Научная статья на тему 'Градостроительное планирование приаэропортовых территорий крупнейших городов России'

Градостроительное планирование приаэропортовых территорий крупнейших городов России Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
411
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЭРОПОРТ / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ПРИАЭРОПОРТОВАЯ ТЕРРИТОРИЯ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / СБАЛАНСИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ / СИСТЕМА ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ / AIRPORT / URBAN PLANNING SYSTEM / URBAN PLANNING / FORECASTING / AIRPORT ENVIRONS / REGULATION / BALANCED DEVELOPMENT / CITY PLANNING DOCUMENTATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Веретенникова Ксения Вадимовна

В статье рассматривается общемировая тенденция к концентрации инвестиционно-девелоперской активности в районе аэропорта, приведены факторы, влияющие на постепенный переход аэропорта от транспортного узла к элементу градостроительной системы. В статье ставится задача рассмотреть причины необходимости осмысления территорий вокруг аэропорта как особого типа территорий. Такие территории (приаэропортовые территории) определяются как зоны влияния аэропортов в крупных и крупнейших городах, в которых процессы урбанизации институционально связаны с его функционированием и развитием. Раскрыта проблематика развития территорий вокруг аэропортов на основе нормативно-правовых, транспортных, имущественных, социально-функциональных, землепользовательских противоречий. Рассмотрены приаэропортовые территории в системе существующей градостроительной документации, из чего получен вывод об отсутствии в современной градостроительной практике России подходов к комплексному пространственному регулированию территорий вокруг аэропортов. Автором предложен инструмент особого градостроительного регулирования Приаэропортовая зона, выделяемая в границах приаэропортовой территории и имеющая особую форму управления и особый режим регулирования градостроительной, хозяйственной и предпринимательской деятельности. Представлена комплексная модель градостроительного планирования приаэропортовых территорий, встраиваемая в существующую систему градостроительной документации. Она включает в себя три составляющие: прогнозирование, планирование и регулирование и рассматривается на трех территориально-пространственных уровнях, предлагаемых к выделению с учетом административно-территориального деления Российской Федерации. Применение данной модели на практике будет способствовать учету приаэропортовых территорий в системе градостроительной документации и дальнейшему сбалансированному развитию приаэропортовых территорий крупнейших городов Российской Федерации. Статья является частью одноименного диссертационного исследования автора «Градостроительное планирование приаэропортовых территорий крупнейших городов России».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Веретенникова Ксения Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Urban planning of the Russian largest cities airport environs

The article discusses the global trend towards a concentration of investment and development activity in the airport area, provides factors affecting the gradual transition of the airport from a transport hub to an element of the urban development system. The article sets the task to consider the reasons for the need to comprehend the territories around the airport as a special type of territories. Such territories (airport environs) are defined as zones of airport influence in large and largest cities in which urbanization processes are institutionally related to its functioning and development. The problems of the territories' development around airports based on regulatory, transport, property, socio-functional, land use contradictions are disclosed. Airport environs are considered in the system of existing urban planning documentation, from which a conclusion is drawn that there are no approaches to integrated spatial regulation of territories around airports in modern urban planning practice of Russia. The author has proposed a tool for special urban planning regulation Airport Environs Zone, allocated within the boundaries of the near-airport territory and having a special management form and a special regulation regime for urban planning, economic and business activities. A complex model of airport environs urban planning is presented, which is built into the existing system of urban planning documentation. It includes three components: forecasting, planning and regulation and is considered at three spatial levels, taking into account the administrative-territorial division of the Russian Federation. The application of this model in practice will contribute to the inclusion of airport environs in the system of urban planning documentation and the further balanced development of the Russian Federation's largest cities airport environs. The article is part of the author’s dissertation of the same theme “Urban planning of the Russian largest cities airport environs”.

