технологии позволит исключить появление неприятных и дурнопахнущих выбросов в атмосферу от объектов астраханской канализа-
ции и обеспечить комфортные условия проживания населения прилегающих районов.
Список литературы
1. Жукова Н.С, Самарская Н.С. Экологические и экономические особенности системы обращения с твердыми отходами потребления // Инженерный вестник Дона, 2014, №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2014/2488
2. Воронов Ю. В., Яковлев С. В. Водоотведение и очистка сточных вод. М.: АСВ, 2006. 704 с.
3. http//www.ecolo.m/technology/sistemy/biofiltry-dlya-ochistki-vozduxa/ (дата обращения 17.06.2016).
4. Ультрафиолетовые технологии в современном мире: Под ред. Кармазинова Ф. В., Костюченко С. В., Кудрявцева Н. Н, Храменкова С. В. - Долгопрудный: Издательский дом Интелект, 2012.352с.
5. Леонтьев Н. Е. Основы теории фильтрации. - М.: Изд-во ЦПИ при механико-математическом факультете МГУ, 2009.88с.
6. ИТС 22-2016 Очистка выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при производстве продукции (товаров), а также при проведении работ и оказании услуг на крупных предприятиях.
7. Николаев В. В., Бусыгина Н. В., Бусыгин И. Г. Основные процессы физической и физико-химической переработки газа. -М.: Недра, 1998.184с.
8. Сапунова М.И., Абрамец В.С. Методы дезодорации бытовых сточныхвод // Международная научная конференция ФАД ТОГУ «Новые идеи нового века». Хабаровск: Изд-во Тихоокеанский государственный университет, 2013. Т. 2. С. 423-427.
9. Беспалов В.И., Лысова Е.П. Обоснование выбора научного подхода для формирования максимально эффективных способов и средств снижения загрязнения воздушной среды при эксплуатации энергетических установок //Инженерный вестник Дона, 2018, №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2018/5093.
10. Богомолов, Ф.В. Кармазинов, С.В. Костюченко Методы удаления запахов в системах транспортировки и очистки сточных вод. Водоснабжение и санитарная техника.2016. №7.
11. Il Choi,1 Hyunjoo Lee,1 Joungdu Shin,2 andHyunook Kim1* Evaluation of the Effectiveness of Five Odor Reducing Agents for Sewer System Odors Using an On-Line Total Reduced Sulfur Analyzer Sensors (Basel). 2012 Dec; 12(12): 16892-16906. Published online 2012 Dec 7. doi: 10.3390/s121216892.
12. Kamil Pochwat, Maigorzata Kida, Sabina Ziembowicz and Piotr Koszelnik Odours in Sewerage—A Description of Emissions and of Technical Abatement Measures Received: 26 June 2019; Accepted: 25 July 2019; Published: 26 July 2019.
13. Estrada, J.M., Bart Kraakman, N.J.R, Mun oz, R. & Lebrero, R. (2011) A comparative analysis of odour treatment technologies in wastewater treatment plants. Environmental Science Technology. Doi: 10.1021/es103478j.
14. Halageri, Natasha, "Odor Monitoring at Wastewater Treatment Plants" (2012). University of New Orleans Theses and Dissertations. 1580. https://scholarworks.uno.edu/td/1580
15. Richard Stuetz. Challenges in Sampling and Measuring Odours and Odorants // 8th IWA Conference on Odours & Air Emissions, October 14-17, 2019, Hangzhou, China.
© Ю. Н. Стукалина, Л. В. Боронина, Е. В. Давыдова1 Э. К. Мурзаева, И. В. Лукичева
Ссылка для цитирования:
Ю. Н. Стукалина, Л. В. Боронина, Е. В. Давыдова1 Э. К. Мурзаева, И. В. Лукичева. Обеспечение экологической безопасности на объектах коммунального хозяйства // Инженерно-строительный вестник Прикаспия : научно-технический журнал / Астраханский государственный архитектурно-строительный университет. Астрахань : ГАОУ АО ВО «АГАСУ», 2020. № 3 (33). С. 31-34.
