Научная статья на тему 'Графика как средство автоматизации проектной деятельности бакалавров'

Графика как средство автоматизации проектной деятельности бакалавров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ (САПР) / ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ГРАФИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ / DESIGN ACTIVITY / COMPUTER-AIDED DESIGN (SAD) SYSTEMS / INFORMATION TECHNOLOGIES / DESIGN GRAPHICAL AIDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронова Е. В.

В статье рассматриваются вопросы автоматизации проектной деятельности бакалавров в процессе обучения графическими средствами. Исследуется развитие графических средств в динамике появления новых высокотехнологичных и наукоемких информационных технологий и в связи с этим изменения, происходящие в современном образовании. Анализируются системы автоматизированного проектирования (САПР) и их применение для учебно-технической разработки проекта, а также требования нестандартных аналитических решений с последующей автоматизацией графических работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GRAPHICS AS AUTOMATION AID OF BACHELORS DESIGN ACTIVITY

The article examines the problems of automation of students’ design activity in the process of education by means of graphical aids. The graphic aids development is investigated in dynamic uprising of new high technological and science based informational technologies. The changes that happen in modern education are also under consideration. The Computer-Aided Design (SAD) systems and their application for educational and technical development of the design and the requirements of nonstandard analytical solutions with subsequent graphical works automation are analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Графика как средство автоматизации проектной деятельности бакалавров»

УДК 371.382:159.9-057.875 Е.В. МИРОНОВА

аспирант, кафедра декоративно-прикладного искусства и технической графики, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected]

UDC 371.382:159.9-057.875 E.V. MIRONOVA

Graduate student, Department of arts and crafts and technical graphics, Orel State University named after

IS Turgenev E-mail: allella77@mailru

ГРАФИКА КАК СРЕДСТВО АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ GRAPHICS AS AUTOMATION AID OF BACHELORS DESIGN ACTIVITY

В статье рассматриваются вопросы автоматизации проектной деятельности бакалавров в процессе обучения графическими средствами. Исследуется развитие графических средств в динамике появления новых высокотехнологичных и наукоемких информационных технологий и в связи с этим изменения, происходящие в современном образовании. Анализируются системы автоматизированного проектирования (САПР) и их применение для учебно-технической разработки проекта, а также требования нестандартных аналитических решений с последующей автомати зацией графических работ.

Ключевые слова: проектная деятельность, системы автоматизированного проектирования (САПР), информационных технологий, графические средства проектирования.

The article examines the problems of automation of students' design activity in the process of education by means of graphical aids. The graphic aids development is investigated in dynamic uprising of new high technological and science based informational technologies. The changes that happen in modern education are also under consideration. The Com-puter-Aided Design (SAD) systems and their application for educational and technical development of the design and the requirements of nonstandard analytical solutions with subsequent graphical works automation are analyzed in the article.

Keywords: design activity, Computer-Aided Design (SAD) systems, information technologies, design graphical aids.

Проектирование, как особый вид активной, познавательной деятельности человека, имеет глубокие корни. Оно возникло еще на ранних ступенях развития общества. Проектирование в древности неразрывно связано с жизненной необходимостью человека планировать. предвидеть, моделировать, создавать продукты предполагаемого будущего, воплощая их в реальность.

В педагогической практике проектирование, а в последнее время проектные технологии, применяется давно и имеет ряд научно- теоретических и практических обоснований в трудах отечественных и зарубежных ученых.

На сегодняшний день интерес к проектным технологиям возрастает. Проектная деятельность бакалавров все чаще включается педагогами в учебный процесс в различных областях знания, решая современные дидактические и педагогические задачи, что определяется целям и личностно-ориентированного подхода современного обучения.

В процессе работы над проектом учащийся реализует свои практические навыки наряду с творческими креативными решениями. Получая определенное задание, обучающийся на основе уже полученных знаний и умений самостоятельно осуществляет поисково-творческую деятельность для успешного выполнения проекта, при этом затрагивается эмоционально-личностные качества, интеллектуальные способности, усиливается мотивация. В процессе про-

ектирования происходит интеграция знаний из различных гуманитарных, научно-естественных, технических областей науки наряду с творческими навыками.

Эра высоких информационных технологий вносит свои ощутимые изменения в формирование процесса обучения, предлагая широкий спектр программных продуктов для визуализации и реализации проектной деятельности.

Во время работы над проектом для выполнения будущей модели и структуры объекта требуется создание наглядного изображения, в связи с этим графический, модельно-макетный, макетно-графический методы наиболее часто используются в проектировании. С применением электронной и автоматизированной техники решение ряда графических задач выходит на новый уровень.

Уже с середины XX века происходит стремительное развитие электронных средств, что приводит к появлению машинной графики и автоматизации выполнения чертежных работ, а также рабочей и конструкторской документации, повышению производительности, вытеснению различных форм ручного труда. На смену использованию чертежных приборов, кульманов, масштабных линеек, транспортира, трафаретов, шаблонов приходят новые средства, позволяющие использовать все преимущества компьютерной графики.

