Научная статья на тему 'Графика как средство визуальной коммуникации'

Графика как средство визуальной коммуникации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2031
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ГРАФИКА / ЭКСЛИБРИС / СИМВОЛ / ПИКТОГРАММА / МОНОГРАММА / ЭМБЛЕМА / ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА / ДИЗАЙН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буянов Павел Георгиевич

Сегодня в графике используются не только те инструменты, материалы, которые применялись в течение многих веков, но и новые технические средства. Они привносят во все виды графики новые выразительные краски, новую технику исполнения, новую терминологию. Последним приобретением стал компьютер. В статье рассматриваются современные возможности графического искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Графика как средство визуальной коммуникации»

Раздел VII. Изобразительное искусство

П.Г. Буянов

ГРАФИКА КАК СРЕДСТВО ВИЗУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Понятие "графика, от слова "графа", черта на бумаге, что разделяет его на столбцы, полосы или клетки... Графический, чертежный, очерковый..." [2, 147] истолковывается в основном как:

- вид изобразительного искусства, которое включает рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография), основанные на искусстве рисунка, но выразительными возможностями... [7];

- искусство изображения предметов линиями и штрихами, без красок, а также произведения этого искусства [5];

- графическое представление информации, которое осуществляется человеком. Графика -изобразительная модель окружающего мира. Автор модели - человек, поэтому графическая модель ориентируется на восприятие человеком (даже в таком случае, когда графика - компьютерная) [6, 20].

Высокой лаконичности и выразительности графика достигает благодаря таким композиционным средствам, как симметрия и асимметрия, метр и ритм, контраст и нюанс, пропорции, цвет и тому подобное [3].

В зависимости от ориентации содержательной части существует графика техническая, научная, художественная, деловая и т.д.

Роль графики в разных профессиональных сферах деятельности человека усиливается с развитием и использованием компьютерной техники. Информация, которая предоставляется графически, так же высоко организована, как и язык. Графика предоставляет скомпонованную обработанную человеком информацию быстрее и глубже, чем любой другой язык.

Графическое отображение - это один из наглядных способов высказывания мыслей, идей, закономерности. Владение приемами графического предоставления информации является необходимым условием успеваемости профессиональной деятельности.

Языком графики "говорят" во всех странах инженеры, изобретатели, архитекторы, дизайнеры, художники, много других представителей интернационального мира как гуманитарных, так и технических профессий. Графический язык представляет собой совокупность графических и знаковых систем, которые сложились исторически и выполняют профессионально полезную и практически необходимую познавательную, коммуникативную функции в научной, производственной, других видах деятельности человека. Язык графики - интернациональный, профессионально полезный и практически необходимый каждому цивилизованному человеку. Знание языка графики делает изображение понятным, простым, помогает более логически выражать мнение, идею, закономерность.

Графическая запись геометрической и технической информации является полноправным (в основе - невербальной) языком технического делового общения между специалистами технического профиля. Творческая активность чертежника, обычно, проявляется новизне конструкторских решений, а это находит выражение в оригинальном решении графической задачи, в расширении собственных знаний и навыков.

Использование визуальных символов помогает быстро передавать идеи или понятия. Графические символы являются надежным "языком" всех визуальных искусств.

Не так уже и давно графический пересказ историй был необходимым для того, чтобы передавать их неграмотному населению. Люди полагались на картины и рисунки, чтобы рассказать или записать историю. Начиная с первобытного человека, пещерные рисунки дают некоторую информацию о том, что происходило тысячи лет назад.

Искусство Средних веков и Ренессанса дает ряд утонченных примеров визуальной коммуникации этого типа. Геральдика является высокохудожественной формой символичности, например, герб на флаге, который устанавливал идентичность лица его носителя.

Символика развивается во все времена вместе с культурой. Самое простое определение символа - это легко распознаваемые элементы, которые передают определенное значение.

Пиктограммы - это графические символы, предназначенные для скорой передачи информации в стилизованном, абстрагированном художественном стиле [8, 37]. Пиктограммы должны быть четкими и простыми так, чтобы они повсюду были понятными.

Специфическим видом знаков, которые помогают отождествлять личность, вид деятельности и тому подобное, являются экслибрисы и монограммы.

Экслибрис - книжный знак, миниатюрная композиция, которая является небольшим бумажным ярлыком, который владелец библиотеки приклеивает на внутреннюю сторону книжной обложки. Экслибрис информирует читателя про имя и фамилию владельца книги, содержит надпись "ex libris" или "из книги" и образный рисунок, который информирует о профессии, интересах обладателя библиотеки или ее состав.

Родиной экслибриса считают Германию, где он возник почти сразу после изобретения книгопечатания. Первые экслибрисы носили геральдический характер, но иногда на них наносили портреты владельцев библиотеки, изображения пейзажей, домов и тому подобное.

Сегодня роль экслибриса расширяется. Создаются универсальные экслибрисы для украшения книги, листа, конверта, личной папки...

