экономические науки
Арнаут Марина Николаевна, Чудаев Эрик Юрьевич ГРАФИКО - МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ...
УДК 338.22.001.7
ГРАФИКО - МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КРИТЕРИЕВ ДОСТИЖЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ ДИНАМИЧНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ОСНОВЕ ТЖЦ
© 2018
Арнаут Марина Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и управление» Чудаев Эрик Юрьевич, студент 3 курса, направления «Финансовый Менеджмент», кафедры «Экономика и управление» Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41, e-mail:[email protected])
Аннотация. Предпринимательство - важнейший рычаг развития экономики. Сама предпринимательская деятельность направлена на систематическое получение прибыли. Предприниматель рискует на каждой стадии жизненного цикла своей деятельности. Субъекту предпринимательства стоит с самого начала выстроить цепочку приоритетов и стратегических целей, для понимания того, что необходимо достигнуть. Для динамичного развития предпринимательства, при котором субъект долговременно и качественно развивается, что в свою очередь положительно влияет на экономику, необходима поддержка и оптимизация системы управления. Именно поэтому возникает необходимость оценивания действий субъекта предпринимательства начиная с самой ранней стадии, для того чтобы понимать, на что стоит обращать внимание во избежание кризисных элементов с системе хозяйствования. Как известно на начальной стадии жизненного цикла субъекта предпринимательства при оценке деятельности нельзя использовать за основу анализа только технико-экономические показатели, т.к. на начальном этапе предприниматель работает в убыток из-за большого объема затрат на организацию деятельности. В этой связи целевыми критериями должны выступать те, которые определяют достижение предпринимательским субъектом стратегических целей, нивелирующих отрицательное влияние внешних и внутренних факторов на каждой стадии жизненного цикла.
Ключевые слова: предпринимательство, бизнес, цель, рост, развитие, динамика, демография, жизненные циклы, цикличность, субъект, факторы, программы, задачи, цель, переход, уровень, стратегия, рейтинг, развитие территорий, рынок, финансирование, органы, инфраструктура, перспектива.
GRAPHIC - MATHEMATICAL MODEL EVALUATION CRITERIA THE ACHIEVEMENT OF THE STRATEGIC OBJECTIVES OF THE DYNAMIC DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURSHIP BASED ON LCI
© 2018
Arnaut Marina Nikolaevna, candidate of economic Sciences, associate Professor
of the Department of «Economics and management» Chudaev Erik Yuryevich, 3nd year student, direction «Financial Management», Department of «Economics and management » Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogol street, 41, e-mail:[email protected])
Abstract. Entrepreneurship is the most important lever of economic development. The entrepreneurial activity itself aimed at systematic profit - making. The entrepreneur risks at every stage the life cycle of his activities. A business entity should build chain of priorities and strategic goals from the very beginning to understand what needs achieved. For dynamic development of entrepreneurship, in which the subject is developing for a long time and qualitatively, which in turn has a positive impact on the economy, it is necessary to support and optimize the management system. That is why there is need to assess actions of the business entity from the earliest stage, in order to understand what pay attention to in order avoid crisis elements of the economic system. As is known at the initial stage of the life cycle the business entity in the evaluation activities can not be used as a basis for the analysis of only technical and economic indicators, because at the initial stage, the entrepreneur works at a loss due to the large volume of costs for the organization activities. In this regard, the target criteria should be those that determine achievement of strategic objectives by the business entity, leveling the negative impact of external and internal factors at each stage of the life cycle.
Keywords: entrepreneurship, business, goal, growth, development, dynamics, demography, life cycles, cyclical, subject, factors, programs, objectives, goal, transition, level, strategy, rating, development of territories, market, financing, authorities , infrastructure, perspective.
В современном мире в эпоху развитой рыночной экономики понятие «предпринимательство» нередко можно услышать в повседневной жизни. Приватизация имущества привела к огромному росту предпринимательской деятельности в Российской Федерации. Данная деятельность тесно связана с финансовым благополучием и ассоциируется у многих с отправным пунктом на пути к успеху. Именно поэтому сегодня так популярны различные труды, посвященные теме предпринимательской деятельности и развитию предпринимательства^].
