Научная статья на тему ' графические знаки языка как маркеры синтаксической и семантической осложненности текста'

графические знаки языка как маркеры синтаксической и семантической осложненности текста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
458
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
текст / автор / смысл / пунктуация / функция / text / author / sense / punctuation / function.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Четверикова О. В.

В статье рассматривается функционально-семантический потенциал графических знаков языка в поэтической речи А. Блока. Особое внимание уделяется пунктуации как маркеру авторских интенций и смыслов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GRAPHIC SIGNS OF LANGUAGE AS TEXT SYNTACTIC AND SEMANTIC OSLOZHNENNOSTI'S MARKERS

In article the functional and semantic potential of graphic signs of language in the poetic speech of A. Blok is considered. Special attention is paid to punctuation as a marker of author's intensions and meanings.

Текст научной работы на тему « графические знаки языка как маркеры синтаксической и семантической осложненности текста»

<<Ш11©ЗДУМ"^©УГМА1>>#2(26),2(Ш / PHILOLOGICAL SOEMCE1_69_

УДК 8'80

Четверикова О.В.

доктор филологических наук, профессор кафедры отечественной филологии и журналистики Армавирского государственного педагогического университета

РФ, г. Армавир

ГРАФИЧЕСКИЕ ЗНАКИ ЯЗЫКА КАК МАРКЕРЫ СИНТАКСИЧЕСКОЙ И СЕМАНТИЧЕСКОЙ

ОСЛОЖНЕННОСТИ ТЕКСТА

Chetverikova O. V.,

Doctor of Philology, professor departments of domestic philology and journalism Armavir state pedagogical university Russian Federation, Armavir

GRAPHIC SIGNS OF LANGUAGE AS TEXT SYNTACTIC AND SEMANTIC OSLOZHNENNOSTI'S

MARKERS

Аннотация

В статье рассматривается функционально-семантический потенциал графических знаков языка в поэтической речи А. Блока. Особое внимание уделяется пунктуации как маркеру авторских интенций и смыслов. Abstract

In article the functional and semantic potential of graphic signs of language in the poetic speech of A. Blok is considered. Special attention is paid to punctuation as a marker of author's intensions and meanings.

Ключевые слова: текст, автор, смысл, пунктуация, функция. Keywords: text, author, sense, punctuation, function.

Возможность переосмысления слова в контексте, многоплановость его звучания, особенности его парадигматики и синтагматические связи приводят к синтаксической и семантической осложнённое™ произведения речи, маркерами которой являются также и знаки препинания, способные означивать смысловые, эмоциональные и интонационные тонкости.

В поэтическом тексте художественная организация содержания осуществляется не без помощи знаков препинания, которые, по сути, являют собой средства материального воплощения не только действий объединяющего и членящего ума, но и эмоциональных состояний говорящего. Отбор знаков препинания отражает индивидуальность автора речи, ибо эти знаки им осмыслены, вписаны в смысловую и эмоциональную ткань произведения «под углом» замысла. Автор графически маркирует ритм, вкладывает особый смысл в изобразительные возможности пунктуации как средства, акцентирующего настроение, мысль, не выраженные словом.

А.Б. Шапиро в одной из своих работ отмечает, что «в пунктуации должны быть различаемы две стороны: то, что относится к пишущему, и то, что относится к читающему. Пунктуация является средством, при помощи которого пишущий выражает определенные значения и оттенки, вкладываемые им в свое письменное высказывание, а читающий, видя пунктуационные знаки в написанном (напечатанном) тексте, на основании их воспринимает выражаемые ими значения и оттенки. Из этого вытекает, что значения и оттенки, выражаемые знаками препинания, должны быть совершенно одинаковыми для пишущего и для читающего» [4, с. 64]. Выявление степени участия знаков препинания в смыслопорождении и смыслопередаче будет способствовать пониманию того, что мышление человека организуется не только горизонтальными, но и вертикальными комплексами, что имеет существенное когнитивное значение и дидактическое применение.

