Научная статья на тему 'Графический конспект как средство развития монологической речи у учащихся на уроках биологии'

Графический конспект как средство развития монологической речи у учащихся на уроках биологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
624
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
графический конспект / процесс обучения / монологическая речь / графическое изображение / уроки биологии / логическое мышление / новые педагогические технологии / мышление. / graphical conspectus / teaching process / monologue speech / graphical display / biology lessons / logical mind / new pedagogical technologies / thinking / mentality

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М. Валиева

Формирование монологической речи учеников в процессе обучения – одна из важных задач на сегодняшний день, автор в статье рассуждает о значении графических конспектов на уроках по биологии в развитии монологической речи учеников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М. Валиева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLY OF GRAFICAL CONSPECTUS ON BIOLOGY DISCIPLE - AS MEANS OF PUPIL’S MONOLOGIC SPEECH DEVELOPMENT

Forming of monologue speech ability of pupil is one of the most important tasks of nowadays. There are discussed in the article importance of graphical conspectus apply on biology discipline as instrument of monologues speech ability development.

Текст научной работы на тему «Графический конспект как средство развития монологической речи у учащихся на уроках биологии»

М. Валиева,

преподаватель кафедры естественных наук академического лицея при Наманганском инженерно-педагогическом институте

ГРАФИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

М. ВАЛИЕВА. ГРАФИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Формирование монологической речи учеников в процессе обучения - одна из важных задач на сегодняшний день, автор в статье рассуждает о значении графических конспектов на уроках по биологии в развитии монологической речи учеников.

Ключевые слова: графический конспект, процесс обучения, монологическая речь, графическое изображение, уроки биологии, логическое мышление, новые педагогические технологии, мышление.

М. ВАЛИЕВА. ГРАФИК КОНСПЕКТ БИОЛОГИЯ ДАРСЛАРИДА УЦУВЧИЛАРНИНГ МОНОЛОГИК НУТЦИНИ РИВОЖЛАНТИРИШ ВОСИТАСИ СИФАТИДА

Ук,итиш жараёнларида укувчиларнинг монологик нутк,ини шакллантириш айни вак,тдаги дол-зарб муаммолардан бири х,исобланар экан, муаллиф биология дарсларида нутк,ни ривожланти-ришда график конспектларнинг ах,амияти хусусида фикр юритган.

Таянч суз ва иборалар: график конспект, таълим жараёни, монологик нутк,, график тасвир, биология дарслари, мантик,ий тафаккур, янги педагогик технологиялар, идрок.

VALIEVA M. APPLY OF GRAFICAL CONSPECTUS ON BIOLOGY DISCIPLE - AS MEANS OF PUPIL S MONOLOGIC SPEECH DEVELOPMENT.

Forming of monologue speech ability of pupil is one of the most important tasks of nowadays. There are discussed in the article importance of graphical conspectus apply on biology discipline as instrument of monologues speech ability development.

Keywords: graphical conspectus, teaching process, monologue speech, graphical display, biology lessons, logical mind, new pedagogical technologies, thinking, mentality.

Педагогический опыт работы показывает, что у большинства учащихся на протяжении многих лет обучения слабо развивается монологическая речь1. И это несмотря на то, что учителя применяют различные формы и методы на каждом уроке. Все же устные ответы учеников оставляют желать лучшего. Поэтому возникает вопрос: как у учащихся в процессе обучения стимулировать развитие монологической речи?

1 Активные формы и методы обучения биологии. Опорные конспекты по биологии / сост. Л.В. Реброва, Е.В. Прохорова. - М.: Просвещение, 1997. - 159 с.

В последнее время появляется новая методика, использующая в процессе обучения составление рисуночного письма как средства более легкого восприятия знаний по биологии1. В начале XXI века появляется особое графическое средство обучения - рисуночно-идеографическое письмо2. Оно представляет собой своеобразную знаково-символическую систему, состоящую из отдельных изобразительных элементов: пиктограмм и идеограмм. При создании последних автор предлагаемой методики руководствовался общими законами систематизации любых графических изображений: выделением в них существенного, упрощением формы и повторением отдельных элементов. Выделение существенного достигается путём преувеличения отличительных признаков изображаемых предметов и явлений. Упрощение формы обеспечивается использованием изображений геометрических фигур: окружности, овала, прямоугольника, квадрата, треугольника и т.п. Повторение происходит из-за многократного использования одинаковых графических элементов, которые должны отражать только основное содержание учебного материала, ведущие идеи и центральные понятия.