Техническая разработка проекта, требующая не-

© Е.В. Миронова © E.V. Mironova

Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (70), 2016 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 70. 2016

стандартных аналитических решений, графического изложения образов, сравнений, детальной разработки модели с последующей автоматизацией графических работ, становится наименее трудоемкой.

Решением этой проблемы служит появление систем автоматизированного выполнения конструкторской документации — САПР (система автоматизированного проектирования), т.е. процесс проектирования с использование сложных средств компьютерной графики, поддерживаемых пакетом программного обеспечения, связанных с проектной деятельностью.

Качественная профессиональная подготовка высококвалифицированного специалиста, без хорошего технического обеспечения вуза, практически не возможна. С каждым годом к учебным заведениям эти требования неуклонно возрастают. Так, для проведения занятий по предмету «Инженерная графика» важно использование специализированного лекционного кабинета оборудованного интерактивной лекционной доской, которая является неотъемлемым инструментом для обучения, активного использования демонстрационного материала, проведения презентаций и собраний.

Наличие модернизированного компьютерного класса для проведения лабораторных работ и семинарских занятий, с установкой соответствующего оборудования, является необходимостью.

Для профессиональной подготовки инженеров, конструкторов и дизайнеров, архитекторов существует множество графических редакторов и программ. Изучение азов инженерной и компьютерной графики является обязательным условием успешной реализации технических или художественно-графических проектных зданий.

Важнейшей задачей при формировании учебного процесса служит наиболее оптимальный выбор базовых компьютерных программ, которые должны отвечать различным современным требованиям (учебным, техническим, экономическим), учитывать направление подготовки.

Выбор программного обеспечения должен соответствовать всем современным и образовательным требованиям и быть согласованным с методическими, техническими возможностями вуза.

С появлением AutoCAD программного обеспечения ряд задач был решен посредством графического алгоритмического языка AutoLISP, САПР стал экономически выгодным, а использование данной программы получило широкое признание во всем мире.

С каждой новой версией программа постоянно развивается. улучшая базовую среду проектирования. С помощью мощных и гибких функций AutoCAD позволяет реализовать идеи, документировать и демонстрировать проекты. Тем более что бесплатная учебная версия программы на официальном сайте компании доступна в рабочем режиме для каждого бакалавра, независимо от его материальных возможностей. Версия представлена в своей последней модернизированной разработке, предлагая пользователю разнообразный спектр новей-

ших технических средств для решения самых сложных проектных задач.

Широкие возможности адаптации и наличие специализированных версий помогут выбрать для каждой специальности соответствующие приложения.

Так для большого количества специальностей хорошо подходит приложение AutoCADMeclianical - это версия для машиностроения и промышленного производства, здесь представлен удобный набор инструментов для машиностроительного проектирования, стандарты оформления, библиотеки деталей, модули проектирование деталей и расчетов, средства выпуска документации.

По направлению <<Агроинженерия» полезна в изучении будет версия AutoCAD Architecture, где инструменты архитектурного проектирования объединены с привычной средой AutoCAD, имеются встроенные средства визуализации, составление спецификаций, удобные библиотеки машиностроительных элементов.

Впрочем, есть и аналогичные программные продукты российских разработчиков компании «АСКОН» -программа трехмерного моделирования КОМПАС-ЗО.

Изучение этих программных продуктов в контексте дисциплины «Инженерная графика» прежде всего связана с автоматизированным выполнением инженерно-графических работ (АИГР) и технической направленностью специальностей, а также широким внедрением их в производственных компаниях.

Графические редакторы, предназначенные для АИГР, совместно с компьютером и монитором представляют собой «электронный кульман», который является хорошим средством для исполнения чертежно-конструкторской деятельности. Для успешного изучения дисциплины «Инженерная графика» необходимо соблюдать ряд требований к входным знаниям, умениям и компетенциям бакалавров.

Первейшие сведения об основах инженерной графики и средствах её автоматизации учащиеся получают еще в старших классах общей образовательной школы.

Изучение фундаментальных общепрофессиональных технических наук, требует серьезной графо-геометрической подготовки базовых дисциплин, таких как начертательная геометрия и инженерная графика, которые бакалавры изучают на первых курсах. В ходе дальнейшего обучения вводится лекционный и практический курс компьютерной графики.

В процессе освоения предмета бакалавр должен знать правила оформления чертежно-графической документации (ГОСТы и ЕСКД); принципы и методы построения объектов в редакторах векторной и растровой графики в программе AutoCAD и в системе АРМ Win Machine; команды создания, редактирования и свойств различных элементов чертежа; форматы хранения и передачи данных на электронных носителях; создание чертежей в системе автоматизированного проектирования, обладать навыками моделирования фигур в трех измерениях, в итоге свободно владеть программными средствами и иметь понимание о возможностях своего

автоматизированного рабочего места. Окончание изучения курса является лишь первой ступенью для дальнейшей подготовки бакалавров к дальнейшей проектной деятельности.