При этом развитие предпринимательства должно носить динамичный характер, то есть представлять собой траекторию долгосрочного роста предпринимательской активности, сопровождающейся существенными количественными изменениями и взаимообусловленными качественными преобразованиями, направленными на повышение качества жизни населения. Для обеспечения динамичного развития предпринимательства необходимо не только наличие определенных ресурсов, но и выстраивание стратегических целей и тактических задач,
потому что именно они являются ориентиром долгосрочного качественного роста.
Динамичное развитие предпринимательства носит цикличный характер, в рамках которого выделяются определенные стадии, связанные с характером влияния внешних и внутренних факторов [2-3]. Впервые о цикличности функционирования предпринимательства заявил известный американо-македонский писатель и эксперт в области повышения эффективности ведения бизнеса И. Адизис, который предположил, что динамика организационного развития субъектов предпринимательства сходна функционированию многих физических, биологических и социальных систем, и носит циклический характер.
Теория стадий жизненного цикла (ТЖЦ), предложенная И. Адизисом [4], сосредотачивает внимание на таких свойствах субъекта предпринимательства, как гибкость и контролируемость (управляемость). По мере взросления субъекта предпринимательства контролируемость растет, а гибкость уменьшается.
Arnaut Marina Nikolaevna, Chudaev Erik Yuryevich economic
GRAPHIC - MATHEMATICAL MODEL EVALUATION ... sceinces
При этом нельзя забывать о том, что на развитие субъекта предпринимательства не могут не оказывать влияние разнообразные внешние и внутренние факторы, нивелирование отрицательного воздействия которых можно осуществить благодаря внедрению системы стратегирования.
Известно, что под стратегиями понимается система планов на долгосрочную перспективу. Однако авторы полагают, что данную систему необходимо строить с учетом внедрения элементов управления на основе учета стадии жизненного цикла [5-11]. Такая корректировка стратегического управления будет наиболее эффективной.
Целью данной научной работы является разработка графико - математической модели оценки критериев достижения стратегических целей динамичного развития предпринимательства на основе теории жизненных циклов. Применение данной модели на практике позволит субъекту предпринимательства более осознанно подходить к системе управления, учитывая тенденции и влияния определенной стадии жизненного цикла, тем самым, обеспечивать динамичное развитие.
У каждого субъекта предпринимательской деятельности есть свои цели и задачи, которые во многом схожи друг с другом и зависят от специфики субъекта, отрасли, экономической ситуации в стране и т.д. В обобщенном представлении для всех субъектов, в независимости от прочих равных факторов формулировку целей и задач можно представить с позиции теории жизненных циклов (ТЖЦ) И. Адизеса, описанной далее и разделенной на 9 основных стадий [12]:
1. Стадия «Выхаживание». Этап создания. У основателя (ей) родилась бизнес-идея, основатель (ли) идеи горит (ят) энтузиазмом. И более того, основатель (ли) идеи ослеплен (ы) заманчивостью самой инновации. С точки зрения организационной ответственности принципиальны внутренние обязательства - готовность взять на себя риск. Чем выше уровень обязательств, возложенных организацией на себя при рождении, тем реальнее успех дела.
2. Стадия «Младенчество» Отсутствует система оценок выполненной работы, а решение, кому и что нужно делать, принимается стремительно, субъект предпринимательства переходит от кризиса к кризису, борется за выживание. Каждый преодоленный кризис - общая победа, каждая ошибка - стимул к преодолению кризиса.
3. Стадия быстрого роста («Давай-давай!») Относительная финансовая стабильность, рост уровня продаж. Это новый этап внутренней ответственности организации. Ситуация опасна тем, что выживание выглядит как процветание, хотя до этой стадии еще далеко. Установка «Мы все можем!» способна привести к гибели бизнес - проекта. Заманчива перспектива расширения сферы деятельности.
4. Стадия «Юность». «Юность» - время конфликтов. Сотрудники начинают заниматься собой, проявляются амбиции. Противоречивы отношения основателя и менеджера, менеджера и тех сотрудников, которые работают с самого начала и новичков. Децентрализация, делегирование полномочий становятся необходимы. Принципиально появление фигуры профессионального менеджера (исполнительного директора, вице-президента и т.п.).
