Научная статья на тему 'ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ В РАБОТАХ СТУДЕНТОВ МОСКОВСКОГО АРХИТЕКТУРНОГО ИНСТИТУТА'

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ В РАБОТАХ СТУДЕНТОВ МОСКОВСКОГО АРХИТЕКТУРНОГО ИНСТИТУТА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
106
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ / МАРХИ / А.В. БУНИН / Т.Ф. САВАРЕНСКАЯ / АРХИТЕКТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Иванова И.Г.

Статья посвящена проблемам изучения градостроительного наследия России студентами Московского архитектурного института в процессе выполнения практических заданий по курсу Истории градостроительства. Методологические и методические основы преподавания этой, одной из важнейших профессиональных дисциплин исторического цикла, были заложены А.В. Буниным и Т.Ф. Саваренской, авторами «Истории градостроительного искусства», а в настоящее время продолжены ее учениками, в числе которых ректор института Д.О. Швидковский. В основе курса лежит представление о городе не только как о пространственном и социально-экономическом феномене, но и как о культурном и художественном явлении. Предложенная основоположниками Истории градостроительства методика преподавания этой учебной дисциплины предполагает, наряду с изучением теории и истории, выполнение практических заданий в виде графических работ аналитического характера. В статье рассматриваются примеры работ из фонда кафедры Истории архитектуры и градостроительства Московского архитектурного института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Иванова И.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE URBAN HERITAGE OF RUSSIA IN THE WORKS OF STUDENTS OF MOSCOW ARCHITECTURAL INSTITUTE

The article is devoted to the problems of studying the urban heritage of Russia by students of the Moscow Architectural Institute in the process of performing practical tasks in the course of the History of Urban Planning. The methodological and methodical foundations of teaching this professional discipline, which is of one of the most important in the historical cycle, have been laid by A.V. Bunin and A T.F. Savarenskaya, the authors of the History of Urban Art, and are currently continued by her students, including the Rector of the Institute D.O. Shvidkovsky. The course is based on the idea of the city not only as a spatial and socio-economic, but also as a cultural and artistic phenomenon. The methodology of teaching this discipline proposed by the founders of the History of Urban Planning assumes, along with the study of theory and history, the implementation of practical assignments in the form of graphic works of an analytical nature. The article discusses examples of works from the fund of the Department of History of Architecture and Urban Planning of the Moscow Architectural Institute.

Текст научной работы на тему «ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ В РАБОТАХ СТУДЕНТОВ МОСКОВСКОГО АРХИТЕКТУРНОГО ИНСТИТУТА»

Научная статья УДК 711.03 (075.8)

https://d0i.0rg/10.52883/2619-0214-2021-4-4-427-442

Искусствоведение

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ В РАБОТАХ СТУДЕНТОВ МОСКОВСКОГО АРХИТЕКТУРНОГО ИНСТИТУТА

Ирина Германовна Иванова

Московский архитектурный институт

(Государственная Академия), Москва, Россия, iva-nuova@yandeх.ru

Аннотация. Статья посвящена проблемам изучения градостроительного наследия России студентами Московского архитектурного института в процессе выполнения практических заданий по курсу Истории градостроительства. Методологические и методические основы преподавания этой, одной из важнейших профессиональных дисциплин исторического цикла, были заложены А.В. Буниным и Т.Ф. Саваренской, авторами «Истории градостроительного искусства», а в настоящее время продолжены ее учениками, в числе которых ректор института Д.О. Швидковский. В основе курса лежит представление о городе не только как о пространственном и социально-экономическом феномене, но и как о культурном и художественном явлении. Предложенная основоположниками Истории градостроительства методика преподавания этой учебной дисциплины предполагает, наряду с изучением теории и истории, выполнение практических заданий в виде графических работ аналитического характера. В статье рассматриваются примеры работ из фонда кафедры Истории архитектуры и градостроительства Московского архитектурного института.

