Научная статья на тему 'Графический режим в Паскале'

Графический режим в Паскале Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
859
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Биболова Л.К.

В статье рассматривается организация графического режима работы на языке программирования Паскаль, построение основных фигур, и их движение в виде примеров.Мақалада Паскаль бағдарламасында графиктік режимді жұмысты ұйымдастыру, негізгі фигураларды салу және мысалдар арқылы олардың қозғалыстары қарастырылады.The article deals with the organization of regime of working in the Pascal language, construction of the figures and movement with the help of examples

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Биболова Л.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Графический режим в Паскале»

УДК 681.3.06

ГРАФИЧЕСКИЙ РЕЖИМ В ПАСКАЛЕ

Л.К. Биболова

Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова

Мсщалада Паскаль багдарламасыида графикпик режимд! жумыспш уйымдастыру.. нег1зг! фигураларды салу жоне мысалдар аркылы олардыц козгалыстары к,арастырылады.

В статье рассматривается оргат^зация графического режима работы на языке программирования Паскаль, построение основных фигур • и их движение в виде примеров.

¿Щ The article deals with the organization of regime of working in the Pascal

language, construction of the figures and movement with the help of examples.

Язык Паскаль является одним из наиболее распространенных языков программирования, согласно стандарту высшего образования, подлежит обязательному изучению на физико-математических и профилирующих факультетах.

Одним из важнейших разделов при изучении языков программирования является «Графический режим работы». При обучении работе в графическом режиме на языке Паскаль возникают сложности в связи с очень насыщенным библиотечным модулем GRAPH, который включает более семидесяти процедур и функций.

Для разрешения этой проблемы предлагается начать обучение в графической среде с практических задач. Данная работа построена таким образом. что основные процедуры и приемы работы с ними представлены через конкретные примеры, что облегчает их усвоение и применение. Задания, предложенные для самостоятельного выполнения, служат логическим продолжением предложенной идеи: закрепляются приобретенные навыки и предоставляется возможность для дальнейшего творческого развития.

Стандартное состояние компьютера к моменту запуска из среды Турбо-Паскаля соответствует работе экрана в текстовом режиме. Любая программа, использующая графические средства компьютера, должна определенным образом инициировать графический режим адаптера.

Запуск графической системы. Экран дисплея компьютер^ гредставляет собой поле, состоящее из большого количества точек. Дисплей может работать в текстовом или графическом режиме. Для перехода вграфический режим работы необходимо сделать следующее:

1. Подключить модуль GRAPH - библиотеку графических процедур: uses graph.

2. Установить графический режим с помощью двух переменных: Var grDriver, grMode : integer;

Begin

grDriver:=Detect;

InitGraph(grDriver,grMode, 'C:BP\BGI'); С этого момента все графические средства доступны по1ьзоватешо. Обработка ошибок. Графическая программа, как и лтозая другая, может содержать ошибки. Инициализацию графического режима и проверку возможных ошибок можно осуществлять в отдельной процедуре.[1] Procedure 1 nit ; begin

gr D ri ver:=Detect;

InitGraph(grDrj#èr,grMode, 'C:BP\BGI' ); En"or С o de: =Graph Result ; If ErrorCode<> grOK then begin

Writeln('Графическая системная ошибка:',

GraphErrorMsg(ErrorCode));); Halt(l) End;

End. ^

Подключенный библиотечный модуль GRAPH содержит множество ipa-фических процедур и функций. Для первоначального закрепления нарыков работы в графическом режиме можно предтожить следующий примеч.

Пример 1 Данная программа выполняет различные действия с окружностью. Запустите программу на выполнение и проанализируйте, program рг; Uses graph,crt; var

grdriver,i:integer; grMode,j,n:integer; begin

grDriver:=detect;

InitGraph(grDriver,grMode,'c:\bp\bgi'); randomize; {генерация случайных чисел} for i:=l to 60 do begin

sctcolor(5);

circle(4+i*10,400,50); {вывод окружности}

delay (6 00);

setcolor(O);

circle(4+i* 10,400,50); {стирание для эффекта движения} delay(600); end;

for i:=l to 10 do begin

setcolor(random(3)+l);

circle(240,240,50+i* 10); {концентрические окружности} end; readln; clrscr; setcolor(l); lor i:-1 to 10 do begin

setcolor(random(3)+l);

circle(240+i* 10,240,50+i* 10); {окружности со случайным цветом} end; readln; end.

После разбора примера можно предложить выполнить самостоятельные задания.

Задание 1. Написать и отладить программу, которая изображает на экране следующие фигуры.

Задание 2. Изобразить матрешку, зрачки которой двигаются слева направо.

Задание 3. Изобразить робота с мигающими глазами. Пример 2 Данная программа иллюстрирует построение различных фигур в Паскале, стиль заполнения, вывод текста и движение, uses graph, crt; var

grDriver,i:intcgcr; grMode,x,y:integer;

begin

{имициалюация графического режима} grDriver:=detect;

Initgraph(gr Driver .grMode,'c:\bp\bgi');

setcolor(15); {цвет линии}

circle(40,80,40); {окружность}

setfillstyle(8,10); {8-цвет, 10- стиль заполнсши}

piesüce(l 30,80,359,1,40); {[¡акр. сектора}

setcolor(15);

rectangle( 180,50,280,100); {прямоуг-к} setfillstyle(l,6);

bar(29(),50,390,120); {закр. прямоуг-к}

ellipse(450,80,0,360,50,20); {эллипсы}

ellipse(550,80,0,360,20,50);

cllip se(l70,190,90,270,50,50); {д>ти}

ellipse(50,190,270,90,50,50);

rect angle( 180,140,250,240);

setcolor(13);

settextstyle(8,0,4); {8-шрифт,0-орие1ггация,4-размер} oultextxy( 150,5,'различные фигуры'); {текст} setcolor(15);

line(280,150,380,150); {отрезки} line(300,160,300,260); line(350,160,320,260); line(350,160,410,260); line(320,260,410,260); Гог i:—1 to 60 do begin

setcolor(lO);

line(5+i*10,400,200+i* 10,400); {кузов} line(200+i* 10,400,240+i* 10,350); * circle(20+i* 10,410,10); {колёса} circle( 140 +i* 10,410,10);

outtextxy(5+i*l 0,360,'транспорт "); {подпись} delay(300);

setcolor(O); {стирание предыдущего рисунка} line(5+i* 10,400,200+i* 10,400);' line(200+i* 10,400,240+i* 10,350); circle(20+i*10,410,10); circle( 140+i* 10,410,10); outtextxy(5+i* 10,360,'транспорт "); delay(300); end; readln; end.

Задание. После выполнения и разбора предыдущих примеров и заданий

составьте и отладьте свои примеры.

Занятия, проведенные по предложенной схеме, подтвердили правильность выбранного метода. Обучающиеся лучше усваивали и осознавали стандартные графические процедуры и, главное, научились сами добывать необходимые им знания, согласно поставленным задачам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Попов В.П. Turbo-Pascal 7.0,- М.: Финансы и статистика, 1996.-458 с.

2. Поляков Д.В., Круглое II.Ю. Программирование в среде Турбо-Паскаль - М.: Унитех, 1991.-358 е.: ил.

3. Зуев Е.А. Язык программирования Turbo-Pascal 6.О.- M.: Унитех, 1992.298 е.: ил.

4. Епапешников А., ЕпанешннковВ. Программирование в среде Turbo Pascal 7.0. 3-е изд. Стер. М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 1995.- 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.