Художник слова всегда проявляет пристрастие к определенным знакам пунктуации, которые отражают графически специфику его подходов к концептуализации мира, составляют элемент авторского стиля, «слога». В этой связи определим наше понимание термина «авторская пунктуация», традиционно неоднозначно истолковываемого в лингвистике. Вслед за рядом ученых (Акимова Г.Н., Ва-лгина Н.С., Кольцова Л.М и др.), авторскими знаками мы считаем те, употребление которых не поддается объяснению с точки зрения действующего свода правил. Такие знаки препинания избираются пишущим в зависимости от конкретных коммуникативных целей, обусловленных интенциями автора, его решением задач «на смысл», и обнаруживают свой текстовый потенциал, имеющий прямое отношение к творческой манере художника, к его видению мира. Авторский знак способствует повышению экспрессивных качеств текста, выполняет акцентирующую функцию, притягивая внимание читателя к графически выделенному слову текста. В данном случае можно говорить о приращении смысла за счет переноса знака в иные, не типичные для него синтаксические конструкции.

Принципиально как индивидуально-авторские воспринимаются знаки, передающие ритмику текста, его мелодию, темп - убыстренный или замедленный. Части, маркированные авторскими знаками, становятся рематическими, смыслообразую-щими. Замена знака - сигнал логической паузы, ритмического «перелома» и, следовательно, способ означивания смысла.

Велика роль текстовых знаков и в организации «энергетического поля» текстового пространства, в создании участков напряжения и расслабления, концентрации и дистрибуции внимания, в активизации мыслительной деятельности читателя, в усилении эффекта неожиданности и создании эффекта ожидания. Однако эти функции проявляются только в том случае, когда они «находятся в положительной корреляции с другими средствами,

РНПШУШШАк ЮИМОЕ! /

70

накладываются на системно представленные вербальные единицы текста» [3, с. 17].

В результате исследования лингвистического материала, извлеченного из поэтических текстов А. Блока, мы установили, что способы графической организации им поэтического пространства представляют собой некую систему, элементы которой обладают следующими свойствами: а) объединяют единицы текста в эмоционально-эстетические и информационно-смысловые блоки; б) указывают на характер отношений между содержательными элементами в составе блоков; в) способствуют репрезентации эмотивно-смысловых доминант текста, т.е. работают «на смысл»; г) осуществляют изменение мелодики и графического рисунка строки, что служит смысловой акцентуации; д) выстраивают особый «пунктуационный сценарий» [3, с. 29], превращающий горизонтальные связи в вертикальные, линейные - в нелинейные; е) служат целенаправленному намерению поэта ввести читателя в орбиту своих представлений, образов, идей через приём «подключения к ритму» стихотворения. Для того чтобы определить функции и семантику знаков препинания в тексте, необходимо следующее: а) выявление мотивированности появления авторских знаков препинания; б) описание значения и функций знаков препинания или их значимого отсутствия в смысловом пространстве текста.

Отметим, что в стихах А. Блока господствует глубокая личная интонация, обусловливающая специфику их пунктуационного оформления. Поэт дорожит интонацией живой речи. Так, в стихотворении «И я провел безумный год...» восклицательный знак служит означиванию внутреннего состояния влюбленного человека. Лирический герой определяет ночь и, следовательно, ежевечерние встречи с возлюбленной как основу своего существования в данный момент: Но с нами ночь -буйна, хмельна...// Да! с нами ночь! И новой властью/Дневная ночь объемлет нас,//Чтобы мучительною страстью/День обессиленный погас, -/И долгие часы над нами/Она звенит и бьет кры-лами...//Иснова вечер...

Использование А. Блоком восклицательного знака предусматривает привлечение внимания читателя не только к особенностям авторской эмоции, но и отправляет к новому понятийному полю, что, в свою очередь, обеспечивает понимание глубинных смыслов через исследование ассоциативных связей, указывающих на мотив и целенаправленность речи. Например, в стихотворении «Ангел-хранитель» есть такие строки: И двойственно нам приказанье судьбы: / Мы вольные души! Мы злые рабы!//Покорствуй! Дерзай! Не покинь! Отойди!// Огонь или тьма - впереди!