УДК 72;76
ГРАФФИТИ: «ИСКУССТВО ИЛИ ВАНДАЛИЗМ?» А. П. Кожанов, Н. П. Приказчикова
Астраханский государственный архитектурно-строительный университет, г. Астрахань, Россия
Статья посвящена искусству граффити, его истории, развитию в современном понимании. Граффити невозможно контролировать или искоренить путем наложения на него только запретов. Поэтому, как форма искусства и средство выражения взглядов, оно гибко, всеохватывающе и свободно от цензуры. Это своего рода анонимный графический диалог художника с другими членами общества. Данная культура пользуется популярностью среди молодёжи и привлекает внимание общественности. Граффити стало ещё одним направлением в мире искусства. Граффити используют на выставках современного искусства, для благоустройства районов города, оформления интерьера как жилых, так и общественных пространств. Обратим внимание на количество возможных проектов, фестивалей и конкурсов, проходящих по всему миру в том числе и в России. Популярность и количество участников таких мероприятий свидетельствует о том, что граффити и стрит-арт актуально повсеместно, полезно, положительно влияет на развитие современных городов. Ключевые слова: искусство, художник, фестиваль, биеналеуличного искусства, граффити, бомберы, райтеры, вандализм.
GRAFFITI: "ART OR VANDALISM?" A P. Kozhanov, N. P.a Prikazchikova
Astrakhan State University of Architecture and Civil Engineering, Astrakhan, Russia
The article is devoted to the art of graffiti. Its history, development in the modern sense. Graffiti cannot be controlled or eradicated by imposing only prohibitions on it. Therefore, as an art form and a means of expressing views, it is flexible, inclusive and free from censorship. This is a kind of anonymous graphic dialogue between the artist and other members of society. This culture is popular among young people and attracts public attention, graffiti has become another direction in the art world. Graffiti is used at exhibi-
tions of modern art, for the improvement of city districts, interior design of both residential and public spaces. Let's pay attention to the number of various projects, festivals and competitions taking place all over the world, including in Russia. The popularity and number of participants in such events suggests that graffiti and street art is relevant everywhere, useful and has a positive impact on the development of modern cities.
Keywords: art, artist, festival, street art Biennaie, graffiti, bombers, writers, vandalism.
Граффити - это искусство и способ самовыражения в современной городской среде. Обсуждение вопроса сравнительно того, считать ли граффити самостоятельным направлением современного искусства или вандализмом и порчей имущества, продолжаются многие годы. К граффити ошибочно относят любые изображения, размещенные на поверхности стен в городской среде: жилых домов, промышленных зданий, и других объектов социальной среды. Как появилось это направление, что это - вандализм или современное искусство?
Для начала хотелось бы внести ясность и познакомить с инструментами и материалами, пользующимися популярностью среди уличных художников:
• аэрозольная краска;
• маркеры;
• валики;
• кисти;
• стикеры;
• картонные трафареты.
Принято считать, что современный вид граффити связан с развитием хип-хоп культуры. Первые надписи в метрополитене Нью-Йорка появились в 1920-х годах на фоне распространения влияния уличных банд по территории города и штата. Так участники банд «метили территорию» и общались между собой, до появления направления хип-хоп, что служит весомым опровержением теории о связи хип-хоп культуры с изначальным появлением граффити.
Во время Второй Мировой Войны, среди военнослужащих США стало популярным выражение "Kilroy was here" (Здесь был Килрой), точное место его появления неизвестно, но принято считать, что первым его стал использовать еще до войны в мирное время инспектор бостонской верфи Джеймс Килрой, который ставил такие пометки на проинспектированных им суднах. Позже фраза стала дополняться изображением.
После окончания войны в 1949 году, Роберт Абпланальп изобрел распылительный клапан современного образца, каким мы знаем его сейчас. В том же 1949 году Эдвард Сэймур с подачи своей жены Бонни налаживает производство аэрозольной краски в балончиках. Тем самым изобретение Эдварда и Бонни позволило в будущем с легкостью наносить многоцветные, относительно целостные рисунки на стены. Еще один фактор, повлиявший на формирование современной граффити культуры, - это появление бунтарских настроений среди молодежи,
создание субкультур, в которых граффити использовали как инструмент выражения про-тестнык настроений, направленных к властям.
