Научная статья на тему 'ГРАНИЦА ДУХОВНОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО В НАСЛЕДИИ ГЕННАДИЯ СВИРИНА'

ГРАНИЦА ДУХОВНОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО В НАСЛЕДИИ ГЕННАДИЯ СВИРИНА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

136
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеллигенция и мир
ВАК
Область наук
Ключевые слова
"СУРОВЫЙ СТИЛЬ" / "SEVERE STYLE" / ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / РУССКИЙ ИНТЕЛЛИГЕНТ / RUSSIAN INTELLIGENTSIA MEMBER / "ТИХАЯ ГРАФИКА" / "SILENT GRAPHICS"

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Варакина Галина Владиславовна

Рассматривается жизнь и творчество московского художника Геннадия Свирина, творческое наследие которого выступает своеобразным зеркалом истории отечественной культуры 1960-2000 гг. Представлена судьба русского интеллигента, носителя особой ментальности, с характерной для нее любовью к Отечеству, народу, простому быту, непреходящим ценностям. Статья содержит библиографическую часть и творческий портрет, являясь уникальным материалом, построенным на личном контакте автора с художником, а ныне действующим священником. В исследовании поднимается актуальная проблема духовного начала в искусстве и затрагивается важный вопрос о взаимовлиянии культуры и личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BORDER OF SPIRITUAL AND ART IN GENNADY SVIRIN''S HERITAGE

The article considers the life and works of the Moscow artist Gennady Svirin whose creative heritage acts as a peculiar mirror of history of domestic culture of 1960-2000. Presented is the fate of the Russian intelligentsia member, the carrier of special mentality, with its characteristic of love to the Fatherland, the people, simple life, inherent values. The article contains a bibliographic part and a creative portrait, being the unique material constructed on personal contact of the author with the artist, and the current priest. In the research the current problem of the spiritual beginning in art rises and the important question of interference of culture and the personality is raised.

Текст научной работы на тему «ГРАНИЦА ДУХОВНОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО В НАСЛЕДИИ ГЕННАДИЯ СВИРИНА»

ББК 85.143(2)6-8

Г. В. Варакина

ГРАНИЦА ДУХОВНОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО В НАСЛЕДИИ ГЕННАДИЯ СВИРИНА

Введение. Данное исследование представляет собой сложный опыт осмысления творческого наследия ныне действующего художника Геннадия Ильича Свирина. Сложность заключается в нескольких аспектах. Во-первых, всегда особенно тяжело быть объективным и беспристрастным в разговоре о ныне здравствующих людях, чье творчество еще не прошло испытания временем. Кроме того, существует и опасность очарования человеком, контакт с которым в данной ситуации неизбежен. Во-вторых, обращение к личности, чьи работы достаточно типичны для своего времени, более того, не находятся в зоне активного исследования, может вызывать вопросы относительно актуальности подобного рода изучений.

Однако именно то, что перед нами творчество хоть и столичного, но малоизвестного художника, позволяет не поддаться существующим штампам, уйти от навязываемых шаблонов и проследить личную и творческую судьбу человека. Именно здесь открывается поле для выявления тонких нитей, связывающих между собой характер, вкус, личность с обществом, идеологией, ценностями. Это тем более интересно, если иметь в виду любопытный зигзаг судьбы Г. И. Свирина — от художника к священнику.

В основу исследования положены наши интервью с художником и научные статьи на этом материале, немногочисленные комментарии искусствоведов в рамках выставочных каталогов, непосредственно творчество Геннадия Свирина.

Жизнь как она есть. Геннадий Ильич Свирин родился 19 сентября 1937 года в Москве в простой семье. Отец, Илья

© Варакина Г. В., 2017

Варакина Галина Владиславовна — доктор культурологии, доцент, профессор кафедры дизайна Рязанского филиала Московского государственного института культуры. galina_varakina@mail.ru

Ильич, из крестьян, после армии трудился на заводе. Мать, Варвара Анисимовна, работала на заводе, позже воспитателем в детском саду. У Геннадия Ильича было три брата: Иван, Валерий и Владимир.

