Научная статья на тему 'ГРАМОТНОСТЬ В ВОПРОСАХ ЗДОРОВЬЯ СРЕДИ СТУДЕНТОВ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)'

ГРАМОТНОСТЬ В ВОПРОСАХ ЗДОРОВЬЯ СРЕДИ СТУДЕНТОВ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
379
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАМОТНОСТЬ В ВОПРОСАХ ЗДОРОВЬЯ / СТУДЕНТЫ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Исабекова С.С., Арингазина А.М.

Грамотность в вопросах здоровья - это способность принимать обоснованные решения в отношении здоровья в повседневной жизни: дома, в обществе, на рабочем месте, в системе здравоохранения; по этой причине она все чаще признается одной из важнейших социальных детерминант здоровья. Но в современном мире все еще наблюдается ограниченный уровень грамотности в вопросах здоровья среди населения. Ограниченная санитарная грамотность оказывает значительное влияние на состояние здоровья и может ухудшить качество жизни человека. Поэтому повышение грамотности в вопросах здоровья населения может служить основой для сохранения здоровья, профилактики и контроля заболеваний и, как следствие, увеличения продолжительности жизни. Изучение уровня грамотности в вопросах здоровья среди населения, тем более среди молодого поколения, является важной задачей на сегодняшний день. В настоящей статье представлен обзор литературы по грамотности в вопросах здоровья среди студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Исабекова С.С., Арингазина А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH LITERACY AMONG STUDENTS (LITERATURE REVIEW)

Health literacy is about cognitive and social skills that determine the motivation and ability of individuals to access, understand and use information. Health literacy is the ability to make health decisions in everyday life - at home, in society, in the workplace, and in the health system. For this reason, it is one of the most important social determinants of health. But in the modern world, there is a low level of health literacy among the population. Limited health literacy has a significant impact on human’s health. The main causes of this problem are poor health and a low level of education. Therefore, increasing literacy in matters of public health can serve as the basis for maintaining health, preventing and controlling diseases and, as a result, increasing life expectancy. In this article we provide an overview of the literature on health literacy among students.

Текст научной работы на тему «ГРАМОТНОСТЬ В ВОПРОСАХ ЗДОРОВЬЯ СРЕДИ СТУДЕНТОВ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)»

УДК 614.2:378.172

ЭО! 10.530657kaznmu.2021.36.49.066

С.С.Исабекова, А.М.Арингазина

Казахстанский Медицинский Университет «ВШОЗ» ksph@ksph.kz +77772774607

ГРАМОТНОСТЬ В ВОПРОСАХ ЗДОРОВЬЯ СРЕДИ СТУДЕНТОВ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

Резюме. Грамотность в вопросах здоровья — это способность принимать обоснованные решения в отношении здоровья в повседневной жизни: дома, в обществе, на рабочем месте, в системе здравоохранения; по этой причине она все чаще признается одной из важнейших социальных детерминант здоровья. Но в современном мире все еще наблюдается ограниченный уровень грамотности в вопросах здоровья среди населения. Ограниченная санитарная грамотность оказывает значительное влияние на состояние здоровья и может ухудшить качество жизни человека. Поэтому повышение грамотности в вопросах здоровья населения может служить основой для сохранения здоровья, профилактики и контроля заболеваний и, как следствие, увеличения продолжительности жизни. Изучение уровня грамотности в вопросах здоровья среди населения, тем более среди молодого поколения, является важной задачей на сегодняшний день.

В настоящей статье представлен обзор литературы по грамотности в вопросах здоровья среди студентов. Ключевые слова: грамотность в вопросах здоровья, студенты, здравоохранение,укрепление здоровья.