5. Стадия «Расцвет». Стадия баланса между самоконтролем и гибкостью бизнес - единицы, это знание и соотнесение целей, возможностей и средств достижения. Теоретически стадия «расцвет» может длиться бесконечно при условии количественного и качественного роста бизнес - единицы. Ответственность руководителей и сотрудников выражается в трудно формализуемом качестве самостимуляции, понимании предпринимательской природы любого общественно полезного и востребуемо-го дела.
6. Стадия «Стабилизация». Очевидная стабильность 340
присутствия на рынке приводит к тому, что ресурсы на исследование урезаются в пользу расходов на экстрапо-лятивное развитие. Это начало старения. Финансисты теперь значат больше, чем разработчики и специалисты по маркетингу. Межличностные отношения занимают людей больше, чем проблемы новых рискованных предложений и акций. Ответственность руководителей реализуется простейшим способом - поддержанием статус-кво фирмы.
7. Стадия «Аристократизм». Переход к этому этапу почти незаметен, а это верный признак не роста, а старения. Все больше средств идет не на инновации и развитие, а на контроль, страхование и обустройство. Гарантированность результата вытесняют варианты, связанные с риском. Начинается работа за выживание, но не бизнеса в целом. Каждый сотрудник борется за свою должность
8. Стадия «Ранняя бюрократия». Ищут виноватых, тех, кто вызывает проблемы. Работа с рынком, с потребителем уходит на второй план. «Виноватых» убирают. Результат: предприниматели приходят и уходят, администраторы остаются. Остальные заняты выяснением отношений и меры неправоты друг друга.
9. Стадия «Бюрократизация и смерть» Бюрократическая бизнес - единица обладает множеством систем со слабой функциональной ориентацией. Для стадии характерна разорванность «информационного поля». Каждый сотрудник владеет лишь частью информации [12].
На основании представленных характеристик ТЖЦ, каждый субъект предпринимательской деятельности может выделить основную стратегическую цель, к которой необходимо стремится для того, чтобы не допустить либо максимально отодвинуть наступление негативных стадий («стабилизация», «аристократизм», «ранняя бюрократия» («управленческая паранойя»), «бюрократизация и смерть»), а также нивелировать их отрицательное влияние на предпринимательскую деятельность с целью обеспечения ее долговременного качественного динамичного развития.
1. Стадия «Выхаживание»: стратегическая цель -вхождение на рынок и развитие внутренней структуры.
2. Стадия «Младенчество»: стратегическая цель -преодоление производственного и финансового кризиса.
3. Стадия быстрого роста («Давай-давай!»): стратегическая цель - сохранение позиции на рынке, делегирование полномочий и тщательный анализ позиций на рынке.
4. Стадия «Юность»: стратегическая цель - определение невербального лидера и оценка его влияния на результативность организации.
5. Стадия «Расцвет»: стратегическая цель - расстановка приоритетов предпринимательской деятельности и приток новых сил для осуществления приоритетных задач.
6. Стадия «Стабилизация»: стратегическая цель -преодоление экстраполяции.
7. Стадия «Аристократизм»: стратегическая цель -пересмотр статей расходов и введение инноваций в деятельность.
8. Стадия «Ранняя бюрократия»: стратегическая цель
- контроль позиций на рынке, привлечение внешних инвесторов с делегированием им полномочий управления.
9. Стадия «Бюрократизация и смерть»: стратегическая цель - борьба с бюрократией и введение реструктуризации информационного процесса.
Данные стратегические цели носят рекомендацион-ный характер в рамках ТЖЦ и рассматриваются в случае, если субъект предпринимательской деятельности уже находится на определенной стадии. Целеполагание
- важный принцип, о котором многие забывают. Благодаря выстроенной траектории, своевременно принятым мерам, анализу ситуации и оптимизации процессов возможно в разы сократить количество неэф-
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 4(25)
экономические науки
Арнаут Марина Николаевна, Чудаев Эрик Юрьевич ГРАФИКО - МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ...
фективных бизнес - проектов и обеспечить динамичное развитие предпринимательства в регионах и стране. Рассмотрим более подробно суть предлагаемой модели стратегического целеполагания.