Научными исследованиями доказано, что формальное заучивание и запоминание учебного материала малоэффективно. Частные изобразительные элементы не затрагивают внутренние мыслительные процессы, которые должны сопровождаться восприятием, обработкой, воспроизведением информации самими учащимися, так как опорные сигналы в большинстве составляются самим учителем. Значит, необходимо каким-то образом активизировать внутренние мыслительные процессы школьников: представления, воображения и мышление.

Отметим, что слова и словосочетания блок, блок-схема, блоковая система обучения, опорные конспекты, рисуночное письмо, рисуноч-но - идеографическое письмо являются синонимами и отражают сущность графического средства обучения.

1 Никишов А.И., Теремов А.В. Использование опорных сигналов (рисуночного письма) в обучении // Биология в школе. - 1987. - №4. - С. 44-48.

2 Теремов А.В. Пиктограммы и идеограммы по некоторым темам раздела «Животные» // Биология в школе. -2001. - №8. - С. 33-35.

После нескольких таких заданий наступает следующий этап: воспроизведение каждым учеником небольшого текста с помощью своих сигналов-знаков. Специфика этой работы состоит в том, что начинать следует с обучения составления конспектов (блоков) небольших текстов без лишних слов. Постепенно нужно переходить к содержанию учебника, осмысление которого - главная задача ученика. За определённое время он должен успеть прочитать, понять и сделать рисунки, краткие записи, и, таким образом, составить графический конспект (Рис. 1). Данная работа может быть применена как на уроке, так и в качестве домашнего задания.

Следующий, заключительный этап - это представление работы, т.е. проговаривание. Ученик, используя свой конспект, строит предложения и, следовательно, пересказывает осмысленный текст учебника. Сложность представления такого задания заключается в том, что перед учащимся стоит задача: подать изученный материал правильно, грамотно построив предложения. В результате последовательной, кропотливой работы исчезает страх перед учителем и одноклассниками за неправильную формулировку предложений, незнание содержания изучаемого материала, его последовательности, т. к. в любое время можно посмотреть в свой блок.

Применение графического конспекта на уроках биологии предполагает, что главной дидактической единицей остаётся урок с его конкретными целями и задачами. Основной целью здесь является активизация внутренних мыслительных процессов в ходе восприятия, обработки и воспроизведения информации в виде рисунков и пометок. К данному уроку применимы задачи классического уровня: образовательная, обучающая, воспитывающая. Образовательная сущность применения графического конспекта состоит в формировании знаний посредством самостоятельной обработки новой информации. Обучающая задача заключается в дальнейшем развитии логического мышления, памяти, монологической речи и творческих задатков. Воспитывающая задача сводится к продолжению эстетического воспитания и культуры умственного труда. Всё это вместе взятое позволяет затрагивать глубинные психические процессы, связанные с откладыванием в памя-

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 1

Рисунок 1. Графический конспект по теме

«Особенности пластического и энергетического обмена растительной клетки»

ти учащегося взаимосвязанных частей учебной информации.

Организация урока с применением графического конспекта состоит из следующих этапов: вводно - мотивационный, операционно -познавательный, контрольно - оценочный.

На первом этапе происходит знакомство учащихся с планом урока, его целями и задачами. Затем проводится краткий инструктаж работы с учебником, тетрадью, а также требованиями к оформлению графического конспекта.

