Научная статья на тему 'Графический дизайн как средство визуальной коммуникации'

Графический дизайн как средство визуальной коммуникации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
8389
915
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН / ВИЗУАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ИНФОРМАЦИЯ / СЕМИОТИКА / ЯЗЫК / DESIGN / VISUAL COMMUNICATION / INFORMATION / SEMIOTICS / LANGUAGE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Захаревич А.А.

Приводятся аргументы в пользу более внимательного отношения к вопросам визуализации информации в современном обществе. Определяется роль графического дизайна как важного способа коммуникации. Поддерживается утверждение, что графический дизайн нужно рассматривать в качестве языка, используя который, можно значительно расширить спектр передаваемой информации, улучшить качество ее восприятия и повысить компактность размещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GRAPHIC DESIGN AS MEANS OF VISUAL COMMUNICATION

This article summarizes the arguments in favor of a more careful attention to the issues of information visualization in modern society. Defines the role of graphic design as an important method of communication. Supported the assertion that graphic design should be seen as a language, using which you can significantly extend the range of transmitted information, to improve the quality of perception and increase the compactness of the embed.

Текст научной работы на тему «Графический дизайн как средство визуальной коммуникации»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2

УДК 712

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН КАК СРЕДСТВО ВИЗУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

А. А. Захаревич Научный руководитель - А. В. Михайлов

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: alieksandr_zakharievich@mail.ru

Приводятся аргументы в пользу более внимательного отношения к вопросам визуализации информации в современном обществе. Определяется роль графического дизайна как важного способа коммуникации. Поддерживается утверждение, что графический дизайн нужно рассматривать в качестве языка, используя который, можно значительно расширить спектр передаваемой информации, улучшить качество ее восприятия и повысить компактность размещения.

Ключевые слова: дизайн, визуальные коммуникации, информация, семиотика, язык. GRAPHIC DESIGN AS MEANS OF VISUAL COMMUNICATION

A. A. Zakharevich Scientific Supervisor - A. V. Mikhailov

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: alieksandr_zakharievich@mail.ru

This article summarizes the arguments in favor of a more careful attention to the issues of information visualization in modern society. Defines the role of graphic design as an important method of communication. Supported the assertion that graphic design should be seen as a language, using which you can significantly extend the range of transmitted information, to improve the quality of perception and increase the compactness of the embed.

Keywords: design, visual communication, information, semiotics, language.

В условиях современной реальности значение визуализации как одной из важнейших форм коммуникации постоянно растет. Количество информации на сегодняшний день стремительно увеличивается и вопросы повышения ее «удобоваримости» и визуальной компактности сегодня актуальны как никогда. Информация и материалы оформляются ярко и в сжатом виде для лучшего закрепления в памяти реципиента. Однако на сегодняшний день степень внимания к исследованию визуальных форм коммуникации является недостаточной. Современная наука в большей степени сосредоточена на изучении аспектов восприятия, логики построения и влияния информационных сообщений. Художественная и изобразительная часть информации зачастую выпадают из фокуса исследования, поскольку данные формы передачи информации находятся на границе многих дисциплин, что делает их весьма непростыми для изучения. Таким образом, целью данной статьи является интерпретация графического дизайна в качестве науки, которая включает в себя такие направления, как дизайн, психология, искусство, семиотика, издательское дело.

Визуально коммуникативные инструменты дизайна стоит рассматривать только как объект реального социального значения. И значительный вклад в это внес философ французского происхождения Жак Деррида, занимавшийся вопросами семиотики и изучения языка как знаковой системы. Благодаря его идеям, в частности, практически все, что нас окружает (в том числе и графический дизайн) можно рассматривать как знаковую систему, как систему отношений и языковую в итоге.

Знак - самая элементарная и самая универсальная частица мира графического дизайна. По своему значению создание знака сопоставимо с разработкой шрифта. Но ведь буквы тоже графические знаки [3, с. 73]. Ж. Деррида утверждает: «вы вынуждены делать тем или иным путем свой текст из априорных, уже существующих текстов, созданных ранее» [1, с. 12]. Из этого следует, что и каждый дизайнерский проект является производным от уже существующих до него и представляет из

Секция «Фундаментальные и прикладные проблемы гуманитарных наук»

себя что-то наподобие «Франкенштейна», созданного из готовых деталей. Таким образом, возможные варианты любого движения, «выразительность» или «креативность» в художественном плане ограничены рамками уже существующего.