Текст научной работы на тему «Градостроительное планирование приаэропортовых территорий крупнейших городов России»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.todav 2019, №4, Том 11 / 2019, No 4, Vol 11 https://esj.todav/issue-4-2019.html URL статьи: https://esj.today/PDF/35SAVN419.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Веретенникова К.В. Градостроительное планирование приаэропортовых территорий крупнейших городов России // Вестник Евразийской науки, 2019 №4, https://esj.today/PDF/35SAVN419.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Veretennikova X.V. (2019). Urban planning of the Russian largest cities airport environs. The Eurasian Scientific Journal, [online] 4(11). Available at: https://esj.today/PDF/35SAVN419.pdf (in Russian)

УДК 711 ГРНТИ 67.25.03

Веретенникова Ксения Вадимовна

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет», Санкт-Петербург, Россия

Ассистент Магистр градостроительства E-mail: xenyaver@gmail.com РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id= 1011426

Градостроительное планирование приаэропортовых территорий крупнейших городов России

Аннотация. В статье рассматривается общемировая тенденция к концентрации инвестиционно-девелоперской активности в районе аэропорта, приведены факторы, влияющие на постепенный переход аэропорта от транспортного узла к элементу градостроительной системы. В статье ставится задача рассмотреть причины необходимости осмысления территорий вокруг аэропорта как особого типа территорий. Такие территории (приаэропортовые территории) определяются как зоны влияния аэропортов в крупных и крупнейших городах, в которых процессы урбанизации институционально связаны с его функционированием и развитием. Раскрыта проблематика развития территорий вокруг аэропортов на основе нормативно-правовых, транспортных, имущественных, социально-функциональных, землепользовательских противоречий. Рассмотрены приаэропортовые территории в системе существующей градостроительной документации, из чего получен вывод об отсутствии в современной градостроительной практике России подходов к комплексному пространственному регулированию территорий вокруг аэропортов. Автором предложен инструмент особого градостроительного регулирования - Приаэропортовая зона, выделяемая в границах приаэропортовой территории и имеющая особую форму управления и особый режим регулирования градостроительной, хозяйственной и предпринимательской деятельности. Представлена комплексная модель градостроительного планирования приаэропортовых территорий, встраиваемая в существующую систему градостроительной документации. Она включает в себя три составляющие: прогнозирование, планирование и регулирование и рассматривается на трех территориально-пространственных уровнях, предлагаемых к выделению с учетом административно-территориального деления Российской Федерации. Применение данной модели на практике будет способствовать учету приаэропортовых территорий в системе градостроительной документации и дальнейшему сбалансированному развитию приаэропортовых территорий крупнейших городов Российской Федерации. Статья является частью одноименного диссертационного исследования автора «Градостроительное планирование приаэропортовых территорий крупнейших городов России».

Ключевые слова: аэропорт; градостроительная система; градостроительное планирование; прогнозирование; приаэропортовая территория; регулирование; сбалансированное развитие; система градостроительной документации

Современные тенденции позволяют заметить новую тенденцию во взаимном развитии экономики и транспорта. По мнению американский исследователя Джона Касарды, «после поездов в девятнадцатом веке и автомобилей в двадцатом веке, самолеты становятся ключевым видом транспорта в конце двадцатого века» [1]. Ранее планировавшиеся как автономные объекты на периферии, аэропорты в крупнейших городах все больше превращаются в интегрированную сервисную инфраструктуру. Швейцарские урбанисты М. Галлер и М. Галлер отмечают, что в наши дни «аэропорты больше не являются аэропортами» [2]. Они превратились из чисто инфраструктурных объектов в мультимодальные пространственные полюса роста и центры компетенций, отличающиеся уникальной доступностью.

В XXI веке международные аэропорты крупнейших городов перерастают свою роль транспортных узлов и становятся элементами градостроительной системы. Под влиянием процессов глобализации и либерализации аэропорты вынуждены диверсифицировать источники своих доходов. В этом контексте они начинают концентрировать свое внимание не только на предоставлении основной аэронавигационной инфраструктуры и услуг, но и на развитии так называемого неавиационного сектора, где ключевую роль играют коммерческие объекты и услуги [3]. Последние два десятилетия наблюдаются процессы по застройке территорий вокруг аэропортов, протекающие под влиянием следующих факторов: привлекательности аэропорта в качестве транспортного узла (хаба), тенденции к увеличению пассажиропотока и, как следствие, роста числа объектов обслуживания, наличия развитой инфраструктуры, «имиджа аэропорта» [2], эффекта кластеризации объектов делового, производственного, логистического и иного назначения, низкой стоимости земли вокруг аэропорта, наличия земельных ресурсов для освоения, роста города. Аэропорты становятся новыми центрами экономической активности, предлагая коммерческие и развлекательные услуги в пассажирских терминалах, а также способствуя развитию прилегающих территорий с торговыми кластерами, гостиницами и жильем, офисными комплексами, конференц- и выставочными центрами, музеями, больницами и т. д.

