Научная статья на тему 'Границы государства, как количественная характеристика территории для реализации целей государства'

Границы государства, как количественная характеристика территории для реализации целей государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1048
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦЕЛОСТНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАНИ / КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРИТОРИИ / ВОЙНА СУВЕРЕНИТЕТОВ / РЕФЕРЕНДУМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ганьшин А. В.

Суверенное государство сохраняется и укрепляется в той мере, в какой оно обеспечивает на собственной территории верховенство своих законов, юрисдикцию и контроль, поэтому для государства решение теоретико-правовых вопросов защиты своих границ, как одной из количественной категории является первостепенной задачей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Границы государства, как количественная характеристика территории для реализации целей государства»

2. Сахаров А.Д. - Конвергенция, мирное существование. Андрей Дмитриевич Сахаров: Библиографический справочник : в 2 ч. Ч. 1 : Труды / Фонд Андрея Сахарова ; авт.-сост. Е. Н. Савельева. - М. : Права человека, 2006. - 368 с.

3. Экимов А.И. - Право и теория конвергенции как стратегическая концепция. - Сборник трудов под ред. С.Н. Бабурина. и З.Станкевича Ассоциации юридических вузов, Институт социацально-политических исследований РАН, Европейский институт - М:2015.

© Ганьшин А.В., 2016

УДК 344414

А.В. Ганьшин

Аспирант

Московского Университета им.С.Ю.Витте Г. Москва, Российская Федерация

ГРАНИЦЫ ГОСУДАРСТВА, КАК КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРИТОРИИ

ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВА

Аннотация

Суверенное государство сохраняется и укрепляется в той мере, в какой оно обеспечивает на собственной территории верховенство своих законов, юрисдикцию и контроль, поэтому для государства решение теоретико-правовых вопросов защиты своих границ, как одной из количественной категории является первостепенной задачей

Ключевые слова

Целостность государственных грани, количественная характеристика территории,

война суверенитетов, референдум

В ст.1 Федерального Закона "О Государственной границе Российской Федерации» Государственная граница РФ определена, как это «линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации» [2]. Краеугольным камнем в юридическом определении «государственной границы» является «пространственный предел действия государственного суверенитета». Суверенитет (с франц. — верховенство, господство) означает независимость государства во внешних и верховенство государственной власти во внутренних делах [3]. Таким образом, государственный суверенитет ограничен «длиной цепи государственных границ» и, как следствие, страны с большей территорией, обладают заведомо большим политическим потенциалом. В теоретико-правовом плане понятие "состав территории государства", включающее в себя различные виды государственных территорий со специфическими правовыми режимами. В состав государственной территории входят сухопутная территория, акватория, воздушное пространство. Объектом правового регулирования являются земные недра, шельфы (континентальные, островные) и подводное пространство. В составе акватории государства выделяются внутренние (национальные) воды, пограничные воды, территориальное море.

Государственная граница очерчивает территорию страны, а размер территории, наравне с демографическими показателями, определяющими численность и динамику населения, является ее количественными характеристиками. По мнению, российского ученого Бабурина С.Н «не существует прямой и безусловной зависимости между территорией государства и формой правления, невозможно определить некий оптимальный размер территории для прочного и благополучного государства. Но нельзя не учитывать территориальный фактор в государственном развитии. Большой размер территории, так же как и высокая численность и плотность населения, составляют потенциальные преимущества государства.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

Главное состоит в том, как используются количественные и качественные характеристики территории для реализации целей государства» [5]. Бабурин С.Н. в своих научных исследованиях отмечает, что в настоящее время имеют место «попытки подвести теоретическую основу под сепаратистские устремления разложить Россию на несколько отдельных государств» под предлогом того, что «огромной страной как Россия невозможно эффективно управлять прежде всего потому, что размеры и разнообразие её территорий сдерживают экономическое и социально-политическое развитие страны» [5].

В современном мире можно найти страны с незначительным территориальным потенциалом, но обладающие международным авторитетом, например, Швейцария, благодаря аккумуляции мирового финансового капитала, Израиль, благодаря концентрации и политике бережного отношения к человеческому капитала. Хотя, пример Израиля, не совсем уместен так, как в стране практически, сразу после его образования в 1948 году, идут постоянные разногласия, в том числе и военные, по территориальным спорам. Здесь налицо, пример того, когда качественные характеристики развития государства входят в противоречие с ограниченностью количественных характеристик в виде границ государства.

Теории о территориальном разделении, поддерживающие «войну суверенитетов» на практике реализуются путем распада государств, или путем мирного референдума, но чаше, путем кровопролитных внутренних военных конфликтов, приводящих к нарушению стабильности и целостности вновь образованных государств и снижению жизненного уровня населения. Самым удручающием примером может служить распад бывшей социалистической республики Югославия. В 1970 году ВВП Югославии был равен 14.6 млрд.долл., занимал 27 место в мире и был на таком же уровне, как ВВП Австрии (15.3 млрд.долл.), был больше, чем ВВП Румынии (12.7 млрд.долл.), ВВП Греции (12.5 млрд.долл.), ВВП Болгарии (9 млрд.долл.),ВВП Венгрии (6.3 млрд.долл.) [6 ]. В 2012 году Черногория, Македования, Сербия, Босния и Герцеговина, Косово попали в десятку самых бедных стран Европы, уступив даже Румынии, а беднее Косово оказалась только Молдавия [ 7 ]. К тому же последствия долговременного кровопролитного конфликта отрицательно сказалось и на человеческом потенциале вновь образованных стран.

