Научная статья на тему 'Градостроительные подходы к формированию туристской зоны «Приладожье»'

Градостроительные подходы к формированию туристской зоны «Приладожье» Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ладожское озеро / Ленинградская область / республика Карелия / Приладожье / природные и планировочные каркасы / градостроительный подход / туристская зона

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — С.И. Лутченко, Е.А. Воронина

Авторами статьи предлагается рассмотреть способы формирования туристской зоны на основе градостроительных подходов, на примере территории вдоль Ладожского озера (Ленинградская область и республика Карелия). В статье отображаются основные способы к формированию туристской зоны с помощью трех основных подходов: кластерный подход, полицентрический подход и ландшафтный подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Градостроительные подходы к формированию туристской зоны «Приладожье»»

Градостроительные подходы к формированию туристской зоны

«Приладожье»

С.И. Лутченко, Е.А. Воронина

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет,

Санкт-Петербург, Россия

Аннотация: Авторами статьи предлагается рассмотреть способы формирования туристской зоны на основе градостроительных подходов, на примере территории вдоль Ладожского озера (Ленинградская область и республика Карелия). В статье отображаются основные способы к формированию туристской зоны с помощью трех основных подходов: кластерный подход, полицентрический подход и ландшафтный подход. Ключевые слова: Ладожское озеро, Ленинградская область, республика Карелия, Приладожье, природные и планировочные каркасы, градостроительный подход, туристская зона.

Введение

Ленинградская область и республика Карелия являются приграничными регионами с Финляндской республикой, которая имеет высокий уровень туристкой инфраструктуры. Развитие туристской инфраструктуры в рассматриваемых регионах не происходило долгое время, большой процент транзитных туристов отправлялись в приграничную с этими регионами Финляндию. С 2020 года начали происходить важные изменения во всех сферах деятельности Российской Федерации, в том числе, и в туризме, что способствовало началу активного внутреннего развития данной отрасли.

Ленинградская область и республика Карелия обладают большим туристским потенциалам, однако на данном этапе слабо развитая туристская инфраструктура не справляется с тем количеством туристов, которые появились после 2020 года. В связи с этим происходит неорганизованное появление и формирование объектов туристской инфраструктуры, которые являются причиной деградации экологического каркаса территории. Наиболее ярко эта проблема заметна у околоводных территорий. Разрушение

природных ландшафтов Карельского перешейка является последствием неорганизованности и перенасыщения не всегда актуальными объектами туристско-рекреационной инфраструктуры.

При проведение предварительного анализа территорий Ленинградской области и республики Карелия в границах муниципальных образований, расположенных вдоль Ладожского озера, были определены основные проблемы архитектурно-градостроительного развития, связанные с туристско-рекреационной деятельностью:

- деградация экологического потенциала вследствие неконтролируемой застройки,

- дефицит качественных рекреационных зон,

- снижение туристско-рекреационного потенциала территории,

- несоответствие действующих градостроительных нормативов целям развития туристско-рекреационного потенциала региона,

- несоответствие темпов жилищного строительства темпам развития инфраструктуры, в том числе, обслуживающей [1].

Градостроительный анализ показал, что муниципальные образования, прилегающие к Ладожскому озеру, представляют из себя территории фактически разделенные на несколько элементов планировочной структуры:

- Всеволожский район разделен на 2 зоны (территории, входящие в Санкт-Петербургскую агломерацию и тяготеющие к Ладожскому озеру);

- Кировский район разделен на 3 зоны (территории, тяготеющие к Санкт-Петербургу, Ладожскому озеру и участки, направленные в сторону Тосненского района);

- Волховский район разделен на 2 зоны (территории, сформированные вдоль р.Волхов и связанные с Ладожским озером, территории, взаимодействующие с Тихвинским районом и Новгородской областью);

- Лодейнопольский район разделен на 3 зоны (территории вдоль Ладожского озера, зоны, взаимодействующие с Тихвинским районом и Вологодской областью, а также участки приграничные с республикой Карелия);

- Приозерский район разделен на 3 зоны (территории, тяготеющие к Санкт-Петербургу, Ладожскому озеру и участки приграничные с Выборгским районом);

- Олонецкий район разделен на 2 зоны (территории, тяготеющие к городу Петрозаводску и Ладожскому озеру);

- Питкярантский район разделен на 2 зоны (территории, тяготеющие к Петрозаводску и Ладожскому озеру);

- Сортавальский район разделен на 2 зоны (приграничные территории и участки, направленные на взаимодействие с Ладожским озером);

- Лахденпольский район разделен на 2 зоны (приграничные территории и участки, взаимодействующие с Ладожским озером).

