Научная статья на тему 'Графические дисциплины - первый шаг в конструкторской подготовке'

Графические дисциплины - первый шаг в конструкторской подготовке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ПОДГОТОВКА / ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА / КАФЕДРА / МОНИТОРИНГ / STUDENT / TRAINING / ENGINEERING GRAPHICS / DEPARTMENT / MONITORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Готальская О.В.

В статье рассматриваются вопросы преподавания и возможности контроля расчетно-графических дисциплин. Предлагаются решения формирования системы мониторинга и адаптации студентов на обучающей кафедре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Готальская О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GRAPHICAL DISCIPLINES THIS IS THE FIRST STEP IN DESIGN TRAINING

The article deals with the issues of teaching and the possibility of controlling settlement and graphic disciplines. Solutions are proposed for the formation of a system for monitoring and adapting students in the teaching department.

Текст научной работы на тему «Графические дисциплины - первый шаг в конструкторской подготовке»

ГРАФИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ - ПЕРВЫЙ ШАГ В КОНСТРУКТОРСКОЙ

ПОДГОТОВКЕ

О.В. Готальская, старший преподаватель

Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (Россия, г. Москва)

DOr.10.244n/2500-1000-2019-n362

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы преподавания и возможности контроля расчетно-графических дисциплин. Предлагаются решения формирования системы мониторинга и адаптации студентов на обучающей кафедре.

Ключевые слова: студент, подготовка, инженерная графика, кафедра, мониторинг.

В период быстрых преобразований ощущается необходимость в реформировании системы обучения.

Российские инженерные школы во все времена отличались высоким качеством подготовки, всегда являлись гордостью образовательной системы страны. Однако в недалеком прошлом высшей технической школе пришлось пережить весьма трудный этап, когда некоторые «эксперты» бездоказательно заявили, что отечественное образование стало слабым, что оно уступает инженерному образованию развитых стран и потому следует сократить число технических вузов, численность их студентов, сроки обучения. Этот путь, к счастью, не был реализован, и сегодня с большой уверенностью можно утверждать, что лучшие российские технические университеты находятся на уровне ведущих инженерных центров мира [1].

Современные образцы техники, высокие технологии как сплав научного поиска и инженерного искусства могут создавать только те работники, которые хорошо обучены как технические специалисты [2].

Развитие возможностей высшей школы оценивается исходя из количества принятых на определенное направление подготовки абитуриентов, что является первым критерием оценки. Вторым критерием оценки служит количество выпускников: бакалавров, магистров, специалистов, не только успешно окончивших высшее учебное заведение, но и получивших престижную работу. Третий критерий - студенты, которые решили продолжить свое обучение в аспирантуре.

Основной задачей любого учебного заведения является подготовка высококвалифицированных кадров. Этот процесс включает в себя многие компоненты. Главным является творческое взаимопонимание между преподавателем и студентом.

Трудность оценивания конечного результата заключается в отсутствии полной и достоверной информации о выпускниках. Проследить их успехи или провалы, адаптацию к реальной действительности -довольно проблематично.

Необходимо решить актуальную задачу на сегодняшний день - заинтересованность студента в повышении технической грамотности и возможности дальнейшего самообразования в области не только выбранной специальности, но и сопутствующей ей сферах деятельности.

В первые годы обучения студенты получают базовую подготовку, которая включает в себя выполнение расчетных и графических работ.

Остановимся на взаимосвязи дисциплин:

1) черчение - базовый школьный курс;

2) начертательная геометрия - программа обучения на первом курсе университета;

3) инженерная графика и компьютерная графика - обучение начинается на первом курсе;

4) курсовое и дипломное проектирование с использованием современных расчетных и графических пакетов.

Бывший школьник, переступая порог высшего учебного заведения, очень часто оказывается в трудной ситуации. Основы технического рисунка, черчения, графики, которые должны закладываться еще на стадии среднего образования, как правило, имеют чисто формальную сторону подготовки, а в некоторых случаях вообще отсутствуют.

Выбор специальности для будущих студентов происходит интуитивно. Воспринимается ими, как правило, лишь название специальности, дающей перспективное будущее и карьерный рост, а представление о реальной работе отсутствует.

Естественно, когда первокурсник получает план учебных занятий, то такие названия, как «Начертательная геометрия», «Инженерная графика», «Инженерная и компьютерная графика», «Основы конструирования приборов» для него это лишь общие понятия, ни каким образом не сопряженные с возникающими трудностями.

Что может быть сложного, по ошибочному мнению студента, при построении обычной линии на листе бумаги, используя карандаш и линейку...

Однако, при более близком знакомстве с требованиями, предъявляемыми к будущему выпускнику университета в качестве специалиста, данный вид работы превращается в довольно сложное испытание. С особенностями, которые учитываются при выполнении домашних заданий можно ознакомится, например, в учебнике Чекма-рева А.А. [3]; в методических указания по выполнению домашнего задания по курсу «Основые конструирования приборов» [4].

