Научная статья на тему 'Графика Виктора Хвостенко'

Графика Виктора Хвостенко Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
56
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Виктор Михайлович Хвостенко / графика / Сибирь – XIII / межрегиональная художественная выставка / Государственный художественный музей Алтайского края / Victor M. Khvostenko / graphics / Siberia / interregional art exhibition / State Art Museum of Altai Krai

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сидорова Оксана Владимировна

Статья посвящена графике художника Виктора Михайловича Хвостенко, который живет и работает в городе Бийске Алтайского края. Материалом исследования послужили работы, представленные на персональной выставке художника в апреле-мае 2023 года в Государственном художественном музее Алтайского края. Статья вводит в научный оборот произведения мастера и его комментарии и воспоминания, записанные автором статьи в интервью, которое хранится в архиве музея. Виктор Хвостенко учился у лучших представителей современного сатирического рисунка, работал под руководством известных московских художников-сатириков Е. Гурова, Е. Шукаева, Ж. Ефимовского, сотрудничал с редакциями сатирических журналов «Крокодил», «Перец», «Чаян». На выставке в художественном музее «Здравствуйте, соседи!» (2023) было представлено более 40 работ художника: иллюстрации к произведениям Ф.М. Достоевского, В.М. Шукшина, графические серии «Телефон-автомат», «Аэропорт», «Деревенский мостик», «Будьте здоровы!», посвященные детской тематике. Серия рисунков художника «Деревенский мостик» была отобрана региональным выставкомом для экспонирования на межрегиональной выставке «Сибирь – XIII» (Барнаул, 2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Graphics by Viktor Khvostenko

The article presents a study of graphics by the artist Viktor M. Khvostenko, who lives and works in the Altai Krai. The research material is the works presented at the artist's personal exhibition in April-May 2023 at the State Art Museum of Altai Krai. Viktor Khvostenko is a thoughtful and subtle interpreter of reality who looks at the world with a smile; this is his life and professional credo. He studied with the best representatives of modern satirical drawing. In 1986–1989 he actively collaborated with the editorial offices of the satirical magazines “Crocodile”, “Pepper”, “Chayan”. He worked under the guidance of famous Moscow satirical artists: Evgeny Gurov, Evgeny Shukaev, and Joseph Efimovsky. The result of such cooperation was participation in the All-Union Exhibition of Satire and Humor in 1986. More than 40 works of the artist were presented at the personal exhibition “Hello, neighbours!”. These were illustrations to the works of F.M. Dostoevsky, V.M. Shukshin, graphic series “Pay phone”, “Airport”, “Village Bridge”, “Be healthy!”, dedicated to children's themes. A series of drawings by the artist “Village Bridge” was selected by the Interregional Exhibition “Siberia – 13th” (Barnaul, 2023).

Текст научной работы на тему «Графика Виктора Хвостенко»

Научная статья

УДК 7.036/.037[76+ 730]

DOI 10.46748/ARTEURAS.2023.02.013

Графика Виктора Хвостенко

Сидорова Оксана Владимировна

Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул, Российская Федерация

semyasidorov@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена графике художника Виктора Михайловича Хвостенко, который живет и работает в городе Бийске Алтайского края. Материалом исследования послужили работы, представленные на персональной выставке художника в апреле-мае 2023 года в Государственном художественном музее Алтайского края. Статья вводит в научный оборот произведения мастера и его комментарии и воспоминания, записанные автором статьи в интервью, которое хранится в архиве музея. Виктор Хвостенко учился у лучших представителей современного сатирического рисунка, работал под руководством известных московских художников-сатириков Е. Гурова, Е. Шукаева, Ж. Ефимовского, сотрудничал с редакциями сатирических журналов «Крокодил», «Перец», «Чаян». На выставке в художественном музее «Здравствуйте, соседи!» (2023) было представлено более 40 работ художника: иллюстрации к произведениям Ф.М. Достоевского, В.М. Шукшина, графические серии «Телефон-автомат», «Аэропорт», «Деревенский мостик», «Будьте здоровы!», посвященные детской тематике. Серия рисунков художника «Деревенский мостик» была отобрана региональным выставкомом для экспонирования на межрегиональной выставке «Сибирь – XIII» (Барнаул, 2023).

Ключевые слова: Виктор Михайлович Хвостенко, графика, Сибирь – XIII, межрегиональная художественная выставка, Государственный художественный музей Алтайского края

Для цитирования: Сидорова О.В. Графика Виктора Хвостенко // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2023. № 2 (29). С. 96–115. https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2023.02.013. URL: https://eurasia-art.ru/art/article/view/1011.

