Научная статья на тему 'Градостроительное развитие исторических городов Екатерининской эпохи в Ленинградской области на примере городов Луга, Кингисепп и Тихвин'

Градостроительное развитие исторических городов Екатерининской эпохи в Ленинградской области на примере городов Луга, Кингисепп и Тихвин Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исторические поселения / градостроительная реформа Екатерины II / Ленинградская область / градостроительное формирование городов / малые города / исторические города

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — С.И. Лутченко, О.В. Нецветаева

В представленной статье проведен анализ градостроительного развития городов Ленинградской области Луги, Кингисеппа и Тихвина, имеющих потенциал для включения в перечень исторических городов регионального значения, для выявления особенностей их градостроительного формирования сквозь различные исторические эпохи, а также сложившихся проблем городской среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Градостроительное развитие исторических городов Екатерининской эпохи в Ленинградской области на примере городов Луга, Кингисепп и Тихвин»

Градостроительное развитие исторических городов Екатерининской эпохи в Ленинградской области на примере городов Луга, Кингисепп и

Тихвин

1 2 С.И. Лутченко , О.В. Нецветаева

1 Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет 2Государственное казённое учреждение «Градостроительное развитие территорий

Ленинградской области»

Аннотация: В представленной статье проведен анализ градостроительного развития городов Ленинградской области Луги, Кингисеппа и Тихвина, имеющих потенциал для включения в перечень исторических городов регионального значения, для выявления особенностей их градостроительного формирования сквозь различные исторические эпохи, а также сложившихся проблем городской среды.

Ключевые слова: исторические поселения, градостроительная реформа Екатерины II, Ленинградская область, градостроительное формирование городов, малые города, исторические города.

Введение

Эпоха правления императрицы Екатерины II Великой характеризуется большим количеством проведенных ею реформ, направленных на комплексное развитие социально-политической жизни Российской Империи, ее модернизацию и усиление системы управления страной.

Одними из важнейших реформ данного исторического периода, ставшими основой для развития всей империи в целом и заложившими основы системы административно-территориального деления нашей страны, являются так называемые градостроительная и губернская реформы [1].

Вскоре после вступления на трон императрицей был выпущен указ от 25 июля (5 августа) 1763 года «О сделании всем городам, их строению и улицам специальных планов, по каждой губернии особо» [2]. Екатерина II поручила его исполнение архитекторам, которые вошли в созданную 11 декабря 1762 года «Комиссию для устройства городов Санкт-Петербурга и Москвы», которая была направлена, в том числе, и на другие города Российской империи.

Данная реформа была направлена на унификацию и стандартизацию застройки городов России для улучшения состояния городской среды и создания предпосылок к развитию промышленности и торговли в стране Свободная мягкая застройка, следующая за формами рельефа, заменялась типовыми строениями, размещаемыми на систематизированной регулярной сети улиц.

В течении 34 лет работы Комиссии было подготовлено 416 планов (всего в тот период количество городов насчитывало 497). Проекты городов были сделаны на основе эталонных проектов, особенно часто использовались чертежи руки Василия Ивановича Гесте. Данными проектами создавалась квадратно-гнездовая или лучевая система улиц и дорог, а также предусматривалось размещение различного рода административных, социальных и иных видов объектов, таких, как управы, больницы, библиотеки, школы, церкви и т.д.

Дальнейшие преобразования, которыми государыня изменила страну, были еще более масштабными - указом императрицы от 7 (18) ноября 1775 г. было издано «Учреждение для управления губерний Российской империи». Данный документ предлагал новую структуру территориально-административных единиц и систему местного самоуправления, которые смогли пройти испытание временем и без значительных изменений дошли до нашего времени, преодолев революционное изменение политического строя страны, связанного с падением империи, войны и иные социальные потрясения.

Суть губернской реформы сводилась к перекраиванию административных границ субъектов империи для создания более гибкой и удобной системы управления ими, так как к средине ХУШ века губернии имели огромные территории, контролировать и управлять которыми было крайне сложно. В ходе губернской реформы было создано 50 губерний

(намесничеств), губернии и наместничества были разделены на уезды. Города стали особыми административными единицами внутри уездов.

Комплексный результат работы двух описанных выше реформ изменил и модернизировал страну и несомненно изменил визуальный облик русских городов [3].

В целом такая система или подход к административно-территориальному делению, сохранился вплоть до Революции 1917 года.