Грамотность в вопросах здоровья (ГЗ) - это когнитивные и социальные навыки, которые определяют мотивацию и способность индивидуумов понимать и использовать медицинскую информацию. Эти навыки могут способствовать поддержанию и укреплению здоровья человека на протяжении его жизни [1]. ГЗ включает в себя умение правильно заполнять медицинские формы, корректно интерпретировать данные, такие как дозировка лекарств, лабораторные значения и должным образом придерживаться схем приема лекарственных средств, назначенных лечащим врачом [2]. Расширенный охват грамотности хорошо отражен в определении S0rensen, согласно которому «Грамотность в вопросах здоровья подразумевает знание, мотивацию и компетенцию индивидуумов для получения доступа к медицинской информации; понимание, оценку и применение этой информации для решения вопросов, касающихся здоровья в повседневной жизни; профилактику заболеваний и укрепление здоровья. Это позволяет поддерживать или улучшать качество жизни». Данное определение включает как медицинские, так и общественные взгляды на ГЗ [3].

Термин «грамотность в вопросах здоровья» впервые был использован в 1974 году на конференции, посвященной медицинскому образованию (Simonds, 1974) [4].

За последние 40 лет грамотность в вопросах здоровья стала объектом междисциплинарных исследований [5]. В современном мире это является актуальной темой для исследователей, специалистов-практиков и политиков в различных сферах. Одной из основных причин такого очевидного внимания - это потенциал, который приписывается грамотности для понимания, объяснения и устранения индивидуальных, а также групповых проблем в отношении здоровья [6]. Быть грамотным в области здравоохранения означает обладать целым рядом навыков и знаний о здоровье, включая способность находить, понимать, интерпретировать и передавать медицинскую информацию, обращаться за соответствующей помощью и принимать критические медицинские решения [7].

В идеале человек, обладающий ГЗ, способен искать и оценивать медицинскую информацию, которая нужна:

1. для понимания и выполнения указаний, касающихся самопомощи, включая соблюдение сложных режимов ежедневного лечения;

2. для планирования и осуществления корректировок образа жизни, необходимых для улучшения его здоровья;

3. для принятия осознанных позитивных решений, касающихся здоровья;

4. для того, чтобы знать, как и когда в случае необходимости обращаться за медико-санитарной помощью для укрепления здоровья и решения вопросов здравоохранения в местном сообществе и в обществе в целом [8].

Потребность современных пациентов в грамотности в вопросах здоровья как никогда велика, поскольку медицинское обслуживание становится все более сложным. Врачи используют более широкий спектр медицинских препаратов, соответственно, пациент должен самостоятельно соблюдать правила и схему приема лекарственных средств.

К сожалению, иногда пациенты не в полной мере понимают того, что говорят им лечащие врачи и главной причиной является недостаточная грамотность [9].

В 1993 году Национальный Исследовательский Центр по грамотности взрослого населения США опубликовал, что более 40 миллионов американцев функционально неграмотны - это означает, что они не имеют навыков чтения, необходимых для полноценного функционирования в обществе. Возможно, эти люди также имеют проблемы с ГЗ, хотя это исследование не включало вопросы, связанные со здоровьем [10].

Результаты исследований, проведенные в Австралии, Канаде, Новой Зеландии и США предположили, что более половины населения могут испытывать значительные трудности с ГЗ [11]. В 2003 году Национальная Организация по оценке грамотности в вопросах здоровья ^ААЦ определила уровень ГЗ у взрослого населения США. В данном исследовании приняли участие 19 000 взрослых (в

возрасте 16 лет и старше). В качестве инструмента использовались: Test of Functional Health Literacy in Adults (TOFHLA), Newest Vital Sign (NVS), Rapid Estimate of Adult Literacy in Medicine (REALM). По результатам данного исследования была отмечена низкая ГЗ у 36% взрослого населения, средний уровень ГЗ у 53% и высокий уровень ГЗ всего лишь у 12% респондентов [12].