Original article

Graphics by Viktor Khvostenko

Oksana V. Sidorova

State Art Museum of Altai Krai, Barnaul, Russian Federation

semyasidorov@yandex.ru

Abstract. The article presents a study of graphics by the artist Viktor M. Khvostenko, who lives and works in the Altai Krai. The research material is the works presented at the artist's personal exhibition in April-May 2023 at the State Art Museum of Altai Krai. Viktor Khvostenko is a thoughtful and subtle interpreter of reality who looks at the world with a smile; this is his life and professional credo. He studied with the best representatives of modern satirical drawing. In 1986–1989 he actively collaborated with the editorial offices of the satirical magazines “Crocodile”, “Pepper”, “Chayan”. He worked under the guidance of famous Moscow satirical artists: Evgeny Gurov, Evgeny Shukaev, and Joseph Efimovsky. The result of such cooperation was participation in the All-Union Exhibition of Satire and Humor in 1986. More than 40 works of the artist were presented at the personal exhibition “Hello, neighbours!”. These were illustrations to the works of F.M. Dostoevsky, V.M. Shukshin, graphic series “Pay phone”, “Airport”, “Village Bridge”, “Be healthy!”, dedicated to children's themes. A series of drawings by the artist “Village Bridge” was selected by the Interregional Exhibition “Siberia – 13th” (Barnaul, 2023).

Keywords: Victor M. Khvostenko, graphics, Siberia, interregional art exhibition, State Art Museum of Altai Krai

For citation: Sidorova, O.V. (2023) ‘Graphics by Viktor Khvostenko’, Iskusstvo Evrazii = The Art of Eurasia, (2), pp. 96–115. doi:10.46748/ARTEURAS.2023.02.013. Available from: https://eurasia-art.ru/art/article/view/1011. (In Russ.)

© Сидорова О.В., 2023

Введение

Виктор Михайлович Хвостенко — художник, принадлежащий к мастерам старшего поколения алтайских графиков, работы которых во многом определяют специфику регионального искусства. Однако творчество этого автора осталось вне научного оборота: основной массив публикаций о художнике — в популярных периодических изданиях, в числе которых можно отметить журналы «Бийский вестник», «Здоровье алтайской семьи», «Роман-журнал XXI век», «Новая книга России», газеты «Алтайская правда», «Деловой Бийск», «Бийский рабочий» (i). Работы художника репродуцировались в каталогах [1, с. 23; 2, с. 15; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9], материал справочного характера представлен в альбомах и обзорных публикациях, посвященных изобразительному искусству Алтая [10; 11; 12, с. 56–57; 13, с. 7–8, 11].

В апреле-мае 2023 года в Государственном художественном музее Алтайского края состоялась первая персональная выставка В.М. Хвостенко, и данная статья посвящена аналитическому обзору графики этого автора, представленной в экспозиции музея. Вводятся в научный оборот как художественные произведения В.М. Хвостенко, так и его комментарии к ним и воспоминания, полученные в ходе интервью, запись которого хранится в архиве музея.

Название выставки «Здравствуйте, соседи!» подсказал мастеру его четырехлетний правнук Роман. Художник рассказывает: «Дверь в подъезд многоэтажки распахивается, и по лестничным пролетам звонко скачет громкий искренний детский возглас: “Здравствуйте, соседи! Это я, Рома Хвостенко!” Так соседи оповещаются о том, что к чете Хвостенко привели на день правнука» (ii). В этом непосредственном эмоциональном приветствии — радость от встречи, полнота бытия, по-детски открытое чуткое отношение к жизни, к людям, которое Виктор Михайлович сохранил в свои 75 лет.

В.М. Хвостенко родился в Омске, в Бийск его семья переехала в раннем детстве, потому что отец был военным. С 10 лет занимался в кружке рисования в Доме культуры котельщиков г. Бийска. Играл в духовом оркестре. Рисовал в ту пору везде, даже на школьных уроках: в ход шли промокашки. «Первые наброски увлеченного мальчишки нравились учителям, и они забирали их себе на память. Свою первую награду — статуэтку — за художественную работу, полученную в 1962 году еще во время учебы в школе, Виктор Михайлович хранит по сей день как талисман» (iii), с нее начались поиски, сомнения, уверенность и успехи.

После девяти классов поступил на художественно-графическое отделение Бийского педагогического училища (1970, первый выпуск). К слову, Виктору Михайловичу пришлось убеждать родителей в выборе будущей профессии, которые восприняли увлечение сына изобразительным искусством как что-то несерьезное, далекое от идеала обеспеченной и стабильной жизни. Спустя годы художник напишет работы «Дорога жизни» и «Письмо с фронта», главными героями которых станут они, родители, прошедшие всю войну: мама перевозила детей по Ладоге из блокадного Ленинграда, отец был фронтовым политруком (iv).

Дом творчества «Челюскинская» в творческой биографии В.М. Хвостенко

В 2002 году В.М. Хвостенко окончил художественно-графический факультет Бийского педагогического университета. Неоднократно совершенствовал свое мастерство в Доме творчества «Челюскинская», который считает своей большой художественной школой. Во второй половине ХХ века это был один из самых значительных центров развития графического искусства на территории страны. «Челюскинская» воспитала целые поколения российских графиков, благодаря ей в разных регионах сформировались целые графические школы. Сюда приезжали многие известные художники. Виктор Михайлович Хвостенко работал здесь бок о бок с такими мастерами, как Виктор Александрович Чижиков, Михаил Самуилович Беломлинский, Жозеф Вячеславович Ефимовский. Именно в Доме творчества «Челюскинская», где для графиков существовала возможность работать в любой печатной технике, автор создал серии «Телефон-автомат», «Аэропорт», выполненные в технике офорта.

