Научная статья на тему 'Градостроительное развитие территорий Приневья до основания Санкт-Петербурга: освоение зоны дельты Невы в XVII веке'

Градостроительное развитие территорий Приневья до основания Санкт-Петербурга: освоение зоны дельты Невы в XVII веке Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
1052
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕТР I / PETER I / СОВРЕМЕННЫЙ ПЛАНИРОВОЧНЫЙ КАРКАС И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ТКАНЬ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА / MODERN PLANNING STRUCTURE (PLANNING FRAMEWORK) AND TOWN-PLANNING FEATURES OF SAINT-PETERSBURG / СИСТЕМА РАССЕЛЕНИЯ ИНГЕРМАНЛАНДИИ / A SETTLEMENT RURAL SYSTEM IN INGERMANLAND / ГОРОДА / CITIES / СЕЛЕНИЯ И ДОРОГИ ШВЕДСКОГО ВРЕМЕНИ (XVII ВЕК) / SETTLEMENTS AND ROADS OF THE SWEDISH TIME (17 TH CENTURY) / ШВЕДСКАЯ КАРТОГРАФИЯ / SWEDISH CARTOGRAPHY

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Семенцов Сергей Владимирович

В статье на основании данных шведских архивных источников и шведской картографии (XVII век), а также опираясь на издания о развитии территорий Приневья в шведский период, рассматриваются вопросы выявления допетербургской системы расселения территорий (включающих поселения, сеть дорог, административно-территориальные границы), которые в настоящее время входят в исторический центр Санкт-Петербурга и его периферийные жилые и промышленные районы. Уточняется историко-топографическое размещение каждого населенного пункта тех десятилетий, осуществляется (по возможности) привязка населенных пунктов, трассировки сети исторических дорог и административных границ к топографии современного Санкт-Петербурга. Рассматриваются градостроительно-территориальные особенности преемственного возникновения и последующего развития начиная со времен Петра I объектов СанктПетербурга, которые сформировались на основе исторических элементов допетербургской системы расселения. Библиогр. 40 назв. Ил. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOWN-PLANNING DEVELOPMENT OF THE TERRITORIES ALONG THE NEVA RIVER BEFORE THE FOUNDATION OF SAINT-PETERSBURG: DEVELOPMENT OF THE NEVA RIVER ESTUARY AREAS IN THE 17 th CENTURY

On the basis of information obtained from Swedish archival sources and the Swedish cartography (of the 17 th century), and also being guided by editions about the development of territories along the Neva River during the Swedish period, this contribution deals with the issues of identification of the pre-Peter period system of settlement distribution (including settlements, road network, administrative-territorial borders) which are at present a part of the historic center of Saint-Petersburg and its peripheral residential and industrial areas. Historical and topographical placement of each settlement relevant to those times is specified, the location of settlements is identified, traces of historical roads network and administrative borders to the topography of modern Saint-Petersburg are revealed (whenever it is possible). Spatial and planning features of successive emergence and subsequent development of Saint-Petersburg buildings which had been formed on the base of pre-Peter period system of settlement distribution are considered in the contribution. Refs 40. Figs 2.

Текст научной работы на тему «Градостроительное развитие территорий Приневья до основания Санкт-Петербурга: освоение зоны дельты Невы в XVII веке»

2015 ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Сер. 15 Вып. 2

АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

УДК 711.4:719(470.23-25) С. В. Семенцов

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ ПРИНЕВЬЯ ДО ОСНОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: ОСВОЕНИЕ ЗОНЫ ДЕЛЬТЫ НЕВЫ В XVII ВЕКЕ

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Российская Федерация, 190005, Санкт-Петербург, ул. 2-я Красноармейская, 4

В статье на основании данных шведских архивных источников и шведской картографии (XVII век), а также опираясь на издания о развитии территорий Приневья в шведский период, рассматриваются вопросы выявления допетербургской системы расселения территорий (включающих поселения, сеть дорог, административно-территориальные границы), которые в настоящее время входят в исторический центр Санкт-Петербурга и его периферийные жилые и промышленные районы. Уточняется историко-топографическое размещение каждого населенного пункта тех десятилетий, осуществляется (по возможности) привязка населенных пунктов, трассировки сети исторических дорог и административных границ к топографии современного Санкт-Петербурга. Рассматриваются градостроительно-территориальные особенности преемственного возникновения и последующего развития начиная со времен Петра I объектов Санкт-Петербурга, которые сформировались на основе исторических элементов допетербургской системы расселения. Библиогр. 40 назв. Ил. 2.

Ключевые слова: Петр I, современный планировочный каркас и градостроительная ткань Санкт-Петербурга, система расселения Ингерманландии, города, селения и дороги шведского времени (XVII век), шведская картография.

TOWN-PLANNING DEVELOPMENT OF THE TERRITORIES ALONG THE NEVA RIVER BEFORE THE FOUNDATION OF SAINT-PETERSBURG:

DEVELOPMENT OF THE NEVA RIVER ESTUARY AREAS IN THE 17th CENTURY

S. V. Sementsov

St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, 4, ul. 2-ya Krasnoarmeyskaya, St. Petersburg, 190005, Russian Federation

On the basis of information obtained from Swedish archival sources and the Swedish cartography (of the 17th century), and also being guided by editions about the development of territories along the Neva River during the Swedish period, this contribution deals with the issues of identification of the pre-Peter period system of settlement distribution (including settlements, road network, administrative-territorial borders) which are at present a part of the historic center of Saint-Petersburg and its peripheral residential and industrial areas. Historical and topographical placement of each settlement relevant to those times is specified, the location of settlements is identified, traces of historical roads network and administrative borders to the topography of modern Saint-Petersburg are revealed (whenever it is possible). Spatial and planning features of successive emergence and subsequent development of Saint-Petersburg buildings which had been formed on the base of pre-Peter period system of settlement distribution are considered in the contribution. Refs 40. Figs 2.

Keywords: Peter I, modern planning structure (planning framework) and town-planning features of Saint-Petersburg, a settlement rural system in Ingermanland, cities, settlements and roads of the Swedish time (17th century), Swedish cartography.

Грандиозным пространственным фундаментом столичной Санкт-Петербургской агломерации стала формировавшаяся на протяжении веков и развитая допетер-бургская система расселения. Уникальная пространственная композиция столичной агломерации, целенаправленно создававшаяся на принципах «регулярности» и «ансамблевости» и превосходившая все известные градостроительные структуры ХУШ-Х1Х веков, удивительным образом впитала нерегулярную «живописность» и «случайность» пространственного построения допетербургской системы расселения [1-3].

Допетербургская система расселения Приневья включала тысячи поселений разного типа, тысячи верст дорог разного класса. Размещение поселений отвечало региональным ландшафтно-географическим особенностям с почти повсеместным распространением болот и тайги, между массивами которых отдельными островками располагались земли, пригодные для освоения. Оно, таким образом, имело «островной» характер — города и их пригородные зоны (пояса), фортификационные сооружения (крепости, редуты) возникали и развивались на пересечениях водных и сухопутных трасс сообщения. Поселения веками существовали на отдельных удобных для проживания и освоения территориях среди бескрайних болот и лесов, чаще всего — на берегах рек, имея приречный характер, их связывали столетиями формировавшиеся «нити» коммуникаций разного типа (от государственных трактов до дорог локального значения и местных подъездов).

