Научная статья на тему 'ГРАФИЧЕСКИЙ РОМАН В РЕПЕРТУАРЕ РОССИЙСКИХ ИЗДАТЕЛЬСТВ'

ГРАФИЧЕСКИЙ РОМАН В РЕПЕРТУАРЕ РОССИЙСКИХ ИЗДАТЕЛЬСТВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1228
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАФИЧЕСКИЕ РОМАНЫ / СЕРИЙНЫЕ ИЗДАНИЯ / ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ / ИЗДАТЕЛЬСКИЙ РЕПЕРТУАР / GRAPHIC NOVELS / SERIAL PUBLICATIONS / PUBLISHING PROJECT / PUBLISHING REPERTOIRE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Панферова Ольга Юрьевна, Мжельская Елена Львовна

В статье обобщается практика российских издательств в формировании репертуара изданий графических романов. Исследование показало активное и успешное развитие ниши графических романов в России. Издатели формируют оригинальный репертуар графических романов зарубежных и российских авторов. Книжные проекты в профильных издательствах имеют тенденцию к устойчивому развитию, сериям уделяют особое внимание. Прослеживаются наиболее успешные проекты в издательствах «Bubble», «Комильфо», «Jellyfish Jam», «Зодиак», «42!», «Комильфо», «АСТ», специализирующихся на графических романах. Расширение данного книжного сегмента происходит непрерывно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GRAPHIC NOVELS IN THE REPERTOIRE OF MODERN RUSSIAN PUBLISHERS

The article summarizes the practice of Russian publishers in the formation of the repertoire of graphic novels. In the modern world, visual perception of information is becoming an increasingly common way of obtaining and processing information. Graphic novels are forming an important part of contemporary culture in general and literature in particular, occupying a larger niche in the contemporary literary market. Publishers are trying to meet the needs of readers and include more and more series with graphic novels in their repertoire. The most successful projects in the publishing houses Bubble, Jellyfish Jam, Zodiac, 42!, Komil’fo, AST, specializing in graphic novels, are analyzed. The expansion of this book segment is continuous and quite fast. Summarizing the repertoire policy of Russian publishers, it can be asserted that graphic novels come to play an increasingly important role in modern society and in the modern book market, and they will be equal in importance to classical book editions in the future. Every year the number of graphic novels by Russian authors in the book market is growing. The repertoire of Russian publishers engaged in the production of graphic novels is quite diverse. Specialized publishers pay more attention to the projects produced, due to which there are fewer errors in the production of graphic novels in these publishers. The number of publications produced per year in specialized publishing houses is small, compared with large universal publishers. Projects of specialized publishers are more carefully selected, are often original or little-known in Russia. Each project of graphic novels by foreign authors is unique for a certain publishing house, and is not released in other publishing houses. The spread of circulations in specialized publishing houses is quite wide and often depends on the features of the project, the author’s fame, the features of the publication, as well as the niche of the publishing house. Large universal publishers mainly focus on graphic novels of widespread popularity, as a rule, within the Marvel, DC universes. All publishers considered in the study have a clear principle of development of their repertoire; in specialized publishers, the selection of projects is much more thoughtful, and each project is given more attention.

Текст научной работы на тему «ГРАФИЧЕСКИЙ РОМАН В РЕПЕРТУАРЕ РОССИЙСКИХ ИЗДАТЕЛЬСТВ»

УДК 655.821.521(470+571) DOI: 10.17223/23062061/24/8

О.Ю. Панферова, Е.Л. Мжельская

ГРАФИЧЕСКИЙ РОМАН В РЕПЕРТУАРЕ РОССИЙСКИХ ИЗДАТЕЛЬСТВ

Аннотация. В статье обобщается практика российских издательств в формировании репертуара изданий графических романов. Исследование показало активное и успешное развитие ниши графических романов в России. Издатели формируют оригинальный репертуар графических романов зарубежных и российских авторов. Книжные проекты в профильных издательствах имеют тенденцию к устойчивому развитию, сериям уделяют особое внимание. Прослеживаются наиболее успешные проекты в издательствах «Bubble», «Комильфо», «Jellyfish Jam», «Зодиак», «42!», «Комильфо», «АСТ», специализирующихся на графических романах. Расширение данного книжного сегмента происходит непрерывно.

Ключевые слова: графические романы, серийные издания, издательский проект, издательский репертуар.

Графические романы занимают устойчивые позиции в современной культуре. Отдельные издательства берут на вооружение склонность нового поколения читателей к восприятию именно креолизо-ванного текста, где иконический элемент несет основную идейную, содержательную и конструктивную нагрузку. В связи с этим и сфера художественной литературы также претерпевает изменения: некогда привычные литературные произведения получают новое воплощение в иконическом тексте. В них затрагиваются все более важные и значимые социальные проблемы и приводятся примеры социально одобряемых моделей поведения.