Ключевые слова: история градостроительства, градостроительный анализ, градостроительное наследие России, МАРХИ, А.В. Бунин, Т.Ф. Сава-ренская, архитектурное образование

Для цитирования: Иванова И. Г. Градостроительное наследие России в работах студентов Московского архитектурного института. Наследие и современность. 2021;4(4):427-442. https://d0i.0rg/i0.52883/26i9-02i4-202i-4-4-

427-442.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

© Иванова И. Г., 2021 © Наследие и современность, 2021

Original article Art History

https://d0i.0rg/10.52883/2619-0214-2021-4-4-427-442

THE URBAN HERITAGE OF RUSSIA IN THE WORKS OF STUDENTS OF MOSCOW ARCHITECTURAL INSTITUTE

Irina G. Ivanova

The Moscow Architectural Institute (State Academy) Moscow, Russia, iva-nuova@yandeх.ru

Abstract. The article is devoted to the problems of studying the urban heritage of Russia by students of the Moscow Architectural Institute in the process of performing practical tasks in the course of the History of Urban Planning. The methodological and methodical foundations of teaching this professional discipline, which is of one of the most important in the historical cycle, have been laid by A.V. Bunin and A T.F. Savarenskaya, the authors of the History of Urban Art, and are currently continued by her students, including the Rector of the Institute D.O. Shvidkovsky. The course is based on the idea of the city not only as a spatial and socio-economic, but also as a cultural and artistic phenomenon. The methodology of teaching this discipline proposed by the founders of the History of Urban Planning assumes, along with the study of theory and history, the implementation of practical assignments in the form of graphic works of an analytical nature. The article discusses examples of works from the fund of the Department of History of Architecture and Urban Planning of the Moscow Architectural Institute.

Keywords: history of urban planning, urban planning analysis, architectural and urban heritage of Russia, MARKHI, A.V. Bunin, T.F. Savarenskaya, architectural education

For citation: Ivanova I. G. The Urban Heritage of Russia in the works of students of The Moscow Architectural Institute. Nasledie i sovremennost' = Heritage and Modern Times. 202i;4(4):427-442. https://doi.org/10.52883/2619-0214-2021-4-4-427-442.

Московский архитектурный институт - одно из старейших учебных заведений Москвы, история которого восходит к XVIII в1. Институт расположен в самом центре Москвы, на старинной улице Рождественка, в здании бывшей усадьбы И.Л. Воронцова, перестроенной на рубеже XIX-XX вв. архитектором С.У. Соловьевым для Строгановского училища, его новый корпус был построен в начале XX в. архитектором А.В. Кузнецовым. Образовательный процесс, основанный на традициях московской архитектурной школы, протекает в среде наследия и исторических воспоминаний, связанных с именами блестящей плеяды отечественных архитекторов, что делает институт уникальным явлением российской культуры.

1 Подробно об истории МАрхИ см.:https://marhi.ru//history /index.php. Официальной датой основания института считается 1933 г., когда ВХУТЕИН (АКИ) был объединен с инженерно-строительным факультетом МВТУ (ныне МВТУ им Н.Э. Баумана).

© Ivanova I. G., 2021 © Nasledie i sovremennost', 2021

Важную роль наследия в образовательном процессе в качестве положительного момента отметила Международная комиссия ЮНЕСКО, проводившая аккредитацию МАрхИ и выдавшая институту сертификат международного образца. Обращение к отечественному наследию происходит во время занятий по основам архитектурного проектирования, живописи и рисунку, обмерных практик, в процессе подготовки и специализации будущих теоретиков, реставраторов, архитекторов жилых, общественных и промышленных зданий, градостроителей и др. Основной курс истори-ко-искусствоведческих дисциплин сосредоточен на кафедре Истории архитектуры и градостроительства, где студенты изучают историю искусств, всеобщей и русской архитектуры и градостроительства. В процессе изучения этих учебных дисциплин будущие архитекторы пишут рефераты, выполняют графические работы аналитического характера, занимаются макетированием.