Важнейшими элементами исторической системы расселения являются:

— система крупнейших опорных пунктов разного функционального назначения (многофункциональных городов, крепостей, торговых городов и т. д.);

— система поселений (разных величины, функционального назначения и т. д.);

— система сухопутных и водных дорог и магистралей;

— система землевладения и различного функционального освоения территорий;

— система визуальных и символических доминант и объектов (вертикалей храмов разной конфессиональности, капищ, особых природных и искусственных знаков и т. д.) [4].

Учитывая преемственный характер формирования подавляющего числа объектов Санкт-Петербурга и всей его обширной пригородной зоны (зданий, сооружений, кварталов, ансамблей, комплексов и т. д.), трассировки столичного градостроительного каркаса и каркаса городов пригородной зоны (улиц, проспектов, аллей) и системы внешних дорог на основе допетербургских пространственных элементов, одним из важнейших моментов изучения генезиса самого Санкт-Петербурга и всей Санкт-Петербургской агломерации является уточнение списка и территориальной локализации объектов допетербургской системы расселения Приневья.

Основой для такого уточнения стала известная в настоящее время серия шведских карт и планов XVII века, их сводный каталог автор опубликовал в 2000-х годах [5, 6], отметив важнейшие особенности и указав наиболее авторитетные случаи воспроизведения. В том числе знаменитые карты и планы: «Окрестности Ниена» (16381639) [7], «План Ниена Аспегрена» (1643) [8], «План Ниена» (1640-е) [9], «Карта островов дельты Невы Аспегрена» (1650) [10], «Карта Ингерманландии Бергенгейма 1-го» (1676) [11], «План Ниеншанца» (1676) [12], «Геометрическая карта Спасского погоста Торинга» (1680) [13], «Геометрическая карта Невы» (1681) [14], «Карта Ноте-

бургского лена Э. Белинга» (1688) [15], «Карта Спасского погоста» (1698) [16], «План Ниена Ю. Майера» (1698) [17], «Карта Нотеборгского лена Вассандера» (1699) [18], «Хорографическая карта русла Невы» (1701) [19], «Гидрографическая карта Невы К. Элдберга» (1701) (варианты: из РГАВМФ [20] и из Шведского Военного Архива [21, 22]), «Карта Ингерманландии А. Андерсина» (1704) [23].

Для настоящего рассмотрения существенными являются также копии шведских планов 1698 г., выполненные в XVIII — начале XX века специалистами и учениками в самом Санкт-Петербурге. Это копии с «Плана Крониорта» (1698), известные в различных вариантах исполнения и изданиях. В том числе: «План А. Крониорта, в копии К. Шварца» (1737) [24], «План А. Крониорта, в копии М. Коврина» (1749) [25], «План А. Крониорта, в копии Долгополова» (1903) [26].

Среди важнейших источников информации о развитии территорий в шведский период истории Приневья (1580-1700-е) можно в первую очередь отметить фундаментальный труд об основании и становлении Ниена (шведского города, основанного в 1611 г. в устье р. Охты), который был подготовлен финским пастером А. И. Гиппингом. Первый том издан им на шведском языке в 1836 г. [27], после получения Демидовской премии он удостоился перевода на русский язык и был издан под смотрением академика А. А. Куника (1863). Лишь через много лет после смерти автора вышли совместно первый и второй тома (1909), а еще через 4 года, в 1913 г. — в качестве приложения атлас собранных А. И. Гиппингом и А. А. Куником в шведских архивах планов и карт, изданный академиком А. С. Лаппо-Данилевским [28, 29]. Эта работа, включая новый перевод текстов, переиздание карт и новые комментарии, была воспроизведена в 2003 г. [30]. Некоторые топографические материалы имеются в другой фундаментальной работе об истории шведского Ниеншанца — в труде Бонсдорфа [31].

Еще в XIX веке укоренилась традиция воспроизводить реконструктивные (аналитические, исследовательские, выполненные на основе изучения подлинных исторических материалов) планы территории дельты Невы 1700 г. (до основания Санкт-Петербурга), созданные в Депо военных поселений, в Военно-топографическом депо, в Главном полицейском управлении в 1840-е гг., на которых отмечены некоторые поселения и дороги допетербургского времени, и, начиная с известных атласов Н. Цылова, воспроизводимые практически во всех энциклопедиях, исторических сборниках и туристических изданиях вплоть до 1917 г. [32, 33].

Частично карты и планы шведского времени опубликованы также в известном атласе Л. Багрова и Х. Келина (1953) [34]. Значительное комплексное изучение шведской картографии осуществила известная шведская исследовательница У. Эренсверд [35, 36]. Следует также отметить изданную на финском и русском языках замечательную и известную многим работу Сауло Кепсо «Петербург до Петербурга», в значительной мере основанную на глубоких параллельных архивных и картографических исследованиях [37, 38]. Масштабы шведской картографии территорий При-невья были представлены на совместной шведско-российской выставке (2003) [39] и рассмотрены на совместном российско-шведском семинаре, который проходил 25-26 октября 2005 г. в Санкт-Петербурге [40].

Все эти материалы позволяют с определенной точностью выявить историческую топографию территорий Приневья, на которых с 1703 г. последовательно формировался Санкт-Петербург. Рассматриваемые в данной статье территории (от со-

временных Сестрорецка на севере до Шушар на юге, от берега восточного Финского залива на западе до восточного берега р. Ижора на востоке) входили в 8ра$ко1 (8раз-еЬо1) Pogost (бывший еще ранее в новгородский и московский периоды Спасским Городенским погостом), составляя практически 2/3 его территории, без учета земель непосредственно вдоль правого и левого берегов р. Невы от ее истока у Нотеборга (бывшая русская крепость Орешек) до р. Ижоры.

По уточненным данным, в целом Spaskoi (Spaschoi) Pogost включал в самом конце XVII века 2 крупных города — Нотеборг (центр Нотеборгского лена — губернии) и Ниен (Ниенштадт, Ниеншанц), а также не менее 170 поселений. В том числе на территориях вдоль правого берега р. Невы — не менее 71 селения, город Ниен (Ниенштадт, Ниеншанц). На территориях вдоль левого берега р. Невы — не менее 63 селений, город Нотеборг. На территориях островов дельты Невы (от острова Елагина до острова между р. Мойкой и р. Фонтанкой) — не менее 35 селений, включая 3 господские мызы. В рассматриваемой зоне, которая включила исторический Санкт-Петербург с его ближайшими пригородными зонами и охватывает значительную часть современного Санкт-Петербурга, отмечено не менее 130 поселений, в том числе — территория шведского города Ниен.

А. Административные границы Спасского погоста (все исторические топографические точки «привязываются» к современным топографическим и географическим объектам).

Как показывают исторические материалы, территория Спасского погоста в шведский период менялась. Если его южная часть (вдоль левого (южного) берега р. Невы) была стабильной, то на северных пространствах на рубеже 1670-1680-х годов произошли значительные изменения. Вплоть до 1680-х годов в западной части северная граница погоста проходила от Финского залива вплоть до совр. р. Утка, возможно, прямо по берегу р. Нева (или немного отступая от него). С начала 1680-х эта граница была отведена на север до Черной речки (притока р. Сестры). А в восточной части погост включал до 1680-х годов территории вдоль берега Ладожского озера вплоть до р. Морье, но затем лишился части этих территорий, и административная граница была перенесена южнее к р. Черной (впадавшей в р. Неву напротив Нотеборга).

