Научная статья на тему 'Граффити культура и особенности ее развития в г. Пермь'

Граффити культура и особенности ее развития в г. Пермь Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
213
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАФФИТИ / ПЕРМЬ / ГРАФФИТИ КУЛЬТУРА / ПЕРМСКАЯ ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Граффити культура и особенности ее развития в г. Пермь»

Петровский, В.А. Феномены субъективности и развития личности. -Самара, 1997.

Огурцов А. Отчуждение // Философская энциклопедия. - М., 1967.

Ожегов С.К, Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.,

1997.

Фромм, Э. Человек для себя / Пер. с англ. и послесл. Л.А. Чернышевой. -Мн., 1992.

Чернобай, В.А. Социальная психология. - Ростов н/Д, 2004.

Кузнецова Н.А., исторический факультет Научный руководитель: к.и.н., доцент О.В. Игнатьева

Граффити культура и особенности ее развития в г. Пермь

Сегодня граффити - это обширное явление, охватывающее многие страны. Замысловатые, непонятные знаки и буквы, яркие рисунки крепко завоевали свое положение в городском пейзаже, без которых не складывается его полноценный образ.

Однако стилистика граффити настолько разнообразна, что это создает проблему в понимании этого явления. Поэтому сегодня, мы часто можем слышать споры на тему: «Граффити - вандализм или искусство?».

В частности в Перми давно уже размышляют о причастности граффити к культуре, о смысловых характеристиках и о создании художественных возможностей и альтернатив для начинающих и профессиональных граффитеров.

Для нашего города граффити - явление достаточно новое, ведь массовое разрисовывание стен отмечается только с начала 2000-х. Поэтому отношение к нему складывается пока довольно неоднозначное. Но встает вопрос, касающийся именно причин такого отношения к граффити.

В связи с этим, в своей работе я попыталась обозначить особенности существования и развития граффити в Перми.

Граффити, по своей сути, имеет различные художественные стили и типы исполнения. Любой граффитер сначала пробует все стили, но постепенно находит тот, который ему по душе. И тогда он начинает совершенствоваться в исполнении, усложняя технику, создавая более композиционно законченные работы (http://www.grafitu.ru).

В Перми наибольшее распространение получил тегинг. Т. е., оставление своего стилизованного автографа на различных поверхностях. Теги мы видим повсюду: на зданиях, заборах, столбах, в лифтах, транспорте. Такое их распространение имеет простое объяснение. Большого опыта и техники при написании тега не нужно, и написать все это можно за несколько секунд. Поэтому юные неопытные любители граффити оставляют их везде и в большом количестве. И здесь сразу же появляется проблема, а именно порча новых фасадов зданий, что сразу же вызывает негативные отношения в обществе.

Эта проблема плавно вытекает из следующей. В Перми пока нет специально отведенных мест, где юные граффитеры смогли бы оттачивать свое мастерство. Однако власти города пытаются предложить альтернативное решение: предоставить граффитерам специально отведенные места для реализации своей деятельности, а также сотрудничество с различными компаниями и организациями. Ввести специально отведенные места - это, конечно, хорошо, но тут возникает другой вопрос: «А как бороться с хулиганскими надписями подростков?». И ведь никаких реальных санкций к ним применить нельзя. Практика показывает, что попавшегося художника в худшем случае ждет штраф. Тогда как в других странах действуют достаточно суровые наказания, вплоть до лишения свободы (Водопьянов, 2008).

По словам одного из пермских мастеров граффити, в Перми еще не бывало случаев, чтобы кто-нибудь серьезно пострадал за росписи стен. Люди рисуют то, что хотят и где хотят. С другой стороны, никто не откажется расписать специально выделенные площадки, особенно если предоставить еще и краску. Такой опыт сотрудничества уже был. Но для любого профессионала рисовать на центральных улицах, где это запрещено, будет почетнее, чем где-нибудь на окраине.

Но пока вопрос с легализацией не решен, граффитеры могут дальше продолжать разрисовывать гаражи во дворах либо принимать серьезное участие в различных акциях, фестивалях и конкурсах. К примеру, в 2007 году более 500 человек приняли участие в краевом фестивале граффити «Rebel Art». Лучшие работы граффитеров были выставлены в первой в городе граффити-галерее, открытие которой состоялось в середине ноября 2007 года.

В июле 2008 г. проводился конкурс «Пермь - граффити - стайл». Тогда в граффити-галерею под открытым небом превратилась центральная площадка в парке им. Горького. А в феврале этого года в связи с проведением работ по ремонту фасада отеля «Урал» Информационно-туристический центр Пермского края объявил конкурс на лучший дизайн -макет по граффити-оформлению ограждений, а также последующему нанесению изображений. Не нужно также забывать о конкурсах и фестивалях уличной культуры и художественного творчества, в рамках которых также принимают участие граффитеры: «Respublika», SNICKERS URBANRfl, «Живая Пермь». К тому же любители граффити могут не только показать свои таланты в масштабах конкурса, но и выполнить коммерческий заказ. Например, реклама, выполненная в граффити-рисунках по всему городу, магазинов Shoooz и T-Sheet.

Однако здесь следует отметить, что такой деятельностью могут заниматься уже опытные граффитеры, знающие свое дело. А вот начинающие, опять-таки, остаются не удел.