Курс Истории градостроительства является одной из «визитных карточек» института. Основоположниками этой дисциплины являются А.В. Бунин и его ученица Т.Ф. Саваренская, авторы фундаментального труда «История градостроительного искусства», включающего материалы по истории городов с древнейших времен до начала ХХ века [i; 2]2. Впоследствии Т.Ф. Саваренской при участии ее учеников был написан учебник для архитектурных вузов, выдержавший несколько переизданий, последнее из которых, существенно переработанное и дополненное Д.О. Швидковским, было осуществлено в 2019 г. [3; 4]3. Традиция привлечения молодых ученых, бывших студентов и аспирантов МАрхИ к исследовательской и преподавательской работе сказалась на подготовке и издании монографии «Архитектурные ансамбли Москвы XV - начала ХХ веков. Принципы художественного единства», вышедшей под общей редакцией Т.Ф. Саваренской, в создании которой принимали участие ее коллеги и ученики [5]4. Среди изданий последних лет необходимо отметить труды академика Д.О. Швидковского, в том числе монографию «Исторический путь русской архитектуры и его связи с мировым зодчеством» [6], имеющую методологическое значение в построении курса.

Для полноценного освоения дисциплины основоположники истории градостроительства считали необходимым дополнить изучение теоретического материала выполнением графических работ, позволяющих студентам архитектурного вуза глубже почувствовать особенности

2 Авторы посвятили свой труд Московскому архитектурному институту.

3 В написании учебника принимали участие Д.О. Швидковский, И.А. Бондарен-ко, Л.Б. Рапутов, Ф.А. Петров, Ю.Н. Герасимов, И.Г. Иванова, авторские чертежи были предоставлены С.М. Шумилкиным, Т.А. Халтуриной, Л.Д. Алферовой, А.И. Клименко, А.А. Гудковым. В новой версии учебника разделы были существенно переработаны и дополнены Д.О. Швидковским.

4 И.А. Бондаренко, А.Г. Борис, Ю.Н. Герасимов, А.А. Мусатов, М.В. Панухин, Ф.А. Петров, Л.Б. Рапутов, Т.М. Халтурина, Д.О. Швидковский при участии В.И. Мар-тыновой, А.А. Гудкова, С.М. Шумилкина и др.

городских ансамблей и применять свои профессиональные навыки при их анализе. В 1986 г. на основе почти зо-летнего опыта преподавания было издано пособие «Практические задачи по курсу Истории градостроительства» [7], где впервые были представлены виды градостроительного анализа и опубликованы 24 работы студентов МАРХИ с краткими аннотациями. В 2017 г. вышло новое издание «Практических задач по курсу «История градостроительства», в которое полностью вошел текст первого пособия и новые материалы, в том числе 47 курсовых работ из фондов кафедры, атрибутированных и снабженных краткими аннотациями [8]5.

Авторами пособия было предложено 337 тем для выполнения графических заданий по изучению наследия России и ряда стран Европы, Азии, Африки и Америки, с древнейших времен до начала ХХ в. В зависимости от избранной темы студенты используют основные виды анализа, рекомендованные пособием: историко-хронологи-ческий, сравнительный, анализ пропорций и соразмерностей, гипотетический, колористический и др. В данной статье предполагается познакомить интересующихся проблемами архитектурного образования с примерами выполнения заданий по курсу Истории градостроительства и обозначить некоторые новые тенденции. Представленные в статье курсовые работы последних лет были выполнены студентами МАрхИ под руководством учеников академика РААСН Т.Ф. Саварен-ской: Н.О. Душкиной, И.Г. Ивановой, П.В. Панухина.

Изучение архитектурной среды как места реализации будущих проектов или в целях ее реконструкции занимает важное место в пред-проектных исследованиях. Историко-хронологический анализ должен предшествовать реализации любых значительных архитектурных и градостроительных проектов в исторической среде. В учебных работах он обычно осуществляется на примере ансамблей и других элементов городской структуры, а также исторических городов в целом. Рассматривая процесс формирования архитектурной среды, студент должен почувствовать взаимосвязь отдельных объектов с архитектурно-организованным целым города и его природно-ландшафтным окружением. Результаты аналитической деятельности обычно представляются на листе в виде чертежей и схем, выполненных в едином масштабе и расположенных в соответствии с основными этапами развития города или ансамбля.

