Научная статья на тему 'Граница языка и вещей как смысл и событие (теория смысла Делёза)'

Граница языка и вещей как смысл и событие (теория смысла Делёза) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
744
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБСУРД / ВЕЩИ / ВРЕМЯ / ВЫРАЖЕНИЕ / ГРАНИЦА / НОНСЕНС / ОЗНАЧАЕМОЕ / ОЗНАЧАЮЩЕЕ / ПОВЕРХНОСТЬ / РАЗЛИЧИЕ / СМЫСЛ / СОБЫТИЕ / СТОИКИ / ХРОНОС / ЭОН / ЭФФЕКТ / ЯЗЫК / ABSURD / OBJECTS / TIME / EXPRESSION / BOUNDARY / NONSENSE / DESIGNATUM / SIGNIFIER / SURFACE / DIFFERENCE / EVENT / THE STOICS / CHRONOS / AEON / EFFECT / LANGUAGE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Горбунова Алла Глебовна

В статье рассматривается теория смысла Делёза, представленная в его.Логике смысла.. Разбираются два прочтения времени, предлагаемые Делёзом; тематизируются смысл и событие; смысл предстает как граница, артикулирующая различие тело/язык. В статье также рассматриваются абсурд и нонсенс, и показывается, каким образом нонсенс порождает смысл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Boundaries between language and objects as sense and event (Deleuzes theory of sense)

Deleuzes theory of sense presented in The Logic of Sense is reviewed. His two interpretations of time are analyzed. Sense and event are defined; sense is understood as a boundary between the body and the language. The author also touches upon the notions of absurd and nonsense and how nonsense gives rise to sense.

Текст научной работы на тему «Граница языка и вещей как смысл и событие (теория смысла Делёза)»

А. Г. Горбунова

ГРАНИЦА ЯЗЫКА И ВЕЩЕЙ КАК СМЫСЛ И СОБЫТИЕ (теория смысла Делёза)

«Все происходит на границе между вещами и предложениями» [1, с. 25]. В теории смысла Делёза событие принципиально принадлежит поверхности. Стоики в его прочтении разделяют бытие на два сектора: вещественных тел, их действий и страданий, и бестелесных эффектов-событий, которые как бы образуют хрупкую поверхность смысла над глубиной телесного. Для тел и положений вещей есть только настоящее. Тела выступают причинами особых вещей совершенно иной природы — бестелесных эффектов, не являющихся ни физическими качествами, ни свойствами, а, скорее, логическими и диалектическими атрибутами. «Они — не вещи или положения вещей, а события. Нельзя сказать, что эффекты существуют. Скорее, они суть нечто такое, что в чем-то содержится или чему-то присуще, обладая тем минимумом бытия, которого достаточно, чтобы быть не-вещью, не существующей сущностью. Это не существительные и не прилагательные, а глаголы» [1, с. 20]. Их время не является вечным настоящим тел; напротив, они представляют бесконечное разделение на прошлое и будущее и вечное избегание настоящего. Исходя из этого Делёз предлагает два параллельных прочтения времени: как живое настоящее тел и как момент, бесконечно делимый на прошлое и будущее.

Смысл — это граница слова и вещи. Делёз определяет его как бестелесную, сложную и не редуцируемую ни к чему иному сущность на поверхности вещей, чистое событие, присущее предложению и обитающее в нем. Оно не сводится ни к отношению слова к его денотату, ни к отношению слова к выражающему себя в нем Я, ни к отношению слова к понятию. Смысл — нечто иное. Согласно стоикам, смысл «ни слово, ни тело, ни чувственное представление, ни рациональное представление» [1, с. 39]. Смысл предложения — не то, о чем говорится в предложении, и не то, почему говорится; смысл — событие предложения. Одной стороной смысл развернут к вещам, а другой — к предложениям. Смысл — это событие, при условии, пишет Делёз, что «событие не смешивается со своим пространственно-временным осуществлением в положении вещей» [1, с. 42]. Положения вещей, действия и страдания тел здесь относятся к другому сектору бытия; событие принадлежит поверхности. Само по себе положение вещей не составляет события, нужен еще и язык, чтобы между положением вещей и языком вспыхнула искра.

