Научная статья на тему 'Градостроительные комплексы вдоль побережья г. Дубай (ОАЭ) как пример сочетания канальной и дорожной транспортных инфраструктур'

Градостроительные комплексы вдоль побережья г. Дубай (ОАЭ) как пример сочетания канальной и дорожной транспортных инфраструктур Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
537
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНОЕ РЕШЕНИЕ ЖИЛЫХ КОМПЛЕКСОВ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Салимбаева Сабина Ергаликызы

В данной статье рассматриваются особенности архитектурно-планировочного решения жилых районов с учетом природно-климатических условий региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Салимбаева Сабина Ергаликызы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Градостроительные комплексы вдоль побережья г. Дубай (ОАЭ) как пример сочетания канальной и дорожной транспортных инфраструктур»

6. Официальный сайт Нидерландской урбанистической компании KCAP. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.kcap.eu/ (дата обращения: 05.05.2017).

7. Исабаев Г.А., Тазетдинов З.Ф. Перспективный генплан г. Алматы с учетом вопросов инновационного управления отходами // Наука и образование сегодня, 2017. № 4. С. 108-110.

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ВДОЛЬ ПОБЕРЕЖЬЯ Г. ДУБАЙ (ОАЭ) КАК ПРИМЕР СОЧЕТАНИЯ КАНАЛЬНОЙ И ДОРОЖНОЙ ТРАНСПОРТНЫХ ИНФРАСТРУКТУР Салимбаева С.Е.

Салимбаева Сабина Ергаликызы — магистрант, факультет архитектуры, Казахская головная архитектурно—строительная академия, г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности архитектурно-планировочного решения жилых районов с учетом природно-климатических условий региона.

Ключевые слова: архитектурно-планировочное решение жилых комплексов, дорожно-транспортная инфраструктура, градостроительство.

УДК 711(2): 551.48.2(536.2)

Одна из главных проблем, с которой сталкиваются современные города, связана с перенаселением и высокой плотностью застройки. Города разрастаются и доступ к центральным магистралям ограничивается, а иногда и вовсе становится недоступным. Поэтому применение каналов в виде водно-транспортной сети приобретает свое практическое применение, в которой значительно быстрее добираться будь то в центр города или на городские пляжи.

Развитие новых технологий позволило создавать комфортные условия для жизни людей практически на воде, примерами служат многие современные города, такие как Дубай, Майами. На сегодняшний день создание искусственных островов в целые районы, огромные кварталы являются особенно популярными в тех регионах, где плотность населения превышает обычной нормы. Существуют города, применившие технологию создания искусственных островов и в других целях. К примеру, город Дубай, создавший Пальму Джумейра, форма которого подчеркивает региональность, особенность историко-культурной ценности данного региона, с учетом природно-климатических условий. Данный остров входит в систему групп искусственных островов («Пальма Дейра», «Пальма Джумейра», «Архипелаг Мир» (The world), «Пальма Джебель Али») (Рис. 1). Идея создания искусственных островов возникла в 1990-е годы, в связи с нехваткой пригодной для застройки территории вдоль береговой линии в условия интенсивно нараставшего спроса на жилую и коммерческую недвижимость. По форме «Пальма Джумейра» представляет собой стилизованное изображение пальмы, которое состоит из ствола, 16 листьев и полумесяца, окружающий остров, который представляет собой 11 - километровый волнорез. Связь острова с материком осуществляет 300 - метровый мост, а полумесяц связан с верхушкой пальмы подводным туннелем [1] (Рис. 2).

В составе комплекса «Пальма Джумейра» имеется: жилая зона, в которую входят виллы с собственными пляжами и бассейнами, а также четыре крупных многоэтажных комплексов с различными типами квартир и пентхаусов. Виллы находятся непосредственно на 16 «ветках», которые образуют «крону» Palm Jumeirah. «Ствол» является главной составляющей острова. Вдоль побережья расположены комплексы Golden Mile и Shoreline Apartments со стандартными и эксклюзивными апартаментами, а также пентхаусы и особняки.