Примером исторического анализа может послужить работа студентки М. Щербаковой (рук. М.В. Нащокина) «Анализ формирования плана Новгорода. Перепланировка города XVIII века» [8, с. 59]. Автору работы удалось выявить главные векторы, определившие преемственность регулярной планировки по отношению к исторически сло-

5 Подготовка издания, включая атрибуцию работ и написание аннотаций, была осуществлена Н.О. Душкиной, П.В. Панухиным, И.Г. Ивановой, Л.Д. Мазур, М.Ю. Шу-бенковой.

жившейся планировочной структуре города: это река Великая, вдоль которой проходила Московская дорога на Торговой стороне, Псковское, а с XVIII в., Петербургское направление на Софийской стороне (рис. 1).

АНАЛИЗ (НОРМИРОВАНИЯ ПЛАНА НОВГОРОДА ПЕРЕПЛАНИРОВКА ГОРОДА 18 БЕКА

МАН ДРЕВНЕГЬ H]tf:F4.1* ПГГСПГАНКТОИК* Щщ ГЛМТй мнгктгш ИыиЛВ ПГДИ Г/&ЕШСКВ»1 ГОРОДА ИИГСРРЙДА 1Н?

Рис. 1. Анализ формирования плана Новгорода.

Перепланировка города XVIII в.

Студентка М. Щербакова. Руководитель М.В. Нащокина

Работы по историческому анализу обычно не ограничиваются исследованием процесса эволюции планировочной структуры города, а включают также анализ панорам. Работа студента Н. Клименко (рук. Н.О. Душкина) целиком посвящена процессу сложения силуэта города Владимира со стороны Клязьмы в Х11-Х111 вв. Работа включает анализ развития планировочной структуры города и особенностей размещения культовых зданий. Результаты анализа представлены в виде чертежей и зD модели с реконструкцией фрагмента панорамы города со стороны реки Клязьмы (рис. 2).

Работы с использованием сравнительного анализа позволяют выделить общность и различие как между отдельными архитектурными ансамблями и городами, так и тенденциями в русском и зарубежном градостроительстве. В процессе выполнения работ по сравнительному анализу большую роль играет выбор объектов для сравнения, что требует значительного культурного кругозора и навыков самостоятельной аналитической деятельности и системного мышления. Темы часто вы-

бираются самими студентами, вдохновленными идеями, почерпнутыми из научных статей, или рекомендуются руководителями. В учебной графической работе студентки А. Воробьевой (рук. И.Г. Иванова) сделана попытка сравнения площади Амалиенборг в Копенгагене и Фонтанной площади в Твери второй половины XVIII в. [9, с. 414-416]. Сопоставление в едином масштабе планов и разверток показали, что размах строительства в губернской Твери соответствовал уровню европейского столичного города.

Рис 2. Сложение силуэта города Владимира со стороны реки Клязьмы.

Фрагмент курсовой работы. Студент П. Клименко.

Руководитель Н.О. Душкина

Работа студента А. Плишкина (рук. И.Г. Иванова), который сравнил регулярную планировку провинциального Серпейска второй половины XVIII в. с планами идеальных городов эпохи Возрождения, вылилась в самостоятельное научное исследование, завершившееся публикацией в сборнике трудов МАрхИ [10]. Автору пришлось разбираться со сложной системой метрических измерений в Италии эпохи Возрождения, а также, благодаря архивным изысканиям, найти дополнительные аргументы в пользу того, что выбор формы городского плана Серпейска являлся результатом градостроительного эксперимента по созданию идеального города на территории Калужского наместничества.

Примером применения сравнительного анализа может также послужить работа студентки М. Зайцевой «Пассажи в структуре площадей Москвы и Милана». Обе исторически сложившиеся площади сопоставимы по размерам и конфигурации, главной доминантой в обоих случаях выступает культовое здание с выразительным силуэтом (при большой разнице в размерах между собором в Милане и церковью Покрова на Рву). Строительство протяженных зданий пассажей с акцентами в виде арок в центральной части, подчеркивающих поперечную ось площадей, можно рассматривать как попытку архитекторов конца

XIX в. органично вписать крупные постройки в исторические ансамбли площадей (рис. 3).