В 2013 году по инициативе Азиатской Ассоциации по грамотности в вопросах здоровья населения (Тайвань) Казахстан был включен в международное популяционное поперечное исследование по изучению ГЗ (Health Literacy Survey-Asia), охватившее 6 стран (Индонезия, Казахстан, Малайзия, Мьянма, Тайвань и Вьетнам) [13]. Данное исследование было проведено как продолжение проекта «Европейское обследование санитарной грамотности населения» (European Health literacy Survey (HLS-EU), 2009-2012). На основании проведенного исследования по изучению грамотности в вопросах здоровья населения в 5 городах Казахстана были сделаны следующие основные выводы: 2/3 респондентов свободно оперируют информацией в области здоровья, в то время как 1/3 опрошенных столкнулись со сложностью получения, понимания, оценивания и применения информации - уровень ГЗ у этих участников был проблематичным [14, 15]. На уровень ГЗ влияют многие показатели, такие как возраст, уровень образования, социально-экономическое положение, политическое состояние, наличие или отсутствие хронических заболеваний и

др. [11].

Недостаточная ГЗ связана с нездоровыми моделями образа жизни и поведения (нерациональное питание, курение, недостаточная физическая активность), с которыми связан повышенный риск болезней и преждевременной смерти. Люди с недостаточной ГЗ с меньшей вероятностью пользуются

профилактической помощью, но более вероятно -службами скорой помощи; они также плохо контролируют возникающие хронические заболевания [16].

Уровень ГЗ, как правило, связан с социально-экономическими условиями, в которых человек живет, учится, работает и т.д. [8]. Любой человек может иметь недостаточный уровень ГЗ, но все же с большей вероятностью люди с низким уровнем образования, низким уровнем доходов, слабыми социальными связями будут иметь недостаточный или плохой уровень ГЗ [17, 18].

Недостаточная ГЗ ассоциируется с более низким уровнем участия в мероприятиях по укреплению здоровья и выявлению заболеваний, более рискованными для здоровья формами поведения (например, более высокими показателями курения), большей частотой несчастных случаев на производстве, сниженной способностью к самостоятельному ведению хронических заболеваний (таких как диабет, ВИЧ-, астма), низкой приверженностью к медикаментозному лечению, более высокой частотой госпитализации и повторной госпитализации, повышенными показателями заболеваемости и преждевременной смертности. Тем самым, ограниченная ГЗ населения увеличивает затраты на медицинскую помощь, что в свою очередь существенно требует увеличения расходов не только каждого человека, но и системы здравоохранения. Это имеет экономические последствия для каждой

страны. Так, например, в 1998 г. Национальная академия США по проблемам стареющего общества подсчитала, что дополнительные затраты на медико-санитарную помощь, вызванные ограниченной ГЗ, составили около 73 млрд. долларов США. В 2009 г. ограниченная ГЗ в Канаде обошлась более чем в 8 млрд. долларов США или примерно в 3-5% всего бюджета медико-санитарной помощи в стране [19]. Таким образом, можно сказать, что низкий уровень ГЗ имеет негативное влияние не только на здоровье каждого человека, но и несет собой колоссальную нагрузку на систему здравоохранения и на экономику страны.

Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к здоровью и интеллектуальным возможностям молодежи. Поскольку в условиях научно-технической революции социальная значимость человека определяется образованием, профессиональной квалификацией и состоянием здоровья [20].

Необходимо подчеркнуть тот факт, что молодежь - это группа, несомненно, уязвимая и открытая для всех новшеств и изменений. Период обучения требует много как физической, так и умственной энергии, так как студентам приходится делить свое время между лекциями, экзаменами и общественной жизнью. Как правило, учеба - время, когда молодые люди проявляют относительно высокий уровень социальной активности; с другой стороны, они обременены значительными обязанностями. По этой причине в жизни студентов имеются многочисленные изменения, которые нередко усугубляют стрессовые ситуации [21].

В то же время можно сказать, что студенческий период

- это не только важный этап приобретения знаний, но и ключевой этап развития поведенческих привычек. Улучшение здорового образа жизни студентов оказывает глубокое влияние не только на их здоровье на протяжении всей жизни, но и оказывает положительное влияние на их семьи и даже на все общество. Поэтому с точки зрения укрепления здоровья важно признать, детство и юность рассматриваются как важнейшие жизненные этапы для здорового развития и благополучия индивидов на протяжении всей взрослой жизни, поскольку ключевые пути к будущему здоровью эволюционируют в течение жизни и становятся очевидными в детском и юношеском периоде.