В Париже, при забастовках и митингах 1968 года, молодежь использовала выражение "L'ennui est contre-révolutionnaire", которое стало популярным и быстро распространилось среди молодых людей, в переводе означает "Скука контрреволюционна".
На Восточном побережье США в 1960-х началось развитие уличного искусства граффити. Увлеченные молодые люди, новой «забавой» стали оставлять надписи со своими именами - тэгами в черте города и в метрополитене. Уличный энтузиаст из Филадельфии Cornbread одним из первык начал буквально усыпать улицы, подземные переходы и общественный транспорт своими тэгами. Cornbread является неофициальным родоначальником нового движения.
Первой вспышкой популяризации в истории современного граффити можно считать статью в газете The New York Times, опубликованную в семидесятых годах. В статье освещались «заслуги» молодого Нью-Йорского художника с улиц. Его ник, тэга Taki183, означал профессию курьер, и это позволяло ему много передвигаться по городу и метро, доставляя товары. На каждой станции или улице, которую он посещал, оставлял тэгу «Taki183». Шло время и количество его росписей росло, в какой-то момент они стали привлекать внимание не только пассажиров метро, но и журналистов из The New York Times. Отличительной чертой Taki183 и других родоначальников граффити стали теги - набор символов обозначающие псевдоним автора, выполненные в разной, индивидуальной стилистике. Тэги делались на фасадах зданий, вагонах метро и грузовых составов, а также в других заметных местах. Художники получали значительную долю почтения среди соратников за теги, сделанные в малодоступных пространствах: на большой высоте или на охраняемых территориях. Особое уважение оказывалось тем, кто расписывался в непосредственной близости к представителям власти: на машинах правоохранительных органов, зданиях участка полиции и администрации города. Чувствуется влияние бунтарского, протестного духа, вложенного во время формирования граффити. В те времена предпочтение отдавалось не визуальной эстетической составляющей, а количеству оставленных подписей.
Tagging - (таггинг) распространение уникальных наборов символов, имен, цифр, часто
используется в качестве подписи к более масштабной граффити работе. Как правило, стилизуются с использованием разнообразных техник каллиграфий.
Bombing - способ размещать объемное изображение максимально быстро в экстремальных условиях. Например, на вагонах метро и грузовых составах, курсирующих между городами, мостах и автомагистралях, высоких карнизах и балконах. Чаще всего работы получаются плохо прорисованными и менее аккуратными, т. к. есть высокий риск быть пойманными. У автора остается мало времени на проработку рисунка.
Floping - флопы это сочетание бомбы и тэги, подразумевает собой незакрашенную бомбу с преданием объема и подписанную тэгой. Выполняется на особо видимых, просматриваемых местах.
Bubble - "bubble" переводится с английского языка "пузырь". Дутые, округлые формы являются отличительной чертой данного стиля. Часто используются для бомбинга, т. к. просты в исполнение.
Throw-up - данный стиль берет свое начало в городе Нью-Йорк. Отличительная черта у данного стиля выражается в использовании ограниченного цветового решения, один-два цвета, а также применение простых контурных линий.
Blockbusters - начал использоваться в Лос-Анджелесе уличными группировками для обозначения границ своих территорий. Особенность данного стиля - это отображение отличительных знаков группировки, большой масштаб, лаконичность в цветовой гамме и придание объема символам на плоских поверхностях.
Characters - изображение различных персонажей из комиксов, популярных кинофильмов, мультфильмов, книг, а также придуманных и разработанных самостоятельно. В вариантах исполнения в сочетании с другими стилями такие персонажи называются «крокам». Characters считается одним из сложнейших стилей, т. к. требует от автора художественных навыков.
Messiah Style - направление граффити, придуманное художником из Нью-Йорка под псевдонимом Vulcan. Принцип стиля - это использовать наложение, одной буквы на другую, придавая им неповторимый визуальный эффект на ровной, плоской поверхности стен.
