Научная статья на тему 'Градоцентрическая модель мирового хозяйства слука Н. А. Градоцентрическая модель мирового хозяйства. - М. : Пресс-Соло, 2005. - Тираж 500 экз'

Градоцентрическая модель мирового хозяйства слука Н. А. Градоцентрическая модель мирового хозяйства. - М. : Пресс-Соло, 2005. - Тираж 500 экз Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
193
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Трофимов A. M., Вагизов М. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Градоцентрическая модель мирового хозяйства слука Н. А. Градоцентрическая модель мирового хозяйства. - М. : Пресс-Соло, 2005. - Тираж 500 экз»

ПОТЕРИ НАУКИ

АЛЕКСАНДР ЕВГЕНЬЕВИЧ СЛУКА (1923-2007)

11 августа 2007 г. скоропостижно скончался Заслуженный профессор Московского университета, доктор географических наук Александр Евгеньевич Слука — крупнейший специалист по географии населения мира, один из ведущих страноведов, изучавших Западную Европу. Вся его жизнь была связана с географическим факультетом МГУ. В 1940 г. юноша из белорусского городка Горки (Могилевская область) поступил на геофак, но Великая Отечественная война прервала учебу. После Победы лейтенант А.Е. Слука, участник сражений на Курской дуге, под Орлом, в Прибалтике, Восточной Пруссии и Польше, с боевыми наградами вернулся на факультет. В 1948 г. он с отличием закончил учебу и был направлен в аспирантуру кафедры социально-экономической географии зарубежных стран. После аспирантуры А.Е. Слука был оставлен на родной кафедре, где прошел путь от ассистента, младшего и старшего научного сотрудника до доцента и профессора, защитил кандидатскую и докторскую диссертации.

Ученик и ближайший соратник проф. И.А. Вит-вера, он активно способствовал развитию и укреплению витверовской научной школы социально-экономического страноведения. А.Е. Слука стал лучшим исследователем географии Франции, написал ценные труды по географии населения Западной Европы. Он был соавтором университетских учебников и монографий по социально-экономической географии зарубежного мира. Особое внимание А.Е. Слука уделял изучению миграционных процессов и геоурбаничес-

ких, демографических и социально-экономических проблем западноевропейских государств. Немалое место в его работах занимали вопросы географии населения мира и отдельных отраслей мирового хозяйства. Им созданы оригинальные курсы лекций по географии населения, экономической и политической географии стран Западной Европы. Многие специалисты по европеистике, работающие в разных государствах, — его ученики. Лекции А.Е. Слуки слушали в университетах Франции, Италии, Кубы, Сирии, стран СНГ. За научную деятельность в области социально-экономической географии он был избран Почетным членом Русского географического общества.

А.Е. Слука занимался учебно-методической работой: был заместителем декана факультета и заместителем заведующего кафедрой социально-экономической географии зарубежных стран по учебной работе, членом УМО Министерства высшего образования СССР.

А.Е. Слука постоянно активно участвовал в общественной жизни МГУ, в последние годы работал в Комитете ветеранов войны и труда на факультете. Принципиальный, глубоко порядочный, эрудированный, требовательный и трудолюбивый, скромный и талантливый человек, он пользовался глубоким уважением студентов и коллег.

Вся жизнь и деятельность А.Е. Слуки как пример бескорыстного служения Родине и географической науке навсегда сохранится в памяти его коллег и учеников.

Деканат географического факультета МГУ, коллектив кафедры социально-экономической географии зарубежных стран

НОВЫЕ КНИГИ

ГРАДОЦЕНТРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА

Слука Н.А. Градоцентрическая модель мирового хозяйства. — М.: Пресс-Соло, 2005. — Тираж 500 экз.

В монографии доктора географических наук Н.А. Слуки представлена попытка обосновать концепцию формирования градоцентрической сете-узло-вой структуры мирового хозяйства. Особое внимание автор уделяет теории "мирового города", современному "командному составу" международных центров и оценке их места в глобальных структурах, системе мирохозяйственных связей. "Мировые города" формируют основные узлы международной деловой активности, отвечают за стратегическое построение межнациональных отношений.

Само понятие "мирового города" ввел британский урбанист П. Геддес. В работе "Эволюция городов", опубликованной в 1915 г., он выделил несколько крупнейших центров того времени, имеющих особое политическое влияние, экономическую мощь и значительную людность. В последующих исследовательских трудах в разное время в этом контексте авторы использовали понятия "метрополис", "столица капиталов", "глобальный город", "информационный город", "космополис".