Анализ авторов исследования также показал, что рассматриваемые территории подвержены влиянию следующих элементов природного и инфраструктурного значения: влияние города федерального значения Санкт-Петербурга, прибрежное местоположение с Ладожским озером, пересечение планировочной структуры дорогами федерального и регионального значения и приграничное местоположение территории с Финляндской республикой. В связи с указанным, авторами статьи предлагается рассмотреть и выявить границы влияния и развития территорий вдоль Ладожского озера.

Основная часть

На примере территорий «Приладожье», рассмотрим инструменты формирования туристской зоны и современные градостроительные подходы с учетом потребностей и предпочтений туристов и местных жителей,

устойчивого использования природных ресурсов и целостного формирования туристских маршрутов.

Основными инструментами формирования туристской зоны является:

- планировочная организация территории (формирование стратегии развития туристско-рекреационной сферы деятельности в регионах, выявление приоритетов, определение целей и задач развития);

- развитие обслуживающей и транспортной инфраструктуры (создание и модернизация туристической, транспортной и других видов вспомогательной инфраструктуры для обеспечения комфортного пребывания и перемещения туристов);

- привлечение инвестиций (поиск инвестиций и партнеров для реализации проектов по развитию туристкой зоны, включая инфраструктуру и сервисы);

- интегрированный подход к развитию туристской зоны (включение всех заинтересованных сторон в процесс планирования и управления туристской зоны).

Формирование границ туристской зоны прямо зависит от удалённости объекта интереса туриста (дистанции) от города и времени, которое должен потратить турист для его достижения, а также от функционального наполнения данной зоны.

Определение новых границ туристско-рекреационных зон авторами исследования рассматриваются на основе трех основных градостроительных подходов:

- кластерный подход, формируется через создание автотуристических кластеров вдоль дорог федерального и регионального значения;

- полицентрический подход, основывается на самодостаточности удаленных центров расселения от крупных городов, мегаполисов с границами агломерационного влияния;

- ландшафтный подход, территория анализируется через природную составляющую рекреационного потенциала.

Новизна представленного исследования заключается в разработке системы выявления границ туристских зон, наличие которых способствует самостоятельному развитию прибрежных территорий «Приладожья» для целей отдыха и туризма. При этом, обязательным составным элементом анализа участка должно быть использование трех основных подходов (кластерный подход, полицентрический подход, ландшафтный подход).

Подход к формированию автотуристических кластеров.

В 21 веке наиболее популярным способом путешествия является автотуризм. Вследствие чего, рассмотрение и развитие туристского комплекса и туристско-рекреационной инфраструктуры напрямую связано с автодорожными путями.

В 2020г. научно-исследовательский институт НИИ ПГ в Ленинградской области предложил концепцию развития объектов дорожного сервиса. Институтом было предложено 12 зон на основе деления всей территории Ленинградской области по дорогам федерального значения, с целью повышения инвестиционной привлекательности, конкурентных преимуществ Ленинградской области и рационального использования ее историко-культурного и природного потенциала1.

На основе указанного метода авторами исследования были рассмотрены дополнительно территории вдоль Ладожского озера в республики Карелия и получены 9 зон (в границах муниципальных образований, примыкающие к Ладожскому озеру). Авторы уже на данном этапе выявили, что зоны 3-5 и 7,8 отсекаются дорогами федерального

1 Научно-исследовательский институт перспективного градостроительства. URL: niipg.com/ru/projects/303 (дата обращения: 10.01.2024).

значения и тем самым не формируют единое пространство с территориями, прилегающими к Ладожскому озеру (рис.1).

Рис. 1. Схема деления территории по дорогам федерального значения При изучении транспортных и туристских потоков по дорогам федерального и регионального значения были выявлены наиболее активные участки. Это территории вблизи Санкт-Петербурга: Кировский и Всеволожский район, участок трассы Р-21 «Кола» до села Старая Ладога, г. Новая Ладога и г. Волхов, а также территория до г. Приозерск и г. Сортавала. При этом на территории восточной части «Приладожья» они имеют минимальное влияние к туристской активности. (рис.2а и рис.2б)

Данный кластерный подход, а также информация по расположению основных объектов туристского притяжения позволили сформировать районы с туристкой активностью по всей территории муниципальных образований, прилегающих к Ладожскому озеру в двух регионах. Наиболее перенасыщенные территории находятся в границах современной Санкт-Петербургской агломерации и в Волховском районе: с. Старая Ладога, города Новая Ладога и Волхов; территории Карельского перешейка, в основном

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:

ГРАНИЦЫ ПРОЕКТНЫХ ЗОН — ДОРОГА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧ.

