УДК 81 Михайлова А.А., Крючкова Т.В.
Михайлова А.А.
магистрант 3 курса Армавирский государственный педагогический университет
(г. Армавир, Россия)
Крючкова Т.В.
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 12 (г. Армавир, Россия)
ГРАДАЦИЯ КАК СТИЛИСТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ
Аннотация: в статье определяется сущность понятия градации как стилистического приема художественной речи и приводятся разные виды классификаций градуирования: по структуре, характеру основы градационного ряда и количеству градонимов.
Ключевые слова: градация, градонимы, синонимия, синонимы, контаминация.
Градация — это стилистический прием в художественной речи, который представляет собой последовательное наращивание или уменьшение элементов в тексте для создания особого эффекта. Этот прием может использоваться для усиления выразительности, подчеркивания важности какого-либо элемента, создания ритма и динамики.
В литературе градация часто используется для создания драматического эффекта, подчеркивания внутреннего состояния персонажей или построения динамики сюжета. Например, в произведениях Шекспира или Толстого можно встретить градацию, которая усиливает эмоциональное воздействие на читателя или зрителя.
В целом, градация помогает делать речь более выразительной и насыщенной, привлекает внимание к ключевым моментам и усиливает общий художественный эффект текста.
Структурно-семантические особенности выражения градационных отношений в художественном тексте охватывают как лингвистический, так и методический аспекты, которые помогают создать нужный эффект в произведении.
Градация в художественном тексте может быть классифицирована по различным критериям, таким как структура, характер основы градационного ряда и количество градонимов. Вот более детальная классификация:
1. По структуре градационного ряда.
Линейная градация:
— постепенное усиление - элементы градационного ряда идут в порядке увеличения степени интенсивности или значимости.
Например: «Он был обеспокоен, взволнован, потрясён и, наконец, в ужасе»,
— постепенное ослабление - элементы следуют в порядке уменьшения степени интенсивности.
Например: «Она чувствовала себя прекрасно, затем хорошо, потом просто удовлетворительно».
Круговая градация:
— восходящая и нисходящая градация. Градация может сначала усиливаться, а затем ослабевать или наоборот.
Например: «Сначала он был просто раздражён, затем раздражённее, потом почти в ярости, и, наконец, снова стал спокойным».
-Ступенчатая градация:
— градация с резким скачком. Градационные элементы не идут по непрерывной линии, а представляют собой резкий переход от одного состояния к другому.
Например: «Он чувствовал себя плохо, очень плохо, и вдруг совсем плохо».
2. По характеру основы градационного ряда
Лексическая градация:
— синонимическая градация - использование синонимов разной степени интенсивности.
Например: «Успех был просто хорош, позже стал великим, и, в конце концов, потрясающим».
— антонимическая градация - использование антонимов для создания контраста.
Например: «Он сначала был спокоен, затем обеспокоен, и в конце концов, в панике»
Морфологическая градация:
— градация через степени сравнения - использование степеней сравнения прилагательных и наречий.
Например: «Он был хорош, лучше, и в итоге - наилучший.»
Семантическая градация:
— градация по семантическому полю - изменение смысла или контекста слов для создания градационного ряда.
Например: «Сначала это была просто проблема, потом сложная задача, затем вызов, и наконец - катастрофа».
3. По количеству градонимов.
Двуступенчатая градация:
— два элемента - градация включает только два градонима.
Например: «Он был просто расстроен и впоследствии глубоко
разочарован».
Многоступенчатая градация:
— три и более элемента - градация включает три или более градонимов, что позволяет более детально выразить изменения или усиливания.
Например: «Она сначала была слегка взволнована, затем сильно встревожена, и в конце концов, практически в панике».
Сложная градация:
— комбинированные ряды: использование сложных градационных конструкций, которые включают несколько рядов градации в одном предложении или тексте.
Например: «Сначала это было лишь небольшое недовольство, потом серьёзное разочарование, а вскоре стало настоящим потрясением, сопровождаемым полным чувством катастрофы.»
Эти классификации помогают понимать, как градация используется для достижения разных стилистических и эмоциональных эффектов в художественном тексте. В зависимости от того, как организована градация, она может усиливать воздействие текста, придавать ему ритм и глубину, а также создавать разнообразные выразительные оттенки.
Анализ языкового материала показывает, что большинство слов русского языка могут вступать в градационные отношения разного рода и выражать градуированные значения. Этому способствует прежде всего то, что градуирование осуществляется с помощью разнообразных способов выражения: лексического, словообразовательного, морфологического, синтаксического, стилистического. Мера оценочных градаций текстового события - важный имплицитный компонент градуального комплекса. Мера субъективных нисходящих и восходящих градаций является отражением в семантической структуре градуальности, а оценочные критерии меры носят преимущественно субъективный характер.
В предложении сравнительно-градационные отношения мы можем наблюдать в конструкциях, составленных по определенной схеме: сравнительная форма прилагательного + чем: эта груша была слаще, чем яблоко, скатерть на столе белоснежнее, чем снег, вечер был более прохладный, чем всегда.