В период с XV по XX в. такими единоличными мировыми центрами становились Венеция, Антверпен, Генуя, Амстердам, Лондон. Здесь концентрировалась глобальная финансовая, производственная и культурная власть. Политическое и экономическое возвышение США после Великой депрессии к 30-м годам XX столетия определило Нью-Йорк в качестве нового глобального города-лидера. Впервые за всю историю мировой рыночной экономики ее ядро переместилось за пределы Европы.

Согласно исследованиям современных геоурбанистов, в нашу эпоху постиндустриализации и информатизации выделяется так называемая триада центров управления миром — Лондон, Нью-Йорк и Токио, — в наибольшей степени концентрирующая реальные рычаги контроля за мировым производством, рынком капитала, инновационным потенциалом, знаниями и информацией. Эти космополисы обладают определенной независимостью от национального политического руководства и постоянно наращивают возможность активно действовать на международной арене. Интересно, что, например, авторитетная исследовательская группа GaWC под руководством П. Тейлора выделяет не три, а четыре центра, добавляя к элитному списку Париж. Согласно концепции формирования градоцентрической сете-узловой структуры мирового хозяйства, от этих мировых ядер простирается единая сеть взаимосвязанных в глобальном масштабе городов, которую образуют города различных рангов.

По мнению H.A. Слуки, главными критериями определения любого города в мировой урбанистической системе являются геополитическое и геоэкономическое влияние, уровень развития глобальных сервисных и коммуникационных функций. А вот показатель людности в последние годы теряет значение при оценке роли города в мировом хозяйстве. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, какое влияние в планетарном масштабе имеют небольшие по демопотенциалу Женева и Брюссель.

Гораздо больший вес для городов имеет их вхождение в единую систему геополитических центров мира, сила влияния и уровень доступа к управлению геополитическими процессами. Это достигается, в том числе, сосредоточением штаб-квартир и представительств наиболее влиятельных международных организаций и групп, что обеспечивает дополнительные рычаги воздействия при подготовке и принятии важных транснациональных решений. Такими рычагами, безусловно, обладают Нью-Йорк, где расположена штаб-квартира ООН, и вышеупомянутые Брюссель и Женева как административные центры Евросоюза, военно-политического блока НАТО и Всемирной торговой организации.

Другой ключевой критерий — экономический потенциал городов планеты — определяется масштабами валового городского продукта, уровнем концентрации главных офисов крупнейших транснациональных корпораций и транснациональных банков.

Безоговорочным лидером по геоэкономическому влиянию является Большой Токио, ВВП которого в начале 2000-х гг. превысил 1,5 трлн долл. США, а число штаб-квартир крупнейших в мире транснациональных организаций достигало 80, что больше, чем в Нью-Йорке и Лондоне вместе взятых.

Помимо всего прочего, любопытными представляются наблюдения автора, касающиеся современных трансформационных процессов в мировых городах. Анализируется то, как выполнение международных функций влияет на структурное развитие мировых центров. Наиболее ярко в глобальном городе XXI в. выражены следующие тенденции:

— ревитализация и интернационализация, т.е. смена поло-возрастной структуры населения в сторону омоложения, а также увеличение расово-этничес-кой и конфессиональной пестроты. Это происходит вследствие значительного притока мигрантов со всех концов планеты, прежде всего молодых и средних трудоспособных возрастов. А это в свою очередь вызвано повышением благосостояния и акцентом на постматериальные ценностные ориентиры населения мегаполисов;

— приоритетность и весомость выполняемых глобальных функций в мировом хозяйстве связаны с переходом крупнейших городов к новому типу экономики. Именно в глобальном городе получают наиболее яркое проявление отличительные черты постиндустриального этапа общественного развития. Главным вектором экономической деятельности становятся третичный (сфера услуг) и четвертичный секторы хозяйства, а основным производственным ресурсом — информация;

— процессы мультикультурализма и роста социальных диспаритетов тесным образом связаны с первыми двумя тенденциями. Особые требования к качеству рабочей силы, увеличение разрыва в уровне денежных доходов между наиболее богатыми и бедными слоями населения больших городов обусловили процессы элитаризации и маргинализации;

— под воздействием вышеперечисленных факторов меняется пространственная организация мирового города. Формирование полицентричности и мозаич-ности городского ландшафта, повышение роли полупериферии и периферии, характерные для постфор-дистской организации хозяйства, обязаны резкому повышению цен на землю и недвижимость.

Отметим интересную гипотезу H.A. Слуки о формировании глобальной системы олигополисов. Под феноменом олигополиса в данном случае понимается господство в мировом хозяйстве сравнительно небольшого числа крупнейших городов, главным образом сосредоточенных в Северном полушарии. Автор выделяет три ключевых элемента олигополиса в виде ареальной концентрации мировых городов: Североамериканский, Западноевропейский и Азиатско-Тихоокеанский при лидирующей роли Нью-Йорка, Лондона, Парижа и Токио. Предложенная H.A. Слу-кой концепция является в определенной мере наход-

кой автора, поскольку развивает идею сете-узловой структуры мирового хозяйства в совершенно оригинальном направлении.