Wild Style - по праву можно назвать одним из самых сложных, запутанных стилей граффити. Не каждый зритель способен прочесть то, что изобразил автор, а иногда расшифровать может лишь сам художник. При создании работы используется обширная цветовая гамма. Выполнение работы требует большое количество времени и навыков мастерства самого художника.
Computer Roc Style - еще одна авторская разработка уличного граффити художника из Нью-Йорка с тэгой Case2. Второй вариант названия стиля «перел». В работе со стилем «перел» акцент сделан на наклоны в разные стороны отдельный частей рисунка или изображаемы« символов.
3D / FX Style - новое направление в мире граффити и стрит-арт, качественно отличающиеся от других. Рисунок выполняется в формате 3D, создавая оптическую иллюзию и эффект погружения на плоской поверхности. Для выполнения требуется опыт и профессионализм от художника, работающего в этом стиле. Все чаще данный стиль имеет место быть в интерьерах и павильонах выставок современного искусства.
Clean Advertising - совсем недавно возникший стиль, подразумевающий собой коммерческую деятельность, способ размещения рекламы по средству граффити и способ заработка для граффити художника.
Scratching / Scrabbing - позволяет выцарапывать тэги на стеклянных, пластмассовых и металлических поверхностях, от чего поверхность безвозвратно испорчена. Похоже больше на вандализм, чем граффити творчество. Граф-фитисты и райтеры отрицательно относятся к подобному способу.
"Pissing" - вид теггинга. Является инструментом, применимым в этой технике, наполненный краской огнетушитель, позволяющий на большую площадь стены разбрызгивать краску, формирую тэгу автора. При этом из-за того, что надпись массивная, она не качественная и небрежная
Во многих странах граффити причисляют к вандализму, а люде, которые наносят рисунки, штрафуют и приговаривают к административному наказанию в виде общественных работ. В некоторых странах за подобного рода деятельность лишают свободы.
Существует несколько способов противодействия распостранению нелегальных граффити в Европе и США, т. к. это серьезная проблема для муниципалитета города и частной собственности.
Способ 1. Моментальная ликвидация граффити
Больше 30 лет назад станции и вагоны метро Нью-Йорка были полностью зарисованы граффити. Но в 1984 году ситуация стала меняться, т. к. городские власти приняли меры и запустил программу по ликвидации граффити с пассажирских вагонов метро и стен станций. К работе в метрополитене привлекли специалистов, который регулярно отслеживают обстановку на станции и в вагонах метро. Обнаруженное граффити, моментально смывали специальными средствами (растворителями) с поверхностей стен станций и составов поездов.
Частые проверки и инспекции метрополитена позволили в краткие сроки удалять рисунки, тем самым упрощать работу по отчистке. Кроме того, имелись подвижные подразделения, выполняющие инспекцию состояния метро в ночное время суток. Нью-Йоркский способ борьбы основан на лишении вандалов аудитории, т. к. их рисунки привлекли большое количество зрителей и отбили интерес к метрополитену.
Способ 2. Компьютерный анализ при помощи камер наружного видеонаблюдения
Британию, Лондон в частности, тоже не обошла стороной данная проблема с нелегальным граффити в общественном транспорте. Правительство Британии в 1982 году приняли решение создать на базе транспортной полиции отдел по противодействию вандализму. В 1996 году отдел был закрыт и расформирован, т. к. задача борьбы с граффити была решена. Но уже на следующий 1997 год подразделение восстановили в связи с тем, что уличные художники начали с новой силой осваивать поверхности общественного пространства и транспорта в городской среде. Специфика подразделения транспортной полиции по борьбе с вандалами основывалась на методике анализа с помощью компьютерных систем. Работники полиции обрабатывали и сохраняли в базе данных каждый рисунок и надпись, зафиксированные на камеры видеонаблюдения. Выявленными были злостные нарушители, неоднократно рисовавшие нелегально. Статистика показала, что возраст нарушителей правопорядка составляет от 14 до 30 лет. В ряде случаев, когда нанесенный ущерб муниципалитету города и частного хозяйства, составлял более 8 тысяч фунтов, заведенное полицией дело передавалось в вышестоящие инстанции и там вандалам присуждались более строгие наказания в виде исправительных работа, а иногда и лишение свободы сроком до 5 лет.