Вспоминая о том, как первый раз попал туда, художник рассказывал: «Сейчас и не верится, что я работал вместе с такими художниками, которых раньше знал только по публикациям в журналах. Как попал в этот рай? Опять же случай. На Алтай приехал директор “Челюскинской” Рейнгольд Генрихович Берг, жена которого была референтом по Сибири. Он захотел побывать в Бийске, познакомиться с местными художниками, увидел работы мои и предложил принять поехать на Челюскинскую, где собирался поток художников-сатириков, в число которых вошли Беломлинский, Шукаев, Чижиков. <…> И с Жозефом Ефимовским из “Боевого карандаша” познакомился — мы с ним потом переписывались. Сколько живу, буду благодарен всем своим учителям, коллегам-художникам, всем, кто делился со мной своими секретами, всем, кто помог открывать тайны графики. Когда был на Челюскинской, позвонил Евгению Щеглову и попросил о встрече. Он мои работы поглядел, направил меня, подтолкнул» (v). Итогом такого творческого общения стало участие во Всесоюзной выставке сатиры и юмора в 1986 году (Москва). Особенный ироничный взгляд на жизнь в искусстве отличал творчество Виктора Михайловича Хвостенко с самого начала. Об этом свидетельствуют как ранние художественные опыты мастера, так и его собственные слова: «С самого начала с юмором работал» (vi).

Офорт в творчестве В.М. Хвостенко

В.М. Хвостенко посвятил себя станковой и книжной графике, и его любимая печатная техника — офорт. Художник рассказывал: «Офорт — моя техника. Попробовал модную линогравюру. Офорту Заур (Заур Ибрагимов. — Прим. О. С.) меня поучил. Мы с ним в одной мастерской были, у Заура была кислота. Прочитал в книжке и попробовал сделать. Летом делали, травили — открывали окна. Но после в основном офорт делал на Челюхе (Дом творчества «Челюскинская». — Прим. О. С.). Там нашел свою технику “офорт, прямой перевод”. Суть вот в чем: цинковую доску закатываешь твердым лаком. Всё зависит от толщины слоя. Берешь палочку серого соуса, рисуешь на бумаге. Потом берешь рисунок, кладешь на цинковую доску залакированную, прокатываешь под станком. Получается оттиск — серый цвет на черном фоне. И начинаешь травить. Кислота травит рисунок. Печатаешь то, что нарисовал. Ну, тут чутье надо, тонкий лак сделаешь — фон травиться начнет…» (vii). Еще одна техника офорта, которую использует художник, — «срывной лак», когда «нанесенный слой мягкого (или “срывного”) лака после остывания не твердеет и, обладая липкостью, при малейшем прикосновении пальца отстает от полированной поверхности доски. В зависимости от более сильного или слабого нажима карандашом на бумагу на офорте получают зернистые штрихи соответствующей силы, ширины или глубины, напоминающие собой карандашный или угольный рисунок» [14].

В технике прямого перевода создана серия «Аэропорт» (1998), которая родилась во время одного из перелетов по маршруту «Москва – Барнаул». Художник говорит: «В аэропорту в Москве иду, большие залы, пацан бегает и бегает, уборщица еще вручную моет. Отец с пацаном ноги поднимают» (viii). Из этого мимолетного впечатления родился первый лист серии «Извините за беспокойство» (из серии «Аэропорт», 1998, бумага, офорт — прямой перевод, 33 × 43 собственность художника). Но нужно отметить, что В.М. Хвостенко всю композицию с натуры буквально не рисует, додумывает, иначе компонует, ищет именно тот момент, когда время фиксируется в основных своих приметах на острие пера.

В технике мягкого (срывного) лака выполнена, например, более ранняя серия «Телефон-автомат» (1996), идея которой возникла у автора также в Москве: не однажды художник шел из аэропорта к таксофону с вестью к родным, что приземлился благополучно. Нужно сказать, что в 1970–1990-е годы таксофоны в СССР были востребованы чрезвычайно: к ним приходили не только ради телефонного разговора, но и чтобы пообщаться в толпе. Иногда здесь знакомились, распивали напитки с друзьями, телефонные будки были излюбленным местом для детских игр, и автор много раз наблюдал у телефона-автомата жизненные ситуации, порой весьма комичные. Именно там нервно общается герой графического листа Виктора Хвостенко («Нервный разговор», 1996, рис. 1). Невольно улыбаясь, вспоминаешь, как точно подмечена мастером ситуация в работе «Сколько можно разговаривать?» (1996, рис. 2). Еще забавнее и немыслимее в современном информационном пространстве звучит мотив листа «Модная мелодия» (из серии «Телефон-автомат», 1996, бумага, офорт — мягкий лак, 30 × 22, собственность художника), герои которой подносят магнитофон-катушечник к телефонной трубке.