В сложившейся издательской практике можно рассматривать графический роман как особую разновидность комикса, такой тип издания, где иконический текст становится основным средством передачи информации и затрагивает социально важные темы, морально-нравственные вопросы, либо является графической интерпретацией уже существующего литературного произведения. Отдельные писатели зачастую содействуют преобразованию своих произведений

в форму иконического текста. Примерами таких случаев могут служить графические романы по произведениям Джорджа Мартина, Нила Геймана, Стивена Кинга и Кассандры Клэр. Новая форма подачи литературного произведения все больше и больше набирает популярность среди читателей. Издатели, в свою очередь, способствуют становлению и развитию нового типа издания. Например, издательство «Амфора» представило визуальную адаптацию романа Фрэнка Миллера «Город грехов»; «Эксмо» адаптировало роман Нила Геймана «Песочный человек»; «Рипол Классик» сделал иконическую адаптацию сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». Количество издательств, в репертуар которых полностью или частично входят графические романы, с каждым годом увеличивается. Крупные универсальные издательства, такие как «Эксмо», «АСТ», «Азбука», открывают специальные редакции, поглощают ранее самостоятельные профильные издательства, специализировавшиеся на данных изданиях. Специализированные издательства постоянно развиваются, привлекая новых авторов и художников, активно включая в свой репертуар оригинальные русские графические романы. В репертуаре неспециализированных редакций появляются графические романы (графические романы-биографии известных людей в издательстве «Бомбора», ранее «Эксмо-нон-фикшн», все еще являющемся частью «Эксмо»).

В нашем случае интерес представляет практика издательств «Амфора», «Bubble», «Комильфо», «Jellyfish Jam», «Zangavar», «Зодиак», «Comix Publisher», «Jellyfish Jam», «Бумкнига», «Комильфо» как им-принт Холдинга «Эксмо-АСТ». Рассмотрим деятельность некоторых издательств.

В настоящее время «Bubble» динамично развивает нишу графических романов, в основном специализируясь на подготовке серий с собственными героями и мирами [1]. В основу формирования издательского репертуара были положены серии «Бесобой», «Инок», «Красная Фурия», «Метеора» и «Экслибриум», «Крутиксы» - серия детских графических историй. Некоторые серии с течением времени получают новое название, например «Бесобой» получает подзаголовок «2017»; «Майор Гром» продолжается новой серией «Игорь Гром»; серия «Инок» перевоплощается в «Мироходцы»; «Красная Фурия» получает развитие в серии «Союзники». В репертуаре изда-

тельства есть отдельные издательские проекты, не относящиеся к сериям: English editions, куда входят переводы русских серий комиксов на английский язык. Графические романы данной линейки выходят и презентуются обычно на New York Comic Con. В 2015 г. было создано отдельное направление «Bubble Visions», цель которого - публиковать произведения отечественных авторов. В 2019 г. вселенные Bubble начали расширяться, появился проект «Новые герои Bubble», который, тем не менее, имеет на обложке пометку «Легенды Bubble». Проект выполняется молодыми авторами и художниками, ранее не работавшими в издательстве. В настоящее время выпущены три сингла серий: «Сестра», «Сокол» и «Плюшевый полицейский». В год выходит порядка 20 наименований, тираж варьируется от 3 до 4 тысяч экземпляров. Следует отметить, что репертуар данного издательства составляют только русские графические романы с оригинальным сюжетом, которые также адаптируются для американского книжного рынка самим издателем.

Издательство «Zangavar» формирует свой репертуар из графических романов по классическим произведениям [2]. Известность издательству принесли издательские проекты по книгам Туве Ян-сон, Чарльза Монро, Мёбиус, Винзора МакКейя. Издательский репертуар 2015 года составили проекты Серджио Топпи «Коллекционер», две книги о приключениях Снупи Чарльза Монро Шульца «Ночь была темная и ненастная» и «Эта собачья жизнь», «Мир не тесен, Чарли Браун» и «Шараз-де» Топпи. В 2016 г. снова было выпущено три графических романа: «Герметический гараж» Мёбиуса в двух вариантах, сборник из цикла «Кальвин и Хоббс» Била Уотерсона «Кальвин и Хоббс. Здесь повсюду сокровища!». В 2017 г. в издательстве вышли два издания графических романов: «Падающая Девочка» Бенуа Петерса и пятый том полного собрания историй о Муми-Троллях в виде графических романов в пяти томах.

За 2018 г. издательством было выпущено три проекта: сборник из цикла «Кальвин и Хоббс» Била Уотерсона «Кальвин и Хоббс. Убийственный психо-джунглевый кот», графический роман из цикла «Тайные города» Бенуа Петерса «Теория песчинки» и трилогия «Никополь» в одном томе Энки Билал.

Развивается издательство в трех ключевых направлениях: супергеройские комиксы, манга и авторские комиксы. Помимо комиксов, в издательстве выходят иллюстрированные книжки. Большое внимание при подготовке изданий уделяется не только художественной части, но и подготовке текста. В целом издания высококачественные и достаточно дорогие. Издательство широко известно и на данный момент является одним из немногих, выпускающих классические комиксы в нашей стране. Количество изданий, выпускаемых издательством «Zangavar» в год, достаточно невелико и составляет в среднем 3-5 издания. Тираж составляет, как правило, 1 000 экземпляров.

