Образование
УДК 76:37
ГРАФИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ В ТЕХНИЧЕСКИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Р.В. Косолапова, A.M. Белкина
Обновление жизни общества, децентрализация образования требуют от общеобразовательной школы искать новые формы обучения, способствовать адаптации детей к быстро меняющейся жизни, усиливать познавательную мотивацию в процессе обучения, создавать условия для развития творческих способностей.
С 1990 года в Омской школе № 109 с углубленным изучением предметов (директор Климова Л.А.) успешно работает единственный в городе учебный комплекс «Детский сад-школа-вуз», обеспечивающий непрерывную систему воспитания и образования, ориентированную на подготовку специалистов технической направленности. Проводится раннее профилирование учащихся за счет углубленного изучения ряда дисциплин естественно-математического цикла. Учебный план включает базовый комплекс предметов и дополнительные дисциплины и факультативы. Успеваемость в классах с углубленным изучением естественнонаучных дисциплин выше, чем в обычных. Школа заключила договор с Омским государственным техническим университетом о раннем углубленном изучении предметов. Цель такой связи с вузом заключается в более быстрой адаптации к обучению в университете. 95 % выпускников технических классов становятся студентами ОмГТУ, из них 50 % учатся на 4 и 5. В рамках этой системы занимается около четверти учащихся школы. В таблице 1 приведена схема непрерывного обучения.
Основной целью дополнительных учебных дисциплин в классах является раннее формирование пространственного мышления, пропедевтика геометрии, черчения и вузовских графических дисциплин. Для этого в школе созданы два блока графических дисциплин -общеобразовательный, тесно связанный с математикой, изобразительным искусством, историей, географией, и блок технический, необходимый для получения инженерных профессий.
Математическое конструирование состоит из двух больших разделов. Первый - вышивание чертежей в технике «изонитъ» (5 класс). Цель - привитие основ графической грамотности в наглядной геометрии. Изучается деление окружности на 3, 4, 5, б, 7, 8, 10, 12 равных частей, ромб и биссектриса. Учащиеся с помощью циркуля и линейки конструируют орнаменты с указанными элементами и вышивают их цветными нитками, проявляя при этом фантазию, творческие способности, геометрическую интуицию. Второй раздел - конструирование многогранников, поверхностей вращения и др. (67 классы). Сначала изучаются Платоновы и архимедовы тела. Дети чертят детали (грани) и собирают тела по формулам сборки с помощью резиновых колец. Затем переходят к конструированию многогранников, заменяя все или определенные грани известных тел пирамидами, вершины которых удалены или приближены к центру тела. По формулам сборки идет процесс склеивания. Дети, изготавливая разнообразные многогранники, получают помимо пространственных представлений и воображения навыки аккуратного изготовления разверток и другие компоненты творческого процесса - логическое мышление, изобретательность, инициативу, уверенность в себе, желание читать популярную литерату-
ру. Особо хочется выделить повышенный эмоциональный настрой учащихся, большую познавательную мотивацию в обучении.
Таблица 1
Учреждение Дополнительные учебные дисциплины Примечание
Детский сад №256 английский язык, плавание и игры на воде, информатика (игры) ведут учителя школы
Средняя школа № 109:
начальные классы факультативы по математике и развитию творческого мышления
5 класс учебная дисциплина «Математическое конструирование» (35 час.) авторская программа -учебное пособие [1]
6-7 класс факультатив «Математическое конструирование» (35 час.) авторская программа -учебное пособие Г2]
8 класс факультатив «Плоские кривые в технике» (35 час.) авторская программа
9-10 классы начертательная геометрия, инженерная графика набор в классы на конкурсной основе, обучение в ОмГТУ по вузовской программе
11 класс факультатив «Стереометрическая задача на комплексном чертеже» авторская программа
В 1997 г. выставка работ «Геометрическая рапсодия» в Омском государственном техническом университете вызвала множество положительных отзывов. Отдельные разделы программы успешно используются в семьях, где внимательно относятся к интересам детей, докладывались на конференциях Научного общества учащихся.
Дисциплина «Плоские кривые в технике» опирается на курсы черчения и планиметрии, посвящена знакомству с рядом кривых, имеющих важное инженерное приложение. Основной подход - кинематический. Изучаются геометрические свойства кривых, научно обоснованные графические и механические способы их получения. Учащиеся с интересом изготавливают макеты механизмов и приспособления для вычерчивания кривых. Часть кривых получаем на комплексном чертеже и в аксонометрии как результат пересечения поверхности плоскостью. Изучение кривой завершается описанием ее применения в технике.
Практикум «Стереометрическая задача на комплексном чертеже» служит целям сравнительного анализа аналитического и синтетического способов резания.