ТОРГОВЫЕ ПАССАЖИ & СТРУКТУРЕ ГОРОДСКИХ ПЛОЩАДЕЙ НА ПРИМЕРЕ МОСКВЫ И МИЛАНА

Рис. 3. Торговые пассажи конца XIX - начала ХХ вв.

в структуре городских площадей на примере Москвы и Милана. С тудентка М. Зайцева. Руководитель И.Г. Иванова

Типологический анализ обычно применяется при попытках систематизации большой группы градостроительных объектов (городов или ансамблей), которые могут быть объединены в группы по разным признакам (города-крепости, города-заводы, города с регулярной или живописной системой планировки и др.) или системе признаков. Выбранный студентом аспект изучения темы нередко требует сочетания методов сравнительного и типологического анализа. Примером может послужить работа студентки П. Бобровой (рук. И.Г. Иванова), посвященная сравнению проекта Санкт-Петербурга арх. Ж.-Б. Леблона с планами крупных европейских городов-портов с бастионной системой укреплений, которые можно рассматривать в этом аспекте как единую типологическую группу с выделением «старых» и новых городов, основанных во второй половине XVII в. Сопоставление в едином масштабе свидетельствует о градостроительных амбициях строителей новой столицы. Автор работы полагает, что помимо опыта европейского градостроительства, Ж.-Б. Леблона мог вдохновить проект идеального города Винченцо Скамоцци, что доказывается путем сравнительного анализа.

Анализ соразмерностей и пропорций производится архитекторами при изучении архитектурных ансамблей прошлого и оценке результатов собственной деятельности. Поиску геометрических соразмерностей и пропорций как средству гармонизации архитектурного целого уделялось особое внимание в архитектуре 30-50-х гг. XX в., поэтому

вполне закономерным является обращение авторов студенческих работ к этому периоду развития отечественной архитектуры. В этом отношении интересна студенческая работа А.В. Щусева из фондов кафедры, посвященная архитектуре мавзолея В.И. Ленина, который является одним из немногих примеров удачного включения нового объекта в историческое пространство [8, с. 35]. Автору работы удалось выявить повторяющиеся кратные соотношения в членениях мавзолея и архитектуре Сенатской башни и установить их композиционную взаимосвязь, основанную на ярусной динамике архитектурных форм. Изучение опыта поиска соразмерностей как основы включения новых объектов в историческую среду может быть актуальным и в современной практике.

Рис. 4. Проект Санкт-Петербурга арх. Ж.-Б. Леблона и его сопоставление с планами европейских городов ХУ1-ХУП вв. Студентка П. Боброва. Руководитель И.Г. Иванова

Гипотетический анализ или метод гипотетической реконструкции используется при попытках воссоздания нереализованных архитектурных замыслов и попытках вписывания их в историческую среду. Навыки, полученные при выполнении такого рода заданий, могут быть полезны студентам для оценки результатов собственной деятельности. Примером такой реконструкции может послужить работа студента А. Гусева (рук. А.В. Бунин), выполненная в технике офорта, раскрывающая потенциальные последствия реализации проекта Кремлевского дворца архитектора В.И. Баженова [8, с. 58]. В процессе реконструкции Кремля могла быть утрачена не только значительная часть архитектурных памятников, но и необратимо нарушены условия их восприятия и связи с пространственным окружением, что убедительно показывает студенческая работа (рис. 5).

Рис. 5. Гипотетическая реконструкция ансамбля Соборной площади Московского Кремля по проекту В.И. Баженова. Вид в южном направлении в сторону Замоскворечья. Офорт.

Студент А. Гусев. Руководитель А.В. Бунин

В современных условиях при анализе особенностей визуального восприятия вместо традиционного построения перспективы часто используется зD моделирование, которое позволяет представить ансамбль с разных точек зрения и в разных ракурсах. Примером может послужить зD модель «Памятники архитектуры в структуре Кремлевского дворца В.И. Баженова», созданная студентами Московского архитектурного института под руководством П.В. Панухина и М.Ю. Шубен-ковой (рис. 6).

