Научная статья на тему 'GR-менеджмент как вид профессиональной деятельности'

GR-менеджмент как вид профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
465
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
GR-МЕНЕДЖМЕНТ / GR-МЕНЕДЖЕР / ПРОФЕССИЯ / БИЗНЕС-ОРГАНИЗАЦИЯ / ОРГАНЫ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ / GR-MANAGEMENT / GR-MANAGER / PROFESSION / BUSINESS ORGANIZATION / PUBLIC AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Епинина Вероника Сергеевна, Кайль Яков Яковлевич, Ламзин Роман Михайлович

Сегодня успех бизнеса и возможность выживать в конкурентной среде главным образом зависит от того, как органы публичной власти относятся к той или иной бизнес-организации. Поэтому в штате любой крупной бизнес-организации критически необходимо наличие человека, способного наладить нормальные взаимоотношения с органами публичной власти и адаптировать бизнес-организацию к их действиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Епинина Вероника Сергеевна, Кайль Яков Яковлевич, Ламзин Роман Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GR-MANAGEMENT AS A PROFESSIONAL ACTIVITY

Today, business success and the ability to survive in a competitive environment mainly depends on how public authorities relate to a particular business organization. Therefore, in the state of any large business organization, it is critical that there is a person who is able to establish normal relations with public authorities and adapt the business organization to their actions.

Текст научной работы на тему «GR-менеджмент как вид профессиональной деятельности»

Abstract. This article shows the results of a marketing research of consumer preferences for choosing sportswear and shoes. Reflects the goals, frequency and place of purchase of products, popular brands, the impact of stocks and discounts on the purchase and reasonable cost. Keywords: market research, survey, sportswear and shoes, consumer preferences, sportswear and shoes

GR-МЕНЕДЖМЕНТ КАК ВИД ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ6 Епинина Вероника Сергеевна, к.э.н., доцент (e-mail: v.epinina@rambler.ru) Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Россия Кайль Яков Яковлевич, д.э.н., профессор (e-mail: kailjakow@mail.ru) Ламзин Роман Михайлович, старший преподаватель (e-mail: rom.lamzin@yandex.ru) Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г.Волгоград, Россия

Сегодня успех бизнеса и возможность выживать в конкурентной среде главным образом зависит от того, как органы публичной власти относятся к той или иной бизнес-организации. Поэтому в штате любой крупной бизнес-организации критически необходимо наличие человека, способного наладить нормальные взаимоотношения с органами публичной власти и адаптировать бизнес-организацию к их действиям.

Ключевые слова: GR-менеджмент, GR-менеджер, профессия, бизнес-организация, органы публичной власти

В настоящее время на российском рынке труда уверенно увеличивается потребность в экспертах, способных наладить устойчивые положительные отношения бизнес-организаций с органами публичной власти. Данное обстоятельство объективно обусловливает организационно-правовое введение в штатные расписания многих отечественных бизнес-организаций должности GR-менеджера как специалиста отдела по связям с органами публичной власти и институционализирует формирование в Российской Федерации GR-менеджмента как нового вида профессиональной деятельности.

Аббревиатура «GR» расшифровывается как Government Relations, что с английского языка переводится как «связь с государственной системой

6 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №19-010-00103 «Когнитивное моделирование инновационного механизма партнерского взаимодействия субъектов бизнеса с органами публичной власти (GR-менеджмент) в условиях цифровиза-ции».

управления».

ОЯ-менеджмент как вид деятельности под разными названиями существовал всегда. Несмотря на то, что в последние годы в России отношения между органами публичной власти и бизнес-организациями несколько улучшились, опыт зарубежных стран свидетельствует о нехватке опытных и квалифицированных специалистов в этой отрасли [2, с.115]. Так, каждую неделю на интернет-портале рекрутинговой компании «НеаёНиП;ег» размещается свыше 10 объявлений о вакансии по профилю «связи с органами власти». Наиболее востребованы ОЯ-менеджеры в бизнес-организациях, зависящих в своей деятельности от контролирующих, надзорных и разрешающих органов публичной власти [6, с.80; 10, с.18].

Уверенно растущий спрос на высококвалифицированных специалистов в области ОЯ-менеджмента привел к тому, что в середине 2000-х гг. в вузах крупных городов (в первую очередь - в Москве и Санкт-Петербурге) были реализованы первые экспериментальные программы (как правило, курсы) по подготовке ОЯ-менеджеров.

На сегодняшний день среди образовательных организаций высшего образования, успешно готовящих специалистов по профессии «ОЯ-менеджер», можно выделить: Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского; Дальневосточный федеральный университет; Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского; Казанский (Приволжский) федеральный университет; Тюменский государственный университет; Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского; Кубанский государственный университет, и др. [9].

Обучение профессиональному диалогу с органами публичной власти предполагает изучение: целей, задач, функций ОЯ-менеджера при защите интересов бизнес-организации в условиях взаимодействия с органами публичной власти; особенностей организации деятельности органов публичной власти и принятия ими управленческих решений; технологий ОЯ-работы; ОЯ-вопросов бизнес-организаций при взаимодействии с регулирующими органами публичной власти; специфики разработки ОЯ-стратегии; опыта разработки перспективных инструментов взаимодействия бизнес-организаций и органов публичного управления.

