Научная статья на тему 'Грамотность в сфере здоровья: современное состояние и перспективы развития'

Грамотность в сфере здоровья: современное состояние и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1235
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медико-санитарная грамотность / мотивация / профилактика заболеваний / укрепление здоровья. / health literacy / motivation / health promotion / disease prevention.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Б.С. Турдалиева, Г.Е. Аимбетова, Г.С. Байсунова, В.Ю. Байсугурова, Е.В. Индершиева

Медико-санитарная грамотность (грамотность в сфере здоровья) связана с грамотностью людей, и включает их знания, мотивацию и компетентность для получения доступа, понимания, оценки и применения информации о здоровье, необходимой для формирования суждений и принятия решений, связанных с получением медицинской помощи, профилактикой заболеваний и укреплением здоровья для поддержания и улучшения качества жизни. Человек с адекватным уровнем грамотности в сфере здоровья способен брать ответственность за свое собственное здоровье, равно как и за здоровье своей семьи и общины. Таким образом, грамотность населения в сфере здоровья оказывает влияние на поведение людей, их образ жизни, и, следовательно, на состояние здоровья и качество жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Б.С. Турдалиева, Г.Е. Аимбетова, Г.С. Байсунова, В.Ю. Байсугурова, Е.В. Индершиева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH LITERACY: CURRENT SITUATION AND PERSPECTIVES OF THE DEVELOPMENT

Health literacy is linked to literacy and entails people’s knowledge, motivation and competences toaccess, understand, appraise, and apply health information in order to make judgments and take decisionsin everyday life concerning healthcare, disease prevention and health promotion to maintain or improve quality of life during the life course. Health literacy in turn influences health behavior and the use of health services, and thereby will also impact on health outcomes and on the health costs in society.

Текст научной работы на тему «Грамотность в сфере здоровья: современное состояние и перспективы развития»

УДК 614.2:616-083-036.8

Б.С. ТУРДАЛИЕВА, Г.Е. АИМБЕТОВА, Г.С. БАИСУНОВА, В.Ю. БАИСУГУРОВА, Е.В. ИНДЕРШИЕВА, Б.С. ТУРДАЛИЕВ, Ф.А. БАГИЯРОВА

Казахский Национальный университет им. С. Асфендиярова Кафедра политики и управления здравоохранением

ГРАМОТНОСТЬ В СФЕРЕ ЗДОРОВЬЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Медико-санитарная грамотность (грамотность в сфере здоровья) связана с грамотностью людей, и включает их знания, мотивацию и компетентность для получения доступа, понимания, оценки и применения информации о здоровье, необходимой для формирования суждений и принятия решений, связанных с получением медицинской помощи, профилактикой заболеваний и укреплением здоровья для поддержания и улучшения качества жизни. Человек с адекватным уровнем грамотности в сфере здоровья способен брать ответственность за свое собственное здоровье, равно как и за здоровье своей семьи и общины.

Таким образом, грамотность населения в сфере здоровья оказывает влияние на поведение людей, их образ жизни, и, следовательно, на состояние здоровья и качество жизни.

Ключевые слова: медико-санитарная грамотность, мотивация, профилактика заболеваний, укрепление здоровья.

Улучшение здоровья населения является важнейшим приоритетом государственной политики. В Послании Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана говорится, что «Здоровье нации - основа нашего успешного будущего». В соответствии с принципами государственной политики в области здравоохранения здоровье населения относится к факторам обеспечения национальной безопасности [1]. Здоровье населения напрямую связано с медико-санитарной грамотностью людей. Исследованиями, проведенными в данной области, доказано, что у пациентов с недостаточным уровнем грамотности в сфере здоровья наблюдается ряд коммуникативных проблем, которые отрицательно влияют на показатели здоровья. Исследования из разных стран подтверждают, что улучшение медико-санитарной грамотности может способствовать улучшению здоровья и сокращению неравенства в сфере здоровья [2].

