Научная статья на тему 'ГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД РЕШЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ'

ГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД РЕШЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
244
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАФИК / ГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД / МАТЕМАТИКА / ЗАДАЧА

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Неверова А.Н.

В данной статье рассматривается графический метод решения математических задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GRAPHICAL METHOD OF SOLVING MATHEMATICAL PROBLEMS

The article discusses the graphical method for solving mathematical problems.

Текст научной работы на тему «ГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД РЕШЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»

5. Основания математики как язык науки. - URL: http://www.situation.ru/ app/rs/lib/pobisk/systema/main.htm (дата обращения 15.12.2019). - Текст: электронный.

6. Заявление группы математиков, членов Оргкомитета всероссийской конференции «Математика и общество. Математическое образование на рубеже веков».- URL: http://life.ng.ru/education/2000-02-11/4_homomatema.html (дата обращения 15.12.2019). - Текст: электронный.

7. Матемизация научного знания как основание формирования общенаучных понятий. - URL : http://gnazim1.narod.ru/Matem1.htm (дата обращения 15.12.2019). - Текст: электронный.

8. Про математику. - URL : http://www.lovehate.ru/Mathematics/2 (дата обращения 15.12.2019). -Текст: электронный.

9. Садыкова, Л. Е. Использование компьютерных технологий на уроках математики в начальной школе / Л. Е. Садыкова, Т. Ю. Еграшева // Информация и образование: границы коммуникаций INFO'19: сборник научных трудов № 11. - Горно-Алтайск : РИО ГАГУ, 2019. - С. 28-29.

УДК 378

ГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД РЕШЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ GRAPHICAL METHOD OF SOLVING MATHEMATICAL PROBLEMS

Неверова А. Н., студент Научный руководитель: Темербекова А. А, д-р пед. наук, профессор Физико-математический и инженерно-технологический институт ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет» Россия, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск nastya.neverova2015@yandex.ru

Аннотация. В данной статье рассматривается графический метод решения математических задач.

Ключевые слова: график, графический метод, математика, задача.

Abstract. The article discusses the graphical method for solving mathematical problems.

Key words: graph, graphic method, math, problem.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Республики Алтай в рамках научного проекта № 20-413-040003 р_а.

При обучении математике задачи имеют большое и многостороннее значение: образовательное, практическое, воспитательное, так как они являются основным средством развития пространственного воображения, алгоритмического мышления, эвристического и творческого начала [1, c. 88].

Актуальность темы обусловлена тем, что сегодня с помощью графиков можно наглядно показать решение задачи. В некоторых случаях это сложнее, но для запоминания проще.

Графический метод позволяет эффективно решать определенную группу задач, является полезным для развития навыков всестороннего анализа задачи [2, с. 32]. При решении математических задач, кроме использования арифметического метода, может применять и графический метод решения задач.

Определение. Графический метод - это геометрическое представление числовой информации, это различные схемы, графики, диаграммы, обеспечивающие наглядность теоретического материала.

Приведем примеры некоторых задач.

Задача 1. Два путника вышли из А в В навстречу друг другу. Первый путник вышел из В в 8 часов и пришел в А в 19 часов. Второй путник вышел из А в 10 часов. Успеет ли второй путник до полуночи прийти в пункт В, если встретились путники в 15 часов [3, с. 20].

Решение.

Построим траектории движения путников (см. рисунок 1), выбрав удобный масштаб на оси времени и начав отсчет от 8 часов. Для построения траектории движения второго путника найдем сначала точку С, соответствующую встрече на траектории первого путника.

Расстояние (км)

|8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 0 Н-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-\-w\-

9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 0 Рисунок 1 - Траектория движения путников

Через точку А1, соответствующую начальному положению второго путника, и точку С, проводим прямую до пересечения с верхней осью времени. По графику мы видим, что второй путник придет в пункт В приблизительно в 23 часа 45 минут. Этого достаточно, чтобы однозначно ответить на вопрос задачи: второй путник успеет до полуночи прийти в пункт В.

Найдем теперь точное решение задачи арифметическим способом.

1. Первый путник находился в пути 19 - 8 = 11 часов.

