Выводы. Проект школы нового типа, созданный на кафедре архитектуры СибГИУ, является уникальным как сточки зрения архитектурного решения, так и с точки зрения инфраструктурного и функционального наполнения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. ВСН 50-86 / Госгражданстрой «общеобразовательные школы и школы-интернаты».
2. К р и в и н ц о в а Е.Е., О с и п о в Ю.К. Современная общеобразовательная школа на 800 учащихся. - В кн.: Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения:
Труды Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых / Сибирский государственный индустриальный университет. - Новокузнецк: Изд. центр СибГИУ, 2015. Вып. 19. Ч. IV. Естественные и технические науки. С. 103 - 105.
3. О с и п о в Ю.К., М а т е х и н а О.В., Семин А.П. Архитектурно-строительные конструкции и детали жилых зданий. Учебное пособие. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2014. - 406 с.
© 2016 г. Ю.К. Осипов Поступила 26 февраля 2016 г.
УДК 711.4:725
О.В. Матехина, Ю.К. Осипов
Сибирский государственный индустриальный университет
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ И ХУДОЖЕСТВЕННО-КОМПОЗИЦИОННАЯ РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ
Городская среда - сложная функционально-пространственная система неразрывно связанных частей города. В этой системе равноправно взаимодействуют как здания и сооружения, так и пространство улиц, перекрестков и площадей. Кроме того, в эту систему входит множество других составляющих: от уникальных произведений монументально-декоративного искусства до стандартных элементов городского оборудования и благоустройства.
Пространство города - это строгие линии проспектов, улиц и переулков, большие предприятия и парки, уютные дворы. Все это представляет сегодняшний облик города, к которому человечество шло тысячелетиями.
Зародившаяся городская среда всегда уникальна по своему характеру не только в разных городах, но и в различных районах одного и того же города. Становлению феномена городской среды в качестве самостоятельного объекта исследования и проектирования способствовала реконструкция старинных городов Европы (конец XVIII в.) и России (начало XIX в.), когда стало актуальным сохранение исторически сложившейся среды этих городов как большой
архитектурно-художественной ценности. В связи с этим архитекторами был разработан средовой подход к изучению города, по которому город предстал как обобщенная целостная пространственно-временная среда обитания человека. В центре внимания оказались механизмы взаимосвязи между становлением физических форм среды и социальной динамикой общества [1].
Общественные здания как элементы городской среды появились еще в древности: это храмы, театры, термы, библиотеки, стадионы Древней Греции и Рима, церкви и ратуши средневековых городов и т.п. (рис. 1). Именно эти здания превращали населенный пункт в городское поселение. В дальнейшем с увеличением количества общественных функций в городах и их разнообразия роль этих зданий значительно возросла. Особую роль в этом процессе сыграли урбанизация и связанная с ней активизация административно-управленческой, проектно-конструкторской, научно-исследовательской деятельности и всего того, что сопутствует социально-экономическому развитию общества [2].
Рис. 1. Спасо-Преображенский Собор, г. Новокузнецк
Общественные здания в городской среде предназначены:
- для культурно-бытового обслуживания населения (торговые точки, точки общепита, просветительские и медицинские учреждения, предприятия службы быта и т.д.);
- для административных учреждений (мэрия, префектуры, суды, госучреждения);
- для обеспечения трудозанятости части населения (колледжи, вузы, проектные организации);
- для развлечения, отдыха (театры, стадионы, рестораны и т.п.).
Учреждения культурно-бытового обслуживания населения должны быть приближены к местам жительства и работы, при этом желательно предусмотреть их пешеходную доступность [3].
При расчете учреждений культурно -бытового обслуживания следует принимать социальные нормативы обеспеченности, установленные в различных СНиПах. Нормативы рассчитаны на 1 тысячу человек обслуживаемого населения. Так, для детских дошкольных учреждений (ясли, сад) расчетный норматив равен 180 местам на 1 тысячу человек; при этом демографическая структура поселения может существенно корректировать этот норматив. Кроме того, существует некоторая дифференциация детских учреждений, каждое из которых обслуживает только часть общего норматива: детские учреждения общего типа -70 %, специализированные - 3 %, оздоровительные - 12 % (считается, что 15 % детей не пользуется детскими учреждениями). Существует еще одно градостроительное условие, ограничивающее вместимость детских учреждений: на территории жилой застройки размещают детские учреждения из расчета 100 мест на 1 тысячу человек, а остальные 80 мест - в зеленой зоне или на другой общегородской территории.
Кроме нормативного существует территориальный показатель для определения размера общественного здания: радиус пешеходной доступности учреждения. Этот ограничитель действует только в жилой застройке и дифференцирован для разных учреждений в пределах от 300 до 1500 м.
Объем административных учреждений зависит от величины города, его назначения и социально-экономической роли в системе расселения. Естественно, что город, выполняющий роль регионального центра, будет иметь больше разнообразных общественных зданий по управлению. Для этих зданий не разрабатываются нормативные ограничители: каждое здание проектируют по заданию на проектирование в зависимости от конкретных условий. Но существует одно очень важное градостроительное условие, определяющее дислокацию этих зданий в городской структуре: они должны быть в тесной увязке с сетью общественного пассажирского транспорта.
