Научная статья на тему 'ГРАДАЦИЯ КАК СТИЛИСТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ'

ГРАДАЦИЯ КАК СТИЛИСТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
градация / градонимы / синонимия / синонимы / контаминация / gradation / gradonyms / synonymy / synonyms / contamination / climax / anticlimax / direct gradation / double gradation / combined gradation / logical gradation / phase gradation / contextual gradation

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Михайлова А.А., Крючкова Т.В.

В статье определяется сущность понятия градации как стилистического приема художественной речи и приводятся разные виды классификаций градуирования: по структуре, характеру основы градационного ряда и количеству градонимов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GRADATION AS STYLISTIC DEVICE OF ARTISTIC SPEECH

The article defines the essence of the concept of graduation as a stylistic device of artistic speech and provides different types of graduation classifications: according to the structure, the nature of the basis of the gradation series and the number of gradonyms.

Текст научной работы на тему «ГРАДАЦИЯ КАК СТИЛИСТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ»

УДК 81 Михайлова А.А., Крючкова Т.В.

Михайлова А.А.

магистрант 3 курса Армавирский государственный педагогический университет

(г. Армавир, Россия)

Крючкова Т.В.

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 12 (г. Армавир, Россия)

ГРАДАЦИЯ КАК СТИЛИСТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ

Аннотация: в статье определяется сущность понятия градации как стилистического приема художественной речи и приводятся разные виды классификаций градуирования: по структуре, характеру основы градационного ряда и количеству градонимов.

Ключевые слова: градация, градонимы, синонимия, синонимы, контаминация.

Градация — это стилистический прием в художественной речи, который представляет собой последовательное наращивание или уменьшение элементов в тексте для создания особого эффекта. Этот прием может использоваться для усиления выразительности, подчеркивания важности какого-либо элемента, создания ритма и динамики.

В литературе градация часто используется для создания драматического эффекта, подчеркивания внутреннего состояния персонажей или построения динамики сюжета. Например, в произведениях Шекспира или Толстого можно встретить градацию, которая усиливает эмоциональное воздействие на читателя или зрителя.

В целом, градация помогает делать речь более выразительной и насыщенной, привлекает внимание к ключевым моментам и усиливает общий художественный эффект текста.

Структурно-семантические особенности выражения градационных отношений в художественном тексте охватывают как лингвистический, так и методический аспекты, которые помогают создать нужный эффект в произведении.

Градация в художественном тексте может быть классифицирована по различным критериям, таким как структура, характер основы градационного ряда и количество градонимов. Вот более детальная классификация:

1. По структуре градационного ряда.

Линейная градация:

— постепенное усиление - элементы градационного ряда идут в порядке увеличения степени интенсивности или значимости.

Например: «Он был обеспокоен, взволнован, потрясён и, наконец, в ужасе»,

— постепенное ослабление - элементы следуют в порядке уменьшения степени интенсивности.

Например: «Она чувствовала себя прекрасно, затем хорошо, потом просто удовлетворительно».

Круговая градация:

— восходящая и нисходящая градация. Градация может сначала усиливаться, а затем ослабевать или наоборот.

Например: «Сначала он был просто раздражён, затем раздражённее, потом почти в ярости, и, наконец, снова стал спокойным».

-Ступенчатая градация:

— градация с резким скачком. Градационные элементы не идут по непрерывной линии, а представляют собой резкий переход от одного состояния к другому.

Например: «Он чувствовал себя плохо, очень плохо, и вдруг совсем плохо».

2. По характеру основы градационного ряда

Лексическая градация:

— синонимическая градация - использование синонимов разной степени интенсивности.

Например: «Успех был просто хорош, позже стал великим, и, в конце концов, потрясающим».

— антонимическая градация - использование антонимов для создания контраста.

Например: «Он сначала был спокоен, затем обеспокоен, и в конце концов, в панике»

Морфологическая градация:

— градация через степени сравнения - использование степеней сравнения прилагательных и наречий.

Например: «Он был хорош, лучше, и в итоге - наилучший.»

Семантическая градация:

— градация по семантическому полю - изменение смысла или контекста слов для создания градационного ряда.

Например: «Сначала это была просто проблема, потом сложная задача, затем вызов, и наконец - катастрофа».

3. По количеству градонимов.

Двуступенчатая градация:

— два элемента - градация включает только два градонима.

Например: «Он был просто расстроен и впоследствии глубоко

разочарован».

Многоступенчатая градация:

— три и более элемента - градация включает три или более градонимов, что позволяет более детально выразить изменения или усиливания.

Например: «Она сначала была слегка взволнована, затем сильно встревожена, и в конце концов, практически в панике».

Сложная градация:

— комбинированные ряды: использование сложных градационных конструкций, которые включают несколько рядов градации в одном предложении или тексте.

Например: «Сначала это было лишь небольшое недовольство, потом серьёзное разочарование, а вскоре стало настоящим потрясением, сопровождаемым полным чувством катастрофы.»

Эти классификации помогают понимать, как градация используется для достижения разных стилистических и эмоциональных эффектов в художественном тексте. В зависимости от того, как организована градация, она может усиливать воздействие текста, придавать ему ритм и глубину, а также создавать разнообразные выразительные оттенки.

Анализ языкового материала показывает, что большинство слов русского языка могут вступать в градационные отношения разного рода и выражать градуированные значения. Этому способствует прежде всего то, что градуирование осуществляется с помощью разнообразных способов выражения: лексического, словообразовательного, морфологического, синтаксического, стилистического. Мера оценочных градаций текстового события - важный имплицитный компонент градуального комплекса. Мера субъективных нисходящих и восходящих градаций является отражением в семантической структуре градуальности, а оценочные критерии меры носят преимущественно субъективный характер.

