Научная статья на тему 'Граффити как феномен городской культуры. Искусство или вандализм?'

Граффити как феномен городской культуры. Искусство или вандализм? Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
3284
490
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАФФИТИ / МОТИВЫ / ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ВАНДАЛИЗМ / СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИ / GRAFFITI / MOTIVES / DESTRUCTIVE BEHAVIOR / VANDALISM / MEANS OF COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Пенетова Е.В.

В статье рассматриваются причины зарождения граффити, мотивы его создания, влияние на жизнь общества. Основное внимание в тексте сосредоточено на вопросе о том, можно ли считать граффити частью культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GRAFFITI AS A PHENOMENON OF URBAN CULTURE. ART OR VANDALISM?

This article discusses the causes of the birth of graffiti, its impact on society and the creation of motives. The main focus of the text is focused on the question of whether you can be considered part of the culture of graffiti.

Текст научной работы на тему «Граффити как феномен городской культуры. Искусство или вандализм?»

Пенетова Е. В. Граффити как феномен городской культуры. Искусство или вандализм? // Вестник Прикамского социального института. 2016. № 2 (74). C. 89-92.

Penetova E. V. Graffiti as a phenomenon of urban culture. Art or vandalism? Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2016. No. 2 (74). Pp. 89-92. (In Russ.)

УДК 316.733

Е. В. Пенетова

Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермь, Россия

ГРАФФИТИ КАК ФЕНОМЕН ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРЫ. ИСКУССТВО ИЛИ ВАНДАЛИЗМ?

Пенетова Евгения Витальевна - студентка III курса гуманитарного факультета, специальность «Социология».

E-mail: zhene4ck.penetova2009@yandex.ru

Научный руководитель - канд. социол. наук, доцент кафедры социологии и политологии К. А. Антипьев.

В статье рассматриваются причины зарождения граффити, мотивы его создания, влияние на жизнь общества. Основное внимание в тексте сосредоточено на вопросе о том, можно ли считать граффити частью культуры.

Ключевые слова: граффити, мотивы, деструктивное поведение, вандализм, средство коммуникации.

E. V. Penetova

Perm National Research Polytechnic University, Perm, Russia

GRAFFITI AS A PHENOMENON OF URBAN CULTURE. ART OR VANDALISM?

Penetova Evgenia V. - student of 3rd year of the Faculty of Humanities, specialty "Sociology".

Supervisor - Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Chair of Sociology and Political Science K. A. Antipyev.

This article discusses the causes of the birth of graffiti, its impact on society and the creation of motives. The main focus of the text is focused on the question of whether you can be considered part of the culture of graffiti.

Key words: graffiti, motives, destructive behavior, vandalism, means of communication.

Граффити составляют неотъемлемую часть пейзажа любого современного города. Мы можем видеть их на фасадах домов, рекламных вывесках, оконных стеклах, скамейках, в общественном транспорте и многих других местах. Гуляя по городу, можно заметить не одну, не две, а десятки и сотни таких надписей: граффити-рисунки заполонили городское пространство. Но граффити суть не только неизбежные издержки городской среды, они предоставляют широкое поле для изучения [8, с. 45].

Граффити определяют как надпись или рисунок, выполненные различными способами на объектах городской среды, которые выступают элементом городской культуры.

© Пенетова Е. В., 2016

Кроме того, к термину «граффити» относится не только результат деятельности, но и процесс нанесения рисунка или надписи [6].

Выделяют общественные граффити-знаки и знаки граффити-культуры. Общественные граффити-знаки описывает В. Кох в «Словаре простейших форм»: «Случайные, т. е. нежелательные и неофициальные, надписи и знаки в общественных местах. Надписи могут состоять из рисунков, символов, отдельных слов и имен, фраз, предложений, стихов, диалогов, высказываний. Может быть использован любой инструмент, оставляющий след на поверхности: мел, карандаш, ручка, маркер, краска в аэрозоли, цветные мелки, нож, палка». Общественные граффити-знаки имеют долгую историю и берут свое начало в Древнем Египте (процарапанные на стенах надписи) [12, с. 28].

Знаки граффити-культуры содержат в себе сообщения, понятные лишь какой-то определенной группе, ругательства, символы и знаки.