В военные 40-е Геннадия Ильича отправили из Москвы к дедушке Анисиму Петровичу и бабушке Мавре Алексеевне в село Порой Трубечинского района Рязанской области (ныне Доб-ровский район Липецкой области). Память о детских годах, о жизни в деревне Геннадий Ильич хранит всю свою жизнь. «До сих пор стоит перед глазами дом на краю села, старый сад, в саду большая пчелиная пасека. Сразу за садом веселой стеной поднималась березовая роща. Осенью весь дом наполнялся запахом ароматных антоновских яблок и душистого меда. Хорошо помню доброе лицо бабушки, знавшей бесчисленное количество сказок, былин, песен. Неизгладимый след в душе оставили мое деревенское детство и природа средней полосы России. Я до сих пор не могу долго обходиться без того, чтобы не видеть поля, открытого неба, не побродить по настоящему лесу», — писал в начале 1980-х годов Геннадий Ильич1. Именно сельские мотивы вдохновляли его — уже профессионального художника — на создание проникновенных пейзажей, тонких лиричных натюрмортов, незатейливых, но таких жизненных жанровых сцен и портретов.

Там, на селе, в 1945 году Геннадий пошел в школу, но из-за болезни на два года обучение было прервано. Он упал с лошади и сломал ногу, позже течение болезни осложнилось сильной простудой. Родители перевозят сына назад в Москву в связи с необходимостью длительного лечения. В этот период он увлекается рисованием, со временем ставшим самой большой страстью Геннадия Ильича.

Окончив семилетку, в 1954 году Геннадий поступает в Московский архитектурно-строительный техникум2. Однако его профессиональная деятельность будет связана с занятиями живописью, обучению которой он обязан Московскому областному художественному педагогическому училищу изобразительных искусств памяти восстания 1905 года3. В это время (1958— 1963 гг.) в училище преподавали такие известные советские художники, как М. В. Добросердов, А. И. Саханов, А. М. Дубинчик и многие другие.

Особое значение для формирования Свирина-художника имел Михаил Владимирович Добросердов — художник Божьей

милостью, работавший в Художественном училище около 30 лет. Выпускник ВХУТЕМАСа, ученик выдающихся художников молодой Советской России С. В. Герасимова, К. Н. Истомина,

A. А. Лабаса, А. А. Осмеркина, А. В. Шевченко, позже Б. В. Иоган-сона, Михаил Владимирович сумел передать своим воспитанникам любовь к Родине, умение видеть прекрасное в обыденном. Сравнивая этюды Г. И. Свирина и М. В. Добросердова, трудно не заметить общность, единую школу двух мастеров — учителя и ученика. Та же лепка цветом, цельность и поистине скульптурность мышления. Тем не менее, М. В. Добросердов никогда не подавлял, не навязывал своего мнения, но помогал раскрытию собственного дара подопечных. Так и Геннадий Ильич пошел своим путем, унаследовав традиции русской живописи. Его манера в дальнейшем творческом поиске оказалась близка другому преподавателю училища, великолепному художнику-пейзажисту

B. Н. Бакшееву, говаривавшему своим коллегам и студентам: «Живопись — это рисунок цветом. Рисуя кистью, вы передаете свет, тень, цвет и, как скульптор, вылепливаете объем»4.

После окончания училища в 1963 году, Геннадий Ильич встал перед дилеммой: продолжить образование в Московском государственном художественном институте имени В. И. Сурикова или начать сложный путь художника. Супружество и необходимость зарабатывать на жизнь побудили его пойти работать. Он преподает в детской изостудии в Балашихе, активно продолжая писать, систематически выезжая на лето в деревню на пленэр. Как говорит сам художник: «Я стал деревенским жителем». Он работал в Смоленской и Ярославской областях, на Вологодчине и под Рязанью.