В предложении сравнительно-градационные отношения мы можем наблюдать в конструкциях, составленных по определенной схеме: сравнительная форма прилагательного + чем: эта груша была слаще, чем яблоко, скатерть на столе белоснежнее, чем снег, вечер был более прохладный, чем всегда.

При компаративном измеряемом: активирующий компонент градации -словоформа с союзом чем занимает позицию восполняющей формы:

На черном небе начали мерцать звезды, и удивительно, мне показалось, что они еще выше, чем у нас на севере (М.Ю. Лермонтов).

Пропозицию компаратива могут занимать местоименные слова типа другой, по-другому, наречие по-другому, при которых градационное отношение уступает место более широкому отношению различия:

Жизнь на других планетах, возможно, окажется другой, чем на Земле

(журн.).

В отличие от чисто сравнительного соотношение сравнительного и градационного, антонимического и градационного, синонимического и градационного отношений указывают на сходство, подобие предметов не по их сути, а по их отношению к одному и тому же действию, признаку, событию. Это семантическое и структурное соединение выражает подчинительное отношение, определяя зависимое положение вводимой словоформы, но элемент градации привносит значение соединения и сближает подобную конструкцию с сочинительными элементами (ср.: а равно и, как... так и):

На войне деревья, как и люди, имеют каждое свою судьбу (М. Шолохов). Сравните: На войне как деревья, так и люди, имеют свою судьбу.

В структуре предложения и текста можно выделить функционально-семантическую категорию градуальности, где значение различной степени проявления признака, процесса, действия выражается различными языковыми средствами, что и представляет общее функционально-семантическое поле градации.

При отношениях градации в тексте следует учитывать, что фразеологизированные градульные компоненты являются прагматически значимыми элементами высказывания. Кроме того, они рассматриваются как элементы, которые эксплицируют определенные фрагменты картины мира говорящего и некоторые свойства языковой личности.

Существует традиционное представление о том, что такие компоненты связаны с предложением и не могут быть изъяты без ущерба для смысла высказывания. Усиление внимания к прагматическому аспекту лексических единиц, в состав которых входят градуальные слова, фразеологизмы и

устойчивые выражения, - непременное условие адекватного представления их значений в определенном контексте. Например:

Мне было совершенно ясно. Этот пес вытащил самый главный собачий билет (М.А.Булгаков).

Градация как стилистический приём художественной речи представляет собой последовательное увеличение или уменьшение признаков, свойств, или значений в тексте. Она помогает усилить выразительность и создать яркий эффект в речи. В школе на уроках литературы или русского языка этот приём можно рассматривать с разных сторон:

Применение в письменной и устной речи:

— в литературе: градация может использоваться для создания ярких образов и усиления художественного эффекта.

— риторике и ораторском мастерстве: этот приём помогает сделать речь более убедительной и запоминающейся.

В качестве закрепления материала по градационным отношениям, можно предложить следующие задания для обучающихся:

— проанализировать примеры градации в известных литературных произведениях,

— составить собственные предложения или тексты, используя градацию для создания нужного эффекта,

— обсудить, как градация влияет на восприятие текста и какую роль она играет в создании настроения.

Понимание и умелое использование градации помогут обучающимся не только лучше анализировать художественные произведения, но и обогащать свои собственные навыки письма и речи.

Таким образом, градация в художественном тексте является мощным инструментом для создания выразительности и динамики. Лингвистические и методические аспекты градации взаимодействуют, обеспечивая как структурное, так и семантическое разнообразие в тексте.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Новиков Л.А. Синонимия как функция / / Новиков Л.А. Избранные труды. -М. : Изд-во Моск. ун-та, 2001. - Т. 2. - С. 553;

2. Словарь синонимов современного русского языка / под ред. А.П. Евгеньевой. -М., 1981-1984. - Т. 2. - С. 487;

3. Колесникова С. М. Функциональная грамматика: предикативность, градуальность, оценочность: учебное пособие. — М.: МПГУ, 2016. — 288 с;

4. Нгуен, Мань Хай. Градационные отношения в синонимических рядах русских качественных имён прилагательных с семантикой звука или звучания / Мань Хай Нгуен. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 439-442. — URL: https://moluch.ru/archive/363/81193/ (дата обращения: 14.09.2024);

5. Словарь синонимов и антонимов современного русского языка. 50000 слов / под ред. А. С. Гавриловой. — М.: Аделант, 2013. — 800 с;

6. Словарь синонимов русского языка: В 2 т. Т. 1: А-Н / ИЛИ РАН, под ред. А. П. Евгеньевой. — М.: ООО «Изд-ство Астрель»: ООО «Изд-ство АСТ», 2003. — 680, [8] с.

Mikhailova A.A., Kryuchkova T. V.

Mikhailova A.A.

Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia)

Kryuchkova T.V.

Secondary School No. 12 (Armavir, Russia)

GRADATION AS STYLISTIC DEVICE OF ARTISTIC SPEECH

Abstract: the article defines the essence of the concept of graduation as a stylistic device of artistic speech and provides different types of graduation classifications: according to the structure, the nature of the basis of the gradation series and the number of gradonyms.

Keywords: gradation, gradonyms, synonymy, synonyms, contamination, climax, anticlimax, direct gradation, double gradation, combined gradation, logical gradation, phase gradation, contextual gradation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.