Проблематика развития территорий вокруг аэропортов раскрыта посредством анализа развития территорий вокруг 16 международных аэропортов крупнейших городов России (Москва (Домодедово, Шереметьево, Внуково), Санкт-Петербург (Пулково), Екатеринбург (Кольцово), Новосибирск (Толмачево), Краснодар (Пашковский), Уфа, Казань, Самара (Курумоч), Ростов-на-Дону (Платов), Красноярск (Емельяново), Челябинск (Баландино), Пермь (Большое Савино), Нижний Новгород (Стригино), Волгоград (Гумрак), Омск (Омск-центральный), Воронеж (Чертовицкое) [4]), а также публикаций отечественных и зарубежных авторов, таких как: Лежава И.Г. и Кудрявцев Ф.С., Киприани Л., Фристон Р. и Бейкер Д. и т. д. [5-7]). Проблемы систематизированы на основе пяти основных градостроительных противоречий по отношению к территории (по М.В. Перьковой) [8]:

• Нормативно-правовые (отсутствие утвержденной системы формирования элементов планировочной структуры; несогласованность градостроительной документации различных административно-территориальных единиц, стыкующихся на территории рядом с аэропортом).

• Имущественные (нерациональное использование территорий вокруг аэропорта; создание отдельных, несвязанных между собой и противоречащих друг другу концепций развития крупных инвестиционных проектов; невозможность реорганизации сложившихся

территорий в зоне влияния аэропорта); отсутствие эффективных механизмов резервирования и изъятия территорий для развития аэропорта и его инфраструктуры).

• Социально-функциональные (негативное влияние воздушного и шумового загрязнения от аэропорта на качество среды; возникновение риска нарушения безопасности полетов; негативное влияние на среду объектов промышленности, транспорта, инженерной инфраструктуры, создаваемых на территории вокруг аэропорта; отсутствие инструментов учета интересов всех участников градостроительной деятельности на процессы развития территорий вокруг аэропорта; отсутствие баланса инфраструктурных объектов (инженерных, социальных, транспортных, рекреационных); неудовлетворительное качество архитектурно-пространственного облика территории).

• Землепользовательские (негативное взаимовлияние различных режимов соседствующих объектов при их дальнейшем развитии; ограничения, накладываемые застройкой прилегающих территорий на дальнейшее развитие аэропорта как транспортного и экономического комплекса; невозможность комплексной корректировки землепользования в зоне влияния аэропорта; сокращение площади неурбанизированных территорий; разрушение природно-рекреационного каркаса в процессе нового строительства; отсутствие единой системы охраняемых природно-ландшафтных территорий).

• Транспортные (недостаточность и неэффективность транспортных связей аэропорта с ядром агломерации, основными агломерационными узлами и прилегающими территориями; отсутствие или неудовлетворительная степень транспортного обеспечения территорий вокруг аэропорта; раздробленный характер территории, ее непроницаемость; перегруз транспортной инфраструктуры ввиду строительства больших объемов жилья).

Примеры социально-функциональных противоречий можно наблюдать вблизи аэродрома Внуково, где в последние два десятилетия вблизи аэродрома сложилась практика хаотичной и бесконтрольной застройки территории без учета основных экологических требований к строительству, в результате тысячи людей проживают на приаэродромной территории в заведомо вредных условиях, связанных с воздействием авиационного шума.1 В Екатеринбурге вблизи аэропорта Кольцово наблюдается тенденция к возведению крупномасшатабных логистических комплексов, вызывающих опасения жителей окружающих поселений об отрицательном воздействии такого рода объекта на качество среды и дальнейшее развития поселения (к примеру, город Арамиль и планируемый промышленно-логистический центр «Кольцовский-3»)2 . В Санкт-Петербурге примером социально-функционального и землепользовательского противоречий может послужить возведение жилых комплексов в защитной зоне Пулковской обсерватории, находящейся на приаэропортовой территории аэропорта Пулково. Транспортное противоречие наблюдается в отсутствии удобной и быстрой транспортной связи аэропорта Пулково с центром Санкт-Петербурга3. Проведенный анализ приаэропортовых территорий российских международных аэропортов крупнейших городов показал, что они располагаются на территориях сразу нескольких муниципальных образований

1 Внуково. Международный аэропорт. Дата обращения: 10.05.2019 - Режим доступа: http://corp.vnukovo.ru/press/news/uvazhaemye-zhiteli-prozhivayushchie-v-neposredstvennoy-blizosti-ot-aeroporta-vnukovo/?print=Y.