В 1971 году Г. И. Свирин был принят в Союз художников СССР. В это время он активно сотрудничает с Комбинатом графического искусства Московского отделения Художественного фонда РСФСР. Работа в комбинате была связана со специализацией художника-графика. Геннадий Ильич выполнял как заказы, так и предлагал свои идеи. В это время он работает в технике ручной графики, офорта и линогравюры, совершенствуя мастерство и создавая интереснейшие рисунки и эстампы. Модный и хорошо оплачиваемый тогда историко-революционный жанр постепенно вытесняется скромным среднерусским пейзажем. Работа Г. И. Свирина на Комбинате графического искусства, в том числе

и в качестве члена Художественного совета вместе с Г. Ф. Захаровым, И. В. Голициным и другими художниками-графиками, продолжалась вплоть до его упразднения в 1991 году.

С середины 1970-х годов все больше и больше времени Геннадий Ильич проводит на этюдах в селе Подвислово Ряжско-го района Рязанской области. Кто бы тогда мог знать, что именно с этими местами будет связана жизнь художника в дальнейшем, правда, уже в несколько ином качестве.

С этого момента образы русской природы, деревенской жизни становятся основными в его творчестве. С середины 70-х годов кардинально меняется как тематика творчества Геннадия Ильича, так и его палитра и даже стилистика. Певец русской природы, он старается подробно отобразить красоту Рязанщины, пусть неброскую, но до боли родную. Его пейзажи фиксируют не только и не столько детали ландшафта, они передают особенное, возвышенное состояние, которое испытывает русский человек перед этой красотой.

Три десятилетия упорного труда и, в то же время, неимоверной радости и полной самоотдачи. Геннадий Ильич по-прежнему сотрудничает с Комбинатом графического искусства, много пишет маслом. Его мастерская в Москве располагается в мансарде городской усадьбы купцов Филипповых5 на площади Яузские ворота, 15. Художник ведет активную выставочную деятельность.

С 1963 года его картины регулярно экспонируются на московских и всероссийских выставках. Из наиболее важных ранних выставок можно назвать следующие: VIII выставка произведений молодых художников Москвы (Москва, 1968 г.), IX выставка произведений молодых художников Москвы (Москва, 1972 г.), Всероссийская выставка произведений молодых художников (Москва, 1972 г.). В 1977 году Геннадий Ильич участвует в республиканской выставке произведений художников РСФСР «60 лет Великого Октября» (Москва), а в «олимпийском» 1980-м — во всесоюзной художественной выставке «Спорт — посол мира» (Москва).

Не раз его картины отправлялись за рубеж на выставки-продажи, организованные Художественным салоном по экспорту Художественного фонда СССР, — в США, Англию, Швецию,

Данию, Германию (бывшую ФРГ), Монголию, Венесуэлу, Японию, Польшу, Швейцарию, Францию, Финляндию. Для Г. И. Свирина первой зарубежной стала Выставка советской живописи в г. Осака (Япония) в 1975 году, где были представлены две живописные работы Геннадия Ильича, в том числе «Художник на этюдах» (1971 г.). В 1984 году еще две картины были выставлены в составе экспозиции советского искусства в США. Несмотря на идеологические расхождения, советская живопись очень хорошо принималась на Западе. Там с восторгом относились к поэтизации в русском искусстве самого обыденного: невзрачной природы, повседневности быта простых людей. Социалистический реализм без идеологического груза был оценен достаточно высоко зарубежной критикой: «В этих картинах деревенские будни понимаются как часть жизни мира и, в то же время, как результат глубоких человеческих чувств и отношений, где жизнь и смерть, рождение нового и память об ушедшем, труд и праздники наполнены высокими гуманистическими идеями, внутренне поэтичны и красивы, пребывают в естественном гармоничном единстве»6.

Сегодня увидеть картины Геннадия Ильича Свирина не так легко, хотя его имя вошло в «Реестр русских художников ХУШ— XXI веков», что само по себе почетно. Г. И. Свирин не был обласкан властью, тем не менее, его картины хорошо раскупались на выставках и аукционах. Теперь их можно увидеть преимущественно в частных коллекциях России и Зарубежья, в правительственных особняках (например, в Барвихе), а также в некоторых музеях. Картины Г. И. Свирина входят в коллекции Белгородского государственного художественного музея7, Художественной галереи г. Красноармейска Московской области8 и в собрание Донецкого областного художественного музея (Украина). Иногда работы художника проскальзывают в качестве лотов крупных художественных аукционов9, но это все единичные картины 80—90-х годов10.