2. Весь путь от А до В примем за 55 у.е. Тогда скорость первого путника равна 55 : 11 = 5 у.е./час.

3. До встречи первый путник прошел за 15 - 8 = 7 часов расстояние в 35 у.е. Ему осталось пройти 55 - 35 = 20 у.е. пути.

4. Второй до встречи шел 15 - 10 = 5 часов и прошел 20 у.е. пути. Следовательно, скорость его движения равна 20 : 5 = 4 у.е./час.

5. Весь путь второй путник пройдет за 55 : 4 = 13 и -часа, поэтому он придет в пунктА в 23 часа

45 минут.

Ответ: второй путник успеет до полуночи прийти в пункт В.

Задача 2. За один час по плану ткачиха может изготовить 100 погонных метров ткани. Изготовляя по 150 метров ткани в час, она выполнила работу на 2 часа раньше срока и изготовила сверх дневного задания 200 метров ткани. Сколько ткани должна была изготовлять ткачиха за день по плану [4, с. 4].

Решение

1. По вертикальной оси мы отложим количество произведенной ткани в погонных метрах, по горизонтальной оси - время работы (см. рисунок 2).

Рисунок 2 - Изготовление ткани

2. Зная плановую производительность, 100 метров в час, построим прямую ОА, выражающую зависимость количества изготовленной ткани от времени работы.

3. Зная реальную производительность, 150 метров в час, построим прямую ВС, начав ее на 2 часа позже, т.к. по условию ткачиха кончила работу на 2 часа раньше.

4. По вертикальной оси отложим количество ткани, изготовленной сверх плана, 200 метров. Получим точку D. Через точку D проведем прямую, параллельную прямой ОА до пересечения с прямой ВС в некоторой точке М.

5. Спроецировав точку М на ось времени, получим планируемое время работы, в нашем случае 10 часов.

6. Обозначив пересечение вертикали, проведенной через точку М и прямую ОА, буквой Р и спроецировав точку Р на вертикальную ось, найдем планируемое количество ткани на день - 1000 погонных метров.

Решим задачу арифметическим способом.

1. Если бы ткачиха работала столько времени, сколько нужно работать по плану, то она изготовила бы на 200 + 2 • 150 = 500 метров ткани.

2. Разность производительностей 150 - 100 = 50 метров в час.

3. Плановое время работы 500 : 50 = 10 часов.

4. Плановое количество ткани 100 • 10 = 1000 метров.

Ответ: 1000 погонных метров ткани.

Изучение данной темы помогает разобраться во всех тонкостях применения графического метода при решении математических задач графическим методом.

Библиографический список:

1. Темербекова, А. А. Методика обучения математике : учебное пособие для стуентов высших учебных заведений / А. А. Темербекова, И. В. Чугунова, Г. А. Байгонакова. - Горно-Алтайск : РИО ГАГУ, 2013. - 352 с.

2. Дубинин, Н. Н. Технология решения задач графическим методом / Н. Н. Дубинин // Современные проблемы науки и образования. - Москва, 2018. - С. 32-36. - URL : www.science-education.ru (дата обращения: 17.12.2019). - Текст: электронный.

3. Рудин, В. Н. Графическое решение текстовых задач / В. Н. Рудин, Е. И. Рудина. - Томск, 2000. - 59 с.

4. Рибчинский, М. Р. Графический метод решения задач / М. Р. Рибчинский. - Москва, 2016. -

24 с. УДК 378

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ИЗ ШКОЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ С ПОМОЩЬЮ ГРАФИКОВ ФУНКЦИЙ SOLVING THE TASKS OF SCHOOL MATHEMATICS WITH THE HELP OF GRAPHS OF FUNCTIONS

Афанасьева А. В., студент Научный руководитель: Темербекова А. А., д-р пед. наук, профессор Физико-математический и инженерно-технологический институт ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет» Россия, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск nastya1997_17_2@mail.ru

Аннотация. В данной статье рассматриваются способы задания функций, взятые из учебного пособия по алгебре.

Ключевые слова: график, функция, математика, задача.

Abstract. This article discusses the methods of setting functions, taken from the textbook on algebra.

Key words: graph, function, mathematics, problem.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Республики Алтай в рамках научного проекта № 20-413-040003 р_а.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.