Дуальность телесных вещей и событий-эффектов переходит в дуальность вещей и языка. «Мы видели, что хотя смысл и не существует вне выражающего его предложения, тем не менее он является атрибутом положения вещей, а не самого предложения. Событие наличествует в языке, но оживает в вещах. Вещи и предложения находятся не столько в ситуации радикальной двойственности, сколько на двух сторонах границы, представленной смыслом. Эта граница ни смешивает, ни воссоединяет их (поскольку монизма здесь не больше, чем дуализма); скорее, она является артикуляцией их различия: тело/язык. Сравнивая события с туманом над прериями, можно было сказать,

© А. Г. Горбунова, 2010

что туман поднимается именно на границе — там, где вещи соединяются с предложениями» [1, с. 45]. Смысл — не один из двух терминов дуальности вещей и слов, он граница, черта, их внутреннее различие. Язык и положения вещей представляют собой единую структуру с расколом смысла внутри.

Смысл предложения — не денотация, а выражение. Язык имеет отношение не к тому, что он обозначает, а к тому, что он выражает, т. е. смыслу. В референциальной теории значение и смысл традиционно отождествлялись. Артикулировал различие значения и смысла Готлоб Фреге: значение — это денотат, а смысл, скорее, аспект взгляда. Известный пример: у выражения «утренняя звезда» и «вечерняя звезда» значение (денотат) одно, т. е. они оба относятся к одному и тому же предмету, но смысл разный.

Делёз пишет, что как атрибут положений вещей смысл сверх-бытиен. «Он не в бытии. Он — аИяш^ относящийся к небытию. Как выраженное предложением смысл не существует, а присущ последнему или обитает в нем» [1, с. 63]. Выделенный из предложения, смысл независим от него, и, тем не менее, он всего лишь мимолетный его двойник. Делёз сравнивает смысл с пламенем без свечи.

Смысл, согласно Делёзу, является общим для противоположных высказываний. «Смысл абсолютно не меняется от предложения к предложению, противопоставляемых с точки зрения качества, количества, отношения или модальности. Ведь все эти точки зрения касаются обозначения и его различных аспектов осуществления, то есть воплощения в положении вещей. Но они не влияют ни на смысл, ни на выражение. Рассмотрим сначала качество — утверждение или отрицание: предложения “Бог есть” и “Бога нет” должны иметь один и тот же смысл благодаря автономии последнего по отношению к существованию денотата» [1, с. 55]. То же самое с количеством и отношением (все люди белые, некоторые не белые, ни один не белый; кошки едят мошек и мошки едят кошек). Оба случая противоположностей всегда одновременны, так как они — две неразрывные стороны одной и той же поверхности, чье внутреннее и внешнее, прошлое и будущее всегда находятся во взаимообратимой связности. Абсурдно, согласно Делёзу, то, что имеет смысл, но денотация чего невыполнима; это объекты без значения (квадратный круг, гора без долины), но у них есть смысл, потому не следует их путать с нонсенсом. Нонсенс же, согласно Делезу, слово, которое обозначает то, что выражает, а выражает то, что обозначает, т. е. высказывает свой собственный смысл (Делёз здесь исходит из того, что смысл имени может быть обозначен только другим именем: N1—>N2—>N3). Отношение смысла и нонсенса не является противоположностью, как отношение истины и лжи. Между смыслом и нонсенсом есть своего рода внутренняя связь. Нонсенс не имеет смысла, но сам по себе дарует смысл. Посмотрим, как это происходит.