Способ 3. Информационная компания, направленная на противодействие нелегального граффити
Власти Швеции решили пойти другим путем, и приняли решение бороться посредством пропаганды. К 2000 году расходы на устранение последствий нелегальных граффити в столице Швеции, городе Стокгольме, перевалили за 100 миллионов крон. Вандалы не только рисовали внутри и снаружи общественного транспорта, но и выцарапывали на стеклах и сидениях, что приводило к полной замене мебели и остекления, повышая размер ущерба. Стокгольмские власти осознали, что ситуация плачевная и требовала немедленного вмешательства для поиска выхода из неё. Управляющая компания стокгольмской транспортной системы пошла на отчаянный шаг для борьбы с вандализмом в ин-
формационном поле. В дома, где были дети от 11 до 14 лет, начали рассылать брошюры, в которых содержалась информация о вреде вандализма, и последствиях нарушений такого рода. Занятия в школах стали посещать представители компании с лекциями. Транспортная компания собрала группу активистов под названием «Спокойные улицы». В обязанности «Спокойных улиц» входил патруль улиц по маршруту общественного транспорта для предотвращения правонарушений. В группу входили представители безработной молодежи и активисты, которым небезразлична судьба общественных пространств своего города. Конструкция и покрытие мебели в общественном транспорте тоже претерпела изменения, стала более крепкой и легко моющейся.
Способ 4. Административное наказание и воспитательная работа с правонарушителями
Более радикально подошли к этой проблеме в Нидерландах. Правонарушителей отлавливали и арестовывали. Полиция передавала провинившихся подростков в возрасте от 12 до 18 лет в управление под названием Halt. В управление им определяли санкцию, пропорционально нанесенному ущербу. Часто нарушители отмывали от граффити стены зданий и общественный транспорт. Терпение Halt небезгранично, и попасть можно было только дважды, не раньше, чем через год после первого привода в управление, на третий раз или второй в течение одного года после первого, на правонарушителя заводилось уголовное дело, и привлекали к ответственности по всей строгости закона.
Способ 5. Транспортная инфраструктура как арт-площадка
Еще один пример способа борьбы с граффити в Великобритании в корне отличается от предыдущего и подразумевает подход к проблеме с творческой стороны. Власти Западного Мидленда приняли решение привлечь к работе профессиональных художников и преобразить транспортную инфраструктуру. Совместная работа властей и художников проходила в несколько этапов: первым делом транспортная компания нанимала людей для проведения опроса жителей Мидленда с целью выяснения общественного мнения. Населению дали возможность самим поучаствовать в разработке эскизов до начала работы художника. Итогом стали рисунки и инсталляции, связанные с историей места, сделанные на кабинах трамваев и автобусных остановках. Идея такого подхода заключалась в создании благоприятной среды для отвлечения молодежи и предотвращения в будущем актов вандализма.
Способ 6. Организация легального пространства для стрит-арта и граффити
Нидерланды не отставали от Великобритании и предприняли свои либеральные подходы к проблеме вандализма. В Утрехте власти города установили 500 метровую стену и открыли для всех желающих уличных художников. Успех эксперимента был незамедлителен, расходы на устранение последствий не легальных граффити сократился в разы.
Способ 7. Культурное воспитание молодежи Частная железнодорожная компания Network Rail из Англии разработала собственную тактику в борьбе с вандализмом. В коллаборации с театром Catalyst была создана пьеса «Пересекая черту», на премьеру которой были приглашены подростки и их родители. Участники пьесы представили зрителям размышление о том, чем привлекательна противозаконная деятельность для молодых людей, зная, что нарушения несут за собой последствия. Специалисты из компании Network Rail пришли к мнению, что молодежь занимается вандализмом от безделья и скуки, и нужно создавать альтернативные увлечения и хобби для занятости подростков.