Необходимо отметить, что города, застроенные в течении правления Екатерины II и сохранившиеся до наших дней, сейчас, как правило, являются городами исторического значения различного уровня. К примеру, 87 % городов, включенных в перечень исторических поселений, имеющих особое значение для истории и культуры Российской Федерации, согласно Приказу Минкультуры России от 04.04.2023 N 839 - это города, получившее свое развитие, планировку и основу городской среды в период Екатерининской эпохи. Данные города имеют большой потенциал для развития внутреннего туризма в стране при сохранении их градостроительной и архитектурной ценности [4], и несомненно заслуживают внимания и охраны, так как, с течением веков, с учетом военных действий, упадка после распада СССР, оставаясь без внимания, постепенно приходят в запустение или застраиваются современной безликой архитектурой.

Возвращаясь к истории градостроительства в стране, нужно сказать, что с приходом советской власти поменялся и подход к градостроительству, генеральными планами данного исторического периода развития страны, как правило, предлагался унифицированный типовой микрорайонный тип застройки. Он соответствовал времени и задачам, которые в тот момент стояли перед руководством страны, он позволял за короткий период времени строить новые районы городов и новые города, решал проблему переселения сельского населения в города, в рабочие поселки. Последствия такой

градостроительной политики привели к потере идентичности и уникальности городов, исторические города или новообразованные, в центральной части страны или в удаленных республиках, все выглядели одинаково.

Переходя к локальной проблематике формирования и исторического градостроительного преобразования отдельных городов Ленинградской области, получивших свое развитие или сформированных в рассматриваемый период - период XVIII века, необходимо сначала кратко описать историю формирования данного региона.

Территория Ленинградской области не всегда имела современные границы. Изначально образованная Петром I Ингерманландская губерния в 1708 году (или с 1710 года Санкт-Петербургская губерния), включавшая земли нынешних Ленинградской, Псковской Тверской, Новгородской областей и части Архангельской, Вологодской Ярославской областей и Карелии, в течении XVIII века претерпела ряд территориальных преобразований. В августе 1914 года Санкт-Петербург был переименован в Петроград, Санкт-Петербургская губерния - в Петроградскую губернию.

Февральская и Октябрьская революции 1917 года стали дальнейшей причиной изменения административно-территориального деления страны и изменения ее градостроительной политики. В январе 1924 года Петроград был переименован в Ленинград, Петроградская губерния - в Ленинградскую.

Ленинградская область образована постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР от 1 августа 1927 года из пяти губерний: Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Псковской и Череповецкой. В течении 19301950-х годов произошел ряд преобразований и изменений по переименованиям, преобразованиям, упразднениям территориальных единиц области.

Современные контуры границ Ленинградской области в большей своей части сформированы в 1965 году.

В 2004-2005 годах в Ленинградской области приняты 18 областных законов, устанавливающих границы и наделяющих соответствующим статусом муниципальные образования. Как следствие, вся территория Ленинградской области разграничена между поселениями, территории всех поселений, за исключением территории городского округа, входят в состав муниципальных районов. Таким образом, были образованы 17 муниципальных районов и 1 городской округ.

Все вышесказанное отражает глобальные изменения, которые происходили с рассматриваемой территорий на протяжении двух веков. Необходимо обратить внимание на то, что сейчас федеральная повестка направлена на сохранение культуры, развитие и поддержание малых и исторических городов России. Ленинградская область - это территория с богатой историей, с большим количеством исторических городов, имеющих потенциал к развитию. При работе с исторической средой очень важно найти золотую средину - как сохранить признаки эпохи расцвета определенного города, его историю и культуру и одновременно создать комфортные условия жизни для нынешних горожан [5, 6].

Для определения направления развития и понимания того, как работать с архитектурной и градостроительной средой исторических городов, необходимо подробно исследовать этапы их развития сквозь все эти преобразования.

В целом города Ленинградской области можно разделить на три группы:

- I - средневековые города (как правило, имеющие древнерусское или шведское наследие);

- II - города, получившие свое развитие с начала правления Петра I;

- III - города, образованные в советскую эпоху.

Отдельным городом (в настоящее время селом) необходимо назвать Старую Ладогу - первую столицу Руси [7].

Как следует из названия данной статьи, настоящее исследование направлено на изучение городов Ленинградской области, основное градостроительное развитие которых было заложено в период Екатерининских реформ. Таковыми городами в современных границах Ленинградской области являются Выборг, Шлиссельбург, Приозерск (Кексгольм) [8], Ивангород, Кингисепп (Ямбург), Тихвин - города первой группы, а также - Луга, Новая Ладога, Рождественск (имел статус города до 1796 года, ныне село Рождествено, Гатчинского района), Лодейное Поле, Гатчина - города второй группы. Данная выборка городов ограничена современной границей Ленинградской области.