Согласно «Теории ограничений Голдратта» предпринимательство можно определить не как единый процесс, а как некую цепочку взаимосвязанных действий. Если в цепи имеется слабое звено, то при давлении обрушится не только оно, но и весь процесс в целом. Именно поэтому вопрос приоритета и правильной фокусировки так важен [4, 12, 13]. Остается открытым вопрос о возможности оценки определенной фокусировки: иными словами, как оценить, движется ли субъект предпринимательской деятельности в нужном направлении развития, не допускает ли он стратегически важных ошибок, которые в последствие приведут к отрицательному эффекту - не возможности динамичного развития[2-3]. Именно поэтому появилась необходимость разработать ключевые показатели для каждой стадии жизненного цикла исходя из определенных ранее стратегических целей, нивелирующих отрицательное влияние прохождения субъектом предпринимательской деятельности стадий функционирования и обеспечивающих его динамичное развитие.
Таблица 1 - Ключевые показатели, определяющие достижение стратегических целей субъекта предпринимательской деятельности в контексте стадий жизненного цикла
Стадии Ключевой показатель Ключевое
1.Стадия «Выхаживание» Разработка бизнес-плана Да
Наличие штагаогорасгасанияисозданнойчетко-функционнрующей рабочей структуры Да
Должностные инструкции Да
Разграничение зон ответственности Да
2. Стадия «Младенчество» Наличие системы оценки Да
Переход в точку безубыточности 0 +
Положительный финансовый поток 100% или 100%-
Отрицательная динамика коэффициента текучести кадров -100%
Стадия быстр ого роста («Лии»-давай!») Положительная динамика выручки 100%-
Увеличение штата 100% +
Положительная динамика показателей производительности и рентабельности 100%-
Наличие постоянной клиентской базы Да
Поддержание положительной доли рынка 100% таи 100%-
Стадия «Юность» Наличие корпоративнойкультуры и ценностей Да
Наличие системы обучения н развития персонала Да
Повышение уровня социально - психологического климата Да
5. Стадия «Расцвет» Расширение сферы влияния на рынке Да
Проведение маркетинговых исследований (исследование потребностейпотребнтелей) Да
Разработка ивнедрение программ сохранения и повышения качества Да
б. Стадия «Стабилизация» Диверсификация бизнеса Да
Развитие вертикальной и горизонтальной интеграции Да
7. Стадия «Ар ист мф атизм» Определение конкурентов в области технологий и инноваций Да
Ра звитие интенсивных факторов производства Да
Ра звитие кадрового потенциала Да
Развитие системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности Да
8. Стадия «Ранняя бюрократия» Перестроение системы упр аЕления с уходом в деценгр ализацию Да
Привлечение инвесторов с делегированнеыим полномочий (совладением бизнеса) Да
9. Стадия «Бюр о кр а тиза ция и смерть» Реструктуризация бизнеса Да
Да
Разработка нового оизнес-плана Да
Реорганизация бизнеса Да
она меньше плановой. Далее выявляются элементы несоответствия и средний уровень достигнутых результатов по стадии жизненного цикла (таблица 2).
Таблица 2 - Графико - математическая модель оценки критериев достижения стратегических целей динамичного развития предпринимательства на основе теории жизненных циклов
Стадия жизненного цикла ■:<.......
Критерии достижения стратегической цели Период
1 2 3 4 5 6 7 8 л Наибольшее
Критерий 1 z V к У к v У Т у У У
Критерий 2 X X У У у
Критерии 3 У У к z У у X У у z У
КритерийД х X
Критерий 5 У у У У z X У у У У
Критерий... Z z к X X к У у у X X
Критерий и У У У У У X У У X У
Среднее У
Анализ достигнутых результатов проводится по каждому показателю в рамках определенного периода.
Представленный вид анализа помогает не только определить общую динамику, но и то, на что субъекту предпринимательства стоит обратить внимание в рамках стадии жизненного цикла [9-16]. Для сравнения, применение данного анализа можно увидеть на рисунке 1.
Данные ключевые показатели способствуют развитию субъекта предпринимательской деятельности, и носят оценочный характер для определения путей маневрирования на различных стадиях жизненного цикла. Последняя стадия «Бюрократизация и смерть» неизбежна, однако, если произвести вышеперечисленные действия, возможно, после прохождения процедуры реорганизации начать новую деятельность с учетом прошлых ошибок.