К 1700 г. на севере Спасского погоста его административная граница была проложена от берега Финского залива по совр. линии устья р. Сестры — по древнему руслу р. Сестры (р. Малая Сестра — р. Сестра) вплоть до р. Черная — затем по р. Черная через совр. поселок Дибуны до р. Дранишник — через совр. поселок Дра-нишники — вдоль р. Дранишник — к правому притоку в р. Охта в районе селения Энколово. Далее административная граница погоста шла вверх по р. Охта вплоть до совр. селения Варкалово, поворачивала на юг, делала небольшую петлю и от совр. селения Надежда была проведена строго на юго-юго-восток к огромным болотным массивам, откуда (приблизительно через 8,5 км) поворачивала из болот на юго-юго-запад, к ручью Горелый, и шла к государственному тракту Нотеборг — Ниенштадт и р. Лубья, проходя приблизительно в 500 м восточнее совр. монумента «Цветок жизни». Затем административная граница Спасского погоста была проложена почти строго на юг в район совр. ж.-д. станции «Заневский пост-2», в 500 м южнее нее поворачивала вдоль левого (северного) берега совр. р. Оккервиль, вела вдоль него на расстоянии в 1,5 км вплоть до совр. ж.-д. станции «Мяглово». А оттуда, отступая от

правого берега р. Невы приблизительно на 3,6-6,0 км, вела вдоль него к Ладожскому озеру.

К 1700 г. на юге Спасского погоста административная граница была проложена от восточного берега Финского залива прямо на юг от совр. р. Красненькой прямо до совр. пересечения Петергофского шоссе и проспекта маршала Жукова, оттуда приблизительно в 300 м западнее и параллельно совр. ул. Солдата Корзуна, южнее совр. ж.-д. станции «Ульянка» поворачивала почти на восток и доходила до совр. КАД при пересечении ее с р. Волковкой, оттуда через территорию совр. станции «Шуша-ры» административная граница была проложена к р. Славянка и затем, поворачивая почти строго в широтном направлении, была приведена к р. Ижора, приблизительно в 3,6 км от ее устья.

Таким образом, административные границы Спасского погоста имели разный характер трассировки в зависимости от того, были ли они проложены вдоль русел рек (с максимальной концентрацией поселений) или были проведены напрямую через малоосвоенные, не имевшие такой густоты поселений территории. Так, северная граница погоста (включившая территории севернее правого берега р. Невы) была проложена от Финского залива вплоть до р. Охты по руслам рек, поэтому она преимущественно имела природно-живописный характер. Затем — от р. Охты до р. Дег-тярки она была проложена вне поселений (от точки до точки) и представляла сумму прямых линий. А от р. Дегтярки до истока р. Невы снова шла по руслам рек. Но южная граница погоста (включившая территории южнее левого берега р. Невы) была четко проведена вне «кустов» (сгустков) поселений (от точки до точки), а восточнее р. Ижора и через малоосвоенные заболоченные территории и являла собой сумму прямых отрезков от Финского залива вплоть до южного берега Ладожского озера.

В западной части этого очерченного административными границами расширенного пятна Спасского погоста на пространствах значительно освоенных территорий и развивался с 1703 г. исторический Санкт-Петербург (имея в протяженности с севера на юг: 32,0-38,5 км, с запада на восток: 35,0-45,0 км). А восточная часть погоста (непосредственно суженная вдоль правого и левого берегов р. Невы по линии ее течения на протяжении 36,0-40,0 км и охватывавшая пространства в поперечнике «только» до 8,0-17,5 км) представляла собой явно малоосвоенные в допетербургское время заболоченные территории и не смогла стать площадкой массового освоения для городской застройки. Почему уже эти административные особенности территориального развития Спасского погоста шведского времени (до 1703-1705) получили отклик в пространственном развитии Санкт-Петербурга в XVIII — первой половине XX века?

Б. Коммуникации. На территории Спасского погоста выявлена устойчивая сеть водных (Невские фарватеры, фарватеры в акватории Финского залива и реки, притоки р. Невы) и сухопутных (дороги разной значимости) коммуникаций.

Б1. Водные. Крупнейшими водными коммуникациями были фарватеры (трассировка привязана к современным ориентирам — зданиям, сооружениям, магистралям).

Б.1.1. «Старый фарватер». Древнейший фарватер, известен с VIII-IX веков, в шведский период Приневья называвшийся «Старым фарватером», проходил от Ладожского озера по стремнине р. Невы вплоть до г. Ниена (в устье р. Охты), затем поворачивал в сторону совр. гостиницы «Санкт-Петербург» на совр. Выборгской

стороне — переходил в совр. Большую Невку — обходил с севера совр. Каменный остров — затем проходил между совр. островами Каменный и Елагин — шел южнее совр. острова Елагин — выходил к северному берегу Финского залива — шел приблизительно в 100-200 м южнее северного берега Финского залива в сторону Выборга.

Б.1.2. «Средний фарватер». Был ответвлением «Старого фарватера» в зоне дельты р. Невы и шел от истока совр. Большой Невки между совр. Санкт-Петербургским и Петровским островами (к северу от фарватера) и Васильевским островом (к югу от фарватера).

Б.1.3. «Новый (Южный) фарватер». Открыт в 1670-1680-х годах, проходил между совр. Санкт-Петербургским и Васильевским островами (к северу от фарватера) и Адмиралтейским островом (к югу от фарватера), затем — по извилистой трассе по Финскому заливу к южной оконечности совр. острова Котлин. Характерно, что по трассе этого фарватера были размещены плавающие маяки (бакены?) на якорях: один — западнее совр. Василевского острова, второй — на северной оконечности отмели, которая шла от берега, где позднее выстроены ансамбли Петергофа и Ораниенбаума. Севернее этой отмели, границу которой и отмечал маяк, проходил между маяком и островом Рытусаари (совр. Котлин) «Южный фарватер». Именно на месте этого второго плавающего маяка зимой 1703-1704 гг. выстроен знаменитый Кроншлот. Кстати, мели в дельте р. Невы также отмечались плавучими маяками.

В перечень судоходных рек на территории погоста наряду с р. Невой входили по правому берегу р. Невы: р. Сестра с притоками, р. Черная, р. Каменка, р. Охта (Swart-Ьаскеп) с притоками, р. Черная, р. Морье; по левому берегу р. Невы: р. Красненькая, р. Волковка, р. Славянка с притоками, р. Ижора с притоками, р. Мга с притоками, р. Мойка с притоками.

Вдоль берегов р. Невы отмечены десятки селений.

По правому берегу — 45 селений от Нотеборга до Ниеншанца. В том числе: krog (постоялый двор) в зоне совр. селения Переправа, krog на территории совр. поселка Резвых, 2 селения в совр. Невской Дубровке (в том числе чуть западнее совр. церкви «Взыскание погибших» иконы Божией Матери), 1 селение в совр. поселке Пески, 1 селение на территории совр. поселка Островки, 1 селение на территории поселка Маслово, 2 селения в зоне совр. мемориала «Холм славы», 2 селения в совр. поселке им. Свердлова, в том числе чуть западнее церкви Во Имя Святого Николая Мирликийского, 2 селения в совр. послеке Овцыно, 5 селений в зоне совр. Невского парклесхоза, 3 селения на территории совр. Новосаратовки, 3 селения в устье совр. р. Утка, 10 селений вдоль совр. Октябрьской наб., 1 селение южнее совр. железнодорожного Финляндского моста, 1 селение вдоль берега р. Невы чуть севернее совр. Таллинской ул., 1 селение в зоне совр. Малоохтинского пр., 45.