Для выявления архитектурно-градостроительных проблем современного развития исторических городов Ленинградской области необходимо проанализировать исторический контекст и хронологию их преобразований и изменений, определить перспективы дальнейшего развития в современных условиях при сохранении идентичности и культурной ценности среды [9]. При этом важно отметить, что особенностью развития территорий Ленинградской области в любую эпоху являлась и является близость к Санкт-Петербургу. Сейчас или в период правления Екатерины II этот город перетягивал на себя основные исторические, торговые и культурные связи и направления развития, поэтому для фокусирования именно на территории исследуемого региона авторы статьи взяли за основу три города в Ленинградской области, которые находятся в периферийных частях региона (западная, восточная и южная) на расстоянии более 120 км от мегаполиса Санкт-Петербурга, а также имеют приблизительно схожее количество населения - Луга: 137 км от Санкт-Петербурга в южном направлении, население 38 тыс. человек, Кингисепп: 123 км от Санкт-Петербурга в

западном направлении, население 49 тыс. человек, Тихвин: 173 км от Санкт-Петербурга в восточном направлении, 54 тыс. человек.

Основная часть.

Луга. Впервые село Лужское упоминается в текстах XVI века. Населённый пункт был преобразован в город из Лужского посада в 1777 году в ходе губернской реформы правления Екатерины Великой. В 1781 году он стал уездным городом Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии [10].

Для города Луги Комиссией для устройства городов в 1778 году был разработан план развития, который был утвержден императрицей Екатериной II (Россия. Законы и постановления. Полное собрание законов Российской империи. [Собрание 1-е. С 1649 по 12 декабря 1825 г.]. - СПб. Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е.И.В. канцелярии, 1830. Книга чертежей и рисунков: (планы городов). - 1839. - [3], IV с., 416 л.). Данным планом предусмотрено формирование регулярного города с параллельно-перпендикулярным устройством улично-дорожной сети на берегах реки Луги. Планировочная система города представляла собой городской центр, основу которого составлял Екатерининский Собор и площадь перед ним, от центра ровными линиями, формируя параллельно-перпендикулярную сеть, расходились жилые улицы. Основная часть жилых кварталов вместе с Собором располагалась на правом берегу реки.

В 1840 году в городе Луга проживало 1340 человек. В городе было 140 деревянных и 2 каменных дома, две церкви, больница, училище. Имелся кожевенный завод и лесопильня, фаянсовая фабрика. Главным занятием населения были торговля и ремесла.

В средине XIX века город развивается как дачный поселок. В окрестностях города скупаются дворянские имения и на их территориях строятся дачные домики.

В 1896 году Городской управой был составлен новый план развития города, который получил одобрение и был утвержден в 1897 году губернскими инстанциями. Согласно пояснительной записке, план был составлен для продолжения расширения города, через продажу под застройку частным лицам вновь нарезанных плановых участков. Цель расширения города - попытка решения городских финансовых проблем. Участки нарезались размерами до полугектара под строительство особняков и дачных строений. Городские кварталы получили новые номера, что упразднило их прежнюю нумерацию, произведенную еще в 1784 году. Одновременно изменилось адресное обозначение домовладений, так что с 1897 года начинается и история современных почтовых адресов Луги.

Нарезка участков и разделяющих их проспектов, площадей и улиц была произведена в натуре с опережением окончательной разработки плана «в местностях совершенно сухих и удобных под застройку». Новая граница городских земель полностью совпала с границей выгонной земли, отведенной городу еще в 1800 году.

План 1897 года определил ту трехчастную структуру Луги, которая сохранилась до наших дней и состоит из трех планировочных районов: Центрального, Зажелезнодорожного и Заречного. Свободными от жилых кварталов остались территории, отведенные под размещение казарм, манежей и складских хранилищ 24-й артиллерийской бригады и граничащие с ней земли приюта имени принца П.Г. Ольденбургского. Реки Наплатинка и Обла стали естественными границами Луги с севера и юга. Западные и восточные окраины города растворялись в окружающем его пространстве природных лесов. План 1897 года предусматривал формирование системы парковых территорий на основе кварталов специально оставленных свободными от разбивки на дачные участки. В центральной части города кроме Соборной площади обширный парковый участок занимал два квартала

между улицами Новой и пр. Урицкого, подходя к р. Наплатинке. Цепь частично сохранившихся парковых кварталов размещалась вдоль Киевской улицы в Зажелезнодорожной части города.

В Заречной части генплан 1897 года дал начало современному городскому парку культуры и отдыха, определил сохранность леса на Лысой горе.

К началу XX века в городе располагались: кирпичный завод С. Яшинина, лесопильные заводы А. Траскина и Л. Андреева, слесарно-механический завод М. Колянковского, железнодорожное депо и электростанция. В 1910 году было организовано Тигельное производство. Мастерская для выделки графито-глиняных горшков О. Касприжика, введенная в эксплуатацию в 1906 году, дала начало крупнейшему предприятию города - ОАО «Лужский абразивный завод», в настоящее время широко известному как в России, так и за рубежом.