Было четко заявлено, что неспособность воспитать у молодых людей привычки по укреплению здоровья, неспособность обеспечить им доступ к знаниям в области здравоохранения, неспособность укреплять собственное здоровье может увеличить не только социальные риски, но и может привести к ухудшению состоянии здоровья и увеличению затрат человека [22].

Следует добавить, что по заключению медиков, только 30% студентов России не имеют отклонений в состоянии здоровья, а остальных можно разделить на следующие группы:

- студенты, у которых психоэмоциональные и функциональные нарушения обнаруживаются только в экстремальных условиях, например, в начале обучения или в период экзаменов;

- студенты, у которых уже выявляются предвестники болезни без экстремальных условий, например, периодические повышения артериального давления или уровня сахара в крови;

- студенты с функциональными нарушениями;

- студенты со стабильными патологическими симптомами [20].

Но несмотря на эти данные, социологические исследования показали, что большинство студентов университета считают себя здоровыми: 74% - в 2003 г., 81% - в 2005 г. и 2007 г. [23].

Главными причинами значительных нарушений в состоянии здоровья и физического развития у студентов являются игнорирование основных элементов здорового образа жизни, недостаточная двигательная активность, нерациональный суточный режим, отсутствие закаливания, неправильное питание, наличие вредных привычек и др. [20]. В свою очередь, на формирование здоровья студенческой молодежи в процессе обучения влияют факторы, которые условно можно разделить на две группы. Первая группа - это объективные факторы, непосредственно связанные с учебным процессом (продолжительность учебного дня, учебная нагрузка, обусловленная расписанием, перерывы между занятиями, состояние учебных аудиторий и т.д.). Вторая группа факторов - субъективные, личностные характеристики (режим питания, двигательная активность, организация досуга, наличие или отсутствие вредных привычек и т.д.) [23]. К примеру, в городе Вроцлав (Польша) был проведен опрос среди студентов. Для этого была использована разработанная анкета, состоящая из 25 вопросов. Вопросы касались физической активности, питания, времени, отведенного на сон, досуга, стресса и стимуляторов. По результатам данного опроса было выявлено, что здоровый образ жизни у обследованных студентов был связан, в основном, с физической активностью и здоровым питанием, реже с отдыхом или отказом от употребления стимуляторов. Все чаще студенты были вынуждены работать во время учебы, что оказывает огромное влияние на их образ жизни и вызывает более нездоровое поведение [24].

Несмотря на недостаточность исследований по ГЗ среди молодежи, известно, что иногда молодые люди чувствуют нехватку медицинской информации и даже не способны понять и использовать ту информацию, которую имеют. Впоследствии это может привести к проблемам со здоровьем у этих групп населения. Таким образом, повышение уровня грамотности в вопросах здоровья может быть одним из способов решения проблем, связанных со здоровьем у молодых людей. В связи с этим на 3-й Европейской конференции по ГЗ в 2015 году было отмечено, что в последнее время все больше внимания уделяется грамотности среди детей, подростков и молодых

людей [25]. На уровень ГЗ студентов

влияют экономический статус и уровень образования не только самого студента, но и родителей. Например, родители с более высоким уровнем образования уделяют больше внимания здоровью своих детей и могут лучше направлять их в этом вопросе [26]. Но несмотря на вышеизложенные данные, имеются исследования, показывающие достаточный уровень ГЗ среди студентов. К примеру, в 2015 году в Литве было проведено кросс-секционное исследование среди студентов из университетов Каунаса, Клайпеды и Вильнюса. Эти три города являются наиболее развитыми центрами торговли, науки и культуры и здесь находится множество университетов в Литве. По данным исследования, менее 10% этих молодых людей имели недостаточную ГЗ, а 23,5% имели достаточную ГЗ. Предыдущие исследования в других европейских странах показали похожую картину: 10,3% участников имели недостаточную ГЗ, а 21,3% -достаточную [27]. Используя случайную выборку в Греции, был проведен опрос среди 1526 студентов в возрасте 18-24 лет. Исследователи обнаружили, что ГЗ студентов вузов находится на среднем и высоком уровне [28]. Исходя из всего этого, можно сделать вывод, что грамотность необходима на протяжении всей жизни, начиная с раннего детства, в подростковом, в молодом и в зрелом возрасте. Грамотность в вопросах здоровья помогает справиться с положительными и отрицательными жизненными событиями, такими как профилактика заболеваний, поддержание здорового образа жизни, лечение заболеваний и предотвращение развития хронических осложнений.