Рис. 1. В.М. Хвостенко. Нервный разговор. Из серии «Телефон-автомат». 1996. Бумага, офорт (мягкий лак). 30 × 22. Собственность художника

Рис. 2. В.М. Хвостенко. Сколько можно разговаривать? Из серии «Телефон-автомат». 1996. Бумага, офорт (мягкий лак). 33 × 20. Собственность художника

Долгие годы Виктор Хвостенко совмещал творческую и педагогическую деятельность: работал художником в Бийских художественно-производственных мастерских Художественного фонда РСФСР, преподавал и был директором в художественной школе и детской школе искусств № 4 города Бийска. Тогда же в работе с детьми и вместе с рождением сына возникла и основная тема в творчестве мастера — детская.

В. Хвостенко рассказывает: «Что преподавателем буду, даже и не думал — думал, что буду художником. Когда отправили на практику преподавать в мою же школу, там мои же бывшие преподаватели меня увидели — мне так это понравилось! Мне было где-то двадцать лет. С полгода поработал в школе и уехал в Заравшан — новый город в Узбекистане. Друг работал художником на заводе (в бюро эстетики), а я преподавал в училище черчение. Сыну было полгода, и я уехал, потом жену привез, сына — года два там пробыли. Потом вернулись в Бийск, преподавал скульптуру, рисунок в художественной школе. Учил парнишку — Игоря Христолюбова, сейчас он известный скульптор в Москве» (ix).

Детская тема в свое время сблизила В.М. Хвостенко с алтайскими графиками — Юрием Борисовичем Кабановым и Владиславом Петровичем Тумановым, рассказывая о которых художник вспоминал: «Общался я с Тумановым, Кабановым, у них был учитель Евгений Грибов — а у него детская тема была. И они как-то тоже обратили на меня внимание, и мы с ними общались неплохо. Кабанов писал рекомендацию в Союз. Когда проводится какая-нибудь выставка, я что-то делаю, и мне интересно было его мнение. Он всегда с таким удовольствием подходил к работам, его не стало, и мы вроде как осиротели» (x).

Основная тематика творчества Виктора Хвостенко — дети, а также иллюстрации к книгам алтайских поэтов и писателей. На выставке в художественном музее Виктор Михайлович показал иллюстрации к произведениям Ф.М. Достоевского и В.М. Шукшина, графические серии «Деревенский мостик», «Будьте здоровы!», родившиеся из наблюдений художника: всё им было когда-то «подсмотрено, увидено», как говорит он сам. Отдельные натурные зарисовки, как правило, складывались в серии, объединенные не только темой, сюжетной линией, но и общим эмоциональным настроем. При этом художник типизирует события, своих героев, так что зритель в ситуации, воссозданной им, зачастую узнает самого себя. Кто из нас не переживал эмоции, испытанные мальчишкой, ставшим героем работы «На старт!» (из серии «Будьте здоровы!», 2020, бумага, пастель, 55 × 55, ГХМАК)? Он справился с волнением, сконцентрировался, и все его подбадривают, и мама рядом, и стыдно проиграть!

Давая характеристику детской теме в творчестве В.М. Хвостенко, Ю.Б. Кабанов, писавший ему рекомендацию для вступления в Союз художников России, отмечал: «Эта тема очень трудна в изобразительном плане. Требует большой наблюдательности, терпения, хорошего знания материала и необычайно острого и точного глаза» (xi).

Серия работ «Деревенский мостик», отобранная для межрегиональной выставки «Сибирь – XIII»

Графика В.М. Хвостенко — это зарисовки из жизни. Серия рисунков художника «Деревенский мостик» (2022, картон, акварель, пастель; собственность художника) отобрана региональным выставкомом для экспонирования на межрегиональной выставке «Сибирь – XIII» (Барнаул, июль 2023 г.). Тема родилась во время поездки в одну из окрестных деревень, где художник увидел разрушенный мостик у реки. Подмеченное тесно переплелось с собственным жизненным опытом, детскими воспоминаниями художника о том, как однажды он «...уснул на берегу, проснулся, дернул, а на крючке — большая рыбина. Другой раз кинул удочку и вогнал крючок в палец». Как больно и обидно было. Как сосед помог ему тогда домой добраться. Оттого лица, позы героев работы «Такая рыбина сорвалась…» (рис. 3) так красноречивы, что это пережито художником лично.

Рис. 3. В.М. Хвостенко. Такая рыбина сорвалась... Из серии «Деревенский мостик». 2022. Картон, акварель, пастель. 55 × 45. Собственность художника

Рисунок «Что-то надоела мне эта рыбалка…» (рис. 4) родился из недавнего опыта: художник по сей день рыбачит в Малоенисейском с внуками. В один из таких дней сидевший на берегу правнук В.М. Хвостенко внезапно вскочил со словами: «Надоела, дед, мне эта рыбалка!» (xii). Двое мальчишек, изображенных на этой работе, рыбачат, а третий отвернулся: ребенок по сравнению со взрослым очень честный и непосредственный, у него еще нет понимания того, как нужно себя вести, чтобы получить одобрение, — он ведет себя искренне, естественно. Вместе с тем художнику, который изображает человека в различных жизненных ситуациях и позах, необходим прежде всего не только собственный опыт, но и зоркий глаз, который подмечает нюансы. В этой же серии работа «Не клюет» (рис. 5) запечатлела двух рыбаков, сидящих спиной к зрителю. Мы не видим их лиц, но чувствуем, как они тепло друг к другу относятся, это особое искусство — передать состояние, эмоцию через спину человека, силуэт, не прибегая к изображению мимики, взглядов.