Монограмма - это каллиграфически выполненные и сплетенные в виде вензеля начальные буквы имени и фамилии обладателя. В общем случае монограмма - это условный знак, который заменяет подпись, в виде орнаментальной композиции, декоративно оформленного изображения цветка, животного, птицы и тому подобное [4, 57].

Монограммы, как графический норматив, могут быть гармоничной составляющей логотипа, экслибриса, использоваться при оформлении личных блокнотов, дневников.

В практике графической коммуникации большое значение уделяется эмблемам. Эмблема (от гр. emblema - вставка) - условное объяснение абстрактного понятия посредством графического изображения. Эмблема - это нарисованная идея, выполненная посредством изображение предмета или фигуры, в которой зашифровано ее условное, традиционное значение [8, 57].

Графика как средство визуальной коммуникации связана с декоративным и оформительским искусством.

Оформительская графика содержит разные стилизованные композиции, аллегорическую эмблематику, декоративные украшения и пр. Все они являются средствами художественной выразительности, что помогает сделать информационное сообщение более наглядным и эмоциональным.

Оформительская графика широко используется в дизайне печатной продукции, рекламной деятельности, графическом решении элементов выставок, предметов повседневного пользования, оформлении праздников и т.п. Традиционными видами декоративных украшений являются виньетки, заставки, конечности, бордюры, орнаменты и др.

Большая группа изображений, которая характеризуется относительным постоянством формы, образует деловую графику.

Основное назначение деловой графики - раскрывать понятия и явления, которые тяжело интерпретировать, отображать их содержание средствами наглядных образов, которые легко воспринимаются. Важными элементами деловой графики являются схемы, графики, карты и разные виды диаграмм.

В визуальном мире цвет является мощным инструментом символов.

С помощью приведенного в гармоническую систему цвета передается красота и богатство красок реального мира, материальность предметов, их природная расцветка.

Тот же по цвету предмет может восприниматься нашим зрением по-разному в зависимости от его положения в пространстве, освещения, окружения и т. п. Умение видеть цвета, распознавать их оттенки помогает нам не только правильно передавать цвет предметов, но и создавать прекрасное в жизни. Подобно к музыке цвета вызывают у людей разные эмоции, влияют на настроение и работоспособность [1].

Понимание и эффективное использование цвета как символьного или мотивационного инструмента является ключом к сильной визуальной мотивации. Цвет имеет и культурное, и физио-

логичное значение. Цветовая символика варьирует от одной культуры к другой. Большую психологическую нагрузку выполняет цвет в школьных классах, учебных кабинетах, больницах и др.

Белый цвет. Белый цвет, как сумма всех цветов, наиболее часто используется для того, чтобы показать чистоту. Чистый, как наметенный снег. Чистый белый. Ангельское белое платье. Белая свадьба.

Белый цвет представляет также пустоту или отсутствие чего-либо вовсе. Арктическая тундра, бесплодное и безлюдное пространство земли, воспринимается как белая. Снежная королева из детских сказок - это другой пример негативной символики белого цвета. Белый цвет в этом случае наводит на мысль о безжалостности, подлости.

Гигиенисты также утверждают, что холодный белый цвет - символ чистоты и строгого порядка - распыляет внимание и быстрее вызывает усталость, поэтому некоторые отдают преимущество голубым, бледно-зеленым или серым тонам.

Желтый цвет. Желтый цвет может быть сложным для понимания цветом из-за разных эффектов, которые он оказывает на зрителя. Люди ассоциируют желтый цвет с теплотой (солнцем), счастьем, весной, юностью.

Глаз человека обрабатывает желтый цвет быстрее, чем другие. Много компаний, которые желают, чтоб их ассоциировали с быстрым обслуживанием, используют преимущественно желтый цвет. Логотип компании "Western Union" - желтое и черное; вы имеете возможность быстро посылать деньги куда угодно.

Желтый цвет также наводит на мысль об опасности. Желтые дорожные знаки предупреждают вас о том, что может быть объезд и т.п. Даже природа использует желтый цвет как знак опасности: жало желтой пчелы, укус желто-черного паука. Людей наиболее часто раздражает, когда их поле зрения заполнено желтым цветом. Используйте желтый цвет скупее. Используйте его как контрастный элемент, но как фон - никогда.

Зеленый цвет. Трава, растения, деревья и другие природные организмы - ярко зеленые, когда они живые. Зеленый цвет наводит на мысль о свежести или новой жизни и широко используется, чтоб показать исцеление. Зеленый цвет в течение веков является символом природы, начиная с Зеленого человека (бога природы) в древней кельтской культуре.

В Соединенных Штатах деньги печатаются зеленой краской. Зеленый цвет начал символизировать богатство и негативные аспекты богатства - скупость, зависть. Шекспир предупреждал: "Остерегайтесь, мой господин, зависти; это - зеленоглазое чудовище".