В целом, данный обзор литературы показывает, что во всем мире отмечается ограниченная грамотность в вопросах здоровья среди населения. И это влечет негативные последствия не только для самого человека, но и для общества и государства. Но тем не менее, среди молодых людей (студентов) наблюдается положительная динамика ГЗ. Этому свидетельствуют исследования, проведенные в западных странах в течение последних лет. В заключении статьи следует сказать, что здоровье и здоровый образ жизни - качественная предпосылка будущей самореализации молодых людей, их активного долголетия, способности к созданию семьи и деторождению, к сложному учебному и профессиональному труду, общественно-политической и творческой активности [23]. Сохранение здоровья населения, в том числе молодых людей, является главной задачей современной системы здравоохранения каждой страны.

СПИСОК

1 WHO.7th Global Conference on Health Promotion: track themes. Track 2: health literacy and health behavior// https://www.who.int/healthpromotion/conferences/7gc hp/en/

2 Chisholm-Burns, Marie A., Christina A. Spivey, и Logan R. Pickett. «Health Literacy in Solid-Organ Transplantation: A Model to Improve Understanding». Patient Preference and Adherence Volume 12 (ноябрь 2018 г.): 2325-38. https://doi.org/10.2147/PPA.S183092.

3 S0rensen, K., Van den Broucke, S., Fullam, J., Doyle, G., Pelikan, J.M., Slonska, Z. and Brand, H. «Health literacy and public health: A systematic review and integration of definitions and models» // BMC Public Health.-2012.-12, 80, doi:10.1186/1471-2458-12-80., р-3

4 Frisch, A.-L., L. Camerini, N. Diviani, и P. J. Schulz. «Defining and Measuring Health Literacy: How Can We Profit from Other Literacy Domains?» Health Promotion International 27, вып. 1 (1 март 2012 г.): 117-26. https://doi.org/10.1093/heapro/dar043.

5 Nutbeam, D. «Health literacy as a public health goal: A challenge for contemporary health education and communication strategies into the 21st century» // Health Promotion International.-2000.-p-15

6 Orkan Okan, Ullrich Bauer, Diane Levin-Zamir, Paulo Pinheiro and Kristine S0rensen // International Handbook of Health Literacy: Research, Practice and Policy across lifespan.-2019.-p-5., р-155

7 Smith, Caroline A., Esther Chang, Gisselle Gallego, и Lynda G. Balneaves. «An Education Intervention to Improve Health Literacy and Decision Making about Supporting Self-Care among Older Australians: A Study Protocol for a Randomised Controlled Trial». Trials 18, вып. 1 (декабрь 2017 г.): 441. https://doi.org/10.1186/s13063-017-2182-2.

8 Ilona Kickbusch, Jürgen M. Pelikan, Franklin Apfel и Agis D. Tsouros. «Санитарная грамотность. Убедительные факты».-Всемирная организация здравоохранение.-2014-с.29

9 Health Literacy. A Manual for Clinicians Part of an educational program about health literacy Barry D.Weiss, MD, 2003

10 Baker, David W., Julie A. Gazmararian, Mark V. Williams, Tracy Scott, Ruth M. Parker, Diane Green, Junling Ren, и Jennifer Peel. «Functional Health Literacy and the Risk of Hospital Admission Among Medicare Managed Care Enrollees». American Journal of Public Health 92, вып. 8 (август 2002 г.): 1278-83. https://doi.org/10.2105/AJPH.92.8.1278

11 Beauchamp, Alison, Rachelle Buchbinder, Sarity Dodson, Roy W. Batterham, Gerald R. Elsworth, Crystal McPhee, Louise Sparkes, Melanie Hawkins, и Richard H. Osborne. «Distribution of Health Literacy Strengths and Weaknesses across Socio-Demographic Groups: A Cross-Sectional Survey Using the Health Literacy Questionnaire (HLQ)». BMC Public Health 15, вып. 1 (декабрь 2015 г.): 678. https://doi.org/10.1186/s12889-015-2056-z.