В издательстве «Comix Publisher» большая часть графических романов выпускается в электронном виде, некоторые из которых позже приобретают бумажное воплощение [3]. В 2017 г. в свет вышли следующие проекты: «Freak Hospital» Akema, «Надежда человечества», «Розовый слон. Детективная история», «Писатели и революция», «Замкадыши», «Райтеры». В 2018 г. издательство выпустило как в бумажном, так и в электронном варианте тридцать один графический роман, в частности: продолжение цикла «Freak Hospital» Akema; вторую часть графического романа «Тайная книга» А. Алешина, первая часть которой вышла в 2017 г., второй том цикла «Райтеры», сборник стрипов «4 пары. Факультет дворников», автор Е. Федотов, первый том графического романа «Смог» Кэтрин Рэй, «В тишине» Элли Форелли и т.д. В начале 2019 г. издательство планирует выпустить в бумажном виде следующие издания прошлого года, которые ранее были доступны только в электронном варианте: «Белая магия vs Черная магия» (автор Кураи Тао); «Червоточина. Кусок 1» (автор Т. Титова).

При формировании репертуара графических романов и комиксов редакция Comix Publisher стремится, чтобы каждая книга имела индивидуальный стиль.

Издательство работает более чем с 50 художниками комиксов, такими как Аскольд Акишин, Александр Ерёмин, Варвара Леднёва, Олеся Холодчук, Евгений Федотов, Мария Конопатова и т.д. Тираж варьируется достаточно сильно и может составлять от 20 до 2 000 экземпляров, в зависимости от особенностей проекта и его последующих рейтингов.

Деятельность издательства «Зодиак» ориентируется на выпуск историй о мирах Марвел, Человека-паука, а также комиксов «Совре-

менные мстители», «Современные люди Икс» [4]. В целом все книги выходят в обложке и ориентированы на подростков. Традицией в репертуарной политике можно назвать составление сборников отдельных изданий из произведений, входящих ранее в разные серии. Таков, например, сборник Роберта Киркмана и Марка Миллара «Марвел Зомби. Дни мертвецов», составленный в результате объединения произведений серий «Современная фантастическая четвёрка», «Чёрная пантера» и «Marvel zombies: dead days», а также одноименные с сериями сборники «Современные мстители. Следующее поколение» (автор Марк Миллар) по серии «Современные мстители» и «Современные Росомаха против Халка» (автор Дэймон Линделоф) по серии «Росомаха против Халка».

Издательство «Jellyfish Jam» позиционирует себя как молодое и амбициозное, его основной целью является развитие и укрепление позиций на российском рынке комиксов. Сейчас русские графические романы с оригинальным сюжетом составляют основу репертуарной политики [5]. Это серии «Громовержцы», «Королевы крыс», «Лунный рыцарь», «Люди Икс», «Молодые Мстители», «Мстители», «Новые Мстители», «Реактивный Енот», «Стражи Галактики», «Человек-муравей», «Эра Альтрона» и др. Включены в репертуар романы-лицензии по вселенной «Marvel».

Каждый год издательство готовит по несколько книг каждой серии, что составляет до 28 наименований в год; тираж каждого проекта обычно превышает 5 тыс. экз. Надо отметить, что в издательстве «Jellyfish Jam» нет серий, выпуск которых прекращен или заморожен на данный момент. Данное издательство является стабильно развивающимся и занимает достаточно прочное положение на книжном рынке в своей нише.

Примечательным является деятельность издательства «Бумкнига» [6]. Его издательская стратегия направлена на закрепление в данной нише романов зарубежных и российских авторов: «Помогите найти фильм» Эльдара Кархалева, «Странник» Анны Рахманенко, «Terra I^og^ta» Аскольд Акишин, «Хармсиниада» Алексея Никитина и «Полуночная земля» Юлии Никитиной, «Я - слон!» Владимира Руда-ка и Лены Ужиновой (издание включили в каталог лучших детских и подростковых книг мюнхенской юношеской библиотеки «Белые вороны»); «Одеяла» Крейга Томпсона; «На пути к компостелу» Джей-

сона, «Старшая Школа» Андерса Н. Кваммен. Переизданы «Овраги. Девять дней в Санкт-Петербурге» Филиппа Жирара, «Персеполис» Маржана Сатрапи и Туве Янссон «Муми-тролль и конец света», «Лунный коп» Тома Голда, «Киндерланд» Мавилла, одного из самых популярных сейчас немецких авторов; книга новозеландского автора Дилана Хоррокса «Сэм Забель и волшебное перо»; «Дамы-драмы» Анны Зоммер. Данное издательство активно выпускает графические романы французских авторов: Жоанн Сфар, Имманюэль Гибер, Мар-жан Сатрапи и т.д., за что удостаивалась наград за продвижение французской культуры от посольства Франции. Помимо французских авторов, издательство активно издает русских: Аскольд Акишин, Виктор Миламед, Юлия Никитина и т.д. Выпускаются также итальянские графические романы о Корто Мальтезе, графические романы знаменитого Шотландского иллюстратора Тома Голда и много другое. На примере издания графического репортажа «Палестина» Джо Сакко можно отметить расширение жанровой палитры.