Рис. 6. Памятники архитектуры в структуре Кремлевского дворца В.И. Баженова. 3Б модель. Студенты А. Соколов, П. Пришин, Ю. Кувшинов, Ш. Керимов, И. Иванченков. Руководители: П.В. Панухин, М.Ю. Шубенкова

Обычно работы по гипотетической реконструкции основаны на изучении большого количества исторических материалов. Примером такого исследования может послужить работа студентки А. Саботьяло-вой, выполненная под руководством П.В. Панухина, представляющая собой попытку реконструкции Александровской слободы в конце XVI в. (рис. 7).

Рис. 7. Графическая реконструкция ансамбля Александровской слободы в конце XVI в. Студентка А. Суботьялова. Руководитель П.В. Панухин

Александровская слобода была основана как новая царская загородная резиденция, центром которой стал дворцовый комплекс, представлявший собой уменьшенную копию дворца в Московском Кремле. Предположительно строителями его были итальянские архитекторы, работавшие в это время в Москве6. Дворцовые постройки в Александровской слободе не сохранились, но в результате археологических изысканий удалось установить топографию отдельных их частей. При выполнении работы по реконструкции дворца были использованы археологические данные по размещению основных построек комплекса, исторические изображения, стилистический анализ сохранившихся памятников культового зодчества этого периода и другие материалы. Работа потребовала комплексного использования методов градостроительного и архитектурного анализа и опыта пространственной визуали-

6 Во второй половине XVI в. Александровская слобода становится «опричной» столицей царя Иоанна Грозного.

зации архитектурных объектов. Результаты реконструкции представлены как в виде плана, так и перспективного изображения «с птичьего полета».

Значительное место среди работ последних лет занимает обследование и фотофиксация исторической среды Москвы и других городов России. В результате бурной строительной деятельности на протяжении последних двух десятилетий облик городов значительно изменился. Реконструкция отдельных памятников архитектуры нередко происходит на фоне деградации исторической среды в целом, связанной со сносом исторической застройки и непродуманным строительством высотных зданий.

Работа по фотофиксации исторической застройки включает написание исторической записки с выделением основных этапов эволюции архитектурной среды, создание аннотированного списка памятников с указанием местонахождения, даты постройки, категории охраны, сведений об авторе и другой информации, анализ исторических картографических материалов, архитектурных чертежей, старых фотографий и других источников. Результаты фотофиксации обычно представляются студентами в виде панорамной развертки и серии планов и схем аналитического характера. Собранный в процессе обследования городской застройки материал может быть использован для анализа ее эволюции на протяжении значительного промежутка времени. Студенткой А. Стебковой (рук. И.Г. Иванова) было выполнено сравнение панорамной развертки исторической застройки Невского проспекта с известной панорамой В.С. Садовникова, изданной в 1830 г. Сопоставление позволяет выявить участки, в значительной степени сохранившие свой архитектурный облик, а также фрагменты «инноваций» с надстроенными фасадами домов и вкраплениями зданий в стиле модерн (рис. 8).

А_26_2В_30_32_34_36

Рис. 8. Сравнение комплекса застройки Невского проспекта с панорамой В.С. Садовникова 1830 г. Фрагмент панорамы. Студентка А. Стебкова. Руководитель И.Г. Иванова

Примером обследования городской среды может послужить работа студентки А. Соротокиной (рук. Н.О. Душкина) по фиксации и анализу исторической застройки улицы Малая Дмитровка в Москве [11, с. 465] и студенток А. Ким и А. Барановой по Большой Якиманке (рук. Н.О. Душкина) [11, с. 466]. Студенткой А. Гришиной (рук. И.Г. Иванова) была выполнена работа «Сочетание исторической и современной застройки на примере улицы Арбат в Москве». Автором выполнены развертки улицы, отражающие характер архитектурной среды. На плане представлено соотношение застройки XVIII - первой половины XIX вв., середины XIX - начала XX вв. и XX-XXI вв. (рис. 9).

Большое значение имеет фотофиксация студентами исторической застройки городов России. Если архитектурный облик Москвы и крупных городов в какой-то мере зафиксирован в панорамах Google, то архитектурная среда малых городов до сих пор остается «белым пятном». В то время как значительная часть памятников истории имеет паспорта и категорию охраны, процесс фиксации, исследования и сохранения исторической среды в большой степени отстает от темпов ее деградации и исчезновения. Материалы, связанные с выявлением достопримечательных мест и охранных зон, доступны лишь узкому кругу специалистов. В этом отношении студенческие работы могут в какой-то мере восполнить этот пробел, их научная ценность будет возрастать по мере перехода исторической застройки городов в категорию «уходящей натуры».