12 Mark Kutner, Elizabeth Greenberg, Ying Jin, Christine Paulsen. The Health Literacy of America's Adults Results From the 2003 National Assessment of Adult Literacy. September 2006. American Institutes for Research Sheida White Project Officer National Center for Education Statistics

13 Tuyen V. Duong, Altyn Aringazina, Gaukhar Baisunova, Nurjanah , Thuc V. Pham, Khue M. Pham, Tien Q. Truong, Kien T. Nguyen, Win Myint Oo, Emma Mohamad, Tin Tin Su, Hsiao-Ling Huang, Kristine S0rensen, Jürgen M. Pelikan,

Stephan Van den Broucke, Peter Wushou Chang. Measuring health literacy in Asia: Validation of the HLS-EU-Q47 survey tool in six Asian countries. Journal of Epidemiology, (2017), Volume 27, Issue 2, February 2017, Pages 80-86 http://www.journals.elsevier.com/journal-of-epidemiology/

14 Aringazina A., Kamkhen J. National indicators of health literacy - a population based survey among Kazakh adults. Book of abstracts. The 22nd IUHPE World Conference on Health Promotion, Curitiba, Brazil, 2016

15 Арингазина А.М., Айнакулов Д.А., Камхен Ю.Б., Хегай Е.Л.. «Грамотность в вопросах здоровья в Казахстане: перспективы на будущее», Вестник КазНМУ №3, 2018, с. 405-410

16 М.В. Лопатина, О.М. Драпкина, «Грамотность в вопросах здоровья выходит на передовые позиции повестки дня в профилактике и контроле неинфекционных заболеваний»

17 HLS-EU Consortium. Comparative Report of Health Literacy in Eight EU Member States. The European Health Literacy Survey HLS-EU. The International Consortium of the HLS-EU Project, 2012. http://lbihpr.lbg.ac.at.w8.netz-werk.com/sites/files/lbihpr/attachments/neu rev hls-eu report 2015 05 13 lit.pdf

18 Local action on health inequalities: Improving health literacy to reduce health inequalities Public Health England, Institute of Health Equity. 2015. https://www.gov.uk/government/publications/local-action-on-health-inequalities-improving-health-literacy

19 Kickbusch I, Pelikan J, Apfel F, Agis T. Health Literacy: The Solid Facts. 1st edition. Copenhagen: World Health Organisation Regional Office for Europe; 2013.

20 Д.Н. Давиденко, «Здоровье и образ жизни студентов», Учебное пособие, Санкт-Петербург, 2005

г., Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию Санкт-Петербургский Государственный Университет Информационных технологий, Механики и Оптики. Д.Н. Давиденко, Ю.Н. Щедрин, В.А. Щеголев,

21 Jakubiec, Dorota, Danuta Kornafel, Agata Cygan, Lucyna Gorska-Ki^k, и Krystyna Chromik. «Lifestyle of students from differenr universities in Wroclaw, Poland», вып. 4 (б.

д.): 8.

22 Mao, Ying, Tao Xie, и Ning Zhang. «Chinese Students' Health Literacy Level and Its Associated Factors: A Meta-Analysis». International Journal of Environmental Research and Public Health 18, вып. 1 (29 декабрь 2020

г.): 204. https://doi.org/10.3390/ijerph18010204.

23 Я.В. Ушакова, «Здоровье студентов и факторы его формирования», 2007 г. Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

24 Jakubiec, Dorota, Danuta Kornafel, Agata Cygan, Lucyna Gorska-Ki^k, и Krystyna Chromik. «Lifestyle of students from different universities in Wroclaw, Poland», вып. 4 (б.