Медико-санитарная грамотность влияет на поведение людей в секторе здоровья и здравоохранения:люди с адекватным уровнем грамотности в сфере здоровья способны брать ответственность за собственное здоровье, здоровье своей семьи и общины [3]. Изменение поведения людей в сторону более здорового образа жизни через повышение уровня грамотности в сфере здоровья приводит к улучшению показателей здоровья населения. Как показали Дж Прочаска и К ДиКлементе в разработанной ими модели транстеоретического изменения поведения[4] процесс изменения поведения проходит через одни и те же стадии у разных людей; данная модель нашла свое применение во многих программах по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, в том числе, программах по избавлению от различных видов зависимости [5].

Впервые термин медико-санитарная грамотность возник в 70 г.г. 20-го века [6] и его роль в общественном здравоохранении в настоящее время существенно выросла, расширилось также и значение данного

понятия: оно включает набор сложных и взаимосвязанных навыков, таких как чтение и действие в соответствии с написанной информацией о здоровье, умение сообщить медикам о своих медицинских потребностях, понимание предоставляемой информации о здоровье и др.[7].

Несмотря на возрастающий интерес к понятию «грамотность в сфере здоровья», о чем свидетельствуют - 5000 публикаций в базе данных PubMed[3], до недавнего времени не было единого определения самого понятия.

Sorensen et al.[3] провели контент-анализ 17 определений «грамотность в сфере здоровья», встречающихся в 19 публикациях, отобранных ими для систематического обзора в результате поиска в базах данных Medline, Pubmed и WebofScience и сформулировали интегрированное определение: «Медико-санитарная грамотность связана с грамотностью людей и включает их знания, мотивацию и компетентность для получения доступа, понимания, оценки и применения информации о здоровье, необходимой для формирования суждений и принятия решений, связанных с получением медицинской помощи, профилактикой заболеваний и укреплением здоровья для поддержания и улучшения качества жизни» [3].

Европейским Консорциумом по медико-санитарной грамотностив рамках Европейского Обзора «Медико-санитарная грамотность» была разработана концептуальная модель,выделяющая 12 составляющих медико-санитарной грамотности связанных с компетенциями доступа, понимания, оценки и применения информации, связанной со здоровьем внутри системы здравоохранения, профилактики заболеваний и укрепления здоровья[8]. Каждая из компетенций представляет критическое измерение грамотности в сфере здоровья, требует специфических когнитивных качеств и зависит от качества представляемой информации [7].

Источник: Sorensen K et al. Health literacy and public health: PublicHealth, 2012, 12:80.

Знания и умения дают возможность человеку перемещаться внутри трех сфер пространства здоровья: в качестве пациента внутри системы здравоохранения, в качестве лица группы риска внутри системы профилактики заболеваний, в качестве гражданина в системе укрепления здоровья в обществе, на рабочем месте, в системе образования. Уровень грамотности в сфере здоровья, при прохождении человека через данные этапы, позволяет людям контролировать свое здоровье в каждой из трех областей, применяя общую грамотность, арифметические навыки, а специальные навыки в сфере здоровья для получения и понимания необходимой информации, критической оценки и анализа полученной информации;самостоятельно действовать по преодолению личных, структурных, социальных и экономических барьеров для здоровья [3]. Способность перемещаться внутри системы здравоохранения зависит от когнитивного и психологического развития, так же как и от предыдущего и настоящего опыта, и по мере изменения контекстных требований навыки и компетенции грамотности в сфере здоровья развиваются в течение жизни и связаны с непрерывным обучением в течение жизни. Структуры, связанные с тремя областями, представляют прогресс от индивидуальной перспективы к популяционной. Такая модель интегрирует «медицинскую» концептуализацию грамотности в сфере здоровья с более широкой перспективой «общественного здоровья». Большой акцент на грамотность в сфере здоровья за пределами системы здравоохранения потенциально влияет на профилактику и уменьшает давление на систему здравоохранения [3].