Успех графических романов издательства «Бумкнига» закрепляется театральными постановками. Спектакли по отдельным романам показали на сцене в рамках режиссерской лаборатории «Театр.Ком» на XV Всероссийском фестивале театрального искусства для детей «Арлекин». Сейчас постановка комикса Марии и Мигеля Гаярдо «Мария и я» идет в ТЮЗе Хабаровска. Весь год издательство активно занималось продвижением в Сибири своей продукции, были представлены книги на фестивалях и ярмарках в Тюмени, Новосибирске, Тобольске и Красноярске. Вместе с партнерами привозили в Россию наших великолепных авторов: Олега Тищенкова, Тома Голда, Брехта Эвенса, Андерса Кваммена и Томаса Отта.

Обобщая деятельность издательства «Бумкнига» следует сказать, что в издательском репертуаре присутствует достаточно много французских графических романов. Стабильно продолжают выходить издательские проекты о Корто Мальтезе, персонаже, являющемся знаковым для графического романа в Италии, также продолжает выходить французская серия «Ариоль», являющаяся совместным проектом с издательством «Самокат». В репертуаре неизменно присутствует Том Голд. В целом издательство нацелено не только на выпуск графического романа как такового, но и на его популяризацию и воплощение в других направлениях искусства, не только в книжной сфере, о чем

свидетельствует сотрудничество с театрами. Наиболее значимыми можно назвать проекты, за которые издательство неоднократно получало награды: Том Голд «Готовим с Кафкой»; два графических романа французского автора из серии «Ариоль» Имманюэля Гибера «Ариоль. Лучший в мире поросенок» и «Ариоль. Телячьи нежности»; французский графический роман Риада Сатуффа «Араб будущего. Детство на Ближнем Востоке (1978-1984)»; Элисон Бекдел «Веселый Дом. Трагикомедия»; итальянский графический роман Уго Пратта о Корто Маль-тезе «Корто Мальтезе. Сибирь» в двух вариантах; Томас Отт «Номер 73304-23-4153-6-96-8»; графический роман итальянского художника Джипи «Однастория»; «Маленький принц» Жоанна Сфара; «Цыпленок с черносливом» Маржана Сатрапи. Были переизданы: «Лунный коп» Тома Голда; «Полуночная Земля» Юлии Никитиной; «Хармсиниада: комикс из жизни писателей» Алексея Никитина; набор открыток Тома Голда «15 открыток для любителей книг». В 2017 г. издательство «Бумкнига» выступило продюсером проекта рисованных историй Варвары Помидор и Дарьи Агаповой «Царица тюльпанов» - это первый музейный графический роман, основанный на коллекции Эрмитажа. В 2018 г. издано 14 новых книг, 4 переиздания.

В репертуаре графических романов издательства «Азбука» прежде всего следует выделить его основные направления: графические романы по вселенной «DC», по литературным произведениям, авторские графические романы [7]. Надо сказать, что выпуск линеек «DC» достаточно хаотичен; некоторые линейки «классических» графических романов с такими героями, как Флеш, Супермен, Бетмен, выпускаются не регулярно. Таковы, например, серии «New52», «DC. Rebirth», «Бэтмен», «Лига справедливости», «Аквамэн». В тематическом плане по данным направлениям издательства наблюдаются проблемы с наполнением названных книжных линеек: отдельные наполняются с нарушением последовательности номеров, отдельные выпуски переходят из серии в серию.

Авторских графических романов на данный момент несколько наименований: «Хранители» Алана Мурра и Дейва Гиббонса, а также две части «Хранители. Начало»; книги «Валериан» (по ним была снята одноименная экранизация); 6 томов серии «Сказки» или «Fables» в оригинальной версии; три тома «Mortal Kombat X» (серии по знаменитому файтингу); графический роман «Скульптор» Скотта Мак-

Клауда; «Смертельная красота» и «Malefic time» Луиса Рио; «Книга, найденная в кувшине» Светланы Дорошевой; «Львы Багдада» Брайана Вона; «V - значит Вендетта» Алана Мура; «Y Последний мужчина» 5 книг; «Блэксед» Каналес Диас, 2 книги.

Что касается графических романов по литературным произведениям, то «Азбука» выпускает креолизованную адаптацию романов преимущественно Нила Геймана: «Звездная пыль», «Песочный человек» 8 книг, «Книга магии», «Смерть. Цена жизни. Время жизни». Рассматривая ситуацию с выпуском графических романов в данной репертуарной нише, можно проследить следующие негативные стороны: 31 декабря 2015 г. было анонсировано начало выхода истории «Трансметрополитен», но выпуск не состоялся. В конце 2016 г. было объявлено, что 3-й том «Блэксэд» и 4-й том «Супермен / Бэтмен» будут выпущены в 2017 г., выпуск так и не состоялся. И судя по отсутствию какой-либо информации о подготовке их к изданию, обе линейки больше выпускаться не будут. В начале 2017 г. было анонсировано издание «Призрак в доспехах» - также выпуск не состоялся. Таким образом, по основному издательскому направлению в нише графического романа книги выходят непоследовательно. Издатели часто делают «пустые» анонсы, вводя читателей в заблуждение. Иногда издательство не заканчивает уже начатые линейки без объяснения причин. А если учесть ошибки, которые можно найти в изданиях как на уровне макета, так и на уровне работы редакторов, можно сказать, что основной целью издательства является присутствие в данной нише, а не высокий уровень культуры книжного издания.