В дальнейшем бакалавры выполняют курсовой проект по деталям машин. Выполняя курсовое проектирование по дисциплине "Детали машин", бакалавры учатся не только рассчитывать и проектировать детали и механизмы, но и выполнять их в компьютерной программной среде, получая двухмерное и трехмерное изображение.

Более углубленная инженерно-графическая подготовка осуществляется на дополнительных курсах и факультативах, а также при организации практики с представителями различных компаний, государственных и общественных организаций, проведении мастер-классов экспертами и специалистами, научных внутренних и межвузовских конференций.

Преддипломная инженерно-графическая подготовка в виде практико-консультативных занятий по автоматизации проектирования помогает вывести бакалаврам свой дипломные проекты на качественно более высокий профессиональный уровень.

Учитывается преемственность дисциплин, общая логика выстраивания учебно-воспитательной работы, совместная работа над проектами.

Учащиеся и выпускники каждой кафедры должны уверенно применять в своей дальнейшей учебно-проектной деятельности, полученные общепро-

фессиональные навыки компьютерной подготовки.

В заключение важно заметить, что навыки, полученные в связи с изучением дисциплины «Инженерная графика», являются лишь средством автоматизации проектной деятельности для бакалавра. Так как само инженерное проектирование в современных условиях, несмотря на то. что связано с использованием персональных электронных вычислительных машин (ПЭВМ), не исключает всю сложность конструкторской работы и творческого подхода инженера.

Системы автоматизированного проектирования (САПР) ускоряют и облегчают этапы разработки проекта - от выбора концепции до создания опытной модели, однако, основываясь на принципах геометрического моделирования и инженерной графики, не решают в комплексе ряд конструкторских, технологических вопросов. задач программирования и менеджмента. Требуется комплексная компьютеризация и автоматизация инженерной деятельности на всех её этапах.

Для удовлетворения сегодняшних запросов к автоматизации появляются новые высокотехнологичные и наукоемкие разработки, включающие комплексное использование компьютерной техники и современных информационных технологий, открывая новые возможности в проектировании. Возрастают и соответствующие требования к качеству профессиональной подготовки инженерно-технических работников, проектировщиков и инженеров, ставятся новые образовательные задачи в высшей школе.

Библиографический список

1. Акинышта Л.В., Шейкер Т.Д. Современные информационные технологии в обучении учеб. пособие. Ч. 1. Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2004. 211 с.

2. Андерсен Бен Б. Мультимедиа в образовании: специальный учебный курс. Информационные технологии в образовании 2-е изд., испр. и доп. М. : Дрофа, 2007. 224 с.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Утверждена распоряжегшем Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. №1756. М.: ЦГЛ, АПК и ПРО, 2004.

4. Миронова Е.В. Применение кейс-метода для оценки персонала при устройстве на работу // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 5. С. 374-377.

5. Миронова Е.В. Проблемное обучение: психолого-педагогические аспекты//Научные исследования: от теории к практике. III Международная научно-практическая конференция. «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». Чебоксары, 2015. С.242-244.

6. Миронова Е.В. Особенности формирования активной познавательной деятельности студентов в процессе обучения // Стратегии и тенденции современного образования: материалы 2 международной конференции. Ставрополь: «Логос»-2015. С.10-14.

7. Палат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения. М: Издательский центр «Академия», 2008.392 с.

References

1. Akinshina L. К, Sheyker T.D. Modem information technologies in training. P. 1. Vladivostok: Publishing house of DVGTU, 2004. 211 p.

2. Andersen Ben B. Multimedia in education: special training course. Information technologies in education the 2nd prod., and additional M.: Bustard, 2007. 224 p.

3. The concept of modernization of Russian education for the period till 2010. It is approved as the order of the Government of the Russian Federation of December 29,2001 No. 1756. M.: TsGL, agrarian and industrial complex and missile defense, 2004.

4. Mimnova E. К Application of a case method for perfonnance appraisal at employment.//Scientific notes of Orel State University. Series: Humanitarian and social sciences. 2012. No. 5. Pp 374-377.

5. Mimnova E.V. Problem training: psychology and pedagogical aspects //Scientific researches: from the theory to practice. Ill International scientific and practical conference. "Center of scientific cooperation "Interactive plus". Cheboksary, 2015. Pp. 242-244.

6. Mironova E. V. Featares of fonnation of vigorous cognitive activity of students in the course of training //Strategy and tendencies of modem education: materials of the 2nd international conference. Stavropol: "Lagos" 2015. Pp.10-14.

7. PolatE.S.. Pedagogical technologies of distance learning M.: Publishing center "Akademiya", 2008. 392 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.