Кроме того, современные формы граффити можно разделить на публичные и личные. К публичным граффити относят те, что расположены на фасадах зданий, рекламных конструкциях. Они наносятся с целью выражения групповой идентичности. Личные граффити расположены внутри зданий, в местах общего доступа и выражают личные установки, эмоциональные состояния и внутриличностные конфликты [2, с. 54].

Можно выделить три вида граффити, которые встречаются в городском пространстве: содержательные - надписи различной тематики, разрушающие - надписи, которые нарушают целостность здания или рекламного плаката, и специфические - надписи в стиле определенной субкультуры [1, с. 34].

Зачастую граффити не расцениваются горожанами как часть современного искусства. По результатам опроса, проведенного фондом «Общественное мнение» в 2012 г., лишь 1 % опрошенных соотносит граффити с современным искусством. При этом 32 % опрошенных горожан признаются, что им нравится современное искусство [11].

Важно определить мотивы создания граффити. Заметим, что единой классификации мотивов не существует, однако на основании ценностей создателей граффити и содержания надписей можно выделить следующие мотивы [3, с. 114]:

1. Стремление к идентичности или желание оставить след. В исследовании В. Седне-ва, проведенного в 1993 г., 50,3 % граффити составляли имена, клички, названия любимых марок или имена исполнителей и т. д. Кроме того, изощренность выполнения и риск при создании надписи позволяют рисовальщику занять определенное место в своей группе или внутри субкультуры [9, с. 19].

2. Протест против социальных и культурных норм. Порча имущества и использование запрещенных слов и выражений позволяют рисовальщику заявить о своем несогласии с социальными институтами. Ценности субкультуры резко противопоставляются общепринятым ценностям [8, с. 67].

3. Доминирование, соперничество, символическое насилие. Это надписи, призванные обидеть, подчеркнуть недостатки, а также грубые выражения в адрес конкретных людей.

4. Сексуальный мотив. Граффити на стенах туалета отражают сексуальные желания или позволяют познать сексуальность.

5. Развлечение. Рисование граффити само по себе воспринимается рисовальщиком как часть игры, к тому же сложность создания, следование различным этапам в действии, предположительно, доставляют удовольствие.

6. Художественный мотив. Сложные по стилю выполнения и материалам граффити для художника не только способ прославиться, но и конечная цель.

Для того чтобы ответить на вопрос «Является граффити искусством или формой вандализма?», необходимо установить причины возникновения граффити и их закрепления в знакомом для нас виде.

Если определять граффити как часть городской культуры, то и предпосылки их возникновения необходимо искать в крупных мегаполисах. Именно изменения в городском образе жизни, произошедшие за последние сто лет, повлекли за собой возникновение и закрепление граффити. Трансформация городской культуры выразилась в визуализации, информатизации и глобализации: город, являясь центром жизни, выражает все изменения в социокультурном пространстве, отражает влияние на человека социальных, культурных, экономических и политических факторов. Город сосредотачивает в себе артефакты культуры [5, с. 76].

Переход к постмодерну во второй половине ХХ в. повлек за собой формирование большого количества социальных меньшинств, неформальных движений и общественных организаций, которые, по утверждению некоторых авторов, опирались на маргинальные слои [5, с. 77]. И граффити стали своеобразным средством коммуникации и идентификации для представителей этих обособленных групп. Таким образом представители гетто восточного побережья США контролировали и отмечали свои территории. С помощью граффити бандитские группировки могли общаться в обход полиции. Затем эту волну подхватили подростки, желающие заявить миру о своем существовании и соревнующиеся между собой в изощренности способов нанесения и содержания граффити. Надписи заполнили не только здания и стены, но и вагоны метро, общественный транспорт, как болезнь, распространяясь по городам. Те, кто оставляют надписи, стали именовать себя райтерами (от английского write - писать).

Сами же граффити стали зеркалом общественного дискурса: волнующие, острые социальные, экономические, политические темы нашли выражение в десакрализированных надписях, недоступных цензуре и культурным запретам. Такие надписи позволили открыто выражать агрессию и принадлежность к девиантным группам. Предположительно, и в современном мире данные обозначения используют, чтобы указать места передачи или тайники для наркотиков.

Как только граффити заполнили городское пространство, одного слова или имени для того, чтобы заявить о себе, стало недостаточно; тогда и зародилось искусство граффити - продуманные художником рисунки, заявляющие о какой-либо социальной проблеме, конфликте или противоречии [4, с. 40].