Рис. 4. В.М. Хвостенко. Что-то надоела мне эта рыбалка... Из серии «Деревенский мостик». 2022. Картон, акварель, пастель. 55 × 45. Собственность художника

Рис. 5. В.М. Хвостенко. Не клюет. Из серии «Деревенский мостик». 2022. Картон, акварель, пастель. 55 × 45. Собственность художника

Лица детей в графике Виктора Хвостенко красноречивы. Художник передает общие характеристики, эмоции персонажей, но никогда буквально не срисовывает, а додумывает ситуацию, фантазирует. В работе «Первый снег» (рис. 6) дети идут по лыжне: кто-то катится, кто-то ползет, а кто-то уже боком передвигается. Композиционно юные лыжники образуют кучу-малу, как бывает только в детстве: взрослые не могут себе уже такого позволить, держат дистанцию. Для того чтобы рисовать детскую непосредственность, художник сам должен быть открытым миру, и В.М. Хвостенко это удается.

Рис. 6. В.М. Хвостенко. Первый снег. Из серии «Будьте здоровы!». 2022. Бумага, акварель, пастель. 45 × 52. Собственность художника

Журнальная и книжная графика В.М. Хвостенко

Виктор Хвостенко — серьезный, думающий художник, умный наблюдатель и тонкий интерпретатор действительности. Мастер смотрит на мир с улыбкой. Это его жизненное и профессиональное кредо. Он учился у лучших представителей современного сатирического рисунка. В 1986–1989 годах активно сотрудничал с редакциями сатирических журналов «Крокодил», «Перец», «Чаян». Работал под руководством известных московских художников-сатириков: Евгения Гурова, Евгения Шукаева, Жозефа Ефимовского.

Сейчас Виктор Михайлович работает только с уникальными техниками графики — тушь, карандаш. В иллюстрациях и станковых листах он активно использует образно-выразительные возможности рисовальных материалов. В перовых рисунках главное значение имеет линия, дополненная пятном. В рисунках углем, соусом важна штриховка, то густая и сочная, то прозрачная, серебристая. В пастелях, акварелях художника значим цвет.

Первый опыт работы с книгой у В.М. Хвостенко случился еще во время учебы на художественно-графическом отделении Бийского педагогического училища. Художник рассказывал: «Тему моих работ подсказал Чехов. В нашей комнате на этажерке стоял трехтомник Чехова — у жены это любимый автор. Однажды на досуге и я начал листать. Образы в голове стали рождаться сами собой. Случайность ли? Знак свыше? Стечение обстоятельств? А может, всё вместе? Но дипломная моя — иллюстрации к рассказам А.П. Чехова — была оценена на “отлично”» (xiii).

Последние несколько лет Виктор Хвостенко работает, держа под рукой произведения В.М. Шукшина. На выставке была представлена серия иллюстраций «Перечитывая В.М. Шукшина», ранее экспонировавшаяся в Союзе писателей в Москве. Работая над ней, мастер поставил перед собой архисложную задачу, поскольку иллюстрировать именитого земляка — очень большая ответственность: В.М. Шукшин и В.С. Высоцкий — те, на чьем творчестве целые поколения выросли. Многие известные художники брались иллюстрировать произведения В.М. Шукшина. Есть свои сложившиеся типажи шукшинских героев в киноиндустрии. Кроме того, у каждого русского человека, и уж точно у сибиряка, жителя Алтая, есть свое чувствование этого писателя и человека. Иллюстрации Виктора Хвостенко из этой серии искренние, точные, образно тождественные тексту — глядя на них, особенно остро ощущаешь, как хочется быть ближе к природе, к тишине, к настоящему, откровенному, подальше от городской суеты. Серия «Перечитывая В. М. Шукшина» (рис. 7–10) — это не иллюстрации к книге в буквальном смысле, а размышления по поводу прочитанного.

Рис. 7. В.М. Хвостенко. Чудик. Из серии «Перечитывая В.М. Шукшина». 2021. Бумага, тушь. 25 × 17. Собственность художника

Рис. 8. В.М. Хвостенко. Выбираю деревню на жительство. Из серии «Перечитывая В.М. Шукшина». 2021. Бумага, тушь. 25 × 17. Собственность художника

Рис. 9. В.М. Хвостенко. Срезал. Из серии «Перечитывая В.М. Шукшина». 2021. Бумага, тушь. 25 × 17. Собственность художника

Рис. 10. В.М. Хвостенко. Дебил. Из серии «Перечитывая В.М. Шукшина». 2021. Бумага, тушь. 25 × 17. Собственность художника