Для этого автором разработана графико - математическая модель оценки достижения ключевых показателей стратегических целей субъекта предпринимательской деятельности в контексте стадий жизненного цикла (таблица 2). В таблице 2 условно заданы критерии и по ним значения, которые субъект планирует достигнуть в том или ином периоде, данные критерии изначально субъект должен прописывать в своей стратегической цели исходя из специфики деятельности. Значение z в таблице означает достигнутую плановую величину критерия достижения стратегической цели, z+ отражает фактическую величину критерия достижения стратегической цели, если она больше плановой и z- (у) - если
Рисунок 1 - Динамика стадий жизненного цикла без применения графико - математической модели оценки критериев достижения стратегических целей динамичного развития предпринимательства на основе теории жизненных циклов и с применением модели
Таким образом, применение представленной модели способствует динамичному развитию субъекта предпринимательской деятельности, и позволяет определять пути маневрирования на различных стадиях жизненного цикла. Последняя стадия «Бюрократизация и смерть» согласно теории И. Адизеса неизбежна, однако, если грамотно применять разработанную модель, после прохождения процедуры реорганизации возможно начать новую деятельность с учетом прошлых ошибок.
Цель, поставленная в начале исследования, достигнута. Предлагаемая модель имеет практическую ценность для применения в системе управления предпринимательским субъектом. Дальнейшее исследование в рамках заявленной темы будет лежать в области конкретизации ключевых показателей, определяющих достижение стратегических целей динамичного развития предпринимательства в контексте стадий жизненного цикла, а также их классификации для отдельных видов предпринимательской деятельности. Также исследование имеет перспективы агрегирования с ИТ-технологиями по созданию программного обеспечения по поддержке стратегического планирования в рамках отдельного предпринимательского субъекта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Предпринимательство, его виды и формы. Понятие, сущность и признаки предпринимательства [Электронный ресурс] // TJ. — Режим доступа: http://fb.ru/article/384631/predprinimatelstvo-ego-vidyi-i-formyi-ponyatie-suschnost-i-priznaki-predprinimatelstva
2. Курилов К.Ю., Курилова А.А. Реализация инвестиций на различных стадиях жизненного цикла инновационного проекта//Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 91-94.
3. Шумик Е.Г., Смицких К.В., Куприянов Б.Е. Роль факторов в контексте динамичного развития предпринимательства в регионе // Карельский научный журнал. 2018. Т.7. № 1(22). С. 129-132
Arnaut Marina Nikolaevna, Chudaev Erik Yuryevich GRAPHIC - MATHEMATICAL MODEL EVALUATION ..
economic sceinces
4. Адизес И. К., Управление жизненным циклом компании. 2014. - 512 с
5. Курилов К.Ю. Теоретические аспекты формирования финансовой стратегии предприятия //Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 2 (3). С. 19-23.
6. Пайдемирова Е.А., Губанов Д.В., Виндман О.В., Задумин А.В. Организационно-информационный аспект стратегического развития промышленных предприятий // Вестник НГИЭИ. 2016. № 5 (60). С. 97-104.
7. Котова Л.Г., Шевченко А.П. Инновационная стратегия предприятий строительной отрасли //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 1. № 2 (18). С. 170-174.
8. Шмыгов А.Ф. Финансовое планирование как отражение стратегии предприятия // Карельский научный журнал. 2013. № 3 (4). С. 33-36.
9. Червяков И.М. Стратегическое планирование выхода из нестабильного состояния регионального промышленного комплекса // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 199-202.
10. Алехина О.Ф., Воронов Н.А., Задумин А.В., Удалов О.Ф. Проблемы и направления стратегического развития промышленных предприятий //Вестник НГИЭИ. 2017. № 1 (68). С. 83-91.
11. Се Ю., Сюй Х. Оценка стратегического развития конкурентоспособности китая в современных условиях хозяйствования // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 136-140.
12. Мечик С. В. Стратегии развития субъекта предпринимательства на различных стадиях жизненного цикла отрасли / «Экономика и предпринимательство» (Москва)
13. Гершанок Г.А., Палкин А.Ф. Применение концепции жизненного цикла к процессу становления предпринимателя / Вестник Пермскогоуниверситета. Серия: Экономика. 2015. № 4 (27). С. 54-61.
Статья подготовлена в рамках проекта 17-3201080 РФФИ «Модель динамичного развития предпринимательства»
Статья поступила в редакцию 23.10.2018 Статья принята к публикации 27.11.2018
342
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 4(25)