Научная статья на тему 'ГРАФОЛОГИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ГРАФОЛОГИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАФОЛОГИЯ / ПОЧЕРК / ХАРАКТЕР / ОБРАЗОВАНИЕ / РУКОПИСНОЕ ПИСЬМО / GRAPHOLOGY / HANDWRITING / CHARACTER / EDUCATION / HANDWRITTEN LETTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мальцева Светлана Михайловна, Балашова Елена Сергеевна, Богачева Анна Валерьевна

В статье освещены результаты комплексного изучения взаимосвязи характера и особенностей почерка. Актуальность данного исследования определяется тем, что анализ почерка можно применять в разных сферах, включая и образование. В научных трудах, существующих на данный момент, еще не рассматривался вопрос о роли графологии в образовании. Установив личность каждого ученика или студента с помощью анализа их почерка, преподавателям будет легче найти правильный подход к каждому обучающемуся, что значительно облегчит их будущую совместную работу. Авторы предлагают сделать анализ почерка обязательным для студентов. Теоретическая значимость исследования: расширено представление об особенностях применения графологии в образовании. Практическая значимость исследования: в педагогике графология важна тем, что с ее помощью можно распознать черты личности обучающегося. Для того, чтобы «читать» человека, необходимо знать систему признаков почерка, каждый из которых соответствует определенному свойству характера испытуемого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GRAPHOLOGY IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY: OPPORTUNITIES AND PROSPECTS

The article highlights the results of a comprehensive study of the relationship between the nature and features of handwriting. The relevance of this study is determined by the fact that handwriting analysis can be applied in various fields, including education. The current scientific papers have not yet considered the role of graphology in education. By identifying each student or student by analyzing their handwriting, it will be easier for teachers to find the right approach to each student, which will greatly facilitate their future collaboration. The authors suggest making handwriting analysis mandatory for students. Theoretical significance of the study: expanded understanding of the features of graphology in education. Practical significance of the study: in pedagogy, graphology is important because it can be used to recognize the personality traits of the student. In order to "read" a person, it is necessary to know the system of handwriting characteristics, each of which corresponds to a certain property of the subject's character.

Текст научной работы на тему «ГРАФОЛОГИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

педагогические науки

Мальцева Светлана Михайловна, Балашова Елена Сергеевна, Богачева Анна Валерьевна ГРАФОЛОГИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА ...

УДК 378:159.925.6

DOI: 10.26140/bgz3-2020-0902-0002

ГРАФОЛОГИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

© 2020

AuthorlD: 736254 SPIN: 9502-6593 ResearcherlD: V-1952-2018 ORCID: 0000-0002-7273-1852

Мальцева Светлана Михайловна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и теологии

AuthorlD: 268047 SPIN: 8259-9492 ResearcherlD: B-5818-2015 ORCID: 0000-0001-5900-0951

Балашова Елена Сергеевна, кандидат философских наук, доцент кафедры Всеобщей истории, классических дисциплин и права Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1, e-mail: balashova.l.s@gmail.com) AuthorID: 276389 SPIN: 7176-1526 ORCID: 0000-0002-6973-7372

Богачева Анна Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры преподавания русского языка как родного и иностранного Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова (603155, Россия, Нижний Новгород, ул. Минина 31а, e-mail: bogachova_a_v@mail.ru) Аннотация. В статье освещены результаты комплексного изучения взаимосвязи характера и особенностей почерка. Актуальность данного исследования определяется тем, что анализ почерка можно применять в разных сферах, включая и образование. В научных трудах, существующих на данный момент, еще не рассматривался вопрос о роли графологии в образовании. Установив личность каждого ученика или студента с помощью анализа их почерка, преподавателям будет легче найти правильный подход к каждому обучающемуся, что значительно облегчит их будущую совместную работу. Авторы предлагают сделать анализ почерка обязательным для студентов. Теоретическая значимость исследования: расширено представление об особенностях применения графологии в образовании. Практическая значимость исследования: в педагогике графология важна тем, что с ее помощью можно распознать черты личности обучающегося. Для того, чтобы «читать» человека, необходимо знать систему признаков почерка, каждый из которых соответствует определенному свойству характера испытуемого. Ключевые слова: графология, почерк, характер, образование, рукописное письмо.