Рис. 9. Сочетание исторической и современной застройки на примере улицы Арбат в Москве. Студентка А. Гришина. Руководитель И.Г. Иванова

Работы по фиксации исторической застройки продолжаются в течение нескольких лет. Под руководством Л.Д. Мазур были выполнены работы по обследованию исторической застройки ряда городов

Вологодской, Калужской, Ярославской и др. областей. В их числе обследование исторической застройки Ростова, выполненное студентками Я. Тарановой и А. Чернышевой; Воронежа, осуществленной группой студентов в составе: К. Калмыкова, Д. Преображенская, Н. Улинич [8, с. 88-89]. Работа студентки А. Королевой (рук. И.Г. Иванова) посвящена обследованию и фотофиксации комплекса застройки улицы Ильинской в Нижнем Новгороде (рис. 10).

Рис. 10. Фотофиксация исторической застройки улицы Ильинской в Нижнем Новгороде. Студентка А. Королева. Руководитель И.Г. Иванова

Обращаясь к проблематике работ по градостроительному анализу в целом, необходимо отметить, что по замыслу основоположников истории градостроительства, все виды анализа должны вести к пониманию целостного образа города, необходимости гармонического сосуществования старого и нового в его структуре, бережному сохранению наследия. В последние годы можно наблюдать усиление интереса к аспекту, связанному с сочетанием старой и новой застройки и к оценке последствий вторжения новой архитектуры в историческую среду. В качестве примера можно назвать работу студента Д. Кодичева, выполненную под руководством Н.О. Душкиной, которая посвящена анализу эволюции роли комплекса Новодевичьего монастыря в окружающем пространстве. Работа представлена в виде серии панорам от 1890 г. до наших дней, фиксирующих процесс изменения ландшафтного окружения монастыря.

Рис. 11. Новодевичий монастырь и его ландшафтное окружение.

Фрагмент курсовой работы.

Панорамный вид на Москву-реку с комплексом Новодевичьего монастыря 1890 г. и современная панорама (вверху). Внизу - современная панорама Москвы с Воробьевых гор с видом на Новодевичий монастырь.

Фрагмент. Студент Д. Кодичев. Руководитель Н.О. Душкина

Панорама 1890 г. представляет гармоничный пейзаж с широким разливом реки, живой пластикой земли с небольшими вкраплениями прозрачных рощ. В общей картине доминирует живописный комплекс монастыря, который композиционно «поддерживают» белые силуэты дальних церквей и редкая одноэтажная застройка. Строительство высотного здания Московского университета привело к потере ряда видовых панорамных точек, при взгляде с которых силуэты высотки и монастыря накладываются, но тем не менее «диалог» в пространстве высотного здания и монастырского комплекса оставался возможным на протяжении долгого времени. Современное состояние главных панорам Москвы производит удручающее впечатление: комплекс монастыря утратил свое доминирующее значение, растворившись в хаотичной многоэтажной застройке.

Вопрос о сохранении и реабилитации городских пейзажей, которые под давлением разных факторов нередко становятся более уязвимыми, чем природные ландшафты, выходит за пределы проблематики данной статьи. Применительно к перечню заданий по истории градостроительства вполне возможным является выявление и включение городских ландшафтов в число объектов, подлежащих выявлению и исследованию в процессе выполнения практических заданий.

Литература

1. Бунин А. В. История градостроительного искусства. - М.: Гос. изд-во лит по строительству и архитектуре, 1953. - 531 с.

2. Бунин А. В., Саваренская Т. Ф. История градостроительного искусства в 2 т. - М.: Стройиздат, 1979. - 495 с.; с. 411.

3. Саваренская Т. Ф., Швидковский Д. О. и др. История градостроительного искусства. - Т. 1. Рабовладельческий и феодальный периоды. - М.: Архитектура-С, 2019. - 439 с.