Грамотность в сфере здоровья влияет на использование услуг здравоохранения, а следовательно, на исходы здоровья и расходы на здравоохранение [3]. Люди с более высоким уровнем грамотности в сфере здоровья охотнее участвуют в диалоге по вопросам здоровья, медицины, научных знаний и культурных верований. Таким образом, повышение грамотности в сфере здоровья влияет на жизнедеятельность человека в целом, в быту, на работе, в обществе[9,10,11]. Повышение уровня грамотности в сфере здоровья будет

a systematic review and integration of definitions and models. BMC

способствовать развитию большей автономности и полномочий самого человека в самоохранительном поведении, реализации солидарной ответственности за здоровье, а процесс грамотности в сфере здоровья может рассматриваться как часть развития индивидуума в направлении улучшения качества жизни. На уровне всего населения повышение уровня грамотности в сфере здоровья внесет вклад в процесс развития справедливости и устойчивости изменений в общественном здравоохранении [3]. Оценка печатной грамотности в медицинском контексте получила развитие в 90-хг.г. 20-го века. Два наиболее часто используемых метода, описанных в англоязычной литературе - Rapid Estimate of Adult Literacy in Medicine [REALM; Davis et al., 1993] and the Test of Functional Health Literacy in Adults [TOFHLA; Parker et al., 1995] [12]. Тест REALM - это скрининговый тест на определение способности взрослого человека читать медицинские тексты. Участники зачитывают список из 66 распространенных медицинских терминов, которые считаются необходимыми для успешного взаимодействия индивидуума с системой здравоохранения. Слова разбиты на 3 столбца в соответствии с количеством слогов и сложностью произношения. Каждое правильное прочтенное и произнесенное слово дает 1 очко. Количество очков затем преобразуется в оценки. Тест разработан только на английском языке.

Тест TOFHLA включает 17 вопросов, связанных с арифметическими способностями и 50 вопросов, связанных со способностью понимать прочитанное. Отрывки для чтения взяты из раздела «Права и обязанности пациента» приложения «Медикэйд», стандартной формы информированного согласия. Вопросы, связанные с арифметическими навыками проверяют способность пациента понимать уровень глюкозы в крови, соблюдать время приема у врача, получать финансовую помощь, понимать указания по приему лекарственных средств. Общее количество баллов делится на три уровня: неадекватный, пограничный и адекватный [12].

В Европе измерение медико-санитарной грамотности осуществлялось в рамках проекта The European Health Literacy Project[HLS-EU] - Европейский проект «Медико-санитарная грамотность» в 2009-2012г.г. Результаты проекта продемонстрировали, что почти половина населения восьми Европейских стран, а в отдельных группах до 60%,имеют риск недостаточной грамотности в сфере здоровья, испытывают трудности в доступе, понимании, оценке и применении информации для принятия решений в сфере здоровья [13]. Таким образом, изучение данного направления представляет собой актуальную проблему, применение результатов которого позволит оценить ситуацию в

стране по уровню грамотности людей в области здоровья, определить сферы потенциального вмешательства в соответствии с потребностями населения или отдельных его групп с ограниченным уровнем медико-санитарной грамотности и разработать целевые профилактические программы по различным аспектам охраны здоровья населения. Использование международного опыта в данной области, несомненно, обогатит существующий отечественный опыт, даст дополнительные источники информации, инструменты, откроет возможности для обсуждения результатов исследований с международным сообществом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Кодекс Республики Казахстан о здоровье народа и системе здравоохранения

2 Ad Hoc Committee on Health Literacy for the Council on Scientific Affairs AMA: Health literacy: report of the council on scientific affairs. J Am Med Assoc 1999, 281[6]:552-55

3 Sorensen, K et al. Health literacy and public health: A systematic review and integration of definitions and models, BMC Public Health, 2012, 12:80

4 Prochaska, J., &DiClemente, C. [1983]. Stages and processes of self-change of smoking: Toward an integrative model of change. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 51 [3], 390-395

5 Evers KE, Paiva AL, Johnson JL Results of a transtheoretical model-based alcohol, tobacco and other drug intervention in middle schools. Addict Behav. 2012 Sep;37[9]:1009-18. doi: 10.1016/j.addbeh.2012.04.008. Epub 2012 Apr 28.]