д.): 8.

25 Sukys, Saulius, Vida Janina Cesnaitiene, и Zbigniew Marcin Ossowsky. «Is Health Education at University Associated with Students' Health Literacy? Evidence from Cross-Sectional Study Applying HLS-EU-Q». BioMed Research International 2017 (2017 г.): 1-9. https://doi.org/10.1155/2017/8516843.

26 Zhang, Yan, Fan Zhang, Ping Hu, Wenjie Huang, Lu Lu, Ruixue Bai, Manoj Sharma, и Yong Zhao. «Exploring Health Literacy in Medical University Students of Chongqing, China: A Cross-Sectional Study». Под редакцией Ali Montazeri. PLOS ONE 11, вып. 4 (6 апрель 2016 г.):

e0152547.

https://doi.org/10.1371/iournal.pone.0152547. 27 Sukys, Saulius, Vida Janina Cesnaitiene, u Zbigniew Marcin Ossowsky. «Is Health Education at University Associated with Students' Health Literacy? Evidence from Cross-Sectional Study Applying HLS-EU-Q». BioMed Research International 2017 (2017 r.): 1-9. https://doi.org/10.1155/2017/8516843.

28 Vozikis, Athanassios, Kyriakos Drivas, и Kostantinos Milioris. «Health Literacy among University Students in Greece: Determinants and Association with Self-Perceived Health, Health Behaviours and Health Risks». Archives of Public Health 72, вып. 1 (декабрь 2014 г.): 15. https://doi.org/10.1186/2049-3258-72-15.

С.С.Исабекова, А.М.Арингазина

«КДСЖМ» Цазакстандык медицинаyHueepcumemi

СТУДЕНТТЕР АРАСЫН^Ы МЕДИНАЛЬЩ САУАТТЫЛЬЩ (ЭДЕБИ ШОЛУ)

Тушн: Медициналык сауаттылык— кунделкт1 eMipde (уйде, котамда, жумыс орнында жэне де жалпы денсаулык сактау саласында) денсаулык мэcелелерi бойынша негурлым дурыс шешш кабылдай алу дагдысы. Сол себепт1 бул казiргi тащдагы взектi сурактардыц 6ipi болып табылады. Бiрак заманауи когамда халык арасында твмен медициналык сауаттылык жш байкалуда. Твмен медициналык сауаттылык адамныц денсаулыгына керi эсерт тuгiзiп, нашарлауына алып келуi мумкт. Сондыктан медициналык сауаттылыктъщ децгешн квтеру

денсаулыкты сактау, аурулардыщ алдын алу мен бакылау жэне жалпы вмiр суру жасын узартуга септтн тuгiзедi. Халык арасындагы, эаресе, жас адамдардыщ медициналык сауаттылыгын зерттеу бyгiнгi куннщ басты максаты.

Бул макалада жастардыщ медициналык сауаттылыгын зерттеуге арналган эдеби шолу нэтuжелерi кврсетыген.

Tyürndi свздер: медициналык сауаттылык, студенттер, денсаулык сактау саласы, денсаулыкты ныгайту.

S.S. Issabekova, A.M. Aringazina

Kazakhstan's medical University «KSPH»

HEALTH LITERACY AMONG STUDENTS (LITERATURE REVIEW)

Resume: Health literacy is about cognitive and social skills that determine the motivation and ability of individuals to access, understand and use information. Health literacy is the ability to make health decisions in everyday life - at home, in society, in the workplace, and in the health system. For this reason, it is one of the most important social determinants of health. But in the modern world, there is a low level of health literacy among the population. Limited health literacy has a significant impact on human's health.

The main causes of this problem are poor health and a low level of education. Therefore, increasing literacy in matters of public health can serve as the basis for maintaining health, preventing and controlling diseases and, as a result, increasing life expectancy. In this article we provide an overview of the literature on health literacy among students. Keywords: health literacy, students, health care, health promotion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.