Творческая палитра. Геннадий Ильич Свирин, начав профессиональную карьеру еще в 60-е годы, проделал длинный путь эволюционного развития: от живописи, близкой «суровому стилю» («Портрет матери», 1969 г.), до картин с элементами коллажа («Вербное воскресение», 2008 г.). Творческий путь длиной в полвека... Это целая история — история творчества, история человека и судьбы всей страны.

Формирование Г. И. Свирина как художника, период его ученичества пришелся на важное для русского искусства время — вторую половину 1950-х — начало 60-х годов. С «оттепелью» в искусство вернулась любовно-лирическая тема, произошла переоценка достижений эпохи авангарда 1910—20-х годов. В числе преподавателей Г. И. Свирина оказались выдающиеся художники — продолжатели лучших традиций отечественной художественной школы.

Большое влияние на студентов и педагогов Художественного училища памяти восстания 1905 года оказала личность Михаила Ксенофонтовича Соколова, преподававшего в нем до ареста в 1938 году. Позорный ярлык «формалист» не помешал художнику прочно войти в историю училища. Более того, «тихое искусство» — течение, которое развивал своим творчеством М. К. Соколов, — стало вновь актуальным именно в 60—70-е годы, но уже в графике, дав ей название «тихая графика».

Все это непосредственным образом имеет отношение к творчеству Г. И. Свирина. В 1970-х годах он работал на Комбинате графического искусства вместе с Г. Ф. Захаровым и И. В. Го-лициным — яркими представителями течения «тихой графики». Лирические пейзажи, неофициальные портреты близких, натюрморты и бытовой жанр без ложной пафосности — вот круг тем, к которым обращались соратники Геннадия Свирина. Сам он остается верным этой тематической линии до сих пор. И хотя тогда он писал заказные официальные картины на историко-революционную тему, например офорт «Разгон демонстрации», но не они определили «лицо» творческого наследия Г. И. Свирина. Как говорит художник, «это было только для денег». Типичной работой того времени, отразившей эстетику «тихой графики», можно назвать эстамп «Деревенские каникулы» (1976 г.). Прием комбинированного жанра (натюрморт с вписанным пейзажем и элементами бытовой картины) будет использован Геннадием Ильичем и в дальнейшем. Здесь жанровое смешение гармонично и лишено какой-либо особой символики. Все продиктовано самой деревенской жизнью: гармонией человека и природы, искусственного и естественного.

В живописи Г. И. Свирина 1960-х годов доминируют жанры пейзажа и портрета. Независимо от выбранного мотива,

художник работает в значительном, скорее, музейном формате, так же как и в графике допуская расширение границ жанра. Так, в картине «Портрет матери» (1969 г.) масштабное соотношение фигуры и формата холста явно нарушают традиции жанра портрета. В композицию включены пейзажный мотив, наблюдаемый нами через окно, и два натюрморта — на подоконнике и на столе, за которым сидит героиня. Для художника оказывается важным не сам человек, не одна его внешность, а все окружение, привычный ход событий, которые и есть суть он сам. И тогда портрет превращается в сюжетную картину, только сюжет этот скрыт. Картина наполняется психологической глубиной, и при всей бездейственности она все-таки живет, являя образы простые, но значительные. Перед нами яркий пример «сурового стиля» с его интересом к обыденной жизни человека-труженика, синтетической стилевой системой, продолжающей традиции реализма XIX века и авангарда начала ХХ века.

Эта стилевая неоднородность наблюдается в творчестве Г. И. Свирина на протяжении всего десятилетия, отражая характерную черту времени. Так, в картине «Весна в деревне» (1968 г.), наряду с прямой перспективой, применен прием обратной перспективы (в изображении пруда), элементы конструктивизма и стилизации хорошо заметны в работе «Над городом» (1967 г.). Но в то же время Геннадий Ильич — мастер детализации, он дает почти тактильное ощущение предмета, не скатываясь при этом до простого копирования натуры («Портрет Марфы Алексеевны», 1965 г.).