Заметим, что восклицательный знак и знак вопросительный способны выполнять в тексте экспрессивно-выделительную функцию: они ориентируют текст на произношение, на «перевод» речи в определенный регистр: О, эти дальние руки! // В тусклое наше житьё/ Очарованье своё/ Вносишь ты, даже в разлуке! («Пусть я и жил, не любя»); Что счастие?//Короткий миг и тесный,/Забвенье, сон и отдых от забот... («Миры летят...»).

Самый частотный знак препинания у А. Блока - тире. Как правило, тире у поэта обладает разделительной функцией, усиливающейся визуальным эффектом, сопровождающим этот знак: Я пьян давно. Мне всё - равно.// Вон счастие моё - на

тройке/ В сребристый дым унесено... («Я пригвожден к трактирной стойке»); Всё - как призрак, всё -как бред.// Всё, что было, всё прошло,/В прудовой туман ушло («Через двенадцать лет»).

Т ире в поэтической речи А. Блока выделяет важные в смысловом отношении слова или словосочетания, графически маркирует быструю смену событий, контрастность; фиксирует разрыв или логическое расхождение (реже - сопоставление) понятий, подводит итог сказанному; является признаком эмоционального напряжения и семантической значимости, маркирует уточняющий член предложения. Выполняя интонационную функцию при делении фразы на отдельные синтагмы, тире коррелирует с ритмом стиха: Опять - бессильно и напрасно

- / Ты отстранилась от огня... («Своими горькими слезами.»); Под всеми парусами/ Стоит красавица - морская яхта («В Северном море»); Опять

- бессильно и напрасно -/ Ты отстранялась от огня... («Своими горькими слезами.»); А жизнь, не зная истребленья, / Так - только замедляет шаг («Когда, вступая в мир огромный. »).

Восполняющую функцию в текстах А. Блока выполняют двоеточие и многоточие, которые в случаях авторского употребления обнаруживают способность означивать те элементы смыслового пространства текста, которые не названы другими языковыми средствами: Опять звала бесчеловечным,/ Ты, отданная мне давно!..// Но ветром буйным, ветром встречным/ Твоё лицо опалено... («Своими горькими слезами.»). Здесь многоточие - сигнал того, что два предложения связывает целый блок фоновых знаний (о нежных отношениях любящих, о разлуке, непонимании и др.). А. Блок предполагает в читателе способность к собственному смысловому развертыванию и выводу умозаключений. Таким образом, многоточие становится очень важным знаком того, что содержание высказывания гораздо шире реально сообщаемого.

Знаки пунктуации обладают дифференцирующей функцией, проявляющей себя в шрифтовом выделении графических знаков, в знаке акута, подчеркивании, что обеспечивает дифференциацию смысла. Так, А. Блок в стихотворении «О, как смеялись вы над нами.» курсивом выделяет цитату из Ф. Тютчева. Курсив служит актуализации смысловой доминанты текста: Но помни Тютчева заветы:/ Молчи, скрывайся и таи/ И чувства и мечты свои... . Многоточие здесь также значимо в смысловом плане.

Таким образом, функциональная однородность всех языковых средств, используемых А. Блоком, получает свое подкрепление и в системе пунктуационных знаков.

Список литературы

1. Акимова Г.Н. Новое в синтаксисе современного русского языка: уч. пос. М.: Высшая школа, 1996. 168 с.

2. Валгина Н.С. Знаки препинания как средства выражения смысла в тексте // Филол. науки. -2004. - № 1. С.16-26.

3. Кольцова Л.М. Художественный текст через призму авторской пунктуации: автореф. дис. .д-ра филол. наук. Воронеж, 2007. 49 с.

4. Шапиро А.Б. Современный русский язык: Пунктуация. М.: Просвещение, 1974. 287 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.