2 Уральцы проголосовали против строительства огромного логистического центра за Кольцово, июль 2017 - Дата обращения: 10.05.2019 - Режим доступа: https ://www.e 1.ru/news/spool/news_id-472334. html.

3 Лаборатория градопланирования (2015). Аналитическая записка «Транспортные проблемы Санкт-Петербурга, решаемые на уровне комплексного планирования территориальной транспортной системы».

Дата обращения: 22.05.2017 - Режим доступа: http://labgrad.ru/d/180205/d/01_analitich-eskayazapiska_problemytsspb29_05_2015.pdf.

или субъектов Российской Федерации, что существенно усугубляет их комплексное освоение, что является примером нормативно-правового противоречия.

В исследовании формируется отношение к территориям вокруг аэропорта как к единому объекту градостроительного регулирования, где все элементы стремятся к формированию единой системы на основе аэропорта со связями с городом и окружающими аэропорт территориями. Этому способствует объединяющий комплекс эколого-экономических противоречий, связанных с соседством территорий с крупным транспортным узлом и экономическими выгодами, создающих толчок к развитию подобных территорий. Существование в научной теории концепций, связанных с формой и развитием прилегающих к аэропорту территорий, таких как аэротрополис, регион аэропорта, аэропорт-сити, коридор аэропорта, айреа и др. [1; 2; 9; 10] также доказывает, что в основе формирования лежит принцип «аэропортоцентричного» [11] пространственного развития и принцип планировочной целостности. «Аэропорт оказывает влияние на качество жизни в городе, формирует новые городские формы, которые выходят за пределы аэропорта, а значит достаточно сильно влияет на городское планирование» [12]. Исследование ставит цель, заключающуюся в разработке условий и рекомендаций по интегрированию и комплексному планированию урбанизированных территорий, генерируемых аэропортом, в пространственную структуру города. Автор вводит понятие приаэропортовой территории как «зоны влияния аэропорта в крупных и крупнейших городах, в которой процессы урбанизации институционально связаны с его функционированием и развитием» [4].

В 2017 году внесены изменения в Градостроительный и Воздушный кодексы Российской Федерации, уточняющие правовой статус «приаэродромной территории»; с этого момента она причисляется к зонам с особыми условиями использования территорий. В 2018 году подготовлен проект СП «Территории приаэродромные. Планировка и застройка». Данный документ носит ограничительный характер, устанавливая требования к использованию приаэродромных территорий с целью «обеспечения безопасности полетов воздушных судов и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду»4. Анализ социально-экономических стратегий развития регионов, рассматриваемых 16-ти аэропортов, показывает, что только пять из них ставят перед собой цели или заявляют концепции, связанные с пространственным развитием территорий вокруг аэропорта [4].

Из анализа существующей градостроительной документации, касающейся регулирования территорий вокруг аэропортов, можно сделать вывод, что приаэропортовые территории России на данный момент не подвержены пространственному регулированию. В то же самое время, спектр вышеперечисленных противоречий на территориях вокруг аэропорта показывает, что приаэропортовые территории нуждаются в комплексном градостроительном планировании для решения существующих проблем и предотвращения их нарастания в будущем. Кроме того, комплексный подход поможет раскрыть потенциал подобных территорий, привлечь инвестиции и способствовать повышению экономического уровня региона. «Инфраструктура не может сама непосредственно привести к развитию, но она является необходимым условием для любого устойчивого экономического развития» [13]. Для сбалансированного освоения приаэропортовых территорий предлагается внедрение в существующую градостроительную документацию особого инструмента градостроительного регулирования - приаэропортовой зоны (далее ПАЗ), выделяемой в границах приаэропортовой территории и имеющей особую форму управления и особый режим регулирования градостроительной, хозяйственной и предпринимательской деятельности.