По левому берегу р. Невы можно найти всего 15 поселений от устья совр. р. Мойки до устья совр. р. Монастырки ^иШ1а ее). В том числе: 1 селение в зоне совр. Английской наб., 1 селение в зоне совр. Адмиралтейства, господская мыза в зоне совр. Летнего сада и 2 селения в зоне совр. наб. Кутузовской, 5 селений в зоне совр. наб. Робеспьера, русская церковь и 2 селения в зоне совр. Смольного, 1 селение в зоне совр. пр. Бакунина, 14-16. А также 58 селений южнее устья совр. р. Монастырки (в зоне от устья совр. р. Монастырки вплоть до устья совр. р. Тосны отмечена при-

брежная дорога, соединявшая расположенные вдоль берега р. Невы селения), в том числе: 1 селение у перевоза через р. Неву напротив крепости Нотеборг (Орешек) в зоне совр. собора Во имя Благовещения в Шлиссельбурге, 1 селение у перевоза через р. Неву напротив совр. поселка Резвых, 2 селения в зоне совр. поселка Марьино, 1 селение прямо на территории Невского пятачка, 1 селение в урочище Арбузово, 1 селение на территории древнего кладбища поселка Лобаново, 3 селения в поселке Лобаново, 1 селение севернее совр. поселка Отрадное, 2 селения в совр. Ивановском в устье р. Святка, 6 селений в зоне совр. мемориала «Невский порог», 3 селения в устье р. Ижоры, 1 селение в «Кривом колене», 3 селения в устье р. Славянки, 2 селения на территории совр. Рыбацкого, 4 селения в устье р. Мурзинка, 3 селения в зоне совр. Обухово, 4 селения на территории парка им. Бабушкина, 7 селений по древней дороге (совр. пр. Обуховской обороны) в зоне ул. Крупской и ул. Ткачей, 1 селение на территории совр. Подворья Зеленецкого монастыря, 2 селения в северной части совр. Александро-Невской лавры, 1 селение в зоне церкви Всех Скорбящих Радости на совр. пр. Бакунина, 1 селение на территории бывшей Текстильной фабрики барона Штиглица, чуть южнее совр. Смольнинской прорезки.

Поселения вдоль крупнейших рек зоны дельты р. Невы.

Вдоль совр. р. Мойки (в дельте р. Невы). Выявлены 3 селения вдоль правого и левого берегов.

Вдоль совр. р. Фонтанки (в дельте р. Невы). Отмечены 2 господских мызы (на территории совр. Летнего сада и в зоне совр. Михайловского замка) и 11 селений вдоль правого и левого берегов.

Вдоль совр. р. Красненькой (на левобережье р. Невы). Отмечены не менее 10 поселений, в том числе в зоне северного края совр. Красненького кладбища — 3 селе-

Вдоль совр. р. Волковки и совр. р. Монастырки (8иШ1а ее) (приток к левому берегу р. Невы). Отмечены в границах Спасского погоста 9 поселений, в том числе: чуть севернее совр. станции метро «Купчино», 2 поселения в районе совр. Альпийского переулка, 15-17, 3 селения чуть южнее Волковского кладбища, 1 поселение в районе южного берега Обводного канала у Американских ж.-д. мостов, 2 селения в устье р. Монастырки.

Вдоль совр. р. Славянки (УепНюЫ) (приток к левому берегу р. Невы). Отмечены не менее 7 селений, в том числе: 3 селения на территории совр. поселка Славянка, 1 селение на правом берегу р. Славянка у ж.-д. моста линии Рыбацкое — Металло-строй, 3 селения на территории совр. Усть-Славянки.

Вдоль совр. р. Ижоры (приток к левому берегу р. Невы). В границах Спасского погоста отмечены господская мыза и 7 селений на обоих берегах.

Вдоль совр. р. Утки (приток к правому берегу р. Невы). Отмечены 6 поселений: 3 поселения в зоне устья совр. р. Утки, 3 поселения в срединном течении совр. р. Утки.

Б.2. Сухопутные дороги разной значимости.

Б.2.1. Государственные тракты. Среди крупнейших трактов на территории Ин-германландии, непосредственно имеющих отношение к рассматриваемым территориям, следует отметить следующие государственные тракты, соединявшие русско-шведскую государственную границу с шведскими городами и города Нотеборг, Ниен, Выборг, Нарву. (При составлении описания историческая трассировка трак-

тов и дорог по существующим до настоящего времени отрезкам дорог и улиц отмечена жирным шрифтом.)

Б.2.1.1. Государственный тракт государственная граница — Нотеборг — Ниен (Ниеншанц). Трасса древнейшего тракта вела от устья р. Волхов с городом и крепостью Ладога, подходила на территории Российского государства к границе чуть южнее берега Ладожского озера. Затем она шла по маршруту: государственная граница между Россией и Швецией (в районе совр. селения Лаврово на р. Лаве) — дорога вдоль южного берега Ладожского озера (приблизительно и частично по трассе совр. шоссе М-18) — совр. Никольское — совр. Петровщина — мост через р. Рябиновку — совр. Горная Шальдиха — дорога вдоль южного берега Ладожского озера (севернее совр. шоссе М-18) — переправа через р. Назия у совр. поселка Приладожский — дорога вдоль южного берега Ладожского озера (приблизительно по трассе совр. шоссе М-18), в том числе через совр. Синявино — выход на левый берег р. Невы у совр. южной оконечности г. Шлиссельбург — разветвления тракта: а) к Шлиссельбургу (главный город Нотеборгского лена с губернаторским дворцом) и далее — переправа через р. Неву у совр. селения Переправа — трасса на юго-запад к Черной речке; б) переправа через р. Неву к совр. поселку Резвых (обходя Нотеборг с юга) — трасса вдоль Черной речки частично по совр. Дороге — вдоль левого (северного) берега Черной речки — переправа через Черную речку южнее устья р. Дегтярки — дорога вдоль правого берега р. Дегтярки частично по совр. дороге — совр. урочище Березово — дорога вдоль правого берега р. Дег-тярки — переправа через р. Дегтярку — совр. скит Св. Андрея Первозванного — совр. Чайка — совр. Коркино — совр. Кирполье — совр. Колбино — совр. Красная Горка — совр. Кальтино — совр. поселок Южный — совр. г. Всеволожск (территория между Колтушским шоссе и Всеволожским пр. — Константинов-ская ул. — Дачная ул. — Почтовая ул.) — севернее совр. усадьбы Приютино — вдоль правого (северного) берега р. Лубья — к ручью Горелому у совр. Ржевки — перевоз через ручей Горелый — выход на левый берег р. Охта севернее совр. КАД — ул. Красина — участок севернее церкви Ильи Пророка — шоссе Революции — перевоз через р. Охта — ул. Химиков — шоссе Революции — дорога на юго-запад к Ниену (в устье р. Охта). Эта дорога, возможно, была древнейшей сухопутной дорогой данных территорий, ее существование может прослеживаться еще в 6838 (1300) г. н. э.