После прочтения книги, однако, возник и ряд критических замечаний, в частности в какой-то мере преувеличение автором мощи и возможностей мировых городов, чрезмерное фокусирование внимания на узком круге мегаполисов и неограниченном росте их "контрольных функций". Недостаточное внимание, на наш взгляд, уделено феномену новых индустриальных стран. Стремительное увеличение роли таких центров, как Сянган, Шанхай, Сеул, Сингапур, Сан-Паулу и пр., за какие-то десятки лет свидетельствует о нарастающей сложности и неоднозначности в системе мирохозяйственных связей. Можно даже говорить о глобализации, которая приобретает

многополярный характер, так называемое цивилиза-ционное течение.

Следует отметить, что "Градоцентрическая модель мирового хозяйства" является одной из первых работ в отечественной литературе в области географии глобальных городов, она развивает идею Броделя о центро-периферической организации мира. Несмотря на указанные небольшие замечания, необходимо признать, что устройство нашей планеты носит все же не гомогенный, а анклавный характер, с выделением ядер и периферийных промежутков.

Книга может вызвать огромный интерес как специалистов в области градостроения, демографии, геополитики, социально-экономической географии в целом, так и студентов соответствующих научных направлений.

A.M. Трофимов, М.И. Вагизов

КОМПЛЕКСНЫЙ АТЛАС БАССЕЙНА Р. ЯНЦЗЫ

Атлас бассейна реки Янцзы. Пекин: Китайская карта, 1999. — 304 с. — Тираж 4000 экз. (на китайском языке)

Атлас бассейна Янцзы — новый пример комплексного научно-справочного картографирования речного бассейна, созданный китайскими специалистами. Впервые территория речного бассейна как объект комплексного картографирования была продемонстрирована в Атласе бассейна Хуанхэ, вызвавшем резонанс в отечественных научных кругах1. Развитие подобных разработок применительно к такому нетрадиционному для картографирования объекту, как речной бассейн, обусловлено в первую очередь особенностями экономического и хозяйственного развития Китая. Бассейны крупных рек Янцзы и Хуанхэ, с природными границами которых в общих чертах согласуется административно-территориальное деление, объединяют наиболее экономически развитые регионы страны, управление и планирование дальнейшего развития которых требуют обеспечения полноценной разносторонней, в том числе картографической, информацией. Это в свою очередь ведет к развитию комплексных исследований речного бассейна в целом и отдельных его частей, которые осуществляются соответствующими научно-исследовательскими институтами рек Янцзы и Хуанхэ.

Атлас бассейна реки Янцзы формата 43x31 см, предназначенный для индивидуального настольного использования, является результатом подобных комплексных исследований, он содержит карты, профили, графики, таблицы и другие материалы. Он может служить основой для дальнейшего изучения, контроля и планирования хозяйственных мероприятий на этой территории. В Атласе подробно представлены физико-географические условия территории, история освоения бассейна, научный и образовательный по-

тенциал, достижения в области русловых исследований и проекты гидротехнической деятельности, культурное наследие, статистические и прогнозные данные. Все это отражает глубину и масштабы проводимых исследований. Поэтому Атлас представляет несомненный интерес и может быть полезен как ученым, так и другим специалистам, и вместе с Атласом бассейна реки Хуанхэ может быть примером комплексного подхода к картографированию территорий, представляющих собой единую природную систему (в России, к сожалению, нет атласов бассейнов Волги или Оби).

Янцзы — самая крупная река Китая и третья по величине река в мире. Бассейн ее, осваиваемый с древних времен, является китайской национальной "колыбелью цивилизации". Население издавна активно использовало водные ресурсы, были созданы многочисленные сооружения с целью укрепления берегов, многие из которых используются поныне.

Выбранная территория картографирования и назначение Атласа определили своеобразный набор карт, акцентирующих внимание на природных и социальных факторах, которые здесь наиболее существенны, на проектах гидромелиоративного строительства, проблеме нехватки воды в северных районах Китая и связанных с ней проектах переброски речного стока с юга на север. Основные масштабы, используемые для карт Атласа: 1:5 000 000 — для обзорных карт всего бассейна, от 1:7 500 000 до 1:20 000 000 и даже 1:43 000 000 — для ряда карт, показывающих отдельные природные и социально-экономические явления, серий карт, дополнительных карт. Кроме того, для подробных карт отдельных частей бассейна

1 См.: Чалова Е.Р., Чалов P.C. Бассейновый подход к комплексному картографированию // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. География. 1999. № 1. С. 82-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.