Научная статья на тему 'ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН И ДЕТСКИЕ СТРАХИ'

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН И ДЕТСКИЕ СТРАХИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
124
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН / ЗРИТЕЛЬНЫЕ ИЛЛЮЗИИ / СТРАХ / ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / ПСИХОЛОГИЯ / DESIGN / VISUAL ILLUSIONS / FEAR / GRAPHIC DESIGN / PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белова Ю.А., Ожигова Л.Н.

Дизайн и психология неразрывно связаны. Только зная особенности психики человека, хороший специалист сможет ее скорректировать. В жизни человека есть целый период, где зрительные иллюзии являются частью реальности и этот период детства. В этой статье рассмотрен способ корректирования детских страхов при помощи графического дизайна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GRAPHIC DESIGN AND CHILDREN'S FEARS

Design and psychology are inextricably linked. Only knowing the features of the human psyche, a good specialist will be able to correct it. In human life there is a whole period where visual illusions are part of reality and this period of childhood. In this article the way of correction of children's fears by means of graphic design is considered.

Текст научной работы на тему «ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН И ДЕТСКИЕ СТРАХИ»

УДК 74.01/.09

Белова Ю.А. студент магистратуры Ожигова Л.Н. профессор

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»

Россия, г. Краснодар ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН И ДЕТСКИЕ СТРАХИ

Аннотация: дизайн и психология неразрывно связаны. Только зная особенности психики человека, хороший специалист сможет ее скорректировать. В жизни человека есть целый период, где зрительные иллюзии являются частью реальности и этот период детства. В этой статье рассмотрен способ корректирования детских страхов при помощи графического дизайна.

Ключевые слова: дизайн, зрительные иллюзии, страх, графический дизайн, психология.

Belova Ju.A. undergraduate IN FGBOU "Kuban state University»

Russia, Krasnodar Ozhigova L.N. professor

IN FGBOU "Kuban state University»

Russia, Krasnodar GRAPHIC DESIGN AND CHILDREN'S FEARS.

Abstract: design and psychology are inextricably linked. Only knowing the features of the human psyche, a good specialist will be able to correct it. In human life there is a whole period where visual illusions are part of reality and this period of childhood. In this article the way of correction of children's fears by means of graphic design is considered.

Key words: design, visual illusions, fear, graphic design, psychology.

Мы доверяем своим глазам, но зрение нередко нас обманывает, показывая то, чего в действительности нет. В такие моменты мы сталкиваемся со зрительными иллюзиями - ошибками зрительного восприятия. Оптические иллюзии - интересное и до сих пор неизученное до конца явление, которое представляет интерес как для научных исследований, так и для художественного ремесла. История архитектуры и изобразительного искусства знает много примеров использования иллюзорных эффектов, однако, современный средовой дизайн применяет эти эффекты далеко не в полном объеме. В жизни человека есть целый период, где иллюзии являются частью реальности и этот период детства. Ребенок живет в мире реальном, но иногда реальные предметы кажутся

иллюзорными, а иллюзорные реальными. Большая часть этих иллюзий вызывают чувство страха.

Как говорил А.И. Захаров: «Сложно найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх — такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль.» Подавляющее большинство страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер.» Говоря о детских страхах заметим, что если к ним правильно относиться, осознавать причины их появления, то они чаще всего пропадают бесследно. А вот если они заострены и сохраняются длительное время, то это говорит о нервной ослабленности ребенка, ошибочном поведении родителей, незнании ими психических и возрастных особенностей ребенка, наличии у них самих страхов или конфликтных отношений в семье. [1] Почему же так важно работать над страхами в детстве? Разберем влияние страха на детский разум: мышление становится все более быстрым, хаотичным в состоянии тревоги или вялым и заторможенным при страхе. В любом случае мышление теряет гибкость, становится скованным бесконечными опасениями, сомнениями и предчувствиями. Второстепенные детали отвлекают от более важного, а само восприятие лишается непосредственности и целостности. Из-за возрастающей эмоциональной напряженности и боязни ребенка показаться смешным, сделать не то и не так, как нужно, уменьшаются познавательная активность, любознательность, любопытство. Все новое, неизведанное воспринимается с долей недоверия и настороженности, а тенденции в поведении приобретают пассивный и излишне осторожный характер. То есть это говорит о развитии защитного торможения, предохраняющего психику от дальнейших эмоциональных перегрузок.

Каждый детский возраст отличается определенными страхами. Рассмотрим очень важный период формирования личности 5-6 лет. Детям в этом возрасте свойственно бояться за жизнь родителей и за свою жизнь, но помимо боязни потери близких остаются страхи животных, злых героев, привидений и тп. Однако если страх несет навязчивый характер, вызывает соматическую реакцию (дрожь, потерю аппетита, рвоту, тошноту, несварение желудка) — речь идет уже о тревожности. Таким образом, исследование страхов, как негативные образы, и особенности восприятия иллюзий актуально с точки зрения дизайна.