Вдоль тракта выявлены десятки поселений разного типа и размеров, от господских мыз до небольших хуторов. От государственной границы на запад вплоть до Нотеборга по самой трассе тракта отмечены господская мыза и деревня (в зоне совр. селения Лаврово), от них на запад вплоть до р. Нева — 15 селений, в том числе: селение на территории совр. Никольское, krog (постоялый двор) и селение на территории совр. Горной Шальдихи, селение на территории поселка Приладожский, krog на территории совр. садоводства «Восход», поселение на самом берегу р. Невы. После переправы через р. Неву — еще 30 селений: снова krog на левом берегу р. Невы, на территории совр. поселка Резвых, затем 29 селений вплоть до переезда через р. Охту, в том числе господская мыза и 6 селений по левому берегу р. Черная, 1 селение по левому берегу р. Дегтярки, 2 селения, древняя церковь и господская мыза на территории совр. Хязелки, селение западнее совр. Лиголампи, 2 селения на территории совр. Кальтино, 2 селения при переходе тракта через р. Лубью уже на территории совр.

Мельничного ручья, затем 2 поселения на правом берегу р. Лубьи, напротив места, где сейчас существует церковь Святых Константина и Елены во Всеволожске, далее к западу, чуть севернее совр. монумента «Цветок жизни» были размещены кгод и селение, затем уже в зоне левого берега р. Охты — 2 господских мызы, 4 селения, кгод; недалеко от переправы (моста?) через р. Охту — 5 селений. После переправы на правый берег р. Охты — 3 селения до города Ниена.

Б.2.1.2. Государственный тракт Ниен (Ниеншанц) — Выборг. Ниен — совр. Большеохтинский пр. (частично) — территория совр. Дачи Безбородко — территория совр. Металлического завода — совр. Лабораторная ул. — трассировка на совр. площадь Мужества — совр. пр. Тореза — совр. пр. Энгельса — совр. Выборгское шоссе — совр. ул. Заводская — совр. ул. Вологдина — совр. ул. Шишкина — совр. Ключевая ул. — через совр. Осиновую рощу — совр. Приозерское шоссе и далее на Выборг...

На рассматриваемой нами территории от Ниена (Ниеншанца) до р. Дранишник существовали следующие поселения: krog (постоялый двор) в зоне совр. Поклонной горы, krog у совр. Среднего Суздальского озера, krog в зоне совр. Выборгского шоссе, 33, господская мыза и 2 селения на территории совр. Парголово и Шувалово, 6 селений на территории совр. Осиновой рощи, уже за самой границей погоста — 1 селение в совр. селе Дранишники на р. Дранишник.

Б.2.1.3. Государственный тракт Ниен (Ниеншанц) — Нарва. Ниен — переправа через Неву на ее левый берег в районе совр. Смольного — совр. ул. Тульская — совр. Суворовский пр. — совр. Греческий пр. — совр. Лиговский пр. — совр. Ташкентская ул. — совр. Старообрядческая ул. — западнее ж.-д. станции «Броневая» — Ав-товская ул. — пр. Стачек — немного восточнее совр. трассы пр. Маршала Жукова вплоть до совр. Волхонского шоссе — восточнее совр. Красносельского шоссе (совр. ул. Социалистическая — совр. Зеленая ул. — совр. Нагорная ул. — совр. ул. Юных пионеров) — небольшой участок Ропшинского шоссе — совр. дорога на Михай-ловку и далее в сторону Нарвы.

На рассматриваемой нами территории вдоль самого тракта (от р. Невы в районе совр. Смольного до совр. пр. Маршала Жукова) существовало 21 поселение, в том числе: на левом берегу р. Невы напротив цитадели Ниеншанц, от которой существовала переправа, отмечены православная церковь Святого Спаса, 4 поселения, чуть дальше от берега в самом начале тракта — krog (постоялый двор). Затем krog в зоне совр. Ташкентской ул., krog на Автовской ул., 8 селений вдоль берегов совр. речки Красненькая, krog и 2 селения в зоне совр. Кронштадтской площади, 5 селений вдоль совр. пр. Стачек, 206-216.

Б.2.2. Крупнейшие региональные дороги. Кроме государственных трактов, на этих территориях отмечены многие дороги шведского времени, в том числе крупнейшие региональные дороги. Многие из них позднее, во времена развития Санкт-Петербурга, либо сохраняли статус дорог пригородной зоны (если плотная городская или пригородная застройка еще не вышла на эти территории), либо стали улицами и проспектами (элементами градостроительного каркаса) подошедшего к ним и постепенно поглотившего их города.

Ниже будут перечислены дороги на территории севернее р. Невы (на рассматриваемых территориях южнее р. Невы дороги в основном трассированы вдоль рек и населенные пункты имели характер приречных поселений).

Б.2.2.1. Дорога от р. Сестры вдоль северного берега Финского залива вплоть до Ниена (Ниеншанца). Ее древняя трассировка сохранилась в трассировке современных улиц на территории начиная из Сестрорецка: ул. Андреева — ул. Григорьева — ул. Зоологическая — часть ул. Коммунаров (с выходом на ж.-д. станцию «Сестро-рецк») — ул. Тарховская — зона Тарховки и Александровки — ул. Большая Горская — ул. Центральная (в Лисьем Носу) — вдоль Приморского шоссе — ул. Старая (в зоне Лахты) — ул. Савушкина — севернее линии Ушаковской наб. — севернее линии Выборгской наб. — восточнее линии Пироговской наб. — совр. ул. Комсомола — севернее линии Свердловской наб. — в зоне совр. Большеохтинского пр. «вливалась» в тракт Ниен — Выборг.

Вдоль нее размещались в этот период не менее 29 поселений, в том числе следующие поселения: в совр. Сестрорецке в зоне Полевой ул., 5 поселений в совр. Горской в зоне КАД, 5 селений в северной части совр. Лисьего Носа, господская мыза и селение в зоне совр. Лахты, 2 селения в совр. Старой Деревне, 1 селение в совр. Новой Деревне западнее территории совр. станции метро «Черная Речка», 2 селения на территории совр. Ушаковской наб., 67 и 61, 3 селения на территориях вдоль совр. Выборгской наб., 55-57, 39-41, 11-13, 3 селения на территории совр. Пироговской наб. — в зоне домов 19-21 и в северной части территории совр. гостиницы «Санкт-Петербург», вдоль линии совр. Арсенальной наб. также отмечены 2 поселения — в зоне совр. площади перед Финляндским вокзалом, на участке 1, затем на территориях совр. застройки вдоль Свердловской наб. — 1 поселение (в зоне домов 28-30) и кирпичный завод Ниеншанца с карьерами в зоне совр. усадьбы Кушелева-Безбородко, сохранившей эти карьеры в виде усадебных прудов.

Б.2.2.2. Широтная дорога от р. Сестры к тракту Ниен — Выборг. Включила отрезки дорог: Новоселки — Левашово, дорога вдоль северной границы Северного кладбища — Кемеровская ул. (в Парголово) с выходом на государственный тракт Ниен — Выборг.

Вдоль нее отмечены в этот период 2 поселения: в районе совр. поселка Новоселки, в районе совр. Левашово-2.