Познавательная деятельность учащегося на втором - операционно-познавательном этапе направлена в основном на изучение учебного материала, результатом чего является структурно-логический конспект, составленный каждым учеником индивидуально. Это основной этап урока, где осуществляется наивысшая активизация внутренних процессов в ходе восприятия и переработки новой информации с помощью рисунков, знаков, символов. Здесь происходят три уровня усвоения учащимися знаний и умений: репродуктивный, конструктивный, творческий. На репродуктивном уровне деятельность ученика направлена в основном на изучение и воспроизведение учебного материала. Это необходимо для создания базовых знаний всех школьников без исключения. Следует отметить, что ученик составляет рассказ с использованием своих рисунков-сигналов. На конструктивном уровне учащиеся перекомбинируют, конструируют знания, добытые в ходе подготовки, т.е. на репродуктивном уровне. Здесь деятельность каждого ребенка направлена на сравнение, анализ и обобщение полученной информации. Новый учебный материал подвергается мыслительной переработке, а информация, которая основывается на логической структуре запоминания, из кратковременной памяти переходит в долговременную. Творческий уровень предполагает, что знания приобретаются учащимися в ходе самостоятельного поиска. Он проявляется в дополнении сведений по частным вопросам, использовании научно-популярной литературы, собственных наблюдений и т.д. На всех выше перечисленных уровнях учитель выступает в роли консультанта.

Далее следует третий, заключительный -контрольно-оценочный этап, где учащиеся по желанию или по выбору преподавателя вос-

производят текст учебника по своим конспектам. Таким образом, итогом работы ребенка является графический конспект, структурно -логически выполненный, воспроизведённый им и оцененный учителем.

Требования для учащихся к оформлению графического конспекта выражаются в следующем (рекомендации):

- учебный материал должен помещаться на одной странице тетради;

- пользоваться знаковыми системами любых учебных дисциплин или своими;

- необходимый текст оформлять печатными буквами;

- при работе над конспектом, желательно применять четыре основных цвета (красный, зелёный, синий, черный). Работать только шариковой ручкой!

- при составлении конспекта использовать дополнительную литературу;

- при подготовке к уроку желательно текст проговорить вслух.

Теперь о защите творческой (индивидуальной) работы учащегося. Незначительное количество знаков в конспекте не всегда приводит к удовлетворительному ответу. И, наоборот, перегруженность может привести к тому, что ученик «запутается» при ответе. Это тоже надо учитывать.

Что дает использование графического изображения материала в обучении?

Учителям всегда хочется знать: что знает, а чего не знает обучаемый? Ученик не всегда может сказать об этом, а учитель, используя этот метод, наверняка может выявить слабые стороны каждого учащегося.

Анализ графического конспекта словосочетаний дает возможность учителю выяснить понимание учащимися основ изучаемого материала. Существует множество критериев, которые помогают определить это, наблюдая за рисунками учащихся: глубина и широта знаний — знает только в пределах изучаемого, или имеет опережающее, погружающее значение; оригинальность мышления — использование знаний с других областей науки, техники, личного опыта; абстрактность мышления — связь с окружающим миром и т.п.

Как показывает практика, работа с учебной информацией по составлению и использованию графических конспектов учащимися - это

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 1

процесс творческий, увлекательный, дающий существенные результаты, как для учителя, так и для самих учащихся. Положительные стороны этого процесса выражаются в том, что развивается монологическая речь, происходит выявление основной сути учебного материала, улучшается качество обучения, знания стано-

вятся осмысленными, воспитывается художественный вкус, исчезает страх перед вызовом, развиваются творческие навыки, появляется уверенность в себе.

И надо помнить, что графический конспект как таковой не оценивается, он только даёт возможность учащемуся раскрыться при ответе.

Литература:

1. Активные формы и методы обучения биологии. Опорные конспекты по биологии / сост. Л.В. Реброва, Е.В. Прохорова. - М.: «Просвещение», 1997. -С. 159.

2. Никишов А.И., Теремов А.В. Использование опорных сигналов (рисуночного письма) в обучении // Биология в школе. 1987, №4. -С. 44-48.

3. Теремов А.В. Рисуночное письмо как средство обучения // Биология в школе. 2001, №6. -С. 27-32.

4. Теремов А.В. Пиктограммы и идеограммы по некоторым темам раздела «Животные» // Биология в школе. 2001, №8. -С. 33-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.