Образование
Предлагаются сложные задачи из программы вступительных экзаменов в ведущие вузы России, которые можно решить «классическим» школьным методом и методом «инженерной графики», проецируя элементы геометрического объекта на плоскость проекций и заменяя вычисления намерениями.
Описанный учебный комплекс «Детский сад- школа-вуз» за восемь лет работы показал себя результативным, не требующим изменений в школьной программе и перспективным.
УДК 76:378/470.5+571.1/5
Литература
1. Косолапова Р.В. Математическое конструирование. Вышиваем чертежи. Учебное пособие.- Омск: ОмИПКРО, 1997,-4.1.-49 с.
2. Косолапова Р.В. Математическое конструирование. Вышиваем чертежи. Учебное пособие.- Омск: ОмИПКРО, 1997,- 4.2. - 72 с.
22.05.98 г.
КОСОЛАПОВА Роза Викторовна - кандидат технических наук, доцент, учитель средней школы №109.
БЕЛКИНА Людмила Михайловна - зам. директора средней школы №109.
К ВОПРОСУ О ПРЕПОДАВАНИИ ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗАХ УРАЛА И ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (ПО МАТЕРИАЛАМ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СЕМИНАРА)
М.И. Воронцова, С.Г.Пономарева
В соответствии с государственным образовательным стандартом для ряда инженерных специальностей введен курс «Машинная графика» или объединенный курс «Инженерная и компьютерная графика». В связи с этим в программы графических дисциплин внесены существенные коррективы, когда наряду с вопросами инженерной графики изучаются приемы выполнения элементов чертежей с помощью персонального компьютера. Единых рекомендаций, пособий и другой специальной литературы по этому вопросу не разработано, поэтому в вузах компьютеризация графических дисциплин решается по-разному.
В феврале при кафедре «Начертательная геометрия и черчение» СибАДИ проведено совещание заведующих кафедрами графических дисциплин вузов Урала и Западной Сибири. Совещание получилось расширенным, так как присутствовали доценты, преподаватели и аспиранты кафедры, для которых участие в таком семинаре явилось своеобразным повышением квалификации. Участники совещания из 12 вузов региона обменялись опытом преподавания курсов «Начертательная геометрия», «Инженерная и компьютерная графика», отметили необходимость регулярного проведения ежегодных методических семинаров.
Программа семинара включала следующие вопросы: компьютеризация обучения по графическим дисциплинам в соответствии с системой государственных образовательных стандартов;
особенности преподавания строительного черчения; организация довузовской подготовки по основам инженерной и компьютерной графики;
решение некоторых проблем в дорожном строительстве методами многомерной геометрии;
проведение межвузовской олимпиады и другие организационные вопросы.
Обмен информацией показал, что, несмотря на все трудности высшей школы в вузах Урала и Западной Сибири на кафедрах графики ведется интересная работа по созданию обучающих систем, разработке учебно-методических пособий. Продолжается научная работа в области теории многомерной и прикладной геометрии, при некоторых кафедрах открыта аспирантура.
В Южно-Уральском государственном техническом университете (г. Челябинск) разработан компьютерный
курс лекций с использованием мультимедиа. В Тюменском государственном нефтегазовом университете (ТюмНГУ) и в СибАДИ проводится большая работа по довузовской подготовке на базе технического лицея (г. Тюмень) и экспериментальной школы (г. Омск) по основам инженерной и компьютерной графики. Кафедре «Графика и начертательная геометрия» ТюмНГУ рекомендовано разработать концепцию графического образования молодежи на основании их опыта организации и проведения как довузовской, так и подготовки в вузах с использованием новых методик.
Для улучшения организации учебного процесса и повышения качества выпускаемого специалиста некоторыми кафедрами графических дисциплин осваивается опыт включения в программу курсовых работ. Так, в СибАДИ на кафедре графики выполняется курсовая работа по строительному черчению с учетом специализации факультета.
Кроме информации об отечественных разработках, на семинаре было представлено сообщение о зарубежных конференциях по графике, в том числе в США, где в числе 200 участников из 30 стран был только один представитель России из Тюменского государственного нефтегазового университета.
На семинаре также были рассмотрены вопросы организационного характера, без решения которых невозможен прогресс в этой области знаний. Так, принято решение объединить усилия кафедр графики региона по созданию обучающих систем с целью выхода за рубеж. Кафедре ТюмНГУ поручено разработать положение об авторских правах на учебно-методические материалы.
В связи с отсутствием материальных средств в вузах и возможности повышения квалификации в прежних рамках предложено проводить расширенные методические семинары на базе вузов Урала и Западной Сибири. Возглавить разработку положения о стажировке преподавателей графических дисциплин попросили председателя регионального учебно-методического совета.
На семинаре было принято решение о проведении региональной олимпиады среди студентов по начертательной геометрии на базе Челябинского государственного технического университета.
29.03.99 г.