Виктор Михайлович Хвостенко рассказывает, что произведения Василия Макаровича Шукшина он захотел иллюстрировать, «как только прочитал одну из первых его книжек. Просто заболел им. Читал, будто говорил с близким по духу человеком. Для начала выбирал рассказы, где присутствовали и юмор, и элементы гротеска. Выполнял первые свои работы с осторожностью. “Верую” — рассказ смешной, но не грустный. Как это показать? Как дать почувствовать зрителю мое настроение, мнение о прочитанном и одновременно сделать узнаваемым характер героя, выписанный Шукшиным? Или другой рассказ — “Дебил”. Сюжет прост: ну, купил мужик шляпу, ходил, демонстрировал по деревне, а никто и не замечал. Плюнул на всё и... нет шляпы. Но как тонко Василий Макарович передает движения души своего героя! Как он сопереживает ему! А мне-то это надо передать в рисунке. Чтобы зритель мог и посочувствовать, и пожурить, и улыбнуться шукшинскому герою. “Мой зять украл машину дров” — тут всё решал, чтобы в рисунке сохранилось шукшинское: “Смешно и грешно!”» (xiv).

Раскрывая детали своей подготовки к работе над иллюстрациями, В.М. Хвостенко говорит: «Для меня творчество Шукшина бездонно. Он мечтал поставить “Энергичных людей” на сцене нашего Бийского драмтеатра. А самому сыграть роль Простого человека. Когда я узнал об этом, приходя в театр на различные спектакли, примерял мысленно на актеров роли шукшинских героев: вот этот Чернявого сыграл бы, этому Лысый подойдет, а этому — Брюхатый. Иллюстрировал неоконченную повесть “А поутру они проснулись”. Чем больше читал, тем становился азартнее, пытался понять не только внешнюю суть шукшинских героев, но и передать внутренние их различия, то, что за душой у каждого героя. Сантехник, Урка, Нервный, Социолог, Очкарик — всех люблю. Работал над смешными, непутевыми героями Шукшина, а из головы не выходили образы другого плана, наполненные болью, страданием, где-то несчастные, непонятые. Это я о рассказах “Как помирал старик”, “Осенью”. <…> Шукшин многогранен. Работать над его произведениями такое счастье, но только нужен определенный душевный настрой. Не всякому он открывается, не всякому дано понять смятение его героев, которое чувствовал писатель» (xv). Обращаясь к серии «Типажи к повести В. Шукшина “А поутру они проснулись”» (2020, бумага, соус), художник поясняет: «Старался не просто изобразить события его рассказов, а написать узнаваемые характеры героев. Шукшин многогранен, и такие же его герои: смешные и грустные одновременно. Такое же богатейшее пространство, полное любви и сострадания, и у героев Достоевского. И когда я делаю иллюстрации, будто тоже окунаюсь в их мир. Это сложно, но очень интересно. Пишу характеры в графике, которую еще называют стихами без слов» (xvi).

Ф.М. Достоевского художник иллюстрировал специально к межрегиональной выставке, которая состоялась в городе Омске в 2021 году и посвящалась 200-летию писателя. Но задумка поработать с произведениями Фёдорова Михайловича у Виктора Хвостенко родилась задолго до того. Художник рассказывал: «Почему я стал иллюстрировать Достоевского? Они с Шукшиным не только внешне схожи, так и внутренний мир обоих — богатейшее пространство, полное любви, сострадания. А как передать это мне в рисунке?! У меня это герой, каким его почувствовал я, каким его принял, каким его хочу показать зрителю. Для меня теперь Гоголь, Достоевский, Шукшин едины в своем восприятии, слиянии и раскрытии души Простого человека. И у них он оказывается не таким простым! Только у этих авторов существует особенная связь с их героями. А когда я делаю иллюстрации, будто тоже окунаюсь в их мир. Герои так похожи! Но разве что обстановка да одежда разные. А психология существования, проблемы, отношение к жизни — одни и те же, что раньше, что сейчас...» (xvii).

Виктор Михайлович мастерски владеет всеми средствами образной выразительности в графике. Если листы по мотивам произведений Шукшина он создает при помощи линии, штриховки, набрызга, то иллюстрации к Достоевскому выполнены посредством пятна, силуэта. Художник использует контраст темного пятна, силуэта, формы и белого пространства листа, через которое проявляется персонаж. Причем в зависимости от сюжета это пятно имеет разную фактуру, плотность. Так, в иллюстрации «Старуха-процентщица» (2022, рис. 11) к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» пятно становится зыбким, полупрозрачным, поскольку мы всё происходящее в комнате видим через дрожащее пламя свечи.

Рис. 11. В.М. Хвостенко. Старуха-процентщица. Иллюстрация к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». 2022. Бумага, тушь. 28 × 19. Собственность художника

У художника много планов и желания работать с книгой. Герои В.М. Шукшина, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова близки и понятны мастеру, на рабочем столе которого стопки набросков, зарисовок — поиски композиционного решения, которые ждут своего воплощения.

Работы Виктора Хвостенко нужно не только смотреть, но и читать, например, название листа «Не мешай маме, видишь, она работает» из серии «Удалёнка» (2021, рис. 12) сразу рисует перед глазами семью и малыша, которому сложно понять, почему с мамой, которая сейчас с ним рядом, нельзя играть. Художник посредством замкнутой композиции, сплоченности фигур рисует дружную семью, где все заодно. И в то же время мама мыслями устремлена в монитор компьютера, а левая рука сжимает телефон — она работает. Таким образом, В.М. Хвостенко дает совершено точный временной контекст событийной канве своих произведений, выбирая явления, предметы, остро характеризующие время.