Первая половина 1970-х годов стилистически и тематически продолжает линию, намеченную предшествующим десятилетием. Однако все больше в творчестве Г. И. Свирина звучит тема русской деревни, ее незатейливой, мерно текущей жизни, неброской красоты среднерусской природы. Ведущим становится бытовой жанр в пейзаже — та тенденция, которую мы наблюдали в работах 1960-х годов. Новым приемом, сохраненным художником в дальнейшем, станет введение в реалистичное изображение тематических атрибутов по принципу коллажа. Так, в картине «Новый год в Аладино» (1974 г.) вводным элементом является вихрь из писем, открыток и цветов. Он уравновешивает слишком сильно смещенный вниз и вправо композиционный центр, кроме того, сообщает картине эмоциональное оживление и сложное

вихревое движение, которое подхватывается взлетающими воздушными шарами и летящими птицами. В целом назначение введенных атрибутов — передать веселье людей, ощущение праздника. Эта тенденция усиления или даже раскрытия замысла картины при помощи вводных элементов будет активно использоваться художником и в дальнейшем.

В середине 1970-х годов в творчестве Г. И. Свирина происходит резкий стилевой сдвиг. Он отказывается от нарочитой декоративности и стилизации в живописи в пользу реалистичности воспроизведения окружающего мира. Разительно меняется цветовая гамма полотен: уходят звучные, яркие тона, живопись становится охристой, тяготея к монохромности. Но какое при этом богатство палитры! В картинах Г. И. Свирина можно увидеть все то великолепие, которое оставлено нам в наследство великой плеядой передвижников XIX века: поразительно тонко разложенный цвет, изумительная воздушная перспектива с эффектом глубинного пространства, точность деталей при удивительной живости и подвижности среды. В этом отношении наследие Г. И. Свирина можно поставить в один ряд с пейзажами К. Коровина, И. Левитана, В. Поленова.

В пейзажной живописи этого периода нередко обращение Г. И. Свирина к творческим приемам, близким импрессионизму. Он любуется переходными явлениями природы — закатом, рассветом («Дом над рекой. Река Ранова», 1978 г.), состоянием воздуха перед или после грозы («Река Ранова», 1978—1979 гг.), эффектами освещения («Отлет птиц», 1978 г.).

Совершенно неожиданным образом в пейзаж проникает христианская тема, иногда лишь на уровне эффекта освещения, как, например, в картине «Река Вязьма, впадающая в Днепр». Сельская церквушка оказывается в золотистом световом окружении то ли случайно, то ли по особому замыслу художника. Рождается интересная игра ассоциаций — свет души, источником которого является храм. Еще более четко, уже не через эффект освещения, а с введением дополнительных атрибутов в композицию, христианская тема представлена в картине «Сенокос» (1978 г.). Здесь три дополнительных элемента, которые сильно меняют общий смысл картины: сорванные ромашки и опавшие листья в нижнем правом углу, вереница птиц в верхней

центральной части и лампада в левом верхнем углу композиции. Хотя картина и называется тематически — это не жанровая живопись, а пейзаж. Именно природная среда определяет «лицо» работы, в которую помещаются и косец с собакой, и те самые атрибуты-символы. Уже само несогласование названия картины «Сенокос» и ее композиционного наполнения вызывает некоторый вопрос: что же главное и здесь, и в жизни? Только благодаря символам можно сказать (и, прежде всего, почувствовать), что главное, питающее нас и подвигающее на жизнь, — это свет неугасимый горнего мира. Именно поэтому мы видим лампаду над рекой без отражения, ибо не от мира сего, но от мира Иного. Именно поэтому и ромашки сорваны, но не лежат на лугу, а вместе с падающими листьями как бы парят над ним, говоря нам: все преходяще в этом мире, кроме красоты души. И даже птицы — небесные странники вьются над церковью как ангелы — посланники Божьи в помощь человеку.