После Октябрьской революции 1917 года город Луга стал быстро развиваться. В 1926 году в нём насчитывалось 14,7 тыс. человек, в 1940 году - 30,0 тыс. человек.

В 1927 году город стал административным центром Лужского района и Лужского округа (упразднён в 1930 году) в составе Ленинградской области. В адресной книге Ленинградской области сохранился план развития и планировки города Луги 1928 года (Весь Ленинград и Ленинградская область: адресная и справочная книга на 1928 год. Ч.1. Весь Ленинград. Ч.2. Ленинградская область. - Л.: Орготдел Ленингр. Обл. исполкома и Ленинградского Совета, 1928. - 1523 с.), он развивает и поддерживает структуру генерального плана 1897 года.

После Великой Отечественной войны город Луга был практически отстроен заново. Особенно интенсивно город застраивался в 1970-х - начало 1990-х годов на основании генерального плана 1970 г. (не сохранился),

активно развивалось жилищное и промышленное строительство. На севере и на юге центральной части города выросли комплексы новых жилых микрорайонов. В городе активно развивались существующие и строились новые промышленные предприятия: абразивный завод, цех завода безалкогольных напитков, мясокомбинат, молокозавод, консервный завод, химический завод, обувная и трикотажная фабрики, асфальтобетонный и кожевенный заводы, автотранспортные предприятия и так далее. В окрестностях города разместились санатории, дома отдыха, пионерские лагеря. Город процветал, численность населения до перестройки достигла 41,5 тысяч человек.

Проект существующей городской черты был утвержден в 1970 году.

В 1981 году институтом «Ленгражданпроект» была разработана новая городская черта с учетом перспективного развития города, заложенного в генплане 1970 года.

В дальнейшем новый градостроительный документ для города Луги был подготовлен в 2017 году. Он отобразил сформированную еще в конце XVIII века концепцию разбивки кварталов, но анализируя генеральный план, можно заметить, что новые территории жилой застройки значительно отличаются от прежних и не сохранили регулярную систему застройки 1778 и 1896 года. Помимо этого, многие кварталы, изначально предусмотренные для создания «зеленых уголков» строгой сетки улиц, были застроены, что повлекло за собой потерю первоначальной идеи Екатерининского плана и плана 1897 года.

Современная территория Лужского городского поселения, в которую, в том числе, входит город Луга, вытянута в меридиональном направлении вдоль реки Луга и железнодорожной ветки Санкт-Петербург-Псков. Две данных линейных артерии - природная и технологическая, значительно влияют на планировку и градостроительное развитие города.

Историческая часть города зажата между железнодорожной линией, построенной в средине XIX, и рекой. Она характеризуется, как правило, 2-3-этажными зданиями дореволюционного периода, сохранившимися в период оккупации и Великой Отечественной Войны, а также 5-этажными типовыми панельными зданиями советской застройки, при этом сетка улиц, заложенная еще в XVIII, сохранена. Центр города сформирован улицей Железнодорожной, проспектами Урицкого и Кирова, на которых расположены Железнодорожный вокзал, площадь Мира и Храм Святой Великомученицы Екатерины.

К западу от железной дороги расположена территория города, которая характеризуется индивидуальной жилой застройкой с регулярной планировкой улиц.

На правом берегу реки Луга также расположен район города, преобладающей застройкой которого является застройка индивидуальными жилыми домами. Этот район находится между рекой и федеральной трассой Е-95, являющейся объездом города Луги.

Основной задачей планировочной организации территории генерального плана 2017 года является создание наиболее эффективной схемы функционирования населенных пунктов и одновременно благоприятной среды проживания, труда и отдыха населения, с обеспечением беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры.

В результате анализа исторических планировочных документов города Луги, действующего генерального плана, современных космических снимков, можно сказать, что историческая параллельно-перпендикулярная планировка улиц в целом сохранена, но постепенно к границам города теряет такую структуру. Тем не менее, современная градостроительная ткань и среда города выглядят бессистемно, историческая застройка практически не

сохраняется и подвергается неподобающему ремонту, в связи с чем город теряет идентичность, историзм и привлекательность среды как для населения, так и для туристов и гостей города.

Кингисепп. Поселение, которое в настоящее время именуется городом Кингисеппом, было основано новгородским боярином Иваном Федоровичем (фамилия не сохранилась), как крепость Ям в 1384 году для защиты западных рубежей Новгородской республики. В XVII веке крепость перешла в шведское владение, шведы взорвали и перестроили крепость. В 1703 году территории были отвоеваны и вновь попали во владение Российской короны.