Целостность государственных границ является преамбулой законодательства государств, закрепляющих в своих Конституциях порядок изменения внешних и границ, закрепляющих территорию государственного суверенитета. Конституционным правом определены изменения внешних и внутренних границ государства, порядок определения статуса и осуществления защиты государственной границы, территориального моря, воздушного пространства [4]. Вопрос изменения государственных грани, осуществляется, как правило, на референдуме.

Референдум (лат. referendum) это форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения. Его следует отличать от плебисцита (лат. plebiscitum, от лат. plebs — плебс (простой народ) и лат. Scitum) это решение, основанное на опросе граждан, как правило, с целью определения судьбы соответствующей территории или других вопросов локального характера. Хотя, в законодательстве некоторых стран (например, Франция) эти понятия совпадают. По вопросу о независимости Шотландии прошёл 18 сентября 2014 года. Гражданам Великобритании и Европейского Союза, постоянно проживающим в Шотландии, было предложено ответить «да» или «нет» на вопрос: «Должна ли Шотландия стать независимой страной?». В референдуме имели право принять участие 4,13 млн граждан страны старше 16 лет. В случае положительного ответа большей части избирателей Шотландия могла быть объявлена независимой страной 24 марта 2016 года, Но 55,3 % проголосовавших выступили против независимости Шотландии, и она осталась в составе Великобритании [ 8 ].

Референдум о независимости Каталонии, а также Опрос о независимости Каталонии, планировавшийся 9 ноября 2014 года не состоялся в виду того, что Конституционный суд Испании заморозил подготовку к референдуму по причине его несоответствия конституции страны. Конституция Испании запрещает регионам в одностороннем порядке проводить референдумы о суверенитете. Вместо этого в вышеуказанную дату был проведён консультативный опрос о политическом будущем Каталонии, не имеющий прямой юридической силы [8].

По статистическим данным СЩА граждане 29 американских штатов из 50 хотят, чтобы их штат «мирно вышел из состава США». Но подчас петиции о суверенитете — это инструмент политического давления на администрацию, а вовсе не искреннее стремление американцев развалить Соединенные Штаты.

Хотя, как отметил «Эксперту Online» Виктор Кременюк, заместитель директора Института США и Канады РАН, многое в мотивации зависит от местного расклада сил в законодательном собрании каждого штата. ««Сегодня, по-видимому, набирают силу те, кто-либо считает, что на самом деле надо выходить из состава США — это глупо, конечно, либо полагает, что надо постоянно шантажировать Вашингтон, чтобы тот лучше реагировал на их просьбы», — считает он. — Претензии к центру упираются в бюджет. Есть штаты, которые традиционно выступают против центра, против его полномочий и против того, что он делает. Потому что "центр все делает неправильно". Это элемент политической игры» [7]. Однако следует помнить, что именно с такого политического шантажа и начинался развал Югославии.

Целостность государственных границ является преамбулой законодательства государств, закрепляющих в своих Конституциях порядок изменения внешних и границ, закрепляющих территорию государственного суверенитета.

В начале XXI века темпы «войны суверенитетов» набирают еще большую силу даже в высокоразвитых странах. Но, усилия государственной власти и волеизъявление народа все-таки пока предотвращают процессы по разрушению государственных границ, которые прикрываются лозунгами независимости и повышением экономического роста, потенциально отделяемого региона. Список использованной литературы:

1. Конституция РФ.

2. Федерального закона РФ N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации» от 01.04.1993 (в ред. от 30.12.2015).

3. Большой энциклопедический словарь. -по ред. акад. Прохорова А.М.- 2-е изд., М.: Большая российская энциклопедия, 2002 г.

4. Бабурин С.Н. Территория государства. Правовые и геополитические проблемы. - М.: Изд-во МГУ, 1997.

5. Бабурин С.Н. Диссертация на соискание степени доктора юридических наук на тему «Территория государства: Теоретико-правовые проблемы». - Москва, 1998.

6. ereport.ru

7. expert.ru

8. ru.wikipedia.org

© Ганьшин А.В., 2016

УДК 342.9

Е.В. Герасюта

Студент 4 курса кафедры государственного и муниципального управления и права Владивостокского государственного университета экономики и сервиса Научный руководитель: Е.Ю. Кияшко к.п.н., доцент кафедры «Государственного и муниципального управления и права» Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Г. Владивосток, Российская Федерация

ПРАВОВОЙ СТАТУС УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОП №24 ОМВД РОССИИ ПО ХОРОЛЬСКОМУ РАЙОНУ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Аннотация

Данная статья рассматривает правовой статус участковых уполномоченных ОП №24 ОМВД России по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.