Прием ассоциативного монтажа, который здесь явно прослеживается, тем не менее, не разрушает гармонического строя картины. Все-таки это пейзаж, усложненный дополнительными композиционными элементами, призванными говорить не только о том, что мы видим, но и о том, что мы чувствуем, о чем мыслим и грезим.

Прием включения дополнительных элементов, наделенных символическим смыслом и меняющих общую концепцию картины, получит дальнейшее развитие в пейзажах Г. И. Свирина в 1980-х годах. Одним из ярких примеров этого периода является картина «Порушенная деревня» (1983 г.). Дополнительные элементы — образ Николы и письма — здесь уже не закомпонованы в основной пейзажный мотив, но как бы наложены на него, рождая эффект коллажа. Сам пейзаж вызывает состояние уныния: раскисшая дорога, убогие избы поодаль, небо затянуто пеленой туч — все увядает, готовясь к зимнему сну. Кругом ни души, лишь вдалеке кто-то пасет гусей. Одиноко и неприкаянно. Но почему автор дал картине название «Порушенная деревня»? Видимых разрушений здесь нет, но ощущение крушения — надежд, веры — неоспоримо. Вот и появился на фоне кроны дерева образ Николы как спасительная нить для всех, кто еще остался в этой глуши. И тогда нарочитость реалистического пейзажа и как бы

внахлест положенных вводных атрибутов несколько сглаживается. Это достигается введением объединяющего мотива, следующего по диагонали слева направо по нисходящей: летящие письма — образ — высветленное дерево. Причем такое композиционное построение накладывается на схожее движение облаков, рождая аналогию Божьей милости, коей одаривается деревня и ее жители. Разителен контраст правой и левой частей композиции: они как две разные жизни — та, что человек ведет сейчас, и другая, уготованная ему свыше.

Параллели видимого и мыслимого, духовного в той или иной форме присутствуют во всех работах Геннадия Ильича. Это может быть просто любование красотой окружающего мира, его уголков и отдельных деталей («Дали России», 1987 г.; «Астры», 1989 г.). Таких работ много, они разнятся степенью детализации, иногда с потрясающим фотографическим эффектом, нередко с долей декоративности сродни голландскому пейзажу XVII века. Встречаются работы, в которых красота мира оправдана ее духовным измерением, что является основой русской ментальности. Так, в картине «Пролетающий ангел» (1981 г.) эффектная подсветка закатного неба оказывается отблеском курящейся кадильницы в руках летящего ангела. Подобная параллель духовного наполнения, духовной силы красоты мира прослеживается в натюрморте «Тихо светит луч лампады» (1987 г.), в котором в диалог вступает красота вдохновенного образа Божьей Матери, горящего светоча лампады и неброской красоты полевых цветов.

В целом живопись 1980-х годов, развивая реалистические тенденции, намеченные еще в 1970-х, обогащается интересными находками символистского плана, что оправдано мировоззренческой позицией художника — не противопоставлять духовное земному, а видеть в красоте мира ее Божественную природу. Наряду с усилением детализации в картинах наблюдается отказ от большого формата, что привносит в работы этого периода некоторую декоративность, театральность, напоминая голландский пейзаж XVII века.

1990—2000-е годы в творчестве Г. И. Свирина, на наш взгляд, чрезвычайно интересны с точки зрения стилевых параллелей. Трудно не заметить родство общего строя картин и ряда приемов, которые использует в своем творчестве художник,

с живописью «старой школы». Насыщенная, несколько тяжеловатая, с доминированием буро-коричневого тона, живопись Г. И. Свирина напоминает картины французских художников «барбизонской школы» середины XIX века: Ж. Ф. Милле, Т. Руссо, Ж. Дюпре. В качестве примеров такого рода можно назвать работы «Возвращение стада» (1991 г.), «Пейзаж со стадом» (2001 г.). Четко прослеживается верность реалистической школе передвижников второй половины XIX века. В картинах «Теплая зима» (Рязань. Троицкий монастырь, 1997—1998 гг.), «Пейзаж с рыбаком» (1995 г.), «Лето. Спас на Яру» (1997 г.), «Заросший пруд» (2007 г.) легко угадываются типические черты русской пейзажной школы.