К 1760 году по указу Екатерины II Ямбург стал городом, и в нём начали перепланировку со сносом почти всех имевшихся построек, включая и крепость. Часть камня детинца в 1762 году была использована архитектором А. Ринальди для возведения Екатерининского собора. В 1781 году Екатерина II по дороге в Ревель обратила внимание на руины детинца и приказала разобрать их до основания ввиду ветхого состояния. Бастионы при этом не тронули, они частично были разобраны в конце XVIII века под строительство ситцевой фабрики.

Первый предложенный для возрождения города план был подписан Екатериной Великой в 1784 году (Россия. Законы и постановления. Полное собрание законов Российской империи. [Собрание 1-е. С 1649 по 12 декабря 1825 г.]. - СПб: Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е.И.В. канцелярии, 1830. Книга чертежей и рисунков: (планы городов). - 1839. - [3], IV с., 416 л.). На нем отмечены руины крепости Ям - земляная крепость с небольшим валом. Центр города формируется в качестве восьмиугольной площади, обрамленной зданиями присутственных мест (администрации города) и большим гостиным двором с сорока четырьмя магазинами и крытой галереей, помимо этого планом предполагается развитие города на восток от реки Луги формированием 14-ти жилых кварталов, а также строительство

мануфактуры по выделке сукна, шелка, батиста и других изделий. Вдохновителем создание промышленного городка из крепости Ям являлся генерал Елагин.

Следующий план преобразования и урегулирования застройки был утвержден в 1818 году императором Александром I. К тому времени самой крепости не сохранилось, но по плану застройки предполагалось создать небольшой город с регулярной планировкой, развивавшей идеи предыдущего плана застройки, но предлагающего большие площади под промышленность и жилые кварталы. Центр города размещался позади Екатерининского собора, там формировалась восьмиугольная площадь, обрамленная административными зданиями (присутственными местами, администрацией фабрики). Также предполагалось место для почтового двора, гостиного двора, магазинов (продовольственных и винных). Жилая зона формировалась общим количеством постоялых дворов 279. Город предлагалось окружить валом.

В период Великой Отечественной Войны Кингисепп был оккупирован немецкими захватчиками, после войны был практически разрушен и долгое время не восстанавливался.

В 1961-1963 гг. рядом с Кингисеппом начинает строится завод «Фосфорит» - огромное предприятие по выпуску фосфорных удобрений и другой химической продукции. Данное предприятие дает городу вторую жизнь и становится главным градообразующим и социально-значимым предприятием.

Из-за войн и революционных событий практически вся историческая застройка и среда были утеряны, а новая застройка велась уже с советскими приемами градостроительства.

В 2012 году утверждается новый генеральный план города, который актуализируется в 2023 году, и сохраняет заложенные ранее планировочные решения.

Нынешняя территория Кингисеппского городского поселения вытянута в меридиональном направлении вдоль реки Луга. Река делит территорию поселения на два планировочных района - правобережную и левобережную части. Самая южная часть территории поселения находится за границами города Кингисепп - это массив СНТ в южной части ул. Фабричная, дер. Порхово и залесенные территории (по двум берегам реки Луга). Основная часть городского поселения, включая историческую часть города Кингисепп, расположена на правом берегу реки Луга.

Город Кингисепп имеет исторически сложившуюся, достаточно четкую планировочную структуру, сохранившуюся и сегодня. По-прежнему не утратило своего значения местоположение центра города в районе древней крепости и пересечения средневековых дорог на Копорье и Нарву с дорогой Петровской эпохи на Санкт-Петербург (сейчас пр. Карла Маркса).

Здесь сконцентрирована большая часть жилищного фонда, состоящая как из многоэтажных зданий, так и малоэтажных (2 - 3 этажа) жилых кварталов и индивидуальной жилой застройки. Основные жилые территории с многоэтажной капитальной застройкой расположены на правом берегу реки Луга, севернее железнодорожной линии Санкт-Петербург - Ивангород.

В свою очередь, правобережная часть города Кингисепп состоит из нескольких планировочных частей.

Главной планировочной осью и главной улицей города является пр. Карла Маркса. Центральная историческая часть города расположена, преимущественно, между двумя широтными направлениями - пр. Карла Маркса и ул. Октябрьская, с запада ограничена береговой линией реки Луга. В центральной части города расположены основные объекты обслуживания.