Б.2.2.3. Широтная дорога от государственного тракта Ниен — Выборг на восток, в сторону совр. озер Кавголовских. Проходила: от совр. Приозерского шоссе — совр. Юкковское шоссе — совр. Ленинградское шоссе — через совр. Порошки-но — совр. Ольгинская дорога — далее на селение Мистолово...

Вдоль нее от государственного тракта вплоть до административной границы Спасского погоста размещались 9 поселений, в том числе: 5 поселений в зоне совр. Юкки и кирхи Хаапакангас, 2 селения и господская мыза в зоне совр. Порошкино, 1 селение севернее совр. Порошкино.

Б.2.2.4. Меридиональная дорога от государственного тракта Нотеборг — Ниен, начинавшаяся у ручья Горелого (в зоне совр. Ржевки) и проходившая затем на север вдоль левого берега р. Охты по территории совр. Медвежьего Стана и Мурино к совр. Токсовскому шоссе — переходя там р. Охту и продолжаясь по ее правому берегу вплоть до совр. Капитолово — затем от совр. Капитолово к совр. Савочкино, пересекая административную границу Спасского погоста в районе совр. ж.-д. станции «Кузьмолово» и направляясь затем к совр. Кузьмолово и совр. Куялово.

Вдоль этой дороги отмечены не менее 14 поселений, в том числе: 2 господские мызы и 4 селения в районе тракта Нотеборг — Ниен, 2 поселения в зоне пересечения

этой дороги с совр. Токсовским шоссе, 2 поселения в зоне совр. Новое Девяткино, 3 поселения в зоне Лаврики — Капитолово.

В. Поселения. На территории Спасского погоста выявлена устойчивая система разных по размерам, функциональности, государственно-социальному статусу поселений.

В.1. Города Нотеборг и Ниен (Ниенштадт, Ниеншанц). Нотеборг остался вне зоны нашего рассмотрения. Ниен размещался в устье р. Охты, простирался вдоль правого берега р. Невы и имел четкие пространственные очертания, занимая территорию современной Большой Охты, его цитадель Ниеншанц с кронверком на правом берегу р. Невы располагались на территориях вплоть до совр. Малоохтинского кладбища. Пятибастионная цитадель Ниеншатц имела бастионы (Гельмфельтов, Мельничный,

Рис. 1. «План Ниена. Ю. Майера». 29 июня 1698 г. (Фиксационный) (см.: [17])

Рис. 2. «Ниенштадт и его окрестности на 2 часа пути. Копия М.Коврина». 1698 г. (Фиксационный) (см.: [25])

Старый, Мертвый, Карлов), Большой и Малый равелины. Порт размещался в гавани в устье р. Охты, существовал перевоз от Ниеншанца к селу Спасское и кронверку на левом берегу р. Невы. На территории Ниена, имевшего более или менее регулярную планировочную структуру и 3 площади, выстроены Шведский кафедральный собор, Немецкая кирха, старая и новая ратуши, шведская школа, таможня, торговые лавки (гостиный двор), мытный двор, казармы для солдат (см. рис. 1). В окрестностях Ниена (как тогда писали — «на 2 часа пути» от него) размещались: городской кирпичный завод (в зоне совр. памятника «Усадьба Кушелева-Безбородко»), Круглая Пороховая башня (в зоне совр. северной части Александро-Невской лавры) и Артиллерийская лаборатория (чуть южнее Круглой Пороховой башни), Артиллерийское стрельбище с артиллерийским парком (в зоне совр. Нового Арсенала), рыбная тоня майора де ла Гарди (на совр. Стрелке Васильевского острова), усадьба ротмистра Конау со строениями и охотничьими угодьями (в зоне совр. Летнего сада и далее на восток вдоль берега р. Невы вплоть до зоны напротив Ниена), Блокхуузенхольм, сельский домик (хутор) Ладугердс (в зоне совр. Гренадерских казарм), военный лагерь севернее артиллерийского стрельбища. Восточнее Ниена размещен еще один кирпичный завод. Севернее Ниена, в его северном предместье размещен Госпиталь (в зоне совр. Большой Пороховской ул., 11-13). Городской сад размещен севернее ручья Черненького, там, где сейчас Большеохтинское кладбище. Напротив Ниеншанца, в зоне селения Спаское, существовал земляной нерегулярного очертания редут (кронверк?). Южнее Ниеншанца сооружен в 1670-х годах трехбастионный Кронверк, а в 1700-е годы еще южнее Кронверка предусмотрено срочно возвести 2 четырехбастионных шанца и восточнее Ниена на берегу р. Охты 1 шанец (см. рис. 2).

В .2. Поселения (за исключением поселений вдоль государственных трактов, крупных региональных дорог, берегов рек).

На совр. Каменном острове (с фин. яз. Kivi-saari — Каменный остров) отмечено 1 селение (в зоне Каменноостровского дворца). На совр. Крестовском острове (с фин. яз. Ristisari — Остров с крестом) было не менее 2 селений (в восточной части острова) и поминальный крест (?) на самой западной оконечности острова (возможно, в том месте, где с 1230 г. находился русский сторожевой пост). На совр. Петровском острове (с фин. яз. Patsasari — Остров с навигационным столбом) на его западной оконечности находился навигационный столб (маяк). На совр. Аптекарском острове (с фин. яз. Korpi Sari — Еловый остров) отмечено не менее 4 поселений. На совр. Петроградском острове (с фин. яз. Koiwo-sari — Березовый остров) размещались господская мыза (в зоне совр. Нахимовского училища) и не менее 7 поселений. На совр. Васильевском острове (с фин. яз. Hirvisari — Лосиный остров, позднее — Васильев остров) отмечены не менее 6 селений: 5 вдоль берега совр. р. Малая Нева, 1 селение на южном берегу острова, в зоне совр. Горного института. На совр. Адмиралтейском острове размещались господская мыза (в зоне совр. Летнего сада) и 6 селений.

Практически все эти селения во времена Петра I не были забыты и стали осваиваться в соответствии с потребностями начинавшегося Санкт-Питербурха. Подавляющая часть поселений стали основой размещения жилых, общественных, производственных, военных слобод, сразу же сформировав опорную систему пространственного каркаса возникавшего города и его обширной пригородной зоны. Все дороги сохраняли свое значение (и в подавляющем большинстве даже трасси-

ровку) и после 1703 г. Некоторые из них уже при Петре I были реконструированы в соответствии с новой пространственной организацией столичной городской системы, с изменением трассировки их некоторых фрагментов.

Литература

1. Семенцов С. В. Санкт-Петербург: предыстория и первые шаги пространственного развития // Топонимический журнал. 1998. № 1. С. 19-40: ил.

2. Семенцов С. В. Система поселений шведского времени и планировка Санкт-Петербурга при Петре I // Шведы на берегах Невы. Стокгольм, 1998. С. 129-138: ил.

3. Семенцов С. В. Формирование градостроительного генетического кода Санкт-Петербурга в XVIII-XX столетиях // Градостроительное искусство. Новые материалы и исследования. Вып. 1. Памяти Т. Ф. Саваренской / отв. ред. И. А. Бондаренко. М., 2007. С. 338-367.