При компаративном измеряемом: активирующий компонент градации -словоформа с союзом чем занимает позицию восполняющей формы:
На черном небе начали мерцать звезды, и удивительно, мне показалось, что они еще выше, чем у нас на севере (М.Ю. Лермонтов).
Пропозицию компаратива могут занимать местоименные слова типа другой, по-другому, наречие по-другому, при которых градационное отношение уступает место более широкому отношению различия:
Жизнь на других планетах, возможно, окажется другой, чем на Земле
(журн.).
В отличие от чисто сравнительного соотношение сравнительного и градационного, антонимического и градационного, синонимического и градационного отношений указывают на сходство, подобие предметов не по их сути, а по их отношению к одному и тому же действию, признаку, событию. Это семантическое и структурное соединение выражает подчинительное отношение, определяя зависимое положение вводимой словоформы, но элемент градации привносит значение соединения и сближает подобную конструкцию с сочинительными элементами (ср.: а равно и, как... так и):
На войне деревья, как и люди, имеют каждое свою судьбу (М. Шолохов). Сравните: На войне как деревья, так и люди, имеют свою судьбу.
В структуре предложения и текста можно выделить функционально-семантическую категорию градуальности, где значение различной степени проявления признака, процесса, действия выражается различными языковыми средствами, что и представляет общее функционально-семантическое поле градации.
При отношениях градации в тексте следует учитывать, что фразеологизированные градульные компоненты являются прагматически значимыми элементами высказывания. Кроме того, они рассматриваются как элементы, которые эксплицируют определенные фрагменты картины мира говорящего и некоторые свойства языковой личности.
Существует традиционное представление о том, что такие компоненты связаны с предложением и не могут быть изъяты без ущерба для смысла высказывания. Усиление внимания к прагматическому аспекту лексических единиц, в состав которых входят градуальные слова, фразеологизмы и
устойчивые выражения, - непременное условие адекватного представления их значений в определенном контексте. Например:
Мне было совершенно ясно. Этот пес вытащил самый главный собачий билет (М.А.Булгаков).
Градация как стилистический приём художественной речи представляет собой последовательное увеличение или уменьшение признаков, свойств, или значений в тексте. Она помогает усилить выразительность и создать яркий эффект в речи. В школе на уроках литературы или русского языка этот приём можно рассматривать с разных сторон:
Применение в письменной и устной речи:
— в литературе: градация может использоваться для создания ярких образов и усиления художественного эффекта.
— риторике и ораторском мастерстве: этот приём помогает сделать речь более убедительной и запоминающейся.
В качестве закрепления материала по градационным отношениям, можно предложить следующие задания для обучающихся:
— проанализировать примеры градации в известных литературных произведениях,
— составить собственные предложения или тексты, используя градацию для создания нужного эффекта,
— обсудить, как градация влияет на восприятие текста и какую роль она играет в создании настроения.
Понимание и умелое использование градации помогут обучающимся не только лучше анализировать художественные произведения, но и обогащать свои собственные навыки письма и речи.
Таким образом, градация в художественном тексте является мощным инструментом для создания выразительности и динамики. Лингвистические и методические аспекты градации взаимодействуют, обеспечивая как структурное, так и семантическое разнообразие в тексте.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Новиков Л.А. Синонимия как функция / / Новиков Л.А. Избранные труды. -М. : Изд-во Моск. ун-та, 2001. - Т. 2. - С. 553;
2. Словарь синонимов современного русского языка / под ред. А.П. Евгеньевой. -М., 1981-1984. - Т. 2. - С. 487;
3. Колесникова С. М. Функциональная грамматика: предикативность, градуальность, оценочность: учебное пособие. — М.: МПГУ, 2016. — 288 с;
4. Нгуен, Мань Хай. Градационные отношения в синонимических рядах русских качественных имён прилагательных с семантикой звука или звучания / Мань Хай Нгуен. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 439-442. — URL: https://moluch.ru/archive/363/81193/ (дата обращения: 14.09.2024);
5. Словарь синонимов и антонимов современного русского языка. 50000 слов / под ред. А. С. Гавриловой. — М.: Аделант, 2013. — 800 с;
6. Словарь синонимов русского языка: В 2 т. Т. 1: А-Н / ИЛИ РАН, под ред. А. П. Евгеньевой. — М.: ООО «Изд-ство Астрель»: ООО «Изд-ство АСТ», 2003. — 680, [8] с.
Mikhailova A.A., Kryuchkova T. V.
Mikhailova A.A.
Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia)
Kryuchkova T.V.
Secondary School No. 12 (Armavir, Russia)
GRADATION AS STYLISTIC DEVICE OF ARTISTIC SPEECH
Abstract: the article defines the essence of the concept of graduation as a stylistic device of artistic speech and provides different types of graduation classifications: according to the structure, the nature of the basis of the gradation series and the number of gradonyms.
Keywords: gradation, gradonyms, synonymy, synonyms, contamination, climax, anticlimax, direct gradation, double gradation, combined gradation, logical gradation, phase gradation, contextual gradation.