Компьютерные технологии, которые в настоящее время интенсивно используются на разных стадиях обучения, не всегда выступают в роли помощника при изучении графических дисциплин. Как показывает практика, многие первокурсники не имели представления и навыков работы с такими системами, как AutoCAD, Autodesk Inventor, Compas и т.п.

Исходя из накопленного опыта работы со студентами возникает необходимость уже на первом курсе, проводить опросы и тесты на первых неделях обучения, чтобы составить представление о степени их под-

готовленности и познания в области графической подготовки. На базе наипростейших тестовых заданий, например, построения в изометрической проекции изображений куба, пирамиды.

Это поможет студенту адаптироваться в обучении по модульно-рейтинговой системе на первом и последующих курсах [5].

На базе накапливаемых данных можно сформировать систему мониторинга, учитывающую все недостатки современного графического образования в средней школе. Учесть возникающие трудности при изучении студентами графических дисциплин [6].

Возможные этапы формирования системы мониторинга и адаптации ее в рамках обучающей кафедры:

1) создание научно-методической комиссии, которая на базе тестовых заданий определяет уровень графической подготовки студентов;

2) исходя из требований, предъявляемых выпускающими кафедрами, разработать дополнительные методические рекомендации и указания, позволяющие абитуриентам повысить свою грамотность в области графической самоподготовки;

3) регулярно на научно-методических семинарах обсуждать результаты проводимой работы;

4) ввести дополнительное интерактивное (или дистанционное) обучение для школьников с целью повышения знаний и умений в области графической подготовки;

5) ввести дистанционное обучение для всех желающих изучить основы черчения и графики не только с использованием графических редакторов, но и научить будущих специалистов (бакалавров, магистров) обращаться с карандашом и бумагой;

6) сформировать базу данных и механизм ее наполнения: сбор, анализ, обработка получаемой информации;

7) необходимость обработки и доведения результатов мониторинга до всех заинтересованных участников учебного процесса. Для этого можно использовать отчеты по научно-исследовательской работе (НИР), дискуссии на научно-методических семинарах, конференциях,

журнальные публикации, общение с педа- дениями, промышленностью, с самыми

гогическим сообществом посредством ве- широкими слоями общества [7].

дения собственных блогов и т.д. Общепризнано, что процесс реформи-

В период быстрых преобразований в рования системы образования, приведение современном мире ощущается необходи- ее в соответствие с современными требо-мость в новом видении и парадигме выс- ваниями, запросами - это объективная не-шего образования, его содержании, мето- обходимость. Условием этого должен быть дов, практики и средств обеспечения на взвешенный, научно-обоснованный подоснове новых принципов интеграционных ход к проведению преобразований и экс-связей и партнерства с научными учреж- периментов.

Библиографический список

1. Александров А.А., Федоров И.Б., Медведев В.Е. Инженерное образование сегодня: проблемы и решения // Высшее образование в России. - 2013. - № 12. - С. 3-8.

2. Федоров, И.Б., Медведев, В.Е. Инженерное образование: проблемы и задачи // Высшее образование в России. - 2011. - № 12. - С. 54-60.

3. Чекмарев А.А. Начертательная геометрия и черчение: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 472 с.

4. Расчет электромеханического привода. Методические указания к выполнению домашнего задания / Ю.А. Кокорев, В.А. Жаров, А.Я. Ожерельев, О.В. Готальская; под ред. О.Ф. Тищенко. - 2-е изд., испр. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2018. - 47 с.: ил.

5. Хрящев В.Г. Опыт организации модульно-рейтинговой системы обучения на факультетах РЛ и БМТ в МГТУ им. Н.Э. Баумана // Инженерный вестник. - 2014. - №1. - С. 8.

6. Готальский Д.Л., Готальская О.В. Использование системы мониторинга для повышения качественного уровня преподавания графических дисциплин // Тезисы докладов конференции «Совершенствование подготовки учащихся и студентов в области графики, конструирования и стандартизации» // Кафедра НКГ. Саратов. - 2011.

7. Будущее инженерного образования. Сборник научных статей / Под ред. А.А. Александрова и В.К. Балтяна - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2016. - 268 с.

GRAPHICAL DISCIPLINES THIS IS THE FIRST STEP IN DESIGN TRAINING

O.V. Gotalskaya, Senior Lecturer Bauman Moscow State Technical University (Russia, Moscow)

Abstract. The article deals with the issues of teaching and the possibility of controlling settlement and graphic disciplines. Solutions are proposed for the formation of a system for monitoring and adapting students in the teaching department.

Keywords: student, training, engineering graphics, department, monitoring.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.