Борьба с граффити на Востоке и в Арабских странах более консервативна. В Иране и Израиле граффити классифицируется исключительно как вандализм и преследуется правоохранительными органами. В Сингапуре в 1994 году 18-летний ученик, американец Майкл Фей был арестован и приговорён к 4 годам лишения свободы за росписи болончиком на автомобилях. Граффити и закон в России Как таковой статьи или закона в России о граффити нет, но граффити в некоторых случаях квалифицируется несколькими статьями.
УК РФ 214 «Вандализм» - то есть осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах - наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
Иногда используют статью законодательства 7.17 «Уничтожение или повреждение чужого имущества» - влечет наложение административного штрафа, а также статья 20.1. «Мелкое хулиганство» - наказание предусматривает штраф в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Буйство фантазии и красок В последнее время можно всерьёз говорить о растущей популярности граффити в России и становлении его, как настоящего искусства. Граффити используют на выставках современ-
ного искусства, для благоустройства районов города, оформления интерьера как жилых, так и общественных пространств. Обратим внимание на количество все возможных проектов, фестивалей и конкурсов, проходящих по всему миру, в том числе в России. Популярность и количество участников таких мероприятий говорит о том, что граффити и стрит-арт актуально повсеместно, полезно и положительно влияет на развитие современных городов. Кроме того, ценность граффити и стрит-арт искусства исчисляется не только эмоциями, но и финансовой составляющей. Вчерашние уличные художники из подворотен и закоулков городов по всему миру выставляются в лучших музеях современного искусства, устраивают собственные, модные, идущие в ногу со временем выставки и показы. Они публикуются в журналах и каталогах. На аукционах работы признанных граффити и стрит-арт художников стоят тысячи долларов. Напечатана и выпущена ни одна книга по истории граффити, о его самых ярких представителях, внесших значительный вклад в развитие современного искусства. Россия не исключение. «Энциклопедия российского уличного искусства» - издание, впервые объединившее биографические статьи об уличных художниках, авторскую хронологию уличного искусства и сборник основных терминов, относящихся к граффити и стрит-арту. Это первое фундаментальное издание о российском уличном искусстве в русскоязычном поле. Граффити фестивали поражают своими масштабами, количеством участников и зрителей, географическим охватом. Рассмотрим лишь несколько примеров данного вида фестивалей.
Фансара - столица валенсийского граффити
Небольшая деревня Фансара в провинции Ка-стельон стала центром уличного искусства. Ежегодно в Фансару приезжают художники и фанаты стрит-арта со всего света, чтобы украсить фасады домов и стены деревушки своими работами. Фестиваль уличного искусства в Фансаре не имеет определённой даты, поэтому можно сказать, что он открыт в течение 365 дней в году.
Upfest Europe в Бристоле, Великобритания
Английский Бристоль - настоящая Мекка для любителей и профессионалов стрит-арта. Масштабные фрески мастеров-граффитчиков международного класса давно стали частью городского пейзажа в богемных районах Строкс-Крофт и Саусвиль. Каждый июль с 2008 года около 300 художников приезжают в Бристоль, чтобы нанести свои работы на фасады и стены домов, двери, ограды общей площадью более 760 квадратных метров. Двадцать пять локаций в центре Бристоля становятся центрами урбанистического творчества. Создатели Upfest ставят перед собой и благотворительные цели.
Bloop International Proactive Art festival на Ибице, Испания
Стрит-арт фестиваль BLOOP, в рамках проекта BiokipLabs. Фестиваль, в котором участвуют стрит-райтеры со всего мира, создавая уникальные работы, зародился в Испании еще в 2011 году. С тех пор BLOOP с каждым годом расширяет и развивает свои возможности. Сегодня это мероприятие достигло масштабных размеров успешного уличного фестиваля. Проект является полностью независимым, все мероприятия проходят бесплатно.
Биеннале уличного искусства «Артмосс-фера» Москва
31 августа 2018 года в центре современного искусства «Винзавод» было открыто 3 биеннале искусства уличной волны «Атмосфера».