Территория центра имеет квартальную прямоугольную сеть улиц, сохранившуюся от исторической планировки Ямбурга XVIII века. Здесь сосредоточена большая часть памятников архитектуры и градостроительства города Кингисепп. Главные достопримечательности - Екатерининский собор (основная архитектурная доминанта, формирующая эффектный силуэт города при въезде в Кингисепп с Нарвского шоссе) и главная городская площадь с сохранившимися историческими зданиями.

К северу от центральной части города сформированы микрорайоны с многоэтажной жилой застройкой (микрорайоны 1 - 6).

Южнее железной дороги находятся кварталы малоэтажной индивидуальной застройки - микрорайон Южный. Индивидуальная застройка вытянулась также, вдоль правого берега реки Луга - на севере -расположен микрорайон Новый Луцк, на юге - Жуково и Лесобиржа. Кварталы индивидуальной застройки расположены и на левобережье, вдоль Нарвского шоссе и на мысу реки Луга напротив СНТ «Заречье».

На северо-востоке города, за рекой Касколовка, расположен микрорайон капитальной 5-этажной застройки.

К жилой территории, юго-восточнее основной магистрали - пр. Карла Маркса, примыкает район коммунально-складских и промышленных территорий города (Промзона), продолжающийся также к югу от железной дороги.

На западном левобережье в удалении от города на территории Большелуцкого сельского поселения расположено градообразующее предприятие города Кингисепп - ООО «ПГ «Фосфорит».

Освоенные территории окружены хвойными и лиственными лесами. С севера город ограничен трассой магистрального газопровода Кохтла-Ярве -Ленинград.

Транспортное сообщение между районами города затруднено разделяющей его селитебные и производственные территории железной дорогой, связи с южным и центральным левобережьем также недостаточно развиты. Сообщение идет через автомобильный мост по пр. Карла Маркса и один пешеходный мост в районе СНТ Заречья.

Подводя итог, можно сказать, что современная планировочная среда Кингисеппа унаследовала исторические традиции, заложенные генеральными планами XVIII века, в центральной части города, а также отразила застройку советского периода и продолжила ее в традиции микрорайонной планировки.

Тихвин. Первое упоминание о Пречистенском погосте на реке Тихвинке относится к 1383 г. В Воскресенской летописи содержится рассказ о чудесном явлении иконы Богоматери, впоследствии получившей название Тихвинской, и строительстве деревянной Успенской церкви.

Церковь и стала первым и главным градообразующим ядром Тихвина, но помимо этого пересечение водных и сухопутных путей благоволило развитию города. Тихвин развивался по двум направлениям как крупный торговый центр и важный центр религиозного культа на северо-западе Руси.

Первый план урегулирования застройки города был также подготовлен и утвержден в 1770 году (Россия. Законы и постановления. Полное собрание законов Российской империи. [Собрание 1-е. С 1649 по 12 декабря 1825 г.]. -СПб: Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е.И.В. канцелярии, 1830. Книга чертежей и рисунков: (планы городов). - 1839. - [3], IV с., 416 л.). На тот момент в городе действовали два монастыря - Тихвинский Богородичный монастырь и Тихвинский Введенский женский монастырь, которые были сохранены и взяты за отправные точки при проектировании плана застройки. Сам план, как и ранее рассмотренные планы Луги и Кингисеппа XVIII века, предполагает регулярную планировку, которая нарушается только вблизи

перечисленных выше монастырей, но все-таки учитывает изгиб реки Тихвинки, так как центр города формируется у самого резкого поворота реки, создавая живописную панораму. В центре города планом предложено разместить прямоугольную площадь, окруженную несколькими корпусами гостиного двора, в близи к площади предлагалось разместить присутственные места. На правом берегу реки Тихвин в границах городского вала размещались амбары для хранения продовольствия и кварталы для кожевенных и других заводов, а на периферии города предусматривалось размещение кузниц.

Анализ сохранившегося плана застройки города от 1901 года показывает, что заложенная в 1770 планировка в целом сохранена. Новым планом упорядочена нумерация кварталов, предложено расширение города с новой регулярной застройкой, расширена граница города, добавлены мостовые переходы через Введенский и Вязитский ручьи.

Значительно от ранее подготовленных для города Тихвина градостроительных документов отличается подготовленный в 1980 году генеральный план. Все новые жилые территории формируются микрорайонной застройкой, полностью ломая ранее установленную квартальную градостроительную структуру.

Анализируя данный документ невооруженным взглядом виден иной подход, который абсолютно не учитывает исторически сложившуюся квартальную систему городской среды, его цель - сформировать новые жилые зоны, применив растиражированный типовой советский микрорайон.