Сложность градостроительного размещения учебных заведений, конструкторских и проектных организаций и т.д. заключается в том, что они должны быть максимально приближены к жилым районам и удобно расположены по отношению к транспортным пересечениям. В то же время желательно эти здания, где люди проводят большую часть своего времени, располагать на озелененных территориях.
Для развлечения и отдыха обычно предназначены уникальные здания (такие как театры, концертные залы), а также парки отдыха (аттракционы), рестораны, спортивно-развлекательные центры и т.д. Такие здания строятся без жесткой нормативной регламентации, на основе задания на проектирование с учетом конкретных условий [4, 5].
С учетом потребностей общества организация культурно-бытового обслуживания населения предполагает множество объектов, «рассыпанных» по ткани города, имеющих функциональные связи с обслуживаемым населением и образующих сеть школ, сеть магазинов, сеть поликлиник и т.д. Если при проектировании отдельных объектов учитываются показатели материально-пространственной среды (вместимость, пропускная способность, экономичность, радиус пешеходной доступности и т.д.), то при формировании сети общественных зданий решающую роль играют поведение человека, групп людей, их образ жизни.
Включение социального фактора превращает сеть общественных зданий в систему культурно-бытового обслуживания - одну из под-
систем целостных градостроительных образований.
Общественные здания - основные структурные элементы композиционного решения как всего города, так и его составных частей. Композиция центральной части города, его периферийных районов, загородных зон отдыха, даже промышленных районов строится на основе главенствующей роли общественных зданий. Их планирование и функциональные связи создают вместе с транспортными магистралями и сетью уличных и пешеходных трасс планировочную структуру города.
Выразительная архитектура общественных зданий обладает определенным эмоциональным воздействием, что позволяет считать эти здания носителями образа городского пространства. Рассматривая художественно-композиционную роль общественных зданий в городской структуре, можно выделить следующие особенности:
- эти здания имеют местный акцент;
- служат общегородскими ориентирами;
- несут информацию о пространстве.
Часто общественные здания играют формирующую роль в ряду улицы, магистрали, в пространстве двора, перекрестка, площади (рис. 2).
Во дворе микрорайона детские и школьные учреждения занимают центральное место. В ряду улицы общественные здания, как правило, заглубляются по отношению к ее застройке, образуя парадные курдонеры и создавая таким образом композиционные акценты улиц. Во многих случаях общественные здания располагаются так, чтобы они замыкали перспективы улиц и проспектов (рис. 3).
Общегородскую роль ориентиров играют те общественные здания, которые определяют силуэт города. Эти здания или их ансамбли имеют важное значение в формировании композиционной структуры города, благодаря чему город воспринимается как единое целое.
Рис. 3. Здание мэрии г. Новокузнецка
Таких ориентиров в городе может быть несколько и каждый из них - значимый элемент, выступающий в роли композиционного центра (узла, доминанты), формирующего пространство любого размера.
Ведущие элементы композиции пространства, которыми являются общественные здания, выделяются на фоне рядовой застройки. Они запечатлеваются в сознании людей, их образы становятся знакомыми.
Каждое отдельно взятое здание само по себе редко запоминается, а в ансамбле с другими элементами среды безошибочно узнается даже на фотографии. Напоминание о любом здании вызывает в нашей памяти картину того места и того окружения, в котором оно стоит. Это свойство нашего восприятия можно объяснить способностью архитектуры общественных зданий нести информацию о пространстве. Информационно-интегрированные пространства могут варьироваться от небольших перекрестков и площадей до огромных планировочных районов города. Информация о здании может вызвать в памяти и образ дороги, ведущей к нему, и личностные воспоминания, связанные с местом. Знакомое окружение дает чувство эмоционального комфорта и помогает установить гармоничные отношения между личностью и внешним миром. Носителями такой информации наряду с другими ориентирами являются и общественные здания.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений / В.В. Адамович, Б.Г. Бархин, В.А. Варежкин и др. - М.: Стройиздат, 1985. - 541 с.
2. Ц а й д л е р Э. Многофункциональная архитектура / Пер. с англ. - М.: Стройиздат, 1988. - 150 с.
Рис. 2. Театральная площадь г. Новокузнецка
3. З о с и м о в Г.Н. Пространственная организация города. - М.: Стройиздат, 1976. - 215 с.
4. О с и п о в Ю.К. Жилой дом с интерьерно-ландшафтными зонами и элементами городского земледелия // Вестник СибГИУ. 2015. 4 (14). С. 46 - 48.
5. О с и п о в Ю.К., М а т е х и н а О.В. Малые архитектурные формы в пространстве городской среды // Вестник СибГИУ. 2015. № 2 (12). С. 61 - 63.
© 2016 г. О.В. Матехина, Ю.К. Осипов Поступила 21 марта 2016 г.