4. Семенцов С. В. Система расселения Ингерманландии XVII века по данным шведской картографии: реальная география и гидрография Приневья, динамика административно-территориального деления, государственная и административные границы, система поселений разного значения, сухопутные и водные пути, система землевладения // Санкт-Петербург и Ингерманландия в архивах Швеции. Швеция в архивах Санкт-Петербурга. Материалы российско-шведского семинара 25-26 октября 2004 г. / сост., науч. ред. С. В. Семенцов. СПб., 2005. С. 180-211.

5. Семенцов С. В. Планы Санкт-Петербурга и карты Санкт-Петербургской губернии как важнейшие источники. Ч. 1: Предыстория развития территорий Приневья и Приладожья до основания Санкт-Петербурга // Собрание карт Санкт-Петербурга в библиотеках, архивах и музеях. Мат-лы 5-й конф. по информационным ресурсам петербурговедения. 10 марта 2010 г. СПб.: ЦГПБ им. В. В. Маяковского, 2010. С. 7-100.

6. Семенцов С. В. Карты и планы территорий Приневья до основания Санкт-Петербурга (Сводный каталог) // «Скандинавские чтения — 2010». СПб., 2012. С. 155-238.

7. Trackten, wärest Nyen Skana och sederneva St: Petersburg anladet = [Местность, где Нюен Сканс и позднее Ст. Петербург расположились] // Stockholm. Krigsarkivet. Utländska kartor. Österjöprovinser-na. SFP. Nyen. Nr. XIV: 15.

8. DELINEATO GEOGRAFICA uthöfWer Richs-skultens W: Steen von Steenhusens Gods Twaa Mill ofwan och Nedan för Nyens Staadh, alt uth medh Stoore Elffwen beläget. Sasom och Twa och een half Mill Söder uth till Duderhoffs Gräntz som man af däs Charta och Sircumferents hafweer till att see = [Географическое изображение земли, принадлежащей ревизору Генералу Стен Ван Стенхузену, расположенной в двух милях выше и ниже города Ниена на большой реке и в двух с половиною милях на юг к границе Дудергофа, что видно из карты] // Stockholm. Riksarkivet. Livonica, generalguv. Over Ingermanland Erik Gyllenstiernas skriv. Till K. M. :t 1643 27/3.

9. Designation Pä Nyen Schatz och Statz Situation... = [Город Ниеншанц и его окрестности...] // Stockholm. Riksarkivet. Kartor utan känd prov. (m. form). № 480.

10. Affritnings pa tge Kolmar vom äfre Dolägne nedan för Nyon Skants = [Карта островов, которые расположены вниз по течению от Нюен Сканска] // Stockholm. Krigsarkivet. SFP. Nyen. Nr. 3.

11. Карта бывшихъ губернш Иванъ-Города, Яма, Капорья и Нэтеборга. Составленная по масштабу 1/210 000 1827го года. Подъ присмотромъ Генералъ Маюра Шуберта Генеральнаго Штаба Штабсъ-Капитаномъ Бергенгеймомъ 1мъ. Изъ матерiаловъ найденныхъ въ Шведскихъ Архивахъ, показывающая разделеше и состояше онаго края въ 1676 году // Санкт-Петербург. РНБ. Отдел картографии. К 2-Зап 2/27. [1827 г.].

12. Nyenskantz Stad. (1676) = [Город Ниеншанц (1676)] // Лаппо-Данилевский А. С. Карты и планы Невы и Ниеншанца, собранные А. I. Гиппингом и А. А. Куником. СПб., 1913. № 13.

13. [Геометрическая карта территории Спасского погоста Нотебургского лена, между деревнею Ревоненна на Финском заливе и деревней Гуддилов на Неве] // Stockholm. Riksarkivet. Lantmäteristy-relsens leveranser 1850. Nr 310.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Geometrisch Delineation uthaf Newa=Strömmen ifran Ladoga Siön och Nötheborgh in till Nyen=Skantz, men dan öfrige deelen in till Öster Siöön ähr oboter och ungefehr teknat. Observerat in Oc-tobri A: 1681 af E. F. DBgh = [Геометрическая карта реки Невы от Ладожского озера и Нотеборга до Ниеншанца. Остальная часть реки до Восточного моря является несущественной и вычерчена приблизительно. Выполнена в октябре 1681 г. E. F. DBgh] // Stockholm. Krigsarkivet. Utl kartor. Ryssland. Band 34. VIII. Litt. A.

15. Geographisk Charta Öfwer NötheborgsLähn i Ingermanland /:Undantagandes Düderhofs Po-gost/: HinlkenÄhr Transporterat af de Geometriske Concepter, Anno 1688 in Junio aff. Erich Belingh = [Географическая карта Нотебургского лена в Ингрии, которая выполнена на основе общих представлений в июне 1688 г. Эриком Белингом] // Stockholm. Riksarkivet. Lantmäteristyrelsens leveranser 1850. Nr 307.

16. Extract af Ingermanlands General Charta üppa Näfwa Elf-i Nötheborgs Lähn Spaschoi pogost; if-rän Ladoga Siön och Nötheborgs Fästning; Nyen och sa Wydare ilh till Skieps Redden; af satt Anno 1698. af EB = [Извлечение из генеральной карты Ингерманландии; Река Нева, где Спасский погост Нотеборг-ского лена от Ладожского озера и Нотеборгской крепости до Ниена и далее до Корабельного рейда; составлено в 1698 году Е. Б.] // Санкт-Петербург. Библиотека РАН. НИОР. № 263.

17. Planta öffwer Nyens Situatiön Jempte Näffwa Strömens, ....Nyen. 29 Juny 1698. J. Meyer = [План расположения Нюена по отношению к течению Невы [показанной] с разделением на квадраты [промеров глубин]. 29 июня 1698. Ю. Мейер] // Stockholm. Krigsarkivet. SFP. Nyen. Nr. 7.

18. Denna Landt-Karta öfver Nötheborg Lähn är efler een stor gammal Karta, som fans här pa Contoret, bragt till detta format och rätta storleken af Landt-Cartor in Januario A° 1699. C. I. Stuart. P. Wassander fecit = [Эта карта Нотеборгского лена была выполнена с большой старой карты, которую мы нашли здесь в конторе; она была переведена в этот формат и размер ради того, чтобы приспособить ее к картам межевания в январе 1699 г. С. И. Стюарт. Исп. Вассандер] // Лаппо-Данилевскш А. С. Карты и планы Невы и Шеншанца, собранные А. I. Гиппингомъ и А. А. Куникомъ. Съ предварительной заметкой А. С. Лаппо-Данилевскаго. СПб.: Типографiя Императорской Академш Наукъ, 1913. № 2.

19. Chorographisk eller Trackt:Carta omkringh Nötheborgh, Samst Neva Strömmens Lapp uthur Ladoga=inuthj Öster=Siöön = [Хорографическая карта окрестностей Нотебурга и русла Невы от Ладожского озера до Восточного моря] // Stockholm. Krigsarkivet. Ryssland. Band 32. Nr. 40.

20. Hydrographisk Charta öfwer Nefva Strömmen alt ifran Nyenska redden i SaltSion til Noteborgs redd i Ladoga Sion med dess ratta Situation och diuplek-Samt grund och bankar observerad uti May och Junü Manader Anno 1701 af Carl Eldberg = [Гидрографическая карта реки Невы от рейда Нена в Соленом озере до рейда Нотеборга в озере Ладога, с ее исправленной ситуацией и глубиной, а также отмелями и банками, измеренными в мае и июне 1701 года. Карл Элдберг] // Санкт-Петербург. РГА ВМФ. Ф. 1331. Оп. 4. Д. 539.