Жилой комплекс Shoreline Apartments состоит из 20 зданий, 10 из которых расположены на береговой линии. Комплекс имеет 10-12 этажей 2-3-4 комнатные апартаменты с удобной планировкой и видами на море с развитой прилегающей инфраструктурой. В состав жилого комплекса Золотая Миля (Golden Mile) входят 6 многоэтажных домов, имеющие апартаменты и люксы с одной спальней площадью 112 м2, трехспальные пентхаусы, площадью 383 м2, распределенные в разных корпусах. Также в комплексе имеются трехспальные таунхаусы, площадью 489м2, и городские виллы Town Homes, площадью 1369 м2. На первых и вторых этажах имеются бутики, кафе, рестораны и магазины. В общем жилой комплекс Золотая Миля содержит 780 квартир и городские виллы Town Homes. Кроме того, в комплекс входят 5-ти звездочные отели, пляжи, причалы для яхт.

Рис. 1. Дубайские комплексы на искусственных островах, ОАЭ [2]

Рис. 2. Комплекс «Ра1т ЗитеггаЪк Дубай, ОАЭ [3]

На острове, наряду с частными виллами, отелями, апартаментами и пятизвездочными гостиничными комплексами, размещены аквапарк, рестораны, монорельсовая дорога, дельфинарий, оздоровительные центры и множество других развлечений. В каждом жилом комплексе на этом острове имеются современные удобства, к примеру, салоны красоты, детские площадки, фитнес -клубы, спортивные центры. К настоящему моменту на острове построено 1400 вилл, 2500 квартир и 50 отелей и гостиниц.

Однако формирование комплекса «Пальмы Джумейра» с его невероятной интерпретации пальмового дерева имеет ряд недостатков. Основная идея композиционной формы комплекса видна только с высоты птичьего полета, что касается общего вида на острове, можно сказать, что архитектура выглядит весьма скудно. К тому же образовано нерациональное архитектурно -планировочное решение: этажность застройки резко поделена, то есть на «стволе» пальмы расположены многоэтажные жилые дома одной этажности, а на «ветвях» находятся лишь виллы. Дублирующие друг друга виллы создают не совсем эстетичное впечатление, так как отсутствует индивидуальность владельца, купившего определенный жилой дом.

Тем не менее, сама идея создания целого района на искусственном острове со смешанной транспортной инфраструктурой говорит о том, что границы в сфере градостроительного планирования расширяются в связи с развитием высоких технологий в строительстве. К тому же «Пальма Джумейра» является ярким примером того, насколько масштабно можно подчеркнуть региональную особенность страны, города или национальности. Еще одним интересным примером формирования смешанной транспортной инфраструктуры является жилой район Дубай Марина. Этот район представляет собой город в городе, где среди плотной застройки создан искусственный судоходный канал с несколькими проточными озерами, которые служат для швартовки различных

катеров и яхт обитателей (Рис.3). Застройка рассчитана на 120 тысяч жителей. Центральное русло, вырытое на 3 метра вглубь пустыни, является ключевым звеном в разработке Дубай Марины. Для предотвращения разрушения русла, а также для создания зоны отдыха, в проекте Дубай Марины была создана прибрежная полоса шириной 15 метров вдоль залива. Большая часть территории занята водной поверхностью и 8 километров общественных пешеходных зон.