Продолжая тему границы, тождества и различия, Делёз пишет о некоем парадоксальном элементе, обеспечивающем схождение двух серий, означаемого и означающего. Он показывает этот элемент на художественном материале и материале психоанализа. Действие этого элемента заключается в том, что он постоянно циркулирует по обеим сериям и тем самым обеспечивает их коммуникацию. «Это двуликая инстанция, в равной степени представленная как в означающей, так и в означаемой сериях. Она — зеркало. Она сразу — вещь и слово, имя и объект, смысл и денотат, выражение и обозначение, и так далее. Следовательно, это она обеспечивает схождение двух пробегаемых ею серий, но при условии, что сама же вынуждает серии все время расходиться» [1, с. 64]. Делёз пишет, что этой инстанции недостает самотождественности, она расщеплена по природе. «Поэтому мы не будем говорить о двух сериях, оживляемых этой инстанцией, что одна из них является исходной, а другая производной, хотя, конечно,

они могут быть и исходной, и производной в отношении друг друга. К тому же они могут быть последовательны. Но зато эти серии строго одновременны в отношении той инстанции, благодаря которой они коммуницируют. Они одновременны, хотя и не равны, поскольку у такой инстанции две стороны, одна из которых всегда уклоняется от другой» [1, с. 65]. Этот элемент — пустое место, приводящее все в движение. Он же — нонсенс, непрестанно циркулирующий по сериям и тем самым порождающий смысл. Это позиция структурализма.

Делёз также акцентирует тему различия и времени. Различие есть бесконечно делимое время событий — Эон, в отличие от бесконечного настоящего вещей — Хроноса. Эон производит бесконечное разделение на прошлое и будущее, он производит временную линейку. Событие всегда делится им в двух смыслах-направлениях сразу, в прошлое и будущее, но не имеет настоящего. «... Настоящее как бытие разума подразделяется до бесконечности на то, что только что случилось или вот-вот случится, всегда ускользая в этих двух смыслах-направлениях одновременно. Другое настоящее — живое настоящее— случается и вызывает событие. Но, тем не менее, событие удерживает вечную истину в Эоне, который вечно разделяет его на только что прошедшее прошлое и на ближайшее будущее» [1, с. 93]. Эон — граница серий, неба и земли, предложений и вещей. Он — прямая линия, их разделяющая, и гладкая поверхность, их соединяющая. Это благодаря ему одно и то же событие одновременно и выражается в предложении, и является атрибутом вещей. Смысл принадлежит Эону. Смыслы-события делают возможным язык, освобождая его от тел, отделяя его от исходящего от них шума. Чистые события становятся основанием языка. Выражаемое дает основание языку и выражению. «В самом общем виде действие смысла таково: именно смысл дает существование тому, что его выражает, и при этом — как чистая присущность — сам обретает существование в своем выражении. Значит, он принадлежит Эону как тысяча поверхностных эффектов или событий, прочерчивая границу между вещами и предложениями: он прочерчивает ее по всей своей прямой линии» [1, с. 221]. Эта граница позволяет звукам не угаснуть в телах, и сам язык возможен только благодаря этой границе, отделяющей его от вещей.

Делёз подводит итоги общей картины движения языка по поверхности и дарования смысла на границе предложений и вещей. Эту картину приводит в действие парадоксальный элемент, или случайная точка, которой Делез дал разные двойные имена. «Одно и то же: представить такой элемент как пробегающий две серии на поверхности или как прочерчивающий между этими двумя сериями прямую линию Эона. Это — нонсенс <... >. Но именно потому, что нонсенс обладает внутренней и изначальной связью со смыслом, он наделяет смыслом термины каждой серии. Взаимоотноситель-ные положения этих терминов зависят от их «абсолютного» положения в отношении нонсенса» [1, с. 115]. Смысл — это всегда эффект, и в том виде, как он сосредоточен на линии Эона, он имеет две стороны, двоится на означающее и означаемое. Линия времени, простирающаяся одновременно в двух направлениях, прочерчивает границу между языком и вещами.

Литература

1. Делёз Ж. Логика смысла. М.: Раритет; Екатеринбург: Деловая книга, 1998. 480 с.

Статья поступила в редакцию 17 июня 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.