ДОРОГА РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧ. -ДОРОГА МЕСТНОГО ЗНАЧ.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГРАНИЦЫ РФ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

вблизи известных природных объектов, а также территории архипелага Валаам, о. Коневец и г. Сортавала с его окрестностями: парк Рускеала, Ладожские шхеры и т д. [2,3].Территории восточной и юго-восточной части «Приладожье» слабо насыщенные, частично это связано с отдаленностью от крупных населенных пунктов, таких, как Санкт-Петербург и Петрозаводск (рис. 2в).

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ: УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ: УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:

I-1 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ПЛОТНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ □ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ НАСЫЩЕННОСТЬ В ПЕРЕНАСЫЩЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ -ГОСУДАРСТВЕННЫЕ

ЗОНА ВЛИЯНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ щ -— ВОДНЫЕ ТУРИСТСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТСКИХ МАРШРУТОВ М НАСЫЩЕННЫЕ ТЕРРИТОРИИ ГРАНИЦЫ РФ

I-1 НОВАЯ ГРАНИЦА ИССЛЕДОВАНИЯ СП НОВАЯ ГРАНИЦА ИССЛЕДОВАНИЯ СЛАБО НАСЫЩЕННЫЕ ТЕРРИТОРИИ -ДОРОГА

ГРАНИЦА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ П ГРАНИЦА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Н НЕ АКТИВНЫЕ ТЕРРИТОРИИ Ш ГОРОДА

• ГОРОДА • ГОРОДА Н НЕ РАССМАТРИВАЕМЫЕ ТЕРРИТОРИИ • НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ

а) б) в)

Рис. 2. а) Схема транспортных потоков; б) Схема туристских потоков; в) Схема зон туристской активности

Полицентрический подход

Не менее важным фактором при рассмотрении и выявлении новых границ является изучение взаимодействия населенных пунктов между собой и их влияние друг на друга. На данные территории достаточно большое влияние оказывает г. Санкт-Петербург, оно в основном распространяется на населенные пункты в границах 1-2 часов удаленности от мегаполиса, частично же радиус влияния может увеличиваться до 3 часов. Вследствие чего, самое большое влияние современная Санкт-Петербургская агломерация оказывает на Всеволожский и Кировский районы Ленинградской области,

менее активно на Волховский и Приозерский районы [4,5]. При этом, Лодейнопольский район из-за своей отдаленности имеет неочевидную связь с Санкт-Петербургом, а частичное влияние данного района направлено в сторону республики Карелия и ее административного центра, г. Петрозаводска. Территории Сортавальского района не подвержены большому влиянию г. Санкт-Петербург и г. Петрозаводск, однако длительное время данная территория была активно связана с Финляндской республикой. На данном этапе взаимодействие территории Сортавальского района практически в равной степени направлено как на Санкт-Петербург, так и на Петрозаводск.

Авторами исследования при применении полицентрического подхода было выявлено 5 основных самодостаточных зон влияния центров расселения туристской направленности: Санкт-Петербургская, Староладожская, Приозерская, Сортавальская и Олонецкая (рис.3)

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:

-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ

НАСЕЛЕННЫМ ПУНКТАМ ЗОНА ВЛИЯНИЕ ГОРОДОВ ЗОНА ВЛИЯНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ГРАНИЦЫ РФ -ДОРОГА

• ГОРОДА

• НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ

Рис. 3. Схема взаимодействия и влияния населенных пунктов

Ландшафтный подход

Рассмотренные ранее градостроительные подходы выявления актуальных границ туристских зон представляют собой территориально-планировочные характеристики. Но не стоит забывать и о природной составляющей - ландшафте. Характер рельефа местности, границы между скалистой и равниной территорией и иные природные критерии на протяжении многих веков определяли границы различных государств. Так, одним из известных способов формирования границ, являются водные объекты. Водная система Ладожского озера в целом, и в частности его отдельные элементы, такие, как р. Видлица или р.Свирь, испытывают мощное влияние различных государств уже на протяжение многих веков, особенно активное влияние происходит в последние 300 лет [6,7]. Именно поэтому при выявлении актуальных границ исследования необходимо было рассмотреть основные водные элементы, такие, как: Ладожское озеро, р. Нева, р. Волов, р. Свирь, р. Олонка, р. Видлица, р. Уксунйоки, р. Янисйоки, р. Тохмайоки, р. Кокколайоки и р. Вуокса с ее рукавами. Они впоследствии разделили рассматриваемую территорию на 12 зон (рис.4а).

Не менее важным критерием является тип грунта и почвы. Территория «Приладожье» богата разнообразными типами грунтов и почв, так как располагается в месте стыка двух плит: Балтийского щита и Восточноевропейской платформы.