Красный цвет. Красный цвет - это цвет страсти, огня, жара, гнева. Это очень возбуждающий, самонадеянный цвет. Используйте его, чтоб делать четкие высказывания. Красный цвет, когда используется в его чистых, средней насыщенности тонах, символизирует силу. Более темные, более хмурые оттенки выражают ярость, ненависть, кровь, битву, войну.

Розовый цвет. Розовый цвет определенно рассматривается как цвет маленькой девушки. Между тем, он может также эффективно использоваться для того, чтобы предоставить свободно отданное чувство, например, любовь родителей к ребенку. Розовый цвет также используется чтобы усилить ощущение сладости. Розовый цвет наводит на мысль о большей ценности товаров или услуг, упаковка которых имеет этот цвет (пословица эффект "розовых очков").

Голубой цвет. Символическое значение голубого цвета также зависит от силы и насыщенности тона. Светлый, чистый голубой цвет поддерживает ощущение легкости, фантазии.

Но избыток голубого цвета приводит к гнетущему эффекту. Никогда не используйте голубой как единственный цвет в рисунке, если не желаете, чтобы зритель думал о чем-нибудь печальном.

Термин "голубая кровь" давно употребляется для того, чтобы подразумевать лояльность, патриотизм. Почему? Наш организм накачивает больше эндорфинов в присутствии голубого цвета, заставляя нас чувствовать себя лучше. Темно-голубые или синие цвета рассматриваются как профессиональные и серьезные. Официальный костюм [8].

Черный цвет. Очевидно, что черный цвет является символом смерти, траура, также символизирует опасность или беду.

Оказалось, что черный цвет гнетущее действует на школьников, поэтому гигиенисты предложили красить доску не в черный, а темно-зеленый цвет и писать на ней желтым или оранжевым мелом.

Кроме негативной символики черный цвет рассматривается как самый минимальный, утонченный цвет. Обращенный текст (белые буквы на черном фоне) рассматриваются как более дорогой и ценный, чем такое же сообщение в виде черного текста на белой бумаге. Черный цвет автомобиля, черный смокинг и черное платье - элегантность, утонченность, официальность.

Серый цвет. Серый цвет наиболее привлекательный для творческих людей. Тонкая элегантность серого на сером. Но серый цвет, несмотря на это, имеет мощную негативную символику. Люди, которые живут во влажных, дождевых районах, воспринимают серый цвет как очень безотрадный и реагируют на него негативно.

Сегодня в графике используются не только те инструменты, материалы, которые применялись в течение многих веков, но и новые технические средства. Они привносят во все виды графики новые выразительные краски, новую технику исполнения, новую терминологию. Последним "приобретением" стал компьютер, обогативший графику новыми возможностями.

Инвариантной функцией интеллектуальной деятельности современного человека является оперирование образными графическими, схематическими и знаковыми моделями объектов, которые позволяют в абстрактной, символической форме воспроизводить соответствие объектов и их графических изображений. Следовательно, графика - это непрерывно продолжающееся приключение - это организм, который эволюционирует и является очень эффективным инструментом коммуникации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Агостон Ж. Теория цвета и её применение в дизайне. М.: Мир, 1992. 120 с.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Рус. язык, 1989. Т. 1. С. 391.

3. Кононыхина И.А. Формирование графических умений и навыков у будущих учителей в педвузе: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1999. 131 с.

4. Курушин В.Д. Графический дизайн и реклама. М.: ДМК Пресс, 2001. 272 с.: ил.

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов / под ред. Н.А. Шведовой. М.: Рус. яз., 1990. 921 с.

6. Павлова Л.В. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов технического вуза с использованием занимательных заданий по инженерной и компьютерной графике: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2003. 234 с.

7. Философская энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1964. Т. 3. 540 с.

8. AGAINST THE CLOCK. Искусство дизайна - с компьютером и без.: пер. с англ. М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2004. 208 с.

Е.Ф. Гребенщиков

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-СТРОИТЕЛЬНОГО ЛИЦЕЯ

Стратегическим направлением совершенствования системы образования принята ориентация на профильное обучение, которое должно обеспечивать получение молодыми людьми образования сообразно их индивидуальным способностям, склонностям, интересам. Одним из важных направлений профильного обучения рассматривается обучение одаренных, талантливых и способных учащихся художественно-эстетическому искусству. В педагогической литературе одаренность учащихся классифицируется на: академическую (способность усвоения знаний, умений и навыков); интеллектуальную (способность высокого мышления, анализа, синтеза); творческую (способность нестандартного мышления, вырабатывания новых идей).

Анализ педагогической литературы свидетельствует, что данной проблеме посвящено немало монографий, книг, диссертаций, научных статей и отчетов. Это работы ученых Г.В. Муха-метзянова, Д.Б. Богоявленской, Н.К. Винокурова, В.В. Давыдкиной, Л.Г. Савинковой, Д.А. Кеме-шева, К.В. Павлика, А.Э. Симановского, Н.Н. Фоминой, Л.Ф. Тихомировой и др., в которых с позиций диалектического материализма, понятие творчество раскрывается как фактор развития че-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.