Рис. 3. Район «Dubai Marina» Дубай, ОАЭ [4]

Особенностью Дубай Марины является создание открытого пространства в центре застройки, данная концепция вполне оправдана, потому что в густонаселенном городе существует острая нехватка свежей воды и дождя. В дополнении к береговой и парковой линии марины, важную часть общественного пространства составляют улицы, парки и аллеи, составляющие базу для застройки. Основной доступ к этим зонам осуществляется за счет бульваров. Все соседние улицы спроектированы с широкими, пешеходными дорогами, ведущими к паркам и марине. Эти дороги, обеспечивающие доступ к входам в жилые здания, способствуют увеличению пешеходного движения в Дубай Марине и создают функциональную и визуальную связь между зданиями и заливом (мариной), даже в постройках, не расположенных непосредственно на побережье. Возможность перемещаться пешком по городу, является одним из важных преимуществ городской жизни. Постоянная активность и социальный обмен, вызванный легкой возможностью пешеходного перемещения - это то, что делает города интересным местом для жизни. Детальный проект пешеходных участков, прилегающих к дорогам, с торговыми галереями, открытыми зимой и закрытыми и использующими климат-контроль летом, пешеходное соединение с жилыми зданиями и побережьем, стало важным приоритетом при планировании застройки Дубай Марины. По всей длине набережной расположены прибрежные рестораны, кафе и бутики. Помимо всего прочего недалеко от шести небоскребов этого комплекса на берегу канала расположен ряд трехэтажных вилл, Marinascape с частными террасами и балконами, которые выходят на залив. Виллы высокого уровня комфорта, имеющие апартаменты от 3 до 5 комнат, а также довольно внушительные площади, варьирующие около 919 м2. Комплекс «Дубай Марина» представлен элитными апартаментами с широким выбором удобств для развлечений и отдыха. Одним из примеров жилых комплексов можно отметить 85 -этажный комплекс Marina, расположенный в «Дубай Марина», имеющий 1-2-3-4-х комнатные апартаменты, с площадью 158-203 м2. Всего, этажностью от 30 до 85 насчитывается около 60 многоэтажных и высотных жилых комплексов.

Резюмируя все вышеперечисленные факты, можно с уверенностью утверждать, что градостроительные комплексы в городе Дубай являются весьма крупными и внушительными проектами. К наиболее удачным проектам градостроителей в городе Дубай можно отнести район «Дубай Марина». Комплекс сочетает в себе и разнообразие этажности, и весьма удобную транспортную структуру, сочетающее и водный транспорт, и автомобильный. Разные уровни этажности создают приятное впечатление и правильное эстетическое восприятие окружающей архитектуры.

Таким образом, города, имеющие разного рода ряда проблем связанные с природно-климатическими условиями, благодаря новым технологиям и новым взглядам городов - будущего,

могут внести область градостроительства на новый уровень развития. В связи с высокой плотностью населения, новые города как Астана, также могут быть подвержены перенаселению. Улично-дорожная сеть города уже терпит трудности в потоках автотранспорта на главных магистралях столицы. Помимо этого, город характеризуется подтопленностью территорий в связи с расположением на болотистой местности и высоким уровнем грунтовых вод. Поэтому решение градостроителей города Дубай может служить ярким примером и для архитекторов в решении грядушцх трудностей в столице Казахстана связанные с созданием двухчастной транспортной инфраструктуры, которая способствует разгрузке дорожной сети, благодаря дополнительной водной транспортной структуре. Примером архитектурно - планировочной структурой жилых домов со смежной этажностью и грамотной дорожно-транспортной и пешеходной организацией может служить комплекс «Dubai Marina». С помощью использования канальной системы и принципов организации жилой застройки на территории города Астана можно создать комфортабельный жилой район без риска возможных подтоплений.

Список литературы

1. Холлис Л. Города вам на пользу: Гений мегаполиса. 978-5-906264-43. 5 изд. Москва: Strelka Press, 2015. 432 с.

2. Росси А. Архитектура города. 978 - 5-906264 -21. 3 изд. Москва: Strelka Press, 2015. 264 с.

3. Россман В. Столицы. Их многообразие, закономерности развития и перемещения. 978 5 93255 373. 2 изд. Москва: Институт Гайдара, 2013. 336 с.

4. Самойлов К.И., Салимбаева С.Е. Градостроительные комплексы в г. Майами (США) как пример оптимального строительства на подтопляемых территориях // Наука и образование сегодня, 2017. № 4. С. 100-104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.