6 Simonds SK: Health education as social policy. Health Education Monograph 1974, 2:1-25.

7 Peerson A, Saunders M: Health literacy revisited: what do we mean and why does it matter? Health PromotInt 2009, 24[3]:285-296.

8 Медико-санитарная грамотность. Убедительные факты Под редакцией Ilona Kickbusch, Jürgen M. Pelikan, Franklin Apfel и Agis D. Tsouros

2013, vii + 73 с. ISBN 978 92 890 0015 4

9 Zarcadoolas C, Pleasant A, Greer DS: Elaborating a definition of health literacy: a commentary. J Health Commun 2003, 8[3]:119-120.

10 Zarcadoolas C, Pleasant A, Greer DS: Understanding health literacy: an expanded model. Health PromotInt 2005, 20[2]:195-203.

11 Zarcadoolas C, Pleasant A, Greer D: Advancing health literacy: A framework for understanding and action. Jossey Bass: San Francisco, CA 2006.

12 Health Literacy: A Prescription to End Confusion http://www.nap.edu/catalog/10883.html

13 Final report Executive summary [D17] The European Health Literacy Project [HLS-EU] The HLS-EU Consortium 2012].

Б.С. ТУРДАЛИЕВА, Г.Е. АИМБЕТОВА, Г.С. БАЙСУНОВА, В.Ю. БАЙСУГУРОВА, Е.В. ИНДЕРШИЕВА, Б.С. ТУРДАЛИЕВ, Ф.А. БАГИЯРОВА

С.Д. Асфендияров атындагыКаз¥МУ Денсаулыц сацтау саясаты жэне басцару кафедрасы

МЕДИЦИНАЛЫК-САНИТАРЛЬЩ САУАТТЫЛЫК: КАЗ1РГ1 ЖАГДАЙЫ ЖЭНЕ ДАМУДЫН ПЕРСПЕКТИВАСЫ

Туйш: Медицинальщ-санитарльщ сауаттылык (денсаулык саласындагы сауаттылык) адамдардьщ сауаттылыгына байланысты жэне кол же™дЫк, тусшу, багалау жэне денсаулык туралы акпаратты колдану ушш олардьщ бЫм^ ынтасы, Кузырлылыгы косылады. Аурулардьщ профилактикасы жэне денсаулыкты ныгайту, eмiр суру сапасын колдау жэне жаксарту, медициналык кемек алуга байланысты ойды калыптастыру жэне шешмм кабылдау ушмн пайдаланылады. Денсаулык саласында, тикт сауаттылык децгей бар адам, катар ез жануясы жэне когам денсаулыгымен Катар, ез денсаулыгы ушш езше жауапкершЫк алуга кабтетп.

Сонымен, денсаулык саласындагы тургындардьщ сауаттылыгы адамдардьщ кимыл-эрекетше, олардыг eмiр суру салтына, сонымен катар денсаулык жагдайы мен eмiр суру сапасына ыкпал етедi.

ТYйiндi сездер: Медициналык-санитарлык сауаттылык, мотивация, денсаулыкты ныгайту, аурулардьщ алдын алу

B.S.TURDALIYEVA, G.E. AIMBETOVA, G.S. BAISUNOVA, V.YU.BAISUGUROVA E. V. INDERSHIEVA, B.S. TURDALIYEV, F. A. BAGIYAROVA

S Asfendiyarov Kazakh National medical university Healthcare policy and management department

HEALTH LITERACY: CURRENT SITUATION AND PERSPECTIVES OF THE DEVELOPMENT

Resume: Health literacy is linked to literacy and entails people's knowledge, motivation and competences toaccess, understand, appraise, and apply health information in order to make judgments and take decisionsin everyday life concerning healthcare, disease prevention and health promotion to maintain or improve quality of life during the life course. Health literacy in turn influences health behavior and the use of health services, and thereby will also impact on health outcomes and on the health costs in society.

Keywords: health literacy, motivation, health promotion, disease prevention.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.