GRAPHOLOGY IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY: OPPORTUNITIES AND PROSPECTS

© 2020

Maltseva Svetlana Mfchailovna, Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of Philosophy and Theology Balashova Elena Sergeevna, candidate of philosophy, associate Professor of the Department of universal history, classical disciplines and law Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov St., 1, e-mail: balashova.l.s@gmail.com) Bogacheva Anna Valeryevna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of teaching Russian as a native and foreign language Nizhny Novgorod State Linguistic University N. A. Dobrolyubova (603155, Russia, Nizhny Novgorod, Minina str., 31A, e-mail: bogachova_a_v@mail.ru) Abstract. The article highlights the results of a comprehensive study of the relationship between the nature and features of handwriting. The relevance of this study is determined by the fact that handwriting analysis can be applied in various fields, including education. The current scientific papers have not yet considered the role of graphology in education. By identifying each student or student by analyzing their handwriting, it will be easier for teachers to find the right approach to each student, which will greatly facilitate their future collaboration. The authors suggest making handwriting analysis mandatory for students. Theoretical significance of the study: expanded understanding of the features of graphology in education. Practical significance of the study: in pedagogy, graphology is important because it can be used to recognize the personality traits of the student. In order to "read" a person, it is necessary to know the system of handwriting characteristics, each of which corresponds to a certain property of the subject's character.

Keywords: graphology, handwriting, character, education, handwritten letter.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Технологии в наше время постоянно совершенствуются, появляются электронные книги, планшеты, диктофоны и многое другое. Но в это же время студент вынужден записывать большой объем информации на бумаге (от руки). Возможности информационных технологий [1, 2, 3] не только еще не позволяют отказаться от письма рукой, но и не должны на это претендовать, так как в процессе записи работает двигательная память, приходится быстро структурировать и оформлять информацию, а это спо-

собствует лучшему освоению учебного материала.

Графология - наука о почерке человека, изучение проявлений в почерке индивидуальных особенностей человеческой личности [4, С.1]. Каждый человек обладает индивидуальными особенностями, как психологическими, так и физическими. Люди имеют особенный характер, который зависит от жизненных обстоятельств и социума.

В процессе формирования личности формируется и почерк. Почерк - индивидуальная манера письма, которая характеризуется наклоном, нажимом, расстановкой строк, размером букв и полей и т.д. [5, 6]. Его особен-

Maltseva Svetlana Michailovna, Balashova Elena Sergeevna, Bogacheva Anna Valeryevna pedagogical

GRAPHOLOGY IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY ... sciences

ности зависят от: подготовки в начальной школе, профессии, важности момента, состояния человека во время письма. Почерк формируется и видоизменяется на протяжении всей жизни, вместе с характером личности [7, 8].

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Цель: выявить возможности и перспективы графологии в образовательном процессе ВУЗа.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. Методы: анализ научной литературы, описание, тестирование, сравнительный анализ данных результатов исследования. Гипотеза: почерк тесно связан с психологическими свойствами студента и является дополнительной возможностью диагностирования личностных особенностей, влияющих на образовательный

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Инесса Голдберг (профессиональный израильский эксперт-графолог, ведущий эксперт-графолог по почеркам на русском языке) считает, что ум, и склад мышления отражается в почерке человека [9, С.102-137; 10].

1. Ум

Ум/умный человек- высокий уровень индивидуальности, самостоятельное мышление. Умный человек- это личность, которой присуща определенная доля внутренней зрелости и мудрости. Признаки почерка, указывающие на то, что перед нами умный человек: во-первых, читабельность почерка, а также организация написанного текста на листе. Не каждый человек, думая о чем-то, способен сохранять абзацы, поля и читабельную форму. Еще одним признаком является спонтанность, хорошая скорость почерка [11, С. 102-105; 11, 12].

2. Проявление ^

Буквы в почерке, у кого доминирует 1р, будут отличаться следующим сочетанием признаков: мелкий размер букв, прямонаклонность, организация текста в пространстве отличается рациональностью и просторностью, аккуратный и эстетичный почерк, читабельность, относительно быстрый почерк, иногда- упрощенность, доходящая до схематичности [9, С. 109-112].

3. Склад мышления

Склонность к абстрактному или конкретному мышлению. Об абстрактном мышлении говорит легкость штрихов, нажима. При конкретном мышлении почерк подробен, линии и буквы основательнее выписаны, иногда присутствуют вспомогательные штрихи, иногда почерк медленный [11,12].