«Артмоссфера» - первая российская биеннале уличного искусства. Проект проходил в локации под названием «Винзавод» в 2018 году. Главной темой фестиваля было «Влияние интернета на реальность». Экспонаты создавали художники на месте за 10 дней. Участниками выступали как международные знаменитости стрит-арт и граффити пространства, так и неизвестные широкой публике авторы. Фестиваль «Чилим - 2019» Астрахань В 2019 года в Астрахани в рамках фестиваля паблик-арта «Чилим» уличные художники расписали фасады домов и трансформаторные подстанции. Он был организован в третий раз при поддержке администрации города. Необычными картинами местные и приезжие художники преобразили самые разные объекты в Астрахани, и стал частью проекта «Обновлённая Астрахань». Фестиваль запомнился астра-ханцам картинами, которые появились на 8-ми зданиях в Кировском и Трусовском районах. Над ними работали художники из Астрахани, Москвы, Нижнего Новгорода и Санкт-Петербурга.
Заключение
Стиль и техника граффити находятся в непрерывном развитие. Каждая страна со своей индивидуальной культурой, каждый худож-никвносят что то новое в это современное направление творчества, в связи с тем как граффити со стен заброшенных сооружений, стали разрастаться по городской среде: объекты культуры и наследия, общественный транспорт, возник вопрос что это если не правонарушение - вандализм и как ему противостоять. В это же время произведения граффити художников и стрит-арта выставляются в современных, престижных музеях по всему миру и становятся предметом общественного внимания и спроса.В нынешней культуре граффити занимает не последнее место. Граффити используются в оформление клубов и другого рода заведениях, общественных пространств, выставочных павильонов. Место всякого настоящего райтера - на улице, спорить с этим бессмысленно. Способы решения проблемы граффити вандализма путем привлечения художников к участию в организованных мероприятиях показывает себя успешным, т. к. ежегодно проводятся фестивали, соревнования и выставки граффити. Возникло понимание, что данная культура пользуется популярностью среди молодёжи и привлекает внимание общественности, граффити стало ещё одним направлением в мир искусства. При грамотном подходе граффити можно и нужно использовать в благих намерениях. Увлечение граффитиспособствует развитию творческих способностей у молодых людей, переключая их внимание в подростковом возрасте от пагубных увлечений, создание современных арт-пространств повлечет за собой благоустройство территорий и создаст место притяжения людей в городской среде, организация выставок и фестивалей ускорит процесс становление художников востребованными профессионалами своего дела.
Список литературы
1. МедведеваО.П.Искусствограффити.Ростов-на-Дону,2005г.
2. Граффитистановитсяискусствомиподнимает своистандарты//http://www.corsar-art.nm.ru/site/write/graffiti.htm
3. БольшаяРоссийскаяэнциклопедия / под ред. Осипова Е.Н.,Аврорина А.Ф.,Андреева идр.Москва2007гстр.646-647
4. ИвановаТ.О.Современноеискусствограффити.Казань.2005г.
5. БольшаковаГ.В.Видыистилиграффити.Москва2006г
6. CedarLewisohnStreetArfcTheGrafíitiRevolution.2008г
7. AnnaWadawek,GraffitiandStreetartAnnaWadawek.2011г
8. RobertKlanten,MatthiasHubner,UrbanInterventions:PersonalProjectsinPublicPlaces2010г
9. ИгорьПоносов,АндрейЦелуйко,Objectsbook.2005-2009г,издательство«Индексмаркет»
10. Отрываемрукивандалам:8эффективныхспособовhttps://varlamov.ru/2577849.html
11. Историяграффити:отдревнегомиракновомувремениhttps://crossarea.ru/graffiti/graffiti-chto-jeto-takoe
12. Краткаяисторияграффити:отвандализмакискусствуhttps://donttakefake.com/kratkaya-istoriya-graíiiti-ot-vandalizma-k-iskusstvu/
© А П. Кожанов, Н. П. Приказчикова
Ссылка для цитирования:
А. П. Кожанов, Н. П. Приказчикова. Граффити: «искусство или вандализм?» // Инженерно-строительный вестник Прикаспия : научно-технический журнал / Астраханский государственный архитектурно-строительный университет. Астрахань : ГАОУ АО ВО «АГА-СУ», 2020. № 3 (33). С. 34-39.