4 Проект СП «Территории приаэродромные. Планировка и застройка», 2018 г. Страница 4 из 9

Существует международный опыт формирования такого типа зон. В связи с локальной спецификой они имеют различные принципы установления границ и условия экономического регулирования, но служат похожим целям, в их основе лежит единая градостроительная политика и наличие системы управления. К примеру, в США создаются зоны ADZ (Airport Development Zone) для поощрения инвестиций в территории вокруг аэропорта. В Нидерландах около аэропорта Схипхол существует зона экономического развития, связанная с аэропортом (АСТ - связующая торговля Амстердама). В Канаде создают районы роста занятости в аэропортах AEGD (The Airport Employment Growth District. Примером также может служить крупнейший южнокорейский аэропорт Инчхон, создавший свободную экономическую зону (IFEZ) площадью в 209000 га, разделенную на три подзоны: новый город - Сонгдо, аэрополис Юньчжун и город отдыха - Чуньон.

В России потенциальным аналогом подобного типа зон выступают портовые территории как разновидность особой экономической зоны (ОЭЗ), которые могут создаваться на участках, «прилегающих к аэропортам, открытым для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки».5 В подобных зонах действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, но необходима разработка более гибких условий их применения с другой градостроительной и административной политикой. ОЭЗ возможно создавать только на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, также зона должна быть площадью не более 5000 га. Подобные условия не способствуют комплексному планированию приаэропортовых территорий, не позволяя осуществлять интеграцию в подобную зону уже сложившихся урбанизированных территорий, зеленых природных ландшафтов, на которых не обязательно осуществление предпринимательской деятельности. ПАЗ может стать инструментом градостроительного регулирования, учитывающим специфику развития приаэропортовых территорий. Исследованием предлагается комплексная модель градостроительного планирования приаэропортовых территорий, которая является отчасти механизмом встраивания инструмента ПАЗ в существующую градостроительную систему. Её применение на практике будет способствовать учету особенностей и потенциала приаэропортовых территорий в градостроительной документации.

В исследовании модель градостроительного планирования рассматривается на трех территориально-пространственных уровнях, предлагаемых к выделению с учетом административно-территориального деления Российской Федерации:

• Система расселения (территория Российской Федерации).

• Градостроительная система (территория одного и более субъектов РФ в границах агломерации, включающей крупнейший город).

• Элемент градостроительной системы (территория муниципальных образований и субъектов РФ для городов федерального значения в границах ПАЗ).

Система расселения, согласно Проекту Градостроительной Доктрины 2014 года, - это совокупность городов и других населенных пунктов, объединенных между собой устойчивыми социально-экономическими связями, сетями и объектами транспорта, инженерного и информационного обеспечения [14]. Понятие градостроительной системы А.Э. Гутнов раскрывает как «относительно обособленная, функционально связанная область организованной человеком пространственной среды, в пределах которой реализуется комплекс

5 Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 18.07.2017) "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", статья 4, п.2.2.

Вестник Евразийской науки 2019, №4, Том 11 ISSN 2588-0101

The Eurasian Scientific Journal 2019, No 4, Vol 11 https://esi.today

основных видов социальной активности населения, обусловленных достигнутым уровнем развития общества» [15]. Понятие градостроительного планирования раскрывается в Градостроительном кодексе Российской Федерации как «система подготовки, разработки и принятия градостроительных и иных решений, обеспечивающих планомерное и регулируемое осуществление градостроительной деятельности»6. И.М. Смоляр выделял в градостроительном планировании три вида планово-проектной деятельности: прогнозирование, программирование и проектирование. Также он упоминает, «тесно примыкающий» к ним четвертый вид -правовое регулирование. Прогнозирование - долгосрочные стратегические варианты решений; программирование - изучение и распределение ресурсных возможностей на средние и близкие сроки, представление о будущем, приводящее к образу действий в настоящем; проектирование - разработка градостроительных проектов на относительно близкие сроки [16]. По мнению А.В. Крашенинникова градостроительное развитие связано с решением трех типов задач: градостроительной политики, градостроительного проектирования и градостроительного управления [17].

В предлагаемой модели градостроительного планирования приаэропортовых территорий были выделены три составляющие: прогнозирование, планирование и регулирование.

• Прогнозирование - градостроительная политика по отношению к развитию ПАТ, определяемая на основе статистических, исследовательских данных и её закрепление на уровне стратегических документов разного уровня.

• Планирование - разработка градостроительной документации.