Поэтому для этого был проведен опрос родителей и воспитателей старшей группы детского сада, также проведено занятие с детьми, в ходе которого группа нарисовала свои страхи. Было опрошено двадцать четыре родителя, четыре воспитателя и нарисовано восемнадцать рисунков. В ходе исследования было выявлено, что большая часть родителей - шестнадцать человек не знают о страхах своих детей. Пять человек отметили боязнь бабы Яги, три человека - боязнь собак, и единожды в опросе встретились: крабы, тигры, приведения, змеи.

Воспитателям была предложена несколько иная форма анкеты. Они отметили, что девочки чаще всего боятся бабу Ягу, тигров, скелетов, приведений, змей, собак. Мальчики в свою очередь по мнению педагогов боятся волков, зомби, скелетов, тигров, вампиров, сороконожек, львов. Также они отметили, что 90% детей боятся темноты.

Теперь рассмотрим детские страхи с точки зрения детей. Было нарисовано 14 рисунков детьми в возрасте 5-6 лет. Результаты анализа несколько отличается от мнений родителей и воспитателей. Три человека нарисовали змей, два - медведя, Кощея и змея Горыныча, единожды встретились - чудовище, баба Яга, зомби. Одиннадцать рисунков яркие и зачастую с улыбающимися лицами и мордами, это говорит о том, что дети частично или полностью победили этот страх. Три рисунка нарисованы серым цветом, два из них с ужасающими мордами, на третьем изображена рука, символизирующая страх нападения.

Составить статистику страхов по итогам данного исследования сложно, так как очень малая часть родительского состава дали ответ. Однако, полученные результаты важно оценить с точки зрения проектирования объектов дизайна в жизни ребенка в комнате, детском саду, школе и тд.

Какая связь может быть между оптическими иллюзиями и детскими страхами? Пересечение дизайна и психологии обширно. Зрительное восприятие является одним из важнейших факторов развития человеческой психики. С первых часов жизни ребенок начинает познавать мир, руководствуясь своими зрительными ощущениями и впечатлениями. Любой зрительный образ проникает в сознание человека, оставляя тот или иной опыт, формируя предпосылки для дальнейшего развития. Цвет, форма, линии и текстура воспринимаемого объекта или пространства имеют большое влияние на такие психологические характеристики, как формирование сознания, настроение, внимание, память и другие. Поэтому самой важной является информация, которую мы получаем от наших глаз. Тактильные ощущения также являются мощным фактором в формировании у человека образа мира, чувственной основы мировосприятия, особенно на ранних этапах развития. От того, с какими формами и текстурами взаимодействует человек, познавая окружающий мир, может зависеть и то, какими личностными качествами и физическими характеристиками он будет обладать в будущем. Например, для нервного и агрессивного человека или гипперактивного и неуравновешенного ребенка наиболее благоприятными будут округлые формы и мягкие текстуры. А для неэмоционального, заторможенного человека или вялого, малоподвижного ребенка подойдут угловатые формы, неровные и шероховатые поверхности, которые через тактильный уровень смогут возбудить нервную систему, придать активность физическим действиям и психологическим состояниям. [3]

Таким образом, при помощи графического дизайна и оптических иллюзий можно провести коррекцию страхов у детей. Для проведения

такого занятия нам потребуются иллюзорные изображения и арт-объекты персонажей и животных из проведенного исследования. Зрительные иллюзии оставляют более яркие впечатления, нежели просто изображения. Поскольку дети смогут с интересом наблюдать как они двигаются и меняются в процессе смены точки зрения ребенка, но при этом оставаясь всего лишь предметом или изображением. Главная задача такого рода иллюзий заинтересовать ребенка и показать, что именно он управляет своим страхом. Постепенно ребенок придет к пониманию, что данное изображение его страха уже не страшное, а интересное, а главное это всего лишь изображение.

Подводя итог, можно сказать, что дизайн неразрывно связан с психологией. Влияние дизайна на человека непосредственно должно изучаться на начальном этапе обучения дизайнера. Только зная особенности психики человека, хороший специалист сможет ее скорректировать при помощи цвета, текстуры, фактуры или формы. Графический дизайн очень давно используется для «оживления» интерьеров и придания им изюминки. Но вот оптические иллюзии в дизайне встречаются не так часто. В основном можно встретить в граффити, рекламе и музеях современного искусства. Нужно использовать свойства иллюзий для помощи психологам, работающими не только с детьми, но и взрослыми людьми.

Использованные источники:

1. Вологодина Н.Г. Детские страхи днем и ночью. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 106 с.

2. Выготский, Л. С. Детская психология: Собрание Сочинений / Л. С. Выготский. - М. , 2002. - 336 с.

3. Громова, Т. В. Страна эмоций: Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребёнка / Т. В. Громова. - М. : УЦ «Перспектива», 2002. - 48 с.

4. Ежкова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности: Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - 2003. - №1. - 35 с.

5. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб.: Речь, 2005. - 156 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.