Во многих странах Европы графология даже входит в обязательную программу обучения. Университеты в Гейдельберге, Киле, Мюнхене так же, как школы в Голландии, Швейцарии, Италии и Франции, имеют официальное разрешение для работы в этой сфере. Графология нередко преподается в университетах в рамках курсов по психологии, медицине, криминалистике, образованию, подбору персонала. Курсы длятся от 2 до 5 лет, пройдя которые, специалист имеет право приступить к профессиональной деятельности [13, 14, 15].

Графология может помочь преподавателям лучше понимать личностные особенности, характер личности, а далее, на этой основе, преподавателю легче найти подход к студенту, что заметно облегчит взаимодействие в коллективе. Различные характеристики почерка дают в совокупности ценную информацию о темпераменте человека, состоянии во время написания, его характере, отношению к предмету и содержанию написанного [16, 17]. Например, преподаватель по почерку студента может распознать его склонность к скрытности и замкнутости, агрессии, вредным привычкам тогда педагог совместно с психологом помогут подростку справиться с возможными проблемами. В почерке, который свидетельствует о том, что человек выпивает, присутствуют следующие характеристики: нет постоянства в форме, размере и наклоне букв, много невольных штрихов, ход 18

строк неровен, расстояния между строк, слов и букв неравномерны. Игромана можно определить по следующим чертам почерка: легкий почерк, движущийся вперед, неровные и тесный ход строк, загруженность второстепенными элементами форм букв, неровные поля, а соответственно плохая читабельность. Важным моментом этого метода является исключение контакта обследуемого с самим графологом, когда человек не догадывается об интересе к своей персоне. Узнав о проблеме, педагог и психолог учебного заведения должны сообщить о проблеме родителям и в нужную инстанцию [18].

Графология может помочь преподавателям лучше понимать личностные особенности, характер личности, а далее, на этой основе, преподавателю легче найти подход к студенту, что заметно облегчит взаимодействие в коллективе. Различные характеристики почерка дают в совокупности ценную информацию о темпераменте человека, состоянии во время написания, его характере, отношению к предмету и содержанию написанного [19]. Например, преподаватель по почерку студента может распознать его склонность к скрытности и замкнутости, агрессии, вредным привычкам тогда педагог совместно с психологом помогут подростку справиться с возможными проблемами. В почерке, который свидетельствует о том, что человек в депрессии, присутствуют следующие характеристики: очень слабый, периодами исчезающий нажим в сочетании сложной скоростью - свидетельствует об отсутствии у автора почерка внутренней динамичности и мотивации.

Также, необходимо ввести графологию как отдельную науку для изучения в высших учебных заведениях. Особенно на таких направлениях, как криминалистика, психология, судебная и психотерапевтическая практика и педагогика. Криминалисты помогают установить личность человека, другие эксперты - лучше познать себя или определиться с выбором профессии. Для педагогов знание графологии не менее важно. В начальной школе преподаватель может определить основные характеристики ребенка и предрасположенность к предметам по почерку, таким образом можно сформировать профильные классы, с углубленным изучением отдельных предметов. Также детей можно разделить на классы по типу характера или темперамента, это способствует большей трудоспособности и улучшению взаимоотношения между учениками. Еще один способ применения графологии педагогом - это применение в средних специальных и в высших учебных заведениях. При подаче документов абитуриенты должны заполнять анкеты (биографию) от руки. Преподаватель из приемной комиссии, проанализировав почерк, поможет определиться с профессией и предложит профили подготовки [20,21].

Помимо того, письмо от руки играет важную роль в процессе обучения человека грамотно писать и читать. Когда человек пишет от руки, то не только возрастает способность его мозга запоминать написанное, но и повышается уровень представления и понимания того, о чем он пишет. При этом развиваются творческие способности человека, ведь письмо от руки активизирует мозговые процессы [8, С. 35-47].

Печатание на компьютере имеет как плюсы, так и минусы перед письмом от руки. Набор текста на клавиатуре является более быстрым способом, печатный текст всегда разборчив. Однако, одна и та же воспроизводимая информация воспринимается печатающим и пишущим человеком по-разному. Печатание происходит быстро, следовательно, воспроизводимая информация хуже запоминается. Работы, написанные ручкой, отличаются богатой фантазией и лексическим разнообразием. Кроме этого, рукописное письмо развивает память, помогает запомнить содержание лекций.