• Регулирование - управление градостроительным развитием, разработка определенных градостроительных регламентов в вербальном и графическом виде, имеющих обязательный правовой характер [16].

На первом территориально-пространственном уровне - системе расселения -предлагается выявление аэропортов с потенциалом развития приаэропортовой территории, создание прогноза их развития и установление размещения зон особого регулирования ПАЗ на схеме территориального планирования Российской Федерации в области федерального воздушного транспорта; В части регулирования предлагается внедрение понятий приаэропортовой территории и приаэропортовой зоны в градостроительное законодательство Российской Федерации: внесение изменений в ГрК РФ в статью 1, добавление соответствующей статьи в Воздушный кодекс РФ. Наделение ПАЗ особым правовым статусом, закрепляющим её экстерриториальность. На уровне градостроительной системы -определение масштаба влияния аэропорта и планируемого развития ПАТ на текущий и расчетные сроки, с опорой на стратегию её сбалансированного развития. «Планирование» устанавливает границы ПАЗ на текущий и расчетный сроки, а «регулирование» предусматривает создание комиссии по управлению ПАЗ, учитывающей все субъекты градостроительных отношений, вовлеченных в процессы развития и функционирования территорий вокруг аэропорта. На уровне элемента градостроительной системы модель предусматривает создание концепции развития, закрепляющую пространственно-планировочную организацию ПАЗ на этапе прогнозирования. Планирование рассматривается как разработка консолидированного генерального плана ПАЗ, утверждающегося в рамках совместного решения всех заинтересованных субъектов РФ и при участии РФ (рисунок 1).

6 Градостроительный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 3 августа 2018 года) (редакция, действующая с 1 января 2019 года) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://docs.cntd. гиМосишеП/901919338.

Страница 6 из 9

358ЛУШ19

Рисунок 1. Модель градостроительного планирования приаэропортовых территорий крупнейших городов России (составлено автором)

Анализ существующей градостроительной документации, касающейся регулирования застройки вокруг аэропортов, демонстрирует отсутствие восприятия приаэропортовых территорий как единого объекта градостроительного регулирования. Отсюда следует и отсутствие комплексного градостроительного планирования таких территорий. Предложенная модель градостроительного планирования приаэропортовых территорий международных аэропортов крупнейших городов Российской Федерации позволит обеспечить их сбалансированное развитие и учет в существующей градостроительной документации, что будет способствовать переходу от хаотически застраиваемых территорий вокруг аэропортов к их рациональной организации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Kasarda J.D., G.L. Aerotropolis: The Way We'll Live Next. Paperback, 2012 - 496 p.

2. Güller M., Güller M. From Airport to Airport City, Barcelona: Airports Region Conference, 2001. - 103 p.

3. Peneda Mauro José Aguiar, Reis Vasco Domingos, Macârio Maria do Rosârio M.R. Critical factors for the development of airport cities, Transport Infrastructure, Systems and Policy Group, November 15, 2010. - 15 p. [Электронный ресурс]. - Дата обращения: 01.04.2019 - Режим доступа: http://web.tecnico.ulisboa.pt/~vascoreis/publications/2_Conferences/2011_1.pdf.

4. Веретенникова К.В., Виленский М.Ю. - Динамика пространственного развития приаэропортовых территорий крупнейших городов Российской Федерации // Урбанистика. - 2019. - № 1. - С. 44-57. DOI: 10.7256/2310-8673.2019.1.28780

[Электронный ресурс]. - Дата обращения: 10.05.2019 - Режим доступа: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=28780.

5. Лежава, И.Г., Кудрявцев, Ф.С. Международные аэропорты московского авиаузла как ресурс развития московской агломерации. Москва: Московский архитектурный институт (Государственная академия), 2010. - 9 с. [Электронный ресурс]. - Дата обращения: 10.05.2019 - Режим доступа: https://marhi.ru/AMIT/2010/1 kvart10/kudryavtsev/kudryavtsev.pdf.

6. Cipriani L. Ecological airport urbanism. Airports and landscapes in the North East. Universita degli Studi di Trento, 2012 - 153 p.

7. Baker, Douglas C. and Freestone, Robert Reconciling public and private interests in the planning and development of airports: the Australian experience, 1995-2008. In: International Planning History Society 13th Biennial Conference: Public versus private planning: themes, trends and tensions, 10-13 July 2008, Chicago, Illinois, 2008, p. 19 [Электронный ресурс]. - Дата обращения: 01.04.2019 - Режим доступа: https://eprints.qut.edu.au/17998/1/c17998.pdf.