Вместе с тем в настоящее время профессиональное сообщество ОЯ-менеджеров переживает этап своего формирования. В России весьма актуальным и целесообразным является создание ассоциации (объединения) ОЯ-менеджеров, в уставе которой будет выработан этический кодекс поведения лиц, связанных с налаживанием взаимовыгодного взаимодействия с органами публичной власти [3].

ОЯ-менеджер представляет собой специалиста, ответственного за нала-

живание успешных и плодотворных связей бизнес-организации с органами публичной власти (а также общественными учреждениями) для решения вопросов ее процветания и устойчивого развития. ОЯ-менеджер - связующее звено между бизнес-организацией и органами публичной власти, благодаря которому она развивается [4, с.40]. Кандидаты на должность ОЯ-менеджера должны иметь высшее образование, соответствующее профилю деятельности. Областями знания успешного ОЯ-менеджера являются об-ществознание, право, экономика, менеджмент, государственное и муниципальное (публичное) управление, коммуникация, а также РЯ и реклама.

По результатам исследований интернет-портала «SuperJob.ru» в 2018 г. основными требованиями к претенденту на позицию ОЯ-менеджера были:

1. Пол - мужской.

2. Возрастной диапазон - 25-55 лет.

3. Образование - высшее профессиональное образование (экономическое, юридическое, государственное управление) или специализированные курсы (наличие квалификационных сертификатов).

4. Профессиональные навыки - уверенный пользователь ПК; грамотная устная и письменная речь; английский язык (разговорный/свободный уровень); опыт ведения деловой переписки и документооборота; знание РЯ-технологий.

5. Опыт работы - в государственных (муниципальных) структурах / политических партиях / ОЯ-подразделениях крупных бизнес-организаций от 2 лет.

6. Типичный функционал - продвижение и защита интересов бизнес-организации в органах публичной власти; участие в переговорах; поддержка продвижения принятых управленческих решений [1].

Одной из приоритетных функциональных обязанностей ОЯ-менеджера, как правило, является непрерывное отслеживание и аккумулирование информации (мониторинг) о:

-текущем функционировании органов публичной власти различных уровней (федерального, регионального, муниципального) и предполагаемых изменениях;

-политической ситуации в стране, а также изменениях в законодательной базе;

-социально-экономических проблемах территории расположения и обслуживания бизнес-организации и инициативах, выдвигаемых органами публичной власти по их нивелированию [5, с.182];

-проектах программ и нормативных правовых актов органов публичной власти в области деятельности бизнес-организации.

Ключевые задачи профессиональной деятельности ОЯ-департаментов посвящены:

-формированию связей и отношений бизнес-организации с органами публичной власти различных уровней (федерального, регионального, муниципального) на основе взаимных интересов;

-организации и стабилизации транспарентных коммуникационных отношений сотрудничества всех подразделений бизнес-организации для достижения ее приоритетных целей развития и с целью дальнейшего использования во взаимодействиях с органами публичной власти;

-реализации информационно-аналитического администрирования и мероприятий маркетингового характера;

-выработке стратегии взаимодействия бизнес-организации с органами публичной власти с целью обеспечения ей дополнительных преференций со стороны государства;

-консультированию руководителей бизнес-организации по вопросам политической ситуации в стране, а также изменений в законодательной базе;

-участию в деятельности общественных советов, созданных при органах публичной власти;

-разработке и предоставлению экспертной информации. В случае недостатка собственных ресурсов на содержание GR-подразделения или недостаточной квалификации его специалистов бизнес может использовать услуги фирм, специализирующихся в области GR-связей.

К числу наиболее важных функций (профессиональных компетенций) GR-менеджера следует отнести:

-достижение запланированных целей бизнес-организации посредством создания условий для решения ее важных задач (и защиты интересов бизнес-организации) при взаимодействии с органами публичной власти;

-ингибирование или оптимальная корректировка негативных для бизнес-организации обстоятельств, происходящих или способных появиться как результат принимаемых органами публичной власти управленческих решений [7, с.42];

-формирование и поддержание положительного имиджа бизнес-организации в органах публичной власти;

-детерминирование допустимых стратегий оказания влияния на принятие органами публичной власти управленческих решений по значимым для бизнес-организации вопросам [8, с.119];

-разработка стратегии продвижения продукции бизнес-организации и участие в аукционах и государственных закупках товаров и услуг;

-стратегический подход к формированию позитивного имиджа и репутации бизнес-организации, лояльность к государству и обществу и др.

Компетентность GR-менеджеров может быть охарактеризована как накопленный (кумулятивный) комплекс профессиональных навыков, Soft skills, личных качеств и опыта профессионала, достаточный для эффективной и результативной реализации в бизнес-организации GR-менеджмента. Важными качествами GR-менеджера являются:

1. Профессиональные навыки: владение методами лоббирования интересов компании, знание технологий PR, понимание отраслевой специфики предприятия, понимание устройства государственной власти и владение

механизмами работы с отдельными ее структурами, умение анализировать рынок потребителей и оценивать конкурентоспособность компании, умение вести деловую переписку, умение грамотно формулировать проблемы, переводить их в задачи и предлагать разные пути их решения, грамотная письменная и устная речь, владение английским языком.