Выводы исследования. Данный материал поможет в работе преподавателям. Им станет проще определять насколько человек трудолюбив, амбициозен, организован, Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 2(31)

педагогические науки

Мальцева Светлана Михайловна, Балашова Елена Сергеевна, Богачева Анна Валерьевна

ГРАФОЛОГИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА ...

исполнителен и аккуратен, оценив текст, написанный им от руки. Ведь почерк помогает выявить реальные характеристики человека, порой опровергая первое впечатление при знакомстве. Возможности графологии: можно оценивать неизвестных ранее людей, объективность оценки, дистанционность анализа, независимость от языка написания, скрытность от тестируемого. Почерк - отражение нашего внутреннего мира, особенностей характера , а также отношение к миру и самому себе. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Балашова Е.С., Богачева А.В., Мальцева С.М. «Философия» как мировоззренческая основа правового сознания студента вуза // Современные исследования социальных проблем. 2019. Т. 11. № 2-2. С. 74-78.

2. Лошкарева Д.А., АлешугинаЕ.А., Ваганова О.И., КутеповаЛ.И. Контекстный подход к профессиональному образованию //Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 169-172.

3. Мальцева С.М., Комарова А.Н., Строганов Д.А. К вопросу о светском и атеистическом в образовании // Современные исследования социальных проблем. 2019. Т. 11. № 4-3. С. 104-108.

4. Кравченко В.И. Графология: характер по почерку: монография. Санкт-Петербург: ГОУ ВПО «Санкт Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения», 2006.210 с.

5. Симакова Е.С. Отражение в почерке психологических свойств и состояния личности: дис. ... кан.юр.наук : 12.00.09. Томск: Томский государственный университет, 2003. 204с.

6. Судиловская Е.В. Разгадываем почерк. Графология [Текст]: монография. Москва: Энигма, 2007. 160с.

7. Зуева Е.П., Зуев А.Р. Влияние характера человека на целостность его жизни // Символ науки. 2016. № 12. С.71-95.

8. Гольдберг И.И. Психология почерка: монография. Москва: АСТ Москва, 2008. 256с.

9. Моргенштерн И.Ф. Чтение характера по почерку: монография. Харьков: Фолио, 1996. 430 с.

10. Боровик И.Г., Зубарева М.Г. Прогнозирование индивидуальных черт на основе анализа почерка, //Молодойученый. 2016. № 11. С.154-160.

11. Лунева А.Р., Коровкин С.Ю. Исследование роли межполушар-ного взаимодействия в решении задач: поведенческие и физиологические данные//Экспериментальная психология. 2019. №2. С.35-47.

12. Чугунова Т.Г. У. Тиндел и М. Лютер об оправдании верой и двух порядках: две трактовки ключевых проблем протестантизма // История. 2014. № 6 (29). С. 14.

13. Мялкина Е.В. Диагностика качества образования в вузе // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 3 (28). С. 4.

14. Буковцова Н.И., Елянюшкина О.В. Формирование каллиграфических умений при нарушениях почерка у младших школьников с задержкой психического развития // Самарский научный вестник. 2015. № 4 (13). С. 127-132.

15. Голованова М.А., Заикина И.А. О применении графологии в России //Наука. Общество. Государство. 2014. № 4. С.1-10.

16. Богачева А.В., Мальцева С.М., Лужкова Е.А. Влияние семейного климата на развитие личности современного студента // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 5 (39). С. 11-17.

17. Мальцева С.М., Воронкова А.А., Бушуева А.А. Формирование научного мировоззрения студентов в процессе преподавания социогу-манитарных дисциплин // Современные исследования социальных проблем. 2019. Т. 11. № 2-2. С. 121-125.

18. Грязнова Е.В., Мальцева С.М., Азолова Ю.В., Ларинина Т.В. Современные трактовки понятия «воспитание»: семья, патриотизм и социализация //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 30-32.

19. Грязнова Е.В., Гончарук А.Г. Теология как научная специальность магистратуры: проблемы и перспективы их решения // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С. 1. DOI: 10.26795/23071281-2019-7-3-1.

20. Хазина А.В., Строганов Д.А. Эллинизм в опыте ментальной идентификации // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2016. № 8 (229). С. 12-15.

21. Силкина Н.В. Основы психологии и педагогики: монография. Новосибирск: СГУПСа, 2014. 204 с.

Статья поступила в редакцию 18.02.2020 Статья принята к публикации 27.05.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.