Г. И. Свирин остается верен реалистическому художественному методу, то сохраняя живописность подачи мотива, то добиваясь фотореалистического эффекта («Весна», 1991 г.; «Конец сентября», 1991—1992 гг.; «Сжатое поле», 2001 г.). Тем не менее, еще в критике 1980-х годов отмечался особый смысл детализации такого рода. Так, в рамках зарубежных выставок было высказано следующее предположение: «Исследуя природу, Свирин стремится воспроизвести ее с буквальной точностью. Однако его творческий метод далеко не натуралистичен. В действительности, характерное и конкретное трансформируется им в оригинальную формулу, разновидность метафоры для того, чтобы подчеркнуть, что мир — это основа, а эмоции подлинны»11.

Наряду с реалистической подачей Геннадий Ильич развивает символистскую линию в своем творчестве, подчас доводя этот прием до иллюзии коллажа, как, например, в картине «Вербное воскресение» (2008 г.). В этой работе художник использует свои излюбленные приемы: проникновение натюрморта в жанр пейзажа, введение дополнительных образов-символов (спускающийся с небес ангел со свечой и кадильницей). Все здесь неслучайно: пейзаж лиричен и хрупок, как изящная фигура ангела и вербы. Вроде бы художник просто изображает погожий день вербного воскресения, но нет. Смысл не в самом изображении, а в тех чувствах, которыми этот праздник отзывается в душах людей. Только верующий человек мыслит воедино и храм с колокольней в нарядном «зимнем» уборе, и нехитрый натюрморт с изящной цветущей вербой, и весну, символизирующую надежду,

обновление, возрождение, и ангела — воплощение души мира. Ангел здесь — это та самая метафора, позволяющая понять смысл картины более четко.

Смысл этих пересечений чрезвычайно простого и правдоподобного, с одной стороны, и условно символического — с другой, един: красота мира не мыслится без ее духовности, все, что создано Богом, не только вдохновенно, но и красиво. Да и что такое сама красота как не зримое воплощение совершенства Бога!

Духовное пространство. Сейчас Геннадий Ильич Свирин, точнее, отец Геннадий — настоятель Введенского храма села Троица-Лесуново Кораблинского района Рязанской области. Странный на первый взгляд зигзаг судьбы: художник... и вдруг священник. Но ничто не дается человеку, к чему он не был бы внутренне готов.

Геннадий Ильич рос и воспитывался в вере. Для него любование красотой мира, ее телесностью, осязаемостью сродни хвалению Господа. «Ведь во всем Его благодать и совершенство! Красота мира — это красота Бога!» — так говорит сам художник. И в творчестве нет-нет, да и проскользнет в пейзаже или натюрморте то лампада, то икона, либо свет ляжет так, будто ауриче-ское сияние окружило храм или человека.

25 февраля 1997 года в возрасте шестидесяти лет Геннадий Ильич Свирин был рукоположен и отправлен на служение в село Кишаново-Николоотводное Ярославской области. Жизнь деревенского священника незавидная. Тем не менее, в плотном рабочем графике служителя осталось место и для занятий живописью. Редко, но все же позволяет себе отец Геннадий роскошь — пописать в своей деревенской мастерской, да и московская мастерская нет-нет, да и порадуется своему хозяину. Те же деревенские окраины, овражки, группой растущие деревья. Однако появилось нечто новое в картинах отца Геннадия — особая, неземная красота иногда проглядывает сквозь привычное: то ангел с небес спускается, то серафим в облаке распростер крылья над миром. И не икона, но и просто картиной назвать трудно. Видимо, думы о горнем мире проявляются вот таким образом в творчестве художника.

Есть у отца Геннадия и иконы, одна из которых — «Спас Нерукотворный» — находится здесь же, во Введенском храме.