Всего на рассматриваемом участке было выявлено 8 типов почв (рис.4б):

- в южном «Приладожье» преобладают болотные и торфяные,

- в восточном «Приладожье» преобладают болотные и торфяные, а также слабо- и среднеподзолистые,

- в северном «Приладожье» преобладают дерново-подзолистые и выходы горных пород,

и

- в западном «Приладожье» преобладают слабо- и среднеподзолистые. По типу грунта исследуемая прибрежная территория «Приладожья» разделена на 5 зон. В южной и восточной части преобладают озерно-ледниковые грунты; в западной - озерно-ледниковые и холмисто-моренные; а в северной это сельговые грунты (рис. 4в).

Рис. 4. а) Схема зонирования по водным объектам. б) Схема зонирования по типу почвы. в) Схема зонирования по типу грунта

Заключение

После проведения данного анализа и сопоставления итогов применения градостроительных подходов, были сформированы границы исследования территории «Приладожье» с четким районированием территории с выделением туристских зон (рис.5а).

На основе рассмотренных градостроительных подходов и критериев формирования туристского пространства предлагается разделить Приладожский туристский регион на пять туристских пространств (рис.5б):

и

- городское туристско-экскурсионное кольцо, современная Санкт-Петербургская агломерация,

- рекреационная туристская зона ближнего пригорода Санкт-Петербурга,

- рекреационная туристская зона ближнего пригорода Петрозаводска,

- туристская зона дальнего пригорода Санкт-Петербурга, северное и восточное «Приладожье»,

- комплексная туристская зона вокруг крупных опорных центров -полицентров.

Рис. 5. а) Схема новой границы исследования и развития туристско-рекреационного комплекса Приладожье. б) Сформированные туристские

пространства

Рассмотренные градостроительные подходы и особенности пригородных туристских зон составляют потенциал развития туристско-рекреационной деятельности в двух регионах и, как следствие, трансграничное взаимодействие вдоль Ладожского озера, влияют на

планировочные и функциональные особенности её организации и определяют виды туризма [8].

Вывод

Формирование и развитие территории «Приладожье» позволит сформировать единую туристско-рекреационную структуру двух соседних регионов РФ, что в целом способствует улучшению уровня туристкой инфраструктуры отдельного административного элемента Северо-западного округа России. Тем самым создаются возможности к решению основных проблем многих регионов России: демографических, социально-экономических, логистических и т д.

Предварительные результаты исследования и выявления новых границ туристско-рекреационного комплекса позволяют определить основные перспективы и параметры развития туристско-рекреационной инфраструктуры Ленинградской области и республики Карелия, а также позволяют выявить сетевые туристские связи с другими туристско-рекреационными комплексами Северо-западного округа России [9]. Определение расположения дорог федерального значения и основных населенных пунктов, а также рассмотрение влияния потоков и активности туристов на той или иной территории, рассмотрение основных природных факторов - это необходимые исходные данные для разработки и выявления границ туристских зон через градостроительные подходы.

Для успешной реализации туристских зон необходимо целостное развитие туристической инфраструктуры, а именно:

- формирование и развитие системы общественно-рекреационных пространств и мест социальной активности туристов и местного населения на основе поэтапного преобразования территории,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- разработка проекта и сопровождение реализации единого туристско-рекреационного комплекса «Приладожье»;

- разработка проекта благоустройства и дальнейшая реализация системы благоустроенных зеленых пространств, которые будут способствовать улучшению экологического состояния путем снижения антропогенной нагрузки на отдельные территории [10].

Предложенный авторами статьи комплекс градостроительных подходов по выявлению границ туристкой зоны «Приладожье» может применяться при разработке документов территориального планирования регионального, районного и местного уровня, а перспективы и направления темы статьи в научном аспекте могут помочь в приоритете развивать градостроительный метод по организации туристских зон регионального уровня на территории России.

Литература

1. Лутченко С.И. Формирование туристско-рекреационной зоны «Волховская» в Ленинградской области // Architecture and Modern Information Technologies. 2022. №1(58). С. 161-173. URL: marhi.ru/AMIT/2022/1kvart22/PDF/10_lutchenko.pdf DOI: 10.24412/1998-48392022-1-161-173

2. Лутченко С.И. Планировочный и природный каркасы региона, как основа для формирования туристско-рекреационных зон // Инженерный вестник Дона, 2021, №10. URL: ivdon.ru/uploads/article/pdf/IVD_53_9_Lutchenko.pdf_b9c95f975f.pdf.