8. Перькова, М.В. Градостроительное развитие региональной системы расселения и ее элементов: на примере Белгородской области: диссертация ... доктора архитектуры: 05.23.22 / Перькова Маргарита Викторовна; [Место защиты: С-Петерб. гос. архитектур.-строит. ун-т]. - Санкт-Петербург, 2018. - 384 с.: ил. + Прил. (225 с.: ил.) + прил. (301 с.: ил.).

9. Schaafsma М. Airports in Cities and Regions: Research and Practise; 1st International Colloqium on Airports and Spatial Development // From airport city to airport corridor, 2010 - pp. 173-181.

10. Schlaack J. Airports in Cities and Regions. Research and Practise. 1st International Colloqium on Airports and Spatial Development // Defining the Airea, 2010 - pp. 113125.

11. Веретенникова К.В. Аэропортоцентричность как одна из закономерностей развития крупнейших городов: 70-я Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные проблемы современного строительства» (Санкт-Петербург, 5-7 апр. 2017 г.) - Санкт-Петербург: СПбГАСУ, 2017. - С. 8-12.

12. Baker Douglas Spatial Planning Models of Airport-Driven Urban Development Journal of Planning Literature 26(3), 2 June 2011, pp. 263-279 [Электронный ресурс]. - Дата обращения: 01.04.2019 - Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/258154935_Spatial_Planning_Models_of_Air port-Driven_Urban_Development.

13. Crockatt, Michael A. Airport infrastructure and regional development, a case for resurrecting the growth pole concept, A Thesis / Prricticum submitted to the Faculty of Graduate Studies of The University of Manitoba in partial fulfiliment of the requirements of the degree of Master of Arts, Department of Geography University of Manitoba Winnipeg Manitoba, 2000 - 242 p.

14. Проект градостроительной доктрины / Коллектив авторов, руководитель Г.В. Есаулов. М.: Эконинформ, 2014. [Электронный ресурс]. - Дата обращения: 11.12.2018 - Режим доступа: https://is.gd/nZXf2j.

15. Гутнов А.Э. Эволюция градостроительства. М.: Стройиздат, 1984. - 256 с.

16. Смоляр И.М. Градостроительное планирование как система: прогнозирование, программирование, проектирование. Научная монография. РААСН. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 164 с.

17. Крашенинников А.В. Градостроительное развитие жилой застройки: исследование опыта западных стран: Учеб. Пособие. - М: Архитектура, С, 2005 - 112 с.

Veretennikova Xenia Vadimovna

Saint-Petersburg state university of architecture and civil engineering, Saint-Petersburg, Russia

E-mail: xenyaver@gmail.com

Urban planning of the Russian largest cities airport environs

Abstract. The article discusses the global trend towards a concentration of investment and development activity in the airport area, provides factors affecting the gradual transition of the airport from a transport hub to an element of the urban development system. The article sets the task to consider the reasons for the need to comprehend the territories around the airport as a special type of territories. Such territories (airport environs) are defined as zones of airport influence in large and largest cities in which urbanization processes are institutionally related to its functioning and development. The problems of the territories' development around airports based on regulatory, transport, property, socio-functional, land use contradictions are disclosed. Airport environs are considered in the system of existing urban planning documentation, from which a conclusion is drawn that there are no approaches to integrated spatial regulation of territories around airports in modern urban planning practice of Russia. The author has proposed a tool for special urban planning regulation - Airport Environs Zone, allocated within the boundaries of the near-airport territory and having a special management form and a special regulation regime for urban planning, economic and business activities. A complex model of airport environs urban planning is presented, which is built into the existing system of urban planning documentation. It includes three components: forecasting, planning and regulation and is considered at three spatial levels, taking into account the administrative-territorial division of the Russian Federation. The application of this model in practice will contribute to the inclusion of airport environs in the system of urban planning documentation and the further balanced development of the Russian Federation's largest cities airport environs. The article is part of the author's dissertation of the same theme "Urban planning of the Russian largest cities airport environs".

Keywords: airport; urban planning system; urban planning; forecasting; airport environs; regulation; balanced development; city planning documentation system

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.