Издательство «Эксмо» является одним из самых крупных универсальных издательств в нашей стране и одним из немногих, попадающих в мировые рейтинги. Сейчас «Эксмо» можно считать почти монополистом в российской книжной индустрии. Издательство присутствует во всех тематических и видовых нишах книжного рынка [8]. В разработке находятся серии и направления, в рамках которых выпускаются графические романы: «Современная классика»; «Фантастические вселенные»; «Кино»; «Комиксы про жизнь»; «Детские комиксы»; «БиоГРАФИЧЕСКИЙ роман»; «Regular Show. Обычные книги»; «Современная классика»; «Коллекционное издание»; «Дэдпул. Избранное»; «Комильфо. Ходячие мертвецы»; «Легенды Марвел»; «Комильфо. Скотт Пилигрим и другие»; «Человек-Паук. Избранное»;

«Дэдпул уничтожает...»; «Классика Marvel»; «Карнаж»; «Великие ученые в комиксах»; «Удивительный Человек-Паук. Мировой уровень»; «Комильфо. Время Приключений»; «Комильфо. Разное»; «Совершенный Человек-Паук»; «Новая Вселенная Супергероев»; «Комильфо. Рик и Морти»; «Комильфо. Подростки Мутанты Ниндзя Черепашки»; «Комиксы Сары Андерсен»; «Дэдпул классический» и др. Всего насчитывается 32 серии, в каждой серии может быть от одной до двадцати трех книг. Каждая серия получает свое название исходя из тематики графических романов, входящих в нее.

Серия «Современная классика» - это коллекция графических романов от мировых авторов с альтернативными обложками и арт-концепциями. За последнее время в серии вышло 19 книг современных авторов, не относящихся к вселенной «Marvel». Книги серии содержат полностью оригинальные авторские сюжеты таких авторов, как Гарт Энис, Грант Моррисон, Скотт Снайдер, Джо Хилл, Джереми Хон, Уильям Гибсон и др. В 2017 г. были выпущены «Архангел» Уильяма Гибсона; «Императрица. Книга 1» Марка Миллара, Стюарта Иммонена, Уэйда фон Граубэнджера, Иве Сворцина; «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» Филлипа К. Дика и Тони Паркера Блонда; «Прелесть» первая и вторая книги Джереми Хон, Джейсон А. Хёрли, Джон Роч; два графических романа о Дирке Джентли и первый том «Токийского призрака» Ремендера, Мерфи и Холлингсворта. В 2018 г. были изданы: «Клаус» Гранта Моррисона и Дэна Мора; два тома «The Boys: Пацаны» Гарта Энниса и Дэрика Робертсона; два тома «Ключи Локков» Джо Хилла и Габриэля Родригеса; два тома «Деревьев» Уоррена Эллиса и Джейсона Говарда; «П.С. После смерти» Скотта Снайдера и Джеффа Лемира; второй том «Токийского призрака» Ремендера, Мерфи и Холлингсворта; «Метабароны» Алехандро Ходаровски и Хуана Хименеса.

Серия «Фантастические вселенные» целиком посвящена вселенной «Star Trek». В 2016 г. было выпущено два графических романа с отдельными сюжетами: «Нерон» и «Обратный отсчет» Джея Джея Абрамса. В 2017 г. были выпущены четыре тома по основной сюжетной линии данных графических романов.

Серия «Кино» включает в себя 23 книги по вселенной «Marvel». В 2016 г. в данной серии в свет вышли всего две книги: «Агенты ЩИТ» первый том и «Мистик» первый том. В 2017 г. в рамках дан-

ной серии было выпущено 12 книг: все три тома истории «Гамбит»; со второго по четвертый тома истории «Мистик» Брайана Вона; первые тома историй «Защитники», «Щит» и «Черная пантера»; кроссовер «Дэдпул против Гамбита» и второй том истории «Агенты ЩИТ» Марка Гуггенхайма и Германа Перальта.

В 2018 г. было выпущено 8 изданий в данной серии: полное подарочное издание графического романа «Каратель», содержащее все тома, которые отдельно до этого не выпускались, авторы: Эдмондсон, Герадс, Ното, Моритат, Маурэр, Карнеро, Шуновер; полное подарочное издание графического романа «Гамбит», содержащее все ранее вышедшие три тома, авторы: Асмус, Манн, Кирк, Невес, Баррионуэ-во, Ферри, Тан, Фам; первый том «Алой ведьмы», примечательно, что все остальные тома выходят в одном подарочном издании в переплете уже в 2019 г.; третий и второй том истории «Черная пантера», авторы: Та-Нахаси Коатс, Стелфриз, Спраус, Мартин; «Щит: секретная история» Мэтью Розенберга; второй том «Защитников»; второй том истории «Щит», авторы: Уэйд, Смолвуд, Медина, Фергюсон, Шейнер, Беннетт, Чайкин.

Серия «БиоГРАФИЧЕСКИЙ роман» включает следующие книги, вышедшие в 2018 г.: «Дэвид Боуи. Биография в комиксах» Марии Хессе, Франса Руиса; «Пятый Битл. Графический роман» Вивека Дж. Тивари; «Курт Кобейн. Графический роман» Данило Денинотти; «Фрида Кало. Биография в комиксах» Марии Хессе; «Франц Кафка. Графический роман», автор Дэвид Зейн Майровиц.