Художнику трудно отделить духовную красоту от физической, потому он говорит, что икон не пишет: «Не получаются они у меня. Не умею». Но при взгляде на иконы отца Геннадия душа радуется, наполняясь истинным благоговением. Сродни ли это чувство любованию его пейзажами и натюрмортами? И да, и нет. С одной стороны, мы испытываем несказанную любовь к родным местам, радуемся, узнавая на полотнах то, что знаем очень хорошо. Икона также пробуждает в нас чувство любви, но не к этому миру, а к тому, который мы ищем и хотим обрести всей своей душою. Неслучайно кн. Евгений Трубецкой еще в начале ХХ века назвал иконопись «умозрением в красках». Все-таки икона не изображает, а только намекает на присутствие в мире высшей благодати. В картине же материальное и духовное неразделимы.

Став отцом Геннадием, занятия живописью художник сильно ограничил. И дело не только в его занятости. «Искусство — радость для себя, это настоящая страсть. Ты погружаешься в него весь без остатка. И это плохо для души, т. к. великий соблазн. Но по-другому невозможно что-либо создать».

Потеряло ли искусство в лице отца Геннадия художника — сказать сложно. Ясно одно, что разделить Свирина-художника и Свирина-священника невозможно. В его творчестве, как и в его жизни, переплелись две грани нашего мира — видимое и духовное, подарив нам чарующие образы природы, осененные не только красотой, но и Божественным совершенством. Это тот случай, когда к картинам хочется возвращаться вновь и вновь. Они не перестают радовать душевной теплотой, которую вложил в них автор.

Примечания

1 Групповая выставка произведений московских художников : каталог / сост. Н. Н. Изюмская ; отв. ред. Г. В. Плетнева. М., 1982. С. 33.

2 Современное название «Московский колледж архитектуры и менеджмента в строительстве».

3 Современное название «Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года».

4 См.: Симанчук И. Михаил Владимирович Добросердов. URL: http://gruppa5.ru/articles/dobroserdov (дата обращения: 13.10.2017).

5 Это здание примечательно своей историей, частью которой косвенно стал и Геннадий Ильич. Еще в XVIII в. здесь, на Яузской обосновались русские купцы, в числе которых были и Филипповы, ставшие известными всей России своими булочными, ресторанами и гостиницами. Во время Отечественной войны 1812 г. именно по Яузской дороге отступала русская армия, а Яузский бульвар стал эпицентром пожара. Почти все здания, в том числе и усадьба Филипповых, сгорели. После окончания войны владельцы не только отстроили свою городскую усадьбу, но и значительно расширили владения, скупив дома на Яузской улице и Яузском бульваре. К началу 1900 г. им принадлежали дома всего квартала. Владелец крупной компании «Филиппов и К°», Иван Николаевич затеял строительство нового дома в модном тогда стиле модерн, которое было осуществлено по проекту архитектора А. В. Красильникова в 1902—1906 гг.

6 Soviet painters. M., 1988. Р. 6.

7 О нас : музейное собрание // Белгородский государственный художественный музей. URL: http://belghm.ru/o-nas/muzejnoe-sobranie/spisok-khudozhnikov.html (дата обращения: 4.07.2017).

8 Художники галереи по алфавиту // Муниципальная картинная галерея г. Красноармейск Московской области. URL: http://artgallery.krasno.ru/ A-Z/S.htm (дата обращения: 13.10.2017).

9 Свирин Геннадий Ильич // ARTinvestment.RU. URL: http://artinvestment.ru/ auctions/27810 (дата обращения: 13.10.2017) ; Современная живопись // Антикварно-Аукционный Дом «Гелос». URL: http://www.gelos.ru/ month/march2012month/modern.html (дата обращения: 13.10.2017).

10 Некоторые из репродукций Г. И. Свирина см.: Простые истины мира. Художник и священник Геннадий Свирин. URL: http://www.liveinternet.ru/ users/anatolij686767/post350583929 (дата обращения: 13.10.2017).

11 Soviet painters. Р. 170.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.