Последний генеральный план Тихвина, разработанный в 2012 году, лишь продолжил направление, заданное генеральным планом 1980 года, отразив основные ранее принятые планировочные решения. Этим документом предлагалось включить в состав города Тихвин деревни Заболотье, Лазаревичи, Стретилово, Фишева Гора, объединив их, сохранив за

укрупненным населенным пунктом (городом) наименование Тихвин. Помимо этого, генеральным планом предусмотрено проведение достройки ранее незавершённых жилых микрорайонов, сформированных в 1980-м году в качестве мало-, средне- и многоэтажной жилой застройки и завершение строительства микрорайона «Восточный» в качестве территории индивидуальной жилой застройки. Включенные в состав города деревни планировались к коттеджной застройке.

Современная планировка Тихвина сформирована вдоль реки Тихвинки с запада на восток по двум ее берегам к северу и к югу от реки, а также вдоль железнодорожной ветки Санкт-Петербург-Вологда, построенной в 1904 году. Вдоль железнодорожной ветки в основном расположены территории промышленности и складской застройки.

Подводя итог, можно сказать, что история градостроительного формирования города Тихвин - самый яркий пример контраста эпох и различного подхода к планированию городской среды, а также того, какие градостроительные потери может понести город с многовековой историей после применения принципов типового проектировании.

Заключение

Проведенный анализ градостроительных документов городов Луга, Кингисепп и Тихвин с XVIII века по настоящее время показывает, что до революции в целом сохранялось направление развития городов по планам, заложенным в ходе градостроительной реформы Екатерины Великой.

В это время была создана та самая «историческая» среда, которая так высоко ценится сейчас - среда комфортных тихих малых городов с упорядоченной застройкой из малых кварталов и с регулярной сеткой улиц -европейская историческая среда. Более того, каждый план, подготовленный Комиссией для устройства городов, предполагал, помимо визуализации предлагаемой застройки на местности (план схемы планировки), еще и

описание застройки с рекомендациями по цветам фасадов и кровель для разных типов домов (административных, жилых и т.д.).

После революции с приходом советской власти поменялся и подход к градостроительству, новыми генеральными планами, как правило, предлагался микрорайонный тип застройки. Данный подход соответствовал времени и задачам, которые в том момент стояли перед руководством страны, но он разрушил уникальность и идентичность исторических городов. Этот тезис может быть подтвержден анализом эволюции градостроительной документации и современного состояния взятых для анализа городов - Луги, Кингисеппа и Тихвина.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Градостроительство поздней советской республики и молодой Российской Федерации сложно систематизировать и структурировать [11]. В основном оно велось по инерции, заложенной в советский период. Особенностями данного исторического периода в отношении архитектуры можно назвать бессистемность застройки, хаотичность создания жилой среды (обилие информационных конструкций, диссонирующие объекты капитального строительства, которые не соответствовали ни исторически сложившимся классическим стилям, ни советскому минималистичному брутализму или конструктивизму). К сожалению, градостроительной документации (генеральных планов) данного периода у городов Луга и Кингисепп не сохранилось.

Анализ действующих генеральных планов г.г. Луга, Кингисепп и Тихвин показал, что эти документы в основном следуют заложенной в советское время планировочной структуре, учитывают существующую бессистемную застройку нового времени и не учитывают при формировании новых территорий исторический контекст - квартальную компактную жилую среду.

Стратегией социально-экономического развития Ленинградской области в г.г. Кингисепп, Луга и Тихвин планируется установка границ исторического поселения регионального значения, что потребует максимально выверенных и грамотных предложений по дальнейшему архитектурно-градостроительному развитию этих городов и пересмотру концепции облика исторических улиц, набережных и площадей.

Вывод.

Малые города и исторические поселения - хранители истории, культуры и традиций, обеспечивающие экономическое благополучие страны. Большая часть исторических поселений - это города, получившие свое развитие или преобразование в период губернской и градостроительной реформ Екатерины Великой.

Большой проблемой сейчас является то, что многолетняя советская градостроительная политика типового домостроения, направленная на решение текущих экономических задач, и хаотичная бесконтрольная застройка нового времени, оставили без внимания сохранение исторической жилой среды. В результате, произошли быстрые (отразившиеся на благоустройстве, видимые сейчас) и перспективные (заложенные документами территориального планирования) проблемы потери градостроительной и архитектурной идентичности малых и исторических городов и их городской среды.

Данный тезис доказывает необходимость проведения подробных исследований по выявлению современного состояния городской ткани, архитектурной среды и силуэта исторических городов Екатерининской эпохи Ленинградской области для обоснованных архитектурно-градостроительных предложений с учетом сохранения культурной и исторической ценности среды, а также, при необходимости, ее восстановления.

Литература

1. Тимченко К.В. «Административные реформы Екатерины Великой (на примере Рязанской губернии)»: дисс. на соиск. уч.ст. канд. ист. наук. Рязань: РГУ имени С.А. Есенина, 2017. 218 с.