2. Soft skills: аналитическое мышление, лидерские качества, деловое общение, коммуникабельность (коммуникативные навыки), управление персоналом, самосовершенствование.

3. Личные качества: ораторские качества, стрессоустойчивость, инициативность, активность, целеустремленность, организаторские способности, умение достигать поставленной задачи, умение создавать и поддерживать положительный профессиональный имидж и репутацию.

Компоненты модели профессиональной компетентности GR-менеджера

—► 1. Мотивационно-ценностный компонент Детерминируется профессиональным интересом, способностью разрешать проблемы в профессиональной деятельности

2. Когнитивный компонент

—► Детерминируется объемом, глубиной, прочностью, мобильностью знаний и способностью применять профессиональные знания теории ОЯ-менеджмента, коммуникативной теории, имиджелогии

—► 3. Деятельностный компонент Детерминируется степенью сформированных умений в профессиональной деятельности, готовностью к профессиональному сотрудничеству

4. Социальный компонент

—► Детерминируется объемом, глубиной, прочностью, мобильностью знаний и способностью применять профессиональные знания теории ОЯ-менеджмента, коммуникативной и политической теорий, имид-желогии; определяет понимание социального статуса и имиджа ОЯ-менеджера

—► 5. Личностный компонент Детерминируется сформированными профессионально-значимыми качествами личности ОЯ-менеджера, в первую очередь развитыми навыками межличностных взаимодействий

Рис. 1. Компоненты модели профессиональной компетентности

ОЯ-менеджера

В целом, модель профессиональной компетентности ОЯ-менеджера содержит мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, социальный и личностный компоненты (рис. 1).

Таким образом, GR-менеджмент как вид профессиональной деятельности установился в условиях динамичного развития взаимоотношений органов публичной власти, бизнес-организаций и гражданского общества. Профессиональная деятельность GR-менеджера обязывает его обладать конкретными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для достижения целей бизнес-организации при ее активном системном взаимодействии с органами публичной власти. Приоритет функциональных обязанностей GR-менеджера выражается в непрерывном мониторинге, анализе и прогнозе реализуемых/принимаемых органами публичной власти различных уровней (федерального, регионального, муниципального) управленческих решений, особенно в сфере деятельности бизнес-организации.

Список литературы

1. GR-менеджер (менеджер по взаимодействию с органами власти). URL: https://www.superjob.ru/research.

2. GR-связи с государством: теория, практика и механизмы взаимодействия бизнеса и гражданского общества с государством / Под ред. Л.В. Сморгунова, Л.Н. Тимофеевой. - М.: РОССПЭН, 2012. - 407 с.

3. Дегтярев А.А. Роль социальных регуляторов при осуществлении лоббистской деятельности в современной России: правовые нормы, моральные императивы и «понятийные» правила игры. URL: http://lobbying.ru/content/sections/articleid_7217_ linkid_.html.

4. Дорина Е.А. Деятельность GR-департаментов в контексте модернизации экономических институтов // Вестник Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. -2012. - №3.- С. 28-42.

5. Епинина В.С. Партисипативный механизм в публичном управлении: системный подход // Бизнес. Образование. Право. - 2012. - №4. - С. 180-184.

6. Зобнин А. GR-менеджмент на новом этапе развития // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. - 2012. - №2. - С. 78-86.

7. Кайль Я.Я., Епинина В.С., Ламзин Р.М. Основные тенденции и проблемы развития GR-менеджмента // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2017. - №3. -С. 37-43.

8. Кучковская Н.В. Партнерские отношения в процессе взаимодействия государства и бизнеса // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. - 2016. - №1. - С. 116-120.

9. Проектория: профессия GR-менеджер. URL: https://proektoria.online/ professions/gr_menedzher/.

10. Федотова Г. В. Государственный контроль в системе стратегического планирования развития региона // Региональная экономика: теория и практика. - 2013. - №8. - С. 17-22.

Epinina Veronica Sergeevna, PhD. in Economics, associate professor

(e-mail: v.epinina@rambler.ru)

Volgograd State University, Volgograd, Russia

Kayl Iakow Iakowlevich, Doctor of Economics, professor

(e-mail: kailjakow@mail.ru)

Volgograd State Socia-pedagogical University, Volgograd, Russia Lamzin Roman Mikhailovich, Senior Lecturer (e-mail: rom. lamzin@yandex.ru)

Volgograd State Socia-pedagogical University, Volgograd, Russia GR-MANAGEMENT AS A PROFESSIONAL ACTIVITY

Abstract. Today, business success and the ability to survive in a competitive environment mainly depends on how public authorities relate to a particular business organization. Therefore, in the state of any large business organization, it is critical that there is a person who is able to establish normal relations with public authorities and adapt the business organization to their actions. Keywords: GR-management, GR-manager, profession, business organization, public authorities

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.