21. Hydrographisk Charta öfwer Newa Strömmen, alt ifran Nyenska Redden i Salt:Siöön, till Nothe-borgz Redd i Ladoga:Siöön, med dess rätta Situation och diüpleek, Samst grund och Banckar, Observerad üti Maj och Jünj Manader, A°: 1701. Carl Eldbergh = [Гидрографическая карта течения Невы от рейда Нена в Соленом озере до рейда Нотеборга в озере Ладога, с ее исправленной ситуацией и глубиной, а также отмелями и банками, наблюдавшимися в мае и июне 1701 года. Карл Элдберг] // Stockholm. Krigsarkivet. Sweriges Krig. 9.48; Stockholm. Krigsarkivet. Utländska kartor. Österjöprovinserna. SFP. Nyen XIV:1b.

22. Carta öfwer Nyenska Redden medh en Dehl af Nefwa Strömmen. Исполнил Ehkä Carl Eldberg в 1701 г. // Stockholm. Krigsarkivet. Sjökarteverket. Litt. G. N:2.

23. General Carta Öfwer Provincien Ingermanneland dwisten delf noga Uthwysar Dela dhes Situation Fämfe alle der ütsi Belägue Kyrtior, Daft, Bijar och Torv, Tillyka meds alle der igenom sträckiande Större och mindre Wägar samst ... midh Kongl: Mayts: Landtmätery Contvir Anno 1704: af det afran Narfwen vor 1703 öfwersände Conceptet Sammandraget uf Vasl: Ingenieuren Erich Beling sa mäll uf 1678. och dhe senare Dyders Mätningar öfwer Nötheborgs Lähns Norra dehl unoverat.Anders Andersin = [Генеральная карта провинции Ингерманландии, которая показывает всю ее ситуацию, расположение всех церквей, усадеб, селений, болот, протяжение больших и малых дорог, а также озер, малых рек и ручьев, скопированная Его королевского величества Главным землемерным управлением в 1704 г., из Нарвы в 1703 г. пересланная с замечанием Эриком Белингом о том, что согласно работе 1678 г. и при более поздних измерениях северная часть Нотеборгского лена была обновлена. Андерс Андерсин] // Stockholm. Kungliga Biblioteket. Utländska handritade kartor 15. Stort förmät.

24. NieStadt mit der Gegend auf 2 Stunden. Abraham Chronhiort Baron Königliche Mayst. von Schweden beobriste. Lieut. von der Fortification 1698. Dieser Plan habe von einer Alten Schwedischen Riss mid Seine Siduation und Farben Gantz Accurad Nach Coupires St. Petersbourg Ano 1737 den 19. Januarj C. J. Schwartz = [Ние[н]город и его окрестности на пространствах в 2 часа пути. Выполнил Абрахам Крониорт, барон Королевского Величества Швеции, лейтенант фортификации, 1698. Этот план с его ситуацией и красками я совсем тщательно скопировал с старой шведской карты. Санкт-Петербург. 19 января 1737. Х. Я. Шварц] // Санкт-Петербург. Библиотека РАН. НИОР. № 761.

25. Nie Stadt mit der Gegend auf 2 Stunden. Abraham Chronhiort Baron Konigliche Mayst. Von Schweden beobriste Lieut. Von der Fortification 1698. Планъ города Ниенштадта. Сей планъ со ско-пированнаго со старинной карты швецкой г. Шварцомъ копировалъ студентъ Михаилъ Ковринъ

1749 года июля 10 дня [Копия «Плана Крониорта» на русском яз.] // Санкт-Петербург. Библиотека РАН. НИОР. № 762.

26. Въ память 200-летняго юбилея основан1я Петербурга. Планъ местности, занимаемой ныне Стъ Петербургомъ, снятый въ 1698 году, до завоеван1я ея Петромъ Великимъ; съ показашемъ су-ществовавшихъ на ней шведскихъ укрепленш. Изданъ Действ. Статск. Совет. Долгополовымъ въ 1903 году [Копия «Плана Крониорта» на русском яз.] // Санкт-Петербург. РНБ. Отдел картографии. К 3-Пб 1/133.

27. Neva och Nyenskans intill St Petersburgs Anlaeggning. Historisk Skildring af A. I. Hipping, Prost och Kyrkoherde i Wichtis, m. m. Foersta Delen. Helsingfors, 1836.

28. Гиппинг А. И. Нева и Ниеншанц. Т. 1, 2. СПб., 1909.

29. Лаппо-Данилевский А. С. Карты и планы Невы и Ниеншанца, собранные А. I. Гиппингом и А. А. Куником. СПб., 1913.

30. Гиппинг А. И. Нева и Ниеншанц. СПб.: Лига Плюс, 2003. 472 с.: ил.

31. Bonsdorff C. v. Nyen och Nyenskans. Helsingfors // Acta Societatis Scientiarum Fennicae. T. XVIII. Helsingforsiae, 1891. P. 349-504.

32. Планы С. Петербурга в 1700, 1705, 1725, 1738, 1756, 1777, 1799, 1840 и 1849 годах. С приложением планов 13-ти частей столицы 1850 года / сост. Н. Цылов. [СПб.], 1850.

33. Планы С. Петербурга в 1700, 1705, 1725, 1738, 1756, 1777, 1799, 1840 и 1849 годах, с приложением планов 13 частей столицы, изданные в 1853 году в воспоминание перваго основания С. Петербурга, 16 Мая 1703 года, и совершившагося полутора столетия существования города / сост. Н. Цы-ловым. СПб., 1853.

34. Bagrow L., Koehlin H. Maps of the Neva river and adjacent areas in Swedish archives. Malmö, 1953.

35. Эренсверд У. Шведское картографирование Ингерманландии // Шведы на берегах Невы. Стокгольм, 1998. С. 18-25.

36. Эренсверд У. Нева, Ингерманландия и Ниеншанц (из истории картографии) // Гиппинг А. И. Нева и Ниеншанц. СПб.: Лига Плюс, 2003. С. 419-454.

37. Kepsu S. Pietari ennen Pietaria. Nevansuun vaiheita ennen Pietarin kaupungin perustamista. Helsinki, 1995. 130 S.

38. Кепсу С. Петербург до Петербурга: История устья Невы до основания города Петра. СПб., 2000. 128 с.

39. От шведского города к российской столице. О чем рассказывают карты и планы XVII-XVIII веков: Каталог выставки / Семенцов С. В., Эренсверд У, Красникова О. А., Гефферт Б., Мазур Т. П., Бээрнхильм Г., Шрадер Т. А. СПб., 2003. 60 с.: ил.

40. Санкт-Петербург и Ингерманландия в архивах Швеции. Швеция в архивах Санкт-Петербурга. Материалы российско-шведского семинара 25-26 октября 2004 года / сост., науч. ред. С. В. Семенцов. СПб., 2005. 302 с.: ил.

Статья поступила в редакцию 1 января 2015 г.

Контактная информация

Семенцов Сергей Владимирович — доктор архитектуры; [email protected] Sementsov Sergei V — Doctor of Architecture; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.