2. Акты царствования Екатерины II: Учреждения для управления губерний и жалованные грамоты дворянству и городам. М., 1907. 160 с.

3. Белов А.В. Реформа города Екатерины II: замысел, процесс реализации и результаты (по материалам губерний Центральной России) // Известия Самарского научного центра РАН. 2018. №3-1. С. 29-44.

4. Лутченко С.И. «Территориально-планировочная организация туристской инфраструктуры Ленинградской области»: дисс. на соиск. уч.ст. канд. арх. СПб: СПбГАСУ, 2023. 266 с.

5. Gangler A. The Transformation of Public Space in Historic Cities of the MENA Region. In: Abouelfadl, H., ElKerdany, D., Wessling, C. (eds) Revitalizing City Districts. The Urban Book Series. Springer, Cham. 2017. URL: doi.org/10.1007/978-3-319-46289-9_8

6. Martyka A.M. Development Directions of Small Historic Cities in the Subcarpathia. In: Blikharskyy, Z., Koszelnik, P., Licholai, L., Nazarko, P., Katunsky, D. (eds) Proceedings of CEE 2023. CEE 2023. Lecture Notes in Civil Engineering, vol 438. Springer, Cham. 2024. URL: doi.org/10.1007/978-3-031-44955-0_26

7. Остапенко Г.И. Интерпретация пространства: пространственные конфигурации Старой Ладоги // Сравнительная политика. 2015. №4 (21). С. 97-100.

8. Лутченко С.И., Воронина Е.А. Крупный опорный центр туризма - г. Приозерск // AMIT. 2023. №4 (65). С. 284-297.

9. Аксенова Г., Шевченко А.Ю. Развитие планировочной структуры городского поселения // Инженерный вестник Дона. 2012. №4 (1). URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4p 1y2012/1173

10. Аимин А. Луга. Полужье: ист. очерки. - Луга: Изд-во Голубева, 2011. - 153 c.

11. Григорьева Л.М. Исторические этапы эстетического взаимодействия российской архитектуры жилища и производства // Инженерный вестник Дона. 2024. №2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2024/9024

References

1. Timchenko K.V. «Administrativnye reformy Ekateriny Velikoj (na primere Ryazanskoj gubernii)» [Administrative reforms of Catherine the Great (using the example of the Ryazan province)]: diss. na soisk. uch.st. kand. ist. nauk. Ryazan: RGU imeni S.A. Esenina, 2017. 218 p.

2. Akty czarstvovaniya Ekateriny II: Uchrezhdeniya dlya upravleniya gubernij i zhalovannye gramoty dvoryanstvu i gorodam. [Acts of the reign of Catherine II: Institutions for governing provinces and granting letters to the nobility and cities]. M., 1907. 160 p.

3. Belov A.V. Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra RAN. 2018. № 3-1. pp. 29-44.

4. Lutchenko S.I. «Territorialno-planirovochnaya organizaciya turistskoj infrastruktury Leningradskoj oblasti» [Territorial planning organization of tourist infrastructure of the Leningrad region]: diss. na soisk. uch.st. kand. arx. SPb: SPbGASU, 2023. 266 p.

5. Gangler A. The Transformation of Public Space in Historic Cities of the MENA Region. In: Abouelfadl, H., ElKerdany, D., Wessling, C. (eds) Revitalizing City Districts. The Urban Book Series. Springer, Cham. 2017. URL: doi.org/10.1007/978-3-319-46289-9_8

6. Martyka A.M. Development Directions of Small Historic Cities in the Subcarpathia. In: Blikharskyy, Z., Koszelnik, P., Licholai, L., Nazarko, P., Katunsky, D. (eds) Proceedings of CEE 2023. CEE 2023. Lecture Notes in Civil Engineering, vol 438. Springer, Cham. 2024. URL: doi.org/10.1007/978-3-031-44955-0_26

7. Ostapenko G.I. SravniteFnaya politika. 2015. №4 (21). pp. 97-100.

8. Lutchenko S.I., Voronina E.A. AMIT. 2023. №4 (65). pp. 284-297.

9. Aksenova G., Shevchenko A.Yu. Inzhenernyj vestnik Dona. 2012. №4 (1). URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4p1y2012/1173

10. Aimin A. Luga. Poluzhe [Luga. Poluzhye]: ist. ocherki. Luga: Izd-vo Golubeva, 2011. 153 p.

11. Grigoreva L.M. Inzhenernyj vestnik Dona. 2024. №2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2024/9024

Дата поступления: 18.02.2023 Дата публикации: 21.03.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.