3. Dunets A.N., Muhamedieva A.G., Sycheva I.N. Spatial Development of Tourism Based on the Structure model of the Territorial Tourist Complex // European Research Studies Journal Volume XXI, Special Issue. - 2018. - РР. 200210.

4. Гусева С.Е. Историческое развитие планировочной структуры Карельского перешейка // Вестник гражданских инженеров. 2020.№1(78).

C.14-20.URL: vestnik.spbgasu.ru/article/istoricheskoe-razvitie-planirovochnoy-struktury-karelskogo-peresheyka (дата обращения: 17.01.2024).

5. Duany, A. Smartcode 6.5 A comprehensive formbased planning ordinance// Duany Plater-Zyberk & Company. -2005. - РР. 153-167.

6. Румянцев В. А., Кудерский Л. А. Ладожское озеро: общая характеристика, экологическое состояние // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2010. №1. URL: cyberleninka.ru/article/n/ladozhskoe-ozero-obschaya-harakteristika-ekologicheskoe-sostoyanie (дата обращения: 30.01.2024).

7. Большаков А.Г. Градостроительная организация ландшафта как фактор устойчивого развития территории: дис. ... докт.архитектуры: 18.00.01. Иркутск, 2003. 424 с.

8. Солдатенков Я.Ю. Проблемы и недостатки нормирования в градостроительстве территорий сельских агломераций // Инженерный вестник Дона, 2024, №2. URL: ivdon.ru/uploads/article/pdf/IVD_88_1y24_Soldatenkov.pdf_24429fdede.pdf

9. Зобова Е.В., Морева С.Н., Косенкова Ю.Ю Развитие туристско-рекреационных кластеров: российский и зарубежный опыт // Социально-экономические явления и процессы. 2017. № 6. Т. 12, DOI: 10.20310/18198813-2017-12-6-70-77

10. Лутченко С.И. Территориально-планировочная организация туристской инфраструктуры Ленинградской области: Дис. ... к.арх. 2.1.13.

1. Lutchenko S.I. Architecture and Modern Information Technologies, 2022,

СПБ, 2023. - 266 с.

References

no.

1(58),

pp.

161-

173.

URL:

marhi.ru/AMIT/2022/1kvart22/PDF/10_lutchenko.pdf DOI: 10.24412/1998-48392022-1-161-173.

2. Lutchenko S.I. Inzhenernyj vestnik Dona, 2021, №10. URL: ivdon.ru/uploads/article/pdf/IVD_53_9_Lutchenko. pdf_b9c95f975f.pdf.

3. Dunets A.N., Muhamedieva A.G., Sycheva I.N. European Research Studies Journal Volume XXI, Special Issue . 2018. . PP. 200-210.

4. Guseva S.E. Vestnik grazhdanskih inzhenerov 2020. №1 (78). pp.14-20.URL: vestnik.spbgasu.ru/article/istoricheskoe-razvitie-planirovochnoy-struktury-karelskogo-peresheyka.

5. Duany, A. Smartcode 6.5 Duany Plater-Zyberk & Company. 2005. PP. 153-167.

6. Rumyantsev V.A., Kudersky L.A. Obshchestvo. Sreda. Razvitie (Terra Humana). 2010. №1. URL: cyberleninka.ru/article/n/ladozhskoe-ozero-obschaya-harakteristika-ekologicheskoe-sostoyanie.

7. Bolshakov A.G. Gradostroitelnaya organizatsiya landshafta kak faktor ustoychivogo razvitiya territorii (Doct. dis.) [Town-planning organization of a landscape as factor of sustainable development of the territory (Doctor dis.)]. Irkutsk, 2004, 424 p.

8. Soldatenkov Ja.Ju. Inzhenernyj vestnik Dona, 2024, №2. URL: ivdon.ru/uploads/article/pdf/IVD_88_1y24_Soldatenkov.pdf_24429fdede.pdf.

9. Zobova E.V., Moreva S.N., Kosenkova Yu.Yu. Social'no-ekonomicheskie yavleniya i process. 2017, № 6 (12). DOL: 10.20310/1819-8813-2017-12-6-70-77.

10. Lutchenko S.I. Territorial'no-planirovochnaya organizaciya turistskoj infrastruktury Leningradskoj oblasti (Cand. Dis. Thesis.) [Territorial planning

М Инженерный вестник Дона, №3 (2024) ivdon. ru/ru/magazine/archive/n3y2024/9061

organization of the tourist infrastructure of the Leningrad region (Cand. Dis. Thesis)]. 2.1.13. St. PETERSBURG, 2023. 266 p.

Дата поступления: 23.01.2024 Дата публикации: 5.03.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.