Рис. 12. В.М. Хвостенко. Не мешай маме, видишь, она работает. Из серии «Удалёнка». 2021. Бумага, акварель, пастель. 52 × 45. Собственность художника

Заключение

У Виктора Хвостенко есть всё для творческих достижений: активная, деятельная натура, одаренность, работоспособность. В 2022 году он стал победителем национальной премии «Имперская культура» имени Эдуарда Володина в номинации «Изобразительное искусство» — за серию иллюстраций к произведениям русских писателей. Вручение премии состоялось в Союзе писателей России (Москва) в январе 2023 года. Там же, в Союзе писателей России, открылась персональная выставка Виктора Михайловича. В марте 2023 года ему была вручена премия Демидовского фонда за достижения в области изобразительного искусства.

Работы художника отличают крепкий рисунок, теплота, искренность чувств, светлый добрый юмор. Зрители, приходившие на выставку в Государственном художественном музее Алтайского края, улыбались, удивлялись, по-новому смотрели на знакомые литературные произведения, а может быть, и на саму жизнь.

Подводя итоги сказанному, можно заключить, что искусство графики Виктора Хвостенко тематически во многом связано с культурной историей региона. Вместе с тем в искусстве алтайской графики у мастера свое место, свой почерк, свое лицо. Большое значение в формировании авторского видения художника сыграл знаменитый Дом творчества «Челюскинская», где в свое время ему довелось работать с ведущими в отечественном искусстве художниками-сатириками. Книжная графика В.М. Хвостенко наследует традиции профессиональной книги на Алтае, заложенные В.А. Раменским.

Примечания

(i) Саликова И. Счастье в творчестве // Бийский рабочий. 2023. № 8 (216333), 22 февраля. С. 12; Сорокина Т. Всё только начинается // Деловой Бийск. 2023. № 8 (1475), 22 февраля. С. 6–8; Доброе сердце художника // Роман-журнал XXI век. 2022. № 6. С. 111–112, обложка; 6 апреля в Государственном художественном музее Алтайского края состоялось торжественное открытие первой персональной выставки графики Виктора Михайловича Хвостенко «Здравствуйте, соседи!» // Здоровье алтайской семьи. 2023. № 4 (232). С. 42–43; Художник Виктор Хвостенко // Бийский вестник. 2023. №2.

(ii) Сорокина Т. Всё только начинается // Деловой Бийск. 2023. № 8 (1475), 22 февраля. С. 6–8.

(iii) Там же. С. 6–8.

(iv) Там же. С. 6–7.

(v) Архив Государственного художественного музея Алтайского края (ГХМАК). Интервью О.В. Сидоровой с В.М. Хвостенко. 28.02.2023.

(vi) Там же.

(vii) Там же.

(viii) Там же.

(ix) Там же.

(x) Там же.

(xi) Архив Государственного художественного музея Алтайского края (ГХМАК). Отчетная архивная папка по выставке «Здравствуйте, соседи!» к 75-летию со дня рождения художника. 6 апреля – 23 апреля 2023 г.

(xii) Архив ГХМАК. Интервью О.В. Сидоровой с В.М. Хвостенко. 28.02.2023.

(xiii) Там же.

(xiv) Чуркин И. Лауреаты Имперской культуры-2022 // Персональная страница Ивана Чуркина. URL: https://vk.com/wall433424958?offset=40&w=wall433424958_5339%2Fall (дата обращения: 29.05.2023).

(xv) Художник Виктор Хвостенко // Бийский вестник. 2023. № 2.

(xvi) Сорокина Т. Всё только начинается // Деловой Бийск. 2023. № 8 (1475), 22 февраля. С. 6–8.

(xvii) Художник Виктор Хвостенко // Бийский вестник. 2023. № 2.

Список источников

1. Молодые художники Сибири: вторая зональная выставка изобразительного и прикладного искусства молодых художников Сибири : каталог. Омск: Омская организация Союза художников РСФСР, 1978. 43 с.

2. Региональная художественная выставка «Сибирь – IX». Живопись. Графика. Скульптура. Декоративно-прикладное искусство. Дизайн и художественное проектирование. Иконопись. Искусствоведение : каталог / сост. И. Рожкова. Иркутск: Артиздат, 2003. 119 с.: ил.

3. Сатира и юмор: Первая Всероссийская выставка : каталог / сост.: Л.Н. Голицына, И.Н. Соловьёва-Волынская. М.: Советский художник, 1987. 63 с.: ил.

4. Хвостенко В. Графика. Рисунки, наброски, зарисовки, иллюстрации. Бийск: ИД Бия, 2022. 62 с.

5. Хвостенко В.М. // Графика: новые поступления в АМИИ 1976–1982 гг. : каталог / сост. М.Ю. Шишин. Барнаул: [б. и.], 1983. С. 53.

6. Выставка, посвященная 60-летию Победы в Великой Отечественной войне и 40-летию Бийского отделения Союза художников Алтая : буклет. Бийск: [б. и.], 2005. 1 л.