В серии «Бизнес в комиксах» на момент проведения анализа было выпущено 12 изданий. В 2017 г. в свет вышли: «Экономика в комиксах» Дэвида Оррелла и Борина Ван Лоона; «Биткоин. Графический роман о криптовалюте», авторы: Алекс Преукшат, Жозеп Бускет, Арес Хосе Анхель; «Капитализм в комиксах. История экономики от Смита до Фукуямы» Дэна Крайна, Шарона Шатиля.

В 2018 г. вышли: «Статистика в комиксах» Эйлин Магнелло и Борина Ван Лоона; «Искусственный интеллект в комиксах» Генри Брайтона и Говарда Селина; «Теория игр в комиксах»; «"Капитал" Маркса в комиксах».

На 2019 г. было запланировано пять изданий: «"Государь" Макиавелли в комиксах» Шейна Клестера; «Стив Джобс. Религия черной водолазки» Калеба Мелби; «Время в комиксах» Крейга Каллендера,

Ральфа Идни; «Джек Дорси: как создавался Twitter» Генри Брайтона, Говарда Селины; «Female Force: Шерил Сэндберг, операционный директор Facebook».

Серия «Regular Show. Обычные книги» включает в себя пять выпусков графического романа «Обычный мультик», четыре из которых были выпущены в 2018 г., а пятый - в 2019 г.

Серия «Классика в комиксах» на момент проведения анализа включает 9 изданий: адаптацию романов «Великий Гетсби» и «Гордость и предубеждение» Элизы Гаттер «Великий Кэтсби» и «Мопсы и предубеждение»; «Человек-невидимка» по роману Герберта Уэллса; «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго; «Вокруг света за 80 дней» Жюля Верна; «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо; «Остров сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона, «Ужас Данвича» Г.Ф. Лавкрафта которые вышли в 2018 г. А также графическую адаптацию романа «Дракула» Брэма Стокера, вышедшую в 2017 г.

Серия «Великие ученые в комиксах» включает 5 книг Хорди Баяр-ри: «Исаак Ньютон. Гравитация в действии», «Чарльз Дарвин. Теория эволюции», вышедшие в 2017 г.; «Аристотель. Жаждущий знаний», «Мария Кюри. Радиоактивность», «Галилео Галилей. Посланник звезд» в 2018 г.

Серия «Новая Вселенная Супергероев» содержит одну книгу: «Безнадежный» Марка Уэйда и Питера Краузе, опубликованную в 2018 г.

Более гармонично в данной серии смотрятся книги Хорди Баярри о великих ученых. Однако следует отметить, что серия преимущественно состоит из графических романов по сюжету диснеевских мультфильмов и ориентирована в основном на младших школьников.

В рамках Редакции № 1 с импринтом «Комильфо» в репертуаре издательства «Эксмо» были созданы серии: «Ходячие мертвецы», «Рик и Морти», «Время приключений», «Разное», «Комиксы по мотивам мультсериалов», «Альтернативные комиксы-1», «Альтернативные комиксы-2», «Подростки Мутанты Ниндзя Черепашки», «Комиксы русских авторов», «Скотт Пилигрим» и др. [9]. Все данные серии имеют в своем названии также слово «Комильфо», однако нужно отметить, что некоторые графические романы, выпущенные «Комиль-фо» или же планируемые к выпуску, не получили подобных отдельных серий, а были включены в состав других серий, не имеющих слова «Комильфо» в начале. Это следующие девять серий: «Человек-

Паук. Избранное»; «Герои Marvel»; «Дэдпул уничтожает»; «Карнаж»; «Совершенный Человек-Паук»; «Классика Marvel»; «Удивительный Человек-Паук»; «Дэдпул. Избранное»; «Дэдпул классический».

Почти все серии, так или иначе связанные со вселенной «Marvel», за исключением серии «Кино», были созданы на основе графических романов, выпускаемых под импринтом «Комильфо». Графические романы из серии «Кино» выпускаются «FanZone», также принадлежащей холдингу «Эксмо-АСТ». А слово «Комильфо» вошло в состав названий только тех серий, которые не имеют отношения к вселенной «Marvel». В рамках вышеназванных серий репертуар издательства «Эксмо» пополнился 20 наименованиями. Всего на данный момент в репертуаре издательства представлено 43 наименования.

Из репертуара издательства «Комильфо» в общей сложности в издательстве «Эксмо» было сформировано 19 серий. Из них в сериях, не имеющих отношения к вселенной «Marvel», насчитывается 43 наименования. Репертуар издательства «Комильфо», за счет его включения в состав Редакции № 1, на момент проведения анализа пополнился 63 наименованиями.

Издательские проекты вне серий: романы о Докторе Стренже, Ви-жене, Гвен Стейси, Черной Вдове, Женщине-Халке, Призрачном гонщике, Хоукае, Джессике Джонс, Сорвиголове, Электре, Агенте «Гидры», в общей сложности - чуть меньше ста наименований. Сейчас трудно сказать, будут ли данные издания перевыпускаться в рамках «Комильфо» как части издательства «Эксмо», но их перевыпуск или же допечатка дополнительных тиражей, с учетом того что тиражи многих наименований на данный момент уже распроданы, также могли бы существенно расширить сферу влияния холдинга «Эксмо-АСТ» в нише графических романов на книжном рынке, хоть это и будет связано с немалыми дополнительными затратами. Реализация подобного плана могла бы раскрыть потенциал данного направления в гораздо большей степени, увеличив сферу влияния «Эксмо».

