borders and sovereignty of psychological space. World of Science. Pedagogy and psychology. 2019;7(3):1-6. (In Russ.). https://mir-nauki.com/ PDF/57PSMN319.pdf EDN: FSAIKQ

Статью рекомендовал к публикации научный руководитель Парфенова Г.Л., канд. псих. наук, доцент Алтайский государственный педагогический университет

г. Барнаул, Россия SPIN-код: 5858-0816, AuthorID: 776876

Информация об авторе:

Иванова Юлия Владимировна, магистрант, Алтайский государственный педагогический университет (656031, г. Барнаул, ул. Молодежная, д. 55, Россия), ORCID ID: https://orcid.org/0009-0005-8409-5725, етаИ: ulllll@mail.ru

Конфликт интересов: Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Поступила в редакцию: 10.03.2023 Одобрена после рецензирования: 15.05.2023 Принята к публикации: 20.05.2023

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The article was recommended for publication by the supervisor Parfenova G.L., Cand. of Sciences in of Psychology, Ass. ртf.

Altai State Pedagogical University Barnaul, Russia

Information about the authors:

Iuliia V. Ivanova, Master student, Altai State Pedagogical University (55 Molodezhnaya St., Barnaul 656031, Russia), ORCID ID: https://orcid.org/0009-0005-8409-5725, еmail: ulllll@mail.ru

Conflict of interests: The authors declare that there is no conflict of interest.

Received: 10.03.2023

Approved after reviewing: 15.05.2023

Accepted for publication: 20.05.2023

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.