Решением этой проблемы попробовали заняться сами местные граффити-мастера. Так во Дворце молодежи в прошлом году была создана школа граффити, куда может записаться любой желающий,

заинтересованный данным делом. Один из организаторов школы 8согру так высказался по этому поводу: «Граффити невозможно научиться, в нем можно только совершенствоваться. Мы в нашей школе просто учим создавать «правильное» граффити. Но проблема состоит еще в том, хочет ли человек заниматься этим профессионально или просто ради забавы» (материалы интервью).

Помимо школ, открываются также специальные граффити-магазины, где можно приобрести все необходимое для работы.

Однако, наличие профессионализма и набора инструментов не дает граффитеру полной уверенности в завтрашнем дне. А точнее, не дает уверенности в том, что твоя работа останется в целости. Ведь она не застрахована от других любителей порисовать, причем, на чужих работах. Причиной тому может быть, как уже говорилось, отсутствие специальных мест для граффити, что сокращает площади для нанесения рисунка. В итоге приходится чем-то жертвовать. А также и в граффити сфере есть свои группировки, которые, так или иначе, соревнуются в своем мастерстве. Даже при помощи уничтожения работ соперников. Потому основным способом фиксации своих работ для многих граффитеров остается фото- и видеосъемка. Многие работы выкладываются на сайты в Интернете, что позволяет не только увидеть их, но и обсудить.

Необходимо также сказать о массовости распространения граффити. Специфическая особенность здесь заключается в том, что в Перми граффити - это целиком и полностью явление, распространившееся под влиянием моды (Румянцева, Солдаткина, 1999, с. 351).

Ведь не секрет, что граффити зародилось в негритянских кварталах Нью-Йорка. Оно прошло сложный путь от тега (стилизованного автографа) до полноценного, выстроенного в определенной композиции рисунка. Постепенно выработались собственные стили исполнения, складывался интерес. И из культуры нескольких кварталов оно переросло в массовое увлечение (Козлов, 2008, с. 99-101). Его распространение шло за счет самих представителей, ищущих славы на данном поприще, а также за счет средств массовой телекоммуникации.

И до Перми дошли телевизионные музыкальные клипы, снятые на фоне граффити, фестивали хип-хоп культуры, с участием граффити команд, журналы, печатающие достижения западных и столичных граффитеров. Пермская молодежь не могла остаться в стороне, если видела, что может проявить себя в этом деле. Начали повсеместно появляться первые непонятные надписи на стенах. Таким образом, мода стала причиной широко распространения граффити среди молодежи. Некоторые приходили к этому сами, считая граффити делом своей жизни, для других это просто увлечение, а третьи взяли в руки баллончик, чтобы не отставать от своих сверстников и друзей. Конечно, со временем по мере своего творческого развития, каждый решает уже для себя сам: стоит ли заниматься этим дальше или бросить. По мнению одного из местных представителей граффити 90 % бросают данное

занятие, а вот те, кто хотят чего-то достичь, понимая важность своего дела, остаются на 100 %.

Но профессиональное занятие граффити не проходит бесследно, даже для тех, кто оставил его. Ведь остаются навыки рисования, креативного мышления, работы, можно сказать, в экстремальных условиях. Так, например, первые серьезные граффитеры в Перми (по мнению многих) -Tom, Smoulk, Maleek, оставив граффити, сейчас работают в сфере художественного оформления и дизайна.

Таким образом, на сегодняшний день, основной причиной конфликтов между граффити и обществом является проблема развития самого граффити в Перми. Отсутствие условий, неуверенность в сохранении своего творчества, интересы - все ставится в противовес общественному мнению и стереотипам. Ведь многие могут подумать, что если способствовать развитию граффити в городе, то через какое-то время, все вокруг будет утопать в краске из баллончика. Но это совершенно не так. Масштабность и количественность будет превращаться в качественность. Кто-то будет отсеиваться, а кто-то совершенствоваться. Но это лишь предположения.

Явным же остается то, что граффити - это своеобразная, неотъемлемая часть пермской городской культуры. И оно идет по пути развития, принимая все новые формы и реализуя себя в различных областях культуры. Как отметил один из граффитчиков: «Оно перерастет во что-то большее. Оно не может остаться в контексте написания своего имени, а должно идти к созданию более масштабных работ» (материалы интервью). Несомненно, это необходимо понимать в обществе и стараться создавать условия. Возможно, тогда граффити и общество придет к справедливому для всех компромиссу.

Список литературы

Водопьянов, В. Стена для шедевра // Российская газета, №4615, 19 мая

2008.

Козлов, В. Реальная культура: от Альтернативы до Эмо - СПб., 2008.

Косарецкая, C.B. О неформальных объединениях молодежи. - M., 2004.

Минина, Е. Граффити: искусство или вандализм? // Своя колокольня. Интеллигентный звон. №22, 2008.

Румянцева, Т., Солдаткина, М. - Роль визуальной культуры в формировании личности // Визуальная культура XX века и проблемы современного образования. - Пермь, 1999.

http://www.grafitu.ru « Уличное искусство. История. Стили. Слава»

http://www.rg.ru «Пермь-граффити-стайл»

Баканина A.M., исторический факультет Научный руководитель: к.и.и., доцент Л.Г. Сидорчукова

Роль цвета в рекламе автомобиля

Символика цвета как культурологическая проблема была представлена

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.