В целом в репертуаре графических романов издательства «Эксмо», а также их импринта «Комильфо», можно выделить ряд особенностей: количество серий увеличилось почти в 3 раза, составив 33 серии (после вхождения «Комильфо» в состав Редакции № 1); непоследовательный выпуск книг в определенных сериях; отмена выпуска отдельных книг серии без объяснения причин; расширение репертуара

графических романов по вселенной «Marvel» в «Эксмо» за счет включения в него изданий «Комильфо». С точки зрения охвата читательской аудитории и тематики репертуар графических романов холдинга «Эксмо-АСТ» достаточно обширен и в будущем будет продолжать увеличиваться, что позволит издательству еще больше упрочить свое положение в данной рыночной нише.

При изучении издательских проектов в специализированных издательствах выявлены профессиональный подход к подготовке изданий, «элитарность» изданий, универсальные издательства достаточно часто делают ставку на серийный мейнстрим. Однако за счет большого количества одновременных проектов качество изданий порой снижается, тогда как в некрупных издательствах, специализирующихся на графических романах, отбор проектов более строгий, и каждый проект прорабатывается более тщательно, можно найти больше уникальных или нестандартных проектов. Здесь стоит вспомнить издательские проекты «Новые герои Bubble», «BUBBLE Visions» (издательство «Bubble), «Коллекционер», «Кальвин и Хоббс» (издательство «Zangavar»), «Марвел Зомби. Дни мертвецов», «Современные мстители» (издательство «Зодиак»), серии книг «Лунный рыцарь», «Реактивный енот», «Стражи галактики» (издательство «Jellyfish Jam»).

Вместе с тем можно отметить высокое качество изданий в тех проектах, где за счет меньшего количества на каждый из них может быть выделено больше времени и средств. Графические романы за счет этого выглядят более оригинально. Обычно подарочные издательские проекты проработаны лучше: издатели размещают несколько томов в футлярах, отдельные книги оформлены суперобложками, используют форматы 60^84/8 и 84*108/16 (например, серии «Графические романы. Коллекционное издание», «Классика Марвел», комплекты «Бетмен. Год первый», «Джокер», «Марвел: избранное»).

Меньше можно найти бракованных экземпляров, в том числе и с ошибками при верстке или же пропущенным типографским браком; «забытых», ложно анонсированных или же не оконченных проектов в специализированных издательствах гораздо меньше, чем в универсальных издательствах, либо нет вообще; разброс тиражей достаточно широк и достаточно часто зависит от особенностей проекта, известности автора, особенностей издания, а также направленности издательства. Наибольший тираж в издательстве «Comix

Publisher» (от 20 тыс. до 2 тыс. экземпляров), наименьший - в «Jellyfish Jam» (5 тыс. экземпляров у каждого издания).

Обзор сегмента графических романов показал, что наряду с американскими и российскими графическими романами в нашей стране также выходят французские, итальянские, скандинавские и японские графические романы. Доля выпуска авторских графических романов в репертуаре российских специализированных издательствах с каждым годом увеличивается.

Если говорить об уровне культуры изданий в издательстве «Комильфо» как части «Эксмо», в структуре репертуара наблюдается некоторая сумбурность и непродуманность в формировании серий. Издательские проекты пополняются достаточно регулярно, но количество наименований в сериях может сильно различаться, что в целом оправдывается степенью развитости серии на момент проведения анализа. Тиражи изданий стабильно составляют от 3 до 5 тыс. экземпляров. В репертуаре нередко возникают «заброшенные» серии. Наблюдается последовательное расширение объема графических романов в тематическом плане и повышение качества выпускаемых изданий.

Обобщая результаты исследования репертуарной политики издательств, выпускающих графические романы, можно утверждать, что данный тип издания сейчас активно и успешно развивается. Объем выпускаемых в год изданий в профильных издательствах, как правило, невелик по сравнению с крупными универсальными издательствами, проекты в специализированных издательствах проходят более тщательную подготовку. Репертуар графических романов зарубежных авторов обычно является уникальным для определенного издательства. Проекты в профильных издательствах не «замораживаются». Российские авторы обычно работают с одним конкретным издательством, достаточно редко меняя его.

В универсальных издательствах - множество отмененных и закрытых проектов, тогда как профильные издательства, как правило, все проекты завершают или же количество незавершенных проектов минимально. Вместе с тем все издательства имеют четкий принцип развития своего репертуара, при этом отбор проектов в профильных издательствах более продуманный и каждому направлению и серии уделяется больше внимания. Также следует отметить, что издательство «Эксмо» на момент проведения анализа не только существенно

расширило тематический план в нише исследуемых изданий, но также повысило качество выпускаемых изданий. За счет присоединения издательства «Комильфо» доля в нише графических романов у холдинга «Эксмо-АСТ» будет постепенно увеличиваться, также как его конкурентоспособность, однако роль профильных издательств по-прежнему будет крайне высока на рынке, как и доля в рыночной нише, за счет преимуществ, упомянутых выше. Графические романы в современном обществе и на современном книжном рынке с каждым годом играют все более важную роль и в перспективе, возможно, сравняются по значимости с классическими книжными изданиями.