Со временем граффити стали институционализированным явлением, т. к. они ожидаемы обществом, а работы по их устранению перешли в разряд рутинных практик [8, c. 42].

В современном мире отношение к граффити неоднозначно. Жители большинства городов трактуют граффити как вандализм. В некоторых странах такое определение граффити закреплено в уголовном законодательстве. А. Голдштейн, описывая вандализм, выделяет намеренность, деструктивность и отсутствие права собственности на объект. Исходя из этого, исследователь дает определение: «Вандализм - это намеренный акт разрушения или порчи чужой собственности» (цит. по [10, с. 50]).

По результатам опроса, проведенного фондом «Общественное мнение» в 2014 г. среди жителей Москвы, 6 % респондентов полагают, что все без исключения граффити - полноценный вид искусства; 46 % москвичей не нравятся работы уличных художников; 73 % москвичей считают, что граффити не нужно запрещать законодательно [7].

Несмотря на вышесказанное, современные граффити являются весьма оригинальной формой девиантного поведения подростков и молодежи и вполне могут претендовать

на звание искусства. Деструктивное влияние граффити ослабевает, его функции как средства коммуникации для уличных банд теряют свое значение. Появляются всемирно известные граффити-художники, чьи творения продаются на аукционах за огромные суммы. Создаются фильмы об этих художниках. Например, известный фильм «Выход через сувенирную лавку», где рассказывается о впечатляющих работах уличного художника под псевдонимом Бенкси. Все чаще организуются специальные площадки для граффити, фестивали, музеи выставляют творения художников в этой области. Следовательно, граффити как особый вид искусства признаются некоторой частью мирового сообщества, одобряются особыми социальными группами, тем самым являют собой часть их культуры. Кроме того, создание граффити является социально желаемым поведением, за которое готовы платить немалые деньги.

Вопрос о том, является ли граффити частью современного искусства, еще долго будет оставаться спорным и сложным, особенно для России. Те пути, что прошла городская культура западных стран, в частности стран Америки, совсем не похожи на историю культуры российского города. Догоняющий характер отечественных граффити пока не позволяет в полной мере признать их искусством. В то же время нет и однозначного отрицания данного феномена. Следовательно, можно предположить, что девиантность граффити снижается, возрастает принятие их обществом.

Библиографический список

1. Байбакова О. Вандализм и граффити как одна из форм проявления девиации среди молодежи // Научно-практическая деятельность молодых ученых в рамках модернизации образования. 2003. № 3. С. 33-39.

2. Гилева Н. С. Психология девиантного поведения. Омск: Изд-во СибУФК, 2012. 128 с.

3. Киселев С. В. Знаково-психологические мотивы граффити в молодежной субкультуре // Социологические исследования. 2005. № 9. С. 113-115.

4. Колосов А. С. История граффити движения и его современные российские особенности // Вестник славянских культур. 2012. № 3 (XXV). С. 34-41.

5. Лихвар В. Д., Погорелый Д. Е., Подольская Е. А. Культурология. М.: ЭКСМО, 2008.

406 с.

6. Лопатин В. В. Русский орфографический словарь. 2012 // Slovar.cc - словари, энциклопедии и справочники: [сайт]. URL: https://slovar.cc/rus/lopatin/972106.html (дата обращения: 04.08.2016).

7. Москвичи о граффити // Фонд «Общественное мнение»: [сайт]. 2014. 30 окт. URL: http://fom.ru/Kultura-i-dosug/11787 (дата обращения: 04.08.2016).

8. Платонов Ю. П. Психология конфликтного поведения. СПб: Речь, 2009. 544 с.

9. Седнев В. Надписи и рисунки в общественном транспорте // Философская и социологическая мысль. 1993. № 1. С. 15-22.

10. Скороходова А. С. Вандализм // Социологический журнал. 1999. № 3-4. С. 49-67.

11. Что такое «современное искусство»? // Фонд «Общественное мнение»: [сайт]. 2012. 10 июня. URL: http://fom.ru/posts/10532 (дата обращения: 04.08.2016).

12. Koch W. A. Simple Forms: An Encyclopaedia of Simple Text-Types in Lore and Literature. Bochum, 1994. 342 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.