На сегодняшний день графический дизайн в значительной степени отличается от индустриального дизайна. По большому счету, сегодня графический дизайн представляет самостоятельное направление прикладного искусства, дату возникновения которого принято связывать с 1964 годом, когда Международное общество организаций графического дизайна ЮООЯЛБЛ провело первый конгресс, посвященный проблемам отрасли. Дизайнер-график как специалист является представителем творческой профессии и выполняет функции «проектирования информации», а также использует художественные средства с учетом особенностей восприятия. Множество ярких работ современных дизайнеров имеют подчеркнуто информационную специфику и, несомненно, представляют культурологическую и эстетическую ценность для общества.

Однако здесь стоит все же отметить, что хоть язык дизайна и искусства постепенно объединяются, их предназначение остается все же различным. Искусство вызывает ассоциации, несет дополнительную эмоциональную нагрузку, рассчитано на соучастие; нередко обладает многозначностью и смысловой эклектикой. Его функция и форма неразделимы. Искусство «сегодня - преимущественно формула мышления» (Сьюзен Зонтаг). Дизайн точен, ясен, и бесстрастен; он не призывает к обсуждению, а информирует и указывает. Это - посредничество, структура, метод. Он накладывается на содержание, как танец на музыку [1, с. 28].

Основная задача дизайнера, работающего с информацией, в первую очередь не сделать красиво, а сделать понятно. Многие сталкивались с непонятными схемами в учебниках, в метро, с непонятной навигацией, - и все это является следствием некачественно выполненной работы дизайнеров. Важным для понимания является также тот факт, что при печати происходит перекодирование вербальной информации в визуальные формы, транслирующие определенную знаковую систему, которая и является языком с национальным признаками. Верстка и оформление графических изданий в свою очередь являются отдельными знаковыми системами, они тоже активно фиксируются при восприятии вербальной информации.

Специфика творчества дизайнера графика заключается в том, что он должен не только сообщить зрителям конкретную информацию, но и соответствующим образом преподнести ее. Поэтому дизайнер-график - это и проектировщик, умеющий выбирать средства, необходимые для успешного решения той или иной коммуникативной задачи, и маркетолог, который легко ориентируется в рынке информации и хорошо представляет, кто может быть ее потенциальным потребителем, и психолог, знающий законы зрительного восприятия [2, с. 12].

Композиция, цвет, шрифт - все это важные инструменты современного дизайнера, с помощью которых он облекает информацию в форму, структурирует ее, расставляет акценты и при необходимости обогащает дополнительными смыслами.

Вокруг человека на сегодняшний день огромное количество информации, и все труднее становится ориентироваться в ней, поскольку одна часть из нее является информационным шумом, другая является недостоверной, третья кажется попросту неинтересной. Так, например, на сегодняшний день человек, находясь в Интернете, редко тратит на один блок информации больше 2 минут. Поэтому важно, чтобы данная информация была визуально организована таким образом, чтобы за это время главные ее части были усвоены. В противном случае для человека есть риск «информационной перегрузки». Этот термин был сформирован в 1964 году задолго до появления Интернета, так называли появление у человека дезориентации и неспособности дать объективную оценку, окружающему информационному пространству. Предпосылками информационной перегрузки на сегодняшний день являются быстрое увеличение объемов информации, ее противоречивость, упрощение способов ее передачи.

В связи с этим все актуальней становится вопрос ее визуальной адаптации, и в этом смысле роль графического дизайна является незаменимой. Дизайнеры, занимающиеся оформлением СМИ, печатной продукции, создающие пользовательские интерфейсы, являются визуальными коммуникаторами, а графический дизайн превратился на сегодняшний день в коммуникационный дизайн.

Библиографические ссылки

1. Ньюарк К. Что такое графический дизайн? / пер. с англ. М. : Астрель, 2005. 256 с.

2. Курушин В. Д. Дизайн и реклама. М. : ДМК Пресс, 2006. 272 с.

3. Серов С. И. Графика современного знака. М.: Линия График. 2005. 408 с.

© Захаревич А. А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.