Литература

1. Официальный сайт издательства «Bubble». URL: https://bubble.ru/ (дата обращения: 03.06.2019).

2. Официальный сайт проекта «Год литературы». URL: https://godliteratury.ru/ projects/komiks-yavlyaetsya-universalnym-zhanr (дата обращения: 20.06.2019).

3. Официальная группа издательства «Комикспаблишер» в сети «В Контакте». URL: https://vk.com/comicspublisher (дата обращения: 01.03.2019).

4. Информационный портал «Лаборатория фантастики». URL: https://fantlab.ru/ (дата обращения: 04.06.2019).

5. Сообщество в сети «В Контакте» издательства «Jellyfish Jam». URL: https://vk.com/jellyfishjam (дата обращения: 23. 12.2018).

6. Официальный сайт издательства «Бумкнига». URL: https://boomkniga.ru/ (дата обращения: 29.12.2018).

7. Официальный сайт издательства «Азбука». URL: https://azbooka.ru/ catalog/komiksy-abdc59bc (дата обращения: 30.05.2019).

8. Официальный сайт журнала «Книжная индустрия». URL: http://www.bookind.ru/ events/7083/ (дата обращения: 01.05.2019).

9. Официальный сайт издательства «Комильфо». URL: http://www.komil-fobook.ru/ (дата обращения: 03.05.2019).

Graphic Novels in the Repertoire of Modern Russian Publishers

Tekst. Kniga. Knigoizdanie - Text. Book. Publishing, 2020, 24, рр. 156-172 DOI: 10.17223/23062061/24/8

Olga Yu. Panferova, Ballet magazine (Moscow, Russian Federation). E-mail: ol-gap223@gmail.com

Elena L. Mzhelskaya, Moscow Polytechnic University (Moscow, Russian Federation). E-mail: fotoreddocent@yandex.com

Keywords: graphic novels, serial publications, publishing project, publishing repertoire.

The article summarizes the practice of Russian publishers in the formation of the repertoire of graphic novels. In the modern world, visual perception of information is becoming an increasingly common way of obtaining and processing information. Graphic novels are forming an important part of contemporary culture in general and literature in particular, occupying a larger niche in the contemporary literary market. Publishers are trying to meet the needs of readers and include more and more series with graphic novels in their repertoire. The most successful projects in the publishing houses Bubble, Jellyfish Jam, Zodiac, 42!, Komil'fo, AST, specializing in graphic novels, are analyzed. The expansion of this book segment is continuous and quite fast. Summarizing the repertoire policy of Russian publishers, it can be asserted that graphic novels come to play an increasingly important role in modern society and in the modern book market, and they will be equal in importance to classical book editions in the future. Every year the number of graphic novels by Russian authors in the book market is growing. The repertoire of Russian publishers engaged in the production of graphic novels is quite diverse. Specialized publishers pay more attention to the projects produced, due to which there are fewer errors in the production of graphic novels in these publishers. The number of publications produced per year in specialized publishing houses is small, compared with large universal publishers. Projects of specialized publishers are more carefully selected, are often original or little-known in Russia. Each project of graphic novels by foreign authors is unique for a certain publishing house, and is not released in other publishing houses. The spread of circulations in specialized publishing houses is quite wide and often depends on the features of the project, the author's fame, the features of the publication, as well as the niche of the publishing house. Large universal publishers mainly focus on graphic novels of widespread popularity, as a rule, within the Marvel, DC universes. All publishers considered in the study have a clear principle of development of their repertoire; in specialized publishers, the selection of projects is much more thoughtful, and each project is given more attention.

References

1. The Bubble Publishing House. Official website. [Online] Available from: https://bubble.ru/ (Accessed: 3rd June 2019).

2. "The Year of Literature " Project. Official website. [Online] Available from: https://godliteratury.ru/projects/komiks-yavlyaetsya-universalnym-zhanr (Accessed: 20th June 2019).

3. Komikspablisher. The official group of the publishing house in "VKontakte". [Online] Available from: https://vk.com/comicspublisher (Accessed: 1st March 2019).

4. Laboratoriya fantastiki [Science Fiction Laboratory]. Information portal. [Online] Available from: https://fantlab.ru/ (Accessed: 4th June 2019).

5. Jellyfish Jam Publising House. Community on the VKontakte network. [Online] Available from: https://vk.com/jellyfishjam (Accessed: 23rd December 2018).

6. Bumkniga Publishing House. Official website. [Online] Available from: https://boomkniga.ru/ (Accessed: 29th December 2018).

172

O.W. naH^epoea, E.fl. MwenbCKan

7. Azbuka Publishing House. Official website. [Online] Available from: https://azbooka.ru/catalog/komiksy-abdc59bc (Accessed: 30th May 2019).

8. Knizhnaya industriya. Official website of the magazine. [Online] Available from: http://www.bookind.ru/events/7083/ (Accessed: 1st May 2019).

9. Komil'fo Publishing House. Official website [Online] Available from: http://www.komilfobook.ru/ (Accessed: 3rd May 2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.