4. Саваренская Т. Ф., Швидковский Д. О. и др. История градостроительного искусства. - Т. 2. Поздний феодализм и капитализм. - М.: Архитектура-С, 2019. - 400 с.

5. Архитектурные ансамбли Москвы XV- начала ХХ веков. Принципы художественного единства / под ред. Т. Ф. Саваренской. - М.: Стройиздат, 1997. - 471 с.

6. Швидковский Д. О. Исторический путь русской архитектуры и его связи с мировым зодчеством. - М.: Архитектура-С, 2020. - 512 с.

7. Саваренская Т. Ф., Надьярных Ф. Ф., Рапутов Л. Б. Практические задания по курсу истории градостроительства. - М., 1986. - 97 с.

8. Практические задания по курсу «Истории градостроительства»: учебное пособие. - М., 2017. - 109 с.

9. Исследования по истории архитектуры и градостроительства: научное издание / под общ. ред. Д. О. Швидковского. - Вып. 3. - М.: Архитектура-С, 2011. - 508 с.

10. Труды МАрхИ: Материалы международной научно-практической конференции 8-12 апреля 2013 г. - М.: Архитектура-С, 2013.

11. Исследования по истории архитектуры и градостроительства: научное издание / под общ. ред. Д. О. Швидковского. - Вып. 2. - М.: Архитектура-С, 2013. - 505 с.

References

1. Bunin A. V. The history of Urban Art. - M.: Gos. izd-vo lit. po stroitel'stvu i arhitekture ,1953. - 531 p. (In Russ).

2. Bunin A. V., Savarenskaya T.F. The history of Urban Art. In 2 volumes. -M.: Strojizdat, 1979. - 495 p., p. 411. (In Russ).

3. Savarenskaya T. F., Shvidkovskij D. O. i dr. The history of Urban Art. -Vol. 1. - M.: Arhitektura-S, 2019. - 439 p. (In Russ).

4. Savarenskaya T. F., Shvidkovskij D. O. i dr. The history of Urban Art. -Vol. 2. - M.: Arhitektura-S, 2019. - 400 p. (In Russ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Moscow architectural ensembles of 15th - the beginning of 20th centuries. The principles of artistic unity. - M.: Strojizdat, 1997. - 471 p. (In Russ).

6. Shvidkovskij D. O Historical way of Russian architecture and its connections with the world architecture. - M.: Arkhitektura-S, 2019. - 512 p. (In Russ).

7. Savarenskaya T. F., Nadyarnyh F. F., Raputov L. B. Practical tasks on the course of the history of urban planning. - M.: MARKHI, 1986. - 97 p. (In Russ).

8. Practical tasks on the course of the history of urban planning. - M.: MARHI, 1986. - 109 p. (In Russ).

9. The investigations on the history of urban planning: scientific. - Is. 3. -M.: DPK Press, 2011. - 508 p. (In Russ).

10. The works of MARKI. The proceedings of international scientific and

practical conference, April, 8-12,2013. - M.: Arhitektura-S, 2013. (In Russ).

11. The investigations on the history of urban planning: scientific publication -Is. 2. - M.: DPK Press, 2011. - 505 p. (In Russ).

Сведения об авторе

Иванова Ирина Германовна, кандидат архитектуры, профессор кафедры Истории архитектуры и градостроительства Московского архитектурного института (Государственной Академии), Москва, Россия. E-mail: iva-nuova@yandex.ru

Раскрытие информации о конфликте интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Информация о статье

Поступила в редакцию: 15 ноября 2021 Одобрена после рецензирования: 7 декабря 2021

Принята к публикации: 22 декабря 2021 Опубликована: 2 марта 2022

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Author of the publication

Irina G. Ivanova, Ph.D. in Architecture, Professor of the Chair of History of architecture and town-planning of The Moscow Architectural Institute (State Academy), Moscow, Russia. E-mail: iva-nuova@yandex.ru

Conflicts of Interest Disclosur

The author declares that there is no conflict of interest.

Article info

Submitted: November 15, 2021 Approved after peer reviewing: December 7, 2021 Accepted for publication: December 22, 2021 Published: March 2, 2022

The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.