7. Хвостенко Виктор Михайлович // «Есть над Чуей-рекой дорога...» : альбом-каталог Всесибирской художественной выставки / гл. ред. А.А. Бубуненко. Барнаул: Бийское отделение Союза художников Алтая, 2012. С. 179.

8. «Взгляд художника»: краевая художественная выставка : буклет. Барнаул: [б. и.], 1993. 1 л.

9. Хвостенко Виктор Михайлович // Художники Алтая. XX век. Барнаул: [б. и.], 2001. С. 240–241.

10. Хвостенко Виктор Михайлович // Восемьдесят лет Алтайской краевой организации Союза художников России : книга-альбом / А.Е. Емельянов, Н.С. Зайков, А.В. Лебедева [и др.]. Барнаул: Азбука, 2020. С. 232–233.

11. Художники Алтайского края : библиографический словарь в 2-х т. Т. 2. М–Я / отв. ред. В.С. Олейник. Барнаул: Алтайский дом печати, 2006. 648 с.

12. Прибытков Г.И. От энтузиастов-одиночек до творческого коллектива Союза художников. Бийск: Алтайская краевая организация общества «Знание» РСФСР, 1990. 71 с.

13. Буланичев В.В., Новикова Л.Н. Пейзаж в произведениях алтайских художников: из частного собрания С.М. Гревцова. Бийск: [б. и.], 1995. 12 с.

14. Дубина Н. Обзор авторских техник получения оттиска. Часть 5 // КомпьюАрт. 2009. № 7. С. 46–52. URL: https://compuart.ru/article/20584 (дата обращения 29.05.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Young artists of Siberia: the second zonal exhibition of fine and applied art of young artists of Siberia (1978) [Catalogue]. Omsk: Omsk organization of the Union of Artists of the RSFSR. (In Russ.)

2. Rozhkova, I. (comp.) (2003) Regional art exhibition “Siberia – 9th” [Catalogue]. Irkutsk: Artizdat. (In Russ.)

3. Golitsyna, L.N. and Solovyova-Volynskaya, I.N. (comps.) (1987) Satire and Humor: The First All-Russian Exhibition [Catalogue]. Moscow: Sovetskiy khudozhnik. (In Russ.)

4. Khvostenko, V. (2022) Graphics. Drawings, sketches, sketches, illustrations. Biysk: Biya PH. (In Russ.)

5. Anon. (1983) ‘Khvostenko V.M.’, in Shishin, M.Yu. (comp.) Graphics: new arrivals at Altai Museum of Fine Arts 1976–1982 [Catalogue]. Barnaul: s.n., p. 53. (In Russ.)

6. Exhibition dedicated to the 60th anniversary of the Victory in the Great Patriotic War and the 40th anniversary of the Biysk branch of the Union of Artists of Altai (2005) [Booklet]. Biysk: s.n. (In Russ.)

7. Anon. (2012) ‘Khvostenko Viktor Mikhailovich’, in Bubunenko, A.A. (ed.) There is a road over the Chuya River [Album-catalogue]. Barnaul: Biysk branch of the Union of Artists of Altai, p. 179. (In Russ.)

8. Artist's view: regional art exhibition (1993) [Booklet]. Barnaul: s.n. (IN Russ.)

9. Anon. (2001) ‘Khvostenko Viktor Mikhailovich’, in Artists of Altai. 20th century. Barnaul: s.n., 240–241. (In Russ.)

10. Anon. (2020) ‘Khvostenko Viktor Mikhailovich’, in Emelyanov, A.E., Zaikov, N.S., Lebedeva, A.V. et al. Eighty years of the Altai regional organization of the Union of Artists of Russia. Barnaul: Azbuka, pp. 232–233. (In Russ.)

11. Oleinik, V.S. (ed.) (2006) Artists of the Altai Krai, vol. 2. Barnaul: Altayskiy dom pechati. (In Russ.)

12. Pribytkov, G.I. (1990) From single enthusiasts to the creative team of the Union of Artists. Biysk: Znaniye. (In Russ.)

13. Bulanichev, V.V. and Novikova, L.N. (1995) Landscape in the works of Altai artists: from the private collection of S.M. Grevtsov. Biysk: s.n. (In Russ.)

14. Dubina, N. (2009) ‘Review of author's techniques for obtaining an impression. Part 5’, CompuArt, (7), pp. 46–52. Available from: https://compuart.ru/article/20584 (Accessed May 29, 2023).

Информация об авторе:

Сидорова Оксана Владимировна, кандидат исторических наук, главный научный сотрудник, Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул, Российская Федерация, semyasidorov@yandex.ru.

Information about the author:

Oksana Vladimirovna Sidorova, Cand. Sc. (History), Chief Researcher, State Art Museum of Altai Krai, Barnaul, Russian Federation, semyasidorov@yandex.ru.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

The author declares that there is no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию 31.05.2022; одобрена после рецензирования 12.06.2023; принята к публикации 14.06.2023.

The article was received by the editorial board on 31 May 2022